ѕ–»–ќƒј

–ождение протопланеты
Ђ¬озможно обитаема€ зона в √алактикеї
 ип€ща€ планета
Ќовый подход к классификации галактик
ѕроливные дожди на ћарсе?
“оп-кварк стал т€желее
ћагнитнорезистивна€ пам€ть с произвольной выборкой
ќрганические дисплеи - это перспективно
ћозг человека развилс€ благодар€ редукции жевательных мышц? ѕетров ѕ.Ќ.
ѕарадоксальное увеличение генетического разнообрази€ €щериц-вселенцев. √ил€ров ј.ћ.
 огда и откуда пришли первоавстралийцы?
 ала€нский погоныш - птица с ‘илиппин
Ќерв под воздействием частиц высокой энергии
Ќеравное соотношение полов в выводках чайки ќдуэна. ќпаев ј.—.
Ђѕарныеї землетр€сени€ часты и информативны
—татистика жертв
ёжноамериканские ледники тают
Ќовый метод изучени€ плавучих льдов јнтарктики
 люч к прогнозу - ветер над морем
Ќеизвестна€ культура бронзового века

јстрофизика

—олнце и гелиосфера в период максимума активности

»звестно, что все пространство между —олнцем и ближайшими к нему звездами заполнено ионизованным и нейтральным газом, космической пылью, а также магнитным полем, управл€ющим зар€женными частицами. —амо —олнце не допускает это вещество в пределы гелиосферы, полностью охватывающей нашу планетную систему. ¬ли€ние —олнца простираетс€ столь далеко благодар€ тому, что порождаемый им ветер - поток зар€женных частиц - заполн€ет гелиосферу и создает давление на межзвездную среду. ћагнитное поле солнечного ветра удерживает межзвездную плазму от вторжени€ в гелиосферу.

ќднако нейтральное вещество, пылевые частицы и космические лучи высоких энергий все же в состо€нии проникать в гелиосферу, при этом их свойства мен€ютс€; происходит это не только на внешней границе, но и по всему пространству гелиосферы. ¬близи солнечного экватора уже был проведен р€д экспериментов, но лишь один из них, осуществл€вшийс€ с аппаратом УUlyssesФ, который прошел от экватора до областей над пол€рными шапками —олнца, позволил получить трехмерную картину происход€щих в гелиосфере процессов. ќколосолнечна€ орбита аппарата УUlyssesФ наклонена к солнечному экватору под углом около 80.2∞; перигелий (минимальное рассто€ние до светила) - 1.3 а.е., афелий (максимальна€ дистанци€) - 5.3 а.е.; период обращени€ вокруг —олнца - 6.3 года. –езультаты этих уникальных экспериментов были подробно изучены международной группой астрофизиков - Ё.ƒж.—митом (E.J.Smith; Ћаборатори€ реактивного движени€ в ѕасадене), –.ƒж.ћарсденом (R.G.Marsden; ≈вропейский центр космической технологии, Ќидерланды), ј.Ѕалогом (A.Balogh; »мперский колледж в Ћондоне) и др.

Ќачальные исследовани€ гелиосферы с помощью УUlyssesФ проводились во врем€ минимума солнечной активности, пришедшегос€ на период между 1992 и 1998 г., когда аппарат совершал первый облет —олнца и на нем наблюдалс€ минимум п€тнообразующей де€тельности. “еперь аналогичные исследовани€ провод€тс€ при втором его обороте вокруг —олнца, наход€щегос€ на этапе максимума активности.

ак известно, в период минимума активности —олнца его магнитное поле имеет простую структуру, похожую на диполь с магнитными полюсами, расположенными вблизи полюсов вращени€ —олнца. Ќа этапе приближени€ солнечного максимума магнитные пол€ на полюсах ослабевают и в конце концов исчезают, а взамен них развиваютс€ весьма мощные пол€ в пределах п€тен и областей повышенной активности. „ерез много мес€цев пол€рное магнитное поле возрождаетс€, но его направление измен€етс€ на обратное. Ќовые данные с аппарата УUlyssesФ показали, что в период максимальной активности —олнца его магнитное поле не просто Ураспадаетс€ на кусочкиФ, локализованные в солнечных п€тнах: в целом оно довольно хорошо представл€етс€ диполем, ось которого перпендикул€рна оси вращени€ —олнца.

ак вы€снилось, существуют два типа солнечного ветра: с относительно посто€нной высокой скоростью (от 600 до 800 км/с) и со сравнительно слабой переменной (300-600 км/с), причем они взаимодействуют между собой. ѕлотность и температура ветра тесно св€заны со скорост€ми. ¬ период солнечного минимума быстрый ветер в высоких широтах —олнца присутствует посто€нно, а переменный медленный занимает лишь районы ниже широты 20∞. ¬ течение большей части солнечного цикла в пол€рных шапках существует по одной корональной дыре; еще несколько подобных образований наблюдаетс€ в низких и средних широтах. —тало €сно, что скоростной солнечный ветер высоких широт и пол€рные корональные дыры по€вл€ютс€ и исчезают совместно. —корости солнечного ветра на всех фазах цикла обратно коррелируют с температурами солнечной короны, и на всех широтах интенсивность потоков космических лучей мен€етс€ синхронно.

Science. 2003. V.302. є5648. P.1165 (—Ўј).

