Так начиналось длинное стихотворение "К другу стихотворцу", поступившее
в апреле 1814-го в известный журнал "Вестник Европы". Редакция отозвалась,
что готова напечатать стихи, если автор сообщит свое имя и адрес. Журналу
было отвечено - и вот в 13-м номере (начало июля: журнал выходил каждые
две недели) стихи появляются.
Подразумеваются литературные противники Пушкина и его единомышленников - Шахматов, Хвостов, Бобров. Глазунов - издатель-книготорговец. Затем следовала подпись из одних согласных, загадочная для тогдашних и столь легкая для сегодняшних читателей - Александр Н. К. Ш. П. Так Пушкин напечатался в первый раз (но далеко не первым среди лицейских). В это время поэтические вымыслы и замыслы его буквально одолевают, о чем товарищи легко догадываются по тому, как на лице Пушкина чередуются хмурость и веселость. Избранные круг лицейских читателей вскоре узнает про комедию "Философ" из пяти действий, из которых одно уж написано. Илличевский в восторге: "Стихи - и говорить нечего - а острых слов сколько хочешь! Дай только бог ему терпения и постоянства, что редко бывает в молодых писателях... Дай бог ему кончить - это первое большое сочинение, начатое им, сочинение, которым он хочет открыть свое поприще по выходе из лицея. Дай бог ему успеха - лучи славы его будут отсвечиваться и в его товарищах". Меж тем уже написана вместе с Яковлевым другая комедия, да еще роман в прозе "Цыган", да начата в стихах восточная сказка "Фатам, или Разум человеческий" (увы! от всех этих творений осталось всего несколько строк. Поэт к себе беспощаден и, как бы предвидя сильное будущее, не жалеет слабого прошлого...). Однажды он признается, что видит стихи даже во сне: приснилось двустишие, к которому позже добавится целое стихотворение Лицинию. Почти все учителя к этому увлечению Егозы довольно равнодушны.
Много лет спустя, когда поклонники поэта начнут приставать с расспросами
к еще живым наставникам, один из них, "каллиграф" Калиныч, ответит в сердцах:
"Пушкин... Да что он вам дался, - шалун был, и больше ничего". Разве
что Карцев смеется над пушкинской эпиграммой в адрес лицейского доктора
Пешеля, а Пешель охотно слушает стихотворный выпад против Карцева... Только
Кошанский с каждым днем все более гордится успехом молодого человека и,
кажется, склонен преувеличивать тут свою руководящую роль...
Именинник Пущин - редкий "не поэт". Метромания - навязчивое стремление, мания к стихосложению. Легче перечислить, кто не писал, нежели тех, кто предался опасному демону "эпидемии" стихосложения. Даже совсем "зеленый" Николинька Ржевский, по воспоминаниям товарищей, пописывал "стишонки". И не об этом ли эпизоде много лет спустя вспомнит Пушкин (в связи с нападениями на него враждебных критиков)? "...В Лицее один из младших наших товарищей, и не тем будь помянут, добрый мальчик, но довольно простой и во всех классах последний, сочинил однажды два стишка, известные всему Лицею: Ха, ха, ха, хи, хи, хи!
Каково же было нам, Дельвигу и мне, в прошлом 1830 году, в первой книжке важного Вестника Европы найти следующую шутку: "Альманах Северные цветы разделяется на прозу и стихи - хи, хи!". Вообразите себе, как обрадовались мы старой нашей знакомке! Сего не довольно. Это хи, хи! показалось, видно, столь затейливым, что его перепечатали с большой похвалой в Северной пчеле". "Демон Метроманов" в первые лицейские годы был, видно, так силен, что даже Большой Жанно - "хотя и не поэт" - ударился в сочинительство: переводит с французского статью об эпиграмме и пародии у древних. В статье были и тексты нескольких эпиграмм которые переложить на русский язык взялись Пушкин и Илличевский (позже коллективный перевод появится в печати). Илличевского в ту пору поклонники в классах величают Державиным, а Пушкина
- Дмитриевым (то есть "рангом ниже"). Однажды неизвестно кем (или сразу
многими) был сочинен прославляюще-насмешливый
Он и в самом деле был остер и легок - Олосенька Илличевский. Особенно
хороши его эпиграммы:
Лицейские легенды повествуют, будто Пушкин не мог докончить один стих, Илличевский тут же завершил его по-своему, а Корсаков положил на музыку... Пройдут годы - через десять лет после окончания учения Илличевский
выпустит свою единственную книгу с 270 стихотворениями. Много, может быть,
слишком много будут и тогда и после говорить о неудачном соперничестве
Илличевского с его гениальным одноклассником. Вяземский напишет:
Стоит ли заниматься такими сопоставлениями? Сам Илличевский в зрелые годы не считал себя крупным поэтом, хотя, может быть, и не сумел развить те ростки таланта, что имел: и Кюхельбекер и Дельвиг благодарили его" за стихи, за дружбу, за пример. Разве можно отделить Пушкина от живой, веселой, "стишистой" лицейской "питательной среды", частью которой, и заметной, был Алексей Илличевский... Целой гурьбой и почти одновременно выходят на страницы лучших журналов
и Н...К...Ш...П, и - Ийший - (Илличевский) и еще несколько
лицейских: первым пытался быть Миша Яковлев со своими баснями, прося редактора
не помещать под ними его фамилии. Журнал, однако, публиковать Яковлева
отказался, а Илличевский тут же отозвался:
Кто первым начал писать - неведомо, но напечатался первым Кюхельбекер. Много лет спустя, говоря о первых стихах умершего Дельвига, Пушкин вспоминает при том безымянного друга. "Любовь к поэзии пробудилась <в Дельвиге> рано. Он знал почти наизусть собрание русских стихотворений, изданное Жуковским. С Державиным он не расставался. Клопштока, Шиллера и Гельти прочел он с одним из своих товарищей, живым лексиконом и вдохновенным комментарием". "Живой лексикон и вдохновенный комментарий" - Кюхельбекер, имя которого в 1830-х годах нельзя громко произносить, государственный преступник 1-го разряда! |
Оглавление | Страница Натана Эйдельмана | VIVOS VOCO! |