ѕ–»–ќƒј

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12]

Ќќ¬ќ—“» Ќј” »

–аскрыта тайна пропавшего спутника —едны
У«вездна€ пыльФ в руках ученых
–астет число внесолнечных планет. ¬ибе ƒ.«.
—атурн и ”ран в рентгене
ћолекул€рна€ плазмоника
—егнетоэлектрическа€ нанопам€ть
„еловек дл€ некоторых паразитов - случайный хоз€ин
 ишечнодышащие: конец красивой легенды. ¬иноградов √.ћ.
–оль оксида азота при инфаркте миокарда. Ћипина “.¬.
Ћетучие мыши сооружают жилища. ќпаев ј.—.
–азнообразие хищников ослабл€ет трофический каскад. ѕетров ѕ.Ќ.
—удьба бабочек Ѕритании под угрозой
He сп€т вулканы в √ватемале
—видетельство космической катастрофы
ѕотепление измен€ет растительность высокогорий
» в меловой период возникали ледники
ƒревнейша€ из пивоварен
«агр€знение атмосферы подсудно

–аскрыта тайна пропавшего спутника —едны

јстероид, обнаруженный на окраине —олнечной системы и получивший им€ эскимосской богини —едны, поначалу представл€л собой сплошную головоломку дл€ ученых. ќдна не€сность св€зана с периодом осевого вращени€ —едны. ѕервые измерени€ показали, что он чрезвычайно велик по сравнению с периодами других малых тел —олнечной системы. »змер€€ небольшие колебани€ €ркости астероида, ученые заключили, что период его вращени€ вокруг оси составл€ет от 20 до 40 дней. “акие длинные УсуткиФ предполагали наличие у —едны большого спутника, прит€жение которого затормозило вращение этого астероида. Ќо снимки, полученные с помощью космического телескопа У’абблФ через мес€ц после открыти€ —едны, показали, что сколько-нибудь большой УлуныФ у нее нет.

—.√ауди (S.Gaudi; √арвардско-—митсоновский астрофизический центр, —Ўј) и его коллеги пролили свет на эту загадку, заново исследовав кривую блеска астероида с помощью новой мощной камеры, установленной на 6.5-метровом телескопе MMT (г.ћаунт-’опкинс, —Ўј). ¬ ходе этих наблюдений вы€снилось, что объ€сн€ть длинный период, возможно, вовсе и не нужно. √ауди и его коллеги измерили блеск —едны с очень высокой точностью, выделив в нем периодические колебани€, св€занные с неравномерной €ркостью поверхности астероида. Ќовые измерени€ позволили полностью исключить периоды вращени€ короче 5 ч и более 10 дней. Ќаилучшим образом наблюдательные данные соответствуют компьютерной модели, согласно которой —една оборачиваетс€ вокруг оси примерно за 10 ч. “акой короткий период типичен дл€ астероидов —олнечной системы и не требует дл€ объ€снени€ внешних факторов.

—една - странный объект со странной орбитой. ќна никогда не приближаетс€ к центру —олнечной системы ближе 80 а.е., и ей требуетс€ 10 тыс. лет, чтобы совершить полный оборот вокруг —олнца. ƒл€ сравнени€: орбита ѕлутона проходит на рассто€нии от 30 до 50 а.е. от —олнца, и дл€ полного оборота ему требуетс€ 248 лет. Уƒо сих пор —една представл€лась странной во всем, что нам только удавалось измерить, - говорит √ауди. - Ћюбое ее свойство, которое мы могли определить, оказывалось нетипичным. “еперь мы показали, что по крайней мере в периоде вращени€ —едны странностей нетФ.

Ќовые данные разрешили одну загадку —едны, но другие вопросы остаютс€ без ответа. √лавный среди них - вопрос о том, как —една попала на свою сильно выт€нутую орбиту. “акже ожидает объ€снени€ необычный красный цвет астероида.

У«вездна€ пыльФ в руках ученых

¬ феврале 1999 г. в космос был запущен аппарат УStardustФ (У«вездна€ пыльФ), само название которого говорит о цели этого эксперимента.   маю 2000 г. бортовые УловушкиФ аппарата уже собрали немалое количество УпылиФ дл€ подробного изучени€, но самое захватывающее врем€ наступило в €нваре 2004 г., когда УStardustФ пошел на сближение с основным объектом своих исследований - кометой ¬илд-2, принадлежащей к семейству ёпитера.

ќфициальное название кометы 81P/Wild2. ќна была открыта в 1978 г. швейцарским астрономом ѕ.¬илдом (P.Wild), работавшим в ќбсерватории Ѕернского университета. “огда комета находилась в 1.21 а.е. от «емли, а теперь не выходит за пределы орбиты ћарса, и период ее обращени€ вокруг —олнца уменьшилс€ до 6.4 года. » вот 2 €нвар€ 2004 г. настал давно ожидаемый момент: УStardustФ, двига€сь со сравнительно небольшой скоростью 6 км/с, сблизилс€ с кометой на рассто€ние всего в 236 км. Ёто позволило приборам тщательно Уразгл€дыватьФ объект, а их показани€ стали предметом изучени€ многочисленных научных коллективов из —Ўј, √ермании, ‘инл€ндии, ¬еликобритании и др.

Ќеожиданности посыпались как из рога изобили€. Ѕортова€ фотокамера делала по одному снимку объекта каждые 10 с, и 72 полученных изображени€ уже позволили пересмотреть некоторые усто€вшиес€ взгл€ды на строение комет. “ак, со времени нашумевшего падени€ на ёпитер в 1993 г. кометы Ўумейкеров-Ћеви-9 укрепилось мнение, будто подобные космические тела представл€ют собой Укучу обломковФ, слабо св€занных и легко распадающихс€ даже при не очень сильном воздействии извне. ћожет быть, это и справедливо в отношении некоторых подобных объектов, но далеко не всех.  омета ¬илд-2 столь густо усе€на УоспинамиФ кратеров, возникших при столкновении с другими небесными телами, что, будь она рыхлым комом, давно бы развалилась на множество мелких частей.  роме того, у многих кратеров и других впадин стенки необычно крутые, их уклон достигает 70∞; значит, частицы в €дре плотно сцеплены друг с другом, что, в свою очередь, свидетельствует против гипотезы Урыхлой грудыФ обломков.

Ќа поверхности кометы ¬илд-2 есть кратеры двух типов. ќдин, условно названный У€мой с нимбомФ, представл€ет собой котлован с вогнутым дном, окруженный по периметру областью неправильных очертаний, где навалены кучи выброшенной из него породы. ƒругой кратер - плоскодонный, не имеет подобного УнимбаФ, а вокруг него видны крутые скалистые возвышени€.

ѕоставив р€д лабораторных экспериментов, ученые установили, что У€ма с нимбомФ может возникать, когда падающее извне тело обрушиваетс€ на скопление однородного хрупкого материала с сильным сцеплением частиц. ј плоскодонные кратеры по€вл€ютс€ там, где поверхность состоит из силикатных (кремнистых) пород с многочисленными порами и слабой способностью к слипанию. ¬ обоих случа€х можно сделать вывод, что €дро кометы прочное, а гравитационные силы играют незначительную роль в формировании топографии этого небесного тела, что тоже опровергает распространенное мнение о груде обломков, удерживаемых вместе взаимным прит€жением.

¬ 1986 г. запущенный ≈вропейским космическим агентством аппарат УGiottoФ посетил окрестности кометы √алле€, а в 2001 г. американский посланец УDeep Space-1Ф - комету Ѕорелли. —равнение их данных с теми, что предоставила комета ¬илд-2, говорит как об удивительном сходстве, так и не менее удивительных различи€х. ядра всех трех комет способны отражать не более 5% поступающего к ним света: поверхности €дер окутаны неким нелетучим веществом, а выброс газов и пыли происходит лишь на очень небольших участках. ќднако есть и существенные различи€. “ак, геометри€ €дер комет √алле€ и Ѕорелли близка к выт€нутому эллипсоиду, а у ¬илд-2 €дро похоже скорее на сплющенный эллипсоид, у которого диаметр одной оси около 5.5 км, другой - 4.0 км, а третьей - примерно 3.3 км.

ќткуда вз€лось такое различие? ¬озможно, во всем виновата непохожа€ истори€ эволюции.  омета √алле€ происходит из облака ќорта - обширного скоплени€ аналогичных тел, расположенных на самых далеких окраинах —олнечной системы. «а врем€ своей жизни эта комета сотни, если не тыс€чи раз приближалась к —олнцу, так что Утеплова€ обработкаФ смогла сильно выровн€ть ее поверхность.  ометы Ѕорелли и ¬илд-2 схожи - обе относ€тс€ к эклиптическим: у них сравнительно короткий срок обращени€ по орбите (у первой около 6.9 лет, у второй примерно 6.4 года). ¬илд-2 была захвачена ёпитером лишь три дес€тилети€ назад, так что эпизоды ее разогрева исчисл€ютс€ всего несколькими годами.   радости астрономов, ее поверхность лучше сохранила все перипетии истории кометы, в том числе следы столкновени€ с сосед€ми по по€су  ойпера - области, лежащей непосредственно за орбитой Ќептуна, котора€ считаетс€ основным УхранилищемФ эклиптических комет.

—вежие данные о УзапыленностиФ —олнечной системы не могли не привлечь внимание специалистов, возглавл€емых Ё.ƒж.“удзолино (A.J.Tuzzolino; »нститут им.Ё.‘ерми в „икаго). ќни исследуют газово-пылевые оболочки вокруг кометных €дер, возникающие вследствие испарени€ вещества с их поверхности при сближении с —олнцем. ѕлотность такого покрывала очень низка - около 0.1 г/см3. Ќесмотр€ на это, кажда€ пылинка имеет свою структуру: в ее середине - твердое минеральное УзернышкоФ, окруженное внутренней мантией из органических веществ, а затем - внешней мантией из водного льда. ¬се это теперь впервые удаетс€ разгл€деть благодар€ неспешным пролетам УStardustФ вблизи объекта и новейшей технике с высокой разрешающей способностью.

≈ще в 1982 г. астрофизик ƒж.ћ.√ринберг (J.M.Greenberg; ”ниверситет штата јризона) предложил теоретическую модель строени€ кометного тела и происход€щих в нем и вокруг него процессов. —ведени€, собранные приборами УStardustФ, подтвердили его правоту и уточнили многие детали. ѕрежде не удавалось различать мелкие черты структуры пылевого облака. УStardustФ преодолел недостатки своих предшественников и открыл существование двух пылевых областей: на рассто€нии около 600 км от €дра кометы, где идет очень бурное перемешивание свежевыброшенных пылинок, и примерно в 4 тыс. км от €дра, где этот процесс успокаиваетс€. “аким образом, наблюдени€ подтверждают модель, согласно которой на поверхности вращающегос€ вокруг своей оси €дра существует множество источников (нечто вроде гейзеров), из которых происходит выброс газов и частиц, затем их потоки сталкиваютс€ между собой и частицы рассеиваютс€. Ќо то скопление, которое находитс€ в 4 тыс. км от €дра, похоже, образуетс€ в результате столкновени€ мелких частиц с уже существующим там огромным облаком из более крупных тел, диаметром около 1 м, которые ранее откололись от €дра. ѕервые УнамекиФ на подобный ход событий были сделаны при анализе информации, полученной в 1992 г. от межпланетной станции УGiottoФ при ее посещении окрестностей кометы √ригга-—келлерупа. Ќо тогдашние данные считались ненадежными: аппарат пролетал мимо объекта с большой скоростью и наблюдал его очень недолго. “еперь же несколько обломков метровой величины впервые зафиксированы с должной уверенностью.

”же сегодн€ очевидно, что кометы как по строению, так и по химическому составу - значительно более сложные тела, чем можно было полагать еще вчера.

Science. 2004. V.304. є5678. P.1760-1776 (—Ўј).

