ПРИРОДА

Рецензия
Новые книги

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12]

Экстренное сообщение

Двадцать вторая хромосома прочитана.
Что дальше?

Одна из задач международной программы "Геном человека" — определить последовательность 3.3х109 нуклеотидов ДНК всего генома человека, представленного 22 аутосомами и двумя половыми хромосомами: X и Y. Программа должна завершиться к 2005 г., хотя предполагается, что сроки будут сокращены на два года. Методический аспект проблемы отлично отработан и сегодня представляет собой заводскую технологию — дорогостоящую, очень тонкую, но технологию. То, что же мы получим в результате решения этой задачи, можно продемонстрировать на примере хромосомы 22, у которой полностью расшифрована вся нуклеотидная последовательность (Dunham I., Shimizu N., Roe B.A. et al. // Nature. 1999. V.402. P.489—495.).

Это самая маленькая хромосома, составляющая 1.6—1.8% всего генома человека. Несмотря на свои небольшие размеры, ее патология установлена при некоторых генетических и онкологических заболеваниях. Так, трисомия хромосомы 22 вызывает синдром "кошачьего глаза" (колобома радужной оболочки), атрезию ануса, другие пороки развития и умственную отсталость. Выпадение (делеция) района длинного плеча 22q11.2 приводит либо к синдрому Ди Джорджи, который сопровождается аплазией тимуса, пороками сердца и аномалиями развития, несовместимыми с жизнью; либо, если делеция меньших размеров, к вело-кардио-фациальному синдрому с характерными пороками сердца и крупных сосудов. При лейкозах и лимфомах выявлены анеусомии — трисомии и моносомии, обмены участками (транслокации) различных хромосом и хромосомы 22. Самый известный пример — филадельфийская хромосома, образованная в результате транслокации хромосом 9 и 22. В солидных опухолях достаточно часто обнаруживают различные транслокации с вовлечением хромосомы 22.

В результате проделанной работы удалось определить последовательность 33 464 тыс. пар нуклеотидов (п.н.). Это не полная последовательность, а только 97%, так как 11 фрагментов ДНК прочитать не удалось. Качество секвенирования достаточно высокое и предполагает в среднем наличие только одного ошибочно определенного нуклеотида на протяжении более 50 тыс. нуклеотидов.

Каково же содержание этих 33.5 млн пар нуклеотидов? С помощью компьютерных программ, которые могут предсказывать кодирующие последовательности генов, мотивы и районы, характерные для генов и их белковых продуктов (правда, с некоторыми ошибками), предположительно определено 679 генов. Среди них 247 известных генов; 150 гомологичных уже клонированным генам человека и других организмов; 148 содержащих клонированные ранее фрагменты, называемые экспрессирующимися секвенированными районами; 134 псевдогена, т.е. по нуклеотидной последовательности похожих на ген, но не кодирующих белок, так как имеют поврежденную стоп-кодонами открытую рамку считывания.

Все эти генные последовательности вместе с внутригенными некодирующими районами (интронами) составляют всего 13 млн п.н., или 39% всей хромосомы. Среди известных генов удалось определить несколько генных семейств, представленных как генами, так и псевдогенами: иммуноглобулины, глютатион-S-трансферазы, форболины, BCR-подобные гены, аполипопротеины, g-глютамилтрансферазы и b-кристаллины. Средний размер гена — 19.2 тыс. п.н., хотя самый маленький состоит лишь из 1 тыс. п.н, а самый большой — из 583 тыс. п.н. Несколько генов представлены только одним экзоном — кодирующей областью гена, а один имеет 54 экзона. Величина экзонов варьирует от 8 до 7.6 тыс. п.н. Установлено, что два известных гена локализованы в протяженных интронах двух других генов. Предсказано всего 482 белковые последовательности с функционально важными районами (доменами), т.е. это скорее всего белки с определенной функцией.

На долю псевдогенов приходится всего 204 тыс. п.н. (19% всей хромосомы), причем большинство — это процессированные псевдогены, т.е. у них отсутствуют интроны. Установлено, что псевдогены в основном относятся к семействам иммуноглобулинов, кристаллинов, цитохромов и др. Произошли такие семейства в результате внутрихромосомных удвоений (дупликаций) и достаточно равномерно распределены по хромосоме. Обнаружен только один кластер, состоящий из 26 псевдогенов рядом с центромерной областью хромосомы.

Однако математическая обработка полученных данных показала, что определены не все гены и псевдогены. Видимо, в хромосоме 22 имеется еще около 300 генов, не обнаруженных компьютерными программами.

В то же время некодирующие последовательности, которые повторяются часто или редко, составляют 41.9% хромосомы. Среди часто встречающихся последовательностей основное место занимают так называемые Alu-повторы, которые обычно располагаются в участках, обедненных цитозином и гуанином. Но в хромосоме 22 Alu-повторы формируют блоки в районе центромеры и почти в центре длинного плеча. В распределении низкокопийных рассеянных повторов в 22 хромосоме ничего необычного не обнаружено.

Итак, помимо почти полной нуклеотидной последовательности ДНК хромосомы 22 известна и предположительная локализация генов, псевдогенов и повторяющихся последовательностей. Эта достаточно ценная информация (она представлена в Интернете: сайты  www.sanger.ac.uk/HGP/Chr22 и www.genome.ou.edu/Chr22.html) необходима молекулярным биологам, которые занимаются картированием и клонированием генов, в том числе и ответственных за наследственные заболевания человека. По-своему, это большое достижение, равнозначное детальной физической географической карте для мореплавателя, геолога, путешественника, военного и др. Безусловно, знание нуклеотидной последовательности всех хромосом равноценно созданию глобуса и облегчит работу в области биомедицины. Однако не все так просто. Можно расшифровать нуклеотидную последовательность конкретного гена, его экзон-интронную структуру и даже определить в нем мутации, которые вызывают то или иное заболевание. Но основная задача — понять закономерности работы этого гена, его роль в геноме человека и взаимосвязи с другими генами — дело ближайшего будущего.

Молекулярно-генетические исследования последних лет показывают, что один ген не всегда определяет один признак. Молекулярная патология нескольких генов фенотипически может выражаться как одно заболевание. Обусловлено это не генетической гетерогенностью заболевания, а тем, что гены взаимосвязаны, регулируют экспрессию друг друга и определяют некий порядок биохимических реакций. Мутация любого из них приводит к фенотипически однотипной патологии. В то же время изменения одного гена могут давать фенотипически разные проявления, так как мутации в различных его районах приводят к аномальным белкам и, соответственно, к сбою в биохимических цепочках.

В последнее время показано, что экспрессия гена регулируется на разных уровнях. Отсутствие белкового продукта не всегда обусловлено мутацией. Ген может выключаться в результате аномального метилирования его промоторной области, без структурной мутации. Механизмы метилирования в настоящее время только начинают изучать. Ген отказывается работать, если изменена структура хроматина в месте его локализации. Показано, что компактизация хроматина, или гетерохроматинизация, определенного района инактивирует все гены, расположенные в нем. Изучение закономерностей и молекулярных механизмов конденсации—деконденсации хроматина находится на начальных этапах.

Экспрессия гена может регулироваться и на уровне РНК. Хорошо известно, что один и тот же ген в разных тканях организма кодирует различные по величине белки. Однако механизмы регуляции этого процесса не всегда ясны. В последнее время установлено, что некоторые гены транскрибируются, т.е. дают мРНК, но она не транслируется в белок. Возможно, эти мРНК играют регуляторную роль. Установлено также, что некоторые гены считываются не только со смысловой цепи ДНК, но и с антисмысловой цепи. В этом случае образуются антисмысловые мРНК, которые не транслируются, а скорее всего выполняют неизвестные пока регуляторные функции.

