ѕ–»–ќƒј

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12]

Ќќ¬ќ—“» Ќј” »
—верхновые типа Ia взрываютс€ несимметрично
Ѕлижайший космический мираж
 омета √алле€ снова видна —урдин ¬.√.
ѕодземные воды ћарса
ѕервый абелевский лауреат
“рагеди€ ’иросимы: новые исследовани€
Ђ ультурныеї традиции орангутанов
ћалонарушенные лесные территории –оссии
Ёволюци€ подводных каньонов јвстралии
 ип€щие фонтаны среди льдов
¬улканы предстают в новом свете
¬улканы инициируют Ёль-Ќиньо?
Ёль-Ќиньо и засухи в јзии
 лиматические экстремумы в ≈вропе
»зменчивость атмосферы над ёжной пол€рной областью
Ѕаиноцератопс ≈фремова јлифанов ¬.–., “ерещенко ¬.—.
ёжноафриканские гоминиды сильно постарели
Ўумерска€ школа счетного искусства

осмологи€

—верхновые типа Ia взрываютс€ несимметрично

—енсационные открыти€ в космологии, перевернувшие за последние годы наши представлени€ о характере расширени€ ¬селенной, до сих пор опираютс€ на весьма нетвердый фундамент. Ёто еще раз продемонстрировало открытие, сделанное на ≈вропейской южной обсерватории международной группой астрономов (Ћ.¬анг, ƒ.Ѕааде, ѕ.’офлих, ј.’охлов и др. - Wang L., Baade D., Hoeflich P., Khokhlov A. et al.), изучающих вспышки далеких сверхновых звезд.

—реди сверхновых разного типа космологи особо выдел€ют вспышки типа Ia. —читаетс€, что эти взрывы вызваны коллапсом белых карликов - плотных €дер проэволюционировавших звезд. ѕоскольку коллапс белого карлика происходит по достижении им определенной критической массы, все такие взрывы должны быть похожи друг на друга. ѕо этой причине вспышки сверхновых типа Ia считаютс€ Устандартными свечамиФ, по видимой €ркости которых (в момент максимального блеска) можно определ€ть рассто€ние до них, а значит, и до их родительских галактик. »менно так в последние годы было измерено рассто€ние до очень далеких галактик, скорости удалени€ которых известны по красному смещению линий в их спектрах. Ёто привело к неожиданному заключению об ускоренном расширении ¬селенной. Ќо теперь оказалось, что такое заключение преждевременно: вспышки сверхновых типа Ia отнюдь не стандартна€ свеча. »х €ркость зависит от того, с какой стороны на них смотреть (в пр€мом смысле слова).

¬ы€снилось это в ходе измерени€ пол€ризации излучени€ сверхновой SN 2001el, котора€ вспыхнула в спиральной галактике NGC 1448, расположенной от нее на рассто€нии 60 млн св. лет. ѕоскольку пока не существует телескопов, способных рассмотреть форму расшир€ющейс€ газовой оболочки очень далекой сверхновой, пол€ризаци€ света остаетс€ единственным указателем того, насколько сильно оболочка отличаетс€ от идеальной сферы. ≈сли взрыв абсолютно симметричный и оболочка сферическа€, то пол€ризаци€ должна быть равна нулю. ≈сли же свет рассеиваетс€ в несферическом облаке, то возникает слаба€ пол€ризаци€, которую можно зафиксировать. ќднако даже от сильно асимметричной оболочки потоки света, пол€ризованного в двух перпендикул€рных направлени€х, различаютс€ менее чем на 1%, поэтому приемна€ аппаратура телескопа должна быть очень чувствительной и стабильной. »менно таким оборудованием славитс€ 8.2-метровый телескоп VLT ≈вропейской южной обсерватории в „или.

„тобы УпойматьФ сверхновую в момент взрыва, телескоп длительное врем€ находилс€ в режиме посто€нной готовности. Ёто стало одной из составл€ющих успеха. ¬спышка была обнаружена в сент€бре 2001 г. на стадии повышени€ блеска. Ќаблюдени€, проведенные 2 окт€бр€ - за неделю до максимального блеска, показали пол€ризацию на уровне 0.2-0.3%. ¬близи максимума и две недели после него пол€ризаци€ еще была измерима, но через семь недель ее уже не удавалось зафиксировать.

