ѕ–»–ќƒј

Ќаноматериалы на марше
—тресс беременных €щериц
–анний этап ¬»„-инфекции
„исленность леммингов определ€ют хищники
Ќеожиданные потери углерода в экосистемах тундры. √ил€ров ј.ћ.
ћедаль международной вулканологической ассоциации.  ороткевич √.¬.
“ерритори€ јл€ски продолжает подниматьс€
ѕожары и атмосфера
 ак и когда зародилось земледелие в »ндии?

јстрофизика

ƒревние звезды еще больше постарели

÷елью экспериментов, поставленных коллективом италь€нской лаборатории LUNA (Laboratory for Underground Nuclear Astrophysics - ѕодземна€ лаборатори€ €дерной астрофизики) в √ран-—ассо, было измерение скорости, с которой осуществл€етс€ углеродно-азотно-кислородный цикл, в ходе которого звездный водород превращаетс€ в гелий. Ётот цикл определ€ет продолжительность жизни звезд в старых звездных скоплени€х. ƒл€ установлени€ возраста звезды необходимо учесть ее массу и вычислить, сколько времени она потратила, чтобы достичь своего нынешнего состо€ни€.

ќднако скорость углеродно-азотно-кислородного цикла не может быть большей, чем ее самый медленный этап - €дерна€ реакци€, в которой изотоп 14N поглощает протон водорода и превращаетс€ в 15O. »нтенсивность этой реакции можно оценить, бомбардиру€ в ускорителе €дра 14N протонами. Ќо подобные измерени€ искажаютс€ УшумамиФ космических лучей, поэтому астрофизики всегда признавали, что здесь возможна ошибка в сторону преувеличени€ подлинной скорости.

“еперь группа европейских физиков, работающих на ускорителе LUNA, расположенном на глубине 144 м под землей, пришла к выводу, что превращение азота в кислород происходит вдвое медленнее, чем предполагали ранее. «начительна€ заглубленность аппаратуры позвол€ла им экранировать приборы от воздействи€ космической радиации. ћишень, изготовленна€ из 14N, была обстрел€на протонами, после чего измер€лось g-излучение азота в ходе его превращени€ в 15O.

¬ результате исследователи пришли к выводу, что большинство древних звездных скоплений на самом деле старше, чем полагали, по крайней мере на 700 млн лет. ¬озраст старейших из них составл€ет около 14 млрд лет, что близко к возрасту ¬селенной (13.7 млрд лет), который указывают физики, определ€вшие его по данным микроволновой анизотропии.

»звестный американский астрофизик ƒж.Ѕаколл (J.Bahcall; »нститут перспективных исследований в ѕринстоне) признал этот эксперимент чрезвычайно полезным и убедительным, хот€ и требующим некоторых уточнений. ¬ св€зи с этим, по словам одного из руководителей работы -  .Ѕроггини (C.Braggini), в ближайшее врем€ предстоит повторить эксперимент на более реалистических энерги€х столкновений: в уже проведенных исследовани€х использовались энергии выше 140 кэ¬, новые детекторы g-излучени€ позвол€т осуществл€ть столкновени€ частиц в диапазоне около 25 кэ¬, т.е. вблизи той энергии, при которой данна€ реакци€ происходит в звездах.

Science. 2004. V.304. є5675. P.1226 (—Ўј).

јстрономи€

ќ чем говор€т планетные диски

ѕонимание того, как образуетс€ планетна€ система вокруг той или иной звезды, - одна из главных задач сегодн€шней астрономии. ”слови€ возникновени€ нашей —олнечной системы с ее достаточно стабильным строем планет и их спутников могут представл€тьс€ весьма редкими во ¬селенной, а ограничение объектов исследовани€ одной лишь планетной системой не позволило бы судить о том, насколько часто планеты формируютс€ вокруг других звезд и, в конце концов, порождают стабильные небесные тела, где имеетс€ вода в жидком виде, что могло бы привести к по€влению жизни.

ќднако за последнее дес€тилетие астрономам стало известно много (свыше сотни) планет, обращающихс€ вокруг различных €рких звезд, и сегодн€ уже очевидно, что образование планет - не столь редкое €вление. “еперь перед наукой сто€т задачи установить размеры таких УновыхФ тел, определить их орбиты и т.п., иначе говор€, у€снить процесс зарождени€ планет из пылевых дисков, окружающих звезды, ибо более неоткуда братьс€ материалу, идущему на формирование планеты. ћежду тем распознать столь слабо свет€щиес€ диски, состо€щие из мелких, разреженных пылевых частиц, и получить их отчетливое изображение удалось пока лишь в нескольких случа€х. “ак, в середине 1980-х годов стали доступны данные о диске, окружающем звезду Ѕета ∆ивописца, и долгие годы это был чуть ли не единственный пример.

ѕ. алас и Ѕ.ћеттьюс (P.Kalas, B.Mattews; ”ниверситет штата  алифорни€ в Ѕеркли) совместно с ћ.Ћю (M.Liu; јстрономический институт в √онолулу, штат √авайи) сумели не только открыть пылевой диск у звезды AU ћикроскопа, но и получить некоторое представление о его составе и эволюции. ѕрежде всего отмечено его сходство с диском у звезды Ѕета ∆ивописца. ќба объекта очень молоды: им немногим менее 20 млн лет. Ќо относительна€ близость звезды AU ћикроскопа способствует ее детальным наблюдени€м. ¬ы€снилось, что у этой звезды очень небольша€ масса, а до сих пор полагали, что кольца присущи куда более массивным звездам.

»звестно, что в период ранней молодости звезды сближающеес€ с нею, но не падающее на это тело вещество образует УхороводФ из частиц разной величины, расположенный внутри диска, в котором содержитс€ больше газа, чем пылевых частиц. ¬ течение нескольких миллионов лет боШльша€ часть газа либо поглощаетс€ самой звездой, либо Усдуваетс€Ф в открытое пространство. Ќемала€ часть пыли слипаетс€, образу€ все более и более крупные тела - планетезимали (а в будущем - и полноценные планеты). Ќа этой стадии мелкие зерна и пылинки уже не испытывают существенного воздействи€ газа, который в противном случае притормаживал бы их и защищал от звездного излучени€. Ќо теперь пылевые частицы часто сталкиваютс€ и быстро измельчаютс€, а диск превращаетс€ в скопление мельчайших обломков, очень слабо свет€щихс€, и получить их изображение совсем непросто.

¬ видимой и близкой инфракрасной част€х спектра наблюдаемый диск состоит из короткоживущих зерен, порожденных столкновени€ми планетезималей. »зображени€ этих дисков позвол€ют судить о том, что представл€ют собой планетезимали и как они распределены в пространстве. Ѕолее того, распределение зерен по величинам, их состав и асимметричность структуры свидетельствуют о физических услови€х в диске и о его динамике. ј это и есть основна€ информаци€, необходима€ дл€ понимани€ роли диска в процессе формировани€ планет.

“от диск, который открыли  алас и его коллеги, использу€ снабженный коронографом 2.2-метровый телескоп обсерватории ћауна- еа (√авайи), окружает звезду значительно меньшей массы (лишь около половины солнечной), чем у ранее известных звезд, имеющих свою протопланетную систему. Ѕлизость к нам этого диска (всего 10 пк) впервые позвол€ет рассматривать его мелкие детали и структуру, в том числе и вблизи самой звезды. ¬ажно, что р€дом с такими звездами формируютс€ планеты: ведь объекты с малой массой гораздо чаще встречаютс€ во ¬селенной, чем гиганты.

Ѕлагодар€ выведенному на орбиту в 2003 г. космическому телескопу УSpitzerФ, приборы которого обладают очень высоким пространственным разрешением (см.:  осмический телескоп УCпитцерФ // ѕрирода. 2004. є3. —.80.), по€вилась надежда открыть куда более слабо свет€щиес€ диски, чем известные ныне.   наблюдени€м теперь привлечена и наземна€ система из 64 антенн ALMA (Atacama Large Millimeter Array - јтакамска€ больша€ миллиметрова€ сеть) (—урдин ¬.√. ALMA - крупнейший радиотелескоп // ѕрирода. 2003. є10. —.69-70), котора€ способна получать информацию о холодных частицах и газах в далеких област€х ¬селенной.

Science. 2004. V.303. є5666. P.1982, 1990 (—Ўј).

јстрономи€. ‘изика

Ќьютон оп€ть прав

—о времен »саака Ќьютона известно, что сила т€готени€ между двум€ телами убывает обратно пропорционально квадрату рассто€ни€ между ними. ¬ наши дни астрономы и физики, наблюда€ обращение планет вокруг —олнца и спутников вокруг «емли, а также взаимодействи€ крупных масс в лабораторных услови€х, подтвердили этот закон: он сохран€етс€ в масштабах от астрономических величин до нескольких долей метра. ќднако недавно некоторые теоретики предположили, что закон Ќьютона в самых мелких масштабах (меньших, чем диаметр человеческого волоса) может слегка нарушатьс€.

ѕодтвердить или опровергнуть такой факт очень сложно. ƒело в том, что в данные микроскопических масштабов вмешиваютс€ более существенные силы, например, электростатическое отталкивание. ¬ экспериментах, поставленных учеными ”ниверситета штата ¬ашингтон в —иэтле, был применен высокоточный ма€тник, который позволил, исключив значительную часть посторонних УшумовФ, показать, что закон Ќьютона сохран€етс€ и в масштабе дес€тых долей миллиметра. Ќо и это не полностью удовлетворило специалистов.

Ќа конференции јмериканского физического общества (ƒенвер, май 2004 г.) Ў.Ѕесслер (Sh.Baessler; ћайнцский университет, √ермани€) описал эксперимент, проведенный его группой специалистов, который позволил проверить закон всемирного т€готени€ с точностью, в 100 тыс. раз превышающей прежнюю.

Ћегенда рассказывает, как √алилео √алилей ставил эксперименты, измер€€ скорость падени€ с наклонной ѕизанской башни шарообразных грузиков. “еори€, естественно, подтверждалась, но точность такой проверки в наши дни уже неприемлема. Ѕесслер с коллегами тоже УсбрасывалФ на неподвижную поверхность некие УгрузикиФ - сильно охлажденные медленные нейтроны. ѕри соударении с поверхностью нейтроны подскакивали, подобно теннисному м€чу. Ќо так как нейтрон - объект квантовый, он и отскакивать может лишь квантованными УшагамиФ. ѕодобно существованию нижнего предела энергии, удерживающей электрон около €дра водорода, существует и минимальна€ высота отскока нейтрона, удерживаемого силами т€готени€ вблизи поверхности.

