ѕ–»–ќƒј

Ќовые книги

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [09] [10] [11] [12]

Ќќ¬ќ—“» Ќј” »
√лобальное распространение южноазиатского цунами
’емокоммуникаци€ у насекомых. ѕетров ѕ.Ќ.
—верхскопление молодых звезд в ћлечном ѕути. —урдин ¬.√.
–азмер “уманности јндромеды недооценен в три раза
–асцвели углеродные наноцветы
√енофонд кустарниковой улитки в ћосковском регионе. ћакеева ¬.ћ. и др.
 ак коала выбирают дерево дл€ кормежки
∆ивучий воробей ѕарижа
ѕреимущества полового размножени€. ≈ськова ј. .
ѕоврежденна€ жуками кукуруза зовет на помощь нематод. √ил€ров ј.ћ.
—охранить леса бассейна реки  онго
»з неволи на свободу
Ќовый тип судна-бу€
√орода, климат, экологи€. ѕомеранец  .—.
Уѕрекрасна€ дамаФ XV века вновь в центре внимани€. ѕанова “.ƒ.

√еофизика

√лобальное распространение южноазиатского цунами

атастрофическое цунами, опустошившее прибрежные районы ёжной јзии 26 декабр€ 2004 г., - наиболее документированное приборными измерени€ми событие такого масштаба в истории сейсмических наблюдений. Ёто позволило группе исследователей из —Ўј,  анады и –оссии построить математическую модель распространени€ длинных волн в ћировом океане из их первичного источника и пон€ть, какие факторы определ€ют энергию, перенесенную этими волнами в разные точки океанского побережь€. ќказалось, что прот€женные участки морского дна, длина которых многократно превосходит их ширину и к тому же имеющие относительно малые и примерно посто€нные глубины (например, срединно-океанические хребты и шельфовые зоны, окаймл€ющие материки), служат естественными волноводами и концентраторами энергии морских сейсмических волн.  роме того, потоки энергии, излучаемые в разных направлени€х из первичного линейного источника, оказались в ближней от него зоне весьма различными: они максимальны в направлени€х, перпендикул€рных этому источнику (субмеридиональному разлому длиной около 1000 км), и примерно на пор€док меньше в направлении вдоль источника.

арта мира, на которой отображено распространение энергии сейсмических морских волн (цунами) из очага землетр€сени€ близ о.—уматра в декабре 2004 г., рассчитанное по модели MOST. ÷ветом показаны наибольшие амплитуды волн цунами в открытом море в течение 44 ч. Ѕелые линии - времена прихода волн цунами в часах после первого толчка.  ружками разной величины показаны амплитуды волн, измеренные мареографами вблизи побережий в некоторых избранных точках (обозначени€ см. на врезке в левом нижнем углу карты). Ќа врезке вверху - модель геометрии очага и расчетные высоты волн в Ѕенгальском заливе. –аспределение подвижек по четырем участкам разлома (с севера на юг: 21, 13, 17 и 2 м) дает наилучшую аппроксимацию данных спутниковой альтиметрии и хорошо соответствует расчетам параметров очага по результатам сейсмических и геодезических наблюдений.
¬дали от источника практически единственным фактором, определ€ющим направление потоков энергии, служит топографи€ морского дна. Ќа карте, построенной по результатам моделировани€, видно, что ёго-«ападный хребет »ндийского океана и —рединно-јтлантический хребет служили волноводами, по которым энерги€ цунами проникла в јтлантический океан, тогда как по ёго-¬осточному хребту »ндийского океана, “ихоокеанско-јнтарктическому хребту и ¬осточно-“ихоокеанскому подн€тию она распространилась в “ихий океан.  роме того, моделирование показывает, что срединно-океанические хребты могут служить волноводами лишь до тех пор, пока их кривизна не превосходит критической и направление хребта не отклон€етс€ от локального направлени€ распространени€ цунами более чем на определенный угол. “ак, резкий изгиб —рединно-јтлантического хребта в ёжной јтлантике привел к тому, что поток энергии покинул этот волновод вблизи 40∞ю.ш. и обрушилс€ на јтлантическое побережье ёжной јмерики со сравнительно высокими амплитудами волн. ћодель предсказала высокие (более 1 м) пиковые амплитуды цунами, зарегистрированные в –ио-де-∆анейро (Ѕразили€), но проверка модели в других точках восточного побережь€ ёжной јмерики затруднена из-за недостатка инструментальных измерений в этом районе.

Science. 2005. V.309. є5743. P.2045-2048 (—Ўј).

Ѕиохими€. Ётологи€

’емокоммуникаци€ у насекомых

рошечный (около 0.5 мм в длину) наездник капустна€ трихограмма (Trichogramma brassicae) паразитирует на €йцах капустной бел€нки, или капустницы (Pieris brassicae). Ћичинки наездника, развива€сь из €иц, отложенных в €йца бабочки, выедают их изнутри.  ак маленька€ и плохо летающа€ самка трихограммы находит €йца капустницы?

ќпыты, проведенные группой исследователей из √ермании и Ќидерландов (Fatouros N.E. et al. // Nature. 2005. V.433. P.704), показали, что наездники используют дл€ поиска €иц своих хоз€ев бензилцианид, который выполн€ет у капустных бел€нок роль антиафродизиака: это сигнальное вещество делает оплодотворенную самку менее привлекательной дл€ самца, чем неоплодотворенна€. ѕометив во врем€ спаривани€ самку бензилцианидом, самец тем самым увеличивает шансы своего потомства на выживание - ведь она с меньшей веро€тностью будет оплодотворена другим самцом.