Ёти наблюдени€ впервые доказали, что расшир€юща€с€ со скоростью 10 тыс. км/с оболочка сверхновой несимметрична: если представить ее сжатым сфероидом, то в первые дни после взрыва отношение его осей составл€ет 9:10. ѕо мере расширени€ оболочки внешние слои станов€тс€ прозрачнее, и мы видим все более глубокие ее области. ќни заметно симметричнее: спуст€ неделю после максимума блеска оболочка выгл€дит практически симметричной. —ледовательно, если все сверхновые типа Ia имеют такой же характер, то при определении их €ркости в момент максимума блеска астрономам гарантирована 10%-на€ случайна€ ошибка, св€занна€ с неизвестной ориентацией расшир€ющейс€ оболочки к лучу зрени€ телескопа. ƒл€ решени€ космологических задач така€ ошибка неприемлема. –азумеетс€, учитыва€ случайный характер ошибки, ее можно уменьшить, наблюда€ большое количество сверхновых, но дл€ этого понадобилось бы много крупных, а значит, очень дорогих телескопов. ѕроще решить проблему, измер€€ блеск сверхновой не в момент максимума €ркости, а одну-две недели спуст€, когда видима€ поверхность оболочки становитс€ почти сферической. Ёто позволит увеличить точность космологических измерений и окончательно вы€снить характер расширени€ ¬селенной.

ESO Press Release 23/03. 6 August 2003.

јстрофизика

Ѕлижайший космический мираж

ћеждународна€ группа астрономов, работа€ на 3.6-метровом телескопе ≈вропейской южной обсерватории Ћа-—иль€ в „или, открыла еще один объект, демонстрирующий €вление гравитационной фокусировки (cм. также: ”гольников ќ.—. √амма-всплески и гравитационные линзы // ѕрирода. 2003. є6. —.18-24). ќн расположен в созвездии „аша и состоит из четырех изображений одного квазара и кольцеобразного изображени€ галактики, в которой этот квазар находитс€. ќбнаружена и галактика, играюща€ роль гравитационной линзы: это массивна€ эллиптическа€ система, удаленна€ от нас на 3.5 млрд световых лет (красное смещение z = 0.3). ј сам квазар, чье искаженное изображение мы видим, находитс€ вдвое дальше - на рассто€нии 6.3 млрд световых лет (z = 0.66). “ем не менее это ближайший среди найденных до сих пор квазаров, излучение которого усилено гравитационным линзированием.

осмический мираж: изображение гравитационной линзы RXS J1131-1231, на котором различимы четыре звездоподобных компонента, соответствующих четырем изображени€м одного и того же квазара.  роме того, видно эйнштейновское кольцо (раст€нутое изображение галактики, в которой расположен квазар) и галактика-линза (центральное €ркое изображение).

ESO PR Photo 20a/03

»скривление световых лучей вблизи массивного объекта, называемое гравитационной линзой или космическим миражом, было предсказано в 1916 г. как следствие общей теории относительности Ёйнштейна, а само его существование подтверждено во врем€ солнечного затмени€ 1919 г. на основании слабого смещени€ изображений звезд вблизи диска —олнца. Ќо использование гравитационных линз как своеобразных природных телескопов началось лишь в 1979 г., когда этот эффект впервые обнаружили при наблюдении далекого квазара, вид которого исказила расположенна€ между ним и «емлей галактика. »зучение детальной формы искаженного изображени€ позвол€ет астрономам измер€ть полную массу вещества в галактике-линзе, определ€ть рассто€ние как до линзы, так и до квазара и, следовательно, уточн€ть значение посто€нной ’аббла.  роме этого, гравитационна€ линза иногда значительно усиливает €ркость квазара, помога€ изучать его строение.