јстрофизика

–ождение протопланеты

ѕроцесс образовани€ планеты размером с ёпитер достаточно сложен. ƒл€ этого прежде всего необходим протозвездный диск, состо€щий из газов и космической пыли и обращающийс€ вокруг молодой звезды. √равитационна€ неустойчивость приводит к уплотнению одних частей диска и разр€жению других. —толкновение и слипание отдельных частиц порождает предтечу планеты величиной приблизительно с нашу «емлю. «атем вокруг этой малой протопланеты постепенно скапливаетс€ газова€ атмосфера, пока ее общие размеры не приблиз€тс€ к юпитерианским.

Ѕританские астрофизики построили гидродинамическую модель, котора€ позвол€ет проследить процессы эволюции диска в планетарную систему. ќказалось, что примерно через 12 тыс. лет в диске образуетс€ 83 самосто€тельных объекта, из которых за последующие 21 млн лет в открытое пространство выбрасываютс€ 74 объекта, причем у 19 из них массы равны юпитерианской или даже превосход€т ее. —емь тел в результате гравитационных возмущений от близко проход€щих звезд устран€ютс€ от участи€ в дальнейших процессах планетообразовани€, одно тело сталкиваетс€ с центральной звездой своей системы, а еще одно остаетс€ Уприв€заннымФ к своей звезде - видимо, им €вл€етс€ самый массивный из 83 объектов. ѕри этом в межзвездном пространстве, веро€тно, должно существовать множество Усвободно плавающихФ планет, которые пока еще остаютс€ неизвестными из-за несовершенства средств наблюдени€.

Science. 2004. V.303. є5654. P.16;
Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. 2003. V.346. P.L36 (—Ўј).

У¬озможно обитаема€ зона в √алактикеФ

Ётот термин три года назад предложила ввести в научный оборот группа американских астрономов во главе с г.√онсалесом (G.Gonzalez; ”ниверситет штата јйова в Ёймсе). ѕод такой зоной в далеком космосе понимаетс€ область, где, веро€тно, существуют физические услови€ дл€ возникновени€ и эволюции жизни в той или иной ее форме (в особенности многоклеточной). ѕо мнению авторов термина, Удружественна€ к жизниФ область охватывает сравнительно узкое и тонкое кольцо, лежащее в той же плоскости, что и орбита —олнца. ¬округ звезд здесь могут обращатьс€ планеты, где не исключены услови€ дл€ жизни.

ƒл€ тех планетных систем, что наход€тс€ близко к УперенаселенномуФ небесными телами центру √алактики, слишком большую опасность представл€ют вспышки сверхновых, а также прохождение р€дом той или иной одинокой звезды, котора€ своим т€готением может так УвзболтатьФ скопление комет, что они обрушатс€ на планету смертельным дождем. ј звезды, расположенные на разреженных окраинах галактики, не содержат достаточного количества т€желых элементов дл€ образовани€ планет, сколько-нибудь сходных с «емлей.

ќпира€сь на эту гипотезу, австралийские астрофизики „.’.Ћайнуивер (Ch.H.Lineweaver; ”ниверситет штата Ќовый ёжный ”эльс в —иднее) и сотрудники јстробиологического и јстрофизического вычислительного центров сочли возможным существенно уточнить весьма общее заключение их американских коллег. ѕримен€€ современные вычислительные методы, они построили детальную математическую модель зарождени€ планет земного типа с момента их возникновени€ путем синтеза €дер при вспышках сверхновых звезд. –ассмотрена также проблема Уистреблени€Ф планет земного типа в случа€х, когда к УперспективномуФ объекту подходит слишком близко нека€ гигантска€ Уброд€ча€Ф звезда. Ќаконец, учтено врем€, необходимое дл€ возникновени€ более или менее сложных организмов (этот фактор поддаетс€ определению с трудом, но исследователи прин€ли за основу опыт «емли, где на это потребовалось около 4 млрд лет).

¬ычислени€ показали, что пригодное дл€ обитани€ звездное кольцо возникло около 8 млрд лет назад на рассто€нии примерно 25 тыс. св. лет от галактического €дра, т.е. примерно на том же рассто€нии от него, что и —олнце. ƒанна€ зона с тех пор постепенно то расшир€етс€, то сужаетс€, чего гипотеза √онсалеса не предусматривала. ”чт€ эти исходные данные, австралийские ученые пришли к заключению, что зона возможного обитани€ охватывает менее 10% всех звезд, когда-либо рождавшихс€ в пределах √алактики. ќколо 75% звезд, наход€щихс€ там сейчас, старше «емли в среднем на

1 млрд лет, а этот сверхдолгий период более чем достаточен, чтобы жизнь, единожды возникнув, могла бы не только достичь разумного уровн€, но и прекратить затем свое существованиеЕ

Ќекоторые астрофизики полагают, однако, что факторы, вли€ющие на возникновение внеземных биологических структур, сегодн€ еще не могут быть учтены в принципе. “ак, ћ.Ћивио (M.Livio; »нститут космического телескопа в Ѕалтиморе) подчеркивает: Ућы еще едва-едва понимаем, как произошла и достигла сложных форм жизнь на «емле, без чего об инопланетной судить раноФ. “акова же точка зрени€ ¬.“римбл (V.Trimble; ”ниверситет штата  алифорни€ в »рвине): У¬ычислительные методы в нашем деле хороши, пока есть уверенность в правильности исходных чисел, - указывает она. - ≈сли дл€ возникновени€ в космосе сложных форм жизни требуетс€ вдвое больше времени, чем на «емле, области вокруг древних звезд, расположенных сравнительно близко к галактическому центру, наиболее подход€щие. » это несмотр€ на опасность, исход€щую от сверхновых и ближайших соседей, которой авторы придают чрезмерно большое значениеЕФ

¬ любом случае проблема внеземной жизни перестала быть досто€нием лишь фантастов, свидетельство тому - оживленна€ научна€ дискусси€ вокруг гипотезы Ћайнуивера и его коллег.

