ПРИРОДА

Рецензия
Новые книги

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12]

НОВОСТИ НАУКИ
Новая океанографическая программа “Argo”
Космическая ультрафиолетовая обсерватория
Тайна Черного облака. Сурдин В.Г.
Атмосфера и полярные сияния на Ио
Озонная дыра поставила рекорд
BESSY переедет на новую квартиру
Личинки коралловых рыб остаются на месте. Гиляров А.М.
Мутантные мыши живут дольше
Еще одна герпетофаунистическая находка в Европе. Семенов Д.В.
Белухи в ледовых ловушках
Радиоактивные отходы предлагается хранить в Нью-Мексико
Алмазные месторождения на Украине? Лаухин С.А.
Закономерности расположения вулканических островов
Колима продолжает извергаться
Мексиканская система оповещения
Природные катастрофы: итоги 1998 года
Ископаемому коню в зубы смотрят

Океанология
Новая океанографическая программа “Argo”

В США принято решение приступить к созданию международной глобальной программы “Argo”, цель которой — унифицированно и синхронно собрать данные в реальном времени о физических и химических процессах, происходящих в Мировом океане. Методологическую и техническую основу программы составляет опыт океанологических работ, проводившихся на протяжении почти 20 лет под эгидой Национального научного фонда и Управления научных исследований ВМФ США.

Предполагается во всех морях разместить сеть из 3 тыс. буев примерно в 300 км друг от друга. После установки буй погружается на глубину 2 тыс. м и находится там в течение 10 сут. Затем он постепенно поднимается, продолжая на всех горизонтах измерять температуру и соленость воды и определять структуру течений. После достижения буем поверхности его аппаратура передает собранную информацию и данные о местонахождении на один из искусственных спутников Земли. По завершении этого цикла буй снова погружают. Время оперативной жизни каждого из входящих во всемирную сеть буев составит от четырех до пяти лет.

Спутники ретранслируют полученную информацию наземным станциям, откуда она поступает в распоряжение нескольких научных групп, находящихся в различных странах, где производится первоначальная проверка ее качества. С помощью Глобальной телекоммуникационной системы данные в реальном времени становятся доступными и для оперативных прогнозов, и для фундаментального изучения. Причем такая информация открыта любому пользователю (к тому же без имущественных ограничений).

Расстановкой буев будут заниматься как различные суда, так и самолеты. В создание сети предполагается включить сотни торговых судов, а наиболее удаленные от населенного мира акватории будут задействованы с воздуха.

Уже сейчас существуют отдельные компоненты этой системы — программы “Global Climate” (“Глобальный климат”) и “Global Ocean Observing System” (“Система наблюдения за Мировым океаном”). К ним предстоит в дальнейшем присоединить программы “CLIVAP” (“Climate Variability and Predictability” — “Переменчивость и предсказуемость климата”) и “GODAE” (“Global Ocean Data Assimilation Experiment” — “Эксперимент по обработке данных о Мировом океане”).

В 1999 г. Всемирная метеорологическая организация и Ассамблея межправительственных океанографических комиссий одобрили план проведения программы “Argo”, оценив ее как важнейший вклад в познание Мирового океана и метео-климатических явлений.

Национальное управление по изучению океана и атмосферы США берет на себя расстановку одной трети всех буев в течение трех лет и ассигнует на это 12 млн долл. К участию приглашены соответствующие организации западноевропейских стран, Японии, Канады, Австралии и др. Подчеркивается, что без международного сотрудничества такое мероприятие невозможно.

Earth System Monitor. 1999. V.10. №1. P.6 (США).
Космические исследования

Космическая ультрафиолетовая обсерватория

23 июня 1999 г. был запущен принадлежащий НАСА США спутник “FUSE” (“Far Ultraviolet Spectroscopic Explorer” — “Исследователь дальнего ультрафиолетового диапазона”). Этот запуск — часть крупномасштабного проекта “Origin” (“Происхождение”).

В течение ближайших трех лет задача “FUSE” — собрать данные, которые помогут определить происхождение самых легких элементов во Вселенной — водорода и дейтерия, а также глубже проникнуть в детали эволюции галактик, звезд и планетных систем.

В процессе звездного горения происходит разрушение дейтерия, поэтому его концентрация в области звездных скоплений должна убывать. Картографируя распределение этого изотопа в нашей Галактике, можно прояснить вопросы циркуляции дейтерия в пределах галактик, а это в свою очередь позволит судить о синтезе дейтерия в процессе Большого взрыва.

Телескоп нового спутника оснащен четырехсегментным главным зеркалом, которое позволяет регистрировать ультрафиолетовое излучение в дальней части спектра (90—120 нм), причем с высоким разрешением. Два из этих сегментов покрыты слоем из алюминия и фторида лития, что дает лучшее отражение в длинноволновой части диапазона. Четыре специальные решетки разлагают ультрафиолетовое излучение в спектр, а два детектора регистрируют его интенсивность для последующей передачи на Землю.

Чувствительность приборов “FUSE” в 10 тыс. раз выше, чем у спутника “Коперник”, запущенного с аналогичной целью в 70-х годах. Руководитель проекта — Дж.Соннеборн (G.Sonneborn), научный сотрудник Центра космических полетов НАСА им.Годдарда.

Astronomy and Geophysics. 1999. V.40. №4. P.3 (Великобритания).
Астрономия

Тайна Черного облака

У всех любителей фантастики сочетание слов “черное облако” ассоциируется с названием замечательного романа Фреда Хойла. А всем астрономам эти два слова указывают на самые потаенные места в Галактике, где в темных глубинах гигантских газо-пылевых конгломератов происходит скрытый от глаз процесс рождения звезд, а может быть, и еще чего-то, нам пока не известного. Связь между далекими друг от друга областями творчества — литературой и астрономией — в данном случае очевидна: Хойл не простой писатель — он знаменитый астроном. Полстолетия назад он безошибочно угадал один из самых загадочных астрономических объектов, изучение которых до сих пор продвигалось медленно, несмотря на то что они расположены, по масштабам Галактики, буквально у нас под носом. Телескопы, способные заглянуть внутрь темных облаков, стали появляться только в последнее время.

Особенно впечатляет комплекс инструментов Европейской южной обсерватории (ЕЮО) в Чили: возможности 8.2-метрового рефлектора Анту (Сьерро-Параналь) и 3.5-метрового Телескопа новой технологии (ТНТ, Ла-Силья) демонстрируют шесть снимков темного облака Барнард 68 (B 68), которое расположено в созвездии Змееносца на расстоянии около 500 световых лет от нас. Такие компактные и плотные облака астрономы называют глобулами и считают прямыми предками звезд. Центральная часть глобулы, уплотняясь под гравитирующим действием собственной массы, превращается в звезду. Но, к сожалению, в оптический телескоп этот процесс не виден: рассеянные в облаке микронные твердые частицы — пылинки — эффективно поглощают свет. Наружный покров облака сбрасывается в самом конце процесса формирования звезды, когда “дело уже сделано”, и нагретые звездой остатки газа разлетаются прочь от места ее рождения.

Глобула B 68 сейчас лишь в начале этого процесса. Ее пылинки в 1014 раз ослабляют оптическое излучение, делая его источник совершенно невидимым. Заглянуть в недра глобулы можно только с помощью длинноволнового излучения, которое “не замечает” мелких пылинок. До сих пор это удавалось с помощью радиотелескопов, принимающих излучение молекул межзвездного газа, но качество изображения у таких инструментов невысокое, так что детальной картины не получалось.

В 1999 г. на телескопах ЕЮО были установлены новые панорамные приемники инфракрасного излучения, дающие изображение по четкости не хуже оптического и при этом глубоко проникающие” в недра пылевых облаков. Серия изображений глобулы B 68 демонстрирует, как при переходе к более длинноволновому излучению облако выглядит все прозрачнее. Два верхних левых снимка получены в оптических диапазонах: голубом (0.44 мкм) и желто-зеленом (0.55 мкм), а остальные четыре — в инфракрасных диапазонах от 0.9 до 2.16 мкм. По краям видны в основном далекие светила, лежащие за облаком, но не исключено, что некоторые из них находятся в недрах самого облака (это еще предстоит установить).

Серия изображений глобулы B 68. Хорошо видно, как облако становится прозрачнее при наблюдении в более длинноволновых диапазонах. По краям, где плотность ниже, появляются изображения звезд [ESO PR Photos 29b/99 (2 July 1999)].

По серии этих изображений построена карта распределения пыли в недрах облака и подсчитана ее полная масса — около 0.03 массы Солнца, т.е. около 6x1028кг. При обычном для нашей Галактики соотношении между массами пыли и газа в межзвездной среде (1:100) полная масса глобулы оценивается в 3 массы Солнца. Поскольку масса типичной звезды раза в 3—4 меньше солнечной, можно ожидать, что в этой глобуле рождается группа из дюжины звезд.

Карта распределения пыли в Черном облаке B 68.

Научиться видеть сквозь пыль — давняя мечта астрономов. Заполненный пылевыми облаками диск Галактики, в котором располагается Солнце, скрывает от нас примерно четверть небесной сферы, т.е. четверть Вселенной! Эта terra incognita теперь становится доступнее, хотя до полной победы над пылью еще предстоит немало работы. Только сейчас впервые мы смогли увидеть кусочек неба, лежащий за плотным пылевым облаком. Это сулит не меньшие перспективы, чем применение рентгеновских лучей в медицине.

