Герцен Копылов
О С Ь _T __<--------------------------------------
Четырехмерная поэма
.

ПУТЕШЕСТВИЕ В АВГУРИСТАН
для голоса с балалайкой

НАПУТСТВИЕ
ПЕРВЫЙ ПЕРЕХОД. КРИВИЧИ

ПЕРВЫЙ ПРИВАЛ

ВТОРОЙ ПЕРЕХОД. КРУГОВОРОТ ИСТОРИИ

ВТОРОЙ ПРИВАЛ

ТРЕТИЙ ПЕРЕХОД. КНИГОЧЕЙ

ТРЕТИЙ ПРИВАЛ

ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРЕХОД. СИДЯЧИЙ ПОХОД

ЧЕТВЕРТЫЙ ПРИВАЛ

ПЯТЫЙ ПЕРЕХОД. ПРАЗДНИК ВЛАСТИ НАД ЛЮДЬМИ

МЫ У ЦЕЛИ


НАПУТСТВИЕ______________

Ламца-дрица-гопцаца!

Начинаю от яйца.
Сквозь поэмы пучину,
шаг за шагом,
чин по чину
доведу и до конца.
Не заботьтесь вы, коллеги,
о досуге,
о ночлеге –
будет весело идти
вам по этому пути.
Будут ваши рюкзаки
и удобны, и легки.
И, как водится в маршрутах,
ради дела, не для шуток,
я устрою каждый час
небольшой привал для вас.
Чтоб усталая орава
разошлась бы влево-вправо,
отвела бы глаз от кед,
увидала б солнца свет.
Или спины б почесали
вместе с языками.
Или спели б и сплясали
рядом с рюкзаками.
Посидели б на привале,
наследили б,
наплевали –
и пошли б себе опять
места нового искать.
Приставай, читатель, в кучу.
Мала куча – больше лучше.
Мы отправимся в одну
необычную страну.
Вы по атласам не шарьте –
нет границ ее на карте,
а лежит она
__________в верстах...
в наших именно местах.
Только нет у ней границы,
от очей она хранится,
цепью топей и лесов
заперлася на засов.
Отодвинешь ты задвижку –
выйдешь к городу Задвинску.

Я сказал бы, да не знаю,
чья в названьи том вина.
Правда,
_____там течет
______________лесная
речка,
_____именем Двина,
и одною из причин...
но, не зная, промолчим!
В ту страну дорог немного.
Собственно, одна дорога.
Поворот дает она
на опушке, где Двина.
Сразу после поворота
остров.
_____Мост.
__________Посты.
_______________Ворота.
Камня груда.
__________(Взорван Сталин).
Подле камня
__________столб поставлен,
полосат, как арестант.
И слова:

А В Г У Р И С Т А Н

В той стране живут авгуры –
острословы,
__________балагуры,
эрудиты,
_______мудрецы,
по профессии – жрецы.
К ним-то в стан, осилив робость,
мы проложим свой маршрут.
Пропуск?
Нам не нужен пропуск,
нас и так не отошлют.
Мы не двинемся асфальтом –
прыгнем мы особым сальтом.
Только физикам одним
можно пользоваться им.
Дело в том, что
____________хоть на остров
сквозь пространство влезть
_____________________непросто, –
путь по времени туда
выгорает без труда.
Вот глядите: мы с разгону,
словно в омут головой,
раз-два-три – летим сквозь конус,
через конус световой.
А за конусом законы
непривычны, незнакомы.
Тут меняются значеньем
время Т и место R :
спуск покажется стареньем,
смена места – сменой эр.
_____Тем охрану и уем я:
проведу я вас сквозь время;
эти строки, этот труд
будет строгий наш маршрут.
_____Наши тропы будут строчки,
а синкопы – пни и кочки.
И стиха задаст размер
темп похода.
__________Например,
если ритм тяжел, железен,
значит в гору тяжко лезем.
Вниз,
_____с горы,
__________хотим
_______________скорей –
газ дадим, включим хорей.
А взбредет
__________на камне надпись
разобрать,
__________порыться в прахе –
подойдет тогда анапест
или грузный амфибрахий...

В путь, читатель! Бодрым скопом,
спотыкаясь по синкопам,
узкой тропкой луговой!
_____Но – особый уговор!
Мы оставили Расею
не по делу – по веселью.
Если важен ты,
__________серьезен –
нет тебе со мною виз.
Мы порою
__________чушь сморозим –
лучше сразу оторвись.
Идя с нами по дорожке,
мысли мудрой не сорвешь.
Все нам станет понарошке,
все тут будет невсерьез.
Станешь ты,
__________как тот придурок,
наживать туберкулез
между лажей и придумок,
между баек и колес.
Не ищи здесь
_____мысли сжатой,
широты там,
_____глубины...
Так, стишата как стишата –
не кроты
_____и не блины.
Я не храбр – не в поле воин;
не мыслитель – не глубок;
и пишу
_____поневоле
не поэму,
_____а ЛУБОК
в старом
_____добром
__________русском
_______________стиле –
рано мы его скостили,
он послужит нам еще,
на него-то и расчет.
Как в лубке бывало в древнем,
избы тут – с узорным гребнем,
лапти,
_____девки,
__________щек налив –
весь классический наив.
_____В ход пущу всю эту ветошь:
наведу на лица ретушь,
добрым молодцам
_______________усы
подрисую для красы;
вид у татей будет гнусен,
косы русые у краль,
нитки бус из крупных бусин,
во всю вывеску мораль.
_____Пусть пройдут, потехи ради,
_________чередой, как на параде,
и негры,
и белые,
энергии
БЭВные,
муки теоретика,
русская поэтика,
_____Санины _____сальные,
_____Сусанины _____сусальные,
_____затеи книгочеевы,
_____злодеи-Аракчеевы,
_____иудеи хитрые
_____и идеи Гитлера.
А язык – не хрестоматий,
только что не в Христа матерь,
брань избранным не укор,
на хрена им...
виноват:
не в коня им книжный корм.

Если ж кто здесь
__________ищет правды –
то не здесь она, отнюдь.
Я, как говорится, рад бы,
но такой уж выбрал путь.
Нету правды здесь ни грана,
как она ни многогранна.
_____Дело тут не в настроеньи,
не в живучести рутин,
а в четвертом измереньи,
где пройдет пути пунктир.
Раз уж я
_____заткнусь
__________за конус,
то
_____закончится законность
связи следствий и причин.
Там у них – обратный чин.
Что поделать?
__________Уж таковский
тот,
_____за гранью,
___________мир Минковский,
можно в нем не соблюдать
связь явлений.
__________Благодать!
Можно путать цель с причиной,
пень – с ростком,
овцу – с овчиной,
с постулатами – итог,
с демократией – батог,
обернуть поток явлений,
растянуть клочок шагрений,
воскресать и увядать
по желанью.
__________Благодать!
Что ж останется от истин,
раз такие виражи?
Не должны ли мы амнистью
предложить для мира лжи?
Вы представьте, что причинность
хоть на строчку отключилась, –
будет ли от правды прок?
А таких изрядно строк.
Что же
_____мне сидеть, кручинясь –
расскочилась-де причинность?
_____Я пойду на компромисс,
я введу по капле мысль,
пусть она сама сочится,
как попало, как случится,
пусть
_____долбит,
__________долбит,
_______________долбит –
продолбит,
__________хоть мал дебит.
Не годится образ скважин?
Хорошо, иначе скажем:
правды
_____блики и мазки
рассеку я на куски,
раскидаю как попало,
соберу куда упало,
по ошметкам, по частям –
вывод здесь,
_________посылка там –
размещу за частью часть,
о логичности не тщась.
После этой процедуры
все смешается в натуре,
скажем,
_____древность – с новизной,
с нашим бредом –
__________привозной.
Станет мой лубок – “КОНСТРУКТОР”;
пусть кто хочет соберет
по событьям, по поступкам
правду
в полный разворот.
Я, как все, люблю правдивость.
Мне, как прочим, приходилось
за нее вставать не раз.
Знаю я,
что все у нас
правду нежат,
правду любят,
правду режут,
правду рубят
и,
__изрубленную сплошь,
выпускают в бой на ложь,
на крамольников
_______________и татей.
Что ж!
Пошли и мы, читатель!
Ноги в руки, бодр будь!
В край науки, сходу, в путь!