ѕланетологи€

–астет число внесолнечных планет

ќткрыти€ внесолнечных планет происход€т в таком бурном темпе, что даже сами охотники за планетами едва успевают уследить за ними (¬ибе ƒ.«.  аталог экзопланет пополн€етс€ // ѕрирода. 2000. є11. —.84-85; ¬ибе ƒ.«. —ама€ маленька€ экзопланета // “ам же. 2005. є1. —.83-84). —егодн€ насчитываетс€ примерно 150 известных планет - планетные системы имеютс€ более чем у 5% близких звезд солнечного типа. ≈стественно, попутно бурно развиваютс€ и другие исследовани€ в этой области. Ќа конференции У‘ормирование и обнаружение планетФ, прошедшей в —Ўј в начале феврал€ 2005 г., астрономы объ€вили о некоторых новых важных открыти€х во внесолнечной планетологии (http://skyandtelescope.com/news/article_1460_1.asp).

ѕервым в списке планетных диковинок следует упом€нуть объект с рекордно низкой массой - всего одна п€та€ массы ѕлутона (примерно 0.0004 массы «емли). ќткрытый ј.¬ольщаном (A.Wolszczan; ”ниверситет штата ѕенсильвани€, —Ўј) и ћ. онаки (M.Konacki;  алифорнийский технологический институт, —Ўј), он пополнил список объектов в системе пульсара B1257+12, который представл€ет собой чрезвычайно плотный и компактный остаток массивной звезды, взорвавшейс€ примерно в 1500 св. годах от нас в созвездии ƒевы. ¬ этом семействе уже известно три планеты примерно земной массы, размеры их орбит почти пропорциональны размерам орбит ћеркури€, ¬енеры и «емли. Ќова€ планета (если ее можно так назвать) обращаетс€ примерно в 2.7 а.е. от пульсара (в —олнечной системе на этом рассто€нии расположен по€с астероидов), занима€ положение пограничной планеты, которое у нас принадлежит ѕлутону.

»зучением планетной системы пульсара B1257+12 ¬ольщан и его коллеги занимаютс€ с начала 1990-х годов. — помощью радиотелескопа в јресибо (ѕуэрто-–ико) они на прот€жении 15 лет собирали и анализировали данные о периодических микроскопических изменени€х во времени прибыти€ радиосигналов от B1257+12. ѕульсары ведут себ€ подобно очень точным часам. »змерени€ времени прихода импульсов позвол€ют астрономам чрезвычайно точно определ€ть параметры €влений, происход€щих на самоШм пульсаре и в его окрестност€х. ƒлинный р€д наблюдений пульсара дал авторам основание исключить существование в этой системе других объектов планетной массы.

ѕро€снить природу планет у пульсара астрономы пока не могут. — одной стороны, их существование может доказывать, что планеты земного типа формируютс€ почти так же легко, как и газовые гиганты. — другой стороны, оно может означать, что формирование землеподобных планет требует наличи€ специальных условий, дела€ их крайне редкими.

≈сли планеты у звезд типа —олнца уже стали привычными, то планеты у коричневых карликов еще ожидают обнаружени€. “ем не менее есть все основани€ полагать, что такие планеты имеютс€. Ќа той же конференции две независимые группы из √арвардского астрофизического центра (—Ўј) - под руководством  .Ћумана (K.Luhman) и —.ћоханти (S.Mohanty) - рассказали о найденных ими многочисленных газово-пылевых дисках вокруг молодых коричневых карликов. ¬ частности, с помощью космического телескопа У—питцерФ группа Ћумана обнаружила диск у коричневого карлика OTS 44, масса которого составл€ет всего 15 масс ёпитера, - это самый маломассивный из всех известных коричневых карликов, окруженных дисками. Ёти открыти€ показывают, что диски, способные стать колыбелью планетной системы, могут формироватьс€ и около объектов, которые сами недалеко отсто€т от планет: коричневые карлики по массе близки к планетам-гигантам, но, в отличие от них, способны вести самосто€тельное существование. ƒиск у карлика OTS 44 имеет достаточную массу, чтобы превратитьс€ в небольшую газовую планету-гигант и несколько каменных планет земного типа.

Ќаконец, теоретики ћ. ухнер (ћ.Kuchner; ѕринстонский университет) и —.—игер (S.Seager; »нститут  арнеги в ¬ашингтоне) представили модели, согласно которым некоторые экзопланеты могут состо€ть в основном из соединений углерода - в отличие от ¬енеры, «емли и ћарса, которые состо€т из силикатов (кремниево-кислородных соединений). ќбщее содержание химических элементов в планетах на основе углерода может напоминать метеориты из класса углистых хондритов. Ёти метеориты содержат большое количество углеродных соединений, например карбиды, органику, графит, иногда даже мелкие алмазы. ¬ысокое давление глубоко в недрах углеродных планет может создавать алмазные слои толщиной во много километров. —читаетс€, что углистые хондриты образовались в тех област€х протосолнечного диска, где по каким-то причинам сформировалс€ избыток углерода по отношению к кислороду, благодар€ чему из вещества диска конденсировались графиты и карбиды, а не силикаты. ”глеродные планеты могли бы возникнуть в дисках, где избыток углерода €вл€етс€ не локальным, а глобальным свойством.

ухнер и —игер считают, что их иде€ хорошо согласуетс€ с открыти€ми планет, близко расположенных к своим родительским звездам, - намного ближе, чем ћеркурий к —олнцу. ” такой планеты, утверждают они, существенно больше шансов уцелеть при высокой температуре вблизи звезды. ƒруга€ группа кандидатов в алмазные планеты - все те же миры вокруг пульсара B1257+12, сумевшие уцелеть при вспышке сверхновой звезды. ”глеродные планеты могут также часто встречатьс€ вблизи центра √алактики, где звезды в среднем содержат больше углерода, чем в окрестност€х —олнца.

¬ ближайшем будущем нас несомненно ожидают новые сюрпризы. ≈вропейска€ группа по поиску планет под руководством ћ.ћайора (M.Mayor; ∆еневска€ обсерватори€, Ўвейцари€) сообщила, что ими достигнута точность определени€ лучевых скоростей 1 м/с, что позволит обнаружить планеты с массами менее 10 масс «емли за год наблюдений. √руппа из —Ўј под руководством ƒж.ћарси (G.Marcy;  алифорнийский университет в Ѕеркли) и ѕ.Ѕатлера (P.Butler; »нститут  арнеги в ¬ашингтоне) также достигла этой точности.

© ¬ибе ƒ.«.,

ѕланетологи€

—атурн и ”ран в рентгене

ѕриборы американского космического аппарата УChandraФ впервые получили достаточно четкий рентгеновский спектр излучени€ —атурна. —амо по себе неожиданностью это не было: ранее такое излучение уже регистрировалось при наблюдении ёпитера, а у этих двух планет немалое физическое сходство. Ќо необычным оказалось распределение излучени€ по его УсатурнографическимФ параметрам.

”становлено, что источники рентгеновских лучей на —атурне сконцентрированы вблизи экватора, тогда как на ёпитере - главным образом р€дом с полюсами. –ентгеновский спектр —атурна весьма сходен с солнечным. Ёто говорит о том, что подобное излучение возникает благодар€ рассе€нию рентгеновских лучей в атмосфере планеты. ќднако их высока€ интенсивность свидетельствует: —атурн способен отражать рентгеновские лучи в 50 раз лучше, чем Ћуна. Ќаблюдаемый их поток от экваториальной области —атурна (его мощность близка к 90 ћ¬т) примерно соответствует ранее регистрировавшемус€ от экватора ёпитера. ¬идимо, обе гигантские газовые планеты способны отражать рентген солнечного происхождени€ в неожиданно высокой степени.

—лабое отражение рентгена в южнопол€рном регионе стало новой загадкой дл€ исследователей (северный полюс —атурна во врем€ наблюдений был закрыт кольцами).

ƒело в том, что магнитные пол€ —атурна и ёпитера особенно сильны в пол€рных районах. –ентгеновское излучение вблизи полюсов ёпитера возбуждаетс€ пол€рными си€ни€ми. ’от€ на —атурне это €ркое зрелище в ультрафиолетовой части спектра наблюдалось не раз, соответствующего ему всплеска рентгеновских лучей до сих пор не замечено. ќстаетс€ не€сным, производит ли вообще авроральна€ активность на —атурне рентгеновское излучение, или же по причинам, нам еще неизвестным, лучи там генерируютс€ только у —еверного полюса.

≈ще один загадочный момент: в рентгеновской части спектра кольца —атурна оказались абсолютно невидимыми. Ёто возможно, если они очень малоэффективны в рассеивании солнечного излучени€ в данном диапазоне.

ѕриборам космического аппарата УChandraФ удалось также зафиксировать одно редкое €вление. ¬о врем€ измерений естественный спутник —атурна “итан перекрыл собой  рабовидную туманность, при этом возникла рентгеновска€ УтеньФ, котора€ дала возможность астрономам определить степень плотности атмосферы “итана, а бортовой спектрометр позволил устанавливать местоположение этого небесного тела с большой точностью. ¬ы€снилось, что рентгеновска€ тень “итана шире, чем само это тело. ¬идимо, поглощающа€ рентгеновское излучение область его атмосферы достигает примерно 880 км над поверхностью спутника. Ёто на 10-15% превышает его размеры, определенные в 1980 г. по измерени€м аппарата УVoyager-1Ф.

Astronomy and Geophysics. 2004. V.45. є3. P.3, 27 (¬еликобритани€).

‘изика

ћолекул€рна€ плазмоника

—овременна€ информатика основана на технологи€х электроники и фотоники, в которых дл€ хранени€, передачи и обработки информации служат соответственно электроны или фотоны. ѕлазмоника - ответвление фотоники, использующее в тех же цел€х поверхностные плазмоны.

ѕоверхностными плазмонными пол€ритонами, или поверхностными плазмонами, называютс€ электромагнитные возбуждени€, возникающие при падении пучка света на металл. Ёлектроны на поверхности металла коллективно осциллируют, поглоща€, рассеива€ или переизлуча€ фотоны. –езультирующие электромагнитные пол€ распростран€ютс€ вдоль поверхности металла на рассто€ни€ 10-100 мкм, а в глубь ее - на 200-300 нм, затуха€ экспоненциально. ¬ направлении, перпендикул€рном поверхности, интенсивность результирующего пол€ в 10-100 раз выше, чем интенсивность пол€ падающего излучени€.

ћанипулиру€ пучком света в нанометровых масштабах, с помощью технологий плазмоники в перспективе можно будет создавать сложнейшие миниатюрные устройства. ”же разработаны фильтры, волноводы, пол€ризаторы, источники света. Ќа очереди - активные устройства, такие как ключи и модул€торы.

ѕоверхностные плазмоны - электромагнитные волны,
распростран€ющиес€ вдоль поверхности металла и экспоненциально спадающие в глубь его.
Ёлектромагнитное поле присутствует как в самом металле, так и во внешней диэлектрической среде.

¬ажный шаг к созданию активного плазмонного устройства сделали специалисты из ”ниверситета Ёксетера (¬еликобритани€). ќни нанесли с двух сторон на тонкую (30-120 нм) серебр€ную пленку два полимерных сло€, один из которых содержал донорные молекулы хромофора, а другой - акцепторные молекулы флуорофора. ѕолученный таким образом УсэндвичФ поместили на кварцевую подложку. ƒонор поглощал падающий на него свет, за счет диполь-дипольного взаимодействи€ передавал энергию возбуждени€ акцептору, и тот флуоресцировал. ќбычно предельное рассто€ние такого взаимодействи€ не превышает 10 нм, но в данном случае - с помощью поверхностных плазмонов - энерги€ передавалась (с эффективностью до 70%) на рассто€ни€ в 15-20 раз большие.

