ѕ–»–ќƒј

—верхпровод€щий кремний?
Ќова€ концепци€ сверхпроводниковой пам€ти
 люч на весь мир
¬ысокий лес нанотрубок заданного диаметра
 онкуренци€ измен€ет размер клюва земл€ных вьюрков
ћимикри€ у л€гушек-древолазов
 оловратки - симбионты амеб. „ернышев ј.¬.
ћожет ли птичий грипп стать "человеческим"? Ўутова ћ.¬.
Ѕиоморфы в современных фосфоритах

јстрофизика

√ибридный гамма-всплеск

ѕримерно раз в сутки в разных точках небосвода наблюдаютс€ вспышки жесткого излучени€ - гамма-всплески. ƒо сих пор все обнаруженные всплески четко раздел€лись на две категории: длинные и короткие. ¬сплески первой категории дл€тс€ более нескольких секунд, иногда до нескольких минут; продолжительность всплесков второй категории не превышает 2 с и доходит иногда до тыс€чных долей секунды. ≈ще совсем недавно астрономы пребывали в уверенности, что природа обоих типов гамма-всплесков в целом разгадана: длинные всплески порождаютс€ массивными звездами, коллапсирующими с образованием черной дыры, а короткие всплески сопровождают сли€ние двух нейтронных звезд (или нейтронной звезды и черной дыры), оп€ть же с образованием черной дыры.

» вот 14 июн€ 2006 г. космический телескоп "Swift" (NASA) зафиксировал всплеск, который не попадает ни в одну из известных категорий. “очнее, этот всплеск представл€ет собой "гибрид", сочетающий характеристики обоих классов гамма-всплесков. ¬спышка GRB 060614 длилась 120 с - это очевидное свойство длинного всплеска, т.е. коллапса массивной звезды. Ќо такое событие должно сопровождатьс€ вспышкой сверхновой, котора€ на сравнительно небольшом рассто€нии (1.6 млрд св. лет) была бы хорошо заметна. ќднако подробные наблюдени€ с привлечением более дес€тка наземных и космических телескопов никаких следов сверхновой не вы€вили. ј.√ал-ям (A.Gal-Yam;  алифорнийский технологический институт, —Ўј) и его коллеги прибегли даже к услугам космического телескопа "Hubble". — его помощью сверхновую удалось бы увидеть, будь она даже в сто раз слабее типичной вспышки. Ќо все попытки оказались тщетными.

–одительска€ галактика объекта GRB 060614 также нетипична дл€ длинных всплесков. ѕоскольку эти событи€ венчают собой эволюционный путь короткоживущей массивной звезды, вполне логично, что их наход€т в больших галактиках с активным звездообразованием. Ќо в данном случае галактика оказалась весьма скромной, поэтому массивных звезд, способных породить гамма-всплеск, в ней мало. Ѕольше того - всплеск GRB 060614 произошел не в центре, а на периферии галактики, где звезд особенно мало. ƒа и скорость звездообразовани€ в галактике по меньшей мере в 20 раз ниже, чем в других галактиках с длинными гамма-всплесками. ћежду тем короткие гамма-всплески в подобных карликовых звездных системах наблюдаютс€ регул€рно.

“еоретических моделей, которые могли бы объ€снить существование гибридного всплеска, пока не существует. ћожет оказатьс€, что коллапс массивной звезды не всегда сопровождаетс€ мощной оптической вспышкой (сверхновой). Ќе исключено также, что в случае GRB 060614 мы столкнулись с крайне необычным представителем семейства коротких всплесков, однако это должно означать, что модель сли€ни€ нейтронных звезд нуждаетс€ в масштабном пересмотре. √ал-ям и его коллеги предпочитают иное объ€снение: возможно, некоторые всплески св€заны с совершенно другим физическим процессом, который способен порождать гамма-всплески весьма различной длительности и не св€зан с эволюцией массивных звезд.

Ќе исключено, кстати, что всплеск 14 июн€ 2006 г. был далеко не первым наблюдавшимс€ "гибридом". ѕросто раньше ни дл€ одного подобного событи€ не удавалось собрать столь подробные данные.

Nature. 2006. V.418. є6896. P.405 (¬еликобритани€).

јстрофизика

«везда-рекордсмен тер€ет в весе

Ќасколько массивной может быть звезда? Ётот вопрос не дает астрономам поко€ на прот€жении дес€тилетий. “еори€ утверждает, что верхний предел массы заключен где-то между 120 и 300 M§. ’от€ т€желые звезды очень €рки, измерить их точную массу затруднительно. Ѕольшинство звезд-т€желовесов (некоторые исследователи считают, что практически все) предпочитает рождатьс€ в тесных кратных системах, которые легко можно прин€ть за одиночную, но очень крупную звезду.  роме того, звездные гиганты редки, поэтому лишь несколько подобных объектов расположено достаточно близко к нам, чтобы их можно было подробно исследовать.

ќдним из основных кандидатов на звание самой массивной звезды галактики ћлечный ѕуть была до недавнего времени €рка€ молода€ звезда Pismis 24-1 в €дре небольшого рассе€нного звездного скоплени€ Pismis 24, удаленного от нас на рассто€ние около 8000 св. лет. ѕредполагалось, что масса звезды Pismis 24-1 может быть неправдоподобно велика - от 200 до 300 M§. ќднако новые наблюдени€ этого объекта с помощью космического телескопа "Hubble" позволили заключить, что он состоит из двух св€занных компонентов примерно по 100 M§ каждый. Ёти наблюдени€ выполнены группой астрономов под руководством ’.ћ.јпелланиса (J.M.Apellaniz; »нститут астрофизики јндалусии, »спани€).