©  В.Г.Сурдин,
Планетология

Атмосфера и полярные сияния на Ио

То, что Ио, спутник Юпитера, имеет газовую оболочку — не новость. Изучая ее свечение в диапазонах от микроволнового до ультрафиолетового, выяснили, что в этой разреженной атмосфере преобладают молекулы SO2 и соответствующие продукты диссоциации — SO, O и S. Были обнаружены обширные нейтральные облака, содержащие атомы O, S, Na, K, которые не удерживаются гравитацией и покидают атмосферу Ио.

Космический телескоп им.Хаббла, исследуя в далекой ультрафиолетовой части спектра полярные области Ио, зафиксировал излучение от интенсивных полярных сияний. Затем, наблюдая Ио в моменты покрытия этого спутника Юпитером, приборы “Вояджера-1” обнаружили излучение в видимой части спектра. Так возникло предположение, что ключевую роль в полярных сияниях на Ио играют молекулы SO2.

Наконец, данные о свечении в атмосфере над полярными областями спутника Юпитера были получены зондом “Галилео”, который находится на околоюпитерианской орбите с декабря 1995 г. Их проанализировала международная группа ученых, в том числе П.Э.Гейсслер, А.С.Мак-Юэн, У.Ип и Т.В.Джонсон (P.E.Geissler, A.S.McEwen, W.Ip, T.V.Johnson). Наблюдения с помощью приборов “Галилео” отличаются от прежних значительно большей четкостью и разнообразием ракурсов. Они проводились во время 16 затмений спутника диском Юпитера. Хотя основной целью ставилось изучение тепловой эмиссии из центров вулканической активности Ио, однако попутно при этом впервые появилась возможность получить и подробную картину возбуждения полярных сияний на одном из удаленных от нас объектов Солнечной системы.

В видимой части спектра установлено наличие трех компонент. Интенсивное излучение в синем участке связывают с процессами, которые сопровождают нередкие на Ио вулканические столбообразные выбросы. Вероятно, оно порождается возбуждением молекул SO2 электронами. Менее интенсивное излучение в красном участке объясняют присутствием в области над полюсом Ио атомарного кислорода. Дело в том, что именно эта область спутника оказывается приближенной к магнитоплазменному тору Юпитера — кольцеобразному облаку заряженных частиц (в основном ионов серы и кислорода), захваченных магнитным полем планеты. Плазма вращается вместе с этим полем и постоянно пополняется притоком молекул с Ио. Наименее интенсивное излучение в зеленом участке спектра исходит главным образом от ночной стороны Ио; оно, вероятно, порождается возбужденными атомами натрия. Отмечено также, что суммарное излучение от всего диска Ио убывает после начала затмения, в то время как локальное синее свечение, наоборот, становится более ярким.

Дальнейшие наблюдения должны привести к более точному пониманию механизмов возбуждения столь ярких и “цветастых” полярных сияний на этом спутнике Юпитера.

Science. 1999. V.285. №5429. P.870 (США).
Химия атмосферы

Озонная дыра поставила рекорд

Южнополярной весной 1998 г. озонная дыра достигла рекордной площади — примерно 26 млн км2, что приблизительно втрое превышает территорию Австралии. В середине августа началось резкое истощение озоносферы, максимум которого наступил 21 сентября. По данным, полученным с зондов, почти полное разрушение озона отмечалось на высотах 14—22 км.

Исследуя это явление совместно с австралийскими коллегами, одна из его первооткрывателей С.Соломон (S.Solomon) установила, что химические реакции, разрушающие озон, происходят на поверхности ледяных кристаллов и любых иных частиц, попавших в высокие стратосферные слои над полярными районами (См. также: Механизм образования озонных дыр // Природа. 1997. №9. С.142; Естественные причины возникновения озонной дыры // Природа. 1998. №6. С.107). Так, до сих пор способствуют образованию озонных дыр твердые частицы, попавшие в стратосферу еще в 1991 г. при извержении вулкана Пинатубо на Филиппинских о-вах. Эти частицы вулканического происхождения придают хлору, поступающему в атмосферу с аэрозолями хлорфторуглеводородов, бОльшую эффективность в процессах разрушения ими озоносферы.

Химические реакции с участием сульфатных частиц, извергнутых вулканом, значительно ускоряют истощение озона над Южным полушарием Земли: согласно наблюдениям, реакции ускорялись почти на 3%, и только теперь данный эффект начал исчезать.

По мнению исследовательницы, антарктическая озонная дыра и круглогодичное общее истощение земной озоносферы будут продолжаться, пока концентрация хлорфторуглеводородов и галогенов в атмосфере не снизится до уровня 70-х годов. И это может случиться лишь в середине следующего столетия.

Atmosphere. Newsletter of CSIRO. 1999. №6. P.10 (Австралия).
Физика. Организация науки

Bessy переедет на новую квартиру

Долгое время в пригороде Берлина работал циклический электронный ускоритель Bessy-1а, предназначенный для получения мощных пучков синхротронного излучения. Этот синхротрон использовался в самых разнообразных исследованиях — от физики твердого тела до структурной биологии. Сейчас в мире работает около 45 подобных источников синхротронного излучения, еще 11 строятся и 16 разрабатываются. Большинство из них значительно совершеннее в техническом отношении, чем уже устаревающая Bessy-1а. В ряде случаев вполне пригодные к работе “старые” синхротроны переданы странам, которые не имеют возможности построить собственные ускорители, но в состоянии проводить на них достаточно эффективные исследования. Так, Япония передала свой синхротрон Таиланду, Нидерланды — Объединенному институту ядерных исследований в России (г.Дубна). Теперь аналогично собирается поступить Германия, готовящаяся заменить свой ускоритель Bessy-1а более совершенным Bessy-2.

В связи с этим в Лондоне и Париже под эгидой ЮНЕСКО состоялись совещания немецких ученых с представителями заявивших о своей заинтересованности стран — Ирана, Египта, Турции, Кипра, Палестинской автономной территории. По условиям передачи эта установка должна быть доступна для использования специалистами любой страны мира, т.е. “служить фактором международного взаимопонимания”, как подчеркнул глава ЮНЕСКО Ф.Майор (F.Mayor).

Центр ускорителей в Гамбурге выразил готовность оснастить синхротрон новыми вакуумной системой и контрольной аппаратурой, а также построить помещения для магнитов, которые фокусируют пучок электронов, доводя яркость синхротронного источника до необходимой величины. Это повысило привлекательность Bessy-1а для его вероятных получателей, между которыми развернулось соревнование. Один из “фаворитов” — Вифлеемский университет на Западном берегу Иордана (Палестина); решение в его пользу увязывают с предоставлением гарантии для работы здесь израильских ученых, имеющих наибольший во всем регионе опыт таких исследований.

По оценкам немецких ученых, для усовершенствования Bessy-1а потребуется около 10 млн амер. долл., столько же — для создания инфраструктуры на новом месте и около 4 млн — на текущие расходы. Донорами, возможно, станут ЕС и США (деньги предполагается взять из фондов, предназначенных на общую помощь Ближнему Востоку в целях развития там мирного процесса); вероятно участие и нефтедобывающих государств этого региона.

Подготовка научного персонала развивающихся стран для проведения исследований осуществляется в Международном центре теоретической физики им.Абдуса Салама в Триесте (Италия). Обученные там специалисты уже активно работают в Таиланде на бывшем японском ускорителе и в Бразилии, где создан собственный. Не исключено, что такие курсы организует и Министерство энергетики США.

Освобождаемые под Берлином помещения предполагается отдать крупнейшему германскому Музею истории науки при Обществе им.Макса Планка.

Science. 1999. V.284. №5423. P.2077 (США).
Биология

Личинки коралловых рыб остаются на месте

Для большинства морских животных, ведущих придонный образ жизни, характерны планктонные личинки, разносимые течениями на расстояния, казавшиеся до недавнего времени просто огромными. Количественные оценки процесса пассивного расселения практически отсутствуют. Однако весьма ограниченные ареалы некоторых животных и четкие различия между локальными популяциями одного вида свидетельствуют, что планктонные личинки, возможно, и не уносятся течениями слишком далеко от мест, где обитали их родители. Это предположение недавно было подтверждено работами двух групп ученых, проводивших свои исследования в разных местах и разными методами.

Специалисты из Университета в Санта-Барбаре (Калифорния) исходили из представлений, что личинки рыб, развивающиеся в богатых кормом прибрежных водах, должны расти быстрее, чем те, которых течения уносят в открытый океан (Swearer S.E., Caselle J.E., Lea D.W., Warner R.R. // Nature. 1999. V.402. P.799—802). Кроме того, у личинок прибрежных вод в отолитах (твердых образованиях из карбоната кальция во внутреннем ухе) должны в большем количестве накапливаться такие микроэлементы, как марганец, медь, барий, свинец и цинк (в открытом океане их всегда очень мало).

Исследования проводились на коралловых рифах в северо-западной части Карибского моря, объектом служила обычная для этих мест рыба Thalassoma bifasciatum из семейства губановых. Развитие ее на стадии планктонной личинки занимает примерно 45 дней — время, достаточное, чтобы быть отнесенной течениями на очень большое расстояние. С.Суирер и его коллеги проанализировали размер тела и структуру отолитов более чем у 200 личинок Thalassoma, пойманных с наветренной и подветренной сторон рифа. Определив возраст личинок по ежедневно откладываемым “кольцам нарастания” на отолитах, они обнаружили, что особи, пойманные с наветренной стороны, т.е. принесенные с других островов и развивавшиеся в удалении от берегов, росли существенно медленнее, чем пойманные с подветренной и скорее всего не удалявшиеся на слишком большие расстояния от родных мест. Накопленное количество микроэлементов в отолитах рыб, развивающихся в прибрежье, было выше, как то и предсказывала гипотеза. Но самое интересное: неожиданно высокой (около 50%) оказалась доля личинок, полное развитие которых протекало рядом с местом обитания их родителей.