—хема плазмонного устройства, созданного специалистами из ”ниверситета Ёксетера (¬еликобритани€). —вет падает слева, молекулы донора поглощают его и посредством поверхностных плазмонов передают энергию возбуждени€ через пленку серебра молекулам акцептора. “е принимают эту энергию и флуоресцируют.

ѕо мнению экспериментаторов, полученный эффект можно использовать дл€ совершенствовани€ органических светодиодов, что в свою очередь открывает многообещающие перспективы дл€ создани€ дешевых, легких и гибких дисплеев. —реди других областей потенциального применени€ молекул€рной плазмоники - наномасштабна€ оптическа€ спектроскопи€, плазмонно-резонансные датчики, нанолитографи€.

Science. 2004. V.306. P.1002 (—Ўј);

Ёлектроника

—егнетоэлектрическа€ нанопам€ть

“еоретические расчеты, выполненные исследовател€ми ”ниверситета штата јрканзас (—Ўј), показали, что кристаллическа€ структура наночастиц Pb(Zr,Ti)O3 при понижении температуры становитс€ бистабильной (ранее считалось, что этим свойством обладают лишь объемные образцы). Ёто означает возможность создани€ энергонезависимой оперативной пам€ти с плотностью записи информации 6Ј1013 бит на квадратный дюйм - на п€ть пор€дков величины больше, чем в современных устройствах. ћинимальный диаметр нанодиска, при котором происходит указанный фазовый переход, составл€ет 3.2 нм.

Nature. 2004. V.432. P.737;

Ѕиологи€

„еловек дл€ некоторых паразитов - случайный хоз€ин

—огласно распространенной точке зрени€, патогенность микроорганизмов отражает их длительные коэволюционные взаимоотношени€ с хоз€евами, в процессе которых переход микробов к паразитизму обусловлен отбором, происходившим под вли€нием организма хоз€ина. ќднако по мнению Ё.». оренберга (Ќаучно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им.Ќ.‘.√амалеи –јћЌ), дл€ большинства возбудителей природноочаговых зоонозов человек - случайный хоз€ин и Убиологический тупикФ. ќснованием дл€ этого утверждени€ служит само существование эволюционно не св€занных с человеком возбудителей природноочаговых инфекций, дл€ которых генетически детерминированный признак патогенности не имеет жизненно необходимого эволюционного значени€.

ƒанные о разнообразии микроорганизмов, накопленные главным образом в последнее дес€тилетие, свидетельствуют, что патогенные дл€ человека вирусы, бактерии, простейшие - всего лишь часть существующих в природе микробов той таксономической группы, к которой они принадлежат. ƒл€ возбудителей природноочаговых инфекций организм человека - это нова€ и необычна€ среда обитани€. ≈е освоение возможно при наличии у микроорганизмов особенностей, позвол€ющих им размножатьс€ в этой среде. Ёти особенности возникают еще в прежней среде обитани€ как случайный, побочный результат эволюционных изменений. ќпределенные преадаптивные свойства микроорганизмов позвол€ют им вступать в коадаптивные взаимоотношени€ с членистоногими и позвоночными.

”спехи современной биологии. 2005. “.125. є2. —.131-139 (–осси€).

«оологи€

ишечнодышащие: конец красивой легенды

ѕолухордовые животные (Hemichordata) - это немногочисленный тип исключительно морских организмов, имеющих некоторые общие черты с иглокожими и хордовыми.   этому типу относ€тс€ два класса: кишечнодышащие (Enteropneusta) и крыложаберные (Pterobranchia).  ишечнодышащие по форме тела напоминают червей и ведут подвижный образ жизни, ро€сь в иле. »х длинное тело четко дифференцировано на три отдела: хоботок, воротничок (гладкий, без придатков) и собственно туловище, в котором располагаетс€ большинство органов животного.  рыложаберные - сид€чие организмы, размеры их тела обычно не превышают нескольких миллиметров. „асто они образуют колонии, внешне очень напоминающие колонии мшанок. “ело тоже разделено на уплощенный щитковидный хоботок, воротничок и туловище, заканчивающеес€ утонченным стебельком, или ножкой. ” крыложаберных воротничок не гладкий и несет на спинной стороне от одной до восьми пар перистых щупалец, с помощью которых пища подгон€етс€ ко рту. –азумеетс€, есть и другие характерные их отличи€ от кишечножаберных. ќднако сходство в развитии этих двух классов Hemichordata и особенности их строени€ позвол€ют думать, что в процессе эволюции крыложаберные произошли от кишечнодышащих в результате перехода какой-то части последних к сид€чему образу жизни.

Ќедавно казалось, что мы вот-вот получим блест€щее подтверждение этой гипотезы; представл€лось также, что групп полухордовых на самом деле не две, а три.

Ќачина€ с 60-х годов XX в., когда в практику глубоководных океанологических работ вошла фотографи€, в самых разных районах океана на дне стали наблюдать и снимать на пленку тонкие шнуры, образующие спирали и петли метровых размеров, совершенно Уинопланет€нскогоФ вида. ѕотом на конце такого шнура удалось увидеть крупное червеобразное животное, и стало €сно, что шнур - это его фекалии. »сследователи понимали, что на снимке изображен кто-то похожий на очень большое кишечнодышащее, но со странно широким воротничком.  огда таких фотографий накопилось много, по€вилось предположение, что таких животных существует как минимум несколько видов.

ѕригл€дыва€сь к п€тнам света и тени на фотографи€х, исследователи составили графическую реконструкцию этих непойманных обитателей дна. —уд€ по реконструкции, они обладают признаками как кишечнодышащих, так и крыложаберных, а странную форму воротничок имеет потому, что несет пару перистых щупалец, завитых в спираль, как лофофор. Ёту новую группу предварительно назвали Lophenteropneusta и стали с нетерпением ждать, когда удастс€ заполучить дл€ исследований само животное, а не только глубоководные снимки. ј пока лофентеропнеусты прочно зан€ли место в р€ду УпереходныхФ форм, а также в р€ду нераскрытых еще загадок океана.

¬рем€ шло. –азвивалась океанографическа€ техника. ј лофентеропнеусты будто дразнили ученых: они вновь и вновь то попадали на глубоководные фотографии, то мелькали перед самым иллюминатором уже сбросившего балласт и неотвратимо идущего на всплытие подводного аппаратаЕ Ѕольшие, порою окрашенные в €ркие красные и синие цвета, они позвол€ли себ€ увидеть, но упорно не давались в руки, пока, наконец, 27 июл€ 2002 г. один из обладателей широких воротничков не был обнаружен, засн€т и подн€т подводным роботом в северо-восточной части “ихого океана (43∞с.ш., 123∞з.д.) с глубины 1900 м.

» это был конец красивой легенды. ¬ работе американских и российских ученых ( Holland N.D., Clague D. A., Gordon D.P. et al. // Nature. 2005. V.434. є7031. P.374-376) приводитс€ описание нового рода и вида Torquarator bullocki из нового семейства Torquratoridae глубоководных кишечнодышащих. »менно кишечнодышащих, отличающихс€ от других представителей этой группы лишь некоторыми анатомическими детал€ми. Ќикаких щупалец на действительно широком воротничке животного не оказалось. Ѕолее того, проведенный теми же исследовател€ми анализ подводных фотографий показал, что нет их, по всей веро€тности, и у других, еще не пойманных, претендентов в лофентеропнеусты. —тарые снимки на самом деле не позвол€ли сделать однозначный вывод о присутствии или отсутствии щупалец, но ни на одном из полученных в последние годы высококачественных, с высоким разрешением, снимков, сделанных российскими, американскими и норвежскими подводными аппаратами и роботами, не удаетс€ обнаружить этих структур. “ак что переходна€ группа Lophenteropneusta - лишь результат неверной интерпретации ранних глубоководных фотографий с низким разрешением.

»так, лофентеропнеустов нет (что само по себе не означает конец гипотезы происхождени€ крыложаберных от кишечнодышащих, у которой есть и другие обосновани€). ј есть группа видов интересных, по большей части все еще не описанных, глубоководных Enteropneusta с гораздо более широкими, чем обычно, воротничками, возможно, служащими дл€ более эффективного сбора пищи на бедных глубоководных грунтах - и это тоже чрезвычайно интересно. Ќо все-таки жаль, что интригующей загадки лофентеропнеустов, долгие годы бывшей одним из маленьких дополнительных стимулов дл€ исследователей глубоководной жизни ћирового океана, более не существуетЕ

© ¬иноградов √.ћ.,

ћедицина

–оль оксида азота при инфаркте миокарда

»нфаркт миокарда - одна из актуальных проблем современной медицины. »звестно, что в постинфарктном сердце часть сократимых клеток (кардиомиоцитов) гибнет, а на их месте разрастаетс€ соединительна€ ткань, формируетс€ рубец, и сократительна€ способность сердечной мышцы ухудшаетс€.  ак не допустить развити€ таких событий или хот€ бы приостановить их?

¬ последние годы решение этой проблемы св€зывают с оксидом азота (NO). Ёто вещество образуетс€ посто€нно в сердце (и р€де других органов человека и животных) как в норме, так и при патологии. »зменение количества NO играет немаловажную роль при инфаркте, но детали этого процесса в литературе пока еще описаны противоречиво.

”дачную попытку про€снить ситуацию предприн€л коллектив ученых (Smith R.S. Jr, Agata J., Xia C.F., Chao L., Chao J. // Life Sci. 2005. V.76. є21. P.2457-2471) из ћедицинского университета ёжной  аролины (—Ўј). ќни ввели крысам ген NO-синтазы людей (фермента, образующего оксид азота). «а неделю до введени€ гена крысам спровоцировали инфаркт миокарда широко распространенным методом - перев€зкой коронарных артерий сердца. „ерез шесть недель после инфаркта сопоставили изменени€ в сердце, произошедшие у крыс, которым не вводилс€ ген NO-синтазы, с теми, кому он был введен, использу€ при этом целый р€д физиологических, иммуногистохимических и биохимических методов.

ќказалось, что в сердце крыс с геном NO-синтазы, а значит, при повышенном уровне синтеза оксида азота, негативные последстви€ инфаркта по сравнению с крысами, перенесшими такой же инфаркт, но не получившими ген NO-синтазы, выражены гораздо слабее: у них в сердце не столь сильно разрослась соединительна€ ткань, ближе к норме было артериальное давление, масса левого желудочка и размер кардиомиоцитов. Ѕолее того, на фоне введени€ этого гена в сердце резко снизилось число гибнущих кардиомиоцитов уже через две недели после инфаркта.

Ќа основании полученных данных авторы делают заключение, что один из возможных подходов к терапии инфаркта может заключатьс€ в изменении уровн€ образовани€ оксида азота в сердце.

© Ћипина “.¬.,

Ётологи€

Ћетучие мыши сооружают жилища

ак известно, большинство летучих мышей сел€тс€ в пещерах, дуплах и т.п. ќднако недавно вы€снилось, что некоторые виды не довольствуютс€ тем, что преподносит им природа, а сами стро€т себе убежища. “ак ведут себ€ летучие мыши семейства листоносов (Phyllostomidae), широко распространенного в тропиках Ќового —вета. —вое название эти зверьки получили за своеобразные листообразные кожистые наросты на мордочке. Ќекоторые представители семейства сооружают из листа пальмы своего рода маленький домик, где и провод€т дневные часы.

ќдин из таких видов - большой фрукто€дный листонос (Artibeus lituratus) - изучали венесуэльские зоологи ћ.ћунос-–омо и Ё.’еррера (Munoz-Romo M., Herrera E. // Acta chiroptetol. 2003. V.5. є2. P.273-276). ƒл€ индивидуального распознавани€ зверьков они обв€зывали их предплечь€ цветными ниточками. Ќаблюдаемый вид не отличаетс€ особо изощренными строительными приемами, и УдомикиФ их, на первый взгл€д, как будто не достойны внимани€. Ёто просто кучка близко расположенных маленьких дырочек на огромном листе пальмы; значение их в том, что они позвол€ют зверькам прочно прикрепл€тьс€ острыми коготками к внутренней стороне листа, получа€ таким образом опору и не риску€ быть снесенными порывом ветра.

