ПРИРОДА

Новые книги

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12]

НОВОСТИ НАУКИ

Открыто новое шаровое скопление
Измерен Харон - спутник Плутона. Сурдин В.Г.
Нанохимия
На границе раздела двух жидких фаз. Румянцева С.А.
Массив сверхдлинных углеродных нанотрубок
Углеродные нанотрубки помогут вырастить новую кость?
Червяги выкармливают детенышей. Семенов Д.В.
Экосистемы прибрежных акваторий Белого моря. Померанец К.С .
Мегацунами на заре цивилизации. Никонов А.А.
Палестина - «колыбель садовода»?
Гигантская бегающая птица

Астрономия

Открыто новое шаровое скопление

Шаровые звездные скопления - одни из старейших жителей Галактики, поэтому любая информация о них важна для исследований ранней эволюции Млечного Пути и его окрестностей. Сейчас в Галактике известно около 150 шаровых скоплений, но полное их число оценивается примерно в 500. Столь низкий процент открываемости объясняется отчасти тем, что шаровые скопления в среднем далеки от Солнца. В диске Галактики обнаружению шаровых скоплений мешает, помимо расстояния, также межзвездная пыль.

Поиск шаровых скоплений в этой части Галактики требует наблюдений в инфракрасном диапазоне, и такие наблюдения сейчас стали доступны. По оценкам Х.Мойзингера (H.Meusinger; Тюрингская обсерватория, Германия) и его коллег из Великобритании, в окрестностях Галактического центра должно быть около 10 ранее неизвестных шаровых скоплений; ими организована специальная программа поиска этих объектов в базе данных обзора 2MASS (Two Micron All Sky Survey - Двухмикронный обзор всего неба), который осуществлялся в ближнем ИК-диапазоне.

Выделив около десятка кандидатов, астрономы затем провели тщательные наблюдения каждого из них на Телескопе новых технологий (New Technology Telescope, NTT) Европейской южной обсерватории (Чили). И один из этих кандидатов действительно оказался похож на шаровое скопление! На картах обзора 2MASS он кажется скорее туманностью, но на снимках NTT с высоким разрешением эта «туманность» распадается на тысячи звезд.

Новый объект, получивший временное обозначение FSR 1735, представляет собой сферически симметричную группу звезд поперечником около 2 пк и массой примерно в 65 тыс. M¤. Эта группа звезд удалена от нас на 10 кпк и характеризуется пониженным содержанием металлов (примерно 10% от солнечного). Все это - классические признаки шарового скопления. Теперь для окончательной уверенности осталось определить возраст FSR 1735.

Находка ученых из Германии и Великобритании говорит о том, что в «запыленных» областях Галактики действительно скрываются не только рассеянные скопления, которые по данным инфракрасных обзоров открываются чуть ли не сотнями, но и немало шаровых скоплений.

Планетология

Измерен Харон - спутник Плутона

В 2005 г. произошло очень редкое событие - покрытие звезды спутником Плутона Хароном. Тень спутника прошла по поверхности Земли в районе Южной Америки. Наблюдая за этим явлением одновременно из нескольких обсерваторий, астрономы смогли с высокой точностью определить размер и среднюю плотность Харона (поскольку его масса известна довольно точно), а также существенно ограничить возможность существования у него атмосферы.

С 1978 г., когда был открыт Харон, пару Плутон-Харон считают не планетой со спутником, а двойной планетой. Ведь Харон всего лишь вдвое меньше Плутона по размеру и только в восемь раз уступает ему по массе. Чтобы понять происхождение этой пары, нужно определить внутренний состав карликовой планеты (Плутона) и ее гигантского спутника - Харона. В первом приближении о составе тела свидетельствует средняя плотность его вещества, которую легко вычислить, зная массу и размер тела. С массой проблем нет: взаимное обращение Плутона и Харона позволяет легко вычислить силу их притяжения друг к другу, а значит, и массу. Но о точных размерах обоих тел все еще идет дискуссия. Огромная удаленность не позволяет увидеть их диски. Особенно трудно измерить Харон.