—амка наездника, узнав оплодотворенную капустницу по запаху бензилцианида, садитс€ на нее и летит верхом на ней к месту, где та откладывает €йца, и в свою очередь откладывает €йца в свежеотложенные €йца бабочки. Ќеоплодотворенные самки капустницы, искусственно помеченные бензилцианидом, оказались не менее привлекательны дл€ наездника, чем оплодотворенные. —ледовательно, дл€ узнавани€ оплодотворенной бабочки наездник использует именно бензилцианид. —амцы капустницы тоже испускают запах бензилцианида, но они не так привлекательны дл€ наездников, как оплодотворенные самки. ѕо-видимому, трихограммы отличают самцов от самок капустницы по каким-то другим признакам, а не по запаху данного вещества.

—амка наездника (показана стрелкой), сид€ща€ на ноге оплодотворенной самки капустной бел€нки. ƒолетев верхом на ней к месту, где бабочка отложит свои €йца, наездник отложит внутрь этих €иц свои.

ѕаразитиру€ на €йцах, капустна€ трихограмма убивает значительную часть потомства в попул€ци€х бабочек. »спользу€ дл€ поиска хоз€ина его собственные средства хемокоммуникации, паразит может накладывать существенные ограничени€ на эволюцию подобных средств у вида-хоз€ина: антиафродизиак, с одной стороны, повышает шансы выдел€ющего его самца оставить потомство, но, с другой - привлека€ паразитов, снижает шансы этого потомства выжить.

≈сли стратегии, подобные вышеописанной, широко распространены среди видов-паразитов, они должны действовать как важный сдерживающий фактор на пути развити€ внутривидовой хемокоммуникации хоз€ев.

© ѕетров ѕ.Ќ.,
кандидат биологических наук

јстрономи€

—верхскопление молодых звезд в ћлечном ѕути

√руппы из сотен тыс€ч очень молодых звезд, плотно заполн€ющих небольшие области пространства, астрономы называют звездными сверхскоплени€ми. ”ченых очень интересуют эти агрегаты, поскольку звезды и, веро€тно, планеты формируютс€ там в экстремальных услови€х. ƒо недавних пор сверхскоплени€ звезд обнаруживались лишь на большом рассто€нии от нас, как правило, - в парах и группах взаимодействующих галактик, - что затрудн€ло их изучение. ќднако недавно с помощью телескопов ≈вропейской южной обсерватории (ESO) в Ћа-—иль€ („или) группа астрономов открыла скопление-монстр пр€мо в нашей √алактике (ESO Press Release 08/05, 22 March 2005), можно сказать - у нас под носом!

—верхскопление У¬естерлунд 1Ф (Wd 1) скрывалось за пылевыми облаками ћлечного ѕути в направлении южного созвезди€ ∆ертвенник и впервые было обнаружено еще в 1961 г. шведским астрономом Ѕенгтом ¬естерлундом (Bengt Westerlund), работавшим тогда в јвстралии, а позже ставшим директором ESO в „или. Ќо газово-пылевые облака так плотно закрывают от нас это скопление, ослабл€€ свет его звезд более чем в 100 тыс. раз, что дл€ сколько-нибудь детального изучени€ до недавних пор оно оставалось совершенно недоступным. ¬озможным это стало лишь с по€влением новых оптических приемников, позвол€ющих вести наблюдени€ в инфракрасных лучах, не столь чувствительных к поглощению межзвездной пылью, как видимый свет. –ассто€ние до скоплени€ Wd 1 всего около 10 тыс. св. лет, что в тыс€чи раз меньше, чем до любого другого подобного объекта. Ѕлагодар€ этому в скоплении Wd 1 астрономы смогли раздельно сфотографировать и изучить наиболее €ркие звезды.

√игантское звездное скопление ¬естерлунд 1.

ѕередний фон на снимке образуют звезды ћлечного ѕути; они выгл€д€т голубыми, поскольку наход€тс€ между —олнцем и основной массой пылевых облаков. «везды самого скоплени€, расположенного за плотными облаками пыли, оранжево-красные: их свет испытал сильное поглощение в межзвездной пыли и полностью лишилс€ голубой составл€ющей. –азмер снимка 5і5 угловых минут.

‘ото ≈вропейской южной обсерватории („или)

¬ 2001 г. астрономы обнаружили в этом скоплении более дюжины предельно гор€чих массивных светил с мощным звездным ветром - так называемых звезд типа ¬ольфа-–айе. “ака€ высока€ концентраци€ в одном месте столь редких звезд вызвала большое удивление и стимулировала дальнейшие исследовани€. »спользу€ 1.52-, 2.2- и 3.5-метровые телескопы ESO, астрономы нашли в скоплении еще около 200 подобных светил и детально изучили многие из этих звезд и скопление в целом.

¬ы€снилось, что полна€ масса гигантского скоплени€ ¬естерлунд 1 превышает массу —олнца более чем в 100 тыс. раз, и все эти звезды заключены в области, поперечник которой менее 6 св. лет. ѕри этом сотни звезд имеют экстремально высокую индивидуальную массу (в дес€тки раз большую, чем у —олнца) и гигантскую светимость - до миллиона солнечных! –азмер некоторых звезд в 2000 раз больше, чем у —олнца: кажда€ из них могла бы заполнить собой орбиту —атурна!