Таким образом, информация о нуклеотидной последовательности какой-либо хромосомы достаточно важна и полезна, но она не отвечает на вопросы о закономерностях работы генома того или иного организма. Изучить эти механизмы в норме и при патологии — задача ближайших десятилетий, которую призвана решать функциональная геномика.

Д.В.Залетаев,
доктор биологических наук,
Медико-генетический научный центр РАМН

НОВОСТИ НАУКИ
Правая и левая любовь улиток. К.Н. Несис
Щетинкочелюстные без головы. С.Ф. Тимофеев
Каллисто: новый взгляд
«Lunar Prospector» прекратил свое существование
Поступление метана в атмосферу замедлилось
50 лет Школьной биологической олимпиаде МГУ. Виноградов Г.М.
Передача информации по растению
Право видеть
Мертвая зона в Мексиканском заливе
Роль суперплюмов в глобальной тектонике
Газогидраты и конец ледникового периода
Химический бюджет океана
Эффективность сейсмосети в Кыргызстане под угрозой
Каменные «пузыри» поднимаются со дна
«Божья гора» не успокаивается
Сокращение объема гидрологических наблюдений
Многолетние метеонаблюдения на северо-западе России. Померанец К.С.
Как поведут себя циклоны?
Динозавр не предок птиц: новые свидетельства
Палеолит в среднем плейстоцене Англии
В канадском леднике найдена мумия индейца-охотника

Правая и левая любовь улиток

Посмотрим на улитку брюхоногого моллюска (обычного — наземного, легочного). Она асимметрична. Если взять в руку улитку устьем к себе, то оно, как правило, будет справа от оси раковины. Это правозавитая раковина; легочное и половое отверстия тоже будут справа. Очень редко встречаются улитки с левозавитой раковиной; у них легочное и половое отверстия слева. Изменение в направлении закручивания — разовая генетическая мутация в материнском геноме. Но частота таких мутаций в разных семействах брюхоногих моллюсков сильно различается! В большинстве семейств легочных моллюсков левозавитые особи очень редки (как люди с сердцем справа и печенью слева), но есть семейства, где подавляющее большинство видов левозакрученные. Обычно левозакрученные моллюски образуют особые виды или даже роды, обособленные от близких им правозавитых, но в некоторых видах есть и право-, и левозавитые молюски, ничем другим, кроме направления завивания раковины и расположения внутренних органов, не различающиеся. В чем причина таких различий?

Т.Асами, Р.Кауи и К.Обаяси (Asami T., Cowie R.H., Ohbayashi K. //American Naturalist. 1998. V. 152. № 2. P. 225—236) обратили внимание на то, что среди наземных моллюсков — множество видов с цилиндрической или веретеновидной раковиной, высота которой значительно больше ширины, и столь же много — с низкой, уплощенной, кубаревидной или шарообразной раковиной; промежуточные же формы немногочисленны. И вот среди моллюсков с низкой раковиной левозавитые встречаются крайне редко, а среди обладателей высокой они довольно обычны. По расчетам авторов, в 46 семействах наземных моллюсков имеются 467 родов с низкой (от плоской до шаровидной) раковиной; из них в 457 родах раковины только правозавитые, в восьми — только левозавитые, а в двух есть те и другие. Крайний случай — слизни, у которых раковина сильно редуцирована или вообще отсутствует: у них левых особей вовсе нет. А вот среди 422 родов с высокой раковиной 280 включают только правозавитые, 109 — левозавитые и 33 — те и другие. Из 16 выбранных семейств в шести есть роды, содержащие как право-, так и левозакрученные виды, но среди моллюсков с низкой раковиной таких родов только три, а с высокой — 10. Разница более чем существенная!

Чтобы понять причину этих различий, названные ученые наблюдали за лабораторной популяцией японских улиток Bradybaena similaris, в которой были и право- и левозавитые улитки, и проводили опыты с их скрещиванием. (Множество видов этого рода с характерной низкой раковиной обитает и в нашей стране.) В природе левые улитки встречаются очень редко (менее 1%), но иногда правые особи откладывают яйца, из которых вылупляются левые (вероятно, происходит выщепление рецессивных мутаций). От них и было получено лабораторное потомство.

Улитки с разным направлением закручивания раковин: а — лево- и правозакрученная морские улитки; б — виноградная улитка, вид справа (1 — легочное отверстие, 2 — половое отверстие, 3 — голова, 4 — рот, 5 — край мантии); в—ж — право- и левозакрученная раковины наземных легочных моллюсков одного вида — из южного Казахстана (в), разных видов одного рода — с Новых Гебрид (г) и с о.Таити (д), разных родов — древесные улитки-клаузилииды из Венгрии (е, редкий для клаузилиид случай правозавитой раковины) и из Австрии (ж, обычное для клаузилиид левое направление навивания); з — поза ухаживания "лицом к лицу" у виноградной улитки; и—к — спаривание улиток с высокой раковиной (и — левозакрученная с высотой раковины 20 мм, к — правозакрученная, диаметр раковины 30 мм).

Наземные улитки — гермафродиты, но, как правило, спариваются перекрестно. Улитки с низкой раковиной почти всегда спариваются в положении "лицом к лицу" (24 из 27 родов девяти семейств, по которым была собрана статистика), и каждая особь играет роль и самца, и самки, так что, по словам Бальзака, "испытывает одновременно наслаждения как любовника, так и любовницы". В положении "лицом к лицу" правое половое отверстие одной особи должно находиться против левого отверстия другой. Казалось бы, спариваться могут только правая улитка с левой. Но по воле природы улитки в момент спаривания обязательно поворачивают головы так, что особи обращены затылками в разные стороны и передние части подошв их ног соприкасаются. В такой позе половые отверстия совпадают! Поворачивание головы — генетически закрепленный рефлекс, поэтому спаривание между право- и левозавитой улитками с низкими раковинами невозможно. Чтобы спаривание в этом варианте произошло, улиткам можно было бы расположиться бок о бок головами в разные стороны или сплестись друг с другом, но этому мешают широкие раковины. Бок о бок располагаются спаривающиеся на земле и серповидно изгибающиеся при этом слизни, а сплетаются — другие слизни, которые спариваются в воздухе, подвесившись к ветке дерева на толстой слизистой нити, но у слизней раковины-то нет! В опытах с брадибеной спаривание между двумя правыми и между двумя левыми улитками, как правило, было успешным и разницы между правыми и левыми не наблюдалось, а спаривание между правой и левой улиткой почти всегда кончалось неудачей.

Исследователи проанализировали также поведение полинезийской древесной улитки Partula suturalis (с высокой раковиной), у которой существуют популяции, состоящие только из право- или только из левозавитых улиток. Выяснилось, что и здесь все дело — в позе спаривания! Во всех изученных случаях (данные по 14 родам семи семейств) одна особь исполняет функцию самки, другая — самца, а в следующий раз они могут меняться ролями. Особь, играющая роль самца, наползает на "самку" и располагается поверх нее и параллельно, головой в ту же сторону. При этом половые отверстия и у право- и у левозавитых особей оказываются в точности одно над другим, так что одинаково закрученные улитки спариваются без проблем. Но если одна правая, а другая левая, то располагающейся сверху ("самцу") достаточно сдвинуть голову немного влево (или вправо), чтобы половые отверстия совпали! У партул (с высокой раковиной) успешность спаривания правых особей с левыми была ниже, чем правых с правыми или левых с левыми, но значительно выше, чем у брадибен (с низкой раковиной) при спаривании правых с левыми (или наоборот).

Таким образом, состоят ли виды и роды улиток только из право- или только из левозавитых особей или среди них есть те и другие, зависит прежде всего от наследственно закрепленного привычного поведения при спаривании. Почему одни улитки спариваются "лицом к лицу", а другие в параллельном положении, неясно. Предполагают, из-за того, что высокие улитки обычно живут на вертикальных, а уплощенные — на горизонтальных поверхностях, но это мало что объясняет. Однако во всех случаях успех спаривания между одинаково закрученными особями выше, чем у закрученных по-разному. По этой причине естественный отбор приводит со временем к возникновению исключительно правых или левых популяций, а затем подвидов и видов.