Участники австралийской группы (Jones G.P., Milicich M.J., Emslie M.J., Lunow C. Self-recruitment in a coral reef fish population // Ibid. P. 802—804) использовали для оценки доли личинок, остающихся около рифа, “более прямой”, но и гораздо более трудоемкий метод. Изучая планктонных личинок рыбы Pomacentrus amboinensis (из семейства помацентровых) на рифах, которые окружают один небольшой (5x3 км2) остров в районе Большого Барьерного Рифа, они метили развивающиеся икринки флуоресцентным красителем. Для этого сначала в нескольких местах, преимущественно с наветренной стороны и недалеко от берега, они размещали пластиковые пластины, на которые рыбы охотно откладывали икру. Затем кладки осторожно переносили в слабый раствор тетрациклина и после часовой экспозиции возвращали на место. Пребывание в тетрациклине значимо не влияло на выживание икры и личинок, но оставляло в отолитах четко выявляемую флуоресцирующую метку. Всего таким образом было помечено около 10 млн икринок. Спустя некоторое время исследователи отловили около острова более 7 тыс. личинок Pomacentrus. Из них 5 тыс. случайно выбранных были препарированы с целью извлечения отолитов, которые затем просматривали под флуоресцентным микроскопом.

Поистине титанические усилия исследователей увенчались успехом — у 15 личинок были обнаружены хорошо заметные тетрациклиновые метки, и хотя они составляли всего 0.3% обследованной выборки, пересчет на общее количество икры, развивающейся вокруг острова (по приблизительным оценкам оно в 50—200 раз превышало количество меченой икры), показал, что доля планктонных личинок, не уносимых течениями и остающихся в тех же самых местах, составляет 15—60% всей популяции.

Полученные данные имеют огромное практическое значение, поскольку позволяют правильно планировать как промысел морских животных с пелагическим личиночным развитием, так и мероприятия по их охране.

©  А.М.Гиляров,
доктор биологических наук,
Биология

Мутантные мыши живут дольше

Извечная мечта человечества — найти уж если не секрет бессмертия, то хотя бы способ продления жизни. В экспериментах на животных установлено: если все время их кормить малокалорийной пищей, они живут дольше. Правда, при этом у них ухудшаются некоторые функции организма, в первую очередь — способность к воспроизводству (с большой вероятностью это справедливо и для людей, к примеру, чересчур увлекающихся вегетарианством). Экспериментально получены карликовые мыши, живущие дольше обычных, но у них снижена функция размножения. Ученые не оставляют надежду найти ген долголетия, который продлевал бы жизнь без нежелательных побочных эффектов.

В какой-то степени это удалось итальянским и американским исследователям. Они получили мышей с точечной мутацией гена, который кодирует белок p66shc. Эти мыши не отличались от контрольных ни массой тела, ни физическим развитием, ни способностью к воспроизводству, но продолжительность их жизни увеличивалась на треть.

Белок p66shc участвует в ответе организма на факторы, вызывающие окисление (перекись водорода, радиация, ультрафиолетовый свет). При этом начинают окисляться важные для жизнедеятельности вещества, такие как липиды клеточных мембран. Этот процесс сопровождает, как правило, большинство патологических состояний, например старение. Стрессовый ответ организма выражается в повреждении или запрограммированной гибели клеток (апоптозе).

У полученных исследователями мутантных мышей ген, кодирующий p66shc, не работает. Оказалось, что они более устойчивы к действию факторов, вызывающих окислительный стресс, и превосходят контрольных мышей по продолжительности жизни: контрольные жили не более 28 мес, а мыши-мутанты — в среднем на 30% дольше. При этом мутанты ничем не отличались от контрольных ни в поведении, ни при выполнении различных тестов. Последующий гистохимический анализ не выявил у них никаких отклонений и в строении органов.

Гены, влияющие на окислительный стресс в организме и одновременно увеличивающие продолжительность жизни, ранее были найдены у мутантных форм нематод, дрожжей и дрозофилы. Открытие такого механизма у млекопитающих очень важно для понимания общности основ старения и возможности его контроля.

Nature. 1999. V.402. P.309—312 (Великобритания).
Зоология

Еще одна герпетофаунистическая находка в Европе

Удивительно, но в Европе, где, казалось бы, уже давно не осталось мест, не обследованных ботаником или зоологом, все еще встречаются не известные науке виды. Очередное подтверждение тому — замечательная находка немецкого герпетолога В.Бёме и его коллег (Bеhme W. // Herpetozoa. 1998. Bd.11. №1—2. S.87—91). Касается она, пожалуй, самых экзотических для Европы ящериц — хамелеонов.

Хамелеоны — удивительные и совершенно необычные ящерицы. Одно время их даже выделяли в самостоятельный подотряд чешуйчатых пресмыкающихся. Из-за причудливого облика и своеобразного поведения люди наделяют хамелеонов мистическими свойствами, а само название этих животных во многих языках стало нарицательным. В настоящее время семейство хамелеонов насчитывает около 80 видов, обитающих главным образом в Африке и на Мадагаскаре. Лишь один вид — обыкновенный хамелеон (Chamaeleo chamaeleon) — проник в Южную Европу и Азию. В Европе эта ящерица относится к видам, находящимся под угрозой исчезновения, и охраняется государственными и международными законами.

Так вот, летом 1997 г. группа европейских герпетологов посетила место обитания единственной известной в материковой части Греции популяции хамелеона. Ученым удалось найти и сфотографировать двух ящериц, но каково же было их удивление, когда выяснилось, что найденные экземпляры не имеют весьма характерных для обыкновенного хамелеона признаков.

Специалисты легко установили, что в окрестностях Пелопоннеса живет другой вид — африканский хамелеон (Ch.africanus). В природе он представлен двумя подвидами, но чтобы определить, к какому из них относится обнаруженная популяция (которая, впрочем, может представлять собой и еще одну, третью природную форму), нужно провести специальное исследование. Пока же гораздо важнее хотя бы сохранить новый для Европы вид. Ведь эта единственная на материковой части Греции популяция хамелеонов, по-видимому, очень невелика и, к несчастью, обитает в оживленном туристическом месте, где ее выживание крайне проблематично. Авторы предлагают срочно организовать охрану места обитания африканского хамелеона и включить этот вид в списки особо охраняемых животных Греции и Европы.

Видимо, африканский хамелеон был завезен в Европу человеком (как и некоторые другие виды африканской фауны) и прижился в местах с теплым средиземноморским климатом. Возможно, это произошло в античные времена. Поскольку попавшие в Европу ящерицы уже давно живут в отрыве от основного ареала своего вида, понятно, почему найденные особи по некоторым признакам (окраске, размерам) заметно отличаются от их африканских собратьев.

©  Д.В.Семенов,
кандидат биологических наук
Экология

Белухи в ледовых ловушках

30 мая 1999 г. американский эколог М.Рамсей (M.Ramsay) совершал на вертолете облет забитого льдами пролива Ланкастер (Канадский Арктический архипелаг). Его внимание привлекла группа из 25 белых медведей, собравшихся у близко расположенных друг от друга лунок-разводий, в которых, теснясь, барахтались 40 белух, оказавшихся в ледовой западне. Животных отделяло от свободной воды немногим более 8 миль, но такое расстояние эти киты преодолеть не могут без подъема к поверхности для вдоха.

Рамсей заметил на телах белух множество ран и шрамов, полученных ими от белых медведей. Приземлившись, он выстрелил пулями-транквилизаторами и удачно поразил одного медведя и двух медведиц. Масса медведя оказалась 470 кг — столь крупных самцов Рамсею в его продолжительной практике еще не встречалось. Медведицы же вдвое превышали их обычный для весеннего периода вес. Их желудки оказались буквально забиты ворванью белух. Таким образом, белые медведи насытились настолько, что могли бы безбедно существовать в течение целого года.

Изучая спутниковые снимки ледовой обстановки в проливах архипелага, Рамсей установил, что ледовая ловушка возникла между 14 и 23 апреля во время мощного шторма. Белухи в поисках богатых кормами вод заплыли в пролив Ланкастера из Баффинова пролива, на их пути уже было достаточно разводий, образовавшихся при весенней подвижке и таянии льдов. Но позднее ветры сплотили льды, и белухи на 60 сут оказались в западне.

Подобная же ледовая ловушка возникла в 100 милях к северу, в проливе Джонс, где еще бОльшая группа медведей полакомилась беспомощными белухами.

National Geographic. January 2000. P.10 (США).
Экология. Геология

Радиоактивные отходы предлагается хранить в Нью-Мексико

В 50-х годах эксперты-геологи пришли к убеждению, что соляные пласты могут служить одним из наиболее подходящих мест для хранения радионуклидов. Возникнув в результате испарения древних морей и претерпев сильное уплотнение, они стали практически непроницаемы. Кроме того, они способны “залечивать” полученные механические повреждения и “устранять” проникающую влагу.

В 1970 г. Комиссия по атомной энергии США (ныне Министерство энергетики) сочла подходящим местом для создания хранилища заброшенную соляную шахту около г.Лиона в штате Канзас. К тому времени в США уже накопились высокорадиоактивные, отработанные на электростанциях, топливные элементы, жидкие низкорадиоактивные отходы военной промышленности и загрязненные плутонием одежда, инструменты и т.п. Они сохраняют радиоактивность в течение сотен тысяч лет, что требует их длительнейшей изоляции. Однако детальное изучение геологии в районе канзасского Лиона показало его непригодность для подобных целей: в минувшие годы здесь было пробурено множество скважин на нефть и газ; оставшись незамеченными, некоторые из них могли бы привести к опасной утечке радионуклидов. Поэтому Комиссия отвергла данный район, и группы специалистов из Окриджской национальной лаборатории и Геологического управления США были направлены на поиски нетронутых соляных отложений в различных регионах страны. В 1973 г. таким был признан бассейн Делавэр на юго-востоке штата Нью-Мексико.