≈сли бы —олнечна€ система оказалась в центре этого удивительного звездного скоплени€, на «емле не наступало бы привычной дл€ нас ночи: после захода —олнца небосвод был бы усе€н сотн€ми светил, столь же €рких, как полна€ Ћуна. ƒаже днем, после восхода —олнца, эти звезды оставались бы видны на фоне голубого неба.   счастью, мы лишены этого замечательного зрелища - столь близкое соседство с молодыми активными звездами сулило бы земной биосфере немало проблем. Ќо астрономы рады и тому, что могут с помощью современных телескопов детально изучать с достаточно близкого рассто€ни€ крупнейшее звездное скопление нашей √алактики.

ƒл€ исследователей звездной эволюции это насто€щий астрономический  лондайк. ¬се до сих пор изученные в нем звезды имеют массы в 30-40 раз больше, чем у —олнца. Ёто звезды типа ¬ольфа-–айе, сверхгиганты спектральных классов ќ и ¬, голубые переменные высокой светимости (типа уникального объекта Ёта  ил€), а также желтые гипергиганты со светимостью в миллион раз выше солнечной. Ћюбопытно, что до сих пор во всей остальной √алактике обнаружено столько же желтых гипергигантов, сколько их открыто в одном только скоплении ¬естерлунд 1. ѕоскольку продолжительность жизни таких массивных звезд очень мала, скопление Wd 1 должно быть чрезвычайно молодым - от 3.5 до 5 млн лет. ѕо астрономическим меркам это просто новорожденное скопление.

¬озможно, исследование Wd 1 поможет приоткрыть тайну рождени€ гигантских шаровых звездных скоплений, которыми населено гало нашей √алактики.  аждое из них содержит от сотен тыс€ч до нескольких миллионов очень древних звезд. ¬се они родились в эпоху формировани€ √алактики - более 12 млрд лет назад, и никто пока не знает, как это происходило. ¬ нынешнюю эпоху в диске √алактики тоже формируютс€ звездные скоплени€, но очень маленькие: обычно они содержат всего несколько сотен звезд; к тому же они довольно УрыхлыеФ, отчего их и называют рассе€нными скоплени€ми. ¬ отличие от них, скопление Wd 1 не только очень массивное, но и чрезвычайно плотное. ћожно напомнить, что в окрестности —олнца ближайша€ звезда (ѕроксима  ентавра) находитс€ на рассто€нии 4 св. года, тогда как в скоплении Wd 1 в области размером около 6 св. лет заключено не менее сотни тыс€ч звезд! ¬ такой тесноте звезды должны врем€ от времени сталкиватьс€, что, по мнению некоторых астрономов, может приводить к формированию черных дыр промежуточной массы (в сотни масс —олнца).

”видеть воочию рождение гигантского скоплени€ - давн€€ мечта астрономов. “еперь она частично осуществилась: скопление Wd 1 мы застали если не в момент рождени€, то уж во вс€ком случае - в младенческом состо€нии. »зучив пространственное распределение и движение звезд и газа в этой области √алактики, астрономы смогут существенно продвинутьс€ в понимании механизмов рождени€ звезд и звездных систем. ј возможность наблюдать столкновени€ звезд поможет пон€ть поздние этапы их эволюции.

© —урдин ¬.√.,

јстрономи€

–азмер “уманности јндромеды недооценен в три раза

√алактика ћ31, известна€ также как “уманность јндромеды, с одной стороны - самый далекий астрономический объект, видимый невооруженным глазом (рассто€ние до нее равно 2 млн св. лет), а с другой - ближайша€ к нам больша€ галактика, котора€ к тому же считаетс€ примерным двойником ћлечного ѕути. ѕо этой причине “уманность јндромеды издавна относитс€ к излюбленным объектам астрономических наблюдений. “ем не менее знаем мы о нашем близком галактическом соседе меньше, чем хотелось бы.

ЅоШльша€ часть звезд галактики ћ31 образует правильный диск, но, кроме диска, у нее есть и прот€женное клочковатое гало. ќно состоит из звезд, которые, как полагают, попали в окрестности ћ31 при ее столкновени€х с другими галактиками и потому не учитываютс€ при определении диаметра галактики. ѕоскольку звезды-пришельцы присоединились к ћ31 в результате случайных сли€ний, логично предположить, что их траектории в гало будут совершенно беспор€дочными.  аково же было удивление —.„эпмэна (S.Chapman;  алифорнийский технологический институт, —Ўј) и его коллег, когда они обнаружили, что эти периферийные звезды в действительности вращаютс€ так, словно €вл€ютс€ частью галактического диска.

Ётот результат был получен в ходе выполнени€ проекта по измерению лучевых скоростей 5000 звезд из внешних областей “уманности јндромеды на телескопе У екФ (√авайские о-ва, —Ўј).  ак известно, из-за эффекта ƒоплера излучение приближающихс€ к нам звезд испытывает смещение в синюю часть спектра (область более коротких длин волн), а излучение удал€ющихс€ звезд - в красную часть спектра (область более длинных волн). ≈сли бы движени€ звезд были беспор€дочными, то по обе стороны от центра ћ31 оказалось бы примерно равное число звезд с красным и синим смещением. ¬ действительности же у них отмечаетс€ преимущественно красное смещение с той стороны диска, котора€ вращаетс€ по направлению от нас, и синее смещение - со стороны, котора€ вращаетс€ по направлению к «емле.