© К.Н.Несис,
доктор биологических наук

Щетинкочелюстные без головы

Щетинкочелюстные (Chaetognatha) — тип морских беспозвоночных. Внешне эти животные напоминают круглых червей с абсолютно прозрачным стреловидным телом. Отсюда и их русское название "морские стрЕлки" (ср. английское название arrow-worm — червь-стрелка). Щетинкочелюстные широко распространены в Мировом океане; они обитают на морском дне, населяют подводные пещеры, но больше всего их в толще вод. Щетинкочелюстные — хищники и вследствие своей многочисленности вносят существенный вклад в функционирование экосистем, особенно в водах умеренной зоны и в полярных регионах.

Обилие червей-стрелок в море предопределило повышенный интерес к ним со стороны биологов различных специальностей. Тем не менее многие стороны жизни этих животных остаются до сих пор неясными или просто загадочными. Например, такой факт: в отдельных районах Мирового океана обнаружены особи без головы. Доля таких ущербных животных может достигать 70—90% (Берингово море [Касаткина А.П. Массовые аномалии в планктоне окраинных морей и сопредельных вод Тихого океана // ДАН. 1995. Т. 345. № 6. С. 845—848]), хотя чаще всего она не превышает 20—30% (Северный Ледовитый океан [Тимофеев С.Ф. Безголовые щетинкочелюстные (Chaetognatha) в планктоне Северного Ледовитого океана // Актуальные вопр. биол., геогр., экол. и методик их преподавания. Мурманск, 1999. С. 21—25]), а в некоторых районах и еще меньше — до 1% (Антарктика [Oresland V., Pleijel F. An ectoparasitic typhloscolecid polychaete on the chaetognath Eukrohnia hamata from the Antarctic Peninsula // Mar. Biol. 1991. V. 108. P. 429—432]). Интересно, что все особи без головы относятся к одному из наиболее примитивных видов щетинкочелюстных — Eukrohnia hamata Mobius.

Само собой разумеется, что такое явление не могло остаться незамеченным, и были выдвинуты различные гипотезы, объясняющие причины его возникновения. Одна из первых: безголовые щетинкочелюстные — результат неудачной (для червя-стрелки, разумеется), но не смертельной встречи животного с каким-то хищником. Предполагали, что утерянная голова вскоре регенерирует, однако несостоятельность этого утверждения экспериментально была доказана почти 30 лет назад. На самом деле оказалось, что это — умирающие животные, поскольку они не могут питаться (отсутствуют глаза, головные щетинки, при помощи которых они схватывают добычу, ротовое отверстие и т.п.). Другое дело, что, как и многие беспозвоночные, щетинкочелюстные способны существовать без головы довольно долго.

Иное объяснение приводит А.П.Касаткина, работавшая на Дальнем Востоке. Она считает, что такие животные появляются в результате неправильного развития эмбрионов под влиянием либо естественного усиления геофизической и геохимической активности в отдельных зонах Мирового океана, либо антропогенного пресса, в частности радиоактивного загрязнения. Однако места, где обнаружены эти животные, удалены от промышленных районов (Центральный Арктический бассейн, Антарктика, Берингово море), а захоронения радиоактивных отходов носят локальный характер, и их воздействие на биоту не зарегистрировано. Наконец, это просто невозможно по той причине, что размер выходящей из яйца молодой особи всего около 1 мм, и у нее нет никаких запасов питательных веществ. Но поскольку без голов встречаются особи более 10 мм, приходится допустить, что безголовые щетинкочелюстные могут расти не питаясь, но это невозможно, и, следовательно, предложенное объяснение вряд ли правдоподобно.

Исследователи, работавшие в Антарктике, обнаружили экземпляры E.hamata, у которых рядом с головой находились эктопаразитические многощетинковые черви семейства Typhloscolecidae. Судя по характеру повреждений, животные могли утратить голову в результате нападения паразита. Но возникает закономерный вопрос: почему щетинкочелюстные без головы встречаются в море достаточно часто, а щетинкочелюстные с паразитирующими на них полихетами — чрезвычайно редко? Объяснить это легко, исходя из принятых способов сбора материала. Известно, что в пробу планктона доливают концентрированный раствор формалина. Эктопаразиты почти всегда покидают хозяев под действием формалина или других консервирующих веществ. Оказалось, что безголовые E.hamata обнаружены как раз в тех пробах зоопланктона, в которых присутствуют и полихеты-паразиты рода Typhloscolex.

Таким образом, щетинкочелюстные без головы появляются, вероятно, в результате трофических взаимоотношений: полихеты выступают в роли хищников, щетинкочелюстные — в роли жертв.

Почему же особи без головы обнаружены только в популяциях E.hamata? Возможно, это обусловлено морфологическими особенностями данного вида. E.hamata обычно населяют глубины свыше 500 м. Как и многие обитатели больших глубин, эти животные характеризуются сильным обводнением тела, мягкими покровами и меньшей подвижностью, чем щетинкочелюстные, населяющие приповерхностные воды. Видимо, поэтому паразитические полихеты нападают лишь на глубоководных, более доступных для них жертв. Вполне вероятно, что в будущем особи без головы будут обнаружены и у других глубоководных червей-стрелок.

© С.Ф.Тимофеев
Мурманский морской биологический институт Кольского научного центра РАН

Планетология

Каллисто: новый взгляд

20 лет назад межпланетная автоматическая станция “Вояджер” впервые сблизилась с четырьмя крупнейшими спутниками Юпитера, передав на Землю данные о значительной геологической активности на этих небесных телах. Было установлено, что три из них (наиболее удаленные от Юпитера) покрыты толстым слоем льда водного происхождения и состоят из силикатных пород, что, видимо, отражает условия, существовавшие в протоюпитерианской туманности в период формирования этих спутников.

Новая эпоха познания юпитерианской системы началась с запуском намного более совершенного аппарата “Галилео”. Рассчитанный на четыре года эксперимент, включавший облеты вокруг Юпитера и его спутников, завершился с окончанием 1999 г., и теперь можно подвести его итоги.

“Галилео” совершил 20 облетов планеты, причем достаточно много времени находился около того или иного галилеева спутника. Сближение всего до 200 км позволило получить их изображения с разрешением в 100 раз лучшим, чем у снимков, сделанных “Вояджером”.

Радарные обследования спутников выявили их вращательные характеристики, магнитные измерения позволили определить магнитные поля. Кроме того, были измерены параметры плазмы в окружении “лун” и получены спектры излучения, отраженного от их поверхностей, в широком (от УФ- до далекого ИК-) диапазоне. Эта информация активно пополнялась и сопоставлялась с полученной наземными средствами наблюдения и приборами Космического телескопа им.Хаббла, работающего на околоземной орбите.

Еще большему успеху миссии “Галилео” помешала вышедшая из строя главная антенна его передатчика.

Одним из интереснейших объектов исследования был спутник Каллисто — самый удаленный от Юпитера (на 1 млн 800 тыс. км). В отличие от Ио, Европы и Ганимеда, он почти сплошь усеян кратерами, по-видимому, от ударов с небесными телами; собственного вулканизма или тектонической активности там, похоже, нет. Очень важно было сравнить Каллисто с соседним Ганимедом, на поверхности которого видны следы весьма значительных тектонических подвижек.