В 2004 г. австралийский любитель астрономии Д.Геральд (D.Gerald) рассчитал, что 5 июля 2005 г. Харон должен будет закрыть собой слабенькую звезду 15-й величины в созвездии Змеи (астрономы называют такое явление «покрытием звезды»). Поскольку блеск самой пары Плутон-Харон составляет около 14-й звездной величины, то «временное отключение» звезды должно быть легко заметным в телескоп подходящего размера. Расчеты показали, что покрытие должно быть видно из некоторых мест в Южной Америке, включая гору Сьерро-Параналь на севере пустыни Атакама (Чили), где расположен крупнейший комплекс телескопов VLT (Very Large Telescope) Европейской южной обсерватории.

Покрытия звезд давно уже помогают астрономам измерять размеры малых или очень далеких тел, фигуры которых в телескоп неразличимы. Зная скорость движения тела и измерив длительность затмения звезды, легко вычислить размер тени, который в точности равен размеру самого тела, поскольку от звезды приходит практически параллельный пучок света. Кроме того, в моменты начала и конца затмения, судя по тому, насколько резко пропадает или появляется свет звезды, можно выявить наличие атмосферы у затмевающего тела, причем даже весьма разреженной.

К сожалению, угловой диаметр Харона на небе очень мал - всего 55 мс дуги, что соответствует видимому размеру двухрублевой монеты с расстояния 100 км. Поэтому покрытия Хароном звезд наблюдаются очень редко: до 2005 г. было отмечено только одно покрытие - 7 апреля 1980 г. Но в последние годы ситуация стала лучше: созданы большие телескопы, позволяющие наблюдать слабые звезды; звездные каталоги стали точнее, что дает возможность точнее рассчитывать моменты покрытий, и, наконец, система Плутон-Харон в настоящее время видна на фоне богатого звездами Млечного Пути, что увеличивает шансы покрытий. Покрытие в июле 2005 г. наблюдалось с помощью 8-метрового телескопа системы VLT, оснащенного адаптивной оптикой, а также 2-метровыми телескопами в Чили и Аргентине. Результаты наблюдений (Sicardy B. et al. // Nature. 2006. V.439. №7072. P.52) были опубликованы в 2006 г.

Точное определение моментов покрытия в разных обсерваториях позволило оконтурить тень Харона и определить диаметр спутника: он равен 1207±2 км. Средняя плотность Харона оказалась заметно ниже предыдущих оценок: 1.71±0.08 г/см3. Такая плотность указывает, что мы имеем дело с каменно-ледяным телом в пропорции примерно 1:1. Нужно отметить, что плотность Харона теперь известна точнее плотности Плутона.

Плутон и его спутники - Харон, Никс и Гидра.
Фото NASA/ESA

Атмосферу Харона заметить не удалось. Если даже она есть, то ее давление у поверхности спутника меньше одной десятимиллионной давления земной атмосферы, т.е. менее 0.1 мкбар. Это неудивительно: при царящей на поверхности Харона температуре в -220°С тяжелые газы (H2O, CO2, …) замерзают, а легкие (водород, гелий) не удерживаются слабой гравитацией и рассеиваются в космосе. В отличие от Харона, у Плутона атмосфера замечена, хотя и не очень «знатная»: ее давление у поверхности составляет 10-15 мкбар, что минимум в 100 раз выше, чем у Харона. Сравнивая Плутон с Хароном, мы весьма точно ощущаем грань между телами с атмосферой, хотя бы и предельно разреженной (как Плутон), и абсолютно безвоздушными телами (как Харон).