«оологам удалось вы€снить одну интригующую подробность: такие УдомикиФ сооружают только самцы. ќднако это вовсе не значит, что самкам они не нужны: оказалось, они пользуютс€ домиками самцов.  ак вы€снилось, на одном листе среди проделанных самцом дырочек умещаетс€ до п€ти-семи представительниц прекрасного пола. —амец между тем интенсивно защищает свое жилище от конкурентов, а заодно и от пос€гательств на привлеченных его архитектурными изысками самок. ¬озможно, причиной такого необычного поведени€ самцов листоносых летучих мышей стало просто желание удивить самок!

© ќпаев ј.—.,

Ёкологи€

–азнообразие хищников ослабл€ет трофический каскад

—ложность пищевых цепей должна способствовать ослаблению трофических каскадов - опосредованного вли€ни€ более высоких трофических уровней на более низкие за счет пресса на промежуточный уровень, наход€щийс€ между ними. ≈сли представить себе упрощенную экосистему, в которой есть только трава, овцы и волки, то оказываетс€, что в такой системе трава испытывает опосредованное вли€ние волков: поеда€ овец, волки спасают от поедани€ часть травы. ”величение разнообрази€ хищников в экосистеме должно усложн€ть пищевые цепи благодар€ тому, что хищники могут питатьс€ как общими жертвами, так и друг другом. »ными словами, если кроме травы, овец и волков в экосистеме есть еще лисы и собаки, то овец будет больше из-за того, что волки, лисы и собаки будут отчасти питатьс€ друг другом, а значит, травы в такой экосистеме будет меньше, чем в экосистеме без лис и собак.

Ёти умозрительные построени€ были впервые проверены экспериментально в естественных услови€х сотрудниками отдела энтомологии ћэрилендского университета (Finke D.L., Denno R.F. // Nature. 2004. V.429. P.407-410). ¬ качестве объекта исследовани€ они выбрали экосистемы засоленных болот на берегу јтлантического океана в штате Ќью-ƒжерси. ќпыты проводили в парниках с услови€ми, приближенными к естественным, и на искусственно изолированных участках болот. Ѕыли изучены четыре типа таких микроэкосистем (см. рис.): 1 - с трав€нистыми растени€ми, но без членистоногих, 2 - с растени€ми и растительно€дными насекомыми, 3 - с растени€ми, растительно€дными насекомыми и одним видом хищных членистоногих и 4 - с растени€ми, растительно€дными насекомыми и несколькими видами хищных членистоногих.  ак и следовало ожидать, продукци€ (прирост биомассы) растений в микроэкосистемах первого и третьего типов сравнительно высока, а в системах второго и четвертого - намного ниже. ѕри этом в системах четвертого типа продукци€ значительно ниже, чем в системах третьего, где разнообразие хищников минимально, а плотность растительно€дных насекомых во много раз меньше, чем в системах второго типа, где хищников нет совсем.

—хема трофических св€зей в сообществах засоленных болот на берегу јтлантического океана.

»золированные микроэкосистемы трех типов (1Ц3) включают неполный набор компонентов (1 - только растени€; 2 - растени€ и фитофаги; 3 - растени€, фитофаги и один вид хищников), а системы типа 4 - полный (растени€, фитофаги и несколько видов хищников). ѕродукци€ высока в системах типа 1, где фитофагов нет, и типа 3, где фитофаги испытывают пресс одного вида хищников. ¬ системах типа 2, где есть фитофаги, но нет хищников, и типа 4, где разнообразие хищников велико, продукци€ значительно ниже.
»з полученных результатов авторы делают следующий вывод: изменение разнообрази€ на высших трофических уровн€х может заметно вли€ть на характер функционировани€ экосистемы. —ледует, впрочем, отметить, что микроэкосистемы четвертого типа отличаютс€ от систем третьего типа не только более высоким разнообразием хищников, но и наличием еще одного трофического уровн€ - консументов третьего пор€дка (представленных пауками Hogna и Pardosa). ќднако авторы рассматривают Hogna и Pardosa как консументов второго пор€дка (ведь они питаютс€ в том числе и консументами первого пор€дка). “акой подход, на наш взгл€д, не вполне оправдан: ведь не исключено, что принципиальное значение дл€ функционировани€ данных экосистем имеет не разнообразие хищников, а число трофических уровней. ѕо крайней мере, следовало бы провести дополнительные опыты, позвол€ющие проверить, что важнее дл€ функционировани€ этих экосистем - разнообразие хищников или число трофических уровней.

«начение биологического разнообрази€ дл€ работы экосистем давно стало объектом спекул€ций, нередко не основанных на реальных научных данных. Ёто и неудивительно: охрана биоразнообрази€ и охрана среды (т.е. собственно экосистем и их нормального функционировани€, а не отдельных вход€щих в экосистемы видов) - два важнейших аспекта природоохранной де€тельности, и нередко их ошибочно считают двум€ сторонами одной медали. “ак, ревнители охраны биоразнообрази€ нередко утверждают: чем выше разнообразие в экосистеме, тем выше ее первична€ продукци€ (прирост биомассы продуцентов), а значит, тем больше углекислого газа св€зывают продуценты в ходе фотосинтеза. Ќо в действительности св€зь между биоразнообразием и первичной продукцией весьма сложна. Ќельз€ сказать, что системы с наибольшим биоразнообразием всегда наиболее продуктивны (√ил€ров ј.ћ. // ”спехи современной биологии. 1996. “.116. є4. —.493-506; Ghilarov A.M. // Oikos. 2000. V.90. є2. P.408-412). —тепень и характер взаимосв€зи биоразнообрази€ и работы таких экосистем подлежат дальнейшему всестороннему изучению.

© ѕетров ѕ.Ќ.,

ќхрана природы

—удьба бабочек Ѕритании под угрозой

Ќачина€ с 1970 г. группа британских специалистов, возглавл€ема€ ƒж.“омасом (J.Thomas; Ќациональный центр экологии и гидрологии в ƒорчестере), вместе с 20 тыс. добровольцев обследует состо€ние природы ¬еликобритании. ¬с€ территори€ страны была разбита на 2861 квадрат площадью 100 км2, в каждом из них ведетс€ учет растений, птиц и насекомых (среди последних особое внимание удел€етс€ бабочкам).

ѕодробнейшую перепись бабочек проводили дважды: в 1970-1982 и 1995-1999 гг. –астени€ и птиц тоже переписывали в два этапа (правда, разделенных по времени примерно 2.5 годами). “аким образом, ¬еликобритани€ стала единственной страной, где учет видового разнообрази€ проводилс€ столь комплексно и длительно.

Ёколого-математический анализ собранных данных зан€л более года. ѕомимо английских ученых, в работе прин€ли участие американские специалисты —.ѕимм (S.Pimm; ƒьюкский университет в ƒареме) и ј.Ўапиро (A.Shapiro; ”ниверситет штата  алифорни€ в ƒейвисе). ¬ы€снилось, что в период между двум€ этапами переписи по меньшей мере в одном из анализируемых квадратов на территории ¬еликобритании перестали существовать 28% видов растений, около половины видов птиц и примерно 70% видов бабочек. ј ведь ранее считалось, что по сравнению с другими организмами темпы исчезновени€ видов насекомых невелики! “еперь это предположение опровергнуто, по крайней мере дл€ Ѕритании. (»звестно также, что в одной из местностей Ќидерландов аналогичный процесс наблюдаетс€ уже более столети€.)

—тало очевидно, что опасность, гроз€ща€ флоре и фауне ≈вропы (в особенности - насекомым), прежде недооценивалась.

Science. 2004. V.303. є5665. P.1747, 1879 (—Ўј).

¬улканологи€

He сп€т вулканы в √ватемале

Ќад равнинным “ихоокеанским побережьем √ватемалы грозно возвышаетс€ горна€ гр€да (cм. также: √ватемала живет на вулкане // ѕрирода. 2000. є4. —.78-79; ¬ ÷ентральной јмерике недра неспокойны // ѕрирода. 2002. є3. —.82), в которой выдел€етс€ вулкан —анта-ћари€ (3772 м над ур.м.). ”ченые относ€т его к стратовулканам, т.е. вулканам, которые построены из остывших потоков лавы, перемежающихс€ со сло€ми рыхлого пепла. »х извержени€, как правило, начинаютс€ взрывом, сопровождающимс€ выбросом вулканических бомб и огромных облаков пепла. «атем рыхлые породы покрываютс€ потоками лавы. ќбычно жидка€ раскаленна€ лава и пепел извергаютс€ поочередно, в результате чего гора получаетс€ слоистой.

ќстра€ вершина вулкана —анта-ћари€ имеет форму правильного конуса, но на юго-западном склоне симметрию нарушает огромный кратер диаметром более 1 км, возникший при извержении 1902 г., которое привело к огромным разрушени€м и большому числу человеческих жертв. ѕотом вулкан присмирел, но в 1922 г. на месте кратера стал понемногу расти новый купол, сложенный свежими потоками лавы и пеплом.

¬ но€бре 2003 г. со стороны этого купола стали подниматьс€ клубы густого дыма высотой до 700 м (их заметил пилот пролетавшего самолета, а затем зафиксировали приборы со спутника), темное облако раст€нулось на 35 км. Ќачались слабый пеплопад и взрывы, по склону горы сошли каменные лавины. ¬се это продолжалось и в течение декабр€.

¬ €нваре 2004 г. взрывы происходили один за другим. ѕо южному склону спускались лавины, несшие крупные раскаленные каменные блоки. ѕри одном из взрывов в атмосферу было выброшено облако газов и пепла высотой около 1400 м. ћелкие частицы пепла покрыли землю на рассто€нии до 12 км от горы. ¬ марте лавина гор€чих камней потекла по руслу р.Ќима.

¬ июне только за одни сутки произошло 32 взрыва разной мощности. ¬ыброшенные из недр материалы подн€лись над куполом на 1500 м, облако простиралось до мексиканской границы. ¬ июле-сент€бре вулкан все еще бесчинствовал. Ќаблюдени€ за ним ведут ученые из Ќационального института сейсмологии и вулканологии в г.√ватемале, √еофизического института в  ито (Ёквадор) и ÷ентра изучени€ спутниковых данных о вулканическом пепле в  емп-—прингсе (—Ўј).

Bulletin of the Global Volcanism Network. 2004. V.29. є6. P.15 (—Ўј).

√еохими€

—видетельство космической катастрофы

√еофизик ƒж.√ортер (J.Gorter; компани€ УENI AustraliaФ в ѕерте, котора€ ведет поиск нефти в јвстралии) проанализировал сейсмические данные, полученные при зондировании морского дна у северо-западного побережь€ этого континента. ѕри этом была обнаружена геологическа€ структура, именуема€ Ѕеду, с признаками космического происхождени€. ѕо мнению исследовател€, эта структура могла возникнуть около 250 млн лет назад, на рубеже пермского и триасового периодов, в результате столкновени€ «емли с крупным астероидом или кометой. Ётот удар мог вызвать экологическую катастрофу планетарного масштаба, аналогичную той, что была вызвана подобным астероидным ударом у берегов п-ова ёкатан (ёжна€ ћексика).

ѕервые сведени€, вы€вленные при анализе структуры Ѕеду, позвол€ли предположить, что здесь, на дне »ндийского океана, посреди крупной впадины должна располагатьс€ центральна€ горка кратера, возникшего при соударении с большим телом.