Среди специалистов идут споры о строении Каллисто: состоит ли масса этого спутника из однородной смеси камня и льда, так и не изменившейся со времени его образования, или она стратифицирована на поверхностную ледяную мантию, лежащие под ней силикатные породы и гипотетическое железное ядро. Теперь, когда достаточно точно определена средняя плотность вещества Каллисто (1.839 г/см3), можно полагать, что массы льда и камня приблизительно равны. Поскольку кратеры на Каллисто имеют, в отличие от земных, значительно более плоское дно, следует думать, что верхние 10 км в теле спутника сложены преимущественно льдом (лед быстро затягивает раны, нанесенные кометами и астероидами). Значит, какая-то дифференциация пород на Каллисто есть.

В трехслойной модели Каллисто, построенной по результатам исследований, массу спутника от его центра до половины радиуса составляет силикатное ядро, затем идет слой перемешанных со льдом камней (средняя плотность 1.7—2.4 г/см3); и наконец — внешний слой толщиной около 500 км, в котором плотность падает от 1.1 до 0.9 г/см3. Впрочем, в проблеме дифференциации вещества еще остается много неясного.

По данным “Галилео”, после троекратного облета им Каллисто установлено, что магнитное поле у спутника несомненно есть. Кроме того, можно считать, что у Каллисто существует внутренний электропроводный слой, способствующий проявлению собственного магнетизма. Однако электропроводность льда для этого слишком мала, а гипотетическое металлическое ядро запрятано слишком глубоко. Должной проводимостью мог бы обладать внутренний океан глубиной 10 км, при условии, что его воды не менее солены, чем в земных океанах. Впрочем, если он действительно существует, придется изменить представление о вязкости льдов на Каллисто или же предположить, что в океане растворен некий антифриз. Лучшим кандидатом в последнем случае был бы аммиак, снижающий температуру замерзания воды примерно на 100 К.

Спектрографические данные подтверждают: поверхность Каллисто примерно наполовину состоит из льда, а чем сложены существующие участки с низкой отражающей способностью, сказать с уверенностью трудно. Некоторые ученые предполагали, что это твердый диоксид углерода. Но при температуре 165 К, характерной для низких широт Каллисто, он должен в тамошний полдень быстро сублимироваться. Есть свидетельства присутствия на Каллисто и таких веществ, как CO, SO2, H2CO3.

По всей видимости, у Каллисто есть атмосфера, хотя и очень разреженная. Она состоит из CO2, вероятно, поступающего в результате преобразования органики, приносимой метеоритами; давление такой атмосферы на поверхность — лишь 10–6 Па.

Неясно, почему малых кратеров ( диаметром <4 км ) на Каллисто заметно меньше, чем на Ганимеде, а больших (диаметром >10 км) — намного больше. До сих пор считалось, что такого различия между соседними спутниками быть не должно. Возможно, какие-то геологические процессы стирают на Каллисто следы столкновения с малыми небесными телами.

Изучение данных, поступивших от “Галилео”, еще далеко от завершения.

Science. 1999. V. 286. № 5437. P. 77 (США).

Космические исследования

“Lunar Prospector” прекратил свое существование

Одной из основных задач автоматической межпланетной станции “Lunar Prospector” (АМС “Лунный разведчик”), запущенной НАСА США в январе 1998 г., был поиск ответа на вопрос, есть ли на Луне вода в количестве, достаточном для ее промышленной разработки. С помощью этого космического аппарата были обнаружены у полюсов Луны значительные объемы водорода, что позволяло предполагать и присутствие там замерзшей воды (См.: Бережной А.А. Вода на Луне есть // Природа. 1998. №1. С. 35—38.). Однако полной уверенности в этом не было.

Возникла идея направить “Lunar Prospector” в один из околополюсных кратеров и попытаться обнаружить признаки воды в выбросе вещества при ударе аппарата о лунную поверхность.

В качестве мишени был избран один из кратеров в южной полярной области Луны, постоянно находящийся в тени. Специалисты предполагали, что аппарат весом 161 кг, обрушившись на дно кратера со скоростью около 1 км/с под небольшим углом, выбросит в окололунное пространство до 20 кг водяного пара, который можно будет заметить с Земли. 31 июля 1999 г. автоматика межпланетной станции в последний раз запустила двигатели, и аппарат рухнул на поверхность Луны. В этот момент на соответствующий край лунного диска были направлены крупнейшие астрономические инструменты (в том числе Космический телескоп им. Хаббла и 10-метровый наземный Оптический телескоп им. Кека), а также многочисленные телескопы астрономов-любителей, которых специалисты НАСА призвали к сотрудничеству.

К сожалению, все усилия оказались напрасными: ни профессиональные, ни любительские инструменты не зафиксировали следов падения. Строго говоря, о том, что оно действительно состоялось, известно лишь потому, что с АМС перестали поступать радиосигналы. Впрочем, трудно было рассчитывать, что удастся с большой точностью навести аппарат на цель, невидимую с Земли. К тому же он мог попасть в кратер, но промахнуть мимо скоплений замерзшей воды.

Неудавшийся финал отнюдь не умаляет значимости всей миссии: за полтора года на окололунной орбите “Lunar Prospector” собрал и передал на Землю столько информации о гравитационных, магнитных и химических свойствах нашего естественного спутника, что ее обработка займет несколько лет.

Astronomy and Geophysics. 1999. V.40. №4. P 33 (Великобритания).

Химия атмосферы

Поступление метана в атмосферу замедлилось

В последние два столетия концентрация метана в земной атмосфере почти неуклонно увеличивалась: в конце XVIII в. она составляла лишь 700 частей на 1 млрд, а ныне превышает 1700.

Процесс продолжается, но темпы его существенно снизились по сравнению с периодом между 1960 и 1980 гг. К такому заключению пришел специалист по химии атмосферы Д. Этеридж (D. Etheridge), который сопоставил результаты прямых измерений концентрации метана в воздушном пространстве на метеостанции Кейп-Грим (австралийский штат Тасмания) с данными анализа газовых включений в буровых колонках льда, взятых в Антарктиде и охватывающих последнюю тысячу лет.

Известно, что до начала Промышленной революции, 200 лет назад, уровень метана в атмосфере был довольно стабильным. Но затем — с расширяющимся использованием ископаемого топлива, выращиванием риса, разведением жвачных животных, увеличением количества свалок и органических отходов на них, сжиганием этой биомассы — объем метана, поступающего в воздушное пространство, начал бурно расти. Почему этот процесс сегодня стал замедляться, еще не установлено. Возможно, причина в том, что за последние два десятилетия нефтепродукты и газ используются в промышленности, энергетике и на транспорте более эффективно, а выбросы сократились.

По общему мнению специалистов, некоторое снижение концентрации метана в атмосфере не должно вызывать самоуспокоенности. Пока не выяснится динамика всех известных источников метана (как природных, так и антропогенных) и не определятся причины колебаний, вызванные естественными факторами и деятельностью человека, до тех пор сохраняется угроза глобального потепления, в котором существенная роль принадлежит этому парниковому газу.

Atmosphere. 1999. №1. P.9 (Австралия).

Биология. Организация науки

50 лет Школьной биологической олимпиаде МГУ

Весной 2000 г. на биофаке Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова состоялась 50-я Школьная биологическая олимпиада (ШБО МГУ). Это старейшая предметная олимпиада в нашей стране. За полвека (с 1951 г.) через нее прошли тысячи и тысячи школьников, и многих она укрепила в выборе пути, помогла стать биологами. У ее истоков стояли такие известные зоологи, как В.Е.Флинт, К.Н.Благосклонов, Л.А.Зенкевич.

Олимпиада начиналась как соревнование юннатских биологических кружков, что определило сугубо натуралистическую направленность первых ее лет: ребята демонстрировали свое знание птиц и зверей, умение изготовить скворечник, писали сочинения на тему “Что я увидел, сидя на пеньке”. Помимо прочего, такая направленность помогала избежать слишком тесного общения с всесильной тогда “мичуринской наукой”.