ПЕРЕХОД ПЕРВЫЙ. КРИВИЧИ

 
Люди!
Я любил вас!
Будьте бдительны!

____________И.Сталин

Выступаем от крыльца,
начинаем от яйца.
В нем тогда еще лежала
вся российская держава.
Ну а кто, какая птичка
в те поры снесла яичко?

Между Волгой и Двиной
жил тогда народ иной,
низкорослый, некрасивый.
Были здесь везде трясины,
комары – как крокодилы,
да боры непроходимы.
А в борах-то – птицы! зверя!!
И жила здесь только меря
или чудь,
а может, весь –
то неведомо нам днесь.
Всяк свою скородил рамень,
всякий всякому был равен
и боялся – только чоха.
Жил в грязи, а все ж неплохо:
лыко драл, ловил бобров,
стерлядь жрал и осетров.
_____Жили рядом с кривичами,
у себя их привечали.
Удивлялись кривичи,
на белоглазых глядючи:
— Поглядите, добры люди,
сколько чуда в этой чуди!
Те ж болота, что у нас,
а какой в избе припас,
даром что едят по-свински,
даром что галдят по-фински.
С них три шкуры не дерут,
ни даже дани не берут –
что им мыто, что им князь!
Ай да чудо-белоглазь!

Чем же хуже, братцы, мы-то?
Что ни шаг – оброк да мыто!
Все даем, даем, даем –
то бездетность, то заем.
Дань дерут – полпуда с пуда,
выгребают из-под спуда.
_____Не налог – грабеж.
_____Не закон – правёж.
_____Чуть не так – в кнуты,
_____будто мы – скоты.
Мы же люди, не назём.
Хватит жить нам под князём.
Разбредемся розно,
покудова не поздно.
_____Эй, народ!
_____Слезай с печи
_____да на дровни всё мечи.
_____Что не влезет – брось.
_____Наживем, небось.
_____Хватит баб лапать!
_____Обувай лапоть!
_____Обнови-ка санный путь,
_____уходи-ка с нами в Чудь.
Эй, ты, Русь, отчаль!
Кинь ты грусть-печаль.
Жили, не было печали –
сами взяли, накачали,
так теперь уж не кричи.

Так шумели кривичи.

Им
_____за качество одно
было имя то дано:
что они, по воле вольной,
шли всегда тропой окольной,
не любили прямиком,
не ходили большаком,
дело ладили с оглядкой,
шубу новую – с заплаткой,
дули в дудку не дудя,
проходили не дойдя,
завивали лысым кудри,
задней сметкой были мудры,
мерзли вместе – грелись врозь.
Так у них уж повелось.
_____От хождения кривого
все точила их тревога.
То и дело путь меняли,
веры никому не няли.
И, себя вконец запутав,
здравый смысл послав на хутор,
вдруг бросались очертя,
смет и планов не чертя,
шишки ставя на чело:
– Обойдется!
– Ничаво!

Так и тут.
Решили мигом:
полно, братцы, жить под игом!
Не задумавшись ничуть,
встали все, ушли на Чудь
или в Мерю,
_____или в Весь –
весь народ,
за весью весь.

Князь
_____пропажи не заметил...
Был вельми он духом светел,
не сходил до мелочей...
В те поры для кривичей
составлял он, сидя дома,
семилетний клич подъема.
Составлял все семь годов,
наконец-то клич готов...
Клич
__на диво был хорош:
_____а) не сеять больше рожь,
_____б) все силы – на пшеницу,
_____в) крупней объединиться,
_____г) в поход на белену,
_____д) народ – на целину,
_____е) посевы поливать,
_____ж) соседей поливать,
_____з) купить алтын за грош...
Клич – отменно был хорош.
Не учел лишь он спроста,
что в деревне – пустота,
заколочены все избы,
смолкнул смех,
девичьи визги,
пеунов – и то не чуть:
все давно ушли на Чудь.
Вышел князь однажды с кличем.
Взгаркнул, вскликнул гласом
бычьим.
Голос
_____гору обогнул,
эхо ближнее спугнул.
Как взвилось оно над лесом,
как взвертелось мелким бесом,
отскочило от дубрав,
ничего не разобрав,
возле речки
_____на песочке
__________поиграло
__________в голосочки,
заглянуло в Божий храм,
шурануло по углам,
вперепрыжку
_____поскакало
__________по оврагам,
__________по буграм;
завопило очумело –
__________оттрубило,
__________отшумело
и в омелах
_____у скита
__________онемело.
Пус
_____то
__________та!
Ой, взыгра во князе грусть:
– Эй ты мать
родная Русь!
Ну народ
Ну ровно дети
Чуть им что – рванулись в нети
Распусти их чуть
__________норовят на Чудь

А того в уме не ймут
что источник счастья труд
Сделай труд ты делом чести
и трудись прилежно вместе
и создаст вам труд обилье
может сказку сделать былью
Ишь ты тоже эмигранты!
Коромольники!
Таранты!
Не заела бы их чудь,
надо бы дойти взглянуть...

Через Ворю и Мещору,
через самую трущобу
князь пробрался на Двину:
“Ну-ка, – думает, – взгляну!”
Глядь –
_____народ живет неплохо,
пироги печет с горохом,
мочит кадки под грибы,
ладит ступы для крупы,
грабит борть и рыбу удит.
Где же чудь-то?
Нету чуди!
Русский
_____говор,
_____мат
_____и смех.
Чудь
_____растаях аки снег
во ярилиных лучах –
рассосалась в кривичах.
Для ума непостижимо –
без особого режима,
без насильного креста,
без отсылки в Туркестан,
без расправы с мнимым бунтом,
без анкеты с пятым пунктом,
ни судом,
ни измываньем –
просто –
с о - с у - щ е с т - в о - в а н ь е м !
Лишь остались имена:
Волга, Истра и Двина,
да с тех пор
_____носить решили
кривичи
_____носы пошире
(основанья их раздвинув
в память чуди,
в память финнов).


ПЕРВЫЙ ПРИВАЛ. ЛАПОТЬ
 
Ох вы, лапти мои,
лапоточки мои,
приходи ко мне, милёнок,
ставить точки над i.
– Не устали вы, дружки?
Кто устал, прилягте.
Расскажу я вам стишки
о великом лапте,
о старинном лапте
от Курил до Лахти.
Вынь-ка глобус
_____вслед за мной,
кинь-ка взор
_____на шар земной –
он придавлен сверху льдиной,
неделимою, единой.
Кому льдина – кому лапоть!..
Надо же суметь оттяпать
от земного верху
этакую мерку.
Жмет громада на планету,
нажимает – сладу нету,
виновать - не виновать,
кувырка не миновать.

Кто же
_____тот земной рычаг
раскопал и выковал? –
А все дело в кривичах,
в ихнем лапте лыковом, –
все-то дело в лапотке –
в том,
_____которым по реке
путь топтали люди,
утекая к чуди.
А вослед за стариками
молодая поросль,
как от света тараканы,
разбегалась порознь.
Убегали от Расеи,
от приказной карусели,
от ноздрей, железом рваных,
от гостей ночных незваных,
раскулачиваний лютых,
выколачиваний смуты,
вечной дешевизны
человечьей жизни,
от натужности ярма,
от ненужности ума,
от сумы и от тюрьмы,
Соловков и Колымы.
Было им на...
_____чхать
на цареву рать,
на Петра Великого,
на орла двуликого,
на казенный толк,
на законный долг,
патриотов-п..алачей...
Шли потомки кривичей,
топотали лапотками,
в армяках из домоткани.
_____Тек поток серый
_____на Восток, Север.
Уходил назло царям
то к чухне,
_____то к лопарям.
Убегал он самобегом
к литвякам
_____и самоедам.
Плавал волжским низом
к татарве,
_____к киргизам.
Меж калмыков
_____горе мыкал,
пёр по Каме
_____с пермяками,
подпоясавшийся лыком,
шёл за Камень
_____с казаками,
то ль за новою судьбиной,
то ль за Книгой голубиной.
Как дождем,
_____нуждой иссикан,
вшой сыпной по бровь осыпан,
шёл как в ссылку на Иссык он,
_____мерил дали верст,
_____голодал и мерз...