Первый пункт изысканий казался в геологическом отношении вполне подходящим: здесь под засушливой поверхностью с редким кустарниковым покровом залегают мощным 300-метровым слоем глины, мелкоземные алевриты и другие осадочные породы, под ними — 600-метровый слой соли. Однако дальнейшее бурение показало, что соляной слой имеет природные нарушения и в некоторых местах превратился в вертикальный; более того, под слоем соли был вскрыт “карман” с находящимся под давлением рассолом, который немедленно хлынул на поверхность. Если бы это случилось уже после размещения там хранилища, радиоактивные материалы серьезно загрязнили бы окружающее пространство. Руководитель проекта геофизик У.Уирт (W.Weart), вопреки традициям Министерства энергетики США, открыто поделился этой информацией с общественностью, что повысило ее доверие к дальнейшим выводам и предложениям участников работ.

В 1981 г. бурение было произведено в иной точке бассейна Делавэр, но и там на поверхность поступал рассол. Геолог Р.Андерсон (R.Anderson), постоянный критик проекта, указал, что грунтовые воды, проходящие к западу от данного места, проложат себе путь в хранилище, растворят часть солей и нарушат его герметичность. Министерство энергетики затратило несколько миллионов долларов на детальное гидрогеологическое обследование этой местности. Оказалось, что фонтан рассола вырвался из резервуара, изолированного самой природой, так что подобных явлений можно избежать простым переносом пункта на небольшое расстояние. Добавочное бурение позволило опровергнуть предположение Андерсона об угрозе растворения соляных пластов подземными водами. Были получены детальные ответы на все 116 вопросов, поставленных различными специалистами и общественностью.

После 25-летних исследований Управление по охране среды США выдало в мае 1998 г. сертификат, разрешающий создать вблизи Карлсбада (Нью-Мексико) Экспериментальное предприятие по изоляции радиоактивных отходов, скопившихся на территории США. Срок их безопасного содержания установлен в 10 тыс. лет, хотя многие специалисты считают, что ничего опасного не произойдет здесь и в течение многих десятков тысяч, если не миллионов, лет. Необходимо только принять меры, чтобы наши далекие потомки не приступили в этой местности к бурению. С апреля 1999 г. Экспериментальное предприятие получило право принять к хранению первый груз отходов низкой радиоактивности (См. также: В США заработало долговременное хранилище слаборадиоактивных отходов // Природа. 1999. №3. С.117).

Science. 1999. V.283. №5408. P.1626 (США).
Геология

Алмазные месторождения на Украине?

Богатейшие месторождения алмазов на Африканской платформе известны давно; в середине XX в. крупные месторождения открыты на Сибирской платформе, а в конце XX в. — на севере Русской платформы (в Архангельской обл.), именно это вселяло надежду, что они возможны и на юге Русской платформы — на Украине. Первый алмаз на Украине был найден в 1949 г. Затем в олигоцен-миоценовых и плиоценовых песках, отлагавшихся соответственно около 30—15 и 5—2 млн лет назад, обнаружили тысячи мелких (до 0.5 мм) кристаллов и обломков алмазов; самый крупный (3.6x3.6x3 мм3) найден в бассейне Буга. Однако все это алмазы из давно разрушенных (30—2 млн лет назад) коренных источников. Поскольку в песках алмазы сильно рассредоточены, почти полвека стоит вопрос о поисках целостных коренных источников и связанных с ними месторождений.

На Международной конференции  "Прогнозирование и поиски коренных месторождений алмазов” (Крым, 21—23 сентября 1999 г.) обсуждались результаты проведенных геолого-поисковых работ (Наиболее интересные из них отражены в журн.: Мiнеральнi ресурси Украiни. 1999. №3). По минералогическим признакам установлено кимберлитовое, импактное и метаморфогенное происхождение найденных в песках алмазов. Определены перспективные площади коренных источников двух первых типов: они находятся в основном в правобережной Украине и только в Северо-Западном Приазовье переходят на левый берег Днепра.

На северо-западе Приазовья обнаружены три кимберлитовые трубки: Надя (60x30 м2), Новолапинская (100x40 м2) и Южная (300x150 м2). Судя по их тектоническому положению, богатых месторождений ожидать не приходится. Кроме того, они сильно разрушены: сохранились лишь корневые, наиболее бедные алмазами части; надеяться можно только на алмазы, переотложенные в пески и галечники перекрывающих пород. На Волынском поднятии кимберлиты пока не выявлены, но в перекрывающих отложениях найдены алмазы и их минералы-спутники — пиропы, хромшпинелиды и т.п. Тектонические предпосылки обнадеживающие. Геологическими и геофизическими методами оконтурены две площади, благоприятные для поисков месторождений, связанных с погребенными кимберлитами.

Импактные алмазы образуются в кратерах от крупных метеоритов — в астроблемах (См.: Масайтис В.Л. Сотворены силами небесными… // Природа. 1999. №9. С.79—88). Энергия удара метеорита весом более 10 тыс. т превышает энергию самых мощных ядерных взрывов. При этом в углеродсодержащих породах (преимущественно в графите) образуются мелкие (до 50 мкм, в исключительных случаях до 1 см и более) зерна — композиции из тончайших кристаллов алмаза. Импактные алмазы идут на производство абразивных порошков (по твердости в 1.2—2.2 раза превосходят порошки из искусственных алмазов) и сверхтвердых материалов. Алмазы, пригодные для ювелирных целей, не образуются. На Украине импактные алмазы известны в Белиловской и Южной астроблемах.

Белиловская, расположенная на юге Житомирской обл., имеет кратер диаметром 5—5.5 км. Возраст импактитов 165±6 млн лет. Именно тогда метеорит упал на Землю. Выявлены богатые разности с содержанием крупных, более 50 мкм, алмазов (9.8 карат на 1 т породы) и прогнозными ресурсами — 13.7 млн карат; в тех же породах с мелкими зернами (мельче 50 мкм) содержится 50 млн карат (36.5 карат на 1 т породы). Расчеты показали, что добыча их для получения абразивного порошка нерентабельна, но оправдана для изготовления сверхтвердых материалов. Пока не решены технологические проблемы по извлечению алмазов из породы и выяснению параметров месторождения. Западная астроблема (2.1x2.3 км2), которая находится у пос.Ружина, в бассейне р.Раставеци, изучена менее детально.

От обоснования вероятности обнаружения месторождения до его реального открытия проходят годы, а часто и десятилетия. Однако материалы конференции вселяют надежду, что в достаточно близком будущем Украина, возможно, получит собственные месторождения алмазов.

© С.А.Лаухин,
доктор геолого-минералогических наук,
Геотектоника

Закономерности расположения вулканических островов

Характер расположения и закономерное увеличение геологического возраста островов, входящих в состав вулканических дуг (таких, например, как Гавайско-Императорская цепочка), хорошо объясняются равномерным движением тектонических плит земной коры над стабильными “горячими точками” в мантии. В меньшем масштабе следы “горячих точек” проявляются в грядах прерывисто разбросанных островов вулканического происхождения, размещенных в соответствии с мощностью литосферы. Более того, эти гряды часто не образуют одну линию, а составляют парные дуги, как это имеет место в Гавайском архипелаге, где прослеживаются островные последовательности Кеа (по вулкану Мауна-Кеа) и Лоа (по вулкану Мауна-Лоа).

Динамика образования вулканических островов стала предметом исследования специалистов по геотектонике К.Ф.Иеронимуса и Д.Берковичи (C.F.Hieronimus, D.Berkovici).

Они исходили из предположения, что дистанцию между островами должны определять изгибы литосферы, и построили нелинейную модель образования трещин, которая связывает магматический поток, обеспечивающий рост вулканов, с напряжениями в участках изгиба плит. Подразумевается, что изгибание возникает под тяжестью вулканических построек.

Результаты моделирования показали, что при стабильном мантийном источнике, который находится под перемещающейся литосферной плитой, расплавленные материалы периодически прорываются к поверхности, порождая цепочку отдельных вулканических сооружений, расположенных эквидистантно (на равных расстояниях) вдоль линии движения плиты. Если же по какой-либо причине (например, вследствие изменения направления движения плиты) вулкан возникает в стороне от оси островной цепочки, то образовавшаяся асимметрия далее сохраняется на больших расстояниях и на длительное время. В этом случае вулканические постройки образуются на двух почти параллельных дугах (как в последовательностях Кеа и Лоа в Гавайской островной дуге).

Nature. 1999. V.397. №6720. P.604 (Великобритания).
Вулканология

Колима продолжает извергаться

Во втором часу ночи на 10 февраля 1999 г. жители городка Хуан-Барраган (Западная Мексика) были разбужены мощным взрывом. Ударная волна выбила окна, отворила двери и ворота в домостроениях. Грохот был слышен во многих окрестных поселках и даже в г.Гусмин, расположенном в 28 км. Так снова заявил о себе вулкан Колима, находящийся в 9 км от Хуан-Баррагана и давно уже числящийся среди наиболее активных вулканов Северной Америки (См.: Неистовствует вулкан Колима // Природа. 1999. №10. С.117).

Однако такой силы взрыва здесь не отмечали уже 80 лет. В воздух взлетели тучи пепла и раскаленной лавы; на склонах горы (высота 3850 м над ур.м.) возникли лесные пожары, однако большая их часть через 48 ч уже была залита водами таявшего ледника и проливным дождем.