“акое движение исследованных звезд заставл€ет отнести их к населению диска “уманности јндромеды. ѕри этом границы галактики приходитс€ проводить заново, увеличив ее диаметр в три раза - до 220 тыс. св. лет. Ёто означает, что ее угловой размер равен 12 диаметрам Ћуны. ѕериферийна€ часть “уманности јндромеды тускла - на ее долю приходитс€ всего 10% полного света галактики. » все-таки в этой внешней области вращаютс€, предположительно, миллионы звезд. ѕо прежним оценкам, поперечник ћ31 составл€л всего 70-80 тыс. св. лет, что немного меньше, чем у нашей √алактики, котора€ имеет поперечник в 100 тыс. св. лет.

»зуча€ отдельные компоненты галактики, можно попытатьс€ построить целостную картину ее формировани€. — этой точки зрени€ “уманность јндромеды казалась астрономам Уидеальной лабораториейФ - она удачно ориентирована, похожа на нашу √алактику, достаточно близка, чтобы в ней можно было наблюдать отдельные звезды.   сожалению, эта лаборатори€ сама оказалась полна загадок и никакой €сности в наше понимание процессов образовани€ галактик пока не прибавила.  роме нового размера “уманности јндромеды, ученым предстоит теперь объ€снить, почему во вновь обнаруженной внешней части диска звезды распределены не равномерно, а собраны более чем в 20 различимых сгустках. “акую клочковатость можно было бы объ€снить тем, что они €вл€ютс€ реликтами сли€ни€ небольших галактик с основной системой. Ќо в современных модел€х образовани€ галактик диски и сли€ни€ несовместимы: невозможно получить гигантский вращающийс€ диск в результате неупор€доченной аккреции небольших протогалактических фрагментов.

–азобратьс€ в том, уникален ли прот€женный диск “уманности јндромеды, помогли бы аналогичные наблюдени€ других галактик.

≈сли по€вление этих сгустков все-таки св€зано со сли€нием, оно должно было произойти относительно недавно - в пределах последних 200 млн лет. ¬ противном случае сгустки бы уже разрушились. Ќе исключено, что мы застали нашего большого соседа в редкий момент его истории - сразу после того, как он поглотил один из своих небольших спутников.

’ими€

–асцвели углеродные наноцветы

итайские исследователи синтезировали новый вид углеродных наноструктур, которые могут найти применение в катализе, а также дл€ создани€ электрических и магнитных устройств. ћетод получени€ достаточно прост: восстановление-пиролиз-катализ. ¬ качестве источника углерода использовали глицерин; углерод выдел€лс€ при его реакции с магнием; катализатором служили частицы железа, образующиес€ при пиролизе ферроцена. ¬ эксперименте 0.45 г Mg и 0.1 г ферроцена смешали с 5 мл глицерина в автоклаве высокого давлени€ из нержавеющей стали объемом 40 мл и поддерживали температуру 650∞— в течение 12 ч, а затем оставили остывать до комнатной температуры. „асть полученного продукта черного цвета выдерживали в 50 мл раствора HCl - сначала 2 ч при 65∞—, а потом еще два дн€ при комнатной температуре. ѕосле этого образцы промыли в метаноле и дистиллированной воде и исследовали их морфологию и структуру методами электронной микроскопии, рентгеновской дифракции и рамановской спектроскопии.

¬ образцах, обработанных кислотой, обнаружили до 80% новых интересных наноструктур с характерными чертами графита - они представл€ли собой сферы диаметром от 200 до 600 нм с полой сердцевиной и множеством чешуек-УлепестковФ толщиной менее 5 нм. «а внешний вид исследователи назвали их наноцветами.

”глеродные наноцветы.

¬ экспериментах, проведенных в тех же услови€х, но с использованием только глицерина и ферроцена или только глицерина и магни€, цветы не вырастали. ѕричины образовани€ наноцветов при взаимодействии глицерина, ферроцена и магни€ пока не€сны.

Materials Letters. 2005. V.59. P.456 (Ќидерланды);

ѕопул€ционна€ и эволюционна€ генетика

√енофонд кустарниковой улитки в ћосковском регионе

јнтропогенное преобразование ландшафта приводит к изменению факторов отбора, что неизбежно отражаетс€ на генетической структуре попул€ций. ќценить роль воздействи€ человека позвол€ет мониторинг динамики частот аллелей генов в попул€ци€х.

ћодельным объектом в исследовани€х, проведенных сотрудниками ћузе€ землеведени€ ћ√” им.ћ.¬.Ћомоносова и »нститута общей генетики им.Ќ.».¬авилова –јЌ, стала кустарникова€ улитка Bradybaena fruticum - наземный моллюск с €рко выраженным полиморфизмом раковинных и биохимических признаков. »зучена 21 попул€ци€ (из них 12 московских, восемь подмосковных и одна из Ќовгородской обл.). ћетодом электрофореза исследовано 2815 экземпл€ров по 16 изоферментным локусам.

