ѕ–»–ќƒј

” колыбели солнечных систем
√раницу —олнечной системы перенесли
ћарсианское море УзаговорилоФ
ƒислокации формируют наноструктуру
Ёкзотические гады ‘лориды. —еменов ƒ.¬.
—тволовые клетки человека в мозге крыс. Ћипина “.¬.
„то рассказывают алмазы
 уда делись горные вершины?
“ень цунами бежит впереди
ѕещеры говор€т о климате далекого прошлого
“еплеет, но как быстро?
ћатематическа€ статистика или пари?

јстрофизика

” колыбели солнечных систем

Ќа вопрос, что представл€ла собой та область ¬селенной, где впоследствии по€вились наше —олнце и планеты, специалисты обычно отвечают: это было некое подобие наблюдаемого ныне и неплохо изученного района молекул€рного облака, лежащего в направлении созвездий ¬озничего и “ельца: там, в относительной изол€ции, сегодн€ рождаютс€ звезды с небольшой массой, подобные —олнцу. Ќо в последнее врем€ раздаютс€ голоса против этой гипотезы. ¬ частности, американский астрофизик ƒж.’естер (J.Hester; ”ниверситет штата јризона в “емпе), работающий совместно с Ћ.ј.Ћешин (L.A.Leshin; ÷ентр по изучению метеоритов, там же), указывает, что в начальной стадии существовани€ —олнечной системы в области ее формировани€ присутствовал, как вы€снилось недавно, изотоп 60Fe. ќднако ни по одному из известных механизмов не может по€витьс€ внутри еще молодой звезды этот короткоживущий элемент, период полураспада которого 1.5 млн лет. ј вот во врем€ взрыва сверхновых попутно с 26Al, 41Ca и другими радиоизотопами образуетс€ и 60Fe.

ќтсюда, по мнению авторов, следует, что наше —олнце никак не могло образоватьс€ в услови€х, характерных дл€ молекул€рного облака в районе созвездий ¬озничего и “ельца. —корее это произошло там, где рождались и Ут€желыеФ звезды, где одна или несколько звезд превращались в сверхновые.

»нтенсивное ультрафиолетовое излучение массивных звезд образует среди плотных молекул€рных облаков значительные ионизованные области, в которых и возникают звезды. ѕример таких областей - туманности ќриона и ќрла. ¬ подобной среде образование звезд малой массы происходит под воздействием ударной волны от сверхновой, обрушивающейс€ на плотную окружающую среду. «везды небольшой массы, формирующиес€ вокруг области ионизованного газа, должны проходить следующие этапы. —перва ударна€ волна, предшествующа€ ионизационному фронту, сжимает молекул€рный газ по периферии всей области, образу€ плотное €дро и привод€ к неустойчивости в отношении гравитационного коллапса. «атем, спуст€ примерно 105 лет, через это €дро проходит набегающий фронт ионизации. ѕо мере того как €дро попадает внутрь облака ионизованного газа, наступает кратковременна€ (104 лет) фаза, в ходе которой плотное €дро подвергаетс€ фотоиспарению. »менно такое €вление обнаружил космический телескоп У’абблФ при наблюдении туманности ќрла. —ледом за этим наружна€ часть газовой сферы, готовой породить звезду, испар€етс€, а окружающий звезду диск подвергаетс€ облучению ультрафиолетовой радиацией, идущей от массивной звезды. ѕодобный процесс перехода к испар€ющемус€ диску хорошо заметен на изображени€х туманности ќриона, полученных телескопом У’абблФ.

Ќо этап испарени€ диска также краток. ¬сего через несколько дес€тков тыс€ч лет фотоиспарение УразъедаетФ газовый диск, так что от него остаетс€ лишь внутренн€€ часть в несколько дес€тков астрономических единиц от центральной нарождающейс€ звезды. ѕосле этого молодое УсолнцеФ и УизъеденныйФ диск оказываютс€ во внутренней области скоплени€ ионизованного газа, где и пребывают все оставшеес€ врем€ жизни этого района ¬селенной, измер€емое несколькими миллионами лет. »менно это, полагают ’естер с коллегами, и есть та среда, в которой рождаютс€ системы, подобные —олнечной.

огда же массивные звезды, возбуждающие процессы в данном районе, тер€ют значительную часть своей массы и превращаютс€ в сверхновые, протопланетные диски, окружающие ближайшие УлегкиеФ молодые звезды, буквально осыпаютс€ потоками выброшенного вещества. “акие событи€ объ€сн€ют по€вление короткоживущих радионуклидов, которые обнаруживаютс€ в метеоритах, пребывающих в —олнечной системе.

“аким образом, считают авторы, большинство звезд с малой массой и планетарными системами, включа€ и нашу собственную, сложились именно в среде, св€занной с област€ми ионизованного газа. Ќаша —олнечна€ система должна была возникнуть из подвергшегос€ усечению диска, Укупающегос€Ф в ультрафиолетовом излучении массивных звезд, и подпасть под вли€ние близких сверхновых.

–анние дни существовани€ —олнечной системы содержат ответы на многие вопросы, сто€щие перед астрофизикой, метеоритикой, астробиологией и планетологией. »х решение облегчаетс€, если процесс рождени€ звездных систем относить не к темным внутренним област€м изолированного молекул€рного облака, а св€зать его с бурной средой на периферии области ионизованных газов.

Science. 2004. V.304. є5674. P.1116 (—Ўј).

јстрономи€

√раницу —олнечной системы перенесли

¬ ночь на 14 но€бр€ 2003 г. астрономы ѕаломарской обсерватории (—Ўј, штат  алифорни€), вед€ наблюдени€ с помощью 1.2-метрового телескопа, обнаружили небесное тело 2003 VB 12, получившее затем название —една - в честь иннуитской (эскимосской) богини мор€.

—амо по себе это не столь уж редкое событие: мелкие планетоиды открывают по нескольку раз в год. ќднако —една оказалась рекордсменом: ее орбита проходит более чем в 13 млрд км от —олнца. ј поскольку она обращаетс€ вокруг общего дл€ нас с ней светила, ее следует признать равноправным (хот€ и малым) членом —олнечной системы. », главное, границу —олнечной системы теперь следует проводить втрое дальше от —олнца по сравнению с той, что обозначалась орбитой ѕлутона. ƒа и сами характеристики —едны оказались незаур€дными. “емпература на ее поверхности, видимо, никогда не превышает Ц240∞—; на самом же деле там еще УпрохладнееФ - к —олнцу она приближаетс€ раз в 10 тыс. 500 лет, да и то ненадолго. ƒаже в этой точке (перигелии) —една все еще находитс€ примерно в 80 а.е. от —олнца.

≈сли не считать ћарса, —една - сама€ красноокрашенна€ планета во всей системе. ≈е диаметр менее 1700 км, т.е. среднее место между поперечниками ѕлутона и  вавара - еще одного планетоида, открытого в 2002 г. той же группой астрономов. “аких крупных тел в —олнечной системе не обнаруживали с 1930 г., когда стало известно о существовании ѕлутона.

—вечение —едны отличаетс€ строго периодическими колебани€ми, суд€ по которым, полный оборот вокруг собственной оси она делает за 20-50 земных суток. “олько ћеркурий и ¬енера оборачиваютс€ медленнее - эти планеты замедл€ютс€ в своем вращении приливными силами близкого к ним —олнца. —една же от него весьма далека, и приходитс€ предполагать, что у нее имеетс€ собственный, еще не открытый спутник, который и замедл€ет ее вращение.

јстрономы наде€лись про€снить этот вопрос с помощью У’абблаФ, но этот космический телескоп никакого спутника у —едны не обнаружил, так что пока загадка не решена. ¬прочем, не исключено, что все дело в ошибочности определени€ скорости вращени€ —едны.

¬ предсто€щие 72 года —една будет приближатьс€ к —олнцу и, соответственно, светитьс€ все €рче. ј затем станет удал€тьс€ на край —олнечной системы по своей эллиптической орбите, котора€ отличаетс€ столь большой выт€нутостью, что остаетс€ осторожно предположить: наконец, открыто одно из тел, насел€ющих облако ќорта. Ёто крайне удаленное от нас скопление небольших лед€ных тел, наход€щихс€, веро€тно, где-то на полпути между —олнечной системой и системой ближайшей к нам звезды. ѕолагают, что оно служит источником долгопериодических комет, которые иногда вторгаютс€ во внутреннюю область нашей системы.

¬се же —една находитс€ вдес€теро ближе к нам, чем показывают вычислени€ дл€ самогоШ облака ќорта. Ќе исключено, что у него имеетс€ внутренн€€ область и —една происходит именно оттуда. “ака€ область, в принципе, могла бы возникнуть, когда нека€ звезда миллиарды лет назад пролетала в наших Уокрестност€хФ и своим т€готением нарушила стройное кольцо облака ќорта.