...Не терялась Расея,
своих граждан рассея:
за слепою,
_____огромной
жаждой
_____воли и счасть
жал тропою укромной
раж разбоя и власти.
Эти ноги босые,
эти латки и лапти
разносили Россию
разбеганьем галактик.
Чем несносней несчастья,
чем страданья космичней,
тем славнее всевластье,
тем яснее величье.

Ай да ушлые предки,
подгадали потомкам,
дар оставили редкий:
лапотки
_____и котомку,
чтоб,
_____сбежав от подонков,
властодержцев России,
те потомки
_____в котомках
ихню власть разносили,
и, запасшись авосем
и мечтой оголтелой,
чтоб
_____столетий на восемь
им хватило бы дела.

...Смотрим мы на шар земной.
Я хотел бы, чтоб за мной
и читатель тоже понял,
отчего в нас сто японий,
а бельгии-голландии –
что мелкие оладии.
Чтоб он тоже, пораскинув
взором в давние века,
понял,
_____до чего Росси
бессердечно велика.
Развалилася Федора
от Карпат до Командора,
от вогулов до армян,
всех огулом подравняв.
Непонятных – обкорнала,
неприятных – доконала,
как по мерке, под ранжир
все уклады уложив.

Тот огром
________постигнуть
________________тужась,
мозг
_____бессильно
_____________ощетинь.
Как в погром,
__________постыдный
__________________ужас
пред
_____Россией
___________ощути:
сколько ж надо было боли,
жажды воли, рук на горле,
трупов,
_____пленных,
__________грабежа,
труб военных трубежа
и людского –
_____нелюдского –
_____сверхлюдского –
______________терпежа!
Сколько веры с удалью
и с леченьем розгами,
чтоб,
_____начав от Суздаля,
да такое создали, –
чтоб от Кушки до Таймыра
те же
_____люди у кормила,
чтоб
_____в Тифлисе,
_____в Магадане
те же
_____мысли,
те же
_____зданья,
те же
_____странные квартиры
с той же ванною в сортире,
тот же вкус отбивной,
тот же дух от пивной,
грязь по колени,
связь поколений,
чтоб
_____одна
_____окраска стен,
чтоб
_____одна
_____увязка цен
и пальто реглан,
и поток реклам,
те ж
_____изделья из резины,
те ж
_____фанерные призывы,
клики да колонны,
втыки за уклоны,
та же
_____чушь контор,
тот же чувств картон
и один язык
________для народа:
___________________ЗЫК...


ПЕРЕХОД ВТОРОЙ. КРУГОВОРОТ ИСТОРИИ

 
Истории климат там был не для хлипких.
Он весь заключался в различных ошибках —
_____идейных,
__________военных,
_______________судебных,
____________________чиновных —
и в их устраненьи при помощи новых.
Читатель!
Признаюсь, что я сплоховал.
Был длинным-предлинным
наш первый привал.
Нельзя наделять нам привалы
такими большими правами.
Дай волю привалам –
все время пожрут,
нескоро нам с вами
окончить маршрут.
Опять же – обилье
высоких материй
для нас обернулос
темпа потерей,
свело на трагический трёп
с простых туристических троп;
я в пафос скатился,
как тесто раскис,
о лапте российском
затеяв эскиз.
Но я – спохватился!
Долой,
_____отвалите-ка,
стихи о лаптях
и иная политика!
К чему этот вопль о властях?
Они ведь того не простят.
Зачем их дразнить
партизанским наскоком?
Хочу заменить
телескоп – микроскопом.
Хочу изучать
не слонов, а эвглену.
Я глупую лупу
возьму как эмблему.
Пусть эта сатира
нас вдоволь потешит
не светом светил,
а уродством простейших.
Не буду писать
о крупнейших событьях.
Я их не замечу,
сумею забыть их.
Не будет решений великих,
этапных.
Не будет мишеней из ликов
масштабных.
Отброшу я мысли
о судьбах страны.
Мне хватит
моих кривичей и Двины,
их будничных дел,
их обычных поступков.
Я – физик.
Чуть-чуть
_____по картонке постукав,
увижу
_____в железных опилок сумбуре
и сгустки полей,
_____и магнитные бури.

Revenons a nos moutons.
Мы закончили на том,
как обрадовался князь,
с народом воссоединясь...
Он поспешно отменил
безвластье непристойное,
он декретом объявил,
что началась история...

Поначалу нарочито,
но стерпелись кривичи-то
приникать к тому горнилу,
где Историю куют,
привыкать к тому гарниру,
под каким ее дают.
Для начала
_________кривичи –
только спрыгнули с печи –
землю удивили:
был у них
_________усатый батя –
взяли батю, слов не тратя, –
чучело набили!
А что был при бате дьякон –
шуганули, чтоб не вякал!
Хлеб на лысине взрастили,
край блинами замостили,
жучку в небо запустили...
Свой собор рожком подбили
и пустили с молотка,
а корову разрубили
ради мяса-молока:
зад два раза в день доили
да сливали наземь,
а перед во щах варили
и кормились с князем.
А парням пообещали:
приходите к нам за щами.
А пришли, так щей не дали
и еще взашей прогнали.
И под колокольный звон
сена стог встречали.
А в Москве среди ворон
враз свою признали.
А Двину-то загатили,
в сине море превратили,
по канавам развели
и лягушек развели,
да особую породу:
чтоб предсказывать погоду.
Долотом ерша удили!
А постом мыша водили
на канате всей толпой
на море на водопой.
Лед соломой растопили,
нож о воду иступили,
под столом, устав с дороги,
перепутали все ноги.
Рукав к жилетке притачали.
Хрен с петрушкой обвенчали,
крупу толкли на обушке,
кота купили раз в мешке.
А баржу иглой прошили,
так лапшу пилой крошили,
ездили на катере,
дырки конопатили.
Кобыле пришивали хвост,
из кукурузы клали мост.
Лошадь съели,
__________да писали,
чтоб еще одну прислали.
То блоху давили миром,
то арапа мыли мылом,
раздевали догола,
отмывали добела.

... Электрон открыли где-то.
Кто-то мерил скорость света.
Кто-то множил в аккурат
массу m на с2.
Кто-то бредил Максвеллом,
кто-то сделал лазеры,
а в Задвинске –
__________максимум
на березу лазили,
за сучки хваталися,
луну достать пыталися.
Где-то гены изучали,
шло брожение наук,
а задвинцы превращали
на полях овес в овсюг.
Где-то рядом
атом в атом
люди превращали,
а задвинцы,
кроя матом,
люто поглощали
самогон канистрою
под икру зернистую,
напивались пьяненьки,
били баб нещадно,
знали только пряники
из всего печатного.
Был один “Лука Мудищев”
изо всей духовной пищи.

Тылом крепки
_____были предки:
_____медленны,
_____патриархальны.
Много лет,
_____как птички в клетке,
_____по истории порхали.
За железной занавеской
_____проживали,
_____как в вольере.
Были нравы их известны,
_____просты,
_____словно акварели.
Был их быт
_____тяжел и плотен,
из гранита впору высечь.
И казалось:
_____как семь сотен,
так пройдет еще семь тысяч.

Но что-то случилось,
p-n раскрошили? –
но что-то включилось
в сверхсчётной машине.
Она в Гималаях,
средь вечных снегов
Землей управляет
заместо богов.
Какая в ней память –
солидные кубы!
В ней вводы и вводы,
хоть выводы скупы...
Она не новейшая –
старой формации.
Она собирает поток информации
без сводок, анкет,
безо всяких бумажек.
про всех она знает,
а только не скажет.
И я не скажу, кто ее делегаты,
а только скажу:
“До чего деликатны!”
Она не грозится, она не бряцает,
она для себя для одной прорицает,
и лишь для того,
чтобы сумма сошлась –
обратная, еле заметная, связь.
Берет на себя она изредка смелость
подправить,
убрать еле видную мелочь,
с дороги смахнуть
ту крупиночку лжи,
без коей не будет чему надлежит.
Но все же имеют капризы богини:
являлись гречанки Парису нагими.
А здесь даже был не амант,
не каприз,
а просто команды
чуть-чуть не сошлись:
сказала ячейка ячейке: “Запрись!”,
а та ей: “Заткнись!” –
– вот и вышел каприз.
Машина забилась,
как в кашле зашлась,
а тут и включилась обратная связь.
И так получилось,
и так уже вышло,
что все на Двине
отразилося пышно.