√еохимик Ћ.Ѕекер (L.Becker; ”ниверситет штата  алифорни€ в —анта-Ѕарбаре) и ее коллеги изучали образцы пород, найденные в ¬осточной јнтарктиде и напоминающие обломки небесного тела, которые могли быть выброшены при его столкновении с «емлей. —опоставив характеристики этих южнопол€рных образцов с данными, полученными в районе австралийского побережь€, исследователи нашли подтверждение своей гипотезы: карта мелких вариаций гравитационного пол€ указывает на существование здесь некой кольцевой структуры, напоминающей известный кратер „иксулуб, а радиометрическое датирование пород горки Ѕеду - на их возраст, близкий к 251 млн лет.

ак известно, волны сжати€, вызванные подобным соударением, имеют достаточную силу, чтобы существенно изменить кристаллическую структуру минерала. ќдин из образцов содержал внутри кристалла застывший расплав того же химического состава, что и сам кристалл. ѕо мнению геохимика –.ѕореды (R.Poreda; –очестерский университет в штате Ќью-…орк), такие превращени€ почти неверо€тны при вулканических событи€х - только ударна€ волна в состо€нии их вызвать.

≈сли космическое происхождение кратерного углублени€ на дне »ндийского океана к северо-западу от побережь€ јвстралии подтвердитс€, новую пищу уму получат не только геофизики и сейсмологи, но также палеонтологи, ибо такое €вление не могло не привести к глобальному вымиранию многих видов флоры и фауны.

ќднако есть у данной гипотезы и противники. “ак, петрограф Ѕ.‘ренч (B.French; Ќациональный музей естественной истории в ¬ашингтоне) полагает, что указанные характеристики пород могут все же быть св€заны с вулканизмом.  . Єберль (C.Koberl; ¬енский университет, јвстри€) указывает на то, что в мексиканском кратере „иксулуб захороненный слой перемешанных и расплавленных обломков породы всегда содержит микроскопические частицы кварца, чего в австралийских образцах не наблюдаетс€.

Science. 2004. V.304. є5673. P.941 (—Ўј);
www.sciencemag.org./cgi/content/abstract/1093925/

лиматологи€. Ѕотаника

ѕотепление измен€ет растительность высокогорий

ќдним из разделов ћеждународной глобальной биосферной программы (International Global Biosphere Program), осуществл€емой под эгидой ќќЌ и ёЌ≈— ќ, €вл€етс€ проект GLORIA (Global Observation Research Initiative in Alpine Environments). ”частву€ в нем, коллектив ”ниверситета ”мео (Ўвеци€), возглавл€емый экологом-дендрологом Ћ. ульманом (L.Kullman), ведет наблюдени€ за состо€нием природной среды на севере шведской части гор —кандинавского п-ова. ќсобый интерес привлекает динамика растительной жизни в услови€х глобального потеплени€, которое весьма заметно сказываетс€ в припол€рном высокогорье.

«а последнее столетие средние температуры летнего сезона повысились в данном регионе примерно на 1∞—, и эта тенденци€ сохран€етс€. —ущественно отступили горные ледники, сократилась мощность летнего снежного покрова. ќбнаживша€с€ почва стала подсыхать раньше, и вегетативный сезон дл€ всех видов растительности удлинилс€. ”ченые установили, что многие виды альпийской и субальпийской растительности уже успели в той или иной мере приспособитьс€ к этим изменени€м.

»з-за потеплени€ граница леса в горной —кандинавии подн€лась на 150-165 м, а это привело к сокращению площади альпийской тундры, не претерпевавшей подобных перемен по крайней мере последние 4 тыс. лет.

јнализ образцов 20 видов сосудистых растений, встречаемых в шведском горном массиве —юларна, показал, что почти все они подн€лись вверх по склонам примерно на 165 м по сравнению с тем, что занимали всего 50 лет назад. Ќекоторые из них (более крупные) теперь встречаютс€ вблизи ледника даже на поверхности морен, €дро которых по-прежнему составл€ют скоплени€ льда, чего исследователи предполагать не могли.

Ќаиболее продвинулись по склонам скандинавских возвышенностей молодые побеги горной березы, ели и сосны, с недавних пор укоренившиес€ в 500-700 м над обычной границей леса, а значит, такое вторжение в альпийскую тундру будет продолжатьс€.

¬ысвобождение значительных участков земли из-под снега обнажило ранее захороненные остатки деревьев, произраставших здесь 7-9 тыс. лет назад. Ќыне в —кандинавии широколиственные виды - береза повисла€ (Betulia pendula), в€з шершавый (Ulmus glabra) и др. - начали встречатьс€ там, где их не было 9-10 тыс. лет, а дуб черешчатый (Quercus robur) по€вилс€ в бореальных лесах Ўотландского нагорь€. ’от€ такое €вление в принципе может быть преход€щим, оно несомненно свидетельствует о способности многих растительных видов быстро захватывать высокие склоны возвышенностей.

Ќа относительно больших высотах, ранее голых из-за крайне позднего наступлени€ сроков та€ни€, теперь возникают колонии мхов, например Polytrichastrum sexangulare. Ѕлиже к границе леса образуютс€ альпийские трав€нистые луга, необычные дл€ горных северных ландшафтов.

ћногочисленные бороздки и канавки, ранее возникавшие из-за потоков талых вод, ныне засел€ютс€ папоротником Athyrium distentifolium и карликовыми кустарниками, главным образом черникой (Vaccinium myrtillus). ¬се это приводит к значительным переменам в составе растительных сообществ и к возрастанию роли видов, размножающихс€ половым, а не вегетативным способом.

ѕодтверждаютс€ прогнозы, согласно которым в предгорь€ и горную местность начнетс€ массовое вторжение чуждых дл€ этих зон растительных видов. ƒействительно, в субальпийской и альпийской зонах по€вились виды, которые прежде здесь не встречались, например кедрова€ сосна европейска€ (Pinus cembra), лиственница сибирска€ (Larix siberica).

Global Change Newsletter. 2004. є57. P.12 (Ўвеци€).

ѕалеогеографи€

» в меловой период возникали ледники

ќбычно считаетс€, что в меловой период, в том числе на его позднем этапе (80-65 млн лет назад), климат на «емле был весьма теплым, даже в пол€рных регионах обитали динозавры. ќднако в последнее врем€ стали по€вл€тьс€ работы, содержащие свидетельства, что и в позднем мелу гл€циологическа€ цикличность (наступани€ и отступани€ ледников) сохран€лась.

числу таких работ относитс€ исследование американских палеоокеанологов, палеоклиматологов и гл€циологов, проведенное под руководством ћиллера (Miller). ”ченые детально изучили образцы осадочных пород, которые были подн€ты при бурении в пределах прибрежной равнины јтлантического океана, примыкающей к территории штата Ќью-ƒжерси (северо-восток —Ўј). ѕрирода осадочных пород (соотношение песков с илами) говорит о глубине мор€ в различные геологические эпохи. — учетом процессов погружени€ суши и результатов изотопного датировани€ ученые построили достаточно четкую кривую изменений относительного уровн€ мор€ в геологическом прошлом.

—огласно сделанному выводу, в период между 95 и 65 млн лет назад уровень мор€ резко мен€лс€, причем разность глубин составл€ла около 25 м. “акие колебани€ происходили за этот отрезок времени несколько раз. ¬еро€тно, колебани€ отражают пульсации лед€ного покрова јнтарктического континента.

Geological Society of America Bulletin. 2004. V.117. P.368 (—Ўј).

јрхеологи€

ƒревнейша€ из пивоварен

—пециалистам по древней истории ёжной јмерики известно, что еще до инков большую часть территории современного ѕеру занимало индейское плем€ вари. ќстатки их жилищ и других сооружений и поныне можно встретить в предгорь€х и на склонах —еверо-«ападных јнд. Ћетом 2004 г. в этом районе вела раскопки группа археологов во главе с американистом ѕ.–айаном-”иль€мсом (P.Ryan-Williams; ћузей им.‘илда в „икаго). »м удалось обнаружить поселение вари, существовавшее между 600 и 1000 гг.  огда из земли один за другим стали по€вл€тьс€ глин€ные кубки вместимостью около 1 л каждый, исследователи пон€ли, что это место могло служить не только дл€ распити€, но и дл€ производства напитков.

ѕостепенно были раскопаны УцехаФ, в одном из которых древние индейцы осуществл€ли брожение сырь€ - плодов и зерен, а в другом - собственно варили пиво. «десь сохранились каменные стойки и подпорки, на которых можно было одновременно держать над огнем до 20 сосудов, так что производство было поставлено достаточно широко. Ќашлось и помещение, где продукт, видимо, дегустировали, а затем и просто пили. «десь же в земл€ном полу обнаружились черепки глин€ных сосудов вместимостью по 40-55 л, веро€тно, подготовленных к вывозу.

ќбща€ площадь вскрытых ныне производственных помещений достигает 200 м2, но сохранившиес€ остатки стен говор€т, что вс€ пивоварн€ могла быть намного больше. ¬есьма возможно, что вари немалую часть своего продукта вывозили, вед€ меновую торговлю со сравнительно недалеко обитавшим племенем тиванаку.

ѕоблизости от пивоварни найдены следы очагов, отапливавшихс€ пометом ламы; это единственный вид местного домашнего скота, который служил источником м€са и средством транспорта. ќ том, что топливом был именно помет лам, свидетельствует анализ неплохо сохранившейс€ золы. Ћежавшие р€дом горки сем€н перечного дерева говорили о вкусах тогдашних потребителей пива, оставшихс€ во многом неизменными, несмотр€ на прошедшее с тех пор тыс€челетие.

ѕиво было знакомо с глубокой древности многим народам, но пивоварню такого возраста и масштаба, да еще в горах, археологам находить еще не случалось.

Science. 2004. V.305. є5685. P.774 (—Ўј).

ќхрана окружающей среды

«агр€знение атмосферы подсудно

ќбщественное движение в защиту окружающей среды в —Ўј все чаще прибегает к обращени€м в суд. “ак, в 2002 г. экологические объединени€ граждан возбудили дело против крупнейшего банка УExport-ImportФ за то, что он не проводил предварительную оценку мер по предупреждению загр€знени€ атмосферы тепловыми электростанци€ми, сооружаемыми на предоставл€емые им средства. ¬ 2003 г. три штата предъ€вили иск ”правлению по охране природной среды —Ўј за нарушение закона о чистом воздухе, выражающеес€ в отсутствии должного контрол€ за выбросами —ќ2 промышленностью и транспортом.

Ќаконец, в августе 2004 г. власти г.Ќью-…орка и штатов  алифорни€,  оннектикут, јйова, Ќью-ƒжерси, Ќью-…орк, –од-јйленд, ¬ермонт и ¬исконсин подали в суд на п€ть крупнейших энергетических компаний —Ўј. —огласно имеющимс€ данным, принадлежащие им 174 тепловые электростанции, вз€тые вместе, ежегодно поставл€ют в воздушное пространство около 650 млн т —ќ2 - около 10% всего углекислого газа антропогенного происхождени€, поступающего в атмосферу над —Ўј. ѕо мнению истцов, это приводит к глобальному потеплению и наносит вред здоровью населени€. ¬ за€влении указываетс€, что вызываемые ростом содержани€ —ќ2 в атмосфере Утепловые волныФ регул€рно накатываютс€ на перечисленные территории и влекут за собой эрозию морских побережий, загр€знение и засоление грунтовых вод, засухи и наводнени€, увеличение числа смертельных случаев, учащение заболеваний астмой.

¬ласти штатов требуют, чтобы в течение ближайших 10 лет электростанции ежегодно снижали выбросы на 3%. Ёнергетики оспаривают иск, поскольку уже прин€ли некоторые меры, позвол€ющие к 2006 г. сократить выброс —ќ2 на 10%. ќни также указывают, что загр€знение атмосферы - €вление глобальное и с ним нельз€ покончить усили€ми нескольких компаний.

¬ юридических кругах —Ўј полагают, что судебное решение в пользу истцов маловеро€тно: проблема глобального потеплени€ и его последствий носит международный характер.

Science. 2004. V.305. є5684. P.590 (—Ўј).