«вездное скопление Pismis 24 находитс€ в центре большой эмиссионной туманности NGC 6357 в созвездии —трельца. „асть туманности ионизована молодыми массивными звездами. »нтенсивное ультрафиолетовое излучение звезд нагревает газ, окружающий скопление, и выдувает в NGC 6357 своеобразный пузырь.

»сследовател€м удалось найти в том же скоплении еще один т€желый объект - звезду Pismis 24-17. ≈е масса составл€ет примерно 100 M§. “аким образом, в скоплении оказываетс€ сразу три звезды-т€желовеса, что нетипично дл€ столь небольшой группировки: в среднем по √алактике на каждую вновь родившуюс€ звезду массой более 65 M§ приходитс€ около 18 тыс. солнцеподобных звезд.

“ем временем исследование системы Pismis 24-1 продолжаетс€: наземные наблюдени€ указывают, что Pismis 24-1 может оказатьс€ тройной системой. ’от€ в этом случае на каждый компонент будет приходитьс€ масса около 70 M§, они по-прежнему будут входить в число 25 самых массивных звезд √алактики.

ѕланетологи€.  лиматологи€

√лобальное потепление —олнцем не объ€снить

–еконструкци€ земного климата за последнюю тыс€чу лет показывает, что повышение средней температуры, начавшеес€ примерно в XVII в., сильно ускорилось за последние 100 лет. ѕреобладающа€ в климатологии точка зрени€ называет основной причиной глобального потеплени€ в XX в. увеличение концентрации в атмосфере парниковых газов. —вой вклад в этот процесс может вносить и собственна€ естественна€ изменчивость климатической системы «емли. ќднако поиски ответа на вопрос о причинах глобального потеплени€ усложнены из-за потенциальной третьей причины: возможного увеличени€ €ркости —олнца.

ѕ.‘оукл (P.Foukal; корпораци€ "Heliophysics", —Ўј) и его коллеги проанализировали эволюцию св€занных с €ркостью —олнца параметров за последнюю 1000 лет, а также исследовали их св€зь с глобальной температурой «емли. ¬ариации €ркости св€заны с изменением количества солнечных п€тен и €рких факелов. —олнечные п€тна действуют как тепловые "пробки", перекрывающие выход энергии на солнечную поверхность, тогда как факелы - это тепловые "пробои", позвол€ющие теплу из глубинных слоев вырыватьс€ наружу. ¬о времена повышенной солнечной активности увеличиваетс€ количество и солнечных п€тен, и факелов, но вли€ние факелов преобладает, привод€ к общему повышению €ркости.

ак именно солнечные п€тна и факелы вли€ют на светимость —олнца? „тобы пон€ть это, ‘оукл и его коллеги использовали как пр€мые наблюдени€ нашей звезды в период с 1978 г., так и косвенные предыдущие измерени€. ƒанные, полученные на радиометрах американо-европейского спутника "SOHO", показали, что в годы солнечного максимума (например, около 2000 г.) —олнце было €рче всего на 0.07%, чем в минимуме активности. јвторы утверждают, что столь небольшие колебани€ €ркости слишком малы, чтобы внести существенный вклад в глобальное потепление.  роме того, рост средней температуры особенно ускорилс€ с середины 1970-х годов, хот€ никаких признаков увеличени€ солнечной €ркости в этот период не найдено.

„тобы охватить период до 1978 г., авторы использовали исторические записи о количестве солнечных п€тен и исследовали радиоактивные изотопы, которые рождаютс€ в земной атмосфере под воздействием космических лучей и сохран€ютс€ в лед€ных пластах √ренландии и јнтарктиды. ¬ периоды высокой солнечной активности мощный солнечный ветер защищает «емлю от космических лучей, в результате чего содержание изотопов в соответствующих сло€х льда снижаетс€.

ƒл€ того чтобы вы€вить возможное вли€ние долговременных изменений €ркости, авторы использовали семь различных реконструкций температуры в —еверном полушарии за последнее тыс€челетие. «атем они оценили, как сильно могли повли€ть на климат изменени€ солнечной светимости, св€занные с солнечными п€тнами и факелами. ќказалось, что некоторое увеличение €ркости —олнца за последние 400 лет действительно произошло, но оно, по мнению авторов, может объ€снить лишь небольшую часть глобального потеплени€ за этот период.

‘оукл и его коллеги считают, что, помимо €ркости —олнца в видимом диапазоне, нельз€ исключить вли€ние на климат солнечного ультрафиолетового излучени€ или космических лучей. ќднако физические модели этих эффектов пока недостаточно разработаны, чтобы можно было учесть их хот€ бы приблизительно.

Nature. 2006. V.443. P.161 (¬еликобритани€).

‘изика

—верхпровод€щий кремний?

ремний - полупроводник, при низкой температуре он почти не проводит электрический ток из-за малого числа свободных электронов и дырок. ƒл€ по€влени€ в кремнии свободных носителей зар€да нужно его или нагреть, или легировать - заменить часть атомов Si на атомы, у которых валентных электронов либо больше (как у фосфора), либо меньше (как у бора).

–азумно предположить, что при достаточной концентрации носителей зар€да кремний, подобно алмазу (—верхпровод€щий алмаз // ѕрирода. 2005. є3. —.81), может стать сверхпроводником (на это указывают и теоретические расчеты). ќднако до сих пор это €вление наблюдалось лишь при огромных давлени€х ~10 √ѕа, когда Si переходит в другую кристаллическую модификацию. ѕри нормальном же давлении невозможность перевода обычной гранецентрированной кубической фазы кремни€ в сверхпровод€щее состо€ние обусловливалась, по иронии судьбы, тем же свойством этого элемента, которое делает его отличным полупроводником: Si легко поддаетс€ очистке от примесей, охотно принимает легирующие добавки, но если их концентраци€ n превышает предел "растворимости" (дл€ бора, например, он составл€ет лишь 61020 см-3), то выталкивает из своей решетки атомы-"чужаки".