Надо сказать, что вулкан предупреждал о своих новых агрессивных намерениях: в ночь перед событием на двух ближайших сейсмических станциях, в 6 и 25 км от вершины, отмечались подземные толчки, причем некоторые достигали такой силы, что приборы зашкаливали. После взрыва было зарегистрировано еще четыре сравнительно сильных землетрясения.

Сотрудники Гвадалахарского университета (Мексика), наблюдавшие во главе с сейсмологом Ф.Нуньес-Корню (F.Nunez-Cornuе) за развитием событий, обнаружили на дороге в 3 км от вершины, на высоте 3120 м, несколько воронок, образованных падением вулканических бомб. На дне одной из них, площадью 2.0x0.7 м2 и глубиной 0.6 м, лежал полузарывшийся в грунт блок андезита — эффузивной горной породы, содержащей около 60% кремнекислоты. В момент находки блока его температура еще достигала 40°С. Вокруг стояла неповрежденная группа деревьев, что указывает на почти вертикальное его падение. В 70 м, на самой середине дороги, лежала еще одна вулканическая бомба, не образовавшая воронки. Она представляла собой вулканическую брекчию — крупнообломочную сцементированную породу, состоящую из угловатых фрагментов.

Английский геодезист Дж.Б.Меррей (J.B.Murray), проведя съемку и нивелирование северного склона Колимы, обнаружил, что поверхность земли растрескалась и сместилась на расстояние до 740 м. По сравнению со съемками 1997 г. произошло проседание почвы на больших площадях (местами до 22 мм), что может быть связано со значительным изменением объема лавы в магматической камере; не исключена иная причина: вулкан мог медленно съезжать в направлении к южным склонам другого, более крупного вулкана Невада.

Анализ вод р.Колимы, проведенный специалистами Колимской вулканологической обсерватории, показал, что их химический состав безопасен для человека. Извержение хотя и ослабело, все еще продолжалось.

Схема, поясняющая образование трещин в литосфере с последующим ростом вулканической постройки.

Модельные расчеты динамики образования вулканов на литосферной плите, движущейся над “горячей точкой”. Координатная сетка “привязана” к плите, поэтому прослеживается движение “горячей точки”. Она стартует при x=70 км, y=110 км и перемещается вдоль оси x со скоростью 10 см/год. В момент прохождения пункта x=470 км, направление движения плиты было изменено на 45°, изменилась и динамика вулканообразования: возникли две последовательности, выстраивающиеся попеременно.

Smithsonian Institution Bulletin of the Global Volcanism Network. 1999. V.24. №2. P.6 (США).
Сейсмология

Мексиканская система оповещения

С 1995 г. в Мехико — многомиллионной столице Мексики — действует система, подающая сигнал сейсмической опасности. Он транслируется по радио и телевидению с заблаговременностью в одну минуту до наступления первых сейсмических толчков. Каким образом это оказалось возможным осуществить в Мексике? Ведь пока сейсмологам во всем мире не удалось добиться подобного результата в прогнозировании землетрясений.

“Секрет” системы состоит в том, что Мехико удалено от активного центра землетрясений на побережье Тихого океана на расстояние около 300 км. Это обстоятельство позволяет детекторам сейсмических станций, размещенных в зоне частых толчков, фиксировать моменты их возникновения и передавать по радио в столицу. Радиоволны, обгоняя волны сейсмические, приходят в Мехико на одну минуту раньше. Конечно, одна минута — малый временно?й интервал, но если люди знают, что им следует делать и как себя вести по сигналу тревоги, то и такой срок может спасти многие жизни.

Несмотря на имевшие место случаи поступления “ложных” сигналов, система работает неплохо, оповещая об опасных по силе толчках, происходящих в береговой полосе г.Акапулько, где и развернуты преимущественно сейсмические станции. Однако система не дала предупреждения о сильном землетрясении в Мехико 15 июня 1999 г. — его эпицентр оказался в зоне, не охваченной детекторами.

La Recherche. 1999. №324. P.29 (Франция).
Гидрометеорология

Природные катастрофы: итоги 1998 года

Всемирная метеорологическая организация подвела итоги атмосферных и гидрологических экстремальных событий за 1998 г.

На первом месте по трагическим последствиям стоят наводнения, охватившие в августе значительную территорию КНР; такого масштаба явлений здесь не было более 40 лет. Наиболее пострадал центр страны вдоль берегов Янцзы и ее притоков, а также северо-восток — бассейны рек Нен и Сунгари. По сообщениям Министерства водных ресурсов КНР, погибло 3656 человек; пострадали (в том числе материально) 230 млн; 3 млн были вынуждены поселиться во временных убежищах на сохранившихся дамбах; без крова остались 15 млн; столько же крестьян потеряли весь урожай. Разрушено множество больниц, школ, систем связи, водоснабжения и ирригации; серьезно пострадали дороги и мосты. В главном нефтедобывающем районе страны Дацин из 10 тыс. скважин залиты водой 1300. По данным ООН, прямые экономические убытки превысили 20 млрд долл. США.

Эта катастрофа, вызванная длительными ливнями, связана с такими явлениями, как Эль-Ниньо—Южная осцилляция и Ла-Нинья, с бурным таянием снегов на Цинхай-Тибетском плато, аномально высоким атмосферным давлением, установившимся в тот период в субтропическом регионе западной акватории Тихого океана, и др. Усугубили событие антропогенные факторы: массовая вырубка лесов, за которой последовали эрозия почв и рост отложений в руслах рек. После наводнений 50-х годов на притоках Янцзы были сооружены дамбы протяженностью во многие тысячи километров, и почти все они оказались размыты и обрушены; на самой Янцзы смыло лишь одну (главную) плотину. В городах были затоплены многие заводы и фабрики — чтобы спасти хотя бы часть из них, пришлось в ряде случаев уничтожить дамбы в сельскохозяйственных районах, позволив воде залить поля.

Таких наводнений северо-восточные провинции КНР (близ границы с Хабаровским краем РФ) не знали за все 20-е столетие. В ряде районов вода покрыла более 60% территории; возникли новые озера площадью 8 тыс. км2. И это в регионе, который считается обычно засушливым.

Группа оценки природных катастроф и координации действий при ООН приняла меры к отправке в пострадавшие районы палаток, стройматериалов, медикаментов, пищи, оборудования для очистки питьевой воды и т.п. Эффективно действовало правительство КНР. В помощь пострадавшим Европейский Союз выделил 1 млн экю, которые были направлены в КНР через Международную федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Второй по силе катастрофой года оказался ураган “Жорж”, обрушившийся 20—22 сентября на Малые и Большие Антильские о-ва в Карибском море. Ветер скоростью 185 км/ч (в порывах — до 240 км/ч) сопровождался интенсивными осадками. Были разрушены тысячи жилых домов, нарушена система водоснабжения. По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации при ООН, на Кубе потеряна значительная часть урожая, а в Доминиканской Республике и Республике Гаити — около 90% урожая. Помощь жителям островов оказали Пан-Американская организация здравоохранения, а также ЕС, Всемирный банк, правительства Великобритании, Нидерландов и Чили.

Начиная с июля 1998 г. жертвой обширных наводнений в очередной раз стала территория Бангладеш. Под водой на время оказались три четверти страны; 17 млн человек лишились крова, чистой питьевой воды и продовольствия, полторы тысячи погибли.

Вода смыла посевы на 100 тыс. га. Общие убытки составили 4.3 млрд долл. США. По многим сведениям, это — крупнейшее наводнение в истории Бангладеш. На совместном заседании представители Всемирного банка, Банка развития Азии и Программы развития ООН разработали план помощи и восстановления Бангладеш как за счет международных организаций, так и путем переадресовки части средств, ранее выделенных для развития этой страны.

Последней гидрометеокатастрофой 1998 г. был ураган “Митч”, пронесшийся осенью над Центральной Америкой. Наиболее пострадали Гондурас, Сальвадор, Гватемала, Никарагуа; несколько меньше — Мексика, Коста-Рика и Панама, а также юг штата Флорида (США). Это бедствие в еще большей мере усугубило общую бедность населения центральноамериканских стран, не оправившихся от гражданских войн 80-х годов. По призыву генерального секретаря ООН помощь им была оказана рядом международных банков и организаций.

Всемирная метеорологическая организация интенсифицировала свои усилия в области изучения экстремальных природных явлений, их прогноза и противодействия им.

Stop Disasters. 1999. №34. P.5 (Италия).
Палеонтология

Ископаемому коню в зубы смотрят

Согласно принятым в палеонтологии представлениям, предки современных лошадей, жившие более 20 млн лет назад, имели зубы с низкой коронкой. Данные о строении всего челюстного аппарата показывают: лошади питались мягкой листвой кустарников, молодыми побегами и свежими почками. Когда климат, а за ним и характер растительного покрова изменились, лошади повсеместно и довольно быстро адаптировались к новым условиям, и коронка у зубов стала высокой, более приспособленной к поеданию подножного корма — травы.

Проверкой этой теории занялась группа специалистов, возглавляемая палеонтологом Б.Мак-Фадденом (B.MacFadden), при участии Н.Солуниаса (N.Solounias) и Т.Серлинга (T.E.Serling). Они изучили остатки зубов, принадлежавших различным видам ископаемых лошадей, которые обитали в Центральной Флориде пять и более миллионов лет назад. Известно, что изотопный состав углерода зубной эмали жвачных животных зависит от того, щипали ли они траву или паслись среди кустарниковых зарослей.

У всех шести видов зубы были длинными, а коронки высокими, так что их следовало бы отнести к травоядным. Однако соотношение изотопов углерода в эмали, а также характер микроскопических ямок и царапин на зубной поверхности свидетельствовали, что в действительности тогда могли существовать лошади, у которых диета была смешанной.