С возникновением и становлением таких важнейших направлений, как молекулярная биология, биохимия, биофизика, менялся и облик олимпиады. Решительная перемена произошла в 70-х годах. Она была связана с именами людей, когда-то участвовавших в первых олимпиадах и постепенно перешедших к их организации: это С.Э.Шноль, Г.М.Длусский, М.В.Мина, В.И.Лапин, М.Б.Беркенблит. В те годы начал формироваться и студенческий оргкомитет олимпиады; в разные годы им руководили Н.Чаянов, Е.Заикин, А.Мушегян.

Сейчас в вариантах для каждого класса содержатся вопросы разной степени сложности из самых разных биологических дисциплин (не только тех, что ребята проходят в текущем году, но и всех предыдущих лет, так что биохимия и генетика не вытесняют полностью, скажем, зоологию). Вопросы, допуская широкую гамму ответов (не простое “да” — “нет”), должны выявлять не зазубренные сведения, а умение думать, предлагать и отвергать гипотезы, разрабатывать схемы экспериментов.

Большая подборка вопросов ШБО МГУ (частично разобранных) опубликована: Биология в вопросах и ответах. М., 1993; методологию составления и проверки таких вопросов можно найти в работе: Виноградов Г.М., Голубева М.В., Шипунов А.Б. Принципы составления и проверки вопросов для письменных турниров по биологии (опыт 1-го тура ШБО МГУ). Ломоносовские чтения-98: Тезисы докладов. Ч.1. М., 1998. С. 55—57.

Не забыты и натуралистические корни олимпиады: работа с зоологическими и ботаническими коллекциями остается непременным условием прохождения школьником II (практического) тура (наряду с обязательным посещением кабинетов общебиологического профиля); соответствующие знания проверят и у прорвавшихся на финальный, III тур “умников” и “умниц”.

Олимпиада давно вышла за пределы Москвы. Вначале была практика приглашения на II тур иногородних делегаций; в 80-е годы возник Выездной турнир, когда уезжающие на каникулы студенты биофака снабжались параллельными вариантами и проводили в родных местах подобие I тура “большой” олимпиады (победители Выездного турнира тоже приглашались в Москву на II тур). В 2000 г. жюри олимпиады провело и I тур одновременно в пяти городах — результаты эксперимента признаны обнадеживающими.

Биологическая олимпиада МГУ существует не в вакууме: долгие годы плодотворного сотрудничества связывали ее организаторов с Заочной биологической школой при МГУ; она тесно взаимодействует со специализированными биоклассами (что помогает в поиске ребят, которых стоит приглашать на собеседование); идея проведения летних экологических школ тоже дала прекрасные результаты.

Туры олимпиады давно стали источником полезнейшей информации о “школьно-биологической” жизни Москвы. Но, пожалуй, не менее важно, что олимпиада предоставляет школьникам возможность общаться с людьми, захваченными теми же интересами, позволяет убедиться, что ты не одинок со своими, порой кажущимися одноклассникам странными, увлечениями.

© Г.М.Виноградов,
кандидат биологических наук,
член жюри олимпиады

Физиология растений

Передача информации по растению

Как известно, раздражение одной части растения вызывает изменение функциональной активности в других его частях. Механизм передачи сигналов, обусловливающих такой эффект, неясен.

Г.Р.Кудояров из Института биологии Уральского научного центра РАН в содружестве с исследователями Башкирского государственного университета и Института физиологии растений им.К.А.Тимирязева изучили реакцию надземных органов пшеницы на резкое охлаждение корней.

Ученые проанализировали скорость роста растения с помощью индуктивного датчика перемещений, позволяющего фиксировать очень малое удлинение листа при его росте. Уже через 15 мин после охлаждения до 4°С питательного раствора, в который были погружены корни растения, наблюдалось замедление роста его надземной части. Содержание в корнях цитокининов (зеатина, рибозида, риботида) в течение этого периода снизилось более чем в три раза, хотя сначала на короткое время повышалось. Некоторый рост концентрации этих веществ сразу после охлаждения легко объясняется уменьшением скорости выделения из корней пасоки — жидкости, вытекающей из сосудов растения под влиянием корневого давления. В надземных органах пшеницы концентрация цитокининов в течение этих 15 мин снижалась в четыре раза, тогда как в контрольных образцах колебания не превышали 20%.

Исследователи считают, что наблюдаемая крайне быстрая, в масштабе растения, передача сигнала от корней к листьям обеспечивается именно цитокининами — фитогормонами, регулирующими рост и деление клеток. Различия в изменениях содержания цитокининов в корнях и надземных частях указывают на возможность распространения еще одного сигнала, который должен запускать разложение цитокининов в листьях. Предполагается, что при охлаждении корня изменяются потенциалы клеточных мембран и по растению распространяются электрические импульсы.

ДАН. 1999. Т. 365. № 2. С. 260—262 (Россия).

Медицина

Право видеть

Человек имеет право видеть окружающий мир — таков лейтмотив международного проекта под названием “Зрение-2020”. Цель проекта — к 2020 г. победить слепоту (те ее формы, которые можно вылечить или предотвратить). Проект охватывает 18 стран франкоязычной Африки, среди населения которых более 2 млн слепых (из них около 100 тыс. — дети до 15 лет) и 6 млн людей с нарушениями зрения. Особенность стран Африки, как и других развивающихся стран, — невысокий социально-экономический уровень жизни, не позволяющий своевременно диагностировать заболевания глаз, готовить высококвалифицированных врачей-офтальмологов, применять современное медицинское оборудование и все необходимые лекарства.

Сегодня во всем мире страдают нарушениями зрения 180 млн человек, из них полностью слепых около 40—45 млн. Жизнь таких людей трудна, а для страны — это серьезная социально-экономическая проблема.

Каковы же причины слепоты? По данным Всемирной организации здравоохранения, в половине случаев слепота вызвана катарактой. Ею страдают главным образом люди пожилого возраста, но исход болезни во многом зависит от возможностей медицины. Если в развитых странах поддаются операции 80% случаев катаракты, то в развивающихся — всего 20%. Другие причины — глаукома, трахома, диабет, травмы сетчатки и т.д.

Медики утверждают, что из всего множества случаев слепоты 80% можно предотвратить или вылечить. Именно на это направлены усилия участников проекта “Зрение-2020” — глобальной инициативы правительственных и неправительственных организаций. В задачи проекта входит наблюдение и своевременное выявление глазных болезней, обучение врачей-офтальмологов, внедрение современных медицинских технологий и распространение лекарств.

“Право видеть — это важнейшее право человека, — утверждает К.Гармс, один из руководителей проекта, — тем не менее его лишены примерно 45 миллионов людей в мире. Победить слепоту к 2020 г. — высокая цель для нас”.

Press Release World Health Organization. 25 February 2000 (Швейцария).

Экология

Мертвая зона в Мексиканском заливе

Еще в 1974 г. гидрологи во главе с Ю.Тёрнером (E.Turner) обнаружили на севере Мексиканского залива в придонном слое зону, настолько обедненную растворенным в воде кислородом, что жизнь там почти невозможна. С тех пор эта мертвая зона год от года разрасталась (особенно — в 90-х годах) и к настоящему времени протянулась более чем на 400 км вдоль побережья штата Луизиана от границы с Техасом до устья р.Миссисипи. Лишь в середине зоны наблюдается небольшой участок с нормальным содержанием кислорода, в остальных же придонных водах его не более 2.2 мг/л. В летнее время при значительном потеплении общая площадь мексиканской мертвой зоны достигает 20 тыс. км2 (третье место в мире после подобных зон Черного и Балтийского морей).