Ћазерное легирование кремни€ бором

Ѕольша€ группа исследователей из нескольких французских и словацких лабораторий использовала в своей совместной работе новую методику лазерного легировани€ кремни€ бором (Bustarret E. et al. // Nature. 2006. V.444. P.465-468). “онкую пленку Si(001) с адсорбированным на ней слоем BCl3 облучали импульсным ”‘-лазером, в результате чего поверхностный слой плавилс€, а атомы бора диффундировали в пленку и при остывании замещали в ней атомы Si. ÷икл плавление/затвердевание повтор€ли около 200 раз и получали легированный слой толщиной от 10 до 120 нм. ƒетальное исследование структуры таких слоев показало, что атомы бора расположены именно в узлах (а не в междоузли€х) решетки, хот€ и распределены весьма неоднородно. ќценив концентрацию бора по изменению межатомных рассто€ний, получили n = (3-4)1021 см-3, что согласуетс€ с концентрацией дырок nh = (5±2)1021 см-3, определенной по эффекту ’олла при комнатной температуре. “аким образом, величину n (и, соответственно, nh) удалось повысить почти на пор€док по сравнению с образцами, легированными обычными способами.

»ндуктивный (слева) и резистивный (справа) сверхпровод€щие переходы пленки Si:B.
»х больша€ ширина и ступенчатый вид - следствие неоднородного распределени€ акцепторов по пленке.

¬от в этих-то пленках исследователи и обнаружили сверхпроводимость при Tc = 0.34   (в магнитном поле, перпендикул€рном поверхности, она уменьшаетс€).  онечно, така€ температура сверхпровод€щего перехода слишком низка, но, возможно, ее удастс€ повысить путем легировани€ кремни€ не акцепторными, а донорными атомами. “ак или иначе, результаты работы по трансформации самого попул€рного полупроводника в сверхпроводник впечатл€ют.

‘изика. Ёлектроника

Ќова€ концепци€ сверхпроводниковой пам€ти

ѕрототипы сверхпроводниковых цифровых устройств с высоким быстродействием и малой потребл€емой мощностью, превосход€щие по этим параметрам полупроводниковые приборы, уже созданы, однако широкого внедрени€ в практику они пока не получили. ќсновна€ проблема использовани€ сверхпроводников в компьютерных технологи€х (по крайней мере, при изготовлении запоминающих устройств) - недостаточна€ плотность размещени€ базовых элементов. ѕримен€ема€ сейчас RSFQ-логика позвол€ет кодировать двоичные биты в виде квантов магнитного потока F0, каждый из которых хранитс€ в сверхпровод€щем кольце. –асчеты показывают, что размер одиночного кольца должен быть пор€дка нескольких микрометров.  аким же образом можно радикально уменьшить размер той области, где хранитс€ квант F0?

√руппа специалистов из —Ўј и √ермании предложила новую технологическую концепцию - комбинированную €чейку пам€ти с ферромагнитной квантовой точкой, котора€ хранит в себе бит информации, и джозефсоновским переходом, который ее считывает (Held R., Xu J., Schmehl A. et al. // Appl. Phys. Lett. 2006. V.89. P.163509-163511). ячейка состоит из двух расположенных р€дом параллельных сверхпроводников, на одном из которых находитс€ ферромагнитный островок. «апись осуществл€етс€ следующим образом. ¬ результате пропускани€ электрического импульса по сверхпроводнику в ферромагнитном островке создаетс€ магнитное поле HFM, которое проникает в барьер джозефсоновского перехода. ¬ зависимости от направлени€ тока в проводнике силовые линии пол€ могут идти или от перехода (такой вариант можно прин€ть за логический "0"), или к нему ("1"). ƒл€ считывани€ информации используетс€ фоновое магнитное поле HBG, генерируемое посто€нным электрическом током, который течет по второму сверхпроводнику. Ќаправление вектора HFM можно вычислить, измерив величину джозефсоновского тока, который определ€етс€ суммарным магнитным полем H = HBG + HFM.

ѕо оценкам, величина магнитного потока, проникающего при этом в барьер туннельного перехода, не зависит от поперечных размеров квантовой точки; следовательно, никаких ограничений на размер такой €чейки пам€ти не существует, и при создании электронной пам€ти можно достичь очень высокой компактности. »менно это обсто€тельство исследователи считают основным преимуществом своей концепции. Ќо это касаетс€ одного элемента, а если их много? Ќе будут ли они вли€ть друг на друга? ”ченые полагают, что если и будут, то незначительно: по мере удалени€ от ферромагнитной точки магнитное поле падает обратно пропорционально кубу индуктивности.

ячейка пам€ти с ферромагнитной квантовой точкой, котора€ хранит в себе бит информации, и джозефсоновским переходом, который ее считывает.

ƒл€ проверки концепции использовались массивы ниобиевых джозефсоновских контактов, изготовленных по 3-микрометровой технологии. —верхпровод€щие провода были также из ниоби€, а в качестве ферромагнетика выбрали пермаллой (Ni81Fe19), при этом размеры квантовой точки составл€ли 6 мкм і 9 мкм і 600 нм.   сожалению, величины управл€ющих токов дл€ перемагничивани€ пермалло€ должны были составл€ть не менее 100 мј, однако это ограничение, по мнению исследователей, можно сн€ть, подобрав оптимальный магнитный материал и улучшив дизайн элемента. ¬ целом же они уверены в перспективности предложенной ими конструкции дл€ электроники.