Вдруг смаху
прогресс развернуло
насикось,
истории круг завертелся,
зациклясь,
событья она ухватила за холку,
чтоб их пропустить
по второму заходу,
и даже не в тот же,
привычный, черед,
а с тыла пустила – от заду вперед.
Хотя б не обратно,
хотя бы как было,
а то ведь
_____арапа,
__________блоху
_______________и кобылу,
и катер,
_____и дырки,
__________кота
_______________и мыша...
Ну, словно как в цирке
пошли антраша.
Прогресс, словно спятив,
шел задом, о Боже!..
Лишь дьякона с батей
оставил на позже...

Народ –
_____он сперва делал все
_____________________и не пикал,
как вдруг поворот –
и пошел третий цикл,
в том, старом, привычном,
первичном порядке!
Народ в изумленьи:
“Да что за загадки?
Ведь было все, было...
гляди, вон кобыла:
дай, стерва, кумыса!
А вон и араб...
Насер, не отмылся?..
А вроде пора б!..”

Программа ж –
все рьяней входила во вкус.
Столетия – за год!
Ускоренный курс!!
“Да что ж, это, братцы,
за козни прогресса?
От прежнего цикла
народ не угрелся,
намедни мы поняли эти ошибки –
и снова они же!
Уж больно мы шибки!”

...И не было щели,
куда бы забиться,
и не было дела,
в котором забыться.
Дорога на месте кружила, бугрясь.
Народ, как в бесчестьи,
в прогрессе погряз.
Взгляд пряча,
послушно он двигал историю,
как кляча,
то в ту, то в обратную сторону...

Скажу: до того приобыкся народ,
что сразу все делал он наоборот.
Приладился он
_____рассуждать от противного:
ругнут кинофильм –
поспешит на картину он;
облают роман –
значит, можно читать;
похвалят кого –
значит, химик и тать;
слова заглушают –
знать, мысль хороша...
Такие пошли
каждый день антраша.
Пошли про раскол
и про власть анекдоты,
то в рост, то ползком –
_____как солдаты на доты,
Василий Иваныч, Владимир Ильич
маразм раскрывали,
клеймили двуличь.
Мухлюя, петляя,
меняя прицел,
вещал нам с Валда
армянский акцент.
И все это вслух, о себе не дрожа...
Такие смешные пошли антраша.
Что прожито все,
_____до нуля,
__________до абсурда,
– об этом трезвонила даже посуда,
все телки мычали,
_____все раки свистели,
все толки звучали
_____о крахе системы.
Всем ясно ставало,
_____что что-то рождалось.
Старье бастовало.
_____Оно вырождалось.
Вся рухлядь,
_____жеманясь,
жухла,
_____сжималась.
Все люди считали,
со всех континентов,
что все сочетанья из N элементов:
из щей,
_____и взашей,
__________и мышей,
_______________и ершей,
петрушки и хрена,
__________кобылы и сена,
кнутов
_____и сугробов,
__________и лык,
_______________и мочалы –
давно перепробованы кривичами,
что смят и оборван
_____их древний престиж,
что этим набором
_____теперь не прельстишь,
что должен быть новый
положен основой.
Пускай арендован,
пусть на год в кредит,
пускай ерундовый,
пускай навредит,
да хоть канителью
_____на елку навешен,
плохой,
_____самодельный, –
_____но только
__________новейший.
И здесь-то
_____возник –
__________педагоги, учтите! –
из плесни,
_____из книг,
__________сам собою –
_______________Учитель.


ВТОРОЙ ПРИВАЛ

По спинам пней,
по трансу просек,
по теням сосен и берез
затеял я сегодня кроссик –
да что там кроссик –
целый кросс.
А солнце, солнце
в санках синих
свой повело автопробег,
чтоб голоснуть
за зимний иней,
за черный лес,
за белый снег.
И мы бежим лыжнею узкой,
сметая гниль и прель простуд,
за мускулом сжимая мускул:
пускай, плюгавые, растут.
Укутан в пот,
морозом выжжен,
омытый током кипятку,
по паутине плотной лыжей
свою я нитку тку и тку.
Снега порыдывают рыдмя,
когда вонзаюсь в их нутро,
а я бегу в особом ритме,
каким не бегивал никто.
_____А на лыжне синеют тени
ее подсолнечных краев,
как будто кто на белом теле
полоску ляписом провел.
_____Мне этот блеск –
подножным кормом,
мне этот бег и этот ритм -
источник слов,
источник формул,
житий толстенный патерик.
Бегу в снегу
_____в веселом ритме,
нагуливаю аппетит
напасть на власть
_____в особой битве,
где кто падет – тот победит.


ПЕРЕХОД ТРЕТИЙ. КНИГОЧЕЙ

Всякая душа властям предержащим да повинуется.

Посл. к Римл.

Между иных кривичей
жил у Двины книгочей.
Из-за угла был мешком он прибитый.
Пасекой правил. А звали Никитой.

Много держал он в чулане
книжек про землю и пчел.
Если являлось желанье,
к свету садился и чёл.

На ночь лампаду запалит,
на нос оправу напялит
и, как на ниточку пуговки,
нижет и нижет он буковки.
Смотришь – получится слово.
Чуть отдохнет он – и снова
примется буквы низать,
в слово желая связать.

Много осилил он книжек.
Нижет и нижет и нижет.
Был пчеловод – пчеловед,
стал пчеловод – человек,

стал молчалив, неназойлив,
даже что знал, то скрывал.
Мозг до коры намозолив,
в спор, не спросясь, не встревал.

Слова не скажет за вечер.
Слушать зато он умел...
Был он народом замечен,
был заподозрен в уме.

– Как-то молчит он не эдак.
– Взгляд его больно уж меток,
так и буравит и шастает...
– И уши ужасно ушастые...
– Видно, большого он разума,
слова не вымолвит праздного,
зряшных не терпит речей.
– Что говорить – книгочей...

Речи такие
__________вначале
в общем спокойно звучали,
в общем бесстрастно:
____________________пока без накала.
Но, между тем, что-то в нас
________________________иссякало:
хоть и не рвало давление пробок, –
то грозен, то робок,
_______________а рос уже ропот,
и, вместе с ним,
____________об Учителе
слухи ползли все значительней.

– Очень, мол, в книжках начитан,
знает, мол, все, но молчит он.
– Только однажды про лёгку дорогу
кинул отважный намек он народу...
– А в остальном нарочит:
губы на ноль – и молчит!

Были и скептики меж кривичами,
слыша такое,
с насмешкой кричали:
– Вот так затея: директора пасеки
произвести в корифеи и классики!
– Всякий каналья
нам вбить норовит,
что гениален
и сверхдаровит,
каждый князек, воцаряясь,
нам травит:
он уж свернет...
__________новым курсом направит...
Вожжи бы делать из этих вождей,
лучше бы не было в мире вожжей!

Кто насмехался и членами дрыгал,
кто исступленно
ругался с надрывом –
больно, мол, сладко
житье у папаши,
– ...ходит он гладкий
и медом пропахши,
а мы с матюками и стонами
все тянем-толкаем историю.
– А наши-то шкуры, –
кричали, – дублёны,
а бабы все курвы,
а девки гулёны,
а деды беззубы,
а дети в рахите, –
подите
их всех сволоките Никите...
На наши несчастья,
на дурь и на дрязги
ни в жисть не сыскать
книгочею развязки...

Спорили люди до ссоры, до боли,
до оскорбления, до мордобоя,
с криками, с драками, с бранью,
в бане, в кино, на собраньи,
спорили с доблестью
или по пьянке,
спорили в области и на Лубянке,
во пчеловоде искали, крича,
то ли
_____Христа ли,
______________а то ли хрыча,
а может, Кирилла с Мефодием,
а может, мерило к пародиям
_____на суд,
_____на права,
_____на прогресс,
_____на спирали,
что их кривичи за века насбирали.
“...Да что мы, подонки,
Никиту поносим?..
Пойдем-ка –
вдруг молвил один, – да и спросим,
о чем он молчит,
__________до чего он дорос...
Попытка не...
как бишь его... не допрос...”
Был вечер.
То краткое время, когда
уже исчезают с воды овода,
а воинство комариное
покуда из лесу не ринуло.
Под старой ракитой,
поближе к воде,
усталый Никита
курил и глядел,
как батя, набитый соломой,
пугает ворон у столовой,
как нищий Пахом
на шоссе у Двины
с дороги тайком
объедает блины,
как, грустно мыча, у колдобины
стоят половинки худобины
под лозунгом:
ВДВОЕ УДВОИМ
ВНИМАНЬЕ НАРОДА К УДОЯМ!