“ак или иначе, пределом —олнечной системы теперь следует считать орбиту —едны.

Astronomy and Geophysics. 2004. V.45. є3. P.3, 27 (¬еликобритани€);
www.gps.caltech.edu/mbrown/sedna

ѕланетологи€

ћарсианское море УзаговорилоФ

¬ марте 2004 г. марсоход УOpportunityФ приступил к обследованию экваториальной области плато ћеридиана, считающейс€ крайне информативной дл€ изучени€ истории развити€ и эволюции  расной планеты. ѕервые фотоснимки свидетельствуют, что данный район некогда был дном неглубокого (не выше лодыжки чудом оказавшегос€ бы там человека) водного бассейна, характеризующегос€ повышенной кислотностью и напоминающего воды заброшенных шахт на «емле.

јналитические данные, полученные марсоходом, говор€т, что некоторые участки поверхности планеты насыщены сульфатными сол€ми с переменной концентрацией брома, а этот элемент весьма характерен дл€ донных отложений неглубокого и быстро испар€ющегос€ водного бассейна.

ќсобый интерес вызывают микрофотоснимки обнажений пород на участках, названных Last Chance и Dell: здесь тонка€ структура отложений не представл€ет собой параллельные друг другу слои пылевых частиц или песчинок, как это бывает, когда они осаждаютс€ за счет действи€ ветров, а образует сильно изогнутые пересекающиес€ микропласты. —пециалисты из ћассачусетсского технологического института в  ембридже во главе с геологом ƒж.√ротцингером (J.Grotzinger) полагают, что это - характерные следы зыби, бежавшей по поверхности неглубоких вод.

ќткрытый марсоходом новый бассейн достигал значительных размеров. —уд€ по снимкам, сделанным с марсианской орбиты, светлоокрашенные породы, сходные с изучавшимис€ марсоходом на месте, свидетельствуют, что море простиралось не менее чем на 180 тыс. км2, т.е. было всего лишь в 2.5 раза меньше, чем, например, „ерное море, хот€ и довольно мелководным.

ѕосле того как марсоход УOpportunityФ завершил продолжавшеес€ несколько недель обследование обнажений в месте своей посадки в кратере Eagle (диаметр около 20 м), был детально изучен отдельный выступ высотой примерно в 20 см. ќтчетлива€ слоистость и состав слоев говор€т о том, что на ранней стадии развити€ планеты здесь существовало мелководное море. ќднако этот единичный показатель нельз€ признать достаточно убедительным. Ќе€сно, и как долго вода заполн€ла это углубление. ƒл€ получени€ ответа на перечисленные вопросы руководители эксперимента УперегналиФ марсоход на кромку другого кратера - Endurance. Ётот кратер поперечником 130 м имеет импактное (ударное) происхождение, а его возраст намного больше, чем у кратера Eagle. «десь также имеютс€ хорошо читаемые обнажени€; космогеолог ƒж.–айс (J.Rice; ”ниверситет штата јризона в “емпе) насчитал в Endurance не менее п€ти слоев, расположенных ниже тех светлоокрашенных пластов, что наблюдались в Eagle.

ƒистанционный анализ древних слоев не показал наличи€ там солей, которые были обнаружены в кратере Eagle, а лишь базальты, типичные дл€ многих районов  расной планеты. „ередование слоев говорит о том, что некоторые из более древних пластов, возможно, представл€ют собой образованные ветрами песчаные дюны, характерные дл€ побережий (чего в кратере Eagle не наблюдаетс€).

—ледующим УшагомФ марсохода стало его продвижение по кромке кратера Endurance. ≈сли найдетс€ подход€щее место, аппарат спуститс€ на дно кратера, но эта операци€, по мнению научного руководител€ эксперимента —.—куайрса (S.Sqires;  орнеллский университет в »таке), весьма рискованна, так как склоны кратера отличаютс€ большой крутизной.

Science. 2004. V.303. є5666. P.1957; V.304. є5673. P.940 (—Ўј).

Ёлектроника

ƒислокации формируют наноструктуру

”меть управл€ть параметрами самособирающихс€ массивов квантовых точек важно как дл€ усовершенствовани€ уже существующих оптоэлектронных приборов (скажем, полупроводниковых лазеров), так и дл€ создани€ новых (например, однофотонных источников дл€ квантовой информатики). »сследователи во главе с ∆.√уэлью попытались создать массив квантовых точек на основе арсенида галли€, использу€ периодические пол€ упругих напр€жений регул€рной сетки дислокаций, расположенной неглубоко под поверхностью полупроводника (Goelho J. et al. // J. Phys.: Condens. Matter. 2004. V.16. P.7941-7946).

ќстроумный метод создани€ таких регул€рных дислокационных структур был предложен еще несколько лет назад: нужно сращивать две монокристаллические пластины одного и того же материала с небольшой кристаллографической УразориентировкойФ, тогда на их границе формируетс€ регул€рна€ система дислокаций, компенсирующих это несоответствие. “аким способом ранее уже удалось получить регул€рные сетки дислокаций в металлах и кремнии.

»зображение Укомпозитной подложкиФ с регул€рной дислокационной сеткой, полученное методом просвечивающей электронной микроскопии (вверху). ѕр€моугольником выделена поверхностна€ полость, образовавша€с€ в результате несовершенства поверхностей.

—хематическое изображение той же Укомпозитной подложкиФ (внизу). ѕунктирными лини€ми показаны смешанные дислокации, сплошными - винтовые.

√уэлью и его коллеги вз€ли две пластины GaAs, разориентированные между собой в двух направлени€х: был внесен некоторый поворот вокруг оси, перпендикул€рной поверхности. ѕластины сжимали и отжигали под нагрузкой при 600∞— в течение часа. ¬ результате между ними образовались ковалентные св€зи, сформировалась квадратна€ двумерна€ сетка винтовых дислокаций и возникла разориентировка вокруг оси, лежащей на исходной поверхности образца (001). Ёто привело к формированию одномерной сетки смешанных дислокаций. „тобы она оказалась неглубоко под поверхностью (в данном случае 20 нм), лишний материал удалили, а на поверхность эпитаксиально нарастили гетероструктуру GaAs/InAs/In0.15Ga0.85As/GaAs. јтомна€ силова€ микроскопи€ показала, что упругие напр€жени€, создаваемые дислокационной сеткой, привели к неоднородному осаждению материала (период получившейс€ поверхностной наноструктуры задан периодом дислокационной сетки).

ћассив квантовых точек на этом материале получить пока не удалось, но это вопрос подбора параметров формируемой дислокационной сетки и условий осаждени€.

«оологи€

Ёкзотические гады ‘лориды

“емпы инвентаризации фауны нашей планеты посто€нно нарастают. ¬ыходит в свет множество монографий, посв€щенных распространению, состо€нию и биологии животных тех или иных таксономических групп в отдельных странах или географических регионах. «емноводные и пресмыкающиес€, конечно, не исключение: число ежегодных герпетофаунистических сводок измер€етс€ уже дес€тками. ’от€ недавно вышедша€ в —Ўј монографи€ (Meshaka W.E., Butterfield B.P., Hauge J.B. The Exotic Amphibians and Reptiles of Florida. Malabar, 2004) формально - така€ же фаунистическа€ сводка, тем не менее она принципиально отлична от всех остальных, потому что посв€щена не естественной, аборигенной части фауны, а экзотической, привнесенной человеком.

„резвычайно благопри€тные природные услови€ ‘лориды и интенсивна€ де€тельность здесь человека привели к уникальной ситуации: сюда попадали - чаще всего случайным образом - самые разнообразные земноводные и пресмыкающиес€ из разных частей света, и многие из них успешно приживались в этом райском уголке. ¬ результате там сложилась фауна экзотических амфибий и рептилий, подобной которой нет нигде в мире. ≈е изучением и детальной научной характеристикой и занимались авторы книги.

олонизаци€ ‘лориды УиностраннымиФ гадами началась еще в конце XVIII в. ѕервым колонистом, суд€ по сохранившимс€ свидетельствам, стала оранжерейна€ листова€ л€гушка Eleutherodactylus planirostris, завезенна€ сюда из ёжной јмерики более 125 лет назад.   насто€щему времени число успешно прижившихс€ иноземцев достигает 40 видов! Ѕольшинство из них - 32 вида - €щерицы, главным образом древесные: гекконы и анолисы. ѕо видовому разнообразию интродуцированные €щерицы уже превосход€т аборигенных. ј еще во ‘лориде встречаютс€ ранее не обитавшие здесь л€гушки, жабы, змеи, черепахи и один вид крокодилов.

