Мы недавно от печали
Пущин, Пушкин, я, барон,
По бокалу осушали
И Фому прогнали вон...
|
Так начиналась песня про одно весьма шумное лицейское происшествие.
Фома был дядька-слуга, которого начальство выгнало за историю с "гогель-могелем"
(лицеисты собрали ему денег, сколько смогли). Дельвиг (барон) в деле не
участвовал.
"Предполагается, - вспоминал Пущин, - что песню поет Малиновский,
его фамилию не вломаешь в стих. Барон - для рифмы... Мы, то есть я, Малиновский
и Пушкин, затеяли выпить гогель-могелю. Я достал бутылку рому, добыли яиц,
натолкли сахару, и началась работа у кипящего самовара. Разумеется, кроме
нас были и другие участники в этой вечерней пирушке, но они остались за
кулисами по делу, а в сущности один из них, а именно Тырков, в котором
чересчур подействовал ром, был причиной, по которой дежурный гувернер заметил
какое-то необыкновенное оживление, шумливость, беготню. Сказал инспектору.
Тот после ужина всмотрелся в молодую свою команду и увидел что-то взвинченное.
Тут же начались спросы, розыски. Мы трое явились и объявили, что это наше
дело и что мы одни виноваты".
Гауеншильд, справлявший тогда должность директора, донес министру. Разумовский
приехал из Петербурга, вызвал троих из класса и вынес им строгий выговор.
Этим не кончилось - министр приказал лицейскому начальству прибавить
еще наказания по собственному разумению.
Постановили:
"1) две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы;
2) сместить нас на последние места за столом, где мы сидели по поведению;
и
3) занести фамилии наши, с прописанием виновности и приговора в черную
книгу, которая должна иметь влияние при выпуске".
Первый пункт приговора был выполнен буквально. Второй смягчался по усмотрению
начальства: последних по истечении некоторого времени постепенно продвигали
опять вверх...
"По этому поводу, - помнит Пущин, - были тут же сложены
стишки, не слишком складные, но веселые и красноречивые":
Блажен муж, иже
Сидит к каше ближе;
Как лексикон,
Растолстеет он.
Не тако с вами -
С первыми скамьями,
Но яко скелет
Будете худеть. |
В числа, места ("первый, последний"), любили играть - всю жизнь подписывали
письма друг другу лицейскими номерами. Начальство же любило выстраивать
их сообразно успехам: номер первый (из 30 возможных) - Горчаков или Вольховский.
Пушкин шел восемнадцатым, девятнадцатым, потом и ниже.
Но эту табель рангов лицейская братия (или, как сами себя честили, "скотобратия")
отвергает решительно и демократически:
Этот список сущи бредни.
Кто тут первый, кто последний,
Все нули, все нули,
Ай люли, люли, люли... |
К счастью для провинившихся, последний их директор Энгельгардт убрал
порочащую запись из "черной книги" - и от всей истории осталось лишь
очередное послание №14-го к №13-му:
Помнишь ли, мой брат по чаше,
Как в отрадной тишине
Мы топили горе наше
В чистом, пенистом вине?
Как, укрывшись молчаливо
В нашем темном уголке,
С Вакхом нежились лениво,
Школьной стражи вдалеке?
Помнишь ли друзей шептаны
Вкруг бокалов пуншевых,
Рюмок грозное молчанье,
Пламя трубок грошовых?
Закипев, о сколь прекрасно
Токи дымные текли!...
Вдруг педанта глас ужасный
Нам послышался вдали...
И бутылки вмиг разбиты,
И бокалы все в окно -
Всюду по полу разлиты
Пунш и светлое вино.
Убегаем торопливо -
Вмиг исчез минутный страх!
Щек румяных цвет игривый,
Ум и сердце на устах,
Хохот чистого веселья,
Неподвижный, тусклый взор
Изменяли час похмелья,
Сладкий Вакха заговор.
О друзья мои сердечны!
Вам клянуся, за столом
Всякий год в часы беспечны
Поминать его вином. |
Иван Иванович Пущин писал свои мемуары на склоне дней, 40 лет спустя, однако
по многим проверкам видно, как хорошо и свежо он все запомнил. Пир, вино,
Вакх - об этом много, часто упоминалось в лицейских стихах. Пиры запретные
( "гогель-могель") и пиры, где участвуют некоторые любезные учителя,
например Александр Иванович Галич:
О Галич, верный друг бокала
И жирных утренних пиров,
Тебя зову, мудрец ленивый,
В приют поэзии счастливой,
Под отдаленный неги кров.