≈сли удастс€ определить высоту минимального отскока, тем самым с большой точностью можно установить и силу т€готени€. ѕри этом даже ничтожное ее отклонение от теоретического значени€ изменит высоту минимального отскока частицы на доступную измерению величину, будь то всего лишь нанометры.

¬ эксперименте немецкие ученые измер€ли эту величину, постепенно поднима€ потолок, поглощающий нейтроны, над неподвижной поверхностью. ќбнаружилось, что все измерительные данные в точности соответствуют теории Ќьютона - великий английский математик, физик и астроном XVII в. снова оказалс€ прав.

Science. 2004. V.304. є5673. P.951 (—Ўј).

ѕланетологи€

—пор о марсианском магнетизме

¬се больший объем информации о  расной планете позвол€ет ученым рассматривать различные загадки природы ћарса, ранее казавшиес€ неразрешимыми. “ак, планетологи во главе с Ёлкинсом-“антоном (Elkins-Tanton) предлагают с новых позиций решать проблему наличи€ или отсутстви€ у ћарса магнитного пол€, что, очевидно, зависит от строени€ и состава глубинных недр.

”ченые предполагают, что в ранние времена истории ћарса почти на всей планете существовал океан расплавленных пород, а теплова€ энерги€ пополн€лась в результате аккреции протопланетных тел. Ёто породило конвективные течени€ электропровод€щего вещества мантии, запустившие магнитное поле ћарса. ¬ ходе кристаллизации жидких материалов, составл€вших всепланетный океан, более гор€чие породы с меньшей плотностью оказывались под более плотными остывшими сло€ми, что приводило всю систему в крайне нестабильное состо€ние. “ака€ стратификаци€ не могла существовать долго. ѕроизошел переворот: более холодные вещества начали погружатьс€, порожда€ процесс токового разогрева всей массы. “ак на ћарсе возникло сильное магнитное поле, срок жизни которого был весьма ограничен.

ѕротивоположную гипотезу выдвинули физики ”иль€мс и Ќиммо (Williams, Nimmo), которые полагают, что €дро молодого ћарса было разогрето в большей степени, чем манти€. «начительна€ разность температур приводила к достаточному запасу свободной энергии всей системы, чтобы запустить (хот€ и ненадолго) марсианскую Удинамо-машинуФ, создавшую магнитное поле  расной планеты, которое намагнитило породы ее коры. ¬ таком случае €дро сохран€ет высокую температуру и остаетс€ расплавленным по сей день.

ѕока что решить, котора€ из гипотез верна, невозможно. ќбе они в общем не противоречат данным, получаемым при анализе метеоритных тел, поступающих на «емлю с ћарса. ќстаетс€ надежда на информацию, собираемую марсоходами в различных районах  расной планеты.

Meteoritical and Planetary Science. 2004. V.38. P.1753;
Geology. 2004. V.32. P.97;
Science. 2004. V.303. є5663. P.1439 (—Ўј).

’ими€ атмосферы

ак взаимодействуют аэрозоли с облаками

ќдин из важнейших факторов, привод€щих к климатическим изменени€м, - взаимодействие между аэрозол€ми и облаками. ќднако суть этого процесса недостаточно €сна.

√руппа специалистов под руководством ». орена (I.Koren; ÷ентр космических полетов им.√оддарда Ќј—ј —Ўј), проводивша€ исследовани€ в јмазонии (Ѕразили€), где традиционно сжигают огромное количество биомассы (главным образом, при вырубке лесов), обнаружила неизвестные ранее эффекты, вызываемые дымом от пожаров. ¬ тех регионах, где он образовывалс€ в сухой сезон, наблюдалось активное подавление низких облаков, образующихс€ поверх турбулентного сло€ толщиной 100-2000 м. ѕоглощение и рассе€ние света аэрозол€ми приводило к уменьшению количества влаги, поступающей в лесной покров. Ёти эффекты существенно измен€ли климатические услови€ не только на региональном уровне, но и на всем континенте.

¬ јмазонии работали также метеорологи и специалисты по химии атмосферы, возглавл€емые ћ.ќ.јндреа (M.O.Andreae; ’имический институт им.ћ.ѕланка, ћайнц, ‘–√). ќни установили, что конвективные облака, у которых вертикальна€ прот€женность больше горизонтальной - от 1 до 10 км и более, - перенос€т трассирующие вещества из загр€зненной дымом нижней тропосферы в верхние ее слои, в область тропопаузы, а иногда даже в нижние слои стратосферы. ≈сли загр€зненность незначительна, это не вли€ет на образование осадков, если велика, - количество осадков резко сокращаетс€. ¬ертикальный перенос загр€зн€ющих веществ может приводить к значительным метеорологическим последстви€м в сухих субтропиках и в более высоких широтах.

Science. 2004. V.303. є5662. P.1309, 1331, 1342 (—Ўј).

Ёлектроника

Ќанокристаллы пам€ти уже на подходе

¬ 2004 г., после более чем года плодотворного сотрудничества, специалисты американских фирм УLSI LogicФ и УNanteroФ изготовили и передали в лабораторию тестовых испытаний первые кремниевые пластины с €чейками пам€ти на основе углеродных нанотрубок. Ќесмотр€ на то, что многие из них работали превосходно, технологи€ изготовлени€ таких устройств нуждаетс€ в дальнейшей доработке. ќднако даже скептики уже не сомневаютс€, что кристаллы пам€ти из нанотрубок могут быть запущены в промышленное производство через два-три года. ќстаетс€, правда, не€сным, какова будет цена этих запоминающих устройств («”).

Ќанокристаллы пам€ти разрабатывают и другие американские фирмы. “ак, УZettaCoreФ выделила 20 млн долл. на разработку конденсаторов в €чейках динамических и статических запоминающих устройств с произвольной выборкой («”ѕ¬) на основе органических молекул, подобных молекулам хлорофилла; УNanosysФ и УIntelФ совместно работают над увеличением срока службы флэш-«” с использованием нанокристаллов; УCalifornia Molecular ElectronicsФ разрабатывает молекул€рный ключ дл€ дисплеев и «”. ј британска€ компани€ УNanoMagneticsФ разрабатывает дл€ использовани€ в магнитных «” материал на основе белка ферритина.

Ќеудивительно, что многие фирмы, занимающиес€ наноразработками, нацелены именно на рынок «” (см. также: ћолекул€рные запоминающие устройства // ѕрирода. 2004. є8. —.82-83; ћагнитнорезистивна€ пам€ть с произвольной выборкой // “ам же. є12. —.75) (аналитики насчитали в этой области около 20 альтернативных технологий) - сегодн€ он представл€ет собой один из самых больших секторов мирового рынка. ќбъем продаж устройств пам€ти в насто€щее врем€ составл€ет 48 млрд долл., а в 2008 г., по прогнозам некоторых специалистов, может достичь почти 57 млрд долл.   тому же этот сектор нуждаетс€ в радикальном обновлении, поскольку традиционные «” страдают хроническими недостатками - такими как утечка конденсаторов; чувствительность к случайным сбо€м, вызванным космическими лучами; большие размеры €чеек пам€ти статических «”ѕ¬; трудности интеграции динамических «”ѕ¬ и флэш-«” с логическими кристаллами; низка€ скорость считывани€ флэш-«” и ограниченный срок их службы.

http://www.reed-electronics.com/Е/index. asp?layout=articlePrint&articleID=CA47544;

’ими€

Ќаноматериалы на марше

ќбласть применени€ наноматериалов стремительно расшир€етс€, поскольку используютс€ различные их свойства. Ќапример, очень высока€ удельна€ площадь поверхности позвол€ет превращать инертные вещества, в частности платину, во взрывчатые, а вещества, не обладающие каталитическими свойствами, - в суперкатализаторы.

¬печатл€ющих успехов в области внедрени€ нанотехнологий достигли —Ўј. ¬от лишь несколько примеров.  омпани€ УInframat Corp.Ф примен€ет производимые ею наноструктурные керамические материалы более чем в 150 издели€х, и это не предел. ¬ ближайшем будущем фирма собираетс€ изготавливать фильтры дл€ очистки питьевой воды от мышь€ка и свинца на основе дешевых нановолокон из MnO2 (объем их продаж очень быстро может достичь 1 млрд долл.), а позже займетс€ получением покрытий дл€ стоматологии и имплантантов дл€ ортопедии.

‘ирма УU.S. Global Nanospace Inc.Ф производит из нановолокон фильтры дл€ очистки воздуха от микрочастиц (в частности, вирусов атипичной пневмонии), а также тонкую ткань, котора€ используетс€ в качестве защитного покрыти€, позвол€ющего вдвое увеличить прочность издели€ и одновременно уменьшить наполовину его вес.

¬оенные специалисты нанос€т покрыти€ из керамических наноматериалов на узлы механизмов, которые работают в суровых коррозионных услови€х, а также на гребные валы и трущиес€ части перископов - чтобы повысить их износостойкость.

Ѕиологи€

—тресс беременных €щериц

∆ивород€ща€ €щерица Lacerta (Zootoca) vivipara - сама€ обычна€ €щерица европейской фауны - стала в последние годы попул€рным модельным объектом дл€ исследовани€ тонких биологических механизмов эволюции и попул€ционной экологии.

ќдно из таких исследований недавно провела группа французских зоологов во главе с —.ћейлан (S.Meylan; ”ниверситет им.ѕьера и ћарии  юри). ”ченые хотели вы€снить, как стресс во врем€ вынашивани€ потомства вли€ет на биологические характеристики новорожденных.

ƒл€ эксперимента отловили в природе 90 беременных самок живород€щей €щерицы и до по€влени€ на свет потомства содержали их в лабораторных услови€х, разделив на две группы, одну из которых подвергали стрессу, а другую - нет. —тресс имитировали, ежедневно нанос€ на кожу животных масл€ный раствор гормона кортикостерона, проникновение которого в организм приводило к повышению его концентрации в крови - физиологическа€ аналоги€ естественного стресса.