јЋ≈…ƒќ— ќѕ
—кульптура звездного неба
 осмическа€ программа  ита€
’олодолюбивые коралловые рифы
УDon QuixoteФ полетит в космос
„астный космоплан дл€ туризма
√еофизики изучают дно океана
–иск катастрофических речных паводков
Ќовый глубоководный удильщик
Ќаводнени€ на реках ¬осточной —ибири
 урильщики и радон

—кульптура звездного неба

ƒо сих пор содержание первого звездного каталога, созданного к 129 г. до н.э. величайшим астрономом античной √реции √иппархом, считалось утраченным. ќднако американский историк астрономии Ѕ.Ўефер (B.Schaefer; ”ниверситет штата Ћуизиана) полагает, что ему удалось найти достоверное представление каталога √иппарха наЕ мраморной композиции из фигуры титана јтласа, держащего на плечах глобус, на котором выгравировано 41 созвездие.

—кульптура была создана в ƒревнем –име во II в. н.э. »сторик датирует конфигурацию звездного неба на глобусе приблизительно 125 г. до н.э. Ёто слишком рано дл€ ѕтолеме€ - автора каталога јльмагеста, созданного к 128 г. н.э., но совпадает со временами √иппарха. Ѕолее того, прослеживаетс€ четка€ аналоги€ между положением определенных звезд на мраморном глобусе с редкими наблюдени€ми √иппарха, которые были замечены еще до открыти€ Ўефера в У омментари€хФ - единственном сохранившемс€ труде √иппарха.

ѕредполагают, что мраморный глобус - это копи€, изготовленна€ римским ремесленником с греческой копии, котора€, в свою очередь, была сделана по сфере, выполненной самим √иппархом.

Science et Vie. 2005. є1050. P.20 (‘ранци€).

осмические исследовани€

осмическа€ программа  ита€

–уководитель программы  Ќ– по осуществлению пилотируемых полетов в космос ¬ан ёнжи (Wang Yongzhi) сообщил, что его страна пока не планирует высадку своих космонавтов на Ћуне. «ато китайские специалисты готов€тс€ создать к 2015 г. обитаемую космическую станцию на околоземной орбите.  роме того, в 2006 г. должен выйти на окололунную орбиту китайский беспилотный спутник, в 2010 г. - посадочный аппарат, а в 2020 г. - аппарат, возвращающий на «емлю образцы лунных пород.

¬ качестве главных уже состо€вшихс€ достижений китайцы называют то, что  Ќ– стала третьим в мире государством, осуществившим полет человека в космос, а также запуск на геосинхронную орбиту спутника св€зи дл€ военных нужд, »—« с оборудованием дл€ подробной съемки земной поверхности, разработку будущих антиспутниковых систем и микроспутников, которые могут примен€тьс€ дл€ электронной разведки. «а последние 11 лет космическа€ программа  Ќ– обошлась ей в 2 млрд 180 млн долл. —Ўј.

Spaceflight. 2004. V.46. є8. P.305 (¬еликобритани€).

’олодолюбивые коралловые рифы

¬ последние годы такие рифы, преимущественно представленные кораллом Lophelia pertusa, открыты на дне северных морей. ¬ окт€бре 2002 г. я.‘осса (J.Fossa; Ќорвежский институт морских исследований) и “.“орснес (T.Thorsnes; Ќорвежска€ геологическа€ служба) получили с помощью многолучевого эхолота детальные трехмерные изображени€ крупнейшего в мире холодолюбивого кораллового рифа –Єст (Ќорвежское море). ќн расположен на крупном подводном оползне, возникшем 4 тыс. лет назад. —реди кораллов отмечены значительные скоплени€ морского окун€.

»нформаци€ о холодолюбивых коралловых рифах очень важна дл€ тралового рыболовства и проектировани€ подводных нефтепроводов.

Hydro International. 2004. V.8. є3. P.26-29 (Ќидерланды).

јстронавтика

„астный космоплан дл€ туризма

¬ апреле 2004 г. на аэродроме в пустыне ћохаве (штат   алифорни€) состо€лс€ пробный полет экспериментального самолета оригинальной конструкции, созданной инженерами фирмы УScaled CompositeФ (У„ешуйчатый композитФ). Ётот самолет по имени УWhite KnightФ (УЅелый рыцарьФ) достиг скорости 2 ћаха (вдвое превышающей скорость звука) и высоты 32 км над «емлей, после чего от него отделилась капсула УSpaceShipOneФ (Уѕервый космический корабльФ), за 40 с вышедша€ на суборбитальную траекторию вблизи границ атмосферы.  осмоплан предназначен дл€ туристических полетов на нижней границе космического пространства.

»нспекторы ‘едерального управлени€ авиации —Ўј, следившие за испытани€ми, разрешили суборбитальные полеты с трем€ пассажирами на борту (счита€ пилота). “еперь конструкторы имеют право участвовать в международных соревновани€х, а утвержденный еще в 1996 г. приз предусматривает, что победителем станет тот, кто совершит два суборбитальных полета с интервалом не более двух недель. —озданный дл€ проведени€ соревнований специальный ‘онд города —ент-Ћуис (штат ћиссури) установил денежную часть приза в размере 10 млн долл.

—читаетс€, что в деле космического платного туризма по более или менее доступным ценам (30-50 тыс. долл., а в дальнейшем - не более 15 тыс. долл.) у подобных кораблей большое будущее.  апсула дл€ размещени€ туристов изготовл€етс€ из графито-эпоксидных материалов. јппарат сможет достигать высоты около 100 км и плавать в невесомости, что позволит участникам полетов официально называтьс€ астронавтами. ћаксимальна€ высота, достигнута€ при испытани€х в июне 2004 г., - почти 100 км.

ќ своем намерении участвовать в соревновани€х за€вили более 27 фирм в семи странах, в том числе британска€ УStarchaserФ, но американска€ УScaled CompositeФ пока считаетс€ фаворитом.  ак известно, на борту российских аппаратов У—оюзФ двое иностранных туристов, уплатив 20 млн долл., совершали орбитальные полеты длительностью около недели; 20-минутный полет на американском космическом корабле будет стоить значительно меньше.

Spaceflight. 2004. V.46. є6. P.227 (¬еликобритани€).

ќкеанологи€

√еофизики изучают дно океана

¬ рамках участи€ в международном проекте УInterMarginsФ ученые —Ўј летом 2004 г. обследовали действующий подводный вулкан –ота, расположенный у северо-западных берегов ћарианской островной дуги. Ётот район “ихого океана интересен не только тем, что здесь на дне происходит бурное выделение газов, флюидов и лавы, но и своей важностью дл€ изучени€ процессов образовани€ рифтов.

—пециалисты ќбсерватории по изучению «емли им.Ћамонта и ƒоэрти при  олумбийском университете (штат Ќью-…орк) развернули под водой автоматически действующую сейсмическую сеть. Ёто втора€ операци€ подобного рода после той, когда в мае 2003 г. изучались ход и последстви€ извержени€ вулкана јнатахон в ћарианском архипелаге. –езультаты обеих операций размещены на страницах »нтернета; создан сетевой банк данных этого международного проекта (его адрес http://data.nsf-margins.org). ¬ него поступают материалы навигационных, батиметрических, гравиметрических, геомагнитных измерений, сейсмического профилировани€, изохронного датировани€ донных осадков и другие данные, которые были получены в рейсах американских научно-исследовательских судов УMarice EwingФ и УConradФ.

ѕо состо€нию на июнь 2004 г. о своем намерении участвовать в проекте УInterMarginsФ за€вили ученые  анады, јвстралии, Ѕельгии, »рландии, ‘ранции, √ермании, ћарокко, Ќидерландов, Ќовой «еландии, ѕортугалии, –оссии, ёжной  ореи, »спании, ¬еликобритании, а также ≈вропейского консорциума исследовательского бурени€ в океане.

InterMargins Newsletter. 2004. є4. P.2, 9;

√идрологи€

–иск катастрофических речных паводков

¬.ћ.ћухин (√идрометцентр –оссии) изучал воздействие возможных изменений климата на возникновение катастрофических ситуаций на реках в зависимости от высоты их бассейна. ƒл€ этого оценивались: реакци€ стока на равномерное в течение гидрологического года повышение температуры воздуха на 2∞—, его реакци€ на понижение температуры воздуха в холодный период и повышение в теплый, а также вы€вл€лись метеорологические услови€, способные при изменении климата вызвать катастрофу на водном объекте. ¬ результате решени€ этих трех задач автор приходит к следующим выводам:

- равномерное в течение гидрологического года потепление или похолодание на 2∞— слабо отражаетс€ на стоке рек и его распределении;

- сток горных рек реагирует на изменени€ климата сильнее, чем равнинных, особенно при включении в сценарий максимально возможных осадков;

- рост осадков ведет к риску возникновени€ катастрофических ситуаций по мере увеличени€ высоты бассейна - максимальный за половодье расход воды может возрастать в 8-10 раз;

- на равнинных реках угроза катастроф значительно слабее - при самых неблагопри€тных услови€х максимальный расход и объем стока возрастают за половодье в 3-4 раза.

“езисы докладов VI ¬сероссийского гидрологического съезда. —екци€ 2. —ѕб., 2004. —.57 (–осси€).

»хтиологи€

Ќовый глубоководный удильщик

јмериканский ихтиолог “.ѕитш (T.Pietsch; ”ниверситет штата ¬ашингтон в —иэтле), занима€сь разбором коллекций в Ћондонском музее естественной истории, наткнулс€ на необычный экспонат, который хранилс€ там более двух дес€тилетий. “ак как узка€ специализаци€ ученого охватывает обитателей больших морских глубин, он сумел установить, что перед ним еще никем не описанный вид рыбы, принадлежащей к роду удильщиков (Lasiognathus).

” этой особи (самки), как и у других хищных рыб-удильщиков, на УносуФ есть гибка€ УудочкаФ с биолюминесцентным УфонарикомФ, свет которого привлекает обитателей темных глубин мор€.  рючки на кончике удочки служат дл€ поимки любопытствующих и неосторожных жертв.

ћузейна€ особь была добыта в 80-х годах минувшего века с глубины 1300 м на востоке —еверной јтлантики и с тех пор ожидала своего исследовател€. ѕитш установил, что ее размер (20 см) рекордный дл€ этой группы рыб.  роме того, ни у кого из его сородичей, известных до сих пор, нет столь длинных челюстей и крупных зубов.

ѕодробное описание новой дл€ науки рыбы-удильщика дано в специальном ихтиологическом журнале УCopeiaФ.

Science. 2004. V.305. є5685. P.774 (—Ўј).

√идрологи€

Ќаводнени€ на реках ¬осточной —ибири

¬ –оссии первое место среди природных стихийных бедствий - как по площади распространени€ и повтор€емости, так и по реальному ущербу - занимают наводнени€. ¬осточна€ —ибирь относитс€ к регионам с высокой веро€тностью наводнений: за последние годы их число составило около 15% от общего количества по стране.

ѕо результатам исследований, проведенных сотрудниками »нститута географии —ќ –јЌ (»ркутск), наиболее часто в ¬осточной —ибири наводнени€ возникают в результате заторов (или зажоров), они могут быть вызваны антропогенной де€тельностью, ветровыми нагонами и приливами в усть€х рек. Ќередко наводнени€ обусловлены несколькими причинами одновременно. Ѕольше всего наводнений отмечено в бассейне р.Ћены.

ƒл€ проведени€ типологической классификации территорий методом кластер-анализа с последующим отображением типологических ареалов на карте были использованы материалы по 80 бассейнам юга ¬осточной —ибири и рассмотрено около 30 вариантов кластер-анализа. ¬ыбрав опорный вариант классификации на основе обобщени€ типологий, исследователи провели районирование юга ¬осточной —ибири по факторам максимального стока. ¬ыделено четыре макрорайона, один из которых имеет три подразделени€.

ƒанные исследовани€ выполн€ютс€ в рамках российско-голландского проекта –‘‘».