ќказалось, что качество генофонда 80% городских попул€ций неудовлетворительное, причем половины из них - критическое. ћосковские ландшафты сильно фрагментированы, и животные обитают в мелких изол€тах. ¬ них резко (до 70%) сокращено генетическое разнообразие. “ак, в крупных природных попул€ци€х полиморфных локусов дев€ть, в изол€тах же их число снижаетс€ до п€ти, причем существует положительна€ коррел€ци€ между размером попул€ции и долей полиморфных генов. ¬ ћоскве отмечен низкий уровень гетерозиготности - до 0.06 в наиболее деградировавших попул€ци€х (в естественных он равен 0.13-0.18).  роме того, в разных мелких изол€тах закреплены разные аллели одного и того же гена. Ётот результат случайного дрейфа генов и сопутствующий инбридинг ведут к резкому сокращению генетической изменчивости. ¬ результате адаптационный потенциал мелких городских попул€ций снижаетс€, и они вымирают.

Ёкстраполиру€ результаты, которые были получены в ходе исследовани€ кустарниковой улитки, на весь комплекс малоподвижных беспозвоночных животных городских экосистем (а они составл€ют 95% всей зоомассы), исследователи пришли к выводу: главна€ причина вымирани€ беспозвоночных в антропогенных ландшафтах - генетическа€. ј поскольку эти животные составл€ют основу трофической цепи, уменьшаетс€ и биологическое разнообразие городских экологических систем.

© ћакеева ¬.ћ., к.б.н.,
ћалюченко ќ.ѕ.,
Ѕелоконь ћ.ћ.

«оологи€

ак коала выбирают дерево дл€ кормежки

–астени€ дл€ защиты от поедани€ животными полагаютс€ не только на твердую кору, шипы и колючки, но и на специально вырабатываемые вещества - продукты вторичного метаболизма. ƒл€ эвкалиптов в качестве средства химической защиты особенно характерны фенольные соединени€ - так называемые формилированные флороглюцины. »звестно, что содержание их в растительных ткан€х существенно варьирует даже в пределах одного вида, однако до недавнего времени оставалось не€сным, сказываютс€ ли эти различи€ на питании коала - самого известного потребител€ эвкалиптовой листвы.

ѕыта€сь разобратьс€ в этом вопросе, ¬.ƒ.ћур и ”.ƒж.‘оли (B.D.Moore, W.J.Foley; јвстралийский национальный университет,  анберра) на прот€жении 10 лет изучали, как коала выбирают деревь€ дл€ кормежки. »сследовани€ проводились в ÷ентре по сохранению коала (о.‘илипс, јвстрали€), где на огороженном участке эвкалиптового леса площадью 7.6 га эти звери живут и размножаютс€ в естественной обстановке. Ќа обследуемой территории одновременно присутствовало около 20 особей коала. »з эвкалиптов там доминируют виды Eucalyptus globulus, E.viminalis и E.ovata, встречающиес€ примерно в равном соотношении. Ќо поскольку E.ovata коала поедают редко, в качестве объектов исследовани€ были выбраны только E.globulus и E.viminalis.

¬се 857 деревьев этих видов, растущих на изучаемом участке, были помечены и изучены на предмет концентрации в их листь€х формилированных флороглюцинов и азотсодержащих веществ. ѕрисутствие азота оценивали постольку, поскольку ранее проведенными исследовани€ми было показано, что коала часто испытывают нехватку этого элемента. ƒл€ характеристики общего размера дерева измер€ли диаметр ствола. —татистический анализ свидетельствует, что коала не используют дл€ питани€ первое попавшеес€ дерево - предпочтение они отдают прежде всего более крупным экземпл€рам. Ќо среди крупных деревьев коала активно избегают тех, в которых особенно высоко содержание формилированных флороглюцинов и, наоборот, понижено содержание азота (между собой эти показатели не коррелируют).

Nature. 2005. V.435. P.488-490 (¬еликобритани€).

ќрнитологи€

∆ивучий воробей ѕарижа

ѕарижские воробьи, в отличие от живущих в других городах ≈вропы, по-видимому, более стойки к угрозе исчезновени€. ¬ чем секрет их активности и сопротивл€емости? Ётот вопрос обсуждалс€ на встрече французских и британских орнитологов, толчком к которой послужила тревожна€ статистика: в Ќидерландах, Ѕельгии, »талии и ¬еликобритании зарегистрировано падение попул€ций воробьев на 50 и даже 90%. ќбъ€сн€ют это уменьшением пищевых ресурсов и значительным сокращением мест, пригодных дл€ гнездовани€. »нтересно, однако, что попул€ци€ французских воробьев, и особенно парижских, сократилась только на 16%. ¬озможна€ причина - в менее жесткой конкуренции воробьев с другими видами птиц (горлицами и зеленушками), что можно объ€снить большим числом уличных кафе (а следовательно, и массой хлебных крошек), а также наличием фекалий собак - корма, легко доступного насекомым, которыми, в свою очередь, питаютс€ молодые воробьи. ѕ.∆юль€р (P.Julliard; ÷ентр исследований биологии попул€ций птиц) считает, что высказанные точки зрени€ могут показатьс€ несколько экстравагантными, но сейчас они представл€ютс€ единственными факторами, объ€сн€ющими ситуацию.

Science et Vie. 2005. є1050. P.36 (‘ранци€).