ƒо сих пор было обнаружено всего 62 гравитационно линзированных квазара, демонстрирующих от двух до четырех изображений.  аждый такой объект чрезвычайно ценен. Ќовый, открытый в мае 2002 г., получил обозначение RXS J1131-1231. ≈го случайно заметил при рассмотрении фотографий множества обычных квазаров аспирант ≈вропейской южной обсерватории ƒ.—люзе (D.Sluse). ¬месте с коллегами он детально изучил необычный объект и определил рассто€ние до квазара и галактики-линзы, измерив красное смещение линий в их спектрах. “рудность этой работы состоит в близости четырех изображений квазара друг к другу и к галактике-линзе: они почти сливаютс€ в одно п€тно. Ћишь благодар€ высокому качеству телескопа и €сному небу обсерватории Ћа-—иль€ (угловой размер изображений звезд составл€ет всего 0.7ҐҐ) удалось получить отдельные спектры галактики-линзы и всех четырех миражей квазара.

ѕостроив математическую модель объекта, исследователи обнаружили, что одно из четырех изображений квазара в 2.5 раза €рче теоретического прогноза, и предположили, что его €ркость усилил эффект микролинзировани€, уже неоднократно наблюдавшийс€ в нашей √алактике. ¬ этом случае роль дополнительной гравитационной линзы играет отдельна€ звезда или тесна€ группа звезд. ≈сли это так, то звезда-линза, разумеетс€, принадлежит самой галактике-линзе.

—реди дес€тков известных гравитационных линз объект RXS J1131-1231 отличаетс€ уникальной полнотой €влени€, демонстриру€ четыре отдельных изображени€ квазара, его родительскую галактику в виде кольца Ёйнштейна, галактику-линзу и, возможно, эффект микролинзировани€. Ѕлагодар€ относительной близости объект довольно €рок и виден не только в оптическом, но также в рентгеновском и радиодиапазонах. ¬ ближайшее врем€ он будет исследован всеми крупнейшими телескопами - прежде всего дл€ вы€снени€ структуры галактики-линзы и, в случае переменности блеска, - дл€ измерени€ посто€нной ’аббла. ƒетальнее с исследовани€ми гравитационных линз можно ознакомитьс€ в »нтернете (www.astro.ulg.ac.be/GRech/ AEOS/).

ESO Press Release 19/03. 16 July 2003.

јстрономи€

омета √алле€ снова видна

Ќе удивл€йтесь: знаменита€ комета √алле€ не повернула назад. ѕройд€ в феврале 1986 г. р€дом с —олнцем, она до сих пор продолжает удал€тьс€ к границам планетной системы, чтобы вновь вернутьс€ к нам в начале 2062 г. —ейчас комета находитс€ на рассто€нии более 4 млрд км (28 а.е.) от —олнца, недалеко от орбиты Ќептуна. Ќо и на этом рассто€нии астрономы смогли ее увидеть, использовав самые мощные из существующих сегодн€ телескопов.

ѕосле предпоследней встречи с кометой √алле€ в 1910 г. астрономы вооружились сильными телескопами и в начале 80-х уже ждали ее по€влени€. ѕервым обнаружил комету в 1982 г. американский астроном ƒ.ƒжюит (D.Jewitt), использу€ 5-метровый ѕаломарский рефлектор. “огда комета находилась на рассто€нии 11 а.е. от —олнца и стремительно приближалась. ћногим пам€тна замечательна€ встреча с ней в марте 1986 г., когда комету изучала цела€ флотили€ космических зондов, а аппараты У¬≈√ј-1 и -2Ф (———–) и УƒжоттоФ (≈вропейское космическое агентство) сблизились с €дром кометы и впервые передали изображени€ этой темной лед€ной глыбы, фонтанирующей потоками газа и пыли.  омета пролетела, сенсаци€ улеглась, но астрономы год за годом продолжали следить за ее движением.