“езисы докладов VI ¬сероссийского гидрологического съезда. —екци€ 2. —ѕб., 2004. —.40-42 (–осси€).

урильщики и радон

ѕо заключению специалистов дев€ти европейских стран, 9% заболеваний раком легких вызвано воздействием радона: этот радиоактивный газ выходит из подпочвы и просачиваетс€ во внутренние объемы жилых и производственных помещений. »з 21 тыс. историй болезней 7 тыс. имели диагноз рак легких; полученна€ цифра весомо указывает на степень риска, св€занную с радоном, и признаетс€ наиболее точной оценкой из когда-либо сделанных ранее. ƒ.Ћорье (D.Laurier; »нститут €дерной безопасности) считает, что до сих пор подобные исследовани€ проводились в основном на отдельных группах шахтеров, зан€тых на урановых рудниках, или по пробам радона, отобранным в малонаселенных жилищах.

≈ще одно заключение, сделанное на основе проведенного исследовани€: радон особенно вреден дл€ курильщиков. “ак, у никогда не куривших риск рака легких до 75-летнего возраста составл€ет 0.7% при дозе радона в 400 беккерелей (беккерель - число радиоактивных распадов за секунду в 1 м3 воздуха), а в отсутствие радона - 0.4%. ќднако дл€ курильщиков риск при такой же концентрации радона возрастает до 16%, а при отсутствии радона составл€ет 10%!

Science et Vie. 2005. є1049. P.43 (‘ранци€).

ќ–ќ“ ќ

јвстралийские океанографы утверждают, что с повышением температуры ћирового океана площадь коралловых рифов к 2100 г. возрастет на треть: тепла€ вода, по их мнению, способствует образованию известкового скелета, ускор€€ метаболизм в теле коралла. ќднако эта точка зрени€ противоречит другим существующим теори€м. ќсновное возражение сводитс€ к тому, что в достаточной степени не учтена физиологи€ кораллов: при температуре воды более 30∞— они стареют, станов€тс€ белыми, деградируют и отмирают.

Science et Vie. 2005. є1049. P.44 (‘ранци€).

* * *

¬ ёжной јмерике все нарастают темпы нелегальной промывки золота, станов€сь подлинным бедствием дл€ населени€ и природной среды французской √ай€ны, —уринама, ¬енесуэлы и Ѕразилии. — 1999 г., когда начал расти спрос на золото, дес€тки тыс€ч золотоискателей вторглись на охран€емые участки, разруша€ леса, загр€зн€€ берега рек и речные воды ртутью, используемой дл€ извлечени€ золота.  оренное население вынуждено питатьс€ зараженной рыбой. јссоциаци€ тропической биологии и сохранени€ природы требует от заинтересованных государств прин€ть неотложные меры дл€ прекращени€ незаконной добычи золота.

Terre Sauvage. 2005. є203. P.51 (‘ранци€).

* * *

Ћабораторные опыты, проведенные американскими учеными, показали, что папоротник вида Pteris vittata менее чем за сутки поглощает свыше 98% растворенного в воде мышь€ка. “аким образом, проста€ методика позвол€ет получать питьевую воду, по содержанию мышь€ка соответствующую рекомендаци€м ¬семирной организации здравоохранени€ (<0.01 мг/л).

La Recherche. 2004. є377. P.12 (‘ранци€).

* * *

ќгромное количество работ по исследованию вли€ни€ микроволнового излучени€ на проводимость двумерного электронного газа, помещенного в магнитное поле, перешло наконец в качество: получен практический результат. –оссийско-германо-шведска€ группа ученых, возглавл€ема€ ». укушкиным (»нститут физики твердого тела –јЌ, –осси€), создала микроволновый спектрометр в диапазоне до 1 “√ц, работающий при температуре жидкого азота. ѕринцип его действи€ основан на генерации магнетоплазмонов, привод€щей к фотовольтаическому эффекту.

Applied Physics Letters. 2005. V.86. P.044101;

* * *

ƒо сих пор считаетс€, что производство хмельных напитков началось в »ране 7400 лет назад. ќднако совсем недавно группа китайских и американских археологов провела химический анализ внутренних стенок терракотовых сосудов, впитавших их содержимое. —осуды, возраст которых определен в 9 тыс. лет, были найдены при раскопках на севере  ита€, в селении неолитического времени. јнализ показал: терракотовый материал содержал органические компоненты, а это может служить доказательством, что 9 тыс. лет назад в этих сосудах хранилс€ напиток, полученный брожением и изготовленный на основе риса, меда и фруктов.

La Recherche. 2005. є383. P.16 (‘ранци€).

* * *

Ќа прот€жении последних 40 лет высота снеговой линии в јльпах неуклонно повышаетс€. —огласно модел€м, разработанным Ќациональным центром метеорологических исследований ‘ранции на период 2050-2060 гг., така€ тенденци€ подтверждаетс€. ѕод воздействием глобального потеплени€ снежного покрова в јльпах на высотах пор€дка 1800 м при температурах от 1.4∞— до 2.5∞— не будет около двух мес€цев. «начительно слабее потепление скажетс€ на больших высотах, где температура воздуха посто€нно будет оставатьс€ ниже нул€. “а€ние снегов будет начинатьс€ несколько ранее, а наибольший расход в речной сети придетс€ раньше на мес€ц.

Sciences et Avenir. 2005. є696. P.16 (‘ранци€).

* * *

–азработка нового поколени€ автоматизированных систем мониторинга водных объектов успешно решаетс€ лишь в отдельных регионах мира. Ќапример, в —Ўј на реализацию национальной информационной программы и создание национальной сети контрол€ рек, в которую войдет более 12 тыс. станций измерени€ уровн€ и качества воды всех основных водных артерий страны, выделен 91 млн долл. до конца 2005 г. Ѕлагодар€ этому в —Ўј станет функционировать уникальна€ автоматизированна€ система сбора достоверной информации, котора€ позволит оперативно управл€ть состо€нием водных ресурсов страны.

“езисы докладов VI ¬сероссийского гидрологического съезда. —екци€ 1. —ѕб., 2004. —.23-24 (–осси€).

–≈÷≈Ќ«»я

Ќ.Ќ.Ѕогданов.
“»ѕќЋќ√»я »Ќƒ»¬»ƒ”јЋ№Ќќ—“».
ћ.: »н-т общегуманитарных исследований, 2004. 384 с.
(»з сер. У—овременна€ психологи€: теори€ и практикаФ.)

©  аплан ј.я.

ѕределы
индивидуальности человека

ј.я. аплан,
доктор биологических наук
ћ√” им.ћ.¬.Ћомоносова

≈сли бы губы Ќиканора »вановича да приставить к носу »вана  узьмича, да вз€ть сколько-нибудь разв€зности, кака€ у Ѕалтазара Ѕалтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности »вана ѕавловича - € бы тогда тотчас же решилась.

Ќ.¬.√оголь. У∆енитьбаФ.

»звестна€ гоголевска€ невеста, очевидно, даже не догадывалась, как долго пришлось бы ей еще сидеть в девках, вздумай она всерьез следовать осенившей ее мысли. ¬ самом деле, возможно ли сконструировать личность из любого набора элементов индивидуальности? —ама житейска€ мудрость в сказках и поговорках зафиксировала простую идею о том, что особенности строени€ тела, черты личности, способности и другие индивидуальные характеристики собираютс€ в одном человеке далеко не в любой комбинации. ¬р€д ли можно себе представить добродушным старцем худосочного  още€ Ѕессмертного или отъ€вленным злодеем упитанного ƒобрыню Ќикитича.

¬ свое врем€ американский врач и психолог ”.Ўелдон обследовал 4 тыс. студентов и выделил среди них три варианта телесной конституции. —опоставив с этими вариантами 650 различных черт характера, исследователь пришел к выводу, что в большинстве случаев каждый тип конституции характеризуетс€ своим набором личностных характеристик.  ак будто среди огромного разнообрази€ отдельных телесных, психологических и поведенческих особенностей человека существуют невидимые силы взаимного прит€жени€ и отталкивани€. Ёти таинственные силы привод€т к тому, что индивидуальные особенности человека могут комфортно сосуществовать только в тщательно подобранных комбинаци€х. ¬ дальнейших исследовани€х вы€снилось, что число таких естественных комбинаций ограничиваетс€ буквально одним-двум€ дес€тками. «начит, на первый взгл€д уникальна€ личность каждого человека, при ближайшем рассмотрении может быть отнесена к одному из немногочисленных типов индивидуальности.

»меют ли такие Утиповые конструкцииФ индивидуальности, многие из которых стали бытовыми стереотипами, надежные естественнонаучные основани€?

∆итейска€ психологи€ издавна выдел€ла общие типы людей - по преобладанию у каждого из них определенной психической функции. УЁмоцииФ, УразумФ, Увол€Ф, УподвижностьФ - таковы известные основы этих функциональных типов. Ќаиболее устойчивым, сохранившимс€ до наших дней, €вл€етс€ разделение людей на УэмоциональныхФ и УрациональныхФ. ”ченые в своих поисках типологии индивидуальности в известной мере следовали бытовым канонам. «наменитый физиолог ».ѕ.ѕавлов, например, выделил типы индивидуальности человека по преобладанию у них первой или второй сигнальной системы или их равновесию: УхудожникиФ, УмыслителиФ и люди УгармоническогоФ типа. ¬ попытке раскрыть психологическую основу разделени€ УчувстваФ и УразумаФ швейцарский психолог  .ёнг выделил типы людей, ориентированных в своем поведении, в первую очередь, на внешнее окружение или на свой внутренний мир. Ёто всем известное сейчас деление людей на экстравертов и интровертов.

ћожно было бы перечислить еще не один дес€ток различных типологий индивидуальности, но за этими Утиповыми конструкци€миФ личности редко кто из их авторов видел нечто больше, чем установление пор€дка в разнообразии. ћежду тем постепенно становилось совершенно очевидным, что построение типов индивидуальности открывает новые грани самой личности, подобно тому, как на основе знани€ законов т€готени€ астрономам открывались новые планеты.

Уѕостижение индивидуальности возможно только через типологиюФ - эта блест€ща€ мысль была положена в основу новой книги У“ипологи€ индивидуальностиФ отечественным исследователем в области нейрофизиологии, нейрофармакологии, дерматоглифики и патографии Ќ.Ќ.Ѕогдановым. «десь рассматриваютс€ психологические и медико-биологические основы индивидуальных различий между людьми с точки зрени€ известных конституциональных систем.

¬ шести компактных главах-новеллах автор изложил и критически переосмыслил основные направлени€ в мировой науке о типологии человека. Ќа примерах целой галереи литературных персонажей увлекательно проиллюстрированы находки знаменитых исследователей личности Ё. речмера, ”.Ўелдона, —.ј.—уханова, ¬.’. андинского, ј.ј.ћалиновского и многих других.

ќсобенно удались автору главы УЌе дай мне бог сойти с умаЕФ и У”роки медицинской синдромологииФ, где приведены исторические основани€ современной психиатрии, подробнейшим образом на многочисленных примерах рассмотрены индивидуальные особенности про€влени€ шизофрении, а также актуальные проблемы клинической генетики, наследственных психических заболеваний.

—пециалистов и неискушенных читателей, несомненно, заинтересует глава У¬торое лицоФ. «десь Ѕогданов с полным правом крупнейшего отечественного специалиста в этом вопросе раскрывает загадочную сторону про€влени€ индивидуальности человека - так называемые узоры гребневой кожи на внутренней поверхности ладоней и подошвах. ’арактерный рисунок в этой области имеет наследственную детерминацию и свою типологию, котора€ €вно отражает особенности организации центральной нервной системы человека, а следовательно, и некоторые индивидуальные особенности его психики. ¬от, оказываетс€, сколько нового и интересного дл€ себ€, в дополнение к криминальной дактилоскопии, могут узнать американские службы таможенного контрол€.

