МИЛЬ ПАРДОН!

Хоть VIVOS VOCO! и назван образовательным выпуском, но было любопытно, сочтут ли его таковым педагоги. Вот почему я решился самовольно придти на "Круглый стол" по интернетному образованию, созванный "Учительской газетой". Меня не остановило даже то, что его организаторы так и не прислали обещанный факс с планом местности. Помог туристский опыт.

Если не вдаваться в тонкости терминологии, то под образованием педагоги, как выяснилось, понимают исключительно процесс передачи знания от них, педагогов, к нам, учащимся. А коли так, придется, смирившись, извиниться за самозванство... Вот уж не думал оказаться в одной компании с нынешними "МК" и Ленкомом.

Усвоив, что я здесь чужак, можно было, уже со стороны, попытаться понять, чего педагоги ожидают от Интернета. Мне казалось главным в нынешней ситуации утолить информационный голод читателей - равно преподавателей и учащихся, - реально отрезанных от хороших журналов и множества хороших книг. Однако эта проблема оказалась за скобками обсуждения.

Собравшихся профессионалов более всего волновало, как использовать новые технологии Интернета для "дистантного" образования. Насколько я понял, это то же, что заочное обучение, но при более тесном контакте между всеми участниками процесса. Ну что ж, святое дело, если не доводить его до абсурда и не превратить в очередной насос для выкачивания денег из наших тощих карманов.

"Какова тематика нынешнего "дистантного" образования в нашей стране? - спросил я у Главного Теоретика, - если исключить, разумеется, самую важную тему - методика "дистантного" образования". - "Пока иностранные языки, а, в перспективе, даже физика и химия". Тут я бы сделал оговорку... Кажется разумным использовать Интернет не для дублирования школьного или вузовского курса, а для его расширения. И коли так, это дело должны взять в свои руки не профессиональные педагоги и методисты, а ученые - те, кто реально развивает естественные науки. А методистам при сем следует отвести вполне почетную роль редакторов и консультантов. Впрочем, эта нехитрая мысль, пусть мельком и косвенно, прозвучала на "Круглом столе".

Трехчасовое заседание открылось видеолекцией молодого финского специалиста по новым интернетным технологиям. Эти технологии позволяли воочию наблюдать, как выступающий почесывает ухо. Будучи профаном, я спросил у лектора, кто особенно заинтересован в продвижении новых технологий в образование - власть имущие, преподаватели, обучаемые или производители этих самых технологий? Широко улыбнувшись, "дистантный" финн переадресовал этот вопрос участникам "Круглого стола".

Об одной из новых технологий здесь стоит упомянуть. Оказывается, есть специальные, не слишком дорогие приемники, позволяющие быстро получить со спутников содержимое крупных образовательных сайтов и регулярно его обновлять. Таким образом, оно становится доступным для внесетевого распространения и последующего изучения в режиме "off-line". Такое промежуточное решение, быть может, оптимально для использования ресурсов Интернета в нынешних наших условиях.

О степени внедрения Интернета в жизнь людскую можно судить по доле компьютеров, используемых как серверы. Нам рассказали, что мировое первенство здесь принадлежит городу Гаврилов Ям, что в Ярославской области. Там - один компьютер, он же сервер. Куда большим завоеванием следует считать другое достижение ярославцев. Тамошняя администрация бесплатно допустила народное образование к сети, обычно используемой для выборных кампаний. Всем бы так!

Чего там лукавить! Рассуждения о том, как надо делать, всегда мне кажутся беднее демонстрации живого, не поддающегося регламентации творчества. Жаль, что лучшие образцы такого творчества наших школ и кафедр пединститутов так и не показали участникам "Круглого стола". Ну не вместо, так хоть после финна... Глядишь, и дебаты стали бы содержательнее.

Конечно, я многое здесь упустил, а что-то не так понял, но все подробности Вы можете узнать, обратившись в "Учительскую газету" ([095] 921-67-03) или на сервер РОЦИТ.

С искренним уважением ко всем методистам

Александр Шкроб

P.S. Улучив минутку, я заглянул в Ярославль. Вот цитата из WEB-страницы школы №76: "Происходит некоторая "революция снизу", когда для реализации своих интересов учащиеся начинают привлекать учителей-предметников, и те, наблюдая через учеников возможности использования компьютеров, постепенно вовлекаются в процесс овладевания новыми технологиями". Там же представлены вызывающие глубокое уважение перечни дипломных проектов учащихся по информатике и биологии.


 


Заметка 5 Ретроспектива Заметка 7

VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!