Science. 1999. V.283. №5403. P.773, 824 (США).

КОРОТКО

Местонахождение источника сейсмических волн, прошедших по южной части Тихого океана в июне 1999 г., было определено вблизи подножия подводной горы-вулкана Моноваи, расположенной в 1400 км к северу от северо-восточного побережья Новой Зеландии, между островами Кермадек и Тонга. Эти волны по записям сейсмостанций были отнесены к Т-типу. Зарегистрировано более 394 серий достаточно мощных Т-волн, возникновение которых носило характер взрыва, а прохождение занимало немногим более 12 мин (наиболее крупная серия пришлась на 6 июня). При этом отмечено сравнительно мало предвестников сейсмотолчков. 10 июня 1999 г. сигналы, фиксировавшиеся на протяжении шести суток, внезапно прекратились.
Первый, но слабо подтвержденный факт извержения подводной горы-вулкана Моноваи относится к 1944 г.; между 1977 и 1990 гг. документально зафиксировано семь извержений; в 1995 г. приборы записали целый рой Т-волн.

Geotimes. 1999. V.44. №10. (США).

В водах северной зоны Мексиканского залива отмечен весьма значительный дефицит растворенного кислорода. При этом в бассейн р.Миссисипи с сельскохозяйственными и коммунальными стоками поступает ежегодно возрастающее количество азота (с 1955 г. его сброс увеличился с 0.33 до 0.95 млн т/год). По мнению специалистов, избыток азота и служит причиной крайне низких концентраций кислорода в водах залива. Его дефицит можно устранить, если восстановить 2 млн га болот и 7.6 млн га запруженных водоемов, входивших в общую площадь водосбора р.Миссисипи.

Environmental science and Technology. 2000. V.34. №1. P.17A (США).

Н.Троуер (N.Thrower) известен своими трудами по истории морской картографии и навигации. Выступая в Скриппсовском институте океанографии с докладом, он сообщил, что выдающийся английский ученый Эдмунд Галлей (1656—1742) знаменит не только как астроном, открывший периодическую комету, названную впоследствии его именем, и сделавший ряд других крупных открытий. Будучи первоклассным капитаном, он совершил в 1698—1701 гг. ряд экспедиций в океане. Хотя Галлей и не обрел столь широкой известности, как Д.Кук или Ф.Дрейк, тем не менее внес весомый вклад в морскую картографию и навигацию.

Scripps Institution of Oceanography Explorations. 1999. V.6. №1. P.31 (США).

В июне 1999 г. нескольким группам швейцарских и французских гляциологов удалось отобрать ледовые керны в горном массиве Иллимани (Illimani), расположенном в боливийских Андах на высоте 6500 м. Изотопный и химический анализы состава льдов, а также заключенных в них газов и следов некоторых химических элементов позволит провести надежную реконструкцию климатов тропических областей Земли.

Science et vie. 1999. №984. P.22 (Франция).

Японцы разработали программу обеспечения парковых бассейнов и частных аквариумов рыбами-роботами. Ихтиороботы выполняются из силиконовых материалов, придающих им необходимую эластичность и герметичность. “Внутренние органы” — это сложные электронные системы, позволяющие “рыбам” плавать в любом направлении. Первыми из уже действующих роботов стали лещ и целакант. Эту радость от общения с новым отрядом электронных моделей животных (тамагучи для взрослых) огорчает одно обстоятельство — они будут плавать не дольше четырех лет.

Terre Sauvage. 1999. №143. P.19 (Франция).

Германо-итальянская археологическая экспедиция, работающая в Сирии, обнаружила в 20 км от Дамаска руины дворца, построенного 4 тыс. лет назад. Археологи уже расчистили тронный зал, поражающий огромными для того времени размерами (44 м в длину и 24 м в ширину). Здесь же была найдена прекрасно декорированная посуда из глины и девять надгробий. Создателями дворца были амориты — кочевые семитские племена, пришедшие около 2100 г. до н.э. с Аравийского п-ова и основавшие ряд городов-государств на берегах Евфрата. Тогда же они захватили небольшой город Вавилон и превратили его в свою столицу.

Sciences et avenir. 2000. №635. P.20 (Франция).

На территории Великобритании, в одном из котлованов, были найдены куски древесного угля возрастом 5500 лет. При тщательном их осмотре выяснилось, что это два небольших хлебца, выпеченных из ячменной муки. М.Робинсон (M.Robinson), исследовав под микроскопом их структуру, со всей определенностью заявил, что хлебцы — древнейшие из когда-либо обнаруженных на Британских о-вах. Судя по радиоуглеродной датировке, их выпекли 3620 лет до н.э. Найденные рядом с хлебцами лесные орехи, раковины и кремневые ножи указывают на то, что весь этот набор представляет собой ритуальное приношение.

Sciences et avenir. 1999. №634. P.36 (Франция).

Впервые в практике океанологических работ полярные исследователи ФРГ стали использовать крупные плавучие льдины и айсберги Антарктики для изучения динамики течений. Недавно вертолет научно-исследовательского судна ФРГ “Полярштерн” высадил группу полярников на столовый айсберг, верхняя площадка которого имеет размер поля для игры в американский футбол и выступает над водой на 40 м. Они поместили в снежный покров на поверхности айсберга радиопередатчик, заключенный в водозащитную оболочку. Периодически передаваемые им радиосигналы принимает спутник. Предполагается, что информация будет поступать примерно на протяжении года.

Antarctic. 1999. V .17. №1. P.19 (Новая Зеландия).

Специалисты ВМФ США при поисках авиалайнера швейцарской авиакомпании “Swissair” (“SAS”), упавшего летом 1999 г. в Атлантический океан, применили новый сонар с исключительно высокой разрешающей способностью. Этот уникальный гидроакустический эхолокатор прекрасно себя зарекомендовал и в память о происшедшей трагедии был назван “SAS”. Интерес к возможностям сонара находить и идентифицировать подводные объекты проявили морские биологи. С помощью этого прибора они рассчитывают обнаружить представителей фауны, обитающих не только на поверхности дна, но и зарывающихся в рыхлые осадки.

Terre sauvage. 2000. №146. P.17 (Франция).

В середине октября 1999 г. в Париже состоялся коллоквиум, посвященный распространению и росту числа заболеваний, вызванных потреблением в пищу мяса животных, добываемых африканскими браконьерами. Острота проблемы связана не столько с потреблением людьми мяса “такого сорта” (хотя и это может оказаться опасным), сколько с теми обстоятельствами, при которых было добыто и разделано животное. Оно могло при ловле искусать или серьезно ранить браконьера, а сам он мог получить порезы при разделке туши и таким образом стать носителем патогенных микроорганизмов. Подобные ситуации чаще всего встречаются при браконьерской охоте на обезьян, особенно на шимпанзе. Вполне вероятно, что именно таким путем произошла передача ВИЧ-инфекции человеку.

Sciences et avenir. 1999. №634. P.39 (Франция).

Объясняя причину несчастного случая, происшедшего летом 1999 г. на одном из пляжей побережья Тосканы (Италия), когда купающийся в море ребенок неожиданно был укушен в ногу, А.Ринальди (A.Rinaldi), директор Центрального института морских исследований Италии, указывает, что в результате глобального потепления климата температура средиземноморских вод за последние 10 лет поднялась на 2°С и в море проникли ранее не обитавшие виды рыб. Характер раны показывает, что ребенок был укушен крупной тропической рыбой Pomatomus saltatrix (ее длина может достигать 1.5 м), которая никогда ранее в Средиземном море не встречалась.

Sciences et avenir. 1999. №632. P.68 (Франция).

Зимой 1999 г. мощные волны Северного моря почти полностью смыли песок с пляжа Холм-он-Си (Holme-on Sea) на восточном побережье Англии (графство Норфолк). На поверхности выступило 55 прекрасно сохранившихся столбов, некогда сделанных из дубовых стволов. Судя по их расстановке, образующей в плане правильное кольцо с огромным пнем в центре, археологи предполагают, что здесь находилось культовое сооружение. Радиоуглеродная датировка и подсчет годичных колец показали, что деревья были срублены в весенний сезон 2050 или 2049 гг. до н.э. Следовательно, этот “деревянный Стоунхендж” можно считать современником знаменитого каменного Стоунхенджа.

Sciences et avenir. 2000. №635. P.12 (Франция).

РЕЦЕНЗИЯ

В.Я. Френкель.

Профессор Фридрих Хоутерманс:
работы, жизнь, судьба

Отв. ред. Ж.И. Алферов.

СПб.: ПИЯФ РАН, 1997. 200 с.

Тайна Хоутерманса

Ю.Н.Ранюк,
д. ф.-м.н, Харьков

Прежде чем начать разговор о книге, вспомним добрым словом ее автора, Виктора Яковлевича Френкеля, известного историка физики, который внезапно скончался 8 февраля 1997 г. в С.-Петербурге в расцвете творческих сил и замыслов. Он родился в Ленинграде 22 февраля 1930 г. Сын Я.И.Френкеля, выдающегося советского физика-теоретика. Окончил Ленинградский политехнический институт. Работу начал на Радиоламповом заводе, а в 1959 г. перешел в Физико-технический институт. До 1973 г. занимался математической физикой и физикой плазмы. Увлекся историей науки, ярко расцвел его литературный талант. Он опубликовал 40 книг и свыше 300 статей по истории физики.

В последние годы Френкель особенно много внимания уделил физикам, которые были “персонами нон грата” в Советском Союзе. Имеются в виду в первую очередь Матвей Бронштейн, Георгий Гамов, Фридрих Хоутерманс, Александр Вайсберг, Всеволод Фредерикс и др.