ѕосле рождени€ детенышей (которые у живород€щих пресмыкающихс€ €вл€ютс€ полной миниатюрной копией взрослых особей и с первых часов жизни способны к самосто€тельному существованию) экспериментаторы сравнивали потомство самок двух групп по внешним признакам (размерам, массе тела, пропорци€м), а также по способности к расселению. ƒело в том, что новорожденные не остаютс€ возле матери (ведь никакой родительской заботы эти €щерицы не про€вл€ют), а постепенно расползаютс€ в поисках пищи и благопри€тной среды. „тобы оценить склонность к расселению, французские исследователи применили оригинальный метод. ќни помещали самку с новорожденными в контейнер с небольшими отверсти€ми, сквозь которые могли выбратьс€ только детеныши. –егистрировали, сколько €щер€т выползает за определенный промежуток времени, и как оценку этой величины использовали соотношение оставшихс€ в контейнере и выползших детенышей.

ќказалось, что повышенный стресс в период беременности не вли€ет ни на количество детенышей в потомстве, ни на соотношение полов, ни на внешние характеристики новорожденных, зато их склонность к расселению сильно зависит от повышенного уровн€ кортикостерона в материнском организме. ѕричем св€зь эта довольно сложна. ѕотомки более крупных, старших самок, испытавших стресс, отличаютс€ значительно более низкой склонностью к расселению по сравнению с особ€ми из контрольной группы, а детеныши мелких, молодых самок - существенно более высокой.

“аким образом, показано, что изменение гормонального уровн€ у самок вли€ет на поведение их потомства. ќднако непосредственное биологическое значение наблюдаемых после стресса изменений в способности €щер€т к расселению остаетс€ пока не€сным.

Ecoscience. 2004. V.11. є1. P.123-129 ( анада).

ћедицина

–анний этап ¬»„-инфекции

Ќесмотр€ на то что на изучение вируса иммунодефицита человека (¬»„) в насто€щее врем€ брошены силы многих научно-исследовательских лабораторий во всем мире, некоторые аспекты вли€ни€ этого вируса на организм человека еще не €сны. ¬от почему важным представл€етс€ описание особенностей ранней фазы ¬»„-заражени€, чем и занимались одновременно две группы исследователей в —Ўј (Brenchley J.M., Schacker T.W., Ruff L.E. et al. // J. Exp. Med. 2004. V.200. P.749-759; Mehandru S., Poles M.A., Tenner-Racz K. et al. // J. Exp. Med. 2004. V.200. P.761-770).

¬ ходе работы сравнивались уровни разных классов “-лимфоцитов в периферической крови, желудочно-кишечном тракте и лимфатических узлах на разных этапах после заражени€ ¬»„. ќказалось, что именно слизиста€ оболочка кишечника человека €вл€етс€ самой ранней мишенью дл€ атаки ¬»„. ¬ этой ткани происходит быстра€ потер€ огромного числа особой категории лимфоцитов - CCR5(+) —D4 “-клеток.

сожалению, используемые на сегодн€шней день лекарственные средства не исправл€ют данную ситуацию, хот€ и привод€т к относительному восстановлению попул€ции “-клеток в крови.

Ёто открытие заставл€ет изменить подход к диагностике и разработке вакцин против —ѕ»ƒа  (Veazey R.S., Lackner A.A. // J. Exp. Med. 2004. V.200. P.697-700). “ак, анализ периферической крови не позвол€ет пон€ть основные событи€ в патогенезе ¬»„-инфекции, так как, в отличие от слизистой кишечника, число —D4 “-клеток в крови не измен€етс€ существенно на первой фазе инфекции. ¬еро€тно, ключ к разработке эффективных вакцин против —ѕ»ƒа лежит в стимулировании иммунного ответа слизистых оболочек.

© Ћипина “.¬.,
кандидат биологических наук

ѕопул€ционна€ экологи€

„исленность леммингов определ€ют хищники

’от€ это всего лишь легенда, что лемминги массами бросаютс€ вниз со скал, реальность дл€ жителей —кандинавии и других припол€рных областей не менее удивительна: врем€ от времени их земли заполон€ют полчища мелких грызунов; у нескольких видов подобных зверьков - леммингов и родственных им полевок - численность может быстро возрастать в сотни и даже тыс€чи раз и затем резко падать, причем эти колебани€ происход€т регул€рно.

Ёкологи€ мелких млекопитающих стала самосто€тельным направлением исследований в 1924 г., когда выдающийс€ британский эколог „.Ёлтон опубликовал одну из своих основополагающих работ по попул€ционным циклам грызунов. — тех пор исследователи посто€нно изучали эти циклы, отчасти потому, что такие простые сообщества животных служат хорошими модел€ми более сложных экосистем, а также потому, что долгое врем€ не удавалось добитьс€ убедительного объ€снени€ подобных €влений.

ќшейниковый лемминг, обитающий в припол€рной тундре, - единственна€ жертва в одном из самых простых среди позвоночных взаимоотношений типа хищник-жертва. Ћеммингами питаютс€ горностаи, песцы, пол€рные совы и длиннохвостые чайки, называемые большими поморниками. “еперь ученые полагают, что поведение этих четырех видов хищников полностью объ€сн€ет четырехлетние циклические колебани€ численности ошейниковых леммингов в восточной части √ренландии и, возможно, в других районах обитани€ этих зверьков, а нехватка пищи или подход€щих местообитаний, в отличие от прежних гипотез, никакой роли не играет. Ёто утверждают ќ.√илг и ».’ански (Gilg, I.Hanski; ’ельсинкский университет, ‘инл€нди€) и Ѕ.—иттлер (B.Sittler; ‘рейбургский университет, √ермани€) на основании своих многолетних полевых работ.

ќдин из районов тундры в √ренландии площадью 75 км2 они обследовали в летние мес€цы на прот€жении 15 лет, отслежива€ численность леммингов и питающихс€ ими хищников. ќказалось, что попул€ционные циклы горностаев отстают от циклов леммингов. Ёто не стало неожиданностью, так как горностай - специализированный хищник, охот€щийс€ исключительно на леммингов; круглый год остава€сь на изучаемой территории, он к тому же размножаетс€ медленнее, чем лемминги. «ато численность песцов, сов и больших поморников - хищников-генералистов, питающихс€ леммингами лишь тогда, когда те имеютс€ в изобилии, - измен€лась, как обнаружили авторы, в точности синхронно с численностью леммингов.

»сследователи предположили, что специализированные и неспециализированные хищники совместно ограничивают рост попул€ций леммингов, которые в противном случае увеличивались бы до тех пор, пока не истощили запасы пищи на данной территории. √орностаи благодар€ отставанию в темпах размножени€ служат ключом к характерному дл€ леммингов четырехлетнему циклу численности. ¬ год их максимального обили€ хищники-генералисты помогают горноста€м контролировать рост попул€ции леммингов и делают это до тех пор, пока численность самих горностаев не достигнет максимума. ¬ этот момент хищничество становитс€ настолько эффективным, что попул€ци€ леммингов уменьшаетс€ до минимума.  ак только три хищника-генералиста переключатс€ на другие виды жертв или покинут район, лемминги снова смогут размножатьс€ достаточно быстро, чтобы оп€ть достичь максимальной численности.

ƒл€ проверки этой гипотезы исследователи построили численную модель, включающую многие характеристики попул€ционной динамики каждого вида, в том числе скорость размножени€ животных, продолжительность их жизни и число съедаемых ими леммингов. ћодель не включала количество корма или число местообитаний, доступных леммингам, но тем не менее она предсказала те же закономерности изменени€ их численности, которые наблюдались в природе.

American Association For The Advancement Of Science, 5.11.2003;
www.sciencedayly.com/releases/2003/11/031104063521.com

Ёкологи€

Ќеожиданные потери углерода в экосистемах тундры

¬ попытках свести никак не свод€щийс€ баланс углерода (его концентраци€ в атмосфере растет не так быстро, как следовало бы ожидать исход€ из количества сжигаемого ископаемого топлива) исследователи все чаще обращаютс€ к тундровым экосистемам - возможным местам св€зывани€ (стока) CO2, который образуетс€ и естественным путем, и выбрасываетс€ промышленными предпри€ти€ми. ƒело в том, что по крайней мере треть всех мировых запасов органического вещества почвы сосредоточена именно в тундре и лесотундре. ѕоскольку развитие растительности нередко ограничено нехваткой минеральных веществ (прежде всего азота и фосфора), предполагаетс€, что массовое применение удобрений, а также поступление в атмосферу оксидов азота (легко образующихс€ при сжигании низкокачественного угл€) могут привести к более быстрому росту растительности и, соответственно, св€зыванию дополнительного количества CO2 в процессе фотосинтеза. ќднако результаты, полученные недавно ћ.ћэк (Mack M. et al. // Nature. 2004. V.431. P.440-443) из ”ниверситета штата ‘лорида совместно с ее коллегами из других научных учреждений —Ўј, оказались несколько неожиданными.

¬ течение 20 лет эти исследователи регул€рно удобр€ли участки осоковой тундры на јл€ске (в год вносили по 10 г азота и 5 г фосфора на 1 м2). “акое количество азота примерно в п€ть раз превышает то, что необходимо дл€ поддержани€ нормальной первичной продукции осоковой тундры, и примерно равно тому, что потребл€етс€ в более теплых местах тундры, где развиваютс€ кустарники. „ерез 20 лет эксперимента на удобр€емых участках вместо осок по€вились кустарники - заросли карликовой березы. ѕри этом, как и ожидалось, заметно возросло количество углерода в надземной растительной биомассе и в подстилке, скопившейс€ на поверхности почвы.

ќднако полной неожиданностью стало резкое снижение количества углерода, содержавшегос€ ранее в органическом веществе почвы. ¬ среднем потери составили около 2 кг углерода под 1 м2, что значительно больше количества, св€занного в ткан€х растений. »ными словами, о простом перераспределении углерода между почвой и произрастающей на ней растительностью речи быть не может. ќчевидно, что добавление азота и фосфора стимулировало не только рост кустарников, но и активность бактерий, разлагающих давно захороненное в почве органическое вещество. ѕо-видимому, бактерии испытывали нехватку именно азота и фосфора, а не углерода, который находилс€ в избытке (оп€ть же относительно азота и фосфора). ¬озрастание активности бактерий, разлагающих органическое вещество, и привело к потере углерода, который, скорее всего, попал в атмосферу в виде CO2.