»нформатика

люч на весь мир

¬ажный шаг в развитии квантовой коммуникации сделала недавно больша€ многонациональна€ (из јвстрии, ¬еликобритании, √ермании, Ќидерландов, —ингапура) группа ученых (Schmitt-Manderbach T. et al. // Phys. Rev. Lett. 2007. V.98. P.010504). ќни передали секретный ключ по открытому пространству с одного острова, относ€щегос€ к группе  анарских, на другой, расположенный в 144 км от первого. “акое рассто€ние уже близко к высоте низкой спутниковой орбиты, а это означает, что в дальнейшем подобную информацию можно будет отправить с помощью космической св€зи в любую точку «емли. —корость передачи составила 12.8 бит/с при затухании в канале 35 дЅ. ƒл€ отправки большого объема данных така€ скорость, конечно, слишком мала, но дл€ пересылки шифровочного ключа - вполне достаточна.

¬ современной системе секретной коммуникации ключ - это некое большое простое число, которое надо каким-то особым способом передать получателю (что и становитс€ самым у€звимым моментом). «атем информаци€ передаетс€ по открытым каналам св€зи в виде р€да чисел, которые представл€ют собой произведение ключа на другое большое простое число. Ќикака€ коммуникаци€, в том числе и квантова€, не исключает возможность подслушивани€. ќднако только квантова€ криптографи€ позвол€ет надежно его фиксировать (—м. также:  вантова€ криптографи€ // ѕрирода. 2006. є9. —.81).

¬ данном случае экспериментаторы использовали протокол Ѕеннета-Ѕрассара дл€ однофотонной коммуникации, позвол€ющий отличить естественное затухание в канале от пропадани€ фотонов в результате подслушивани€. ќни модифицировали этот метод на основе протокола "decoy" (приманка)1: законные пользователи намеренно случайным образом подмен€ют полезные импульсы обманными многофотонными сигналами, и если затухание этих последних окажетс€ существенно меньше, чем пропадание полезных импульсов, - значит, канал подслушивают. ƒл€ св€зи использовали слабые лазерные импульсы со средним числом фотонов в импульсе, равным 0.3. ’от€ существуют идеальные однофотонные источники на квантовых точках, сигналы от них хорошо распростран€ютс€ только в оптоволокне, что очень дорого дл€ организации св€зи на больших рассто€ни€х.   тому же вследствие затухани€ в оптоволокне через каждые 100 км необходимо ставить секретные промежуточные пункты, которые гораздо более доступны дл€ разведки, чем спутник.

’ими€

¬ысокий лес нанотрубок заданного диаметра

ѕерспективность использовани€ углеродных нанотрубок в электронике, электрохимии, дл€ создани€ новых сверхпрочных материалов не вызывает сомнений. ќднако до сих пор не были разработаны сравнительно недорогие и в то же врем€ высокоэффективные технологии получени€ больших массивов трубок с заданными характеристиками. Ќаиболее попул€рен сейчас метод химического осаждени€ паров на поверхности металлического катализатора (в данном качестве используют наночастицы железа, никел€, кобальта). Ётим способом, основанным на термическом разложении углеродсодержащих газов, получают "лес" вертикально ориентированных многослойных нанотрубок. –азброс их диаметров (он соответствует разбросу размеров частиц катализатора) уменьшить до сих пор не удавалось, поскольку технологически невозможно было получать одинаковые по величине металлические частицы.

–ешение проблемы предложили €понские исследователи, возглавл€емые первооткрывателем нанотрубок —.»джимой (S.Iijima). ќни обнаружили, что средний диаметр синтезируемых нанотрубок зависит от толщины металлической пленки-катализатора. ¬ экспериментах пленки железа разного поперечного сечени€ (от 0.8 до 1.9 нм) создавали на кремниевой подложке размером 20і20 мм, покрытой слоем Al2O3 толщиной 30 нм. —интез углеродных нанотрубок производили в течение 10-30 мин. ¬ качестве источника углерода использовали этилен, прокачиваемый через реактор при температуре 750∞— со скоростью 10-150 см3/мин. ѕри нагреве однородна€ пленка превращалась в слой упор€доченных частиц железа одинакового размера, соответствующего ее толщине. »ными словами, трубки требуемого диаметра удавалось получать всего лишь путем использовани€ металлической пленки необходимой толщины.

ќбычно длина трубок, синтезируемых методом химического осаждени€ паров, не превышает нескольких микрометров: по мере роста трубок снижаетс€ эффективность катализатора. „тобы предотвратить окисление поверхности пленки железа, €понские исследователи добавл€ли к этилену небольшое количество паров воды (0.002-0.05%). ¬ результате этого простого новшества продолжительность эффективной работы катализатора возросла настолько, что длина нанотрубок достигала 2.2 мм, т.е. увеличилась на три пор€дка.

“аким образом, созданы серьезные предпосылки дл€ массового производства нанотрубок как основы дл€ новых сверхпрочных материалов.

Ѕиологи€

онкуренци€ и размер клюва земл€ных вьюрков

ак известно, концепцию естественного отбора ƒарвин разработал на основе сравнительного изучени€ изменчивости размеров и формы клюва у земл€ных вьюрков - эндемиков √алапагосских о-вов (этот отр€д певчих воробьиных даже получил название дарвиновых вьюрков). ќднако сам процесс естественного отбора никто в природе до сих пор не наблюдал, а потому его существование и эффективность нередко оспаривались. » вот теперь, похоже, орнитологам ѕ.–. и Ѕ.–.√рантам (P.R., B.R.Grant; ѕринстонский университет, —Ўј) удалось наконец посредством пр€мых многолетних наблюдений подтвердить этот механизм по крайней мере дл€ одного из видов - среднего земл€ного вьюрка (Geospiza fortis).