Виктор Яковлевич был открыт для друзей, он всегда рад был помочь своим коллегам. Лучшего рецензента по истории физики, доброжелательного и квалифицированного, невозможно было найти. Неслучайно книги и статьи многих исследователей содержат благодарность Френкелю за критические замечания и полезные советы. Последняя книга Френкеля, издания которой ему уже не довелось увидеть, посвящена известному немецкому физику, человеку необычной судьбы, Фридриху Хоутермансу (1903—1966).

Фридрих Георг Хоутерманс родился 22 февраля 1903 г. в Цоппоте (ныне польский курорт Сопот). Образование получал в Венской академической гимназии, позднее, в 1922—1927 гг., изучал физику в Геттингенском университете, в то время крупном центре физической и математической науки. После его окончания Хоутерманс остается в Геттингене и работает у нобелевского лауреата Д.Франка, в 1928 г. получает степень доктора, позже становится ассистентом Высшей технической школы в Берлине у другого нобелевского лауреата — Г.Герца. В Геттингене состоялось его знакомство с аспирантом Ленинградского университета Георгием Гамовым. В 1928 г. они опубликовали классическую работу о квантово-механических аспектах радиоактивного распада атомных ядер. Спустя год Хоутерманс и Роберт Аткинс высказали мысль о термоядерном характере энергии звезд. Это было высшее научное достижение Хоутерманса. Он также принимал участие в создании первого электронного микроскопа. В 1973 г. на конференции астрофизиков в Сиднее одному из кратеров на Луне было присвоено имя Хоутерманса (См.: Хриплович И.Б. Звезды и тернии Фридриха Хоутерманса // Природа. 1991. №7. С.86—91).

В 1933 г. ученый перебирается в Англию, где с помощью Петра Капицы устраивается на работу в фирму грамзаписи. Покинуть Германию его заставил фашизм — еще в 1928 г. он стал членом Коммунистической партии. По приглашению директора Украинского физико-технического института (УФТИ) А.М.Лейпунского, который находился в то время в длительной научной командировке в лаборатории Резерфорда, Хоутерманс с женой и ребенком переезжает в Харьков и уже с февраля 1935 г. работает в должности научного руководителя ядерной лаборатории. Основная тематика его исследований — нейтронная физика.

В Харькове в это время трудилась группа европейских физиков: теоретики Ласло Тисса и Георг Плачек, экспериментатор Мартин Руэманн, инженер Александр Вайсберг, ядерщик Фридрих Ланге. Ядерные исследования в Харькове — колыбели советской ядерной физики — были в это время на высоте. В 1932 г. харьковские физики осуществили опыт по расщеплению атомного ядра искусственно ускоренными протонами. Полным ходом шло сооружение крупнейшего в мире электростатического генератора Ван де Граафа. Условия для жизни тоже были приемлемыми. В договоре, который подписал Хоутерманс, оговорено, что половину зарплаты он будет получать в валюте, а отпуска проводить за границей. Ему будет предоставлена приличная квартира.

Но в 1937 г. Хоутерманс из антифашиста, которого в Харькове в 1935 г. встретили как героя и крупного ученого, превратился в “агента гестапо, шпиона и диверсанта”, а Лейпунский в “пособника врагам народа” со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В Харькове Хоутерманс опубликовал семь научных работ, две из которых в соавторстве с И.В.Курчатовым. Именно там Игорь Васильевич приобщался к ядерной науке и одним из его коллег по работе стал Хоутерманс, хотя напрасно искать какие-либо сведения об этом в ранее опубликованных биографиях Курчатова. На имя Хоутерманса было наложено “табу”.

Трагической оказалась судьба харьковских соавторов Курчатова. Лев Шубников и Валентин Фомин были расстреляны, Хоутерманс и Лейпунский — арестованы. Так судьба разделила физиков на живых и мертвых.

После ареста своих коллег — А.Вайсберга, К.Вайсельберга, В.Фомина, Л.Шубникова, В.Горского, Л.Розенкевича и др. — Хоутерманс подготовил документы к выезду из СССР, но 1 ноября 1937 г. был арестован в кабинете начальника московской таможни. Начались его растянувшиеся на два с половиной года мытарства по тюрьмам Харькова, Киева и Москвы. Подробности он сам позже изложил на бумаге. Вот архивная справка, составленная в Харьковском управлении НКВД:

“Хоутерманс Фридрих Оттович, 1903 года рождения, еврей, подданный Германии, до ареста — научный руководитель УФТИ, арестован 1 декабря 1937 г. управлением НКВД по Харьковской области по признакам преступления, предусмотренного статьями 54-6, 54-4, 54-10 ч.1 и 54-11 УК УССР.

На первичных допросах Хоутерманс в предъявленных ему обвинениях виноватым себя признал...

Потом на допросах в 1939 г. Хоутерманс от своих показаний отказался и объяснил, что эти “показания” в 1937-м были сфабрикованы следствием. Постановлением особого совещания при НКВД СССР от 25 апреля 1940 г. Хоутерманс был выдворен как нежелательный иностранец”.

В то время как другие антифашисты-беженцы, спасаясь от Гитлера, выехали в США и другие западные страны, Хоутерманс уехал в Советский Союз и жестоко за это поплатился. Его не только пытали в подвалах НКВД, но и выдали гестапо вместе с другими антифашистами.

Известно, что решающую роль в создании атомного оружия сыграли политические беженцы из Европы, в частности из Германии, Италии, которым американское правительство предоставило все возможности для плодотворной работы. В Америке имя Хоутерманса стояло бы рядом с именами его друзей Роберта Оппенгеймера, Лео Сцилларда и других творцов атомной и водородной бомб. Несомненно, Хоутерманс лучше чем кто-либо знал, как сделать эти бомбы, и мог бы возглавить работы по созданию ядерного оружия в любой стране.

С 1 января 1941 г. он приступил к работе в частной лаборатории Манфреда фон Арденне, позднее его включили в состав миссии, которая направлялась на Украину с целью сбора аппаратуры в университетах и научных институтах, вербовки местных специалистов для работы в Германии, и он снова побывал на территории УФТИ.

В лаборатории фон Арденне Хоутерманс занимался ядерно-физическими исследованиями и проблемой цепной реакции. В 1941 г. он изложил результаты своих теоретических разработок в отчете “К вопросу о запуске цепных ядерных реакций”. Отчет был секретным ввиду его важного военного и политического значения. В нем впервые высказана мысль о перспективности использования элемента плутония как ядерного топлива и взрывчатки.

С 1952 г. и до самой смерти Хоутерманс работал в Швейцарии в созданном им Центре физических исследований при Бернском университете, где занимался определением возраста Земли.

Друзья по Геттингену и Берлину не забыли Фрица. В своих воспоминаниях они с теплотой отзывались о нем как о замечательном человеке и большом ученом, не реализовавшем себя по не зависящим от него обстоятельствам. Сведения о харьковском периоде жизни Хоутерманса содержатся в воспоминаниях А.Вайсберга. Но описать весь жизненный путь Хоутерманса впервые задумал Э.Амальди (Amaldi E. The adventures and life of Friedrich Georg Houtermans, physisist (1903—1966). New Jersey, 1998. 150 p.).

Эдоардо Амальди (1908—1989) — известный итальянский физик, государственный деятель, ученик Э.Ферми, один из инициаторов создания, а потом и руководителей Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН). По странному совпадению, книга о Хоутермансе стала последней и в ряду исторических исследований Амальди.

Эдоардо знал Фрица лично и переписывался с ним. Задумав писать о нем, он беседовал со всеми, кто его знал, в частности с Виктором Вайскопфом и Георгом Плачеком, дважды (в 1979 и 1980 гг.) посетил в Америке первую жену Хоутерманса Шарлотту. Она поделилась с ним своими, в том числе и письменными, воспоминаниями. Их цитирует и Френкель.

У Френкеля было то преимущество перед Амальди, что он собирал материал уже после начала перестройки, когда открылись архивы КГБ. Толчком к написанию им статей о Хоутермансе (Френкель В.Я. Новое о Фридрихе Хоутермансе // Природа. №8. 1992. С.92) послужила возможность ознакомиться с архивно-следственным делом ученого, которое находится в Москве. (Нам, харьковчанам, было отказано в ознакомлении с “Делом”, несмотря на то, что Хоутерманс жил и работал в Харькове и следствие по его делу велось в основном тоже в Харькове.)

Френкель пишет: “В списке работ, который в 1943 г. И.В.Курчатов представил для выдвижения своей кандидатуры в действительные члены Академии наук СССР, две работы, написанные совместно с Хоутермансом, отсутствуют. Но в известном трехтомнике избранных работ Курчатова они приводятся в списке опубликованных им исследований” (с.53).

И Френкель, и Амальди опубликовали списки трудов Хоутерманса и воспоминания о нем. Однако Виктору Яковлевичу удалось найти неизвестную публикацию на украинском языке (Ф.Хоутерманс, А.М.Лейпунский, В.П.Фомин и Л.В.Шубников. Образование ядер тяжелого водорода из протонов и нейтронов // Вісті АН УРСР. №4. 1936). Интересно, что журнал помещал фотографии авторов, однако в статье есть фотография лишь одного Лейпунского с подписью: “Род. 1903 г., член КП(б)У с 1930 г., член ЛКСМУ”.

В биографии Хоутерманса есть некая тайна, привлекавшая исследователей. Как объяснить то обстоятельство, что он из огня фашизма попал в полымя большевизма и смог выйти живым? Поэтому его биография воспринимается почти как “жизнь и необыкновенные приключения”, что просматривается и в названии книги Амальди.