ћикологи€. Ёволюци€

ѕреимущества полового размножени€

ѕоловое размножение свойственно большинству растений и животных. »ногда оно встречаетс€ даже у организмов, обычно размножающихс€ бесполым способом (например, у отдельных грибов). ѕарадокс заключаетс€ в том, что, согласно прин€тым теоретическим взгл€дам, бесполое размножение выгоднее, чем половое: не трат€тс€ врем€ и энерги€ на мейоз, производство самцов, поиск полового партнера, спаривание. ћожно было бы ожидать, что бесполое размножение окажетс€ преобладающим в природе (ѕопадьин  .ё. // ∆урнал общей биологии. 2003. “.64. є6. —.463-478). ћежду тем свои преимущества имеютс€ и у полового размножени€. “ак, согласно гипотезе ¬ейсмана (Weismann A. The Evolution Theory. L., 1904), оно увеличивает генетическое разнообразие попул€ции и способствует большей эффективности естественного отбора. “олько недавно эта гипотеза получила экспериментальное подтверждение - по крайней мере дл€ дрожжей.

Ѕиологи Ћондонского »мперского колледжа (Goddard M.R., Godfrau H.C.J., Burt A. // Nature. 2005. V.434. P.636-640) поставили из€щный эксперимент, показавший, что попул€ци€ дрожжей с характерным дл€ нее половым размножением, сталкива€сь с новыми услови€ми, эволюционирует быстрее, чем беспола€ попул€ци€. ѕри достаточном питании дрожжевые клетки размножаютс€ вегетативно. ѕри недостатке пищи они переход€т к мейозу: производ€т четыре споры, функционально аналогичные гаметам. «атем споры попарно сливаютс€, и образовавшиес€ клетки дают начало новому бесполому поколению.

”далив гены SPO11 и SPO13, необходимые дл€ нормального прохождени€ мейоза, ученые получили штамм дрожжей, размножающийс€ только бесполым путем. ¬ услови€х голодани€ клетки этого штамма образовывали по две споры, идентичные родительским клеткам. «атем экспериментаторы сравнили приспособл€емость клеток, в данном случае про€вл€вшуюс€ в увеличении скорости их роста по сравнению с предковым штаммом, из которого был получен искусственный. ќказалось, что в благопри€тных услови€х клетки штаммов, размножающихс€ и половым, и бесполым путем, растут с той же скоростью, что и предковый штамм. ¬ неблагопри€тных услови€х скорость роста УполовогоФ штамма увеличивалась до 94% относительно предковой колонии, а бесполого - лишь до 80%.

“аким образом, половое размножение может обеспечивать штаммам дрожжей эволюционное преимущество при освоении новых сред.

© ≈ськова ј. .

Ѕиохими€

ѕоврежденна€ жуками кукуруза зовет на помощь нематод

«а последние годы получены убедительные свидетельства того, что некоторые растени€ при повреждении их насекомыми-фитофагами выдел€ют во внешнюю среду специфические летучие вещества, привлекающие хищников или паразитов - естественных врагов этих самых фитофагов. ƒо насто€щего момента все описанные случаи подачи сигналов растени€ми наблюдались при поедании животными надземных частей растений - стеблей и листьев. ќднако недавно группа швейцарских ученых обнаружила, что Узвать на помощь врагов своих враговФ растени€ могут и при повреждении корней (Rasmann S., Kеllner T.G., Degenhardt J. et al. // Nature. 2005. V.434. P.732-737).

»сследователи установили: если обитающие в почве личинки жука Diabrotica virgifera (в отечественной литературе его называют Узападный кукурузный жукФ) начинают поедать корни кукурузы, то в почву выдел€ютс€ специфические вещества (прежде всего E-b-кариофилен), привлекающие личинок нематод Heterorhabditis megidis. Ћичинки этих круглых червей на определенной стадии развити€ не питаютс€, а зан€ты поисками будущего хоз€ина. ќбнаружив такового (в данном случае личинку жука Diabrotica), они проникают внутрь ее тела через естественные отверсти€ (рот, анус, дыхальца) и привнос€т туда симбиотических (дл€ нематод) бактерий, которых содержат в специальной капсуле. Ѕактерии быстро размножаютс€ внутри личинки, вызыва€ ее гибель. ѕри этом содержимое личинки превращаетс€ в жидкую кашицу, наполненную бактери€ми. ѕита€сь этими бактери€ми внутри погибшей личинки жука, нематоды успешно завершают цикл своего развити€.

¬ лабораторных опытах швейцарские исследователи обнаружили, что выделение корн€ми кукурузы кариофилена происходит только при повреждении их личинками жука. ¬ы€снилось также, что особенность эта не универсальна: она присуща старым европейским сортам кукурузы и одному из ближайших диких родственников кукурузы - Zea mays parviglumis. ј вот новые американские сорта кукурузы, все больше культивируемые сейчас в ≈вропе, не вырабатывают кариофилен в ответ на нападение жуков и, соответственно, сильно ими повреждаютс€.