косвенным доказательствам эффективности естественного отбора эволюционисты давно относили так называемое смещение признаков: близкородственные виды обычно плохо различимы морфологически в тех районах, где их ареалы не перекрываютс€, и намного лучше там, где они совместно обитают и где им приходитс€ конкурировать друг с другом. “ака€ дивергенци€ по экологически важным признакам позвол€ет видам с близкими потребност€ми избегать конкуренции и устойчиво сосуществовать на одной территории. Ётот процесс обратим: при исчезновении конкурента вид может зан€ть его нишу и приобрести свойственные тому признаки.

ќбитающий на Ѕольшом острове ƒафне средний земл€ной вьюрок отличаетс€ необычно малым дл€ этого вида размером тела и клюва, поскольку здесь отсутствует его обычный конкурент - малый земл€ной вьюрок G.fulinginosa. ќбъ€сн€ли это тем, что на острове вьюрку G.fortis доступны имеющиес€ в изобилии мелкие семена, которые на других островах архипелага выклевывает его конкурент, малый земл€ной вьюрок.

ѕолевые наблюдени€ подтвердили св€зь размера клюва с видом корма птиц. ¬ 1977 г. во врем€ засухи на острове мелких сем€н перестало хватать, и вьюркам пришлось переключитьс€ на более крупные и твердые, которые расклевывать могли только особи с более мощными клювами. Ѕольшинство вьюрков в этот год погибло, причем смертность была выше среди мелкоклювых особей. “аким образом, средний размер клюва в попул€ции определ€етс€ соотношением энергетических затрат при питании семенами разного размера; это соотношение зависит от размера клюва и обили€ разных видов корма и может быть смещено по€влением конкурента.

—редние земл€ные вьюрки с крупным (а) и мелким (б) клювами, а также их пищевой конкурент - большой земл€ной вьюрок (в).
ѕлоды €корцев ладанниковых показаны как в целом, так и расколотом вьюрком виде (из п€ти пустых гнезд извлечены семена).
‘ото ѕ.–. и Ѕ.–. √рантов

¬ 1982 г. ситуаци€ на острове изменилась в св€зи с вселением большого земл€ного вьюрка (G.magnirostris), который может конкурировать со средним за пищу, особенно в сухой сезон, когда корма мало. Ѕольшой вьюрок обычно питаетс€ семенами €корцев ладанниковых (Tribulus cistoides), которые заключены в твердую оболочку с шипами. –асклевать ее могут не только G.magnirostris, но и крупноклювые особи G.fortis (именно поэтому они пережили засуху 1977 г.), но на это у них уходит втрое больше времени. —амые мелкоклювые особи G.fortis даже не пытаютс€ добратьс€ до содержимого этих плодов. Ѕольшой земл€ной вьюрок вытесн€ет среднего с участков, где произрастают €корцы, сокраща€ их количество до такой степени, что G.fortis становитс€ "невыгодно" питатьс€ плодами этого растени€.

ѕо прогнозу √рантов, большой вьюрок, лиша€ сородича этого вида корма, окажет селективное давление на его попул€цию, в которой сохран€тс€ лишь особи с малым размером клюва. “акой сдвиг произошел в 2004 г., когда попул€ци€ G.magnirostris достигла уровн€, достаточного дл€ реализации движущего отбора, направленного против крупноклювых особей G.fortis. ћноголетние измерени€ величины их клюва с последующим статистическим анализом результатов подтвердили эту закономерность эволюционной динамики данного признака. “аким образом, теоретические положени€ эволюционной экологии впервые были подтверждены непосредственными полевыми наблюдени€ми.

Science. 2006. V.313. є5784. P.224-226 (—Ўј).

«оологи€

ћимикри€ у л€гушек-древолазов

Ѕейтсовска€ мимикри€ - подражание защищенным или несъедобным животным - особенно разнообразно про€вл€етс€ среди земноводных и пресмыкающихс€, так как в этой группе много €довитых видов. ќдин из бейтсовских комплексов исследовали в Ёквадоре американские зоологи  .ƒарст и ћ. уммингс (C.R.Darst, M.E.Cummings; ”ниверситет “ехаса).

омплекс состоит из трех видов л€гушек-древолазов. ƒва из них - Epipedobates bilinguis и E.parvulus - относ€тс€ к одному роду и очень €довиты.  ак и положено €довитым животным, их отличает €рка€ предупредительна€ окраска, основу которой составл€ют броские красные п€тна. Ќо у E.bilinguis их дополн€ет желтый рисунок, а в окраске E.parvulus желтого цвета нет. јреалы обоих видов перекрываютс€ лишь в незначительной степени. “ретий вид комплекса - Allobates zaparo - тоже древолаз, только не€довитый. ƒл€ защиты от хищников он подражает своим €довитым родичам. ѕри этом в местах совместного обитани€ с каждым из них он представлен соответствующей цветовой морфой.

—ам по себе подобный бейтсовский полиморфизм - довольно интересное природное €вление. Ќо наиболее интересна€ коллизи€ возникает там, где встречаютс€ оба €довитых древолаза. “еоретически в такой ситуации дл€ вида-имитатора возможны три варианта адаптации: внутрипопул€ционный бейтсовский полиморфизм (существование в одной попул€ции как особей, подражающих E.bilinguis, так и особей, похожих на E.parvulus); формирование промежуточного фенотипа; подражание более €довитому и более массовому модельному виду. ќднако исследованный комплекс не соответствовал ни одному из этих вариантов! ¬ районе совместного обитани€ более массовый вид - E.parvulus.  ак показали проведенные исследовани€, он же и более €довитый. » тем не менее Allobates здесь имеет такую же окраску, как E.bilinguis.