Области массового замора организмов возникают в случаях бурного размножения бактерий, которые питаются водорослями и потребляют при этом много кислорода; в свою очередь бурное развитие водорослей вызвано обильным поступлением в воду питательных веществ. В Мексиканский залив р.Миссисипи выносит огромное количество азота: площадь ее водосбора — территории 31 штата США, и во многих из них очень высоко развито сельское хозяйство. Смываемые с полей химические удобрения в конце концов поступают в Мексиканский залив, приводя к усиленному росту водорослей. Поверх лишенных кислорода вод залива более легкие пресные речные воды образуют четко различимый слой, который не позволяет атмосферному кислороду обогащать придонные глубины.

С 1985 г. ученые, в том числе жена Тёрнера, морской биолог Н.Рабле (N.Rabalais), ежегодно составляют летние карты гипоксидной зоны и следят за ее эволюцией. В 1993 г. они стали свидетелями “эксперимента”, поставленного самой природой: в то время весь Средний Запад подвергся наводнению. Воды, насыщенные нитратами с полей, хлынули в Мексиканский залив, и в то лето мертвая зона удвоила свои размеры. Напротив, в 1988 г. на Среднем Западе была жестокая засуха, и гипоксидная зона почти исчезла. Всякие сомнения, что доминирующим фактором в ее существовании служит сток Миссисипи, отпали. Подтвердил это и анализ поднятых со дна залива колонок осадочных пород с остатками водной растительности и одноклеточных организмов.

Влияют, однако, и другие факторы. Так, домашний скот в США производит 1.37 млрд т навоза. Значительная его часть тоже попадает в море. Проблему усугубляет поступление в моря, которые омывают юг США, недостаточно очищенных бытовых и промышленных стоков, а также загрязняющих атмосферу веществ, которые выпадают с осадками.

Методы борьбы с загрязнением великой реки до сих пор не разработаны. Существует идея предложить фермерам, чьи земли непосредственно примыкают к берегам Миссисипи, не использовать их в хозяйственных целях, получая от государства соответствующую компенсацию за сокращение засеваемых площадей. Таким образом может быть создан “буфер”, позволяющий снизить сброс удобрений и навоза в реку.

Изучению мертвой зоны Мексиканского залива придается в США большое значение. В частности, престижная экологическая Бласкеровская премия за исследование природной среды (денежная ее часть составляет 250 тыс. долл. США) присуждена в 1999 г. супружеской паре Ю.Тёрнеру и Н.Рабле.

Science. 1999. V. 285. № 5457. P . 661 (США).

Геофизика

Роль суперплюмов в глобальной тектонике

Гигантские по мощи геологические процессы — горообразования, землетрясения, возникновение глубоководных впадин и т.д. — имеют своим первоисточником движение плит земной коры. Погружаясь в зонах субдукции, литосферные плиты разогреваются, в то же время охлаждая мантию. В зонах срединно-океанических хребтов образуется новая океаническая кора, которая, остывая, впоследствии снова погружается в мантию и рассеивает тепловую энергию, идущую на перемещение плит. Однако энергетический баланс этих процессов не вполне сходился, и геофизики подозревали, что существуют какие-то иные пути охлаждения недр Земли. Расчеты показывали, что на глубине почти 2900 км,

на границе мантии с земным ядром, тепловая энергия расплавленного ядра способна создавать мощные восходящие потоки горячего материала, которые медленно достигают поверхности, проявляя себя в виде вулканов. Такие сравнительно узкие столбообразные потоки — плюмы — обнаружены под Исландией и Гавайскими о-вами (См. также: О чем говорит гавайский плюм // Природа. 2000. №6. С. 76-77.). Однако даже их существование не решает проблемы энергетического дисбаланса планеты.

Американские сейсмологи Дж.Ритсема и Х. ван Хейст (J.Ritsema, H. van Heijst) предлагают свою гипотезу. Проанализированные ими геофизические данные подтверждают, что глубоко в недрах под Южной Африкой находится суперплюм (диаметр у его основания несколько тысяч километров). Его существование предполагалось и ранее, но теперь впервые появились надежные признаки того, что этот гигантский столб разогретого материала пронизывает все внутреннее пространство Земли от ядра до поверхности в северо-восточной части Африки. По всей видимости, этот же суперплюм приводит к подъему коры на значительной части африканского континента и “подкармливает” десятки вулканических горячих точек в различных его концах.

По мнению геофизика А.Форте (A.Forte), аналогичный суперплюм находится и под юго-западной частью Тихого океана. Согласно его расчетам, эти два горячих “столба”, вместе взятые, представляют собой главную движущую силу перемещения до 80% мантийных масс.

Схема расположения суперплюмов.

Подозрение о существовании суперплюмов под южной оконечностью Африки и под Французской Полинезией возникло у сейсмологов еще в 80-е годы. Их поразили необычно малые скорости прохождения сейсмических волн, но изображения подобных структур были слишком “смазанными”, чтобы делать уверенные выводы. Это стало возможным лишь с усовершенствованием аппаратуры и накоплением новых сейсмических данных (См. также: Африканский материк раскалывается // Природа. 2000. №3. С. 84—86.).

Сейсмолог Э.Найблейд (A.Nyblade) и геофизик С.Робинсон (S.Robinson) указывают, что большая часть Южной Африки и окружающего ее морского дна лежит примерно на 500 м выше, чем было бы в случае отсутствия суперплюма.

Рассматривая проблему в глобальном масштабе, геофизик Б.Хейгер (B.Hager) подчеркивает, что Африканский суперплюм служит своего рода частью гигантской “тепловой машины”, которая формирует поверхность планеты.

Science. 1999. V. 284. №5417. P. 1095; 1999. V. 285. № 6425. P. 187—188 (США).

Геология. Палеоклиматология

Газогидраты и конец ледникового периода

С 70-х годов известно, что в донных осадках океана сохраняются огромные количества метана в виде гидратов. Напомним, что газогидраты — замороженная смесь метана с водой. Попадание молекул метана в “ловушку” из молекул воды и смерзание их в твердое вещество возможны только при относительно высоком давлении и низких температурах. Газогидраты сохраняются на глубинах более 500 м, занимая поры в осадочных породах континентального склона, а также на подводных поднятиях, куда газ поступает через разломы и трещины в земной коре. Источник метана в основном биологический — газ выделяет разлагающаяся органика, которая содержится в осадочных породах.

Эксперименты показывают, что в своем первоначальном виде метангидрат отличается высокой механической прочностью: при температуре 260 К в 10 раз превышает прочность обычного льда. Но, поднимаясь к поверхности, где давление уменьшается, газогидрат становится нестабильным и начинает распадаться — из твердого тела превращается в смесь рыхлых осадочных пород, воды и газа. Такой распад может служить причиной мощных подводных оползней. При значительных выбросах газа, поступающего как в воду, так и в атмосферу, усиливается парниковый эффект.

Не исключено, что за грандиозную перемену в природной среде, которая произошла около 18 тыс. лет назад, ответственно разложение газогидратов. В разгар оледенения значительная часть морских вод ушла на образование ледников; уровень Мирового океана упал примерно на 120 м. Гидростатическое давление резко понизилось, и огромные массы метана высвободились на поверхность. За этим в глобальных масштабах последовало “парниковое” потепление, вызвавшее отступание ледников.

О таком развитии событий свидетельствует, в частности, лед, извлеченный при бурении на ледниках Гренландии и Антарктиды. Его анализ говорит о том, что повышение температуры и рост концентрации метана и диоксида углерода в атмосфере шли в ту эпоху параллельно друг другу. К сожалению, точность таких определений недостаточна для установления последовательности событий: что возникло раньше — повышение температуры, вызвавшее разложение газогидратов, или наоборот?

Science. 1999. V. 285. № 5427. P. 543(США).

Океанология

Химический бюджет океана

В гипотезах, объясняющих химический состав морской воды, важная роль отводилась черным курильщикам. Однако исследования, проведенные океанологами-геохимиками С. де Вильер и Б.К.Нелсоном (S.de Villiers, B.K.Nelson), показали, что на этот состав значительно большее влияние оказывают не разогретые, а холодные глубинные источники.