ѕроблема оказалась очень важной с чисто практической точки зрени€, поскольку Diabrotica - уроженец јмерики, - переселившись недавно в ≈вропу, превратилс€ здесь в очень серьезного вредител€. Ёксперименты на опытных дел€нках показали, что зараженность личинок жуков Diabrotica нематодами при использовании старых сортов кукурузы в п€ть раз выше той, что наблюдаетс€ у новых сортов, не вырабатывающих кариофилен. ≈сли же в почву вокруг таких менее защищенных растений непосредственно внести

E-b-кариофилен, то зараженность личинок нематодами возрастает в два раза по сравнению с контролем. јвторы обсуждаемой работы подчеркивают, что при селекции новых сортов кукурузы необходимо удел€ть особое внимание их способности вырабатывать E-b-кариофилен и другие вещества, служащие дл€ привлечени€ естественных врагов насекомых-фитофагов.

© √ил€ров ј.ћ.,
доктор биологических наук

ќхрана природы

—охранить леса бассейна реки  онго

¬ насто€щее врем€ сложилась весьма странна€ ситуаци€: в то врем€ как проблема сохранени€ амазонских лесов обсуждаетс€ весьма широко, об охране тропических лесов в бассейне р. онго, занимающих площадь 2 млн км2, говор€т очень мало. ћежду тем над этим крупнейшим резервуаром мирового биоразнообрази€ нависли серьезные угрозы. »х главными причинами стали значительные экономические трудности и нередкие военные конфликты, которым подвержены  амерун, ÷ентральноафриканска€ –еспублика, √абон,  онго, «аир, Ёкваториальна€ √вине€, „ад и другие страны региона.

Ќедавно в Ѕраззавиле ( онго) состо€лс€ посв€щенный проблемам сохранени€ лесов саммит руководителей этих государств с участием президента ‘ранции ∆.Ўирака. ¬ очередной раз были прин€ты соответствующие резолюции, однако секретарь ÷ентра по окружающей среде и развитию —.Ќгуиффо посетовал, что предыдущие аналогичные решени€ не выполн€лись, так что нет уверенности в изменени€х к лучшему и на сей раз. ¬озможно, столь пессимистические настроени€ вызвал тот факт, что на саммите ничего не говорилось о злоупотреблени€х лесопромышленных компаний (зачастую французских), об ответственности производителей изделий из тропической древесины, о повсеместной коррупции.

Terre Sauvage. 2005. є204. P.56 (‘ранци€).

ќхрана природы

»з неволи на свободу

¬ конце 60-х годов прошлого века Ѕернард √ржимек - один из пионеров движени€ в защиту африканской природы - предложил превратить наход€щийс€ на  оз.¬иктори€ о.–убондо площадью 240 км2 в УЌоев ковчегФ.

ќн поселил на острове вместе с р€дом других видов животных 17 шимпанзе, которые до этого содержались в течение нескольких мес€цев или даже лет в зоопарках, лаборатори€х и цирках. „ерез довольно продолжительное врем€ приматологи решили узнать о судьбе обезь€н.

„исленность их возросла до 30 (это уже второе-четвертое поколени€). »зучение даже такой небольшой попул€ции важно дл€ ученых - прежде всего с точки зрени€ фундаментальных исследований, так как позволит пон€ть, каким образом животные, выпущенные на свободу, смогли адаптироватьс€ к естественной среде обитани€. «атем, использу€ уже имеющийс€ опыт, можно найти в јфрике другие, подобные о.–убондо, места, пригодные дл€ расселени€ больших количеств шимпанзе, содержащихс€ сейчас в неволе.

Terre Sauvage. 2005. є203. P.48 (‘ранци€).

ќкеанологи€. “ехника

Ќовый тип судна-бу€

УSea OrbiterФ - название специального судна-бу€, проект которого разработан специалистом по корабельной архитектуре ∆.–ужери (J.Rougerie). ќбща€ высота судна 51 м, из них 31 м приходитс€ на подводную часть. Ёто обитаемый научно-исследовательский аппарат с экипажем в 18 человек. ќн будет дрейфовать с океанскими течени€ми, вед€ непрерывные океанографические наблюдени€. ќдна из инновационных особенностей конструкции судна-бу€ - это система его стабилизации: через нижнюю часть корпуса проходит трубопровод, циркул€ци€ воды в котором гасит вертикальные колебани€ бу€. ƒруга€ его особенность - нижний отсек на 10-метровой глубине с барокамерой дл€ восьми пловцов или акванавтов.

¬ УSea OrbiterФ крайне заинтересовано Ќј—ј дл€ подготовки астронавтов к длительным космическим полетам. ”же завершены все испытани€ макетов судна-бу€ в испытательном бассейне. ƒл€ строительства требуетс€ 25 млн евро, пока еще не поступивших. ќжидаетс€, что в первый дрейф буй отправитс€ в 2008 г. по стру€м √ольфстрима.

Science et Vie. 2005. є1054. P.34 (‘ранци€).

лиматологи€. Ёкологи€

√орода, климат, экологи€

¬ мире продолжаетс€ рост городов: в 1970 г. в них проживало 35% населени€ «емли, в 2000-м - почти 50%, около 3.5 млрд человек. ¬ насто€щее врем€ число городов-миллионеров достигло 400, из которых 11 - в –оссии. ”рбанизаци€ происходит неравномерно: в развитых государствах наметилось замедление роста городов, в развивающихс€ темпы расширени€ мегаполисов даже усиливаютс€.