Ёкологическое значение экзотических видов герпетофауны далеко не ограничиваетс€ повышением местного биоразнообрази€.   сожалению, в значительной степени их внедрение приводит к негативным последстви€м. ћногие из интродуцированных видов станов€тс€ опасными хищниками или конкурентами дл€ представителей исконной фауны. »х успешное включение в естественные экосистемы вызывает разнообразные и зачастую непредсказуемые изменени€ природных биоценозов.

»сследователи впервые обобщили имеющиес€ сведени€ о распространении, численности, особенност€х биологии и экологической роли экзотических видов герпетофауны ‘лориды.  ак показал анализ, в наибольшей степени колонизации подверглась южна€, наиболее урбанизированна€ часть штата. √ерпетологи установили, что скорость ассимил€ции животных-вселенцев заметно возросла в последние 30-40 лет, и таким образом процесс завоевани€ ‘лориды экзотическими земноводными и пресмыкающимис€ приобретает все более угрожающие масштабы.

© —еменов ƒ.¬.,
кандидат биологических наук

ћедицина

—тволовые клетки человека в мозге крыс

“€желейшие патологии центральной нервной системы, в том числе энцефалопати€ у детей и инсульты у взрослых людей, обусловлены кислородным голоданием головного мозга, его гипоксией. ѕри этом происходит дегенераци€ и дисфункци€ нейронов. ¬ поиске подходов к лечению таких патологий большие надежды возлагаютс€ на трансплантацию стволовых клеток (т.е. клеток, способных давать разные клеточные типы) от донора в поврежденный мозг.

¬ совместном исследовании московских ученых (јлександрова ћ.ј., –евищин ј.¬., ѕодгорный ќ.¬. и др. // Ѕюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2004. “.137. є3. —.296-300) из трех различных учреждений (»нститута биологии развити€ им.Ќ. . ольцова, »нститута биологии гена и ÷ентра акушерства, гинекологии и перинатологии) было изучено, как протекает развитие нейральных стволовых клеток человека в мозге крыс, перенесших острую трехминутную гипоксию.

¬ качестве трансплантата использовали стволовые клетки из головного мозга 9.5-недельного плода человека, которые до пересадки длительно культивировали в среде со специальным набором факторов роста. »зучали мозг крыс-реципиентов через 27 сут после трансплантации.

¬ этих исследовани€х впервые удалось показать успешное приживление культивированных нейральных стволовых клеток мозга человека в мозге крыс. ѕересаженные клетки не вызывали иммунного ответа в течение 27 дней, сохран€ли многофункциональность - в трансплантатах были вы€влены и стволовые клетки, и астроцитарные, и нейробласты.  летки трансплантата про€вили способность к миграции в области дегенерации нейронов мозга крыс-реципиентов.

–езультаты этой работы свидетельствуют о возможности использовани€ трансплантации стволовых клеток при заболевани€х мозга человека, вызванных гипоксией-ишемией.

© Ћипина “.¬.,
кандидат биологических наук

√еохими€

„то рассказывают алмазы

»звестно, что встречаемые в алмазах примеси могут нести важную информацию о происхождении и составе пород, в которых они сформировались. √руппа ученых во главе с ѕ. артиньи (P.Cartigny; Ћаборатори€ геохимии стабильных изотопов при »нституте физики «емли, ѕариж, ‘ранци€) совместно со специалистами из √еофизического центра горнодобывающей компании УDe BeersФ (»оганнесбург, ёј–) всесторонне исследовала микроалмазы, добываемые из даек (пластинообразных геологических тел,  ограниченных параллельными стенками) в шахтах провинции Ќунавут на севере  анады.

ак оказалось, эти алмазы весьма сходны с теми, что образовались в результате субдукции (погружени€ в недра нашей планеты отдельных блоков земной коры). ƒанные проведенного анализа (концентраци€ азота и его изотопный состав) указывают на формирование изучавшихс€ алмазов в горных породах при высоких температурах и давлени€х. ¬последствии эти метаморфические породы с включени€ми микроалмазов, будучи захвачены различного типа щелочными магмами, были вновь вынесены в приповерхностные зоны «емли. ѕроизошло это около 1.8 млрд лет назад.

¬ —еверной јмерике образование подобных пород относитс€ к транс-гудзоновскому орогенезу, т.е. к процессу, происходившему около 2 млрд лет назад. “аким образом, существование активной зоны субдукции можно УотодвинутьФ во времени по меньшей мере на 1.2 млрд лет.

Science. 2004. V.304. є5672. P.791, 853 (—Ўј).

√еотектоника

уда делись горные вершины?

Ќедавние геофизические исследовани€ показали, что во многих районах «апада —Ўј и  анады длительное врем€ идет активный процесс раст€жени€ земной коры, направленный приблизительно с востока на запад. «а последние 50 млн лет кора в этом регионе непрерывно раст€гивалась вдоль пока еще не обнаруженного разлома. ≈сть основани€ полагать, что в св€зи с раст€жением коры ее прежн€€ мощность уменьшилась на некоторых участках на 50%. “ем не менее там до сих пор существуют значительные возвышенности и даже горы.

ѕо одной из гипотез, эти области ранее представл€ли собой еще более высокогорные плато и вершины, которые затем опустились. √руппа геофизиков во главе с ћалчем (Mulch) исследовала изотопный состав водорода в слюде, котора€, по геохимическим данным, сформировалась в процессе раст€жени€ на территории геологического комплекса Ўусуоп, около одноименного озера в юго-западной части  анады.

»звестно, что содержание изотопов водорода в слюде отражает уровень атмосферных осадков во врем€ ее формировани€. “аким образом, образование слюд может напр€мую датировать врем€ раст€жени€ земной коры. ”становленные геофизиками даты говор€т, что геологический комплекс Ўусуоп некогда возвышалс€ в среднем более чем на 4000 м над ур.м. «атем, 50-45 млн лет назад, последовал период его опускани€. — тех пор эти горные вершины понизились более чем на 1000 м.

јвторы работы полагают, что их выводы могут быть распространены и на многие другие районы «ападных  ордильер.

Geology. 2004. V.32. P.525;
Science. 2004. V.305. є5680. P.19 (—Ўј).

ќкеанологи€

“ень цунами бежит впереди

÷унами (в переводе с €понского - больша€ вода в гавани) - это длиннопериодна€ волна, котора€ чаще всего возбуждаетс€ землетр€сением или значительным оползнем на морском дне, либо извержением подводного вулкана. ¬озникшее в св€зи с этими событи€ми подн€тие морской поверхности способно преодолевать огромные рассто€ни€ (например, от японии до „или или от √авайских о-вов до јл€ски), причем сохран€етс€ значительна€ часть исходной энергии. ќднако, несмотр€ на колоссальную энергию, в открытом море цунами остаетс€ практически неразличимым из-за относительно небольшой скорости и, в особенности, пренебрежимо малой амплитуды колебаний.

огда така€ волна набегает на береговое мелководье, она замедл€етс€, но, Уопира€сь на дноФ, встает в гигантский рост, обычно в 2-3 м, а иногда достигает 30-метровой высоты. ¬от почему одно из мощных цунами XVII в. осталось незамеченным дл€ €понских рыбаков в “ихом океане, но стало катастрофой дл€ прибрежных деревень и поселков.

Ќедавно замечено, что в отдельных случа€х перед головным фронтом цунами бежит нека€ тень - полоса воды более темной окраски. Ёто €вление рассмотрел геофизик √один (Godin). ќн установил, что гигантска€ волна при движении вызывает специфический ветер, который захватывает лишь тонкий слой приводной атмосферы, лежащей непосредственно над цунами. Ёта стру€ воздуха усиливает морское волнение, нарушает гладкость зеркала вод и образует темную полосу, параллельную волновому фронту, проход€щему между гребн€ми волн.

Ѕлагодар€ подобному признаку цунами, предвар€емое своей УтеньюФ, может быть обнаружено в открытом океане, пока оно еще не нанесло смертельного удара по суше. ‘иксировать такую УтеньФ могли бы радиолокаторы и радиометры, устанавливаемые на борту самолета или искусственного спутника «емли. ѕредупреждение о гроз€щей опасности, переданное по радио, позволило бы спасти жизни многих людей, обитающих в прибрежных районах.

Journal of Geophysical Research. 2004. V.109. COS 002 (—Ўј);
Science. 2004. V.304. є5677. P.1569 (—Ўј).

ѕалеоклиматологи€

ѕещеры говор€т о климате далекого прошлого

»нформацию о климатических услови€х отдаленного прошлого обычно получают, изуча€ состав колонок льда. ќднако этот метод можно использовать лишь в районах оледенени€. ¬ средних и низких географических широтах, на небольшой высоте над уровнем мор€, помогает анализ отложений кальцитов в пещерах.