По существующим представлениям, преобладающие в океане химические элементы поступают туда главным образом вместе с речными водами, а также из высокотемпературных гидротермальных излияний в центрах спрединга, в пределах срединно-океанических хребтов. Изъятие же этих элементов идет путем осаждения из морской воды на дно и утечки в ходе испарения.

По оценкам, глобальное поступление в Мировой океан натрия превышает его убывание примерно в 4 раза, магния и сульфатов — в 2—10 раз, а калия — в 20. Контрастирует с этим динамика содержания в морской воде кальция: его поступление вдвое меньше, чем вынос.
Геохимики тщательно измерили химический состав струй, выбрасываемых теплыми и холодными источниками, которые расположены в радиусе нескольких километров от ближайших к ним черных курильщиков. Работы велись в трех точках юго-западной части Восточно-Тихоокеанского поднятия (вблизи стыка Тихоокеанской плиты с плитой Наска). Этот район был выбран потому, что большая скорость спрединга позволяла ожидать здесь значительных химических аномалий, соответствующих гипотезе «гидротермального диктата» состава воды. Крайние точки работ отстояли на 300 км; глубина океана составляла от 2500 до 3200 м; пробы воды брались почти по всей глубине — от поверхности до дна.

В западной части хребта был обнаружен столб воды, в котором магния содержится на 1% меньше, чем в окружающей среде, а кальция — больше, чего и следовало ожидать при сильном гидротермальном воздействии. Содержание здесь изотопа 3He оказалось тоже очень малым. Авторы пришли к выводу, что приток магния из холодных вод в 3—10 раз больше, чем из разогретых. На расстояниях 2—10 км от центральной оси хребта в разогретых породах происходит значительно больше химических процессов: геохимики К.Беккер и Э.Фишер (K.Becker, A.Fisher) установили, что со склонов подводного хребта выделяется примерно в 10 раз больше флюидов, чем на гребне. Хотя эти обильные высачивания и взаимодействуют с породами коры при более низких температурах (всего от 20 до 200°С против с 350°, характерных для черных курильщиков), все же при этом откладывается немалое количество химических веществ, влияя тем самым на состав морской воды. Эта работа независимо свидетельствует в пользу описанной гипотезы.

В ее поддержку высказался также океанограф М.Моттл (M.Mottle). Его коллега Дж.Эдмонд (J.Edmond) проявил большую осторожность, указав на сложность точного определения концентрации в воде магния с помощью масс-спектрометрии. Дискуссия продолжается.

Science. 1999. V. 285. № 5428. P. 657, 721 (США).

Сейсмология. Организация науки

Эффективность сейсмосети в Кыргызстане под угрозой

27 января 1999 г. в районе оз. Лобнор (провинция Синьцзян, крайний северо-запад КНР) произошел сильный подземный толчок. Десять сейсмических приборов, расположенных на территории соседнего Кыргызстана, зарегистрировали это событие и передали сведения о нем на один из российских искусственных спутников. Через считанные секунды данные по сети Интернет поступили в лаборатории многих стран мира.

Обработка информации показала, что это не нарушение международного договора о запрещении ядерных испытаний и не результат столкновения планеты с метеором, а естественное явление — землетрясение магнитудой 3.9 по шкале Рихтера. Однако сейчас работа сейсмических станций Кыргызстана находится под угрозой в связи с материальными трудностями. Средства, выделявшиеся правительством США на поддержку сейсмической сети республики, исчерпались, а своих у нее нет…

Рядом с Бишкеком находится Международный центр геофизических исследований, основная задача которого — изучение движений земной коры в пределах горной системы Тянь-Шань. Установлено, что деформация коры происходит здесь с беспрецедентной скоростью — сжатие достигает 200 мм/год. Специалисты считают, что это следствие перемещения Индостана на север, которое приводит к образованию складок и усилению процесса горообразования.

Появляются свидетельства, что возраст Тянь-Шаня всего около 2.5 млн лет, это подтверждает гипотезу, согласно которой Тибетское плато, участвующее в орогенезе, поднялось всего за 5—10 млн лет на 2.5 км. Климатологи полагают, что именно возникновение такой горной системы существенно изменило характер глобальной циркуляции атмосферы, возможно, приведя к усилению муссонов.

Кыргызстан, как и бо€льшая часть остальной территории Центральной Азии, — зона высокой сейсмичности. Достаточно вспомнить разрушительное Ташкентское землетрясение 1966 г.; в 1800-х годах два сокрушительных толчка обрушились на предгорья Тянь-Шаня, еще три — между 1902 и 1911 гг. По-видимому, этому региону еще предстоят подобные испытания. Сейсмическая сеть Кыргызстана сделала немало для регистрации и изучения текущих событий. Как отмечают американские специалисты, эта сеть в 1998 г. потеряла на соответствующей территории не более 1% сейсмологической информации — в США нет ни одной региональной сети, которая обладала бы подобной эффективностью. В этих достижениях немалую роль сыграл и коллектив Института высоких температур РАН, осуществляющего как научную, так и посильную материальную поддержку кыргызстанских ученых. Сегодня судьба сейсмологии и геодинамики Кыргызстана вызывает опасения научной общественности.

Science. 1999. V. 284. № 5422. P. 1911 (США).

Вулканология

Каменные “пузыри” поднимаются со дна

В феврале и марте 1999 г. сейсмографы постоянно регистрировали несильные, но непрерывные толчки на дне Атлантического океана, к западу от о.Терсейра (Азорские о-ва). Стало ясно, что под водой, в точке с координатами 38.7°с.ш., 27.3°з.д., извергается вулкан Серрета, известный тем, что еще в 1878 г. его 5-месячная активность привела к разрушению около 200 домов в прибрежном поселке, носящем то же имя.

В 99-м году толчки на суше не достигали такой силы, но под водой они проявлялись достаточно бурно. Исследования, проводившиеся сотрудниками Гидрографического института (Лиссабон) и Военно-морского флота Португалии, показали, что на глубинах 300—800 м сквозь трещины в дне (общая их длина 5 км) идет выброс вулканических материалов, насыщенных раскаленными газами. Петрографы нашли в образцах оливин, пироксен и вкрапления полевых шпатов в стекловатых породах. Химики Нордического вулканологического института (Рейкьявик, Исландия) пришли к выводу, что это высококислые лавы, характерные для вулканитов, образующих острова Азорского архипелага.

Временами на поверхность моря всплывали блоки пемзы различных размеров. Специалисты предположили, что первоначально магма малой вязкости легко проникает из глубинных недр сквозь расщелины дна, не вызывая при этом сильных сейсмических толчков. Возможно, такие блоки отрываются от краев подушкообразных лавовых образований, столь характерных для подводных извержений. Если блок содержит достаточное количество газов (что бывает, когда лава происходит из подводного лавового озера или из фонтанирующего источника), то он приобретает повышенную плавучесть и вырывается к морской поверхности; постепенно дегазируясь, он становится более плотным и снова погружается.

Этот процесс замедляется, когда под быстро охлаждающейся поверхностью каменного “пузыря” поры оказываются запечатанными, так что газы могут сохраняться внутри блока довольно долго. Взаимодействие между раскаленными “пузырями” и относительно холодной на поверхности водой (здесь ее температура оказалась аномально высокой) рождает столбы белого пара. При остывании многие каменные “пузыри” трескаются, что ускоряет их дегазацию и погружение. Иногда это сопровождается громкими взрывами с выбросом обломков на высоту нескольких метров.

Угрозы населению Азорских о-вов это не представляет, но морским судам сделано предостережение. Летом 1999 г. португальские ученые вели в этом районе батиметрическую съемку, определяя строение и рельеф дна акватории.

Smithsonian Institution Bulletin of the Global Volcanism Network. 1999. V. 24. № 3. P. 2 (США).