Сильное брожение в умах советских физиков вызвало, да и продолжает вызывать, внезапное появление Хоутерманса в оккупированном немцами Харькове. Вот как описал это событие в письме к автору этих строк Леонид Пятигорский:

“Приведу еще некоторые проверенные факты, связанные с тем злосчастным временем:

В годы войны на территории УФТИ был “научно исследовательский институт”, который сотрудники, оставшиеся в Харькове, окрестили “Эберти”. Это название связано с тем, что директором его был сын проф. Эберти, немецкого физико-химика <...> Наша Нина Михайловна Шестопалова рассказывала мне, что однажды всем сотрудникам “Эберти” велели явиться и построиться на лестнице с первого на второй этаж (высоковольтного корпуса. — Ю.Р.): приедет гость. Сотрудники пришли, построились, и к огромному удивлению присутствующих в корпус вошел и стал подниматься по лестнице... Хоутерманс! Он поздоровался с каждым сотрудником за руку и прошел в кабинет, где до войны сидел директор института. Спросил, где находится Шпетный (директор УФТИ. — Ю.Р.). Но Шпетного на оккупированной территории, конечно, не было. При этом Хоутерманс был одет в новенький фашистский мундир, а на голове у него была шляпа с высокой тульей. Он сказал, что прибыл с целью оказать помощь сотрудникам УФТИ”.

“В УФТИ полагали, что он уже сгинул в тюрьме или в лагере и увидеть его живым и здоровым само по себе было удивительным. Но в оккупированном Харькове, да еще в форме офицера СС — это было невероятно!” — пишет Френкель (с.128).

Случилось это в ноябре 1941 г. Хоутерманс пробыл в Харькове чуть больше месяца. Что он там делал?

Не вдаваясь в подробности миссии Хоутерманса в Киеве и Харькове, напомним, что использование ученых в “научном тылу” противника во время войны было обычной практикой. Так же поступали немцы в оккупированной ими Франции. Позднее американцы — вслед за наступающими войсками по территории Франции и Германии — направили возглавляемую американским физиком С.Гоудсмитом миссию “Алсос”. Одновременно с ними с востока двигалась советская группа физиков: Ю.Б.Харитон, И.К.Кикоин, Л.А.Арцимович и многие другие. Причем советские физики были одеты в форму полковников НКВД.

Никакого вреда визит Хоутерманса в Харьков не причинил. Никто из ученых не был вывезен в Германию, нетронутым осталось и оборудование. По сути, и Амальди, и Френкель отвергают идею НКВД о том, что Хоутерманс был германским шпионом, засланным в СССР гестапо, и их аргументы очень убедительны.

Большое внимание в книге Френкеля уделено детективной истории “Чистка в России”, описанной Хоутермансом и его соузником по Лукьяновской тюрьме профессором Киевского университета Константином Штепой. Книга вышла под псевдонимами. Но если Амальди знал имена авторов от самого Хоутерманса, то Френкель долго разгадывал этот ребус, в частности устанавливая личность киевского соавтора. Френкель нашел книгу в библиотеке Нильса Бора с дарственной надписью Хоутерманса “Проф. Нильсу Бору с благодарностью и восхищением от авторов. 10 июня 1951”. Бор заслужил благодарность не только тем, что очень помог семье Хоутерманса во время переезда в Данию из Советского Союза в начале 1938 г., но и содействием в издании упомянутой книги.

Френкель пишет: “Много позднее, после смерти Ф. Хоутерманса, К.Ф.Штепа вспоминал об их знакомстве, что было записано его дочерью на нескольких страницах, которые сохранились в семье Хоутерманса” (с.148). Штепа умер в 1958 г. в США. Его имя полностью забыто, несмотря на то, что он был видным историком до войны на Украине, а после войны — в Америке. Лишь сейчас о нем вспомнили.

Почти все авторы отмечают страсть Хоутерманса к курению. Жена Шарлота поругивала мужа за это, особенно когда родился ребенок. Квартира Хоутермансов под №2 на ул. Чайковского, 16 располагалась на первом этаже, и Фриц пристроил к ней нечто вроде открытой террасы, на которую выходил покурить. Это единственная материальная память об ученом в Харькове. Соседи, жившие на третьем этаже, вспоминают, что они с удовольствием вдыхали запах табачного дыма, который поднимался к ним на балкон с первого этажа. Умер Хоутерманс от рака легких.

Френкель писал, что книга “Чистка в России” “может рассматриваться как предтеча “Архипелага ГУЛАГ” А.И.Солженицына, повествующая о судьбе заключенных в советских тюрьмах того времени” (c.147). Она была написана с целью “открыть глаза Западу” на то, что творилось в Советском Союзе. Как ни странно, но она, как и многие другие, не достигла цели. Запад просто не поверил в то, что такое было. Сейчас ситуация парадоксально изменилась: Запад уже давно поверил, но не верит часть наших соотечественников.

В последние годы на стендах, посвященных истории УФТИ, можно увидеть портреты бывших сотрудников: Хоутерманса, Ланге, Вайскопфа, Тиссы, Плачека, Подольского, Руэманна и других иностранных визитеров, а также репрессированных уфтинцев. Институт чтит их память.

НОВЫЕ КНИГИ

Глобальные проблемы

Э.Вайцзеккер, Э.Ловинс, Л.Ловинс. Фактор Четыре / Пер. А.П.Заварницына и В.Д.Новикова; Под ред. Г.А.Месяца. М.: Academia, 2000. 400 с.

В 1968 г. группа ученых и бизнесменов из разных стран основала Римский клуб — международную неправительственную организацию, целью которой было и остается изучение глобальных проблем и поиск путей их решения. В 1972 г. был опубликован первый доклад Римскому клубу — “Пределы роста” (авторы — Д. и Д.Мидоузы, Й.Рандерс и В.Беренс).

По существу это была первая, научно обоснованная попытка собрать воедино результаты изучения глобальной динамики человечества и окружающей среды. Доклад, изданный в виде объемистого тома, привлек внимание политиков и ученых во всем мире, поскольку утверждал, что под угрозой оказалась судьба всего человечества.

С тех пор прошло более 30 лет. В 1995 г. появился новый доклад Римскому клубу, авторы которого — всемирно известные специалисты в области охраны окружающей среды. Доклад посвящен поиску ответа на вопрос: “Как примирить между собой высокое качество жизни и бережное отношение к природным ресурсам?”

Книга представляет собой переработанный вариант доклада. Ее название расшифровывается как: “Затрат — половина, отдача — двойная”. В ней обосновывается концепция “производительности ресурсов”, под которой авторы понимают возможность жить в два раза лучше и в то же время тратить в два раза меньше. Отсюда — и название книги.

Охрана природы

В.В.Снакин. Экология и охрана природы: Словарь-справочник / Под ред. А.Л.Яншина. М.: Academia, 2000. 384 с.

Наука и практика в области охраны природы развиваются бурно при участии специалистов по самым разным дисциплинам. Вследствие этого возникает множество проблем, вызванных неоднозначным и порой взаимоисключающим использованием терминов. В словаре сделана попытка дать наиболее распространенное и систематизированное толкование понятий: экология как фундаментальная научная основа, природопользование и охрана природы как области практической деятельности человека.

Представлено более 5000 терминов, которые раскрываются по определенной схеме — от научных аспектов к практическим. Особое внимание уделено промышленной экологии. Есть разделы, где даны сведения о международных организациях, конвенциях, фондах по охране природы, их наиболее распространенные аббревиатуры (в русском и английском вариантах), а также перечень основных загрязняющих веществ с указанием особенностей их воздействия на человека и природу в целом.

Ботаника

В.П.Мишуров, Г.А.Волкова, Н.В.Портнягина. Интродукция полезных растений в подзоне средней тайги республики Коми. СПб.: Наука, 1999. 216 с.

Интродукция — переселение какого-либо вида животных и растений за пределы естественного ареала. Этот процесс дает возможность обогащать растительный мир любого региона новыми видами.

В книге описано 210 видов кормовых и лекарственных растений, которых изучают с 1946 г. в коллекционных питомниках Ботанического сада при Институте биологии Коми — научного центра Уральского отделения РАН.

По каждому виду даны сведения о его географическом распространении, условиях произрастания, долголетии особей, времени привлечения в интродукцию, всхожести, зимостойкости, динамики роста, практическом использовании в производстве кормов и в медицине. Для кормовых растений дана биохимическая оценка сырья в условиях Севера.

Материал, представленный в книге, показывает, что многие виды растений Дальнего Востока, Кавказа, южных регионов нашей страны, а также Северной Америки успешно произрастают в тайге Коми.

История науки

Ю.М.Пущаровский. Среди геологов. М.: ГЕОС, 1999. 170 с.

Эта книга написана в жанре беллетризованной научной биографии. Ее герои — крупнейшие отечественные геологи, в большинстве академики Российской академии наук: А.Д.Архангельский, В.И.Вернадский, Н.С.Шатский, А.Л.Яншин, А.П.Карпинский. А.А.Богданов, Ю.А.Косыгин и др. Это геологи-классики, а жизнь и образ мыслей классиков всегда интересны и часто поучительны. Почти со всеми учеными автор очерков был хорошо знаком, с некоторыми дружил. Их имена составляют гордость Геологического института Российской академии наук (ГИНа).

Некоторые очерки публиковались прежде, но в этом издании они переработаны и дополнены. Стандарт здесь был бы неуместен, так как изложение сохранившихся в памяти фактов и впечатлений оказалось бы скованным. О Карпинском и Вернадском автор упоминает в связи с большим значением их работ для развития тектонической школы ГИНа.

Автор не ставил своей целью полностью воспроизвести биографии ученых. Его задачей было рассказать о наиболее ярких сторонах их жизни, характерах и научной деятельности. Что из этого получилось — судить читателю.