Все было
привычно в родимом дому.
Все было
как восемь столетий тому.
Не ведал Никита, не знал и народ,
что ныне случится всему поворот...

Из-за верей, из-за копыл,
из-за ворот с укосиной
вдруг свист и гомон затопил
вечернее спокойствие.
Из-за ворот, из-за копыл
вдруг – разнобой и гвалт толпы:
– Эй, Никита-книгочей,
отвечай-ка нам: ты чей?
– Что забился в щель?
Вылезай, кощей!
– Вылезай, кощей,
похлебай-ка наших щей!
– Блудодей, атеист,
от людей не таись,
не дрожи в сенцах,
подожжем в сердцах...
– В бога мать да перемать,
зажирели в теремах!
– Вылезай-ка подобру,
а то влезу подберу...
– Кончай ломать комедию,
а то мы как с кеннедею...

Никита вздохнул: “Вот и час мой... А жаль...”
Удары
_____сердца
__________услышал,
рубаху оправил, на клямку нажал
и вышел.

– Ты не трусь, не трусь, милой,
загодя не вешайся,
что народ тут намолол, –
это от невежества.

– Мы, Никита, не со злом,
мы покамест с просьбою.
Стань, Никита, наш заслон
перед силой грозною.

– От событий нищеты,
от движения тщеты,
от вращень
отвращенья,
от прогресса защити!
– Помоги, заступник,
их круги пристукни!
– Все народы как народы,
только мы как те уроды.
Есть в Аравии король,
есть в России Сталин,
а у нас нет никого,
чтоб задачи ставил...
– Есть во Франции де Голль,
есть на Кубе Кастро,
а у нас на нашу боль
не видать лекарства.
– Научи нас, Никитай,
во кручине не кидай...
– Стань учителем у нас,
запиши нас в первый класс,
загибай салазки –
мы на все согласны,
только делу научи...
Так шумели кривичи...

...Медленно тухли в груди перебои.
Вновь
_____стало оранжевым солнце рябое.
Смысла предсмертного лишена,
с неба спускалась на мир тишина.
Вот сквозь нее притекли, накатили
лиц негативы и слов негативы,
лишь по-кавказски сверкали белки,
словно клыки
__________или словно клинки,
в блеске и лязге
страстей непочатых.
Но вот негатив стал давать отпечаток,
как будто трудилс
невидимый резчик:
знакомые лица, знакомые речи,
знакомое чучело при ресторане,
знакомые люди кричат:
“Христа ради!”

– Христа ради, Никитай,
нам понятья накидай,
мы же люди, не Китай!
– Есть у галлов свой де Голль,
и взгляни на галла:
ходят, гады, хвост дугой,
галлам горя мало...

– Есть в Берлине свой Адольф,
____________а у римлян – Дуче...
– Где ж из наших-то рядов
____________наш, советский, Дубчек?
– Есть в Аравии король,
____________есть на Кубе Кастро –
будь у нас на эту роль,
заступай на царство...

Натужно на ум приходили слова,
недружно, неверно,
несмело сперва:

– Конечно... но только...
зачем же шуметь...
да что вы, родные...
да мне не суметь...
я больше по пчелам...
я, братцы, не знахарь...
вестимо...
житье у нас нынче не сахар...
невесел маршрут,
по какому идем мы:
загибы, уклоны,
крутые подъемы.
Ну что за кривая – одни перегибы,
все шишки и шишки –
хоть раз пироги бы.
То шьем мы, то порем.
Скверним алтари.
Так худо, что впору
идти в бунтари...
Но я не хочу
начинать сабантуй,
но я не вскричу:
“Подымись, забунтуй!”
История, –
это, брат, штука, претонкая.
То гнется подветренно,
то прется трехтонкою.
Ее колею не заложишь бревном.
Ее D t не заложишь в бином.
Ее никому обойти не дано.
Гони ее в дверь –
она влезет в окно...
Оставьте ж ее:
что случится – случится.
А мой вам совет –
начинайте учиться.
Пусть каждый пастух,
хлебопашец, кочевник
рванется к науке,
откроет учебник.

Пускай на досуге
крикун и бунтарь
к тетрадке в косую
придвинет букварь.
Пускай свое горе
зальет в Пифагоре.
Распластанность тела
и немощь души
пускай заглушит теоремой Коши.
Про тьму, про тюрьму
пусть не тянет он Лазаря –
пусть лучше ему
подчиняются лазеры.
Пусть не за права,
не за волю он борется,
а за справедливость
условия Лоренца.

Пускай кривичи
не идут в франкмасоны,
а пусть у гречихи
сочтут хромосомы.

Забудем века
просвещенья в Потьмах,
добьемся пока
проясненья в умах.

Твой вождь по закону
тебя обобрал,
а ты преспокойно
берешь интеграл.

Тебя альгвазилы,
любя, отгвоздили,
а ты нос утри
и уткни в SU3.

Отдайте ж,
вручите властям предержащим
все прошлое ваше
со всем настоящим,
на похоти ихни, на темны дела
вручите свои животы и тела,
ищите зато над природою власти,
влезайте в нутро,
в сокровенное влазьте,
творите свой мир,
где ученье в разгаре,
и вы создадите своими мозгами,
своими трудами, своими руками
на ихнюю косу –
надежный свой камень!

Наука – как птица,
как танк,
как борзая:
Двиною промчится,
на древность дерзая.

Удел революций,
свободность речей,
видать по всему,
не для нас, кривичей,
ни место, ни время,
видать, не приспело им
давайте ж хотя бы научную сделаем.

Ступай же, народ,
расходись по домам,
в сидячий поход
кривичей подымай.

Корпите!
Копите!
Наукой владейте!
И вы победите!
Идите же, дети!


ТРЕТИЙ ПРИВАЛ


...Опять я при деле,
опять я завелся.
...Истории дебри...
...Веселые версты...
Опять я дорвалс
до вкусных поэз,
опять я назвалс
и в кузов полез,
опять я за вирши,
опять я на поиск.

Опять я, как выше,
поплел свою повесть.
Опять, как сначала,
я взялся за дело.
В ушах зазвучало,
в руках зазудело.
Сверкает огниво,
дымится мой трут...

...Плескаясь лениво,
струится мой труд,
покамест по плавням,
да сквозь верболоз,
пока не о главном,
а что набралось.
Но все, что скопилось,
поэмы клешн
взбодрит, растопырясь,
и шмякнет плашмя.
Скреплю, что примстилось,
слеплю, что наплел,
и стукну об стылость,
как об стул дуплём.

...Я долго транжирил
себя по-пустому,
ходил по ранжиру,
не ведал простору,
писал я с апрел
работу, в которой
искались запреты
в системе протонов,
трудился тяглом
на подножном корму,
аж скулы свело мне,
как съевши хурму.
Мычание в горле,
потуги, потуги, –
а перлы не перли,
а прели, а тухли...

А нынче я, братцы,
совсем не таков:
добрался,
_____дорвался опять до стихов!
Ей-богу! В натуре!
Я дожил! Я дожил!
Я Гоголь! Я Тувим!
Я тоже, я тоже!
Я снова писатель,
маньяк от стихов...
Ну, гады, спасайтесь,
да прячьте хохол:
ходить вам без чуба,
трещал ваш бобер!
Свершилося чудо:
он снова попер, –
со скрипом, со с криком
сквозь косность и стыль,
– мой жадный до рифм,
мой варварский стиль.