„тобы пон€ть биологический смысл этого неожиданного феномена, американские исследователи провели опыты с хищниками, роль которых в экспериментах выполн€ли куры. Ќабрасыва€сь на €довитых л€гушек и получа€ в результате негативный опыт, куры обучаютс€ обходить их в дальнейшем стороной. Ќо вы€снилось, что воспри€тие разных моделей окраски у хищников различно!  уры, усвоившие опасность более €довитой модели E.parvulus, распростран€ют этот опыт и на вторую модель. Ќапротив, те хищники, которые "обучались" на менее €довитой E.bilinguis, не перенос€т полученный опыт на E.parvulus. ƒругими словами, курица, котора€ "знает", что E.parvulus несъедобен, не будет нападать и на E.bilinguis. ј вот та птица, котора€ усвоила €довитость E.bilinguis, при возможности об€зательно попробует на вкус E.parvulus. “аким образом, веро€тность атаки хищника на древолаза, более €довитого в этой паре, оказываетс€ более высокой! ѕон€тно, что виду-имитатору выгоднее подражать не ему, а E.bilinguis.

Nature. 2006. V.440. є7081. P.208-211 (¬еликобритани€).

«оологи€

оловратки - симбионты амеб

—имбионты одноклеточных организмов до насто€щего времени были известны лишь в одной группе многоклеточных животных - у нематод („есунов ј.¬., ћилютин ƒ.ћ., ≈всеев ј.¬. ћногоклеточные паразиты простейших // ѕрирода. 2000. є3. —.6-12). Ќедавно бельгийский зоолог из ”ниверситета јнтверпена ¬.де —мет (Smett W.H.de // Zootaxa. 2006. V.1339. P.31-49) описал два новых вида коловраток, обитающих внутри раковинных амеб. ” этих коловраток строение челюстного аппарата оказалось столь необычным, что их (и еще один свободноживущий вид) пришлось выделить в новый род Asciaporrecta и даже новое семейство Asciaporrectidae. A.arcellicola обнаружена в раковине амеб Arcella sp., собранных в ћарокко и на јл€ске, а A.difflugicola - внутри амеб Difflugia sp., найденных в Ѕельгии и на јл€ске.

ќбе коловратки не только живут в раковинах живых амеб, но и откладывают там €йца. ѕоскольку характер питани€ коловраток неизвестен, непон€тны и их взаимоотношени€ с простейшими - комменсалы (сотрапезники) они или паразиты амеб. ѕо крайней мере никаких следов редукции, характерной дл€ многих паразитических коловраток, которые живут внутри кольчатых червей, ни у того, ни у другого вида не обнаружено.

Ќесомненно, представители нового семейства широко распространены в умеренных и арктических районах —еверного полушари€ и наверн€ка будут обнаружены на территории –оссии.

© „ернышев ј.¬.,
кандидат биологических наук
¬ладивосток

¬ирусологи€

ћожет ли птичий грипп стать "человеческим"?

ак известно, изначально непатогенный вирус гриппа H5N1 стал высокопатогенным, причем не только дл€ его естественных хоз€ев - диких водоплавающих птиц, но и дл€ других животных, в том числе человека. —реди домашних птиц вирус H5N1 уже вызывает ежегодные эпизоотии и даже панзоотии, а среди людей его распространение пока ограничено. „тобы вирус H5N1 приобрел пандемические свойства, он должен "научитьс€" проникать в организм человека через дыхательные пути (пока же заражение происходит через кишечник). ѕо мнению специалистов, дл€ этого вирусу гриппа птиц необходимо обмен€тьс€ генами (так называема€ реассортаци€) с одним из вирусов гриппа человека, которые передаютс€ воздушно-капельным путем и ежегодно вызывают эпидемии (подробнее см.: Ћьвов ƒ. ., «абережный ј.ƒ., јлипер “.». ¬ирусы гриппа: событи€ и прогнозы // ѕрирода. 2006. є6. —.3-13). ¬озникающие врем€ от времени реассортанты "птичьих" вирусов незнакомы иммунной системе человека, а потому быстро распростран€ютс€ среди людей и поражают до четверти населени€. »менно такие вирусы вызвали все пандемии ’’ в.: в 1918 г. - реассортант вируса H1N1, в 1957 г. - H2N2, в 1968 г. - H3N2.

Ѕезусловно, самый эффективный способ профилактики сезонного гриппа - иммунизаци€ населени€, однако создать вакцину к несуществующему реассортанту вируса H5N1, который может вызвать пандемию, невозможно. ¬ св€зи с этим ученые из јмериканского центра контрол€ и предотвращени€ заболеваний (јтланта, штат ƒжорджи€) попытались с помощью метода обратной генетики сконструировать потенциально пандемический вирус (Science. 2006. V.313. є5787. P.601-602). “аким образом были созданы различные комбинации штаммов H3N2 (вируса сезонного гриппа человека) и H5N1, выделенного в 1997 г. ƒействие искусственно созданных вирусов провер€лось на хорьках, чь€ дыхательна€ система столь же чувствительна к вирусу гриппа, как и у человека.

„тобы смоделировать распространение вируса среди людей, зараженных и неинфицированных искусственными реассортантами хорьков заключили в разные, расположенные поблизости клетки, допуска€ свободную циркул€цию вируса по воздуху. ¬ы€снилось, что все созданные гибриды вирусов вызывали у животных сравнительно м€гкое течение заболевани€. –еассортанты с наружными белками вируса человеческого гриппа H3N2 и с внутренними белками птичьего гриппа H5N1 хорошо реплицировались в клетках зараженных хорьков, но не передавались их сосед€м столь же успешно, как природный штамм H3N2. ј гибриды с потенциально более опасной обратной комбинацией белков не только не размножались так же хорошо, как исходный H5N1, но и не распростран€лись среди хорьков. ¬ другом эксперименте таким гибридам (с наружными белками H5N1 и с внутренними - H3N2) давали врем€ на мутацию, после чего ими заражали здоровых хорьков. Ётот цикл повтор€ли еще четыре раза, но тем не менее вирус не стал трансмиссивным.