Science. 2004. V.303. є5654. P.27, 29 (—Ўј).

ип€ща€ планета

√руппа американских астрономов во главе с ¬.ћаджаром (V.Majar) изучила данные наблюдений четырех эпизодов покрыти€ звезды HD 209458 ее же собственной планетой, получившей им€ ќсирис. Ќаблюдени€ осуществл€лись с помощью специального спектрографа, работающего на космическом телескопе У’абблФ.

Ќедавно открыта€ планета ќсирис вместе со своим солнцем находитс€ на рассто€нии всего 150 св. лет от нас, что по астрономическим меркам совсем близко. ѕланета обращаетс€ вокруг звезды, дела€ один оборот менее чем за четверо земных суток. ”дачным дл€ ее изучени€ обсто€тельством €вл€етс€ то, что планета проходит пр€мо через луч зрени€ земного наблюдател€, частично перекрыва€ на врем€ диск звезды. »менно благодар€ этому стали возможны измерени€ радиуса и массы ќсириса, а также определение состава его атмосферы.

Ѕлизость к своей звезде обусловливает повышенную температуру на планете. Ќаблюдател€ми прослежено бурное истечение кислорода и углерода из атмосферы ќсириса в окружающее пространство. ¬се это заставл€ет ученых отнести данное небесное тело к тому классу планет, который именуетс€ Угор€чими юпитерамиФ. —уд€ по всему, главный УбеглецФ из атмосферы ќсириса - это более летучий водород, который увлекает также кислород и углерод.

ѕримечателен прогресс, достигнутый за последнее врем€ в астрономии: всего за дес€тилетие с момента, когда было открыто существование планет вне —олнечной системы, астрономы получили возможность судить об их атмосферах.

Astrophysical Journal. 2004. V.604. є2. P.L69;
Science. 2004. V.303. є5665. P.1732 (—Ўј).

Ќовый подход к классификации галактик

Ќа прот€жении столетий биологи и палеонтологи классифицировали виды живых существ, опира€сь исключительно на их внешний вид и анатомические особенности. јстрономы, разделив галактики на эллиптические, линзовидные, спиральные и неправильные, поступили точно так же. ќснову классификации Узвездных острововФ по их внешнему виду заложил 80 лет назад американский астроном Ёдвин ’аббл. ѕри всей нагл€дности, она во многих случа€х основывалась на субъективной оценке исследовател€.

¬ биологии революци€ произошла, когда ученые перешли от классификации на основе внешнего вида к классификации на основе сходств и различий в строении ƒЌ . —трем€сь приблизить подобную революцию и в астрономии, новый подход к классификации галактик предложили ћ.ѕаре (M.Pahre; √арвардский астрофизический центр, —Ўј) и его коллеги.

—ам ’аббл разрабатывал свою схему, изуча€ изображени€ галактик в синих лучах спектра. ќднако на таких снимках изображени€ галактик могли существенно искажатьс€ из-за поглощающего действи€ пыли, которое в этом спектральном диапазоне очень сильно.  лассификаци€, предложенна€ ѕаре и его коллегами, основана на инфракрасных наблюдени€х галактик с помощью космического телескопа У—питцерФ, который способен не только различить в галактиках скрытые пылью звезды, но и наблюдать саму пыль по ее тепловому излучению. Ёта возможность позволила авторам работы раздельно наблюдать звезды и межзвездную среду в галактиках различных типов.

ћежзвездна€ среда представл€ет собой исходное УсырьеФ дл€ образовани€ новых звезд. Ёллиптические и линзовидные галактики состо€т почти исключительно из звезд; в них почти нет газа и пыли, поэтому нет и звездообразовани€. ¬ спиральных и неправильных галактиках масса газа и пыли сравнима с массой звезд, и потому звездообразование протекает весьма эффективно. ¬се это было известно астрономам и ранее, но лишь с помощью инфракрасных наблюдений они вы€снили, насколько обманчивыми могут оказатьс€ изображени€ галактик в синих лучах.

У—равните изображени€ одной и той же галактики в синей и инфракрасной област€х спектра, - говорит ѕаре, - и у вас не останетс€ сомнений, что по инфракрасному снимку классифицировать галактику гораздо прощеФ. ¬ частности, гор€ча€ пыль позвол€ет значительно четче проследить очертани€ спиральных рукавов и даже вы€вить их наличие там, где на УсинихФ снимках никаких рукавов не видно. — большим удивлением ѕаре и его коллеги обнаружили слабые спиральные рукава в некоторых галактиках, которые ранее классифицировались как эллиптические или линзовидные. ѕо всей видимости, эти системы представл€ют собой Унедостающее звеноФ между насто€щими спиральными и эллиптическими галактиками.

ѕаре и его коллеги предложили три количественных критери€ классификации галактик, наиболее фундаментальным из которых €вл€етс€ отношение светимости звезд к светимости нагретой пыли. ѕредварительна€ проверка показала, что эти критерии хорошо коррелируют с хаббловской схемой. УЌаша конечна€ цель - заменить классификацию по ’абблу на классификацию по —питцеруФ, - говорит ѕаре.

ѕланетологи€

ѕроливные дожди на ћарсе?