ПЕРЕХОД ЧЕТВЕРТЫЙ. СИДЯЧИЙ ПОХОД

Raffiniert ist der Herr Gott,
aber boshaft ist er nicht.__

А.Эйнштейн

Проносились лимузины,
на развилке тормозили,
на прохожих под рогожей
озирались, рот разиня.
Мимо радуг ливень падал,
дождь по лужам крупно прыгал;
шел пропагандистский кадр,
плешь и плечи скрыв под лыком.
Дождь стрелял как мотоцикл,
поясницы дождик ныкал,
слезно нылось поясницам,
слезы, слезы по ресницам...

Шло немного по дорогам,
по шоссейным, вдоль кюветов,
мимо чайных и острогов,
мимо ферм и сельсоветов.

Им внимали, торопея,
говорили, что сектанты.
Из различных корифеев
приводили им цитаты.

Их
__внимательные дяди,
не вступая в пререканье,
обвиняли в тунеядье,
отправляли в Туруханье.
Мимоходом, беззаботно,
нудно, словно бормашины,
подло, как из-под забора,
их газеты тормошили.
И еще из-за заборов,
в предвкушеньи пасть оскалив,
своры отставных майоров
своры псов на них спускали.

Им
___держава
_________все клозеты,
весь
____подспуд свой раскрывала:
от подвала Литгазеты
до Лефортова подвала.
Но,
__презревши пресс репрессий,
за апостолом апостол
стены градов,
_____стогны весей
брал с нахальством и упорством.
Вековой ломая фатум,
шли мессии,
_____грязь месили,
по трактирам и по хатам
ново слово разносили.

Дерзновенно и невинно
вдоль Задвинья шла лавина,
шла лавина новой веры,
наливая алым вены.

Шли пророки новой схизмы,
обивая все пороги,
заходя в ЦК и избы.
Вот что молвили пророки:

“Вместо пакостных пародий
на движенье, на развитье
повернитеся к природе,
прямо в очи ей воззрите.

И тогда совсем друга
вам откроется дорога,
ведь, природу познавая,
вопрошаете вы Бога!

Знайте ж, братья:
то неверно,
что невидим лик Господень,
ибо Он ежемгновенно,
каждоместно к нам нисходит.

Не почил Он на покое:
дескать, создал мир, так вправе...
Нет, безделие такое
не в Его Господнем нраве.
Не пирует Он в веселье
там, среди небесных хлябей
(это все поповские выдумки)
– что ни утро, Он со всеми
перевешивает табель.

Не над прахом поколений
бородой своей трясущий, –
Он – в пылу, в жару явлений,
в них живет Он, им присущий.

В час последний, в медь закован,
Он не грянет нам сиреной,
– (это тоже поповские выдумки), –
Он – в гармонии законов,
управляющих вселенной.

В красоте японских рыбок,
в кутерьме метеосводок,
в звездах
и в дезоксирибо-
_____________нуклеиновых кислотах,

в превращеньях К-мезонов,
в каждой капле, в каждой лемме,
в самом маленьком явленьи
наш Господь реализован.

ВСЯК ПОНЯТЬ ЕГО СПОСОБЕН:
ИЗОЩРЕН ОН, НО НЕ ЗЛОБЕН!

Видишь: рябь от ветра в лужах
покрывает воду вязью.
Эти волны, можбыть, служат
для Него обратной связью!
И когда W -
распадается каскадом,
– мож быть, это Он не вынес,
дал нам знать своим распадом.

Человече! Научися
понимать язык Господень,
шелест листьев,
прелесть чисел,
красоту открытая истин.
Станешь ты тогда свободен”.

Видно, в жаждущую почву
залетел Никитин вызов,
закрепился в почве прочно,
вырос,
вытянулся,
вызрел.
И летели, как по полю,
семена подпольной мысли,
и в науку всей толпою,
всей Двиною люди вышли.

Мальчишки с девчонками
задачки защелкали,
девки с парнями
схемки паяли,
дети что-то лопотали
о красотах Лопиталя,
сватьи бабы-бабарихи
разгребали логарифмы,
не скучали бобыли,
изучали группы Ли.
Пахарь, вставши спозарань,
обращался к тензорам.
Не поев, не попив,
он корпел, он копил,
в тайны света проникал
и – не сеял не пахал.
Не пахал он и не сеивал,
свет на свете все рассеивал,
при лучине вычислял по вечерам
вклад в рассеянье
квадратных диаграмм.

РЫБАКИ не забрасывали сеть, –
БУРБАКИ изучали они.
НЕ ЕРШАМИ наживляли перемет,
А РЕШАЛИ уравнения взахлеб.
НЕ ЛЕЩАМИ угощали народ,
А ВЕЩАЛИ с высоких трибун.
НЕ ЛИНЯМИ любовалися,
А МЕНЯЛИ переменные.
НЕ СО ЩУКАМИ спешили на базар,
А НАЩУПАЛИ критерий c 2.

Забыл скотовод про корма,
раздолбал теорему Ферма.
Вычисляя вихрь и поток,
позабыл пастух про батог...
Расширяли кольца алгебры
бабы вечером за прялками...

И не хаживал купчина в магазин,
он окрашивал фуксином миозин,
размышлял над связью ионною
и над важностью еенною...

На нужду народ не сетовал,
прямо с Господом беседовал.
Он к источнику наук приник.
Вместо хлеба грыз наук гранит.

...Лишь столетние старухи,
лежа косно на печи,
не одолев гранит науки,
грызли просто кирпичи.
Очень странное явленье,
посмотреть со стороны,
представляло в это врем
население Двины.
Всяко дело-ремесло
снегом белым занесло,
поросло крапивою,
покрылось энтропиею.
Опустели все базары,
все трактиры, все вокзалы,
и супружески постели,
как базары, опустели,
люди бросили женитьс
и не сеяли пшеницу,
не палили кабана,
говорили: “На хрена?!”

Им-то что, а вот в казне-то –
недород: доходов нету.
Все пустей она, пустей,
как базары, как постель.
Началося понемногу
шевеление властей:
отправляя в отделенье,
выражали удивленье,
закатав в Тьмутараканье,
вслед кидали нареканье.

НАРЕКАНЬЕ ВЛАСТЕЙ АПОСТОЛАМ

Ах кончали бы вы голубчики свои задрочины
по вашей милости получки с покрова не плочены
вы бы мягче вы бы тише больно жестко стелете
ведь у меня сам-сём детишек люди вы аль нелюди
да незаконных не соврать не менее как пятеро
ах ты мать да мать да мать да не могу нематерно
мне надысь иван парткомыч оказал конвертой помочь
разодрал конверту я а на поверку ни копья
ну ни копейки ни гроша опешил тут буквально
а благодарность выража да грамота похвальная
выходит мне да ваши штуки на своем тащить горбу
так видел ваши я науки в белых тапочках в гробу
ой не блажите мужики вас ждет конец безрадостный
известно всем что ваш Никита был агент израильский
а мы добры покуда с вами учим по-отечески
так откажитесь лучше сами от научной нечисти
не дурите мужики не ходите пороты
не дерите вожаки к небу свои бороды
не ходите под углом не катитесь под уклон
А ИДИТЕ-КА ЛУЧШЕ РАБОТАТЬ...
труд известно дело чести
так трудитесь честно вместе
и создаст ваш труд обилье
может сказку сделать былью!




Но как ни угрожали тому или иному апостолу,
как ни колотили кулаком по столу,
по мозгам,
по челюсти,
как ни расписывали узаконенной прелести
движения по развертывающейся спирали,
но только время напрасно теряли.
Все упорнее, все сильней раз от раза
расходилась научная зараза,
и уже никакие меры не помогали
(потому что самое начало проморгали).

Увидала власть, что дело худо,
что налоги не поступают ниоткуда,
что спасти ее может только чудо,
что все запасы скоро она съест –
и решила созвать народный съезд.

Привела в действие аппарат,
провела местные выбора,
потом районные,
потом удельные,
покритиковала себя за отдельные,
и в обстановке всенародного,
в условиях свободного
(и так далее, не стоит 
__________тратить времени на цитаты)
выбрала себя в депутаты.


ЧЕТВЕРТЫЙ ПРИВАЛ


А за стихи платили деньгами.
Расценки были, был стандарт.
И те, в ком не было стыда,
они стихи за деньги делали.

Они их не читали девушкам,
как водится среди ребят,
а было все равно им, сделавши,
на что стихи употребят.

