Кратер «Холдейн» на Луне Г.Э. Фельдман

Джон Бэрдон Сандерсон
ХОЛДЕЙН

1892-1964

Изд. "Наука", Москва, 1976 г..

Заключение

Холдейн был одним из наиболее образованных людей своего времени. Сфера его научной деятельности выходит далеко за рамки обособленных областей знания. В круг интересов ученого входили, казалось бы, самые отдаленные друг от друга миры - космология и энзимология, древняя мифология и высшая математика. Необыкновенная осведомленность в успехах современной науки и разнообразие интересов позволяют считать его ученым-энциклопедистом. Его исследования оставили заметный след в современном естествознании.

Заслуги Дж.Б.С. Холдейна перед современной биологией весьма значительны. С его именем связано зарождение и развитие таких молодых ветвей биологической науки, как популяционная генетика, генетика человека, математическая и биохимическая генетика, молекулярная биология и энзимология, т.е. дисциплин на стыке двух-трех смежных наук, требующих применения математического аппарата.

Он счастливым образом был наделен именно "математическим видением мира", сочетая такие удивительные качества, как необычайно острое абстрактное мышление, с поразительным умением не отрываться от естественнонаучного или социального смысла изучаемой проблемы. Этот особый склад его ума позволил ему с исключительной полнотой отвечать на объективные потребности новой эпохи бурного развития естественных и технических наук.

При всей видимой широте чисто научных и философских интересов Холдейна в самых разнообразных областях естествознания можно с несомнепностью констатировать, что основные его интересы были подчинены единой, всеобъемлющей цели - созданию стройной, подвижной и непрерывно развивающейся теории эволюции живой материи и интеграции всего комплекса дисциплин, связанных с проблемой сущности жизни.

Холдейн интенсивно разрабатывал вопрос о взаимосвязях наук, их взаимодействии и взаимопроникновении. Вся его кипучая разноплановая деятельность как ученого и организатора науки была неизменно нацелена на поиск оптимального синтеза двух доминирующих тенденций в современной науке - дифференциации и интеграции.

Книга, с которой познакомился читатель, не могла бы появиться в свет без деятельной помощи родственников, друзей и коллег Дж.Б.С. Холдейна. Автор сердечно благодарен его вдове доктору Эллен Сперуэй, сестре ученого писательнице Нейоми Митчисон, бывшему главному редактору газеты "Дейли Уоркер" (ныне "Морнинг Стар") Джорджу Мэтьюзу, профессорам Норману Пири, Джону Берналу, Айвору Монтегю, Кришне Дронамраджу, Мейнарду Смиту, Брайену Мерфи, Вогану Джеймсу и многим другим за любезно предоставленные ими материалы из наследия ученого, фотографии и воспоминания, в некоторых случаях написанных специально по просьбе автора, и за большое внимание к работе автора на протяжении многих лет.

VIVOS VOCO!   -  ЗОВУ ЖИВЫХ!