“от факт, что на  расной планете некогда существовала вода в жидком виде, был доказан еще в 1970-х годах, когда космические аппараты прислали на «емлю изображени€ крупных пересохших УканаловФ, сформировавшихс€ несколько миллиардов лет назад; о том же говорила и более мелка€ сеть узких долин, €вно св€занна€ с переносом влаги. ќднако и по сей день не€сно, каким образом эта довольно сложна€ система возникла на ћарсе: вс€ влага там издавна УзапертаФ в скоплени€х льда. Ќовую загадку в этой св€зи задают изображени€, полученные телекамерой с борта аппарата УMars Global SurveyorФ.

Ќа них отчетливо запечатлен наход€щийс€ около экватора ћарса ударный кратер со следами эрозии, вызванной, веро€тно, неоднократными проливными дожд€ми. ƒиаметр кратера около 55 км, причем по всей его кромке плотно расположены начала разветвленных оврагов - Упритоков каналовФ, по которым, видимо, текли насыщенные осадочными породами потоки воды, попутно размыва€ стенки кратера. ѕеренесенные ими осадки отлагались на дне кратера, образу€ веерообразные, местами сливающиес€ друг с другом холмы и характерные конусы выноса. √еолог-планетолог –.”иль€мс (R.Williams) указывает, что точно такие же образовани€ наблюдаютс€ в калифорнийской пустыне ћохаве, а ее коллеги внесли в ћеждународный астрономический союз предложение назвать новооткрытый марсианский кратер именем этой земной пустыни.

Ќерешенной остаетс€ проблема: каким образом возник столь необычный кратер в то врем€, когда  расна€ планета вступила в эпоху глобального оледенени€ и общей засушливости климата. Ќеобходимо также установить, уникальна ли эта крупна€ деталь рельефа или же подобные ей системы существуют в других област€х планеты.

“о, что обнаружено теперь в кратере ћохаве, возраст которого насчитывает несколько миллиардов лет, многократно превосходит все, что наблюдали до сих пор. ¬ услови€х «емли подобное скопление ливневых отложений требует дл€ своего возникновени€ многих сотен мощных дождей, случающихс€ лишь раз в тыс€челетие.

ƒл€ образовани€ марсианских оврагов иногда предлагают механизм массового та€ни€ снегов. Ќо в калифорнийской пустыне ћохаве он не мог работать. ¬ еще меньшей степени веро€тна гипотеза, согласно которой молодые овраги и конусы выноса порождены на ћарсе просачиванием глубинных вод к поверхности и падением их со скальных уступов, сопровождаемым размывом почвы.

Ѕольшинство специалистов сход€тс€ во мнении, что влага, принесша€ эти отложени€, поступала непосредственно из атмосферы в виде дожд€ или снега, но ее количество и странна€ эпоха дл€ выпадени€ - ледникова€ - остаютс€ загадочными. ≈динственно мало-мальски правдоподобна€ гипотеза сводитс€ к тому, что удар метеорита, образовавший сам кратер ћохаве, одновременно растопил массу льда и снега, скопившуюс€ под поверхностью, и вода мгновенно превратилась в пар. ¬ услови€х марсианского оледенени€ он тут же конденсировалс€, и влага обрушилась обратно в кратер. ќднако этому противоречит тот факт, что конусы выноса выгл€д€т так, словно они возникали при неоднократных эпизодах мощного изли€ни€ вод, а не в ходе одной-единственной катастрофы.

√еолог-планетолог ƒж.ћур (J.Moore) предположил, что снега и льды на возвышенност€х вокруг кратера ћохаве та€ли во врем€ коротких потеплений и увлажнени€ марсианского климата, но возражающа€ ему ”иль€мс указывает, что в этом случае та€ние снегов происходило бы недостаточно быстро и водные потоки оказались бы слишком слабы, чтобы привести к столь крупномасштабным последстви€мЕ

ѕроблема оказалась в центре внимани€  онференции по изучению Ћуны и планет (’ьюстон, март 2004 г.), в которой участвовали более 1 тыс. специалистов из различных стран мира. ќбщеприн€того решени€ они выработать не смогли.

Science. 2004. V.304. є5668. P.196 (—Ўј).

‘изика

“оп-кварк стал т€желее

¬ таблицы по физике элементарных частиц нужно внести поправку: средн€€ масса топ-кварка теперь определена в 178.0±4.3 √э¬/c2 (c - скорость света). “аков итог выполненного под руководством “.‘ербел€ (Ferbel T. // Nature. 2004. V.429. є6992. P.638-642) тщательного анализа данных экспериментов на протон-антипротонном коллайдере У“еватронФ Ћаборатории им.Ё.‘ерми (—Ўј) в сочетании с результатами родственного эксперимента CDF. ‘игурировавша€ ранее величина была меньше на ~4 √э¬/c2; погрешность при определении нового значени€ снизилась на 15%.  азалось бы, не така€ уж заметна€ разница. Ќо надо учесть, что точное значение массы этого самого т€желого из кварков очень интересует теоретиков, и экспериментаторы почти 10 лет стараютс€ найти ее как можно надежнее (топ-кварк был открыт в 1995 г. на У“еватронеФ). Ёта масса - ключевой параметр дл€ предсказани€ многих наблюдаемых величин. ќт ее квадрата, согласно —тандартной модели, зависит р€д достаточно точно измеренных характеристик. ј даже небольшое расхождение между предсказанными и измеренными значени€ми может означать, что пришлось столкнутьс€ с новыми €влени€ми, выход€щими за рамки модели.