Они их издавали книжками,
забыв порядочность и стыд,
словами нужными и пышными
забив печатные листы.

Восторженно в стихах кудахтали.
Давали править их редактору.
Кромсали ради тиража.
Равнялись, линию держа.

А песни пели ради радио,
заради разных передач,
подачек ради, ради дач,
а не рыдая, а не радуясь.

Но было плохо без поэзии,
была без песен пустота.

И вдруг она меж нас прорезалась
легка, естественна, проста.
Из толчеи, из шума города,
всей жизни нашей сволочной –
возникла, в мир величиной,
запела так, что любо-дорого.

Она запелась, словно в древности,
собою полня города.
Она рождалась по потребности
и выпивалась как вода.

Меж двух замеров электроникой,
меж двух уроков в перерыв
моря поэзии нетронутой
мы открывали, переплыв.

Ставали физики поэтами,
учителя, врачи, юнцы.
Стихи, стихи пошли-поехали,
распутывая все концы.

Они звучали электричками,
с гитар оттаявших сочась,
они казались эклектичными
и просто слабыми подчас.

Но никли, кто писал за никели,
пред этой уличной строкой,
перед поэзией людской –
мы их затюкали, заныкали.

Но упадало
возвеличенное,
обдуманное, оглавличенное
искусство в рубль строка ценой –
пред нашею глухой стеной.

И были голы короли,
перед судом людским представшие.
И жизнь,
и правда,
и бесстрашие
опять в поэзию пришли.


ПЕРЕХОД ПЯТЫЙ. ПРАЗДНИК ВЛАСТИ НАД ЛЮДЬМИ

Пусть сапёрничают все ученые.

Мао______

И вот к казне, к ее порогу
в указанный в мандате час,
чтоб новый стимул дать народу,
вся власть согласно собралась.

Идут, дородны и мордаты,
как за баржой бежит баржа,
перед собой свои мандаты
как животы свои держа.
Идет элита-разэлита.
По лицам благостность разлита.
Как глянешь – сразу тошнота
подступит к низу живота.
Идут багровы, краснолицы.
Гнут, как подковы, половицы.
Собой подряд ряды багрят.
Трещит и гнется кресел ряд.
Им тесен зал, им тесны кресла,
не лезет зад, не лезут чресла,
ни повернись, ни заелозь –
откуда это все взялось,
зачем сошла, по воле рока,
на ихню голову морока?!..

...Волнуется за рядом ряд,
гудят ряды, себя корят
за то, что малость опоздали,
что сразу бунт не обуздали,
готовят этому дерьму
процессы, каторгу, тюрьму
за их научное хлыстовство,
за их гандизм,
за их толстовство,
за их заморский саботаж,
за их за мерзкий за бунтаж.

Вдруг – удивительное дело
еще сильнее загудело,
сгустился, слился в унисон
гул возбужденных голосов.
Гудят, как трутней полный улей.
Что там за слух пронесся пулей?
Велят очистить, что ли, зал?
Докладчик, что ли, мысль сказал?

Нет, нет, еще и съезд не начат,
не тронут на столе графин;
еще не спрятался докладчик
за ним, как снайпер-белофинн;
еще не поднята властями
правленья первая бразда;
еретикам еще не стали
давать партийного дрозда;
еще идейные драгуны,
вопя, не кинулись с трибуны;
еще улыбочек лучи
не рассыпали п...ервачи, –
а зал гудит.
__________И неспроста:
партийной тайне в разглашенье,
пронесся слух из уст в уста
о том, что НАЙДЕНО РЕШЕНЬЕ.

Нет, невозможна тишина.
Весь зал волнуется, судача.
Неужто вправду решена
такая важная задача?
Ужель опять кормило власти,
что столько лет кормило власти,
наполнит злачная струя,
родная, смачная, своя?!
Ужель опять они наладят
то, чем вертели дед и прадед,
ужели снова оснуют
за те проценты и промилле,
что полагались при кормиле,
себе и сытость, и уют?

– за это место у кормила
готовы мы отдать полмира
– ух братцы что за аппетит
наголодались аж мутит
– глянь сразу хлебушком запахло
– эй кто так шутит что за падло
кончай могу и в рожу дать
кому шутить пришла охота
– да это ик вот тут икота
отрыжка прошлого видать
– я лично правил только вправо
а что
_____стесняться что ли право
и так забот невпроворот
не до приличий
– это зря вы
хороший левый поворот
порой пользительней чем правый
бывало оттепель введешь
зашебуршится молодежь
поставит острыми углами
вопросы
выдвинет программы
давай мечтания плести
глядишь новаторство в чести
стишки абстрактное искусство
смешки и прочее паскудство
простор
восторг
ажиотаж
виденье новых смелых курсов
а ты их раз на карандаш
да под конвой да счетом в кузов
а сам обратный поворот
– подхода требует народ
– правленье требует умень
– нет ты народ сперва уважь
пойми души его томленье
а после можно и реванш
– и все ты врешь и все ты врешь
заматерелый обскурантщик
теперешняя молодежь
да разве та она что раньше
где их порыв где их идейность
где цельность прежняя и дельность
вот прежде это молодежь
бывало на расстрел ведешь
так видя что уже каюк
что самая осталась малость
интернационал дают
неизгладимо получалось
а нынче разве молодежь
один мудёж
– ты малый прав не тот масштаб
народ мельчает к сожаленью
вот ты возьми к примеру баб
(всеобщий скрип и оживленье)
я вот взял на днях одну
и на лодке за Двину
ну как водится в заливчик
ну как водится за лифчик
боже
плоская как стол
плюнул я да прочь пошел
говорят что нет свободы
эх да мне бы их заботы
что свободы нету баб
– верно кум
– не тот масштаб
– не тот размер
– размах не тот
– а у меня на днях с одною
– хотите свежий анекдот
про рабиновича с женою

Скрипят ряды, улыбки скалят,
догадки разные плодят
и, не стерпев, слюну пускают,
и в нетерпеньи аплодят...

...Ах ты, барыня-сударыня моя!
Как слеталась, сталбыть,
стая воронья.

Словно бабы
распродаться на торгу,
словно барды
состязаться в МГУ.
Собирались, ворон к ворону,
не для свары, не для кворуму,
расседались потеснее на суках,
заедались на бесснедье, на закат,
на отсутствие
дальнейших перспектив.
Очень грустен
был у бардов бардактив...

Самый бравый их вороний генерал
вдруг завелся, закартавил, заорал.
Он представил план спасения,
что ни слово – злато-серебро,
злато-серебро да скатен адамант.
Штуку верную приладил атаман.
Быть им вновь
при интересе при своем...
Ах, давайте же на радостях споем!

Ну-ка, ворон, дружным хором
выйди песню петь на форум,
споем Барыню
за компанию.

Ах ты, барыня-толстуха,
каблуками стук-постукай,
грохни по мосткам,
словно по мозгам.
Выйди, барыня, налево,
выкинь, барыня, колено,
взвизгни весело,
выдай песенку...
Выйди, барыня, направо,
выплынь на люди, как пава,
плавай, плавай, не плошай,
нас, шалава, ублажай!
А барыня заболела, –
ни направо, ни налево.
А у барыни болезнь,
в животе ли что ли резь.
– А ты, барыня, полегче,
а то барыню полечим.
Мы ведь тоже не просты,
тащи барыню в кусты.
– Я на барыню как кочет,
а барыня-то не хочет.
Я под барыню как змей,
вопит барыня: “Не смей!”
– Эй вы, парни, не взыщите,
легче барыню лечите;
пока лечите –
покалечите...
– Уходи-ка с богом, старый,
уходи, не стой, как статуй,
нам под руку не кричи,
мы не первый год врачи.

– А барыню за крапивой
а барыня завопила
а барыню у крыльца
а барыня смеёца

– А барыню за телегу
а барыня взматерела
а барыню за дрова
а барыня здорова
легла барыня на сене
а у барыни веселье
а у барыни веселье
неизвестное доселе
три деревни два села
а барыня весела
а барыня весела
заплясала-завела
повела она плечами
извела она печали
а барыня барыня...