С каждым годом система Плутона становится для астрономов все интереснее. В 2005 г. вдобавок к Харону были открыты еще два меньших спутника Плутона (Новые спутники Плутона // Природа. 2006. №12. С.19), получившие в 2006 г. собственные имена - Никс (Nix) и Гидра (Hydra). В греческих мифах Никс - богиня ночи (один из ее отпрысков - Харон), а Гидра - чудовищная девятиглавая змея, жившая у входа в подземное царство. Астрономы продолжают исследовать систему Плутона с Земли в ожидании июля 2015 г., когда к нему доберется зонд «New Horizons» (NASA), отправленный в январе 2006 г. к Плутону и далее в Пояс Койпера.

© Сурдин В.Г.,

Нанохимия

Бельгийские и итальянские ученые разработали методику, позволяющую переносить на подложку отдельные органические молекулы с помощью атомного силового микроскопа (АСМ) (Duwez A.-S. et al. // Nature Nanotechnology. 2006. V.1. P.122-125). Для эксперимента (его проводили при комнатной температуре) использовали длинные полимерные молекулы, имеющие форму цепочек и удерживающиеся за счет хемосорбции на игле АСМ, покрытой слоем золота. Поверхностная плотность молекул на игле составляла менее 100 нм-2. Иглу сближали с кремниевой подложкой, которая была покрыта органическим соединением, содержащим химически активные аминогруппы (-NH2). Между органической молекулой и аминогруппой возникала ковалентная связь, более прочная, чем связь C-Au, за счет которой цепочка держалась на игле. Поэтому молекула отрывалась от иглы при ее удалении от подложки и оставалась на последней. Сила, действующая на иглу со стороны цепочки в момент ее отрыва, составляла около 1 нН (она возрастала до »2.5 нН, если иглу покрывали слоем SiN).

Схема переноса полимерной молекулы
с помощью иглы атомного силового микроскопа
и образования ковалентной связи
между полимерной цепочкой и аминогруппой покрытия подложки.

Результаты исследования свидетельствуют, что существует принципиальная возможность осуществлять химические реакции между всего лишь несколькими молекулами, доставленными иглой АСМ в заданную область поверхности.

Химия

На границе раздела двух жидких фаз

Во многих областях химической науки важно знать, как распределяется концентрация ионов в растворах электролитов вблизи заряженной границы раздела фаз. Это распределение лежит в основе таких процессов, как перенос электронов (ионов) через биомембраны или окислительно-восстановительные реакции в растворах неорганических веществ. В приближениях, например Гуи-Чепмена, описывавших подобные распределения, использовались простые допущения, но молекулярная структура двойного электрического слоя при этом не рассматривалась. Оставались непроверенными должным образом и  пределы действия теории Гуи-Чепмена, так как не хватало чувствительных методов прямого зондирования структуры вблизи заряженной границы раздела фаз жидкость-жидкость.

Недавно такое зондирование осуществлено М.Шлоссманом (M.Schlossman; Иллинойсский университет, Чикаго) и его коллегами (Schlossman M. et al. // Science. 2006. V.311. №5758. P.216-218) методом рентгеновского рассеяния, который позволяет исследовать профиль электронной плотности распределения ионов.

Экспериментальная система была двухфазной и состояла из водного раствора тетрабутиламмония бромида (TBABr), имевшего  переменный состав (0.01; 0.04; 0.05; 0.057 и 0.08 М) и раствора тетрабутиламмония тетрафенилбората (ТВАТРВ) в нитробензоле (0.01М) - полярном органическом растворителе. При  достижении равновесия ионы распределяются между гидрофильной и гидрофобной фазами до тех пор, пока электрохимический потенциал не уравнивается. Поскольку концентрация общего иона ТВА+ в  объемах обеих фаз сравнима, электрический потенциал на границе раздела жидкость-жидкость изменяли, регулируя уровень ТВАВr. Распределение концентраций ионов и электрический потенциал на границе раздела фаз, где ионы образуют двойной электрический слой, вычисляли по уравнению Нернста и стандартной свободной энергии Гиббса, необходимой для переноса иона из воды в нитробензол.