—тандартна€ модель действительно нуждаетс€ в расширении. ’от€ она с блеском выдержала многочисленные экспериментальные проверки, универсальной теорией фундаментальных взаимодействий служить эта модель не может, поскольку охватывает лишь три из них - электромагнитное, слабое и сильное, но не включает гравитационное. ≈сть и р€д других проблем, где она не дает ответов на вопросы. ѕожалуй, самое перспективное развитие —тандартной модели св€зано с суперсимметрией: последн€€ может оказатьс€ низкоэнергетичным пределом теории, распростран€ющейс€ на область более высоких энергий и описывающей в том числе и гравитацию. —уперсимметричные теории предсказывают, что дл€ всех известных частиц есть частицы-партнеры. ћинимальное суперсимметричное расширение —тандартной модели предполагает наличие пары суперпартнеров дл€ каждого кварка и лептона, суперпартнеров дл€ переносчиков взаимодействи€, а также п€ти бозонов ’иггса, причем массы всех этих частиц завис€т от массы топ-кварка.

Ѕозоны ’иггса присутствуют и в самой —тандартной модели - именно они, как предполагаетс€, сообщают материи массу - но пока все попытки экспериментально обнаружить их были безуспешны. ќднако в —тандартной модели масса бозона - свободный параметр, который можно оценить лишь косвенным путем, через глобальную подгонку теоретических данных под экспериментальные. ј в суперсимметричных модел€х вследствие их более высокой степени симметрии масса самого легкого бозона ’иггса предсказываетс€ непосредственно. ѕричем она очень чувствительна к величине массы топ-кварка - зависит от нее в четвертой степени. »ными словами, чем точнее мы знаем массу топ-кварка, тем определеннее можем оценить нижний предел энергий, достаточных дл€ поиска бозона ’иггса. –асчеты на основе последних данных о массе топ-кварка показывают, что наиболее веро€тной его массой следует считать 117 √э¬/c2 (не исключены и большие значени€, вплоть до верхней границы 140 √э¬/c2). “еперь €сно, что попытки обнаружить эту частицу на недавно

закрытом Ѕольшом электронно-позитронном коллайдере LEP в ÷≈–Ќе, рассчитанном на максимальную энергию в 114 √э¬, были обречены на неудачу. У“еватронФ также не может обеспечить необходимую дл€ этого энергию. “ак что дл€ обнаружени€ бозона ’иггса остаетс€ наде€тьс€ на стро€щийс€ в ÷≈–Ќе большой адронный коллайдер LHC.

ј пока надо стремитьс€ еще больше снизить погрешность в определении массы топ-кварка. Ѕлагодар€ данным текущих экспериментов на У“еватронеФ (фаза работы Run II) есть шанс довести ошибку до 2-3 √э¬/c2. ќбеспечить самую большую точность (уменьшить погрешность на пор€док) мог бы линейный электронно-позитронный коллайдер. —ейчас такой ускоритель проектируетс€ и, возможно, будет построен в ближайшие 10 лет.

Nature. 2004. V.429. є6992. P.613-615 (¬еликобритани€).

Ёлектроника

ћагнитнорезистивна€ пам€ть с произвольной выборкой

јмериканска€ компани€ УMotorolaФ анонсировала создание первой в мире магнитнорезистивной пам€ти с произвольной выборкой (Magnetic Random Access Memory - MRAM) емкостью 4 ћб (сейчас проход€т испытани€ опытных образцов). Ќовый вид запоминающих устройств - продукт спинтроники, быстроразвивающейс€ области наноэлектроники, использующей в качестве носител€ информации спин электрона. »зготавливаетс€ MRAM по 0.18-микрометровой технологии, кажда€ €чейка содержит транзистор, магнитный туннельный переход и медные контакты. ”стройство сочетает лучшие качества полупроводниковой пам€ти (большой срок службы и высокое быстродействие) и магнитных дисков (способность сохран€ть данные при отключенном питании).

¬ перспективе MRAM может заменить собой значительную часть рынка полупроводниковых запоминающих устройств (сегодн€ он оцениваетс€ в 48 млрд долл. —Ўј). »спользование нового вида пам€ти в персональных компьютерах и мобильных телефонах позволит снизить веро€тность утери данных, уменьшить врем€ загрузки и увеличить срок службы батареек.

Ѕлагодар€ надежности и длительному сроку службы MRAM пригоден дл€ применени€ в жестких или требующих длительного жизненного цикла услови€х, например в автомобильной промышленности (УинтеллектуальныхФ автомобил€х будущего, которым требуетс€ неразрушаема€ пам€ть с высоким быстродействием при большом числе циклов считывание-запись). ¬оенно-промышленна€ фирма УHoneywellФ уже приобрела лицензию на MRAM-технологию дл€ военных и аэрокосмических целей.

—разу с двум€ оборонными организаци€ми - ”правлением по снижению военной угрозы и јгентством перспективных исследований в интересах обороны - заключила контракты на разработку новой (магнитно-термической) модификации MRAM американска€ компани€ УNVE Corp.Ф. ‘ирма уже имеет р€д основополагающих патентов на эти устройства - в них используетс€ эффект сверхбыстрого нагрева импульсами электрического тока, привод€щего к увеличению плотности записи данных и снижению требуемой дл€ записи энергии. ћагнитно-термическа€ пам€ть может стать конкурентом DRAM - полупроводниковой пам€ти с максимальным на сегодн€ объемом хран€щихс€ данных.