”точн€ть параметры орбиты и регистрировать затухание активности становилось все труднее по мере удалени€ кометы от —олнца: ее €дро остывало, газовые фонтаны прекратились, голова и хвост исчезли, а темную 10-километровую глыбу обнаружить вдали от —олнца было нелегко. ѕроводы кометы √алле€ в 76-летнее путешествие к границам —олнечной системы оказались весьма драматичными. ќдно врем€ даже возникло подозрение, что комета погибла: снимок от 14 феврал€ 1991 г., когда она была на рассто€нии 14.3 а.е. от —олнца, зафиксировал вспышку, €ркость которой в 300 раз превосходила ожидаемую €ркость кометы на таком рассто€нии. ѕо-видимому, из €дра было выброшено пылевое облако. ѕосле этого несколько лет не удавалось получить ни одного изображени€ кометы √алле€. ѕодозревали, что ее вспышку вызвало столкновение с неизвестным телом, которое могло привести к полному разрушению €дра.

ќднако этого не случилось. »спользу€ чувствительные приборы 3.6-метрового “елескопа новых технологий (NTT) ≈вропейской южной обсерватории Ћа-—иль€ („или), комету √алле€ увидели в 1994 г. на рассто€нии 18.8 а.е. от —олнца; она имела блеск 26.5 звездной величины. Ћучших телескопов в те годы не было, поэтому вскоре комета вновь стала недоступной дл€ наблюдений. Ќо в 2003 г. ее обнаружили уже на рассто€нии 28.06 а.е. от —олнца (ESO Press Photo 27a-c/03, 1 September 2003). Ќикогда еще на таком большом рассто€нии кометы не наблюдали. Ёто удалось сделать с помощью ќчень большого телескопа (VLT) ≈вропейской южной обсерватории —ьерро ѕараналь („или). ƒл€ поиска кометы √алле€ группа астрономов под руководством ќ.јйно (O.Hainaut), специалистов по поиску транснептуновых объектов (а за орбитой Ќептуна их обнаружено уже более 600), использовала одновременно три из четырех 8.2-метровых УглазаФ этого сложного телескопа. Ќо даже при этом им пришлось копить свет три ночи подр€д - блеск кометы был рекордно низким, всего 28.2 звездной величины.

—нимки той области неба, где ожидали увидеть комету, были получены еще в марте 2003 г. ѕолна€ экспозици€ составила 9 ч, но ни на одном из восьми дес€тков кадров, сн€тых за это врем€, комета не была видна непосредственно. Ћишь после сложени€ всех кадров с учетом ожидаемого перемещени€ кометы по орбите ее слабенькое изображение по€вилось среди множества €рких следов звезд, галактик и спутников «емли, пролетавших перед объективами телескопов. »зображение кометы при этом оказалось именно в том месте, где и ожидалось, исход€ из расчета траектории; ошибка составила менее одной угловой секунды.

„тобы оценить трудности проделанной астрономами работы, достаточно привести такой пример: сфотографировать 10-километровую глыбу кометного €дра, отражающую всего 4% солнечного света и удаленную на 4.2 млрд км, не легче, чем сфотографировать 5-сантиметровый кусочек угл€, удаленный на 20 тыс. км, да еще в услови€х сумеречного освещени€ (ведь там, где сейчас летит комета √алле€, солнечный свет в 800 раз слабее, чем около «емли).   2023 г. комета доберетс€ до афели€ своей орбиты, на рассто€нии 35 а.е. от —олнца, и начнет свой путь назад. ѕоскольку в самой удаленной точке комета будет светитьс€ лишь в 2.5 раза слабее, чем сейчас, астрономы не сомневаютс€, что смогут проследить ее поведение на всех участках орбиты. ћожно считать, что подготовка к следующей встрече с ней уже началась.

© —урдин ¬.√.,

ѕланетологи€

ѕодземные воды ћарса

¬ Ќј—ј —Ўј поступили данные, полученные от нейтронного детектора HEND (High Energy Neutron Detector), который разработан специалистами »нститута космических исследований –јЌ (ћосква) и установлен на борту орбитального аппарата УMars OdysseyФ. ƒанные свидетельствуют о том, что на значительной части марсианской области “ерра јрабиа под поверхностью скрыты крупные скоплени€ соединений водорода, скорее всего - воды. “акие же залежи обнаруживаютс€ и в безым€нной пока области вдоль марсианского меридиана 180∞в.д. ¬ обоих случа€х они, веро€тно, перекрыты тонким слоем иссушенного грунта, содержащего очень малое количество влаги. ѕомимо этого, приборы зафиксировали значительные объемы подповерхностной влаги в форме смеси льда с твердыми частицами, которые, возможно, наход€тс€ там в замороженном виде в течение последних миллиардов лет. ѕо-видимому, часть льда, раста€в, выходила в свое врем€ в жидком виде на поверхность ћарса, образу€ области, пригодные дл€ жизни в той или иной форме.