“аким образом, вы€снилось, что реассортантам необходимо большее количество генетических изменений, чем считалось ранее. ќднако ученые считают, что нельз€ недооценивать опасность, св€занную с распространением вируса птичьего гриппа, и в насто€щее врем€ провод€т исследовани€ по реассортации с другими штаммами H5N1 и разными штаммами человеческого гриппа.

© Ўутова ћ.¬.
ћосква

ћорска€ геологи€

Ѕиоморфные образовани€ в фосфоритах

ѕроисхождение многих осадочных месторождений полезных ископаемых трактуетс€ разными исследовател€ми по-разному. “ак, генезис фосфоритов поначалу св€зывали с массовыми заморами морской фауны, затем - с бактериальными процессами, с химическим осаждением фосфата кальци€ из морской воды, с биогеохимическими реакци€ми, вулканогенными процессами, с процессами диагенеза и постседиментационным перемывом осадков. ”ченые, придерживающиес€ микробиологической гипотезы, ставшей попул€рной благодар€ своей простоте, считают, что микроорганизмы концентрируют фосфор из морской среды, а после их отмирани€ фосфор остаетс€ в осадке и накапливаетс€ до масштабов месторождени€. ¬ качестве основного аргумента приводитс€ то обсто€тельство, что в фосфоритах нередко присутствуют образовани€ округлой, удлиненной, нитчатой и трубчатой форм, близкие по размеру и облику к широко распространенным микроорганизмам - бактери€м, низшим грибам и синезеленым водоросл€м.

Ёту микробиологическую гипотезу опровергают √.Ќ.Ѕатурин (»нститут океанологии им.ѕ.ѕ.Ўиршова –јЌ, ћосква) и ј.“.“итов (»нститут геологии и минералогии —ќ –јЌ, Ќовосибирск), поставив в св€зи с этим вопросы: насколько такие микроструктуры действительно сопоставимы с бактери€ми; если их можно идентифицировать, то обладают ли они специфической функцией накоплени€ фосфора; наконец, насколько широко эти гипотетические бактерии распространены в фосфоритах.

»спользу€ наиболее совершенное электронно-микроскопическое оборудование, нейтронно-активационный и плазменный анализ, авторы исследовали биоморфные ультрамикроскопические частицы в современных фосфоритовых конкреци€х из диатомовых илов шельфа Ќамибии, распространенные на глубинах 60-120 м, а также часто встречающиес€ в тех же осадках нелитифицированные копролиты морских львов, колони€ которых обитает в этом районе. ѕо химическому составу и те, и другие - типичные фосфориты с содержанием –2ќ5 до 28-33% (материал дл€ анализа был собран во врем€ рейсов научно-исследовательских кораблей "јкадемик  урчатов" и "ћихаил Ћомоносов").

Ѕыло сделано около 100 электронных снимков микроструктур фосфоритов с четырьм€ разновидност€ми фосфатных частиц: рыхлые, уплотненные, плотные ст€жени€ и слабо литифицированный копролит морского льва. ќсновное внимание авторы уделили описанию морфологии наиболее распространенных аутигенных фосфатных образований - сгустков неправильной формы, глобул€рных и палочковидных частиц.

„астицы неправильной формы встречаютс€ во всех типах изученных образований, но в слабо литифицированных ст€жени€х, содержащих значительную долю материала вмещающих осадков, они не образуют сплошных масс и рассе€ны среди опалового детрита. ≈сли в диагенетических фосфатных ст€жени€х частицы неправильной формы образовались, по крайней мере частично, за счет дегидратации первоначально сплошной колломорфной фосфатной массы, то в копролитах происходила фосфатизаци€ уже образовавшихс€ ранее форм выделени€ биогенного материала, прошедшего через пищеварительный тракт.

√лобул€рные частицы обычно имеют правильную шарообразную форму, размером от менее одного до дес€тков микрометров в диаметре. ќбычно они образуют агрегаты из тесно упакованных и частично слипшихс€ глобул разного диаметра; единичные частицы встречаютс€ редко. ‘ормирование глобул происходит за счет колломорфной фосфатной массы: сначала на ее поверхности формируютс€ бугорки, которые по мере дегидратации гел€ обособл€ютс€ в форме комковатых агрегатов и отдельных глобул.

олломорфные и глобул€рные выделени€ фосфата: а - сгустки фосфатного вещества на поверхности створки диатомовой водоросли (в центре снимка) в плотной конкреции; б - колломорфный фосфат (слева) в ассоциации с глобул€рным в плотной конкреции; в - агрегат комковатого колломорфного фосфата и уплотненной конкреции; г - колломорфный фосфат в фосфатизированном копролите морского льва.

—коплени€ удлиненных частиц фосфата: а - сплошна€ масса этих частиц в рыхлой конкреции; б - в поШровом пространстве уплотненной конкреции; в - на поверхности обломка панцир€ диатомовой водоросли в той же конкреции; г - бугорчатое строение поверхности удлиненных частиц в той же конкреции.
”длиненные (палочковидные) частицы имеют размер от >1 до 8-10 мкм и бывают столбчатыми, веретеновидными, реже гантелевидными. ¬стречаютс€ иногда порознь в ассоциации с колломорфным или глобул€рным фосфатом или в виде скоплений правильной или произвольной формы, или в виде сплошной плотной либо пористой массы. ¬ целом распределение таких масс неравномерно и не подчин€етс€ какой-либо закономерности; в каждой конкреции есть участки, где эти частицы отсутствуют.

Ќередко частицы одинакового или разного размера прорастают друг друга, а также образуют усеченные формы, выраста€ из полостей на панцир€х диатомей или прикрепл€€сь усеченным торцом вертикально по отношению к любому твердому субстрату.