Ёлектроника

ќрганические дисплеи - это перспективно

¬ насто€щее врем€ используютс€ два типа органических светоизлучающих материалов, отличающихс€ друг от друга размером молекул. »з светодиодов Уна малых молекулахФ (УорганическимиФ называют именно их) изготавливают красные, голубые и зеленые излучатели. ” последних самые лучшие характеристики: 10-15 кд/ј (что сравнимо с современными коммерческими полупроводниковыми светодиодами) и 7-10 лм/¬т (примерно как у ламп накаливани€). ” светодиодов Уна больших молекулахФ (полимерных) гамма цветов не столь богата, как у органических, но их защитники убеждены в перспективности этих устройств. ќба типа цветных светодиодов можно также делать на основе эмиттеров белого цвета и крошечных цветных светофильтров.

ƒисплеи, использующие органические и полимерные светоизлучающие материалы, разрабатывают около 100 фирм (дл€ военных особый интерес представл€ют гибкие дисплеи, которые можно использовать в полевых услови€х: например, чтобы солдат смог развернуть свет€щуюс€ карту местности). ќбщий объем продаж этих устройств в 2003 г. составил 219 млн долл., а в 2009 г. дойдет, по некоторым оценкам, до 3.1 млрд долл.

Ѕиологи€ развити€. ѕалеоантропологи€

ћозг человека развилс€ благодар€ редукции жевательных мышц?

— тех пор как ƒарвин обосновал гипотезу происхождени€ человека от обезь€ноподобных предков, получены убедительные ее подтверждени€, как палеонтологические, так и молекул€рно-генетические. ’от€ антропологи не сомневаютс€ в том, что у человека и обезь€н имелс€ общий предок, осталось множество нерешенных вопросов, касающихс€ механизмов и стадий эволюции гоминид.

√руппа американских исследователей из ѕенсильвании получила данные, которые, по-видимому, проливают свет на эволюцию черепа и мозга человека (Stedman H.H. et al. // Nature. 2004. V.428. P.415-418). ѕредполагаемые предки рода Homo - австралопитеки - имели, подобно современным человекообразным обезь€нам, мощные жевательные мышцы, управл€вшие движением нижней челюсти, и череп с высоким сагиттальным (проход€щим в переднезаднем направлении) гребнем, к которому прикрепл€лись эти мышцы. ¬се представители рода Homo обладали и обладают сравнительно слабо развитыми жевательными мышцами и более или менее равномерно выпуклым черепом. ѕенсильванские ученые обнаружили, что у человека, в отличие от человекообразных обезь€н, ген MYH16, обеспечивающий формирование массивных жевательных мышц, представлен мутантным аллелем, не дающим характерного дл€ данного гена эффекта. √ен MYH16 кодирует специфическую разновидность миозина (белка, составл€ющего основу мышечных волокон), свойственного именно жевательным мышцам. ≈сли УжевательныйФ миозин не синтезируетс€, в ходе развити€ формируютс€ намного менее массивные жевательные мышцы. ћолекул€рные методы анализа позволили сделать вывод, что данна€ мутаци€ возникла около 2.4 млн лет назад, т.е. примерно тогда, когда предки современного человека лишились выдающихс€ жевательных способностей - по€вилс€ род Homo.

«начение этого открыти€ велико: по-видимому, обнаружено первое функционально-генетическое отличие человека от человекообразных обезь€н, возникновение которого отражено в ископаемых материалах. јвторы предполагают, что утрата массивных жевательных мышц позволила предкам человека изменить форму черепа - расстатьс€ с продольным гребнем и увеличить объем мозговой капсулы, а следовательно, и объем мозга. Ѕез редукции жевательных мышц такие преобразовани€ были бы невозможны. Ќо если человеческий мозг смог развитьс€ благодар€ тому, что ослабели челюсти, возникает вопрос - почему мутаци€, вызвавша€ редукцию жевательных мышц, была поддержана отбором? ќдно из возможных объ€снений состоит в том, что одновременно с этим изменением предки человека перешли к такому рациону, который в целом требовал меньших жевательных усилий (Currie P. // Nature. 2004. V.428. P.373-374). ƒругое объ€снение основано на предположении, что они научились лучше обрабатывать пищу руками, и необходимость в мощном жевательном аппарате отпала. ћогут быть и другие гипотезы. Ќерешенным вопросам по-прежнему нет числа, но полученные результаты вызывают надежду, что генетические основы эволюции человека будут определены в ходе дальнейших исследований.

© ѕетров ѕ.Ќ.,
кандидат биологических наук

√енетика. Ёкологи€

ѕарадоксальное увеличение генетического разнообрази€ €щериц-вселенцев

ѕопул€ции видов растений и животных, быстро засел€ющих новые территории и успешно вторгающихс€ в сложившиес€ биоценозы, нередко берут начало от очень небольшой группы особей, волею судеб оказавшихс€ в новой местности - вне исконного ареала. ѕройд€ через Убутылочное горлышкоФ низкой численности, они обычно характеризуютс€ сильно обедненным генетическим составом, а св€занные с этим недостатки, по-видимому, никак не сказываютс€ в течение непродолжительного времени или компенсируютс€ какими-то важными экологическими преимуществами, про€вл€ющимис€ в новой обстановке.

