"Все трое" - это Пущин, Пушкин, Малиновский. О любви они все
давно пишут, толкуют, хвастают и мечтают. Горчакову только что написано
послание: "знак", эмблема, подходящая другу-красавцу, - стрела Амура
или Эрота - Любовь.
Еще два года назад в пушкинских стихах возникает некая Наталья, Наташа,
крепостная актриса из царскосельского театра графа Варфоломея Толстого.
Впрочем, Купидон не может изгнать ироническую наблюдательность молодого
человека, взирающего на "прекрасную Клою" (вероятно, все ту же Наталью)
из зрительного зала:
Все следующие предметы воздыхания, реальные или воображаемые красавицы, скрыты под приличными мифологическими псевдонимами - милая Эльвина, чудная Химена, юная Хлоя, гордая Елена, Лила, Темира; но вот "милая Бакунина". Екатерина Павловна Бакунина, фрейлина, художница, может быть, услышит о тройственном лицейском "воздыхании" много позже, когда уже станет госпожой Полторацкой, а Пушкин (к тому времени давно женатый) побывает на ее свадьбе. Тринадцать лет спустя поэту предложат в дружественной семье Ушаковых
перечислить свои увлечения. В альбом вносится известный полузашифрованный
(одни имена!) "дон-жуанский список" из 37 персон: в начале - Наталья
I... Катерина I.
Так шутками, проказами и вздохами начиналась в те месяцы пушкинская любовная лирика... Шестьсот тридцать раз в стихах, прозе и письмах поэта встречаются слово "любовь", сотни раз "любить", "любимый", "любовник", "влюбиться"... Как легко и быстро окружающие находили в поэте легкомысленного ветреника, пылкого волокиту, равнодушного "искателя наслаждений"! Как часто и лукаво Пушкин подыгрывал этим мнениям, слухам, принимая позу "Ловласа", "Дон-Жуана" и других популярных "сокрушителей прекрасного пола..."! И вдруг - строки, лучшие из лучших, и вроде бы откуда им взяться? Как мог такой ветреник так почувствовать? И как нам вернее понять поэта: от него переходя к стихам или от
стихов - к нему?
|
Оглавление | Страница Натана Эйдельмана | VIVOS VOCO! |