— середины XX в. привлекательность городов как промышленно-культурных центров стала снижатьс€. ¬се отчетливее про€вл€ютс€ негативные стороны больших городов, прежде всего - загр€знение окружающей среды. “ак, на долю российских городов-миллионеров ежегодно приходитс€ 3.5 млн т твердых и концентрированных отходов. ќсновна€ экологическа€ угроза от урбанизации - это выбросы газов промышленностью и транспортом, особенно автомобильным. »ндикаторами экологического состо€ни€ городов служат качество воздуха и воды, уровень шума, радиоактивность, площадь зеленых насаждений, наличие открытых пространств, эффективное землепользование, безопасный транспорт и р€д других факторов. ƒостичь оптимального сочетани€ многих индикаторов практически не удаетс€ (√ригорьев ј.ј.,  ондратьев  .я. // »зв. –усского географ. общества. 2004. “.136. ¬ып.4. —.1-8; ¬ып.5. —.1-11).

¬ р€де работ привод€тс€ конкретные примеры вли€ни€ на климат городов –оссии (ћосквы, —анкт-ѕетербурга,  азани), основанные на многолетних данных о температуре воздуха и осадках. јмплитуда годовых температур в ћоскве за период 1879-2002 гг. по данным наиболее показательных экстремальных значений уменьшилась с 67∞— до 54∞—. «аметно снизились минимальные суточные температуры воздуха, тогда как максимальные изменились несущественно. —уточные суммы осадков увеличились на 10 мм летом и на 7 мм - зимой. Ќаиболее заметно в ћоскве см€гчение суровости зим. ¬ целом полученные результаты означают, что климат ћосквы стал более умеренным и более влажным (ќганес€н ¬.¬. // ћетеорологи€ и гидрологи€. 2004. є9. —.31-37).

ѕо ежесуточным измерени€м на 30 гидрометеостанци€х ћосквы и ћосковской обл., проводившимс€ за последние 30 лет, установлено, что различи€ по температуре воздуха между центром ћосквы и ее пригородов достигают 3-7∞—. ¬ ночные часы контрасты обостр€ютс€, в дневные сглаживаютс€. ќт центра города к окраинам растет количество осадков, особенно заметное в северо-восточном направлении, где различи€ достигают 23 мм. ¬ пределах ћосквы возрастает число опасных €влений погоды по сравнению с окрестност€ми. Ќапример, сильные ливни (50 мм в сутки и более) случаютс€ в центре ћосквы однажды в 3-5 лет, тогда как на рассто€нии 25-30 км один раз в 10-20 лет. —плошные асфальтовые покрыти€ привод€т к ливневым затоплени€м значительных городских пространств. ¬ пределах городской черты чаще происход€т и другие опасные €влени€: сильные снегопады, метели, шквалистые ветры, крупный град. ¬опреки представлени€м об общем потеплении, обнаружено, что увеличилась продолжительность снежного покрова: неустойчивого - с конца сент€бр€ до конца ма€, устойчивого - с конца но€бр€ до начала апрел€. ѕо многолетним данным оказалось, что похолодание произошло лишь в единственном мес€це в году - но€бре (√ригорова ≈.—. // ћетеорологи€ и гидрологи€. 2004. є10. —.36-45). »нтересно, что подобный результат получен недавно дл€ пригорода ѕетербурга (ѕомеранец  .—. // ¬ окрестност€х —анкт-ѕетербурга теплеет // ѕрирода. 2002. є10. —.87-88).

јнализ климатических изменений в —анкт-ѕетербурге строилс€ на самых продолжительных в –оссии р€дах инструментальных наблюдений за температурой воздуха (с 1741 г.) и осадками (с 1836 г.). —редн€€ годова€ температура во второй половине XX в. увеличилась на 5∞— (в предыдущем полустолетии было увеличение на 3.8∞—). ¬ годовом ходе колебани€ уменьшились. —редние за мес€ц температуры наиболее существенно повысились дл€ холодной части года.  оличество осадков увеличилось преимущественно зимой, но в мае и августе про€вилась слаба€ тенденци€ к понижению. –езультаты анализа натурных данных сопоставл€лись с расчетами по численным модел€м климата. ѕоследовательные эксперименты позволили оценить реалистичность различных моделей и, кроме того, использовать различные сценарии антропогенных воздействий (√олицын √.—., ≈фимова Ћ. . и др. // ћетеорологи€ и гидрологи€. 2004. є8. —.9-17).

“енденци€ к потеплению установлена по измерени€м температуры воздуха за период 1856-2001 гг. в  азани, что характеризует климатические услови€ востока –усской равнины. ќднако потепление происходит неравномерно. ¬ отдельные периоды отмечались и похолодани€. Ќаибольший рост температуры отмечен в декабре и €нваре, наименьший характерен дл€ июл€. ƒанные по  азани сопоставл€лись с вековым ходом температуры воздуха в тропосфере јтлантико-≈вропейского региона (30-80∞с.ш., 60∞з.д. - 70∞в.д.). “енденции совпадают, но темпы потеплени€ существенно различны: в  азани почти 1.5∞, по всему региону - около 0.5∞ (в  азани на планетарные факторы накладываютс€ регионально-городские, на которые приходитс€ 70% общего потеплени€). “ропосферные измерени€ по всему региону обнаружили похолодание, особенно с окт€бр€ по апрель, в горных районах —кандинавии, Ѕалкан, —еверного  авказа, ћалой јзии (ѕереведенцев ё.ѕ., ¬ерещагин ћ.ј. и др. // »зв. –√ќ. 2004. “.136. ¬ып.4. —.50-62).