“аким образом, не следует предполагать, что дополнительный приток элементов минерального питани€, привод€ к увеличению первичной продукции (что означает реальный прирост биомассы растений), будет автоматически способствовать св€зыванию дополнительного количества углерода. Ќи в коем случае нельз€ не учитывать де€тельность гетеротрофных бактерий, разлагающих органическое вещество и выдел€ющих при этом CO2. ≈сли де€тельность этих бактерий по каким-то причинам активизируетс€, то конечный итог (т.е. поглощение или выделение углекислого газа) будет определ€тьс€ соотношением интенсивности фотосинтеза растений и дыхани€ микроорганизмов.

© √ил€ров ј.ћ.,
доктор биологических наук

ќрганизаци€ науки. ¬улканологи€

ѕерва€ в –оссии медаль
международной вулканологической ассоциации

Ќа сессии √енеральной ассамблеи ћеждународной ассоциации вулканологии и химии недр «емли (IAVCEI - International Association Volcanology and Chemistry of the EarthТs Interior), состо€вшейс€ в г.ѕуконе („или, но€брь 2004 г.), доктору физико-математических наук ќлегу Ёдуардовичу ћельнику, заведующему лабораторией общей гидромеханики Ќаучно-исследовательского института механики ћосковского государственного университета им.ћ.¬.Ћомоносова была вручена медаль им.Ћ.–.¬ейджера (www.iavcei.org).

Ёта награда присуждаетс€ в честь профессора ќксфордского университета Ћоуренса –ихарда ¬ейджера (L.R.Wager, 1904-1965), который был одним из ведущих петрологов своего поколени€. »звестность ему принесли экспедиционные работы в восточной части √ренландии, участие в восхождении на Ёверест в 1933 г., исследовани€ в ёжной јфрике,  арибском бассейне, Ўотландии и других районах земного шара. ¬ пам€ть о своем супруге вдова профессора ¬ейджера основала фонд и поручила комиссии по наградам IAVCEI присуждать раз в четыре года две медали молодым ученым (до 40 лет) за значительные результаты в изучении вулканических процессов. Ётой награды уже были удостоены советник правительства »талии по чрезвычайным ситуаци€м ‘.Ѕарберри (F.Barberi, 1974), вице-президент IAVCEI –.—.ƒж.—паркс (R.S.J.Sparks, 1978), директор обсерватории на вулкане ¬езувий ƒж.ћакедонио (G.Macedonio, 1998) и другие известные ученые. ќ.Ё.ћельник - первый из российских ученых, кому присуждена эта награда.

ѕри изучении вулканических извержений ученые сталкиваютс€ со сложнейшими и актуальнейшими проблемами, поскольку миллионы людей живут в непосредственной близости от активных вулканов. ћагма - многокомпонентна€ среда, состо€ща€ из расплава, кристаллов и растворенного газа.  огда она поднимаетс€ из глубин, происходит ее вскипание. —труктура потока может мен€тьс€ от сверхв€зкой жидкости до газовзвеси. „тобы рассчитать параметры потока на выходе из канала вулкана, необходимо построить модель течени€ с учетом физико-химических превращений и взаимодействи€ с окружающими породами. ”сложн€ют ситуацию невозможность получени€ детальной информации о геометрии вулканической системы, отсутствие систематических данных о свойствах магмы и окружающих пород.

азалось бы, при таких услови€х численное моделирование малоэффективно. Ќо это не так. ¬о-первых, различные методы исследовани€ вулканических систем позвол€ют получить большое количество косвенных данных: оцениваетс€ расход магмы, состав вулканических газов, изменени€ давлени€ и температуры в процессе подъема, интенсивность выхода сейсмической энергии и другие параметры. —уществующие математические модели тестируютс€ на этом материале, но главное - позвол€ют св€зать информацию, полученную разнородными методами. ¬о-вторых, ценность моделей состоит в возможности объ€снить физику €влени€ и интерпретировать процессы, не поддающиес€ непосредственному наблюдению. ¬-третьих, можно изучить вли€ние определ€ющих параметров на динамику процесса и тем самым дл€ конкретного вулкана установить рамки его активности, а на их основании прогнозировать вулканическую опасность.

ћедаль им. Ћ.–. ¬ейджера.

ћельник известен в вулканологическом сообществе модел€ми вулканических извержений, построенными им в соавторстве с ј.ј.Ѕарминым и —.—парксом. »м рассмотрено течение магмы в канале вулкана при эксплозивном извержении, когда из жерла вулкана вырываетс€ газово-пеплова€ стру€, и при медленном выдавливании лавовых куполов (cм., напр.: Ѕармин ј.ј., ћельник ќ.Ё. // ”спехи механики. 2002. є1; Melnik O.E., Sparks R.S.J. // Nature. 1999. V.402. P.37-41). ћодели тестировались на имеющихс€ данных наблюдений вулканов Ўивелуч ( амчатка, 1964-2004), —уфриер ’иллз (ћонтсеррат,  арибское море, 1995-2004), ћаунт —ент ’еленс (—Ўј, 1980-1987), —анть€гито (√ватемала, 1922-2004). Ёто позволило вы€вить услови€, при которых медленный рост лавового купола может сменитьс€ катастрофическим извержением. Ѕыли объ€снены причины циклической активности вулканов, механизм приповерхностных землетр€сений при росте лавовых куполов и другие €влени€, сопровождающие извержение. ѕостроенные модели широко используютс€ вулканологами разных стран дл€ интерпретации получаемых данных.

©  ороткевич √.¬.

√еотектоника

“ерритори€ јл€ски продолжает подниматьс€

–азрозненные геодезические и гравиметрические наблюдени€ 1980-1990-х годов говорили о том, что значительна€ часть земной поверхности в юго-восточной части штата јл€ска испытывает посто€нный подъем (јл€ска поднимаетс€ // ѕрирода. 2003. є 6. —.86). ƒл€ уточнени€ этих данных в 2003 г. »нститут геофизики при ”ниверситете штата јл€ска в ‘эрбенксе организовал специальную экспедицию во главе с –.ћотыкой (R.Motyka).

ѕоказани€ приборов, установленных в 80 точках юго-восточных районов штата, подтвердили, что подъем продолжаетс€. ѕричем два участка на территории длинного узкого географического выступа между “ихим океаном и  анадой вздымаютс€ со скоростью примерно 30 мм/год. Ёто районы, прилегающие к заливу √лейшер-Ѕей, и ледник якутат в горах —в€того »льи. “ака€ скорость вертикального движени€ земной поверхности наблюдаетс€ в очень немногих регионах планеты.

»спользу€ небольшую лодку, надувной плот и гидросамолет, американские специалисты установили посто€нно действующие приемные устройства, св€занные со спутниковой системой GPS (Global Positioning System), в р€де  пунктов, где ранее велись лишь временные наблюдени€, а также в новых дл€ этого района точках.

омпьютерный анализ и сопоставление прежних и новых данных позволили вы€снить, что столь быстрый подъем поверхности на юго-востоке јл€ски св€зан с изостазией - стремлением земной коры восстанавливатьс€ по мере сн€ти€ гигантской нагрузки при массовом та€нии ледникового покрова.

ƒействительно, еще в 1794 г. первопроходцы этого региона определили, что ледник у залива √лейшер-Ѕей занимает площадь около 6 тыс. км2, а его толщина достигает 1.5 км. — тех пор ледник отступил на 96 км, уменьшив и толщину и площадь. ¬ результате устранени€ ледниковой нагрузки произошел подъем подстилавшей ледник суши более чем на 5.5 м. ѕравда, пока еще специалисты не могут точно отличить подъем, вызванный сокращением ледникового покрова, от подъема, св€занного с глубинными тектоническими процессами, но очевидно, что первый из этих факторов €вл€етс€ главным.

¬есь изученный ныне регион рассечен крупнейшей системой тектонических разломов, проход€щих от о-вов  оролевы Ўарлотты (ныне ’айда-√ваии) до горы ‘эруэтер на границе јл€ски с канадской провинцией Ѕританска€  олумби€. «десь тектонические сбросы и другие процессы, св€занные с существованием огромного ѕрибрежного хребта, окаймл€ющего почти весь запад —еверной јмерики, про€вл€ют себ€ довольно активно, но постледниковый фактор все же должен играть большую роль в подъеме земной коры.

Geophysical Institute Quarterly. 2004. V.18. P.1 (—Ўј).

ћетеорологи€

ѕожары и атмосфера

√руппа американских специалистов, возглавл€ема€ √.–.ван дер ¬ерфом (G.R.van der Werf), определила вклад отдельных регионов нашей планеты в загр€знение атмосферы продуктами пожаров, которые полыхали с €нвар€ 1997-го по декабрь 2001 г. ¬ 1997-1998 гг. крупные районы в »ндонезии, јфрике, ÷ентральной јмерике, јмазонии, а также в бореальных област€х —еверной јмерики и ≈вразии были охвачены сильными засухами, вызванными Ёль-Ќиньо; в результате участились лесные, степные и болотные пожары. ¬ 1999-2000 гг. на смену Ёль-Ќиньо пришло противоположное ему €вление - Ћа-Ќинь€.

»спользовав данные спутниковых сканирующих радиометров, инфракрасных спектрометров и других приборов, которые регистрируют активность огн€ на поверхности «емли, исследователи оценили площади выгоревшей (полностью или частично) растительности и определили количество углерода, выделившегос€ при том или ином пожаре. ѕрименив разработанную в ÷ентре космических полетов им.√оддарда Ќј—ј —Ўј модель переноса химических веществ в атмосфере, они получили картину распределени€ пожарных выбросов —ќ2, —ќ и —H4 по континентам.

ќказалось, что наибольший вклад (29%) в загр€знение воздушного пространства внес огонь, охвативший южную часть јфрики. —евер этого континента и крайний юг ёжной јмерики дали по 23% выбросов, а пожары в бореальных районах, ёго-¬осточной јзии, ÷ентральной и —еверной јмерике - от 4 до 10%. ¬ы€снилось также, что доли выбросов измен€лись по мес€цам, так что некоторые регионы, традиционно считавшиес€ Упоглотител€миФ атмосферного углерода, внезапно становились временными его источниками.

”ченые пришли к выводу, что загр€знение атмосферы —ќ2, —ќ, —H4 и другими трассирующими (следовыми) газами в изучаемые годы обусловливалось крупномасштабными пожарами в гораздо большей степени, чем горением ископаемого топлива и биотоплива, окислением метана и летучих органических веществ.

Science. 2004. V.303. є5654. P.73 (—Ўј).