”становлена широтна€ зависимость отложений снега в зимний сезон, отмечающа€с€ на поверхности —еверного полушари€ планеты. Ќижн€€ часть богатого льдом сло€ содержит от 50 до 70 весовых процентов воды. Ёто говорит о том, что мелко залегающий подповерхностный слой в пол€рных широтах —еверного полушари€ содержит заметно большее количество воды, чем это имеет место в ёжном полушарии.

¬ то же врем€ приборы на борту орбитального аппарата УMars Global SurveyorФ собрали информацию, указывающую на то, что из недр ћарса в результате взаимодействи€ с глубинной раскаленной лавой поднимаютс€ к поверхности солоноватые воды. ¬еро€тно, они и образуют остающиес€ до сих пор загадочными темные полосы, наблюдаемые кое-где на горных склонах вблизи экватора.

Spaceflight. 2003. V.45. є4. P.139 (¬еликобритани€);
Science. 2003. V.300. є5628. P.2081 (—Ўј).

ќрганизаци€ науки. ћатематика

ѕервый абелевский лауреат

¬ апреле 2003 г. состо€лось первое вручение премии им. Ќильса ’енрика јбел€ (N.H.Abel), выдающегос€ норвежского математика (1802-1829), скончавшегос€ в 26-летнем возрасте в нужде и болезн€х. ≈го вклад в теории √алуа, алгебраических функций, интегрального исчислени€, в математический анализ невозможно переоценить.

“еперь, когда заслуги јбел€ перед наукой получили всемирное признание, норвежское правительство учредило ежегодную крупную премию его имени, котора€ и по престижности, и по своим денежным размерам (эквивалентна 826 тыс. долл. —Ўј) не должна уступать Ќобелевской, инициатор которой, увы, про€вл€л к математике весьма прохладное отношение.

ѕервым лауреатом јбелевской премии стал 77-летний французский математик ∆ан-ѕьер —ерр (F.P.Serre). Ќорвежска€ академи€ наук и литературы, которой правительство страны поручило принимать подобные решени€, отметила этим незаур€дный вклад —ерра, профессора  оллеж-де-‘ранс (ѕариж) в топологию, алгебраическую геометрию и теорию чисел.

Science. 2003. V.300. є5617. P.247 (—Ўј).

‘изика. –адиологи€

“рагеди€ ’иросимы: новые исследовани€

¬ 2002-2003 гг. €поно-американска€ группа специалистов во главе с биофизиками-радиологами ћ.’оси и –.янгом (M.Hoshi, R.Young) при участии 40 ученых из стран ≈вропейского —оюза проанализировала последстви€ атомной бомбардировки ’иросимы в 1945 г. ѕроведена переоценка радиодозиметрических уровней и их воздействи€. »сследовани€, в отличие от выполненных в ’иросиме и Ќагасаки в 1986 г., были проведены по новым методикам с использованием усовершенствованной аппаратуры, а главное, включали рассмотрение воздействи€ радиации, возникающей как от быстрых нейтронов с высокими энерги€ми, так и от тепловых, низкоэнергетических нейтронов (главным источником радиации при бомбардировке было гамма-излучение).

–езультаты дозиметрии были сопоставлены с медико-эпидемиологической информацией, что позволило создать базу данных, описывающих вли€ние радиации на людей в различных услови€х. ѕо-новому оценены сила взрыва, его высота над земной поверхностью, расположение эпицентра, уточнены экранирующие от радиации эффекты (пересеченность местности, высота здани€ и т.п.). ѕроведен новый (частично - впервые) анализ интенсивности радиации, исход€щей от обломков