итайско-американска€ группа специалистов во главе с ƒаос€нь янем (Daoxiang Yan; Ћаборатори€ по изучению карста в √уйлине,  Ќ–) и Ћ.Ёдвардсом (L.Edwards; ”ниверситет штата ћиннесота в “уин-—ити, —Ўј) исследовала сталагмиты в пещере ƒонгэ (25∞с.ш., 108∞в.д.), расположенной на высоте 680 м над ур.м. —редн€€ годова€ температура в ней 15.6∞—. –анее те же специалисты провели аналогичные работы в пещере ’улу, наход€щейс€ в 1200 км от ƒонгэ. ќбразцы породы, слагающей сталагмиты, отбирали в 300-500 м от входа в пещеры, длина колонок составл€ла от 210 до 304 см, а диаметры - от 12 до 20 см. ¬ариации содержани€ изотопа 18O в образцах из обеих пещер совпали, сезонные перепады количества осадков оказались одинаковыми. ¬ пещере ƒонгэ получена информаци€, относ€ща€с€ к отрезку времени, вдвое большему, чем в пещере ’улу. ќсобый интерес представл€ют сведени€ об атмосферных осадках и влажности воздуха в период, следующий за предпоследним оледенением, т.е. начина€ со времени, отсто€щего от нас на 160 тыс. лет.

Science. 2004. V.304. є5670. P.575 (—Ўј).

ћетеорологи€

“еплеет, но как быстро?

Ѕольшинство метеорологов сходитс€ во мнении, что в последнее врем€ климат «емли теплеет примерно на 0.17∞— за дес€тилетие. Ёта величина практически совпадает с прогнозами, учитывающими рост парникового эффекта. ќднако озадачивает тот факт, что метеодатчики на искусственных спутниках «емли в р€де случаев регистрируют заметно более медленное повышение температур, что некоторые специалисты используют в качестве контраргумента в дискуссии о будущем глобального климата.

–еша€ проблему такого несоответстви€, группа специалистов во главе с американским метеорологом ÷€нь ‘у (Qiang Fu; ”ниверситет штата ¬ашингтон в —иэтле) предлагает новую методику коррекции спутниковых измерений, на которые вли€ет похолодание, идущее в стратосфере.

Ѕолее дес€тилети€ ведетс€ спор о том, как анализировать спутниковую метеоинформацию, описывающую микроволновое излучение. ƒело в том, что интенсивность этого излучени€ зависит от температуры того сло€ атмосферы, который ответствен за данную эмиссию. ћикроволновое излучение идет от нижней атмосферы (тропосферы) - сло€, лежащего всего в нескольких километрах от земной поверхности, а сама информаци€ собираетс€ приборами микроволнового зондировани€ со спутников, наход€щихс€ в 850 км над поверхностью «емли. ¬еро€тно, именно поэтому у трех групп исследователей разброс результатов, полученных ими при анализе хода потеплени€, очень велик: 0.02∞—, около 0.1∞— и 0.24∞— в дес€тилетие. ѕравда, во всех трех случа€х не принималось во внимание, что излучающий микроволны слой простираетс€ в нижнюю стратосферу, где вследствие значительной потери озона происходит сильное похолодание.

ћетеорологи из ”ниверситета штата ¬ашингтон и предлагают внести поправку, учитывающую вли€ние стратосферы на вычисленную температуру тропосферы, использу€ дл€ этого данные как спутниковых микроволновых датчиков в стратосфере, так и температурных измерений с помощью метеозондов. ¬ыведенна€ ими поправка повышает рост потеплени€ от 0.1∞— до 0.18∞— за дес€тилетие. “аким образом, даже сама€ нижн€€ величина этой тенденции поднимаетс€ до 0.1∞— за 10 лет.

Science. 2004. V.304. є5672. P.809 (—Ўј).

—татистика. —оциологи€

ћатематическа€ статистика или пари?

— конца XIX в. в —Ўј каждые четыре года, во врем€ очередных президентских выборов, вспыхивала Уэпидеми€Ф азартных игр. ћножество людей делали ставки: кто победит и с каким счетом. Ќедавно специалисты по математической статистике ѕ.–оуд и  .—трампф (P.Rhode, K.Strumpf; ”ниверситет штата —еверна€  аролина в „апел-’илле) на основе анализа архивных данных установили интересный факт: в период между 1884 и 1940 гг. большинство участников пари весьма точно угадывали результаты выборов. »сключением стал лишь 1916 г., когда ¬.¬ильсон опередил, хоть и ненамного, „.’ьюза.

ѕосле 1940 г. страсть к заключению подобных пари у американцев существенно снизилась: возобладал интерес к научно обоснованным опросам общественного мнени€ с последующей математической обработкой данных. ƒо последнего времени именно этот метод и царил в политологии и экономическом прогнозировании.

ќднако с наступлением эры »нтернета положение вновь изменилось. ¬ —ети по€вились специальные сайты (например, www.intrade.com и www.tradesports.com), которые, нар€ду с биржевыми и спортивными, принимают электоральные ставки. јнализ показал, что в ходе четырех последних президентских кампаний социологи из УThe Gallup OrganizationФ, проводившие опросы за неделю до выборов, уступали по точности участникам пари. ѕричину этого специалисты вид€т в том, что опросы представл€ют собой всего лишь Умоментальную фотографиюФ общественного настроени€ и не в состо€нии учесть его динамику. Ќапример, сразу после проведени€ съезда той или иной партии по выдвижению кандидата в президенты попул€рность его резко возрастает, что и отражаетс€ на результатах опроса. ј умудренные опытом участники пари, понима€, что фактор этот временный, и забот€сь о своем кошельке, делают более дальновидный и разумный прогноз.

Science. 2004. V.305. є5684. P.603;
Economic Perspectives. July. 2004 (—Ўј).

јЋ≈…ƒќ— ќѕ
Ёкологи€ €дерной энергетики
‘обос и ƒеймос проход€т перед —олнцем
¬с€ астрофизика - в »нтернете
Ќаграда за метеорологические исследовани€
–ыбка-малютка
 осмический прогноз стихийных бедствий
»гры римских легионеров

Ёкологи€

Ёкологи€ €дерной энергетики

¬опреки многим опасени€м, такой мощнейший, никогда ранее не отмечавшийс€ паводок, который случилс€ в декабре 2003 г. на р.–она (‘ранци€), оставил на пахотных земл€х ѕти- амарга отложени€ с очень незначительным уровнем радиоактивности. “аково заключение »нститута радиационной и €дерной защиты и безопасности, полученное на основании проведенных исследований. ‘.–ено (Ph.Renaud), директор лаборатории этого института, крайне удивлен этими результатами, поскольку на –оне сто€т четыре атомных электростанции и три исследовательских центра. Ёто обсто€тельство позвол€ет называть –ону Усамой €дернойФ рекой в мире.

ѕробы отложений, вз€тые в јрле, показали присутствие цези€ и кобальта, но в очень малых концентраци€х. ¬ 1994 г. речные воды в паводок принесли отложени€, загр€зненные плутонием, источником которого был завод по переработке €дерного топлива в ћаркуле. ќчевидно, что со времени закрыти€ этого завода в 1997 г. –она становитс€ все более чистой рекой.

Sciences et Avenir. 2005. є695. P.36 (‘ранци€).

осмические исследовани€

‘обос и ƒеймос проход€т перед —олнцем

ƒо недавних пор еще ни разу с космического аппарата не велись пр€мые наблюдени€ какого-либо естественного спутника чужой планеты во врем€ его прохождени€ перед —олнцем. Ёто касаетс€ даже спутников ћарса, изученных весьма детально. ј ведь результаты таких наблюдений могут способствовать уточнению эволюции орбит марсианских УлунФ.

ѕоложение существенно выправилось благодар€ операци€м, проведенным американскими марсоходами УSpiritФ и УOpportunityФ в марте 2004 г. по команде с «емли: 4 марта ƒеймос вызвал микрозатмение —олнца, быстро пройд€ по его диску; 7 марта за ним последовал ‘обос. ѕриборы обоих марсоходов еще до этого были направлены в сторону —олнца. ¬елись беспрецедентные панорамные съемки, фиксировалась реакци€ марсианской разреженной атмосферы на ослабление солнечного света.

“рудность эксперимента состо€ла в его крайней кратковременности: ƒеймос проходит по диску светила всего за 50-60 секунд, а ‘обос за 20-30 секунд! ’от€ с ћарса —олнце выгл€дит примерно на треть меньшим, чем с «емли (сказываетс€ удаленность  расной планеты), при наблюдении с ћарса его УлуныФ столь невелики, что даже ‘обос перекрывает всего около половины солнечного диска.