Давно в моем уединеньи,
В кругу бутылок и друзей,
Не зрели кружки мы твоей,
Подруги долгих наслаждений,
Острот и хохота гостей... |
Смешно и скучно в веселых лицейских попойках видеть нечто вроде "общественного
протеста", освобождения; но глупо было бы не видеть, что чаша, заздравный
кубок, легко и небрежно переходит в вольность, даже символизирует ее.
Вскоре после окончания Лицея многие воскликнут вместе с Пушкиным:
Пусть остылой жизни чашу
Тянет медленно другой;
Мы ж утратим юность нашу
Вместе с жизнью дорогой. |
Еще через несколько лет:
Подымем бокалы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум |
В Лицее же вскоре после только что описанной истории мы наблюдаем проштрафившихся
"мужей с разных концов обеденного стола", когда они собираются возле заболевшего
Пушкина.
Вот они, "пирующие студенты": им 15-16 лет, веселые, свободные, не
видимые в этот час начальством!
Мы позволим себе "на полях" этого стихотворения дать несколько кратких
объяснений:
|
Друзья, досужный час настал;
Все тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем. |
Однажды
Дельвиг, не
выучив, как
обычно, урока,
спрятался под
кафедрой
а там уснул |
Ужели трезвого найдем
За скатертью студента?
На всякий случай изберем
Скорее президента.
В награду пьяным - он нальет
И пунш и грог душистый,
А вам, спартанцы, поднесет.
Воды в стакане чистой
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, Vale!
Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Главу венками убери,
Будь нашим президентом,
И станут самые цари
Завидовать студентам.
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Взгляни: здесь круг твоих друзей;
Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
Парнасский волокита. |
Илличевский |
Остряк любезный, по рукам!
Полней бокал досуга
И вылью сотню эпиграмм
На недруга и друга. |
Скорее всего
князь Горчаков,
хотя
"сиятельным
повесой" был
и граф
Броглио. |
А ты, красавец молодой
Сиятельный повеса!
Ты будешь Вакха жрец лихой,
На прочее - завеса!
Хотя студент, хотя и пьян
Но скромность почитаю;
Придвинь же пенистый стакан,
На брань благословляю. |
Конечно же
Пущин! |
Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся
Но чашу дружества нальем -
и тотчас помиримся. |
Миша Яковлев
- Паяс,
вспомним
его неудачу
с баснями! |
А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь;
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою,
Наполни кружку до краев, -
Рассудок, бог с тобою |
Иван
Малиновский -
Казак; поэтому
вспомянут
и Платов,
знаменитый
Донский атаман |
А ты, повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват,головорез,
Приятель задушевный,
Бутылки, рюмки разобьем
За здравие Платова,
В казачью шапку пунш нальем -
И пить давайте снова!.. |
Разумеется,
первый
гитарист
Николай
Корсаков |
Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется!..
Но мне ли страсть вздохнуть?
Нет! пьяный лишь смеется |
Опять
Яковлев -
учившийся на
скрипке
(отсюда и
насмешка:
Роде -
известный
скрипач). |
Не лучше ль, Роде записной,
В честь Вакховой станицы
Теперь скрыпеть тебе струной
Расстроенной скрыпицы?
Запойте хором, господа,
Нет нужды, что не складно;
Охрипли - это не беда:
Для пьяных все ведь ладно!
|
|
Но что?.. я вижу все вдвоем;
Двоится шкаф с араком;
Вся комната пошла кругом;
Покрылись очи мраком...
Где вы, товарищи? где я?
Скажите Вакха ради...
Вы дремлете мои друзья,
Склонившись на тетради...
Писатель за свои грехи,
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи
Чтоб мне заснуть скорее. |
Пущин вспоминал, как впервые читалось это стихотворение:
"После вечернего чая мы пошли гурьбой с гувернером Чириковым к больному
Пушкину. Началось чтение:
Друзья, досужный час настал,
Все тихо, все в покое и пр. |
Внимание общее, тишина глубокая по временам только прерывается восклицаниями.
Кюхельбекер просил не мешать, он был весь тут, в полном упоении. Доходит
дело до последней строфы. Мы слышим:
Писатель за свои грехи,
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее. |
При этом возгласе публика забывает поэта, стихи его, бросается на
бедного метромана, который, расстаявши под влиянием поэзии Пушкина, приходит
в совершенное одурение от неожиданной эпиграммы и нашего дикого натиска.
Добрая душа был этот Кюхель! Опомнившись, просит он Пушкина еще раз прочесть,
потому что и тогда уже плохо слышал одним ухом, испорченным золотухой".
Дальше
|