...Праздник в стане воронья,
не спортивный, не престольный,
а п...остыдный, непристойный,
от которого тоска, –
праздник первого куска,
праздник первого жеванья,
исполнения желанья,
окончания поста, –
свальный танец живота.
И,
__собою солнце застя,
коромыслом задымил
праздник власти,
праздник власти,
праздник власти
над людьми!

– Стук да стук, да перестук,
а мне, право, недосуг,
я не лодырь-скоморох,
мне делов невпроворот.
– А делов делов делов-то, –
генерал придумал ловко, –
мы не станем на рожон,
мы их стадом запряжем.
– Мы не ломим, мы не спорим,
мы ягломов засупоним.
Если сделать все умно,
будет полное гумно...

...Гуще дыма коромысло,
пляшут власти сноровисто,
свищут,
_____топают,
__________частят,
хвалят двинцев,
__________не честят:
– наши двинцы не таранты
наши двинские таланты
светлы головы
сердцем голуби
– да и мы не обскуранты
чем годны для нас таланты
сразу поняли
засупонили
– мы ученого коллегу
запряжем в свою телегу
нынче все у них равны
а мы подарим им чины
– чтоб державным он основам
не грозил умом и словом
чтоб не трогал наш уклад
спустим мы ему оклад
– мы введем и цель и стимул
мы совет дадим расти мол
от покоя не растай
над собою вырастай
чтоб не млел как блин в сметане
чтоб не цвел наглец цветами
чтобы истины нахал
без корысти не искал
– мы подымем их на стебель
мы введем и чин и степень
чтобы были все цветы
самой разной высоты
– мы дадим им хлеб и избы
лишь бы был порядок
лишь бы
и для нас для воронья...

– ах барыня барыня!!!..

Власти барыню плясали,
лес и долы сотрясали.
Вверх взлетал вороний грай,
оглушал свободный край.
Несся краем обалделым,
заставал людей за делом,
за их сладким торжеством –
за беседой с божеством.

И еще не знали люди,
что:
что было, то и будет,
что прогресса колесо
снова с места понесло,
что опять их ждут спирали,
что опять начнется ралли
на машинах
_____вдоль кольца
без начала и конца,
что опять нечистой силой,
сверхмарксистской,
прогрессивной,
им дороги замело,
их в сугробы завело,
что локальный двинский демон,
ихний личный бес хромой,
им обратно свинство сделал,
развернул вперед кормой,
что опять он, н? смех курам
обряженный в дикт и жесть,
на страну свою
__________Тимуром
налетит рубить и жечь,
что сверхсчётная машина
свой ремонт не завершила,
и до блоков их широт
не дошел еще черед,
что хоть в местном Нью-Париже
станет уровень повыше,
но в основе, как ни кинь,
будет все равно Пекин,
что еще заставит Дуньку
поплясать под ихню дудку
эта стая воронья...

Ах барыня барыня!


..

МЫ У ЦЕЛИ


Я читывал Сэлинджера
и слышал имя Пруст.
Сам человек солидный
(вперед людей не прусь).
Я не из фармазонов
(не был, не слыл треплом)
и, в общем, образован
(смотрите, вот диплом).
Кончал физфак когда-то,
учился, вырастал,
стремился вдаль куда-то,
а после перестал.
Поверхностен (покаюсь),
но иногда неглуп,
в науке я покамест
еще не полный труп,
люблю решать задачки
(пишу, мозги чешу),
а клюну на подначку,
так трудную решу.
Ну, в общем, я не дурень
(хотя и не ахти...)
и нa людях культурен
(хотя и не актив).

И все ж,
и тем не менее,
я безнадежно слеп,
когда иду по времени,
когда ищу в нем след,
когда веду стихи свои
по временной оси,
провозглашая истины
о коренной Руси.
Порой решишь: он найден,
к ее мытарствам ключ,
но вся разгадка – на день,
и снова гаснет луч.
И снова смотришь слепо,
как глупое ягня,
на стихотворный слепок
и думаешь: “Фигня!”
И вновь не видишь смысла,
а лишь один абсурд,
невежества и свинства
над правдой самосуд.
И, в сотый раз балде
над древним чертежом,
не вижу в нем идеи я,
а вижу черт-те-шо:
торчит, как над Арменией
_____массивный Алагёз,
несчитаный,
_____немеряный,
_____всесильный Алогизм.

Я вновь, набравшись храбрости,
черчу чертеж Двины,
набрасываю абрисы,
что всем-всем-всем видны,
что даже и младенцами
усвоены давно,
а цели,
_____а тенденции
не вижу все равно;
ее не вижу участи
(провал, видать, в мозгу),
предел ее ползучести
промерить не могу,
вперед посмотришь
– мать честна! –
не разглядишь ни зги...

...Так смею ль в этом качестве
я засорять мозги?
Нет, не такой, читатели,
вам нужен поводырь:
решительный,
блистательный,
глазастый
_____богатырь,
чтобы читал грядущее,
_____как праздничный плакат,
чтоб позади идущему
_____казался путь покат!
А я
бросаю шестерни
__________педалями вертеть!
Кончай же путешествие,
_____туристская артель.
Маршрут, что ты проделала, –
_____неслыханной красы:
от нулевых пределов
_____по временной оси.
Туда, где нету ходу,
_____прошла ты вслед за мной
по временному коду,
_____развертке временной...

...С шумом, с плясками, с задором
я довел вас, увлеченных,
до того, что за забором, –
до республики ученых,
окруженной
отовсюду
следовою
полосою
и
дозорных
крытых
будок
деревянной
антресолью,
сетью
фотоэлементов,
зуммеров оркестром струнным
и десятком километров
всяких там спиралей Бруно.

Все Задвинье оградила
власть огромною спиралью,
даже в речку напустила
рыбку хищную – пиранью,
чтобы не было контакта,
чтоб дистанцию держали,
чтоб, как было уж когда-то,
к белофиннам не сбежали,
да и сами бы соблазна
у крестьян не породили.
И живем мы здесь согласно
– не в тюрьме, но в карантине...

Тут работают жрецами
– как авгуры – кривичи,
острым взором проницая 
мирозданья кирпичи.
И едва разгадку встретят,
силу новую найдут, –
а уж власти тут как тут:
застолбят и засекретят,
и создателя отметят –
во светила возведут.
А не сладок разве стимул –
сделать вклад и стать светилом?
Этот стимул просто клад:
все дают за вкладом вклад...

Есть во храме зал огромный,
в этом зале – сейф укромный,
в этом сейфе – длинный ящик,
сверху надпись: “Для входящих”.
Вклад получат, ящик вынут,
вложат внутрь – и вновь задвинут,
сейф захлопнут, звякнет ключ
и закапает сургуч,
и закроется отверстье –
тут секреты все на месте,
не у Господа в горсти –
их отсюда не свести...

...Здесь друг с другом все знакомы
до зевоты, до оскомы;
видя новое лицо,
выбегают на крыльцо,
вычислять бросают вычет,
обсуждают, пальцем тычут,
забывают про дела,
провожают до угла –
здесь к пришельцам не привыкли...
Ну и что ж!
А мы – проникли!
Мы здесь с вами поживем,
погуляем,
поглазеем,
пошуруем по лазеям,
хлеб задвинский пожуем...
– Да, но хлеб,
НО ХЛЕБ ОТКУДА?
Кто их кормит?
Что за чудо?
– Эх, читатель, милый друг,
а забыл ты про старух?!
– Про каких?
– Про тех, столетних,
неспособных, распоследних –
тех, кто, лежа на печи,
грызли молча кирпичи?!
Им-то власти и велели
потрудиться, поднажать –
на пути к заветной цели
хлебом всю Двину снабжать...
Все, как видишь, гармонично,
все задумано отлично:
эрудиты Бога славят,
власти ими мудро правят,
а старухи –
хлебом с квасом
заполняют брешь.
Так что, братец, не стесняйся,
ЕШЬ!

 


© Г.Г. Копылов
Воспроизведено по тексту, любезно предоставленному VIVOS VOCO! Г.Г. Копыловым.

Этот текст отвечает изданию:
Г.И. Копылов. Четырехмерная поэма. С послесловием и комментариями К. Любарского и Г.Г. Копылова.
М.: УРСС, 1999 - 120 с. (ISBN 5-88417-174-9)


 
Четырехмерная поэма Об авторе


V.V.
Январь 1999