ДЛЯ ЧЕГО КОЗЕ БАЯН?

 
"...В <...> системе образования в самом тяжелом положении оказалась именно химия, как предмет, плохо соответствующий рыночной идеологии.

...Химически необразованные люди готовы покорно следовать за любым лжепророком, с восторгом внимают бесноватым ясновидящим и малограмотным астрологам.

...Плохое химическое образование нарушает основные права гражданина, в частности право на свободный выбор профессии".

Вполне уверен, что подобные сентенции немыслимы в кругу профессиональных физиков, химиков или биологов - их авторы до конца дней терпели бы веселые издевательства коллег, - но замените химию на математику, и вы получите обращение к общественности членов оргкомитета Всероссийской конференции "Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков" (IX.2000, Дубна), некогда опубликованное еще в той "Независимой газете" (2.XI.2000). Среди подписавших - академики Н. Бахвалов и В. Садовничий, профессор В. Тихомиров и другие математики. Видимо не зря известный педагог 57-ой школы А. Шень в шутку квалифицировал профессию математика как способ социальной адаптации для людей с нестандартной психикой.

Кстати, авторы обращения явно ошибаются насчет несовместимости математики с рыночной идеологией. Мне довелось на юбилее "Кванта" услышать от его главного редактора - академика Ю. Осипьяна - исполненные гордостью слова о том, как много банкиров и крупных бизнесменов вышло из юных математиков - читателей журнала, сколько их с выгодой продало свои таланты на Запад. В самом деле, почему бы "Кванту" не опубликовать статистику постперестроечных судеб выпускников той же 57-ой школы как неотразимый аргумент в пользу именно государственной поддержки и самого журнала, и элитарных матшкол.

Я вспомнил об этом невинном филистерстве, бегло познакомившись с дискуссией, разгорающейся ныне вокруг стандартов, которые должны быть введены в государственное базовое образование - в том числе и математическое. Кто со стороны мог бы представить, какие там бушуют страсти?.. Отсылаю интересующихся к соответствующим статьям и документам, а здесь приведу две примечательные статьи из свежего номера журнала "Школьное обозрение":

Г.В. Дорофеев, "Не обучение математике, а обучение математикой!";

В.И. Арнольд, "О печальной судьбе «академических» учебников".

Уже из названия статьи Дорофеева - автора проекта госстандарта - видно, что он рассматривает массовое школьное математическое образование не как цель, а как некое вспомогательное средство. Такое смещение акцентов есть не просто злая воля реформатора, а ответ на социальный заказ.

Лет десять назад я спросил у знаменитого московского учителя Б.П. Гейдмана, сколько Математиков было среди тысяч выращенных им учеников. Б.П. понял мой вопрос и после некоторой паузы ответил: "Три... Нет, пожалуй, четыре".

Неужели же ради трех, четырех, ста... настоящих (прирожденных!) математиков в нашей советской стране была развернута эффективная система поиска и обучения талантливых детей, громадным тиражом печатался "Квант" и прекрасные научно-популярные книги и т.д. Конечно нет! Даже самые отъявленные "демократы" не могут отрицать, что стандарт - именно стандарт! - математического образования в советских школах был весьма высок. Он был высок только потому, что соответствующие знания были востребованы. Страна нуждалась в математически образованных людях: инженерах и техниках, ученых и лаборантах, проектантах и строителях, военных и разведчиках - этот список можно  долго продолжать.

Если же нужда в квалифицированных специалистах у государства исчезает вместе с промышленностью, армией и наукой, логично сокращать объем знаний, преподаваемых в государственных школах, а для антуража придумывать поводы и обоснования остаточного курса математики - служить вспомогательным средством при обучении балерин русскому языку, а юристов и депутатов - формальной логике.

Закончу, как и начал, цитатой из злополучного обращения, в которую добавлена всего пара выделенных шрифтом слов:

"...Мы верим в прекрасное будущее России, необходимым условием которого, по нашему глубокому убеждению, является востребованная страной высокая математическая образованность ее граждан".


Александр Шкроб


 

     


Заметка 33 Ретроспектива Заметка 35

     VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!