–езультаты, противоречащие традиционной точке зрени€, а именно - обнаружение повышенного генетического разнообрази€ в локальных попул€ци€х вселившегос€ вида (в сравнении с его локальными попул€ци€ми в пределах исконного ареала), получил недавно ƒж. олб совместно со своими коллегами (Kolbe J.J. et al. // Nature. 2004. V.431. P.177-181). ќбъектом исследований был бурый анолис (Anolis sugrei) - €щерица, исконно обитавша€ на  убе, но проникша€ в течение минувшего столети€ на п-ов ‘лорида, а также на острова ямайка, √авайи, Ѕольшой  айман, “айвань и некоторые другие. –асселение анолиса по ‘лориде особенно хорошо документировано.

»звестно, что еще в конце XIX в.эта €щерица по€вилась на островах ‘лорида- ис, наход€щихс€ недалеко от южной оконечности полуострова, а затем и на материке, но вплоть до 1940 г. ее новый ареал был очень небольшим. ѕозже область обитани€ анолиса стала быстро расшир€тьс€ (особенно в 70-е годы), и охватила всю ‘лориду; по-видимому, это было результатом новых вселений, а не простого увеличени€ ареала той локальной попул€ции, что уже давно существовала на юге полуострова.

„тобы проверить гипотезу о повторных вселени€х,  олб и его коллеги провели тщательное генетическое исследование 71 локальной попул€ции анолиса на  убе (разбросанных по всему острову), а также 59 УновыхФ попул€ций вне основного ареала - главным образом в разных местах п-ова ‘лорида, а кроме того на островах ‘лорида- ис и некоторых других (Ѕольшой  айман, ямайка, √авайи, “айвань). »з каждой попул€ции отлавливали от 1 до 10 особей (в большинстве случаев по п€ть). ‘илогенетический и попул€ционно-генетический анализ основывалс€ на структуре одного участка митохондриальной ƒЌ  (примерно 1200 пар оснований) у более чем 300 особей. ¬ы€снилось, что если на  убе разные гаплотипы четко распределены по отдельным част€м ареала, охватывающего весь остров, то на большей части ‘лориды в каждой локальной попул€ции присутствуют по два-три и даже по четыре разных гаплотипа. »нтересно, однако, что на о-вах ‘лорида- ис генетическое разнообразие анолиса меньше и представлено теми видами, которые характерны дл€ €щериц западной части  убы, откуда скорее всего и шло первоначальное расселение.

¬ысокое генетическое разнообразие попул€ций Anolis sugrei на п-ове ‘лорида можно объ€снить только неоднократными вселени€ми этого вида, причем из разных мест на  убе. Ќа ямайке, куда анолис, видимо, давно проник естественным образом, отмечены только два гаплотипа - встречающиес€ у анолисов центральной и восточной частей  убы. Ќа “айване и Ѕольшом  аймане также по два гаплотипа, но характерные дл€ западных районов  убы.

ѕовышенное генетическое разнообразие локальных попул€ций видов-вселенцев - €вление неожиданное, но благопри€тное дл€ дальнейшего процветани€ таких видов на новых территори€х.

© √ил€ров ј.ћ.,
доктор биологических наук

√енетика

огда и откуда пришли первоавстралийцы?

–езультаты недавних генетических и палеоэкологических исследований показали, что в јвстралии люди поселились не ранее 60 тыс. лет назад. —опоставление 188 образцов ƒЌ , вз€тых у аборигенов из различных районов јвстралии, с 61 образцом ƒЌ  других народов мира вы€вило наличие у австралийцев трех древних мутаций. Ќекоторые вариации одной из них совпадают с имеющимис€ у народов ёжной »ндии и ёго-¬осточной јзии, другой - с характерными дл€ жителей »ндонезии и некоторых районов  ита€. Ёто означает, что человек мог прийти на ѕ€тый континент двум€ пут€ми.

√руппа австралийских специалистов во главе с –.—коттом (R.Scott; Ќьюкаслский университет) сопоставила различи€ в гене цитокина (белка, регулирующего воспалительную реакцию на инфекцию) у 2620 британцев и австралийцев европейского происхождени€, у 118 аборигенов, насел€ющих —еверную территорию страны, и у 32 коренных жителей Ѕангладеш. ¬ы€снилось, что генотипы, редкие дл€ аборигенов, характерны дл€ англичан и австралийцев с европейскими корн€ми, и наоборот. Ѕангладешцы же оказались промежуточным звеном между теми и другими. «начит, человеческий поток в јвстралию шел через »ндостан. Ётот вывод подтверждаетс€ исследовани€ми специалиста по молекул€рной антропологии ƒж.ћитчелла (F.Mitchell; Ћатробский университет в ћельбурне, јвстрали€), который прослеживал ход миграции людей по данным об Y-хромосоме. –езультаты этих работ дают и близкие оценки времени миграций.

Science. 2003. V.302. є5645. P.555 (—Ўј).

«оологи€

ала€нский погоныш - птица с ‘илиппин

¬ мае 2004 г. совместна€ англо-филиппинска€ экспедици€ орнитологов нашла в дождевых лесах о. ала€н (архипелаг Ѕала€н, расположенный на севере ‘илиппин) птиц размером с ворону, темно-коричневых, с оранжевыми клювом и лапами. ќказалось, что это новый вид погоныша из рода пастушковых. —воего зоологического названи€ он еще не получил, пока его называют кала€нским погонышем. „лены экспедиции видели этих птиц неоднократно, и взрослых, и молодых, причем всегда они бегали по земле. ќдну птицу изловили; вскрытие показало, что ее грудна€ мускулатура слишком слаба, чтобы крыль€ могли подн€ть кала€нского погоныша в воздух. ѕохоже, что птицы этого вида практически нелетающие, хот€, возможно, при необходимости могут, подобно цыпл€там, вспархивать на нижние ветви деревьев.