»зредка в фосфоритах нар€ду с описанными частицами встречаютс€ трубчатые и червеподобные образовани€ различного размера и формы, веро€тно, биогенного происхождени€. ¬озможно, некоторые трубчатые формы - это остатки гигантских сульфидокисл€ющих бактерий, насел€ющих верхний слой диатомовых илов.

“аким образом, преобладающа€ часть бактериоморфных частиц в современных фосфоритах относитс€ не к биогенным, а к минеральным образовани€м. ¬ пользу этого мнени€ свидетельствует следующее: размер частиц варьирует в широких пределах (до 10 раз и более), тогда как бактерии одного вида имеют одинаковые размеры; частицы взаимно прорастают друг друга, образуют закономерные сростки и могут иметь усеченные формы, что характерно дл€ минералов, но не дл€ бактерий; частицы распространены крайне неравномерно: в одних образцах или их участках они образуют сплошные массы, в других полностью отсутствуют.

ќкеанологи€. “.46. є5. —.754-758 (–осси€).

јЋ≈…ƒќ— ќѕ

ќхрана природы

√вианские природные ценности под угрозой

√ора де  ав, наход€ща€с€ в √виане (французска€ территори€ на јтлантическом побережье северо-восточной части ёжной јмерики), представл€ет собой исключительно ценную экологическую и биологическую зону. ¬ ней насчитываетс€ 100 видов млекопитающих, 254 вида птиц, 700 видов растений (из них 18 - эндемики); 96.7% площади √вианы покрыто лесами ценных пород (около 20 разновидностей). ќднако в районе горы де  ав намечено организовать добычу золота открытым способом. ћногие экологические организации ‘ранции возражают против осуществлени€ этого проекта, поскольку он предусматривает не только создание огромного карьера, но также горно-обогатительного комбината, который использует цианид и нитрат свинца.

анадска€ группа  амбиор, уже владеюща€ лесной концессией в 45 км от  айенны (административного центра √вианы), приступила к строительству первых сооружений, необходимых дл€ работы карьера. — июн€ 2001 г. на территории крупнейшего природного резервата ‘ранции - Ќурагю, €вл€ющегос€ ее заморским объектом экотуризма мирового значени€, действуют золотодобытчики-контрабандисты, а в мае 2006 г. там были убиты два егер€.

Terre Sauvage. 2006. є218. P.51 (‘ранци€).

¬ымирание тунца

—прос на синего, или обыкновенного, тунца (Thunnus thynnus), подогреваемый все возрастающим интересом к €понской кухне, на прот€жении последнего дес€тилети€ посто€нно увеличиваетс€. ѕромысел этой рыбы в јтлантическом океане и —редиземном море ограничиваетс€ квотой в 32 тыс. т, но на самом деле он приближаетс€ к 50 тыс. т - такова оценка ¬семирного фонда защиты дикой природы и ћеждународной комиссии по сохранению тунцовых јтлантики.

√лавна€ на сегодн€шний день проблема - высока€ смертность зрелых особей. ќна ставит под угрозу самовоспроизводство вида, ведь такие рыбы мечут больше икры. Ќо рыбопромышленники именно в их ловле и заинтересованы: у особей массой свыше 150 кг м€со жирнее и, следовательно, вкуснее, а потому его лучше покупают (в основном €понцы - они потребл€ют 80% синих тунцов —редиземного мор€).

Sciences et Avenir. 2006. є716. P.36 (‘ранци€).

ћетеорологи€

ћикрокапли рождают мощный ливень

‘ормирование крупных кучевых облаков тесно св€зано с восход€щими воздушными потоками и их турбулентностью. Ўведские метеорологи недавно нашли объ€снение, почему из кучевого облака дождь проливаетс€ мощным ливнем: по достижении некоторой предельной скорости воздушный поток становитс€ турбулентным, микрокапли внутри каждого объема образовавшегос€ кучевого облака движутс€ в разных направлени€х, что увеличивает частоту их столкновений, ускор€ет их сли€ние, наконец, они станов€тс€ настолько крупными, что падают на землю ливнем.

Science et Vie. 2006. є1069. P.24 (‘ранци€).

ќхрана природы

√де жить лошад€м ѕржевальского?

итайские ученые нашли место дл€ выпуска лошади ѕржевальского (Equus przewalskii) в природу. »м должен стать √осударственный заповедник Ўи ’у (Xi Hu National Nature Reserve) площадью 660 тыс. га. –асположенный на севере провинции √аньсу, он включает оз.Ћобнор и окружающий его оазис. »з копытных животных в заповеднике обитают джейран, кулан и дикий верблюд.  итайские исследователи утверждают, что в историческом прошлом там обитали и лошади ѕржевальского.

¬ насто€щее врем€ в  итае существует три центра разведени€ лошадей ѕржевальского, два из которых наход€тс€ в провинции √аньсу. Ћошадей дл€ возвращени€ в природу планируетс€ вз€ть из центра разведени€ редких животных ”вей, расположенного на южной оконечности пустыни јлашань, где сейчас наход€тс€ 59 особей - потомки нескольких животных, завезенных из европейских зоопарков в 1989 г. ¬ 2006 г. в центре родилось четыре жеребенка. ƒл€ выпуска подготовлены две гаремные группы численностью 13 и 9 особей. Ёти группы, состо€щие из лошадей разного возраста, содержатс€ в вольерах размером 4-5 га с естественным песчаным покрытием, почти лишенным растительности.

ѕрограмма реинтродукции лошади ѕржевальского в заповедник Ўи ’у разработана сотрудниками отдела охраны природы ћинистерства лесного хоз€йства провинции √аньсу. ƒело за малым - найти денежные средства на строительство вольер дл€ передержки животных в заповеднике Ўи ’у и на их транспортировку к месту выпуска.

© ѕаклина Ќ.¬.