Astronomy and Geophysics. 2004. V.45. є3. P.3, 28 (¬еликобритани€);
www.marsrovers.jpl.masa.gov/gallery/press/opportunity/20040308a.html

јстрофизика. »нформатика

¬с€ астрофизика - в »нтернете

»сполнилось 10 лет существовани€ в »нтернете астрофизической системы данных ADS (Astrophysical Data System). Ёта реферативна€ система (ее адрес www.ads.harvard.edu) предназначена дл€ использовани€ во всем мире. ѕо состо€нию на июль 2004 г. она содержит более 3.7 млн библиографических ссылок.  роме того, в нее входит около 2.6 млн страниц и 340 тыс. статей, опубликованных в журналах с 1821 г. по насто€щее врем€.

оличество посто€нных (более 10 запросов в мес€ц) пользователей превысило 10 тыс. человек. ќбща€ сумма запросов, поступающих в сеть каждый мес€ц, около 2 млн. «а такой же период пользователи получают примерно 1.5 млн сканированных страниц текста, хран€щегос€ в пам€ти системы.

¬ажным обсто€тельством следует считать и то, что ADS св€зана с другими провайдерами астрофизической и близкой к ней информации; таких св€зей насчитываетс€ 6.8 млн. — этой системой работают почти в 100 странах мира. „тобы облегчить пользовател€м сотрудничество, ADS завела 11 УзеркальныхФ сайтов, расквартированных в јргентине, Ѕразилии, „или,  итае, ¬еликобритании, ‘ранции, √ермании, »ндии, японии, –оссии и ёжной  орее. –асходы по содержанию системы вз€ло на себ€ Ќј—ј —Ўј, первоначально создавшее собственную службу аннотаций, впоследствии переросшую в ADS.

Astronomy and Geophysics. 2004. V.45. є3. P.3, 7 (¬еликобритани€).

ќрганизаци€ науки. ћетеорологи€

Ќаграда за метеорологические исследовани€

японский научно-благотворительный фонд УјсахиФ наградил своей премией У√олуба€ планетаФ американского специалиста по химии атмосферы —ьюзен —оломон (S.Solomon) - ведущего сотрудника Ќационального управлени€ —Ўј по изучению океана и атмосферы. Ќачатые ею в 1980-х годах работы по исследованию роли хлорфторуглеводородов в разрушении озонного сло€ «емли привели в конце концов к запрету производства этих веществ, до того широко примен€емых в холодильной, электронной и косметической промышленности. — тех пор состо€ние озоносферы начало стабилизироватьс€. —оломон €вл€етс€ сопредседателем ћеждународного межправительственного комитета по изменению климата, который активно способствует мерам, предотвращающим массовое загр€знение воздушной среды.

ƒругим лауреатом премии У√олуба€ планетаФ за 2004 г. стала врач √ро ’арлем Ѕрундтланд (G.H.Brundtland), бывший премьер-министр Ќорвегии, а затем - глава ¬семирной организации здравоохранени€ при ќќЌ. Ќа посту руководител€ ¬семирной комиссии по окружающей среде и развитию она способствовала созыву в 1992 г. первого —аммита «емли, который способствовал усовершенствованию механизмов международного сотрудничества в вопросах экологии.

Ћауреаты получили почетные грамоты и медали, денежна€ часть премии дл€ каждой из них составила 460 тыс. долл. —Ўј.

Science. 2004. V.305. є5680. P.39 (—Ўј).

»хтиологи€

–ыбка-малютка

¬первые эту крошечную рыбку поймал в 1979 г. сотрудник јвстралийского музе€ в —иднее ƒж.Ћейс (J.Leis), но одного экземпл€ра, да еще плохо сохранившегос€, дл€ официального признани€ было мало. “еперь в руках ученых есть уже несколько образцов этого существа, обитающего в коралловых лагунах у восточных берегов јвстралии.

ѕодробное научное описание рыбки (по-латыни - Schindleria brevipinguis) составили американские ихтиологи ”.”отсон (W.Watson; Ќациональна€ служба морского рыболовства в Ћа-’олье) и ’.ƒж.”окер (H.J.Walker; —криппсовский институт океанологии в —ан-ƒиего). ќтныне во всех справочниках шиндлери€ бревипингуис будет значитьс€ как рекордсмен по миниатюрности: тело самца в длину не превышает в среднем 7 мм. Ќаиболее представительна€ из имеющихс€ в коллекции, беременна€ самка УнамногоФ крупнее: ее длина достигает 8.4 мм при массе всего 1 мг. ћожно только удивл€тьс€, как эволюци€ привела к по€влению таких малюток, не встречаемых более не только среди рыб, но и среди любых иных позвоночных.

–ыбка принадлежит к числу педоморфов; это означает, что взрослые особи сохран€ют основные характеристики строени€ личинок. —рок жизни шиндлерии столь же мал, сколь и размеры: всего через пару мес€цев после рождени€ ей уже пора покидать сей мир. Ќи зубов, ни чешуи у нее нет: природа, видимо, решила, что при такой краткой жизни она сможет обходитьс€ и без них. ѕро окраску что-нибудь сказать трудно - пигмент встречаетс€ только в глазах.

Science. 2004. V.305. є5683. P.472 (—Ўј).

ћетеорологи€

осмический прогноз стихийных бедствий

Ќациональное управление —Ўј по изучению океана и атмосферы разработало проект NPOESS (National Polar-Orbiting Operational Environmental System - ќперативна€ система наблюдени€ за средой с помощью »—« на пол€рной орбите). ѕервый из искусственных спутников этой системы, снабженный телеметрическим оборудованием, предстоит запустить в 2009 г.

ѕолучение данных о состо€нии природной среды в глобальных масштабах позволит улучшить прогноз катастрофических стихийных €влений, в том числе метеорологических и вулканических, а также послужит цел€м сельского хоз€йства, рыболовства и судовождени€.

ќ своем участии в этом проекте ранее уже за€вили страны ≈вропейского —оюза и японии. ¬ июле 2004 г. к ним присоединилась »нди€, котора€ создает одну из 15 наземных станций дл€ приема информации от телеметрических приборов, наход€щихс€ на спутниках этой системы; возможно, в будущем »нди€ также поставит часть их бортового оборудовани€.

ќсуществление этого проекта обойдетс€ примерно в 4.5 млрд долл. —Ўј.

Science. 2004. V.305. є5680. P.27 (—Ўј).

јрхеологи€

»гры римских легионеров

ак проводили свободное от боевых действий врем€ солдаты крепостных постов, размещавшихс€ по границам –имской империи? √руппа американских и ирландских археологов после изучени€ материалов, полученных при раскопках развалин крепости јбу ЎаТар, котора€ была сооружена в XIV в. в пустынной части ≈гипта, пришла к заключению, что солдаты проводили свой досуг в играх. јрхеологи обнаружили около 20 игровых площадок (вход на которые разрешалс€ по специальным жетонам), а также большое помещение дл€ развлечений. »з гипсовой глыбы солдаты вырезали столы пр€моугольной формы - переносные или врытые в грунт. »гры проводились на развитие военной смекалки, ловкости, силы.

La Recherche. 2004. є381. P.18 (‘ранци€).

ќ–ќ“ ќ

ќлаф ’ейердал - внук знаменитого норвежского исследовател€ “ура ’ейердала - планирует проследовать на плоту У он-“ики-IIФ тем же маршрутом, каким пересек океан его дед в 1947 г. ¬ыход в плавание длиной в 8500 км от берегов ѕеру до встречи с самыми восточными островами “ихого океана намечен на апрель текущего года.

Sciences et Avenir. 2005. є695. P.33 (‘ранци€).

* * *

¬ начале 2004 г. в јпеннинских горах италь€нские биологи нашли раненого волка, вылечили его, а затем, оснастив звер€ радиопередатчиком √лобальной спутниковой системы позиционировани€ (GPS), в  марте отпустили на волю в окрестност€х г.ѕарма (»тали€). ¬ но€бре 2004 г. волк уже оказалс€ во ‘ранции, в парке ћеркантур. ќбща€ прот€женность его пробега определена в 500 км, при этом ему потребовалось пересечь п€ть оживленных автомагистралей. —обранна€ информаци€ лишний раз подтверждает давно сложившийс€ взгл€д на волка как на закоренелого скитальца, поэтому нет никакой необходимости заниматьс€ его реинтродукцией во ‘ранцию, чтобы он вновь расселилс€ по массивам јльпийских гор.

Sciences et Avenir. 2005. є695. P.38 (‘ранци€).