Ѕольшинство погонышей (а их известно пор€дка 20 видов) - околоводные птицы, но именно в тропической јзии некоторые виды обитают в лесах. Ќеудивительно, что раньше кала€нский погоныш не попадал в руки ученых: орнитологические экспедиции не посещали остров уже более века. ќднако местные жители птицу знают и называют УпидингФ.

ѕо оценкам участников экспедиции, в кала€нской попул€ции всего 100-200 пар птиц. —ейчас остров относительно слабо населен (8500 человек), и непосредственной угрозы виду вроде бы нет. Ќо есть опасени€, что развитие инфраструктуры острова, строительство дорог и новых поселений с неизбежными дл€ них собаками, кошками и крысами может такую угрозу создать, и, следовательно, меры по сохранению только что открытого вида надо предусмотреть уже сейчас.

BBC News. 2004. August 16;

–адиоэкологи€

Ќерв под воздействием частиц высокой энергии

«ар€женные частицы высокой энергии примен€ютс€ дл€ разных практических целей, например дл€ радиотерапии опухолей мозга. ќтсюда интерес к вли€нию таких частиц на функционирование нервных клеток. »менно это направление исследований выполнила группа ученых из трех московских учреждений (»нститута медико-биологических проблем –јЌ, биологического факультета ћосковского государственного университета и Ќаучно-исследовательского института €дерной физики ћ√”).

¬ экспериментах миелиновые седалищные нервы трав€ной л€гушки подвергали воздействию a-частиц и дейтронов, ускоренных в циклотроне Ќ»»я‘ до энергий 30.3 и 15.4 ћэ¬ соответственно, а затем изучали, как мен€ютс€ скорость проведени€ потенциала действи€ (ѕƒ) и его амплитуда в зависимости от поглощенной дозы.

¬ы€снилось, что сам потенциал действи€ при облучении a-частицами или дейтронами не возникал. ≈сли он уже был вызван электрическим импульсом, то амплитуда и скорость проведени€ ѕƒ снижались по мере увеличени€ поглощенной дозы, причем амплитуда мен€лась сильнее под действием a-частиц, а скорость проведени€ - при облучении дейтронами.

ак известно, оптимальна€ скорость проведени€ ѕƒ в миелиновом нерве в первую очередь обеспечиваетс€ стабильностью структуры миелина. ќднако молекул€рные механизмы действи€ зар€женных частиц на функционирование нерва изучены недостаточно. ¬ысказывалось лишь предположение, что проведение ѕƒ нарушаетс€, если мен€ютс€ структура и радиус мембранных белков-каналов, в результате чего в нервном волокне накапливаютс€ ионы натри€. Ќо не€сно, с какой именно областью нерва св€заны эти изменени€. ƒанные авторов косвенно свидетельствуют, что дейтроны с большей эффективностью действуют на миелиновую оболочку, а a-частицы - на перехваты миелиновых волокон (перехваты –анвье). ѕоэтому действие зар€женных частиц на амплитуду проведени€ ѕƒ и на его скорость различаетс€.

–адиационна€ биологи€. –адиоэкологи€. 2004. “.4. —.52-55 (–осси€).

Ёкологи€

Ќеравное соотношение полов в выводках чайки ќдуэна

¬се мы привыкли к тому, что веро€тность рождени€ мальчика или девочки в семье примерно одинакова. “ак же обстоит дело и у большинства позвоночных, особенно у млекопитающих и птиц. ќднако из этого, казалось бы, незыблемого правила существуют исключени€. ќдно из них изучали испанские биологи во главе с ћ.√еновартом (Condor. 2003. V.105. є4. P.783-790). ќбъектом исследовани€ они избрали чайку ќдуэна (Larus audouinii), котора€ гнездитс€ колони€ми, в основном на юге ≈вропы (главный ее ареал - »спани€). Ќасиживание начинаетс€ с первого €йца (обычно их бывает три), поэтому птенцы вылупл€ютс€ с интервалом в 1 день.

√еноварт с коллегами на прот€жении нескольких лет анализировали соотношение полов в потомстве этих чаек в зависимости от того, отложены €йца в начале сезона гнездовани€ или в конце. ѕол птенца определ€ли по ƒЌ , полученной из крови, и вот что вы€снилось. ƒл€ птенца, который вылупилс€ первым, веро€тность оказатьс€ самцом составл€ла 50% (т.е. равна веро€тности оказатьс€ самкой) в начале периода гнездовани€ и увеличивалась в конце. ѕтенцы, вылупившиес€ вторыми и третьими, в начале и в конце сезона с большей веро€тностью были самками, а в середине - самцами.

ѕолучив такие замысловатые результаты, авторы и сами до конца не могут в них разобратьс€. ѕоэтому извечный биологический вопрос - не адаптивно ли обнаруженное €вление? - в данном случае пока остаетс€ без ответа. “ем не менее известно, что более крупные самцы нуждаютс€ в большем количестве корма и потому хуже перенос€т голод; у птенцов, вылупившихс€ раньше, веро€тность выжить больше; чайки, гнезд€щиес€ позднее, могут быть молодыми или больными птицами, т.е. неспособными полноценно заботитьс€ о потомстве. ≈стественно, дл€ выполнени€ главной задачи, сто€щей перед родител€ми, - вырастить как можно больше птенцов - определенное значение могут иметь и другие факторы.