Вулканология

“Божья гора” не успокаивается

В центре Танзании, у самого экватора, расположен вулкан Ол-Доиньо-Ленгаи, что в переводе означает “Божья гора”. По типу извержений он относится к стратовулканам (т.е. вулканам, которые сложены перемежающимися потоками затвердевшей лавы и ее обломками; образуются при чередовании лавовых излияний со взрывной деятельностью). Добрым нравом “Божья гора” не отличается, и в XX в. извержения идут почти непрестанно.

В апреле 1999 г. на вершину (2890 м над ур.м.) поднялась группа исследователей во главе с М.Дж.Дженджем (M.J.Genge) и М.Балмом (M.Balme). Они обнаружили два свежих лавовых потока, которые взгромоздились поверх прежних. Прошедшие незадолго ливневые дожди породили от взаимодействия с лавой столбы пара высотой в сотни метров (их было видно с 10-километрового расстояния). Температура на дне кратера превышала 150°С. Слышались звуки плещущейся лавы; видимо, здесь только что перестал действовать фонтан магмы. Из шлаковых конусов выделялись водяные пары и струи сероводорода. Лавовый поток с северной стороны кратерной кромки спустился по склону на сотни метров; незначительная степень выветривания говорила о том, что случилось это не более двух недель назад. Свойственные сезону дождей обильные осадки вызвали потоки воды, которые, насытившись натрием и мелким вулканическим материалом, вливались в озеро, расположенное у северного подножия вулкана.

Постройка симметричного конуса “Божьей горы” завершилась около 15 тыс. лет назад, с тех пор активность вулкана несколько умерилась, но отнюдь не прекратилась. Ол-Доиньо-Ленгаи — единственный в мире вулкан, который на памяти человека извергал карбонатную лаву (См. также: Рябчиков И.Д., Расс И.Т. Расплавленные карбонаты в глубинах Земли // Природа. 1999. №8. С.67-74.).

Smithsonian Institution Bulletin of the Global Volcanism Network. 1999. V. 24. № 6. P. 6 (США).

Гидрология

Сокращение объема гидрологических наблюдений

В рамках Генеральной ассамблеи Международного геодезического и геофизического союза (19—30 июля 1999 г., Бирмингем, Великобритания) прошли заседания Ассоциации гидрологических наук, собравшие 400 представителей этой дисциплины из различных стран. Во всех докладах констатировалось почти повсеместное сокращение сети водомерных и осадкомерных станций. Президент Ассоциации, известный гидролог Дж.Родда (J.Rodda) подчеркнул, что, несмотря на развитие телеметрии и других новых методов наблюдения, без этих станций невозможен ни анализ, ни прогноз многих, зачастую опасных, явлений природы.

Сокращение сети станций, как правило, связывается с трудностями финансирования. Однако расходы не столь уж велики: речная гидрологическая установка новейшего американского типа стоит 35 тыс. долл., а ее дальнейшее обслуживание — около 10 тыс. долл. в год.

Среди стран, гидрологическая сеть которых испытывает особый упадок, много таких, которые в наибольшей мере страдают от водного дефицита. По сведениям, собранным органами ООН в 1991 г., значительное число гидрологических станций южнее Сахары существует только на бумаге, но и там, где они есть, сообщил руководитель отдела гидрологии и водных ресурсов Всемирной метеорологической организации А.Аскью (A.Askew), их обслуживание ведется на весьма низком уровне (на всю территорию Зимбабве приходятся лишь две предназначенные для этого автомашины, а на Замбию — одна).

В ЮАР речные станции находятся в должном порядке, но количество осадкомерных станций сократилось с 4000 до 1700. Причина — в интенсивной урбанизации страны и массовом переселении крестьян (а именно они обычно обслуживали эти объекты). Такие данные привел директор метеослужбы ЮАР Г.Шульце (G.Schulze).

Проблема в странах бывшего СССР заключается в децентрализации и низком уровне финансирования соответствующих служб. По сведениям М.Спреафико (M.Spreafico), возглавляющего гидрологический отдел Швейцарского управления природных ресурсов, около 90% всех метеостанций в Аральском регионе или разрушены, или не работают, так что оценить состояние здешних водных ресурсов труднее, чем 20 лет назад.

Даже в США за последнее десятилетие число речных гидрологических станций сократилось на 6%. Особенно тревожно 22%-е их сокращение с 1971 г. на малых и медленно текущих реках, а такие станции позволяли изучать, как влияют изменение в землепользовании и погодные перемены на результаты климатологического моделирования. Иллюстрацией к положению в гидрологии США стал рассказ М.Каллахана (M.Callahan), руководителя отделения метеослужбы в штате Кентукки, об обстоятельствах катастрофического наводнения на севере этого штата в марте 1997 г. За одни сутки здесь выпало 25 см осадков, и река Ликинг, проходящая через г.Фалмут, за 3 ч поднялась на 1 м; большинство из 2400 жителей удалось срочно эвакуировать, но вода продолжала столь быстро прибывать, что многих пришлось снимать с крыш. Четверо жителей прицепных фургонов погибли. Максимальный уровень реки достиг 4 м выше ординара, причем наводнение случилось на 6 ч раньше, чем прогнозировали синоптики. Одна из причин ошибки — закрытие гидрологической станции в 32 км выше по течению реки.

Однако есть и некоторые обнадеживающие свидетельства. Так, Всемирный банк выделил Узбекистану 2.5 млн долл. на создание 25 новых метео- и гидрологических станций. Всемирная метеорологическая организация разработала международную программу “Система наблюдения за гидрологическими циклами” , ставящую целью создание 50 новых станций в 10 странах Африки южнее Сахары. В США Конгресс рассматривает предложение ассигновать 2.5 млн долл. специально на постройку осадкомерных и гидрологических установок.

Science. 1999. V. 285. № 5431. P. 1199 (США).

Климатология

Многолетние метеонаблюдения на северо-западе России

По данным 16 метеостанций, расположенных в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях, определялись климатические изменения за период 1961—1993 гг. При этом были проанализированы шесть метеорологических элементов (Кобак К.И., Кондрашева Н.Ю., Лучина К.М., Торопова А.А., Турчинович И.Е. // Метеорология и гидрология. 1999. №1. С. 30—38.).

Температура воздуха (среднемесячные, максимальные и минимальные). На всех станциях за исследуемый период установлен рост средней температуры зимой на 1—5°С. Летом потепление выражено слабее. В целом за год средняя температура повышалась на 0.3—0.5°. Минимальные температуры растут быстрее максимальных, особенно в феврале, марте и декабре: минимальная повысилась за 33 года на 1.7°, максимальная — на 0.6°. Раньше стали наступать даты перехода через 0, +5 и +10° в сторону роста.

Облачность. В январе—марте и в июне—сентябре отмечается рост общей облачности (2—4 балла за 33 года). В мае и октябре количество облаков уменьшается до 1 балла. В целом за год нижняя облачность увеличивается на западе региона и уменьшается на востоке.

Осадки. Количество осадков возрастает, особенно в последнее десятилетие. Наиболее четко рост выражен в январе: 15—50% от месячной нормы. Существенна их межгодовая изменчивость.

Высота снежного покрова. Установлено увеличение высоты снега в начале зимы (ноябре—декабре), в январе — только в северной части региона. Во второй половине зимы высота снега по всем станциям уменьшилась за 33 года на 3—9 см. Этот результат согласуется с изменением температуры воздуха.

Относительная влажность. Соответственно росту температуры воздуха растет и относительная влажность. Ее анализ позволяет судить о важной климатической характеристике — испаряемости.

Продолжительность солнечного сияния. На Северо-Западе этот показатель уменьшается в целом за год, но особенно — в марте, июне и сентябре. Результат согласуется с выводами по изменению облачности.