–≈÷≈Ќ«»я

ё.Ќ.¬авилов.
¬ ƒќЋ√ќћ ѕќ»— ≈.
 Ќ»√ј ќ Ѕ–ј“№я’ ¬ј¬»Ћќ¬џ’.
ћ.: ‘»јЌ, 2004. 330 с.

© ћаксименко ¬.ћ.

ƒокументальный пам€тник эпохи

¬.ћ.ћаксименко,

‘изический институт им.ѕ.Ќ.Ћебедева –јЌ
ћосква

ƒраматическа€ судьба выдающихс€ русских ученых братьев ¬авиловых - Ќикола€ »вановича и —ерге€ »вановича - широко известна. Ќаписаны дес€тки книг и статей *, сн€ты документальные и художественные фильмы. ”никальность рецензируемой книги в том, что автор и составитель - ёрий Ќиколаевич ¬авилов (сын Ќикола€ »вановича ¬авилова), доктор физико-математических наук, вс€ научна€ жизнь которого св€зана с ‘изическим институтом им.ѕ.Ќ.Ћебедева, созданным его д€дей —.».¬авиловым. «а все врем€ нашего знакомства (а это уже более 50 лет) ёрий Ќиколаевич, помимо своей профессиональной работы по физике космических лучей, много сил удел€л тому, чтобы восстановить доброе им€ и увековечить пам€ть своего отца. ƒе€тельность эта была очень многогранна: издание трудов отца, его обширной переписки (только что завершено 6-томное издание международной переписки) и воспоминаний о нем, создание  омиссии –јЌ по научному наследию, подготовка различных юбилейных меропри€тий, тесные контакты с биографами ¬авилова, авторами фильмов о нем, художниками, вообще с дес€тками и сотн€ми людей, так или иначе св€занных с Ќиколаем »вановичем. ¬ книге, к сожалению, об этом рассказано очень скудно, что отчасти компенсируетс€ статьей У омисси€ –оссийской јкадемии наук по научному наследию Ќ.».¬авиловаФ (с.222), подготовленной совместно с ћ.≈.–аменской.

* ¬ УѕриродеФ неоднократно публиковались статьи о ¬авиловых.   100-летию Ќикола€ »вановича весь є11 за 1987 г. был посв€щен ему.
ќсновное по значению место в книге занимает публикаци€ документов, найденных ё.Ќ.¬авиловым в архивах ‘—Ѕ, √лавной военной прокуратуры –‘, ѕрезидента –‘ (фонд —талина), Ќациональном архиве —Ўј, јрхиве –‘, јрхиве Ћондонского  оролевского ќбщества, јрхиве ”правлени€ внутренних дел по —аратовской области и других. Ёти документы были опубликованы с комментари€ми (часто в соавторстве с я.√.–окит€нским) в различных журналах, в том числе в УѕриродеФ [1]. “еперь эти публикации собраны под одной обложкой, что само по себе очень ценно, добавлены и новые документы, не публиковавшиес€ ранее. Ќо это привело к неизбежным повторам, разному стилю изложени€ материала - все это следовало бы оговорить в предисловии.

—вою книгу ёрий Ќиколаевич посв€тил Усветлой пам€ти моей многострадальной матери ≈лены »вановны Ѕарулиной-¬авиловойФ. ѕосле ареста Ќикола€ »вановича она предпринимала отча€нные усили€, чтобы спасти мужа. ¬ окт€бре 1940 г. поехала в ћоскву и с большим трудом попала на прием к прокурору ———– Ѕочкову - текст ее за€влени€ впервые публикуетс€ в рецензируемой книге (с.105). “огда же она обращаетс€ с письмом к секретарю и члену ѕолитбюро ÷  ¬ ѕ(б) ј.ј.јндрееву, который в то врем€ курировал сельское хоз€йство. ¬ обоих случа€х содействие оказал известный архитектор, депутат ¬ерховного —овета ———–, академик ¬.ј.¬еснин, к которому ≈лена »вановна обратилась по совету его родственника и друга —.».¬авилова (их жены были родные сестры). ¬ сопроводительном письме ¬еснин писал:

Уя близко знаю Ќ.».¬авилова более 20 лет. Ќа моих глазах он вырос в крупнейшего советского ученого с мировым именем. «наю его как честнейшего советского гражданина с громадным энтузиазмом и полной преданностью отдававшего свои силы на служение советской науке и –одине. ѕоэтому поддерживаю просьбу жены Ќ.».¬авилова о ¬ашем содействии в скорейшем вы€снении дела Ќ.».¬авиловаФ (с.314).
¬еро€тно, современный читатель не увидит ничего особенного в действи€х ¬еснина, но во врем€ УЅольшого террораФ, в обстановке всеобщего страха это был акт большого гражданского мужества. јналогичные письма писал и Ќ.».¬авилов. ќн приложил немало усилий, чтобы добитьс€ освобождени€ 44 ученых-аграриев, арестованных по сфабрикованному ќ√ѕ” делу так называемой У“рудовой кресть€нской партииФ (1930-1931). Ёто обсто€тельство после ареста Ќикола€ »вановича послужило основанием дл€ обвинени€ в том, что он был вдохновителем и организатором этой мифической партии.

¬ книге приводитс€ и письмо ¬авилова в защиту арестованного директора —еверо- авказского отделени€ ¬»–а —.Ћ.—оболева, которое привело к успеху: профессор —оболев был освобожден (с.150). Ќо такие удачи бывали крайне редко, обычно вспоминают лишь хлопоты ѕ.Ћ. апицы об освобождении будущего академика Ћ.ƒ.Ћандау.

¬ обстановке всеобщего страха обычной была друга€ реакци€ - большинство сотрудников ¬»–а очень быстро прекратило контакты с ≈леной »вановной, но, к счастью, не все. √алина —ергеевна  арпеченко, жена генетика √.ƒ. арпеченко, осужденного и расстрел€нного в 1941-м, пригласила ≈лену »вановну с сыном провести лето на даче ее родителей в ѕодмосковье, где их и застала война. ѕо мнению ёри€ Ќиколаевича, это приглашение спасло им жизнь, так как из ѕодмосковь€ они уехали не в осажденный Ћенинград, а к родственникам в —аратов. «десь судьбе угодно было создать полную драматизма ситуацию: когда ≈лена »вановна и ёрий Ќиколаевич жили в —аратове, в камере смертников —аратовской тюрьмы 26 €нвар€ 1943 г. умер от дистрофии Ќ.».¬авилов. ќб этом они узнали, когда летом 43-го в —аратов приехал старший сын Ќикола€ »вановича ќлег, который каким-то образом узнал о месте заключени€ отца. ќлег погиб при невы€сненных обсто€тельствах на  авказе в 1946 г. [2].

ќ саратовском периоде их жизни ёрий Ќиколаевич вспоминает (очерк У–азные судьбы братьев ¬авиловыхФ):

У—пас нас —ергей »ванович. ћама написала ему несколько писем, где сообщала о нашем бедственном положении. —ергей »ванович немедленно откликнулс€. ќн стал посылать маме денежные переводы и даже каким-то образом передал обувь дл€ мен€Ф.
ќн же помог ≈лене »вановне после окончани€ войны вернутьс€ в Ћенинград, устроитьс€ с квартирой, а ёрию Ќиколаевичу получить УдопускФ (который сыну Уврага народаФ вр€д ли бы дали) и попасть в руководимый им ‘»јЌ, в лабораторию космических лучей, где раньше работал погибший ќлег ¬авилов. ј ≈лена »вановна писала о своей цели скорее вернутьс€ в Ћенинград:
Уѕока еще не поздно, спасти ценнейшую библиотеку Ќикола€ »вановича. ћой долг - спасти его рукописи, работы, пока они не погиблиФ (с.316).
Ётот долг ≈лена »вановна выполнила полностью.

√овор€ о Ќ.».¬авилове, нельз€ обойтись без упоминани€ мрачной фигуры “.ƒ.Ћысенко. ќпубликованные в книге документы относ€тс€ к периоду непосредственно перед арестом и гибелью Ќикола€ »вановича, когда противосто€ние ¬авилов-Ћысенко достигло апоге€.