јнтропологи€. √енетика

ак и когда зародилось земледелие в »ндии?

Ётот вопрос обсуждаетс€ уже много лет. ѕо одной гипотезе, искусство обработки почвы принесли сюда 10 тыс. лет назад переселенцы из ћесопотамии; по другой - местное население само, из поколени€ в поколение, училось возделывать землю.

ѕо-новому к этой проблеме подошли –. ордо (R.Cordaux; »нститут эволюционной антропологии им.ћакса ѕланка в Ћейпциге, √ермани€) и его индийские коллеги. ќни опирались на то, что по€вление значительного числа пришлых людей неминуемо отразилось бы на генетических характеристиках местного населени€.

—егодн€ в »ндии есть группы как УтрадиционныхФ кресть€н, так и тех, что перешли к земледелию сравнительно недавно, на прот€жении последних 3 тыс. лет. —охранились и племена, издревле занимающиес€ охотой и собирательством. ≈сли верна модель привнесени€ навыков сельского хоз€йства извне, УмолодыеФ кресть€не должны быть генетически ближе к УтрадиционнымФ земледельцам, а в случае правильности второй гипотезы - к охотникам и собирател€м.

ордо и его коллеги провели анализ частоты встречаемости 14 групп Y-хромосом у 583 мужчин, из которых 71 - члены племен охотников и собирателей из южной части »ндии, 60 - УмолодыеФ земледельцы из того же региона, 283 - УтрадиционныеФ кресть€не, их земл€ки, и 169 - УтрадиционныеФ пахари из северной части страны (ключевые методы обработки почвы распростран€лись в »ндии с севера на юг). ќказалось, что южане, не очень давно ставшие земледельцами, генетически ближе к УтрадиционнымФ кресть€нам, чем к охотникам и собирател€м.

“аким образом, получен серьезный аргумент в пользу гипотезы привнесени€ земледельческих навыков в »ндию людьми, переселившимис€ сюда 10 тыс. лет назад.

Science. 2004. V.304. є5674. P.1125 (—Ўј).

јЋ≈…ƒќ— ќѕ

ќткрытие астронома-любител€
ƒиклофенак и грифы
—келет гигантского человека
ћедвежь€ сп€чка иЕ космические полеты
Ћевши и правши среди осьминогов
ѕещерна€ живопись в јнглии
¬торой международный геофизический год
—охранитс€ ли ћертвое море?
јргентинские муравьи-агрессоры

јстрономи€

ќткрытие астронома-любител€

ƒж.”.ћакнил (J.W.McNeil) - молодой астроном-любитель из городка ѕадука в американском штате  ентукки - УподарилФ науке в начале 2004 г. неизвестный ранее небесный объект - УновуюФ туманность в созвездии ќриона. ћеждународный астрономический союз закрепил за ней официальное название - “уманность ћакнила.

«вездна€ вспышка, породивша€ этот объект, произошла около 30 лет назад, но до сих пор наблюдать его еще никому не удавалось.

ѕримечательно, что открытие сделано весьма скромными средствами: Уна заднем двореФ у дома любител€ с использованием всего лишь 3-дюймового телескопа, доступного каждому американцу. ¬ажно отметить, что и сегодн€ астрономи€ не остаетс€ уделом лишь тех ученых, которые работают в знаменитых обсерватори€х, пользуютс€ гигантскими телескопами, стоШ€щими миллионы долларов, и получают весомые государственные гранты. Ћюбитель - все еще заметна€ фигура в деле изучени€ ¬селенной.

Science. 2004. V.304. є5672. P.821 (—Ўј).

Ёкологи€

ƒиклофенак и грифы

Ќа прот€жении последних 10 лет попул€ци€ азиатских грифов резко уменьшаетс€ (см. также: ћассова€ гибель грифов // ѕрирода. 2001. є6. —.31). »х внесение в список видов, оказавшихс€ под угрозой полного исчезновени€, оказалось малоэффективной мерой.

ѕервые признаки надвигающейс€ катастрофы заметили в начале 1990-х годов в национальном парке »ндии У еоладеоФ (штат ”ттар-ѕрадеш). «а последующие 10 лет попул€ции грифов видов Gyps bengalensis, G.indicus и G.tenuirostris сократились на 95%. јмериканские и пакистанские специалисты приступили к поиску подлинной причины столь бедственного положени€ и в результате вы€снили, что массовую гибель птиц вызвал диклофенак. ¬ теле мертвых грифов были обнаружены высокие концентрации этого сильного противовоспалительного средства, сами же симптомы болезни (т€желые почечные поражени€) воспроизводились в лабораторных услови€х.

ƒиклофенаком в больших количествах пользуютс€ в ветеринарии уже дес€ток лет дл€ лечени€ скота в странах ёжной јзии. Ѕудучи птицами-падальщиками, грифы гибли от потреблени€ в пищу трупов буйволов и овец, буквально напичканных этим препаратом.

сожалению, эта подлинна€ причина была обнаружена слишком поздно. ѕочти полное исчезновение грифов нарушило экологическое равновесие: брод€чие собаки стали активно размножатьс€, сбиватьс€ в своры и осваивать зоны, лишенные их естественных санитаров.

Sciences et Avenir. 2004. є685. P.36 (‘ранци€).

јнтропологи€. јрхеологи€

—келет гигантского человека

¬ апреле 2004 г. мусульманский мир взбудоражила новость, опубликованна€ в одной из бангладешских газет: на ее страницах была напечатана фотографи€ скелета, принадлежавшегоЕ древнему гигантскому человеку, рост которого достигал высоты п€ти-шестиэтажного дома. ¬ сопровождавшем тексте рассказывалось, что это чудище обнаружено геологами-нефт€никами компании ЂAramcoї, бурившими землю на территории ѕустого квартала в пустыне Ќефуд-ƒахи (—аудовска€ јрави€).
јжиотаж охватил журналы, газеты и страницы »нтернета всех арабских и не только арабских стран; он подогревалс€ тем, что в древних книгах, трактующих  оран, можно найти указание на то, что первый на «емле человек - јдам - был ростом 60 кубитов (локтей), а это соответствует примерно 27.5 м. —ледовательно, мусульманские письменные источники нашли реальное подтверждение, а современна€ археологи€ и антропологи€ посрамленыЕ

аково же было смущение легковерных, когда вы€снилось, что фотографи€ сделана на основе скелета мастодонта, недавно обнаруженного палеонтологами  орнеллского университета (»така, штат Ќью-…орк), когда они вели раскопки р€дом с американским городком ’айд-ѕарк в том же штате.

‘отографию слоновьего предка использовал некий участник конкурса фотофальшивок, организованного в »нтернете. ќн и не думал вводить никого в заблуждение, когда, манипулиру€ другими изображени€ми, мастерил свою Ђкомпозициюї, передавал ее жюри и наде€лс€ на премию и телевизионное воспроизведение своего детища. “еперь же он попросил не предавать свое им€ гласности: разгневанные почитатели ѕророка могут ему за это и шейные позвонки свернуть.

Science. 2004. V.304. є5675. P.1239 (—Ўј).

Ѕиологи€

ћедвежь€ сп€чка иЕ космические полеты

ѕродолжительное пребывание в неподвижном состо€нии или нахождение в длительных космических полетах вызывает ослабление костных тканей, что может стать причиной остеопороза. ѕодобные последстви€ отмечают у большинства животных, впадающих в зимнюю сп€чку (белок, хом€ков, летучих мышей). ќднако без последствий выходит из зимней сп€чки черный американский медведь (Ursus americanus). ѕо сообщению —.”.ƒонахью (S.W.Donahue; ћичиганский технологический университет, —Ўј), зимн€€ сп€чка продолжительностью в несколько мес€цев не наносит какого-либо ущерба ни скелету, ни мускулатуре животного. –анее полагали, что объ€сн€етс€ это устойчивым балансом между гормонами, ответственными за резорбцию (рассасывание) костей и течением остеогенеза.

¬ отличие от человека, у медвед€ ослабление костных тканей компенсируетс€ посто€нно протекающим остеогенезом, и, что особенно интересно, этот процесс активизируетс€, когда животное выходит из сп€чки. — другой стороны, поскольку во врем€ сп€чки медведь, в отличие от других животных, впадающих в нее, не выдел€ет мочу, он не тер€ет кальций, и, следовательно, происходит непрерывное рециклирование этого важного элемента в остеогенезе. Ќе подсказывает ли таким образом медведь человеку, как можно без ущерба дл€ организма совершить длительный полет на ћарс?

Sciences et Avenir. 2004. є684. P.23 (‘ранци€).

Ётологи€

Ћевши и правши среди осьминогов

√руппа этологов во главе с –.Ѕирн (R.Byrne; ¬енский университет, јвстри€) пришла к  заключению, что, хот€ природа и даровала осьминогу восемь рук, он всегда предпочитает действовать только одной из них.

ƒо сих пор этологи только подозревали, что эти головоногие моллюски пользуютс€ той рукой, котора€ наиболее удобна в определенной ситуации. ќднако наблюдени€ Ѕирн и ее коллег показали, что как только осьминоги начинают исследовать какую-то полость или оказываютс€ перед незнакомым объектом, они всегда действуют одной и той же рукой (хот€ у каждой особи руки различаютс€): она всегда выт€нута вперед и находитс€ перед одним из двух глаз осьминога.

ѕо данным австрийских ученых, прежде чем действовать предпочтительной рукой, осьминог оценивает ситуацию соответствующим глазом предпочтени€. ¬ отличие от кальмаров и каракатиц, осьминоги бросаютс€ на привлекающие их объекты не по пр€мой, а сбоку. Ќаблюдени€ показали, что осьминоги в 92% случаев посто€нно используют только один из двух глаз. ќтвеча€ на вопрос, кого же среди осьминогов больше - праворуких или леворуких, Ѕирн полагает, что 50 на 50.

Science et Vie. 2004. є1043. P.11 (‘ранци€).

јрхеологи€

ѕещерна€ живопись в јнглии

¬ июле 2004 г. английские и  испанские специалисты по палеолитическим рисункам при повторном исследовании пещеры „ерч ’олл, наход€щейс€ в  ресуэлл  рэгс (графство Ќоттингемшир) обнаружили на ее известн€ковых стенах не увиденные прежде изображени€ животных1. “еперь к 12 рисункам птиц и оленей, найденным в 2003 г., добавились еще 95 рисунков; среди них - изображени€ нескольких быков, головы лошадей, медведей, различных пернатых.