В экспериментах измерялась интенсивность рассеяния рентгеновских лучей на границе раздела между двумя растворами электролитов. Расчетные методы (теорию Гуи-Чепмена и компьютерную модель) авторы применяли для того, чтобы предсказать, как распределяются концентрации ионов, и вычислить профили электронной плотности, исходя из чего определяли рефлективность, используя приближение Парратта. Затем сравнили расчетные данные с теми, которые получены в измерениях. В итоге выяснилось, что расчеты, произведенные по модели молекулярной динамики с учетом эффектов межфазной жидкой структуры, соответствовали экспериментальным данным для всех изученных концентраций. Теория же Гуи-Чепмена соответствовала реалиям только при низких концентрациях, а при высоких разница между вычисленными и экспериментальными результатами достигала 25 стандартных отклонений.

© Румянцева С.А.,
кандидат химических наук

Массив сверхдлинных углеродных нанотрубок

Углеродные нанотрубки - самый прочный известный материал: их модуль Юнга достигает величин порядка 1012 Па, что в десятки раз превышает значения этого показателя у стального троса или медной проволоки. Но это относится к отдельным нанотрубкам, проблема же заключается в том, чтобы изготовить из них макроскопический объект с подобными характеристиками (См. также: Пряжа из многослойных нанотрубок // Природа. 2006. №2. С.82-83). Для начала необходимо научиться выращивать достаточно длинные нанотрубки, чтобы при механическом их растяжении в большей степени проявлялась прочность собственно трубки, а не сила их взаимного сцепления.

Японским специалистам удалось вырастить массив вертикально ориентированных нанотрубок высотой до 7 мм - почти в 100 раз длиннее обычных. Синтез вели модифицированным методом химического осаждения паров углеводородов на нагретой до 750°С поверхности металлического катализатора. В экспериментах в смесь гелия и водорода при атмосферном давлении добавляли этилен (его содержание было 5-25%), а также - в чем собственно и заключалась новация - небольшое (0.015-0.05%) количество паров воды. Полный расход смеси составлял 200 см3/с. Катализатором служил тонкий (толщиной 1 нм) слой железа, нанесенный на Si/SiO2/Al2O3.

Оказалось, что длина синтезируемых нанотрубок зависит от соотношения компонентов в газовой смеси, длина трубок достигает 7 мм за 12 ч при оптимальном соотношении С2Н42 » 0.2. Исследователи объясняют свой успех тем, что такой состав обеспечивает химическую очистку частиц катализатора и их длительное функционирование. Наблюдения, выполненные с помощью сканирующего и просвечивающего электронных микроскопов, показали высокую степень однородности полученного массива. Большинство трубок - двухслойные, но есть также однослойные и многослойные.

Japanese Journal of Applied Physics. 2006. V.45. P.L720-L7202 (Япония);

Биотехнология

Углеродные нанотрубки помогут вырастить новую кость?

Область биологических применений углеродных наноматериалов расширяется с каждым днем, и все же использование их для формирования костей кажется пока фантастикой. Сейчас в случае различных дефектов костей, в том числе связанных с удалением опухолей, травмами, патологией развития, утерянный участок ткани заменяют искусственным материалом, что ни в коей мере не способствует регенерации кости.

Основные клетки костной ткани (остеоциты) образуются из остеобластов, заключенных в межклеточное вещество, которое содержит большое количество неорганических солей. Исследователи-биотехнологи пытались подобрать материал, способный стать субстратом для роста остеобластов и образования кости in vitro. В идеале такой материал должен обеспечить благоприятное микроокружение как для пролиферации (размножения) и дифференцировки костных клеток, так и для формирования минерализованного межклеточного вещества. Остеобласты, которые вырастут на искусственном субстрате, должны выполнять все физиологические функции, свойственные этим компонентам человеческой кости. Сам же субстрат, сделав свое дело, должен либо рассосаться, либо остаться в виде инертной матрицы, на которой размножаются клетки и куда осаждается новое межклеточное вещество, образуя таким образом нормально функционирующую кость.