¬ 1940 г. ¬авилов пишет секретарю ÷  ¬ ѕ(б) ј.ј.јндрееву и наркому земледели€ ».ј.Ѕенедиктову:

У¬о врем€ моего отъезда на  авказ в научную командировку распор€жением президента —ельскохоз€йственной академии “.ƒ.Ћысенко <Е> постановлено утвердить ученый совет ¬сесоюзного института растениеводства в новом составе. —овет утвержден помимо представлени€ директора, без вс€кого согласовани€ с ним, в его отсутствие, что считаю действием совершенно противоречащим конституции наших научных учреждений. Ѕолее того, из состава совета »нститута <Е> распор€жением президента изъ€ты наиболее крупные научные работники, профессора, доктора, заведующие крупными лаборатори€ми и разделами <Е> по принципу изъ€ти€ главным образом лиц, придерживающихс€ научных воззрений иных, чем “.ƒ.ЋысенкоФ (с.46).
¬ найденной ёрием Ќиколаевичем в архиве докладной записке ».».ѕрезента в июне 1939 г. (с припиской: У— докладной запиской ».ѕрезента согласен. јкадемик ЋысенкоФ) на им€ ѕредседател€ —Ќ  ———– ¬.ћ.ћолотова содержитс€ фактически политический донос на Ќ.».¬авилова и его соратников с обвинением во враждебных антисоветских действи€х, что в обстановке того времени давало достаточный повод дл€ ареста (с.97). Ётот документ чрезвычайно важен, так как опровергает многочисленные за€влени€ Ћысенко о его непричастности к аресту Ќ.».¬авилова. ¬ справке Ќ √Ѕ о научной и общественной де€тельности некоторых академиков, представленной ».¬.—талину (с грифом: У—ов. —екретно. ќсоба€ папкаФ) перед выборами ѕрезидента јЌ ———– летом 1945 г. о Ћысенко сказано: У—реди биологов јкадемии наук ———– Ћысенко авторитетом не пользуетс€, в том числе у академиков  омарова ¬.Ћ. и ќрбели Ћ.ј., причем последние приписывают ему арест ¬авилова Ќ.».Ф (с.312).  стати, как свидетельствуют приведенные в книге документы, экспертна€ комисси€ по судебному делу ¬авилова была подобрана Ћысенко.

—ила Ћысенко была в поддержке —талина, который крайне непри€зненно относилс€ к ¬авилову. —реди других доносов на Ќ.».¬авилова, привлекших внимание вожд€, было письмо вице-президента ¬ј—’Ќ»Ћ ј.Ѕондаренко и парторга —. лимова (с.157), которое по поручению —талина было разослано верхушке ¬ ѕ(б).

Ќеутомимые поиски ёри€ Ќиколаевича документов, относ€щихс€ к последнему, трагическому, периоду жизни его отца, увенчались успехом. ≈му удалось получить из архива  √Ѕ копии писем Ќикола€ »вановича из Ѕутырской тюрьмы в ћоскве и из —аратовской тюрьмы к Ћ.ѕ.Ѕери€, а затем и доступ к следственному делу (за исключением трех томов с так называемыми оперативными материалами). —овместно с консультантом јрхива ‘—Ѕ полковником ¬.ј.√ончаровым и я.√.–окит€нским, написавшим большой биографический очерк, он опубликовал следственное дело Ќ.».¬авилова [3]. ¬ рецензируемой книге есть автографы Ќикола€ »вановича (Ујнкета арестованногоФ, Уѕребывание Ќ.».¬авилова за границейФ, обращение в ѕрезидиум ¬ерховного —овета ———– с просьбой о помиловании, за€вление на им€ Ћ.ѕ.Ѕери€), а также ксерокопии важных документов: ѕостановлени€ ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– (в заседании принимал участие ».¬.—талин) с отклонением ходатайства о помиловании, извещение √лавной ¬оенной прокуратуры о реабилитации ¬авилова 20 августа 1955 г. и другие.

¬ очерке У‘ильмы о Ќ.».¬авиловеФ сохранилс€ полный текст выступлени€ известного генетика ¬.ѕ.Ёфроимсона при обсуждении фильма У«везда ¬авиловаФ:

У¬ фильме не сказано самого главного. Ќе сказано, что ¬авилов не трагический случай в нашей истории. ¬авилов - это одна из многих дес€тков миллионов жертв самой подлой, самой бессовестной, самой жестокой системы. » система эта - сталинизмФ.
¬о врем€ зарубежных поездок ё.Ќ.¬авилов встречалс€ с известными людьми: —.Ќ.–ерихом, который так же, как и его отец Ќ. .–ерих, был знаком и переписывалс€ с Ќ.».¬авиловым, с сенатором јльбертом √ором, который в своей книге об экологии приводит карту центров происхождени€ культурных растений Ќ.».¬авилова, и другими.

“реть€ часть книги озаглавлена: У—ергей »ванович ¬авилов - ученый, организатор науки, человекФ. ¬ ней объединены несколько статей, написанных в соавторстве с Ѕ.ћ.Ѕолотовским, а также ј.Ќ. иркиным. ¬ наиболее полной и фундаментальной статье трех авторов У—ергей »ванович ¬авилов - ученый и человек: взгл€д с порога XXI векаФ сформулированы основные причины, вызвавшие эти выступлени€. ¬о-первых, мала€ известность среди нынешних поколений физиков и в нашей стране, и особенно на «ападе о вкладе —.».¬авилова в науку и, в частности, в открытие Уэффекта ¬авилова-„еренковаФ, который широко известен как „еренковский эффект, „еренковское излучение. ¬о-вторых, раздающиес€ в духе времени упреки ¬авилову в конформизме. ёрий Ќиколаевич напоминает фразу ј.».—олженицына из Ујрхипелага √”Ћј√Ф: Ујкадемик —ергей ¬авилов после расправы над своим великим братом пошел в лакейские президенты јкадемии наукФ (с.260). —олженицыну написал письмо лауреат Ќобелевской премии ¬.Ћ.√инзбург, в котором сообщил о его ошибочной оценке —.».¬авилова. ¬ ответ —олженицын позвонил √инзбургу и выразил свою радость в св€зи с вы€снением истины [4].

јвторы убедительно показали, насколько обоснован термин Уэффект ¬авилова-„еренковаФ, что нисколько не умал€ет заслуг лауреата Ќобелевской премии академика ѕ.ј.„еренкова.

¬опрос о том, почему —.».¬авилов согласилс€ стать ѕрезидентом јЌ ———–, обсуждалс€ очень многими. ясно, что УвыборыФ ќбщим собранием јЌ ———– 17 июл€ 1945 г. были номинальным актом, подлинный выбор в то врем€ принадлежал только —талину. ќтказ —ерге€ »вановича был бы чреват т€желыми последстви€ми не только дл€ него самого, но и дл€ судьбы всей науки в ———– (ведь в списке кандидатов на пост президента был и Ћысенко). » —.».¬авилов взвалил на себ€ эту непомерную ношу. ≈му приходилось и лавировать, и подписывать ужасные распор€жени€, и идти на чудовищные компромиссы, и произносить ритуальные слова о вожде. Ќо —ергей »ванович делал максимум усилий дл€ сохранени€ науки и культуры, дл€ защиты ученых в каких-то возможных пределах от репрессий. Ћауреат Ќобелевской премии академик ».ћ.‘ранк в своей статье, помещенной в книге, вспоминает: Уѕосле его смерти € встречал людей, которые говорили: Ђ«наете, а мен€ спас —ергей »вановичїФ *.

* »стинна€ правда! —реди спасенных —.». ¬авиловым - бывший узник немецкого концлагер€ ’аим ≈селевич —терин и мой д€д€ »ль€ —оломонович јбрамсон, изгнанный в 1948 году из ‘»јЌа. - ј. Ўкроб
—ергей »ванович т€жело переживал арест и гибель брата, об этом есть много свидетельств и в воспоминани€х близких ему людей, и в недавно опубликованных дневниках [5]. ѕолковник ‘—Ѕ в отставке ¬.‘.—енников, который в 1955 г. занималс€ в ћинистерстве √осударственной безопасности изучением архивных материалов, вспоминает, что ему особенно запомнилось письмо —.».¬авилова, адресованное в 1949 г. —талину с просьбой реабилитировать его брата. ¬ конце письма —ергей »ванович написал: У≈сли мой брат Ќ.».¬авилов не будет реабилитирован, € не могу быть президентом јЌ ———–Ф.

≈сть один маленький штрих, характеризующий психологическое состо€ние людей в то врем€. »з воспоминаний доктора биологических наук ћ.√.«айцевой: УЌиколай »ванович с несвойственной ему грустью сказал, что, сад€сь в поезд, он никогда не бывает уверен, что доедет до ћосквы <Е>. Ќам он советовал быть осторожнымиФ (с.218). ‘ранк вспоминает о —.».¬авилове: У”же будучи ѕрезидентом јЌ ———–, он говорил: Ђ аждый раз, когда вызывают в  ремль, не знаю, вернусь ли € оттуда домой или отвезут на Ћуб€нкуїФ (с.270).

¬ заключение необходимо сделать несколько замечаний.