— середины 90-х годов XX в., когда в Ѕоксгроуве (графство —ассекс) были найдены останки гоминид эпохи палеолита, в ¬еликобритании не было сделано каких-либо значительных открытий, относ€щихс€ к этому времени.

Sciences et Avenir. 2004. є691. P.25 (‘ранци€).

√еофизика

¬торой международный геофизический год

¬ 2007-2008 гг. будет проводитьс€ ¬торой международный геофизический год.  онгресс —Ўј прин€л резолюцию, в которой президенту предлагаетс€ представить подробный план участи€ в нем этой страны. ѕроект документа составлен в Ќациональной академии наук, Ќациональном научном фонде и Ќј—ј —Ўј - головных в данном меропри€тии учреждени€х. ѕодчеркнута важна€ роль Ќационального геофизического центра —Ўј и американской части системы ћировых геофизических центров в сборе, хранении и распространении материалов, получаемых в ходе наблюдений, экспериментов, экспедиций и т.п.

—ущественным отличием от ћ√√ 1957-1959 гг. будет широкое использование электронных средств наблюдений, концентрации, рассылки и анализа данных как через ћировые геофизические центры, так и через »нтернет. Ётому будут способствовать и создаваемые Ђвиртуальные обсерваторииї, которые комплектуют все массивы данных по определенным регионам и дают их описание с учетом времени и места получени€. ƒоступ к данным получат и наземные службы управлени€ системами искусственных спутников «емли.

—ообщени€ о намерении участвовать в предсто€щем ћ√√-II поступают от все новых научных коллективов различных стран.

Earth System Monitor. 2004. V.14. є2. P.3 (—Ўј).

√идрологи€. ќхрана природы

—охранитс€ ли ћертвое море?

ћертвое море - крупнейшее в мире соленое озеро и самое низкое место на поверхности суши (405 м ниже ур.м.) - сжимаетс€, как шагренева€ кожа. ≈жегодно его уровень понижаетс€ на 1 м, поскольку питающа€ его река »ордан исс€кает: слишком много воды уходит на обеспечение водой населени€ и орошение. — 1960 г. площадь озера сократилась на треть, и  если не будут предприн€ты срочные меры к его сохранению, через 50 лет оно исчезнет.

ћертвое море - место массового туризма: оно славитс€ лечебными источниками с высоким терапевтическим эффектом, прибрежные оазисы насел€ет уникальна€ флора и фауна, к тому же этот район тесно св€зан со многими событи€ми библейской истории. ј еще здесь ведетс€ добыча кали€ - ценного сырь€ дл€ производства минеральных удобрений.

ћеждународный комитет экспертов выступил недавно с проектом сохранени€ ћертвого мор€.   нему предлагаетс€ проложить канал длиной в 200 км от  расного мор€ - ежегодный приток воды составит 1800 млн м3. ѕредусматриваетс€ сооружение завода по опреснению морских вод производительностью 850 млн м3 в год и √Ё— дл€ обеспечени€ его электроэнергией. »зраиль, »ордани€ и ѕалестинска€ автономи€ намерены обратитьс€ к ¬семирному банку с запросом о предоставлении 5 млрд долл. —Ўј на строительство и техническое оснащение канала.

Science et Vie. 2004. є1044. P.29 (‘ранци€).

ќхрана природы

јргентинские муравьи-агрессоры

Ѕиолог Ё.—ьюр (E.Suhr; ”ниверситет ћонаш, ћельбурн, јвстрали€) обнаружила в буквальном смысле под городом ћельбурном гигантское скопление аргентинских муравьев (Linepithema humile). —уперколони€ занимает территорию диаметром в 100 км; ее обитатели все возрастающими темпами истребл€ют других насекомых, создава€ серьезную угрозу биоразнообразию. ” себ€ на родине эти муравьи не представл€ют такой опасности, поскольку разные попул€ции воюют друг с другом. ќднако проникнув в 1939 г. в јвстралию, L.humile перешли к  войне с местной фауной.

јвстрали€ не единственна€ страна, котора€ страдает от этих агрессивных вселенцев. ƒруга€ их суперколони€ обосновалась на всем средиземноморском побережье ‘ранции - от ѕеринь€на до Ќиццы.

Science et Vie. 2004. є1045. P.36 (‘ранци€).

ќ–ќ“ ќ

¬ 2004 г. в Ѕонне состо€лась перва€ межправительственна€ (с участием 154 государств) конференци€ по использованию возобновл€емых источников энергии. ќ своих амбициозных планах в этой области за€вили такие развивающиес€ страны, как  итай, ћарокко, ‘илиппины. ¬ частности,  Ќ– планирует к 2010 г. обеспечить за счет источников без вредных, загр€зн€ющих среду выбросов 10% потребностей страны. Ѕольших успехов в возобновл€емой энергетике достигли ƒани€ и »спани€. Ћидирующее место в мире по ветровым электростанци€м занимает √ермани€, а по солнечным - япони€.

Terre Sauvage. 2004. є197. P.50 (‘ранци€).

22 марта 2004 г. благодар€ американо-европейскому спутнику ЂSOHOї была открыта 750-€ по счету комета (аппарат вышел на орбиту в декабре 1995 г.). Ёто достижение принадлежит германскому астроному-любителю —.’Єнигу (S.Honig), который и ранее числилс€ в р€дах наиболее успешных Ђохотниковї за подобными небесными телами. Ќовый объект относитс€ к семейству комет, Ђцарапающихї —олнце: они подход€т близко к светилу и там начинают быстро испар€тьс€.
∆дет ли така€ участь комету ’Єнига, вскоре будет €сно.

Astronomy and Geophysics. 2004. V.45. є3. P.3, 28 (¬еликобритани€);

ќдно из самых т€желых климатических событий в истории —Ўј - жесточайша€ засуха, произошедша€ в 30-х годах прошлого века. ќна привела к разорению фермеров, усугубив экономический кризис, который переживала тогда страна. Ќедавно специалисты Ќј—ј зан€лись поиском причины этого бедстви€. ¬оссоздав на математической модели климатические услови€ того времени, они вы€снили, что поверхностные воды южной части “ихого океана были тогда значительно холоднее нормы, а южной акватории јтлантического - теплее. Ёти отклонени€ привели к ослаблению ветров, которые регул€рно дуют из ћексиканского залива на ¬еликие равнины, принос€ туда влагу.

Terre Sauvage. 2004. є194. P.50 (‘ранци€).

–≈÷≈Ќ«»я

.—аган.
 ќ—ћќ—:
Ё¬ќЋё÷»я ¬—≈Ћ≈ЌЌќ…,
∆»«Ќ» » ÷»¬»Ћ»«ј÷»».
ѕер. с англ. ј.—ергеева.
—ѕб.: јмфора, 2004. 525 с.

© —урдин ¬.√.

У осмосФ  арла —агана

¬.√. —урдин,
√осударственный астрономический институт им. ѕ. . Ўтернберга
ћосква

Ќечасто авторы отваживались давать своим книгам такое название. Ќаверное, это возможно лишь в редкие эпохи взлета естественнонаучной мысли. ƒо сих пор нам был известен только один УKosmosФ - грандиозна€ работа јлександра фон √умбольдта середины XIX в. ¬ те годы происходил прорыв в исследовании нашей планеты. ј в конце XX в.  арлу —агану выпала честь описать прорыв в исследовании иных планет на страницах своего У осмосаФ.

¬ отличие от немецкого путешественника √умбольдта, американский астроном —аган не собиралс€ создавать энциклопедию фактов о природе. ќн сразу подчеркивает это в подзаголовке своего У осмосаФ - УЁволюци€ ¬селенной, жизни и цивилизацииФ. »менно эволюци€ как св€зь во времени, как путь развити€ интересует автора в первую очередь. Ёто и немудрено: за прошедшие годы мы многое узнали, но мало пон€ли. ¬з€ть хот€ бы ћарс. ѕолвека назад он был туманным п€тнышком в окул€ре телескопа, а сегодн€ по его поверхности ползают роботы с микроскопами и масс-спектрометрами. ѕоток новой информации огромен, но представлени€ о природе и эволюции этой УбратскойФ планеты почти те же, что и полвека назад. ќказываетс€, прошлое так же туманно, как и будущее.

¬ книге —агана на фоне огромного разнообрази€ фактов есть несколько сквозных тем, которые и придают произведению цельный характер. ¬о-первых, преемственность: наша нынешн€€ цивилизаци€ - лишь малое звено в цепи развити€ природы и ее уникального создани€ - человека разумного. ¬о-вторых, бережное отношение к «емле. ѕроизошедша€ в середине XX в. втора€ революци€ в астрономии (по выражению ».—.Ўкловского) показала безмерное разнообразие природы космических объектов, утвердив этим мысль об уникальности «емли. ƒругого дома у человечества нет и не предвидитс€. Ѕеречь нужно этот. “реть€ сквозна€ тема У осмосаФ, хот€ и не выделенна€ €вно, это ответственность ученого. —аган показывает, что академическа€ замкнутость, келейность ведет в тупик: €ркий пример - падение јлександрийской научной школы 2000 лет назад. √лавный ресурс человека - это знание, уверен —аган. Ќаука в ее разнообразных исторических формах - единственна€ гаранти€ существовани€ человека. Ёто подчеркнуто в подзаголовке американского издани€ книги: УCosmos. The story of cosmic evolution, science and civilisationФ.

¬ тексте книги нет ни единой формулы и минимальное количество специальных терминов. —ам —аган объ€вл€ет ее Укнигой дл€ неподготовленной аудиторииФ. ќднако круг затронутых в ней проблем столь широк, число исторических персонажей столь велико, обсуждаемые в ней научные и гуманитарные проблемы столь сложны, что точнее было бы сформулировать направленность книги - дл€ широкой интеллектуальной аудитории. ¬прочем, книга У осмосФ - это лишь часть проекта —агана, ставшего эпохой в попул€ризации астрономии и космических исследований. ¬торой и, безусловно, главной составл€ющей этого проекта стал документальный телесериал, созданный американской сетью кабельного телевидени€ PBS совместно с  арлом —аганом, который выступил в роли ведущего. ¬скоре после выхода сериал УCosmosФ стал самым попул€рным за всю историю американского государственного телевидени€: 13 полнометражных часовых серий с триумфом прошли на экранах 60 стран мира, их увидели более 500 млн зрителей.