Американские специалисты Л.П.Занелло и его коллеги считают, что в качестве материала второго типа наилучшим образом подходят углеродные нанотрубки (Zanello L.P. et al. // Nano Letters. 2006. V.6. P.562-567). Их плотность гораздо меньше, чем у стали и титана, обычно применяемых для протезирования, и приближается к плотности естественной костной ткани. К тому же нанотрубки чрезвычайно прочны, так что их имплантация может не только способствовать регенерации кости, но и повысить ее механические свойства.

Занелло с сотрудниками культивировали клетки остеосаркомы крысы на одностенных (диаметром около 1.5 нм, что близко к  толщине коллагеновых волокон) и многостенных (диаметром 10-30 нм) нанотрубках до и после их химической модификации разными способами. Затем исследователи охарактеризовали такие признаки биосовместимости, как пролиферация остеобластов, их морфология, формирование кристаллов, а также показатель жизнеспособности остеобластов - целостность плазматической мембраны.

Выяснилось, что растут и образуют минерализованную кость остеобласты, культивируемые на электрически нейтральных нанотрубках. Если за счет химической модификации на них появляется результирующий электрический заряд, рост замедляется. Экспериментаторы, впрочем, допускают, что подавлять пролиферацию может не только поверхностный заряд, и собираются изучить возможное влияние других факторов.

Показано также, что электрические характеристики плазматической мембраны остеобластов сохраняются - это свидетельствует в пользу биосовместимости данных трубок. Форму клеток и, возможно, их дифференцировку можно контролировать, используя одностенные или многостенные трубки.

В целом результаты говорят о реальной возможности использовать углеродные нанотрубки для восстановления костной ткани. Это безусловный успех в области биоинженерии.

Зоология. Этология

Червяги выкармливают детенышей

Среди земноводных известны самые разнообразные и удивительные формы заботы о потомстве. Это и живорождение, и сооружение специальных гнезд, и охрана кладки, и вынашивание яиц (или личинок) в ротовой полости, на теле или в специальных полостях тела, и т.д. Оказывается, перечень этот еще не исчерпан, что и доказывают исследования группы европейских, североамериканских и бразильских герпетологов.

Объект исследования - самая небольшая и наименее изученная группа земноводных: червяги. Эти червеобразные безногие амфибии обитают в тропиках и ведут скрытный образ жизни в почве или в воде. Среди них есть яйцекладущие и живородящие виды. Причем последние филогенетические исследования показывают, что живорождение возникало в эволюции этой группы независимо несколько раз.

Так вот, в конце ушедшего века у детенышей одной из неотропических червяг - Siphonops annulatus - были обнаружены зародышевые зубы, совершенно не похожие на зубы взрослых особей. При этом выводок постоянно держится в непосредственной близости от матери, а самка-родительница заметно отличается от неразмножающихся сородичей необычно светлой окраской кожи. Тогда было высказано предположение о том, что новорожденные червяги питаются… материнской кожей или ее выделениями! Именно для этого детенышам нужны особенные зубы, именно поэтому у самки-родительницы изменяется кожа.

Эту гипотезу и проверяла международная группа ученых (Kupfer A. et al. // Nature. 2006. V.440. №7086. P.926-929). Работы проводили на африканской червяге Boulengerula taitanus. В природе собрали 21 гнездо червяг с самками и их выводками (в каждом выводке - от двух до девяти детенышей). В лабораторных условиях наблюдали и снимали на видео поведение червяг, регистрировали их рост, анализировали строение зубной системы детенышей и структуру кожных покровов матери. И выяснилось, что крошки-червяги периодически ползают по телу матери, прижимая к нему голову и двигая челюстями. При этом они подрастают ежедневно в среднем на 1 мм, хотя не получают никакой пищи извне. Оказалось также, что у самок, имеющих детенышей, действительно, существенно изменяется структура кожных покровов. Кожа становится более толстой, рыхлой, сосудистой; ее клетки увеличиваются в размерах, а в содержимом клеток возрастает количество липидов. Удивительная аналогия с начальными этапами эволюции лактации у млекопитающих! И принципиально новая форма заботы о потомстве среди земноводных.

