Май 1817 года. "Санкт-Петербургские ведомости" приглашают "публику и родителей" на выпускные экзамены Царскосельского лицея. 17 дней, 15 экзаменов... Каждый день, с 8 до 12 часов утра и с 4 до 8 вечера. 15 мая - латинский язык.Свобода! Наступают дни прощания. Дельвигу, собрату по музе и судьбе, - первое прости. Разумеется, потом, после выхода из Лицея, многие будут видеться, переписываться; поэтому прощальное слово относится более всего к общему прошлому. Впрочем, кто знает - что готовит судьба "рукой железной"? Один поэт желает поэтических радостей другому и делает вид, будто сам сможет от них избавиться... |
Второе прощание - с князем, Франтом:
Пушкин и Горчаков - еще близкие, родные, но поэт предчувствует то,
о чем позже скажет: "Вступая в жизнь, мы рано разошлись..." Впрочем,
Пушкин уже предвидит и блеск, восхождение будущего дипломата, любимца дев:
Разговор с другом, конечно, повод для печали о себе. О чем печалиться? И можно ли верить грустным строкам - "Твоя заря - заря весны прекрасной, Моя ж, мой друг, осенняя заря..."? Можно и нужно верить. Нет никакого противоречия между грустью и радостью, буйным весельем. Всякая перемена, поэт знает, и прекрасна ("Все благо...") и печальна ("что было-не вернется..."). У Пушкина обостренное, усиленное гениальностью ощущение проходящего
времени: ему порой кажется, что истинно счастлив тот, кто не думает, "не
знает счастья" - как они сами в прежние годы.
|
Француз, "нумер четырнадцать", конечно, знает свой дар и может
быть, немного боится его; к тому же этот дар делает будущее Александра
Пушкина самым неясным: что же для мира, что для читателя означает Гений?
Прощаются вчерашние соперники... В альбоме Олосеньки, Алексея
Демьяновича Илличевского, Пушкин опять пускается в игру вперемежку с серьезным:
Через девятнадцать лет, уже без лицейской улыбки, поэт скажет: "Нет, весь я не умру..." Строки, написанные рукою Пушкина - вместе с альбомом Илличевского, - до сей поры не найдены... Но друзья вовремя смекнули: Матюшкин, Яковлев, Корф списали текст для себя, и стихи не пропадут никогда! Разумеется, особое событие - разлука с Кюхлей:
Пред грозным временем, пред грозными судьбами: он многое предчувствовал, угадывал, как все будет, восемнадцатилетний студент, хотя не мог знать, что в эту минуту хорошо слышит и видит грядущее - еще не начавшиеся 1820-е и 1830-е годы. Прощаются все со всеми. Пушкин рисует Мартынову на память собаку с птичкой в зубах (что-то понятное
им обоим).
Кюхля - Матюшкину:
|
Дружба - ее здесь не просто ценят, но, можно сказать, боготворят,
ставят на первое место из первых, много выше карьеры, удачи, даже любви...
Как естественно для Пушкина начать важнейшие строки обращением "Мой
друг":
А несколько лет спустя, в посвящении своей главной поэмы, объяснит,
что писал,
Безоблачной дружбы, правда, не существует - порою является и разочарование,
звучат горькие упреки:
Но это - фальшивые, неверные друзья, которым посылается двойной упрек
за измену лучшему из чувств, - ведь -
Ведь тем, кого в цепях увезут за семь тысяч верст, будет написано:
Наконец, дорогой памяти поэта женщине отдано одно из самых печальных
воспоминаний:
|
Пушкин заменяет сначала "заточение" на "изгнание", но после решительно
восстанавливает зачеркнутое. Так он сам при случайной встрече бросился
на шею Кюхельбекеру, которого везли в крепость. Едва ли не единственный
у Пушкина случай, когда воспоминание любви сравнивается с высшим проявлением
дружбы...
Так был сохранен на всю жизнь главный из лицейских уроков: дружба, дружество. То, о чем столь много толковали и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года... Меж тем в канцелярии изготовлены аттестаты, а в комнатках пишутся последние лицейские письма родным. "В течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи: в законе божьем и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве хорошие; в латинской словесности, в государственной экономии и финансах весьма хорошие; в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные. Сверх того, занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком". Это свидетельство выпускника Пушкина, по успехам - 26-го из 29. Большая золотая медаль - Владимиру Вольховскому, вторая золотая - Александру Горчакову. Говорили, будто Горчакову не дали первой медали, чтобы не подчеркивать предпочтения знатности. Честолюбивому князю важно окончить Лицей первым, но еще более он радуется своему второму месту, так как Вольховскому "золото" нужнее: он небогат, без связей. Для такого честолюбия, как у Горчакова, очень часто лучшее место - второе, иногда даже последнее (но на пути к самому первому!). Вольховского по его желанию зачисляют прапорщиком в гвардию. Горчакова - чиновником IX класса (титулярным советником) в коллегию иностранных дел; его гражданский чин соответствует военному рангу Вольховского. Для восемнадцатилетних, никогда не служивших молодых людей, - недурное начало карьеры: низший класс в "табели о рангах" XIV; они же начинают на пять ступеней выше, точнее говоря, 17 человек получают IX класс: в первую очередь серебряные медалисты, а также (был такой термин): "имеющие право на серебряную медаль" - Маслов, Кюхельбекер, Ломоносов, Есаков, Корсаков, Корф, Саврасов. Ученики же послабее получают Х класс ("коллежского секретаря") или первый офицерский чин прапорщика, но не в гвардию, а в армию. Пушкин среди них, - так многие годы будет подписывать, - в официальных бумагах "10-го класса Пушкин"; только в конце жизни, получив низший придворный чин камер-юнкера, поэт продвинется на ранг выше также и по служебной лестнице. Погибнет - "9-го класса камер-юнкером Пушкиным". Последние лицейские дни... Всерьез и в шутку обсуждаются служебные назначения (сегодня мы сказали
бы "распределение").