¬ течение трех лет (1977-1979) команда —агана работала над фильмом У осмосФ, объехав многие страны, давшие миру великих философов, астрономов, инженеров.   сожалению, в нашу  алугу дл€ съемок эпизода о  .Ё.÷иолковском американскую киногруппу не пустили. ƒа и сам У осмосФ советскому зрителю не показали. ” нас в те годы был свой космос. ј жаль: фильм получилс€ замечательный. ¬ нем много уникальных кадров. —аган считал, что адресованный предельно широкой аудитории фильм Утребует великолепного визуального р€да и музыкального оформлени€Ф. » то, и другое удалось, причем немала€ часть иллюстраций оказалась на страницах книги (жаль, что не в русском издании).

ѕараллельно с работой над сериалом —аган написал книгу, котора€ вышла в 1980 г. в Ќью-…орке, в издательстве УRandom HouseФ и стала самым многотиражным научно-попул€рным изданием на английском €зыке за всю историю человечества. ќна 70 недель не покидала списка бестселлеров, представленного на страницах УЌью-…орк “аймсФ. “еперь, спуст€ четверть века, ее перевод опубликован и на русском €зыке. Ёто при€тно, тем более, что мы получили книгу к юбилею автора: 9 но€бр€ 2004 г. —агану исполнилось бы 70 лет.

’от€ € уверен, что им€  арла —агана (1934-1996) знакомо каждому читателю УѕриродыФ, все же напомню, что он был астрономом и отчасти биологом; занималс€ в основном изучением планет и астробиологией. ¬ разное врем€ работал в …еркской обсерватории „икагского университета, в »нституте фундаментальных исследований  алифорнийского университета в Ѕеркли, преподавал в √арвардском университете, был сотрудником јстрофизической обсерватории —митсоновского института, а с 1968 г. стал работать в  орнеллском университете, где спуст€ два года получил место профессора астрономии и пост директора Ћаборатории планетных исследований.

руг интересов —агана был чрезвычайно широк. ќн написал 600 научных и попул€рных статей, а также был автором, соавтором или редактором более 20 книг. «а свою научную, просветительскую и литературную работу —аган был удостоен дес€тков почетных степеней, медалей и премий. —реди них высша€ награда Ќациональной академии наук (—Ўј) Уза большой вклад в использование науки на благо обществаФ. —аган выполн€л множество общественных об€занностей: в 1968 г. был одним из основателей, а в 1975-1976 гг. руководил ѕланетным отделением јмериканского астрономического общества; он сто€л у колыбели печатного органа этого отделени€ - журнала УIcarusФ, ныне престижного международного научного издани€, посв€щенного исследованию —олнечной системы. — 1970 по 1979 г. —аган был главным редактором этого журнала. ќн был также президентом секции планетологии јмериканского геофизического союза, возглавл€л астрономическую секцию јмериканской ассоциации развити€ науки. ј еще он был одним из основателей ѕланетного общества, насчитывающего сейчас более 100 тыс. членов и осуществл€ющего не только просветительскую, но и серьезную научную де€тельность по исследованию планет и космического пространства, а также финансовую поддержку крупных проектов по поиску радиосигналов от внеземных цивилизаций.

¬от таков автор этой книги, котора€ стала самым весомым его вкладом в попул€ризацию науки. »менно науки в целом, а не только астрономии. —аган в слово  осмос вкладывает более глубокий смысл, чем просто Укосмическое пространствоФ (space). ƒл€ него  осмос - это все сущее, всеобщий пор€док вещей, гармони€ ¬селенной, выведенна€ из хаоса наших первобытных ощущений работой любознательного интеллекта, методами науки. ¬от что говорит сам —аган о книге и фильме У осмосФ:

Уќн создавалс€ исход€ из предположени€, что публика гораздо умнее, чем прин€то думать, что глубочайшие научные вопросы о природе и происхождении мира вызывают любопытство и энтузиазм у огромного числа людей. —овременна€ эпоха - это важнейший перекресток на пути развити€ нашей цивилизации и, возможно, нашего вида.  акую бы дорогу мы ни выбрали, наша судьба неразрывно св€зана с наукой. ѕоэтому так существенно дл€ нас понимание науки, по сути это вопрос выживани€.  роме того, наука доставл€ет истинное наслаждение. “ак устроено эволюцией, что мы получаем удовольствие от познани€, - познающие выживают с большей веро€тностьюФ.
—южет книги —агана - это эволюци€ наших представлений о космосе, жизни и человеке. ¬ общем - ¬селенна€, жизнь, разум. Ќо если вы вспомнили сейчас о книге ».—.Ўкловского с таким названием, то, увер€ю вас, это совершенно разные произведени€, прекрасно дополн€ющие друг друга. –азумеетс€, книга Ўкловского стала эталоном дл€ произведений такого рода; на ней вырос и сам —аган. Ќо он написал свою Усагу о ¬селеннойФ дл€ другой цивилизации, отнюдь не внеземной, к менталитету которой мы сейчас становимс€ все ближе и ближе. —оветскому читателю Ўкловский не должен был доказывать преимущество научного метода познани€ и верность теории эволюции. ј —аган вынужден, и делает он это блест€ще. ¬ то же врем€, € с некоторой грустью читаю у —агана: УЌам повезло жить среди одаренных и неверо€тно любопытных людей в эпоху, когда поиск нового знани€ ценитс€ повсюдуФ (с.34). Ќе уверен, что мы с вами можем сейчас повторить эти слова с ударением на УповсюдуФ.

„то послужило в свое врем€ преп€тствием дл€ перевода книги на русский €зык, € не знаю. ¬озможно, это некоторые фразы в защиту общечеловеческих ценностей, таких как мир на «емле, экологическа€ безопасность, сохранение наиболее разумных представителей биосферы, например, китов, которых мы в те годы промышл€ли. ¬р€д ли могли понравитьс€ нашей Усамой миролюбивой державеФ и такие фразы —агана: Уќбща€ стоимость такой программы, как полет У¬икинговФ на ћарс или У¬о€джеровФ во внешние районы —олнечной системы, меньше затрат на советское вторжение в јфганистанФ (с.492).

—аган весьма критически относитс€ к политическим власт€м и религиозному фанатизму. ¬ысшим человеческим качеством —аган считает космополитизм, который в любом государстве в той или иной степени вызывает отторжение: любой власти нужен гражданин страны, а не гражданин  осмоса.

нига и фильм —агана создавались в годы невиданно активной гонки €дерных вооружений. ѕоэтому автор совершенно искренне опасалс€ гибели нашей цивилизации, возможно, единственной в гигантской области ¬селенной и - в любом случае - уникальной. ”роком прошлого —аган считал гибель јлександрийской библиотеки, надолго прервавшей расцвет западной культуры. ѕричиной этого стала уникальность јлександрии. ѕомн€ об этом уроке и учитыва€ мощь современного оружи€, важно, - считает —аган, - тиражировать интеллектуальный продукт человечества и сохранить его в разных точках пространства: на Ћуне, ћарсе, в пам€ти компьютеров межзвездных зондов. » первые шаги в этом направлении делает сам —аган с горсткой соратников, отправл€€ послание от лица человечества в космос на межпланетных аппаратах УѕионерФ и У¬о€джерФ. ¬ книге У осмосФ этим послани€м уделено немного места, поскольку детально с ними знакомит друга€ книга —агана - УЎорохи «емлиФ, не переведенна€ пока на русский €зык.

¬з€в в руки первое отечественное издание У осмосаФ, € невольно стал сравнивать его с американским.   литературной обработке текста серьезных замечаний нет - перевод выполнен добросовестно, с полным пониманием предмета. Ёто большой успех издательства УјмфораФ, которое уже не первый год переводит западные научно-попул€рные бестселлеры, но боже мой, насколько слабы были до сих пор эти переводы. У осмосФ - иное дело. ѕереводчик ј.√.—ергеев и редакторы поработали на славу. —писок моих замечаний к тексту ограничиваетс€ двум€ дес€тками, что совсем немного дл€ столь разноплановой и объемной книги.

ѕоскольку —аган работал над изданием четверть века назад, некоторые фактические данные устарели. —овременное положение вещей уточн€етс€ в примечани€х переводчика, по большей части весьма уместных.

≈динственное, но очень серьезное разочарование от русского издани€ этой книги возникло у мен€ в св€зи с почти полным отсутствием иллюстраций. Ќебольшой блок цветных картинок, вынесенный в начало книги, не может и в малой доле компенсировать потерю сотен великолепных снимков и рисунков - цветных и черно-белых, которые были в оригинальном варианте У осмосаФ. ћногие из них уникальны. ¬месте с иллюстраци€ми исчезли и подписи к ним, существенно дополн€ющие текст. Ёто больша€ потер€. Ќе знаю, как согласуетс€ с пон€тием об авторском праве такое УобрезаниеФ книги, но будущим читател€м € очень советую не ограничитьс€ чтением, а раздобыть видеокассеты с У осмосомФ - иллюстрации там!

¬ целом же книга —агана произвела на мен€ сильное впечатление. Ёто достойный гимн тем поколени€м людей, которые жили до нас, строили нашу цивилизацию и добывали знани€ в гораздо более суровых услови€х, чем мы с вами. “акие книги надо читать.  стати, друзь€ —агана считают, что он обладал даром предвидени€. ≈го однокашник по „икагскому университету ѕитер ¬адервоорт вспоминал, что в марте 1957 г. - до запуска первого спутника -  арл —аган поспорил с при€телем на коробку шоколадных конфет, что человек высадитс€ на Ћуну к 1970 г. ‘актически это случилось в июле 1969-го.  стати, неизвестно, получил ли —аган свои шоколадки. ƒумаю, что нет: при жизни пророкам редко воздают по заслугам.

ј —аган так и не успел состаритьс€; он навсегда осталс€ Умолодым и щеголеватымФ, как вспоминал о нем Ўкловский. ¬ рецензии на книгу журналист из У“аймФ написал: У огда р€дом с нами есть такие земл€не, как  арл —аган, кому нужны пришельцы?Ф  ниги —агана тоже не стар€тс€, поскольку кроме информации в них еще есть дух - они полны любознательности и восторга перед ¬селенной.