¬ редакторской подготовке книги чувствуетс€ некотора€ торопливость и небрежность, встречаютс€ ошибки и опечатки, разный стиль подачи материала. ¬ содержании почему-то опущены имена авторов, что затрудн€ет чтение, а иногда вызывает и недоумение. –€д статей, публиковавшихс€ ранее, даны и на русском €зыке и тут же на английском. ¬еро€тно, правильнее было бы английский текст вынести в приложени€. Ёто сделало бы книгу более удобочитаемой.

¬ конце книги приведена литература о жизни и де€тельности Ќ.». и —.».¬авиловых, но автор-составитель включил в списки только книги, целиком посв€щенные одному или другому ученому. ѕри таком искусственном обрезании в литературу о Ќ.».¬авилове не попал фундаментальный труд ¬.—ойфера [6] (при всей спорности некоторых его утверждений), книги ∆ореса ћедведева [7] и ≈.—.Ћевиной [8], а в литературу о —.».¬авилове воспоминани€ старейших сотрудников ‘»јЌа академика ≈.Ћ.‘ейнберга [9] и академика ¬.Ћ. √инзбурга. Ёто тем более удивительно, что в отдельных стать€х, вход€щих в сборник, эти книги цитируютс€. ѕо-видимому, следовало бы дать и список основных работ обоих ученых.

¬ целом истори€ братьев ¬авиловых, отраженна€ в рецензируемой книге, - еще один документальный пам€тник эпохи сталинизма.

Ћитература

1. ќт ¬авилова до наших дней // ѕрирода. 1995. є12. —.59-68.

2. –окит€нский я.√. // „еловек. 2003. є6; 2004.є1.

3. Ћевина ≈.—. ѕам€ти погибших ученых // ѕрирода. 2001. є1. —.85-87.

4. √инзбург ¬.Ћ. ќ физике и астрофизике. ћ., 1995.

5 ¬авилов —.». // ¬опросы истории естествознани€ и техники. 2004. є2.

6. —ойфер ¬. ¬ласть и наука (разгром коммунистами генетики в ———–). ћ., 2002.

7. ћедведев ∆. ¬злет и падение Ћысенко. ћ., 1993.

8. Ћевина ≈.—. ¬авилов, Ћысенко, “имофеев-–есовский. ћ., 1995.

9. √орелик √.≈. Ёпоха глазами личности // ѕрирода. 2005. є2. —.89-92.

Ќќ¬џ≈  Ќ»√»

Ѕиологи€

.Ќ.Ќесис. √ќЋќ¬ќЌќ√»≈: ”ћЌџ≈ » —“–≈ћ»“≈Ћ№Ќџ≈. (»стории из частной и семейной жизни кальмаров, каракатиц, осьминогов, а также наутилуса помпилиуса). ћ.: ќктопус, 2005. 208 с.

√ерои этой книги - головоногие моллюски (Cephalopoda), сейчас их немногим более 700 видов, а в древности насчитывались дес€тки тыс€ч. Ёто кальмары, каракатицы и осьминоги. ≈ще наутилусы - два рода и п€ть видов довольно крупных животных с красивой перламутровой раковиной - остатки большой группы головоногих, когда-то процветавших в древних мор€х, а сейчас обитающих только в тропиках восточной части »ндийского и западной части “ихого океана. » еще один современный вид - загадочный бархатно-черный Уадский вампирФ (Vampyroteuthis infernalis), не осьминог и не кальмар, а сам по себе, отдельный род Vampyromorpha, который живет в тропиках и субтропиках по всему океану, в толще воды на очень большой глубине. ” головоногих сложнейший мозг, превосходна€ пам€ть и великолепна€ обучаемость, фантастически быстрое пищеварение и така€ скорость роста, что никакой рыбе не сравнитьс€! ѕлюс способность мгновенно мен€ть цвет и структуру поверхности тела, принимать причудливые образы, камуфлироватьс€ на свету под любой фон.

ак они размножаютс€?  аков их образ жизни?  ого они ед€т, и кто ест их? ќбо всем этом рассказано в книге, а начинать и бросать чтение можно с любой страницы.

јвтор книги,  ир Ќазимович Ќесис (1934-2003), работал в »нституте океанологии им.ѕ.ѕ.Ўиршова –јЌ и был одним из ведущих специалистов в мире по океанической ихтиофауне. Ѕолее 40 лет он занималс€ научно-попул€ризаторской де€тельностью: перва€ стать€ в УѕриродеФ вышла в 1957 г. ≈го публикации всегда отличались загадкой и интригой, которые присутствовали уже в названии и до конца держали читател€ в напр€жении.

√еографи€

».ј.ћихайлов. ј–’»ѕ≈Ћј√ Ўѕ»÷Ѕ≈–√≈Ќ - ѕ≈–≈ –≈—“ќ  —ќЅџ“»… » —”ƒ≈Ѕ. ћ.: Ќаучный мир, 2004. 222 с.

јрктический архипелаг Ўпицберген был известен мореплавател€м с древних времен. Ќорвежские ученые, ссыла€сь на исландские саги, считают, что первооткрывател€ми островов были викинги. –оссийские специалисты, исход€ из данных многолетних археологических раскопок, доказывают, что впервые высадились на этих островах жители российского севера - поморы. ќни назвали архипелаг √румантом и ходили туда по морю, порой вели круглогодичный промысел на моржей. »стори€ архипелага тесно переплелась с историческими событи€ми и судьбами мореплавателей и ученых: ¬.Ѕаренца, √.√удзона, ћ.¬.Ћомоносова, Ќ.Ќорденшельда, ‘.Ќансена, –.јмундсена, ¬.ј.–усанова, ”.Ќобиле и многих других.

Ёта книга об истории открыти€ и освоении удивительного северного архипелага, где сегодн€ вблизи полюса живут люди, о непростой судьбе островов, многие годы считавшихс€ ничейной землей.

¬ книге использованы фотографии, сделанные ћ.Ўимохи (ѕольша), а также фотоматериалы и карты из ћузе€ јрктики и јнтарктики и личного архива автора.

√еохими€

».ј.Ќемировска€. ”√Ћ≈¬ќƒќ–ќƒџ ¬ ќ ≈јЌ≈ (снег-лед-вода-взвесь-донные осадки). ћ.: Ќаучный мир, 2004. 328 с.

Ёта работа начиналась в св€зи с загр€знением морей и океанов нефтью. јварийные нефт€ные разливы оказались подлинным бедствием дл€ живой природы и ресурсов мор€. ѕокрытые нефтью пл€жи, погибающие птицы и животные после каждой катастрофы танкеров или на буровых платформах вызывают серьезную озабоченность общественности. ќсвоение нефт€ных и газовых месторождений на шельфе, транспортировка нефти и нефтепродуктов морским путем, разливы на водосборах привод€т к повышению уровн€ углеводородов в морской среде. ¬ результате накоплени€ наиболее токсичных углеводородов происходит посто€нное загр€знение экосистем.

¬ книге впервые на основании системного биогеохимического подхода описаны закономерности количественного и качественного распределени€ природных (с учетом эндогенных) и антропогенных углеводородов: алифатических (в том числе алкановых) и полициклических ароматических во всех внешних сферах (атмо-, крио- био-, гидро- и литосфере). »х изучение проводилось с охватом всех климатических зон - от јрктики до јнтарктики. ѕредложенна€ система критериев генетической интерпретации состава позволила установить степень накоплени€ как природных, так и антропогенных углеводородов в морских объектах; их распределение и трансформацию в основных геохимических барьерных зонах; провести районирование донных осадков отдельных морских акваторий по степени их загр€зненности; рассчитать абсолютные массы углеводородов разного генезиса в ћировом океане.

Ѕиогеохими€

¬.Ќ.Ѕашкин. Ѕ»ќ√≈ќ’»ћ»я. ћ.: Ќаучный мир, 2004. 584 с.

’от€ термин биогеохими€ был впервые использован ¬.».¬ернадским около 80 лет назад, гносеологические корни этой дисциплины можно проследить в естественных науках еще до их подразделени€ на биологию, химию и геологию. —егодн€ мы наблюдаем противоположный процесс - биогеохими€ выступает в качестве силы, вновь объедин€ющей многие направлени€ этих дисциплин.

Ёто учебное пособие представл€ет собой обобщение как последних научных результатов различных исследователей, так и лекций по биогеохимии, читаемых автором в течение последних 5-10 лет в различных университетах мира - ћосквы,  орнел€, —еула и Ѕангкока. «начительные дополнени€ внесены профессором Ќ.—. асимовым.

јвтор ставил своей целью обобщить основные достижени€ современной биогеохимии. ¬ учебнике изложены различные проблемы, начина€ от эволюционной биогеохимии и до практического приложени€ научных идей.

VIVOS VOCO! - «ќ¬” ∆»¬џ’!