Это предсказание военной службы, в которую идут многие, и сам поэт разве не просился в гусары? Гвардейские прапорщики: Вольховский, Пущин, Есаков, Саврасов, Корнилов, Бакунин, Малиновский. Армейские прапорщики - Данзас, Ржевский, Мясоедов, Тырков; Броглио же побудет в нижнем офицерском чине несколько дней, сразу "выйдет в отставку" и - на родину, в Сардинское королевство. Наконец, Матюшкин вскоре превращается в офицера флота.
Это щелчок в гражданских чиновников: их поболее - и многие, как Горчаков, Ломоносов, давно готовятся к серьезной службе по дипломатической части, учатся писать депеши и т. п. Пойдут в иностранную коллегию еще Корсаков, Кюхельбекер, Юдин, Гревениц и... сам Пушкин (он из них один - в X, другие - в IX классе). Лицейских ждут разные ведомства обширного аппарата Российской империи: кого государственная канцелярия (Маслов), кого юстиция (Корф, Яковлев), кого финансы (Илличевский, Дельвиг, Костенский); троим достанется департамент народного просвещения (Стевен, Комовский, Мартынов). Еще не поступивший на службу поэт признается:
|
Восемнадцатилетний гений еще не решается громко произнести главное: что он поэт, поэтом и будет - и в этом смысл его бытия. В ту пору не понимали, как можно быть "просто поэтом". На могильной плите Державина написано, что здесь покоится "действительный тайный советник и многих российских орденов кавалер". Каждому грамотному пристало быть поручиком, асессором, советником, генералом, камер-юнкером... Герой "Египетских ночей", талантливый поэт Чарский - в нем видны некоторые пушкинские автобиографические черты, - не любил, когда его называли стихотворцем: "...Употреблял всевозможные старания, чтобы сгладить с себя несносное прозвище. Он избегал общества своей братьи литераторов и предпочитал им светских людей, даже самых пустых... Чарский был в отчаянии, если кто-нибудь из светских его друзей заставал его с пером в руках. Трудно поверить, до каких мелочей мог доходить человек, одаренный, впрочем, талантом и душою... Однако же он был поэт, и страсть его была неодолима: когда находила на него такая дрянь (так называл он вдохновение), Чарский запирался в своем кабинете и писал с утра до поздней ночи. Он признавался искренним своим друзьям, что только тогда и знал истинное счастье". Между тем через восемь лет после окончания Лицея в письме к близкому другу Пушкин позволит себе чрезвычайно важную и невероятно для него откровенную фразу: "Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить". Тогда же он заметит: "История народа принадлежит поэту". За несколько месяцев до гибели уверенно скажет о том, что "...не зарастет народная тропа...". Все это ощущалось, предчувствовалось в июне 1817 года - оставалось только прожить жизнь, написать тысячи гениальных строк... По рассказу Пущина и другим источникам мы можем представить последний лицейский день. 9 июня 1817 года был акт, церемония выпуска двадцати девяти первых лицейских воспитанников. Та же зала, где шесть без малого лет назад происходило торжественное открытие нового заведения. Однако 19 октября 1811 года было многолюдным, пышным, а 9 июня 1817 года - сравнительно тихим и скромным. Наверное, это объясняется прежде всего большими историческими, политическими переменами, случившимися в течение 2060 "лицейских дней". Тогда, в 1811-м, еще не выветрились либеральные надежды; царь еще гордился или, по крайней мере, делал вид, что гордится успехами российского просвещения. Теперь же высочайшее настроение сильно ухудшилось, аракчеевская боязнь вольнодумства возросла, и к Лицею - явное охлаждение, а впереди, через пять лет, предстоит, по сути, разгром этого заведения... Нет, разумеется, совсем его не собираются закрывать - и первые выпускники получат свои льготы, свои места, и Александр I придет на заключительный акт, но в сопровождении одного министра народного просвещения (не разрешит присутствовать даже своему обычному спутнику министру двора Петру Волконскому). Все будет скромно, спокойно - но лицеистам как раз это и понравится, запомнится... Энгельгардт и Куницын "подведут итоги" лицейского шестилетия; затем вызовут каждого "по старшинству выпуска", то есть в порядке успехов, объявляя чин и награду, представляя царю. Двадцать девять раз царь улыбнется молодому выпускнику; на двадцать шестой раз - Александру Пушкину... Затем Александр I благодарит педагогов, наставляет учеников и удаляется. Лицейский хор поет прощальную песнь - слова Дельвига, музыка учителя пения Теппера де Фергюссона: "Шесть лет промчались, как мечтанье..." Потом директор наденет им на пальцы чугунные кольца - символ крепкой дружбы - и они станут "чугунники". Наконец, прощальная лицейская клятва: "и последний лицеист один будет праздновать 19 октября..." "В тот день, - вспоминает Пущин, - после обеда, начали
разъезжаться; прощаньям не было конца. Я, больной, дольше всех оставался
в Лицее. С Пушкиным мы тут же обнялись на разлуку: он тотчас должен был
ехать в деревню к родным; я уже не застал его, когда приехал в Петербург"
|
Оглавление | Страница Натана Эйдельмана | VIVOS VOCO! |