Ќќ¬џ≈  Ќ»√»

ћедицина

–.јндерсон, –.ћэй. »Ќ‘≈ ÷»ќЌЌџ≈ ЅќЋ≈«Ќ» „≈Ћќ¬≈ ј. ƒ»Ќјћ» ј »  ќЌ“–ќЋ№. ѕер. с англ. ј.ј.–оманюха, —.√.–уднев. ћ.: ћир; Ќаучный мир, 2004. 784 с.

лассическа€ монографи€ известных английских ученых –о€ јндерсона и –оберта ћэ€ уникальна. Ќа английском €зыке книга многократно переиздавалась, прин€та в качестве учебного пособи€ в р€де университетов. –усское издание необходимо дл€ повышени€ уровн€ подготовки специалистов в области эпидемиологии, фундаментальной медицины и прикладной математики.

ќсновна€ иде€ состоит в следующем. ¬ попул€ции выдел€ютс€ группы людей, сходных по своему отношению к инфекционному агенту: восприимчивые, инфицированные, инфекционные, иммунные и другие. «атем формируютс€ эмпирические законы перехода индивидов между группами и рассматриваютс€ факторы, вли€ющие на скорости переходов. Ёто характеристики патогенов и их хоз€ев, а также среды обитани€. ѕомимо биологических, рассматриваютс€ и социальные факторы: особенности динамики инфекционных заболеваний в промышленно развитых, развивающихс€ и слаборазвитых странах, вли€ние социальной неоднородности населени€ на распространение инфекций. ќсобое внимание авторы удел€ют проблеме снижени€ заболеваемости и искоренени€ опасных инфекций. ѕодробно рассматриваютс€ как успешные, так и возможные негативные последстви€ программ вакцинации против таких инфекций, как корь, свинка, краснуха. –азработанные авторами математические модели объ€сн€ют особенности динамики эпидемического процесса.

Ѕольшое внимание в книге уделено эпидемии ¬»„-инфекции и разработке методов контрол€ этого заболевани€ в разных социальных и возрастных группах. ¬ первой части книги рассматриваютс€ инфекции, вызываемые вирусами, бактери€ми и другими микропаразитами. ¬тора€ часть посв€щена эпидемиологии инфекционных заболеваний, вызываемых макропаразитами (прежде всего гельминтами).

Ѕотаника

».ј.√убанов,  .¬. иселева, ¬.—.Ќовиков, ¬.Ќ.“ихомиров. »ЋЋё—“–»–ќ¬јЌЌџ… ќѕ–≈ƒ≈Ћ»“≈Ћ№ –ј—“≈Ќ»… —–≈ƒЌ≈… –ќ——»». “.3. ѕокрытосеменные (двудольные: раздельнолепестные). ћ.: “-во науч. изд.  ћ , »н-т технологических исследований, 2004. 520 с.

“рехтомный определитель подготовлен сотрудниками кафедры ботаники биологического факультета ћосковского государственного университета им. ћ.¬.Ћомоносова и представл€ет собой универсальное иллюстрированное руководство дл€ изучени€ сосудистых растений —редней –оссии.

¬ первом томе описаны папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и покрытосеменные однодольные (см.: ѕрирода. 2002. є8). ¬торой том содержит характеристику около 500 видов растений и ключи дл€ определени€ 56 семейств двудольных; 554 черно-белых изображений растений (см.: ѕрирода. 2004. є2).

“ретий том описывает 500 видов из 31 семейства двудольных растений: от грушанковых до сложноцветных, в том числе представителей таких крупных семейств, как первоцветные, бурачниковые, губоцветные, норичниковые, сложноцветные. ƒл€ 449 из них приведены черно-белые изображени€ общего вида и отдельных частей (цветка, плода, семени).

ќтделы, классы и семейства растительного царства расположены в пор€дке широко распространенной в –оссии системы ј.Ёнглера. –оды внутри семейств и виды внутри родов приведены в алфавитном пор€дке латинских названий.

ќхрана природы

∆»¬ќ“Ќџ≈ ¬ ћќ— ¬≈: ћлекопитающие, птицы, пресмыкающиес€, земноводные, рыбы. ѕод общ. ред. ј.ј.ћинина, ћ.¬.√лазова. ћ.: ѕасьва, 2004. 176 с.

ѕожалуй, никто не возьметс€ точно сказать, сколько видов животных обитает в ћоскве. —писки УгородскихФ животных посто€нно пополн€ютс€ - например, в 2003 г. в »змайловском лесу обнаружена европейска€ землеройка, которую ранее в ћоскве никто не встречал. ѕон€тно, что подобные сводки фиксируют лишь временной срез представлений о животном мире того или иного региона.

¬ книге отражено современное состо€ние фауны ћосквы (с 1960 г.), представлены очерки о позвоночных животных как массовых, обычных, так и редких: 45 видов млекопитающих, более 150 видов птиц (в ходе ежегодных осенне-зимних миграций), 11 - земноводных, 5 - пресмыкающихс€. ¬ реках и водоемах зарегистрированы 36 видов рыб.

¬ работе над книгой были использованы материалы  расной книги города ћосквы, опубликованной в 2001 г. јвторы не придерживались жестких схем видовых очерков, а попытались рассказать о наиболее важных и любопытных особенност€х жизни позвоночных. Ќебольша€ глава посв€щена истории формировани€ фаунистического комплекса города. «начительна€ роль в книге отводитс€ иллюстраци€м - именно они позвол€т увидеть разнообразие животного мира нашего города.  нига предназначена не только учащимс€ и преподавател€м средних школ, но и всем любител€м природы.

»стори€ науки

ё.Ќ.¬авилов. ¬ ƒќЋ√ќћ ѕќ»— ≈.  нига о брать€х Ќиколае и —ергее ¬авиловых. ѕод ред. ».ј.«ахарова. ћ.: ‘»јЌ, 2004. 330 с.

∆изнь, научный и гражданский подвиг, трагическа€ судьба великого русского ученого Ќикола€ »вановича ¬авилова, биолога, генетика, географа, путешественника и общественного де€тел€, приговоренного к расстрелу с согласи€ —талина, давно вызывает интерес не только среди ученых в –оссии и за рубежом, но и у значительно более широкого круга лиц.

јвтор книги - доктор физико-математических наук ё.Ќ.¬авилов (сын Ќикола€ »вановича) - способствовал изданию ранее неопубликованных трудов отца, его международной переписки, собрал воспоминани€ его учеников и соратников, зарубежных ученых.

нига содержит архивные документы, св€занные с арестом и заключением в тюрьму Ќ.».¬авилова, обнаруженные ё.Ќ.¬авиловым во многих архивах: ‘—Ѕ, ѕрезидента –‘ (фонд —талина), јрхиве –‘, √лавной военной прокуратуры –‘, Ќациональном архиве —Ўј, јрхиве Ћондонского  оролевского общества. –€д документов публикуетс€ впервые.

«десь привод€тс€ краткие воспоминани€ о жизни автора книги (его детских годах в Ћенинграде и военных в —аратове), а также рассказы о встречах во врем€ зарубежных поездок с известными людьми (русским художником и общественным де€телем —.Ќ.–ерихом, сенатором и будущим вице-президентом —Ўј јльбертом √ором, директором библиотеки  онгресса —Ўј Ѕиллингтоном и другими).

¬ книге публикуютс€ также статьи и воспоминани€ автора, посв€щенные его д€де, выдающемус€ русскому и советскому физику —.».¬авилову, оказавшему большую помощь семье брата в т€желые годы.

»стори€ науки

Ё.». олчинский, ј. .—ытин, √.».—магина. ≈—“≈—“¬≈ЌЌјя »—“ќ–»я ¬ –ќ——»». —ѕб.: »» –јЌ УЌестор-»стори€Ф, 2004. 242 с.

—тановление естественной истории в –оссии пришлось на тот временной период, когда дифференциаци€ естественных наук еще только начиналась, и первые русские ученые, выпускники лучших европейских университетов, работали во многих направлени€х, относ€щихс€ сейчас к разным отрасл€м биологии. Ёто произошло на полтора столети€ позже, чем в «ападной ≈вропе, но –осси€ сразу же сумела выйти на уровень тогдашней мировой науки.

нига состоит из серии очерков, посв€щенных истории естествознани€ в –оссии XVIII в. и позвол€ющих вы€снить причины быстрого перехода от естественной истории к изучению биологического разнообрази€, наследственности и географической изменчивости организмов, к созданию зоолого-ботанической систематики, к формированию отечественных школ в физиологии, анатомии, эмбриологии, карпологии, тератологии. »спользован Упринцип основател€Ф Ё.ћайра.

ѕривлечение нового архивного материала позвол€ет уточнить вклад членов —анкт-ѕетербургской академии художеств и наук в формирование основных отраслей биологии, в создание музеев, анатомических театров, аптекарских огородов и ботанических садов, уникальных зоологических, эмбриологических и тератологических коллекций, гербариев, в изучение флоры и фауны –оссийской империи.

ќчерки, по сути дела, €вл€ютс€ первым опытом монографического исследовани€ особенностей перехода от естественной истории к биологии, происходившего в рамках национального научного сообщества. јвторы надеютс€, что книга поможет лучше пон€ть ход исторического развити€ отечественной биологии.

»стори€ науки

Ѕ.Ћ.»оффе. Ѕ≈« –≈“”Ў». ѕќ–“–≈“џ ‘»«» ќ¬ Ќј ‘ќЌ≈ Ёѕќ’». ћ.: ‘ј«»—, 2004. 160 с.

”ходит врем€, и все меньше остаетс€ участников героического периода развити€ физики 1940-1960 годов - периода решени€ атомной проблемы и становлени€ физики в нашей стране после вынужденного, св€занного с войной, перерыва.

¬ книге собраны очерки-воспоминани€ о выдающихс€ физиках (Ћ.ƒ.Ћандау, ј.Ѕ.ћигдале, ».я.ѕомеранчуке, я.Ѕ.«ельдовиче, ј.».јлиханове, ¬.Ќ.√рибове, ј.».јлихан€не, ».¬. урчатове), которых автор хорошо знал лично. »х портреты даютс€ на фоне исторических событий и Убез ретушиФ. ¬ книгу включен очерк о малоизвестных страницах истории советского атомного проекта, верси€ автора о причинах и цел€х поездки ¬.√ейзенберга к Ќ.Ѕору в 1941 г., размышлени€ о будущем физики элементарных частиц.  нига адресована всем, интересующимс€ историей физики и ее ролью в жизни страны.

VIVOS VOCO! - «ќ¬” ∆»¬џ’!