ќ том, что монозиготные близнецы отнюдь не похожи друг на друга в своих душевных про€влени€х, и каковы индивидуально-типологические особенности психики левшей (действительно ли они могут предсказывать будущее) - обо всем этом можно прочитать в заключительных главах книги: У» то же, что €, и не то жеЕФ и Уќсторожно, левша!Ф.

Ўирокое знание работ классиков дифференциальной психологии, свободное владение результатами последних научных изысканий, непринужденна€ манера изложени€, и ко всему этому собственный многолетний опыт работы в экспериментальной и клинической нейрофизиологии - все это позволило Ќиколаю Ѕогданову написать действительно интересную и богатую нетривиальными иде€ми книгу.

Ќќ¬џ≈  Ќ»√»

Ётологи€

ћ.Ћ.Ѕутовска€. я«џ  “≈Ћј: ѕрирода и культура. Ќауч. ред. ≈.ј.√ороховска€. ћ.: Ќаучный мир, 2004. 440 с.

язык тела у человека играет едва ли не центральную роль в социальном общении и существенным образом определ€ет жизненный успех каждого индивида, идет ли речь о современном индустриальном обществе или о традиционных культурах охотников-собирателей, земледельцев, скотоводов-кочевников.

”ченые-антропологи и этологи установили, что информаци€, передаваема€ словами, составл€ет лишь около 7% от общего объема информации, получаемой человеком, тогда как на долю невербальных сигналов приходитс€ 93% (мимика, жесты, запахи составл€ют до 55%, а голосова€ паралингвистическа€ составл€юща€ достигает 38%). ¬ среднем человек говорит всего 10-11 мин в день, причем вербальный компонент составл€ет лишь 35% смысловой нагрузки, а невербальный гораздо больше - 65%. —опровождающие речь жесты и мимика служат надежным источником сведений об отношении говор€щего к теме сказанного, равно как и о реакции слушател€ на полученную информацию.

¬ основу книги положены материалы курсов лекций УЁтологи€ человекаФ и У“еори€ и практика межкультурной коммуникацииФ, читаемых автором дл€ антропологов, культурологов и лингвистов в –оссийском государственном гуманитарном университете. »здание может служить руководством дл€ всех, кто хочет получить адекватное представление о современном понимании роли природы и культуры в человеческом поведении.

Ѕотаника

Ќ.–.ћейер-ћелик€н, ».ё.Ѕовина, я.¬. осенко и др. ј“Ћј— ѕџЋ№÷≈¬џ’ «≈–≈Ќ ј—“–ќ¬џ’: ѕалиноморфологи€ и развитие спермодермы представителей семейства Asteraceae. ћ.: “-во науч. изд.  ћ , 2004. 236 с.

јстровые, или сложноцветные (Asteraceae, Compositae) - одно из самых обширных семейств покрытосеменных. ќно объедин€ет около 1400 родов и не менее 25 тыс. видов (более 8% мировой флоры сосудистых растений), распространенных по всему земному шару, однако с филогенетической и систематической точек зрени€ наиболее интересны обитатели южного полушари€.

” астровых своеобразно устроены пыльцевые зерна, поражающие многообразием ультраскульптуры и, особенно, ультраструктуры спородермы, что дает возможность с успехом использовать палиноморфологические признаки дл€ целей систематики на разных таксономических уровн€х.

¬ книге собраны сведени€ о морфологии пыльцевых зерен 212 представителей семейства астровых. ѕалиноморфологические описани€ составлены на основе световой и электронной (сканирующей и трансмиссионной) микроскопии. ќписан процесс развити€ спородермы в разных группах астровых. “екст снабжен большим числом оригинальных фотографий и электронных микрографий.

нига предназначена не только дл€ специалистов, но дл€ всех, интересующихс€ развитием и строением оболочек пыльцевых зерен.

»нформатика. “ехнологи€

».Ќ.ƒорохов, ¬.¬.ћеньшиков. »Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќџ≈ —»—“≈ћџ » »Ќ∆≈Ќ≈–Ќќ≈ “¬ќ–„≈—“¬ќ ¬ «јƒј„ј’ »Ќ“≈Ќ—»‘» ј÷»» ’»ћ» ќ-“≈’ЌќЋќ√»„≈— »’ ѕ–ќ÷≈——ќ¬ » ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬. ќтв. ред. Ќ.Ќ. улов. ћ.: Ќаука, 2005. 584 с. (»з сер. У—истемный анализ процессов химической технологииФ.)

Ёта монографи€ стала дес€той по счету в серии книг, выпускаемых с 1976 г. издательством УЌаукаФ –јЌ. ÷ель выпуска - создание методологической базы и системного подхода к анализу и синтезу химико-технологических процессов, чтобы решать задачи усовершенствовани€ производств с научным обоснованием - начина€ с физико-химического анализа процесса в лабораторной колбе и конча€ построением промышленного агрегата с высокими техническими показател€ми.

ƒес€тый том серии посв€щен проблеме активизации инженерного творчества дл€ решени€ нестандартных задач при создании нового высокоэффективного оборудовани€ с использованием интеллектуальных систем поддержки. Ёто направление уже успешно развиваетс€ в машиностроении, металлообработке, электронике, но в химической технологии находитс€ в зачаточном состо€нии, что побудило авторов привлечь внимание читател€ к решению проблемы. –аботу следует рассматривать как одну из первых попыток в этом направлении.

»здание рассчитано на специалистов, интересующихс€ вопросами теории и практики системного анализа, искусственного интеллекта и прин€ти€ решений.

ћеталловедение

¬.ѕ.ћалышев, Ѕ.“.јбдрахманов, ј.ћ. Ќурмагамбетова. ѕЋј¬ ќ—“№ » ѕЋј—“»„Ќќ—“№ ћ≈“јЋЋќ¬. ћ.: Ќаучный мир, 2004. 148 с.

ѕлавкость и пластичность - близкие пон€ти€ не только чисто этимологически (пластичность - от греческого plastikos - податливость), но и по способности вещества принимать форму ограничивающего пространства - в первом случае под действием силы т€жести, во втором - под действием механической нагрузки. Ёта способность €вл€етс€ характеристикой жидкости, и поэтому пластичность можно понимать как предрасположенность к плавлению или в общем случае - к жидкому состо€нию.

јвторы книги рассматривают плавкость и пластичность металлов на основе анализа посто€нства энтропии плавлени€ с точки зрени€ соответстви€ общесистемным критери€м устойчивости с помощью распределени€ Ѕольцмана и уравнени€ Ўредера. ¬ведено пон€тие жидкоподвижных частиц в кристалле, энерги€ которых превышает теплоту плавлени€ и которыми определ€етс€ пластичность. ѕоказано аналитическое соответствие максимального прироста этих частиц по температуре эмпирическим инвариантам пластичности Ѕочвара-“аммана. ќбосновано термодинамическое выражение полезных затрат энергии при пластической деформации и рассчитан кпд этого процесса.

–абота проводилась в ’имико-металлургическом институте ( араганда), а промышленные испытани€ и внедрение нового устройства дл€ контрол€ температуры катанки на выходе из стана - на ∆езказганском заводе медной катанки (јлма-јта).

ћинералоги€

—.ћ.Ќиколаев.  јћЌ» » Ћ≈√≈Ќƒџ. 3-е изд., перераб. и доп. Ќовосибирск: —иб. унив. изд-во, 2005. 230 с.

аменные находки издревле привлекали к себе внимание человека, вызыва€ суеверный страх и рожда€ веру в их чудодейственные свойства. ƒл€ многих народов долгое врем€ самоцвет был не безделушкой, а одушевленным существом, в котором они чувствовали присутствие таинственной жизни горных духов. ¬олхвы, жрецы и шаманы считали самоцветы магическими камн€ми, что порождало самые, казалось бы, неверо€тные суевери€. Ћегенды коснулись не только самоцветов, но и металлов, полученных из руд и минералов. Ќекоторые из них св€зывали с известными тогда семью планетами и светилами: —олнце (золото), Ћуна (серебро), ¬енера (медь), ёпитер (олово), —атурн (свинец), ћарс (железо), ћеркурий (ртуть).

нига в занимательной форме рассказывает о самых знаменитых УтитулованныхФ минералах, с которыми св€заны многочисленные легенды и суевери€, сказани€ и мифы разных народов. —истематизированы свойства более 100 минералов, в том числе драгоценных и ювелирно-поделочных.

√еографи€

¬.’исдаль. ј–’»ѕ≈Ћј√ Ўѕ»÷Ѕ≈–√≈Ќ (—¬јЋ№Ѕј–ƒ): природа и истори€. ѕод ред. ¬.ј.ћаркина. ћ.: Ќаучный мир, 2005. 132 с.

нига норвежского пол€рного исследовател€ ¬.’исдал€ рассказывает о природе и истории одной из самых северных на «емле групп островов, которую в нашей стране называют Ўпицбергеном, хот€ еще в 1969 г. парламент  оролевства Ќорвегии прин€л решение о ее переименовании в —вальбард, оставив топоним Ўпицберген за самым крупным островом.

ѕомимо старинного скандинавского названи€, существует еще одно им€ у этой земли - √румант. “ак называли ее архангельские поморы, побывавшие на этих островах в XVII в., а возможно, как утверждают археологи, еще в середине XVI в. (до того, как их открыла голландска€ экспедици€ ¬.Ѕаренца).

Ѕольша€ часть площади архипелага покрыта ледниками, но процент оледенени€ не так велик, как у √ренландии и соседней «емли ‘ранца-»осифа. —вальбард отличаетс€ от самых суровых арктических земель более м€гким климатом, разнообразной растительностью, еще сохранившимис€ попул€ци€ми птиц и млекопитающих. «десь обитает довольно большое стадо дикого северного олен€, произрастает 170 видов цветковых растений. —вальбард называют Ум€гкой јрктикойФ.

÷ель этой книги - дать краткий обзор природных условий и истории архипелага. »здание хорошо проиллюстрировано. јвтор работал в Ќорвежском пол€рном институте, провед€ 28 полевых сезонов на —вальбарде.

»стори€ науки

Ќ.ј.—уркова, ћ.».јлферина. ћ»’ј»Ћ јЌƒ–≈≈¬»„ «≈Ќ«»Ќќ¬ -  –ј≈¬≈ƒ, ≈—“≈—“¬ќ»—ѕџ“ј“≈Ћ№ «јЅј… јЋ№я (20-70-е годы XIX в.). ”лан-”дэ: √ќ” ¬—√ј », 2004. 255 с.

ћихаил јндреевич «ензинов (1805-1873) - почетный гражданин города Ќерчинска - был известен в 40-70-е годы XIX в. не только в «абайкалье, но и в »ркутске, ћоскве, —анкт-ѕетербурге, –иге, ¬аршаве. ќн принадлежал к тому поколению сибир€ков, на образование и формирование кругозора которых значительно повли€ли декабристы. ¬ исторической литературе о «ензинове больше говоритс€ как о литераторе и краеведе. —ведений же об его естественнонаучных зан€ти€х мало, а архивные материалы, касающиес€ этого вопроса, еще недостаточно изучены.

ћихаил јндреевич был членом ¬ольного экономического общества, которым ему в 1853 г. была присуждена золота€ медаль У«а особенное усердиеФ и вклад в изучение «абайкальского кра€. «ензинов состо€л действительным и активным членом –усского географического общества, а с 1851 г. и его »ркутского отделени€.

»зуча€ архивы, авторы книги пришли к заключению, что де€тельность «ензинова далеко выходила за рамки краеведени€, по€вились основани€ дл€ изучени€ его биографии как естествоиспытател€ и знатока тибетской медицины. ¬ основу книги положены материалы архивов «ензинова (документы, публикации, рукописи, письма, дневники) и воспоминани€ родных, рассмотренные на фоне истории —ибири.

VIVOS VOCO! - «ќ¬” ∆»¬џ’!