Подобная дерматофагия (поедание кожи) дает виду такие же эволюционные преимущества, как и вскармливание молоком. Новорожденным при этом не нужны большие желточные запасы, они появляются на свет более крупными и развитыми. При этом у самки меньше детенышей, но они более приспособлены к существованию и их выживаемость выше, чем у видов, не проявляющих такой родительской заботы.

Проводившие это исследование специалисты вывели любопытную параллель между видами, самки которых, вероятно, кормят потомство своей кожей, и яйцекладущими представителями червяг. У последних в помете тоже меньше детенышей, но они более крупные и более приспособлены к выживанию. В связи с этим высказано интересное предположение о том, что дерматофагия является промежуточным этапом развития живорождения у червяг.

© Семенов Д.В.,
кандидат биологических наук

Экология

Экосистемы прибрежных акваторий Белого моря

На Беломорской биологической станции в губе Чупа Кандалакшского залива, которая существует с 1957 г., накоплен большой материал, позволяющий в сочетании с методом математического моделирования изучать условия функционирования местной экологической системы. Белое море - своеобразный арктический бассейн со значительной пространственно-временной изменчивостью. Кандалакшский залив - часть Белого моря, а губа Чупа - самый крупный фьордовый эстуарий этого залива. Гидрографические характеристики Чупа-губы таковы: длина 37 км, ширина 1-2 км, средняя глубина 20 м, максимальная около 70 м. Здесь наблюдается трехслойная структура вод: поверхностные, которые находятся под влиянием речного стока, а также промежуточные и глубинные, соответствующие слоям Кандалакшского залива.

Специалисты на основе многолетних систематических измерений температуры воды, освещенности, прозрачности, речного стока, содержания биогенных элементов моделируют трансформацию органических и минеральных соединений, а также биопродуктивность морской среды в Чупа-губе. При этом используется гидродинамическая модель циркуляции для расчета течений (Леонов А.В., Филатов Н.Н., Здоровеннов Р.Э., Здоровеннова Г.Э. // Водные ресурсы. 2006. Т.33. №5. С.589-614). Оценивая характер изменения биогенных веществ для различных гидрометеорологических ситуаций, ученые установили, что наибольшим годовым колебаниям подвержено содержание кремния, а наибольшая сезонная изменчивость биогенов отмечается весной.

Определение удельных скоростей роста и времени оборота биомасс в течение года показало хорошую сбалансированность внутренних и внешних потоков биогенных веществ. Основной вывод из проведенных исследований состоит в том, что морские экосистемы функционируют благодаря круговороту органических компонентов и биогенных веществ.

© Померанец К.С.,
кандидат географических наук
Санкт-Петербург

Геофизика. Геология

Мегацунами на заре цивилизации

Явление цунами известно давно, в первую очередь на берегах Тихого океана, где внезапные волны этого рода не раз приносили колоссальные убытки и собирали обильную жатву жертв. На памяти людей особенно страдала от цунами Япония, недаром и сам термин вошел во всеобщее употребление из японского языка. Известны три главные группы причин, порождающих цунами: подвижки океанического дна и динамические нарушения в толще океанских вод при сильных землетрясениях; крупные подводные вулканические извержения; оползни на морском дне. Даже самые сильные землетрясения лишь в исключительных случаях порождали на берегах цунами высотой около 30 м. У всех на памяти Суматринское землетрясение и катастрофическое цунами в декабре 2004 г., произошедшее в Индийском океане. Но, оказывается, даже такое гигантское по распространению и гибельным последствиям цунами нельзя считать предельно возможным - могут быть и несравненно более масштабные, только причина их иная.

Уже довольно давно исследователи допускали возможность поистине гигантских цунами в результате падения в океан крупных космических тел. Расчетная частота подобных событий не превышает нескольких за миллион лет. Два кратера на Земле диаметром 10-14 км свидетельствуют о космических «пришельцах» такого рода за последний миллион лет. Но ведь океанами покрыто 2/3 поверхности планеты. Теперь с помощью подробных батиметрических карт и космических снимков стало возможным распознавать подобные структуры на океаническом дне. Другими методами удалось определить, что на континентах за счет гигантских цунами могут образовываться обширные и весьма своеобразные отложения (так случилось сначала на западном берегу Австралии, затем на берегах Карибского моря).

На годовом собрании Американского геологического общества был представлен доклад шести исследователей (Abbot D., Martos H.S. et al. // Geol. Soc. Amer. Philadelphia Ann. Meeting 22-25 Oct. 2006. Abstracts. №7. P.299), которые попытались расшифровать еще одну, по-видимому, созданную гигантским цунами, группу необычных образований. Речь идет о так называемых дюнах шеврон на берегу Мадагаскара. Эти на первый взгляд обыкновенные дюны при более детальном изучении выявили ряд особенностей. На космических снимках видно, что они занимают поля стреловидной, каплевидной (V-образной) формы, острием направленные внутрь суши; при этом острия не совпадают с ориентировкой господствующих ветров. Самое же удивительное состоит в том, что эти поля расположены не на морском берегу, где обычно возникают дюны, а на прилежащем плато, на высоте 160-200 м над ур.м. Отложения в шевронах, в отличие от каменистой поверхности плато, глинистые, песчаные с обломочными, гравийными частицами диаметром >2 мм, что для обычных дюн нехарактерно. Они-то и переработаны в дюны молодого, голоценового облика.

Летом 2006 г. шевроны, вытянутые почти непрерывной цепью на протяжении 375 км в глубь Мадагаскара, наискосок к его высокому побережью, изучала на месте экспедиция с участием руководителя лаборатории цунами из Сибирского отделения РАН В.К.Гусякова. Выяснилось несколько показательных фактов. Как оказалось, отложения, принимаемые прежде за древние дюны, состоят из обломочных материалов разной крупности, среди которых обнаружены раковины морских моллюсков, а под сканирующим электронным микроскопом - и бентосные фораминиферы. По комплексу признаков исследователи заключили, что речь идет о мегацунами, оставившем следы на высотах от 80 до более чем 200 м на разных участках суши. Это значит, что максимальная высота цунами в 13 раз превысила наблюдавшуюся при Суматринском цунами 2004 г.

Пожалуй, самое поразительное - присутствие в четырех из 37 собранных образцов частиц как космического, так и импактного происхождения. Найдены микрочастицы металлов в соотношениях, характерных для хондритовых метеоритов. В некоторых образцах они обнаружены совместно с бентосными фораминиферами, что указывает на их привнос из океанических импактных структур. По простиранию шевронов авторы наметили несколько возможных путей переноса материала: восточное, юго-восточное, южное. С учетом выявленных ранее на океаническом дне ударных (взрывных) кратеров, авторы указали на три из них как на вероятные источники порождения мегацунами на Мадагаскаре. Более всего подходит кратер Буркл диаметром 29 км, расположенный в 1600 км к востоку от южной оконечности Мадагаскара на глубине 3.7 км. Авторы, пока по косвенным данным, предполагают его возраст среднеголоценовым.

Новые исследования оставляют все еще немало оснований для скептиков, тем более что не согласуются с расчетами астрономов относительно частоты столкновения крупных космических тел с Землей. Несомненна, однако, сама возможность возникновения мегацунами за счет падения космических тел в океан. Создана специальная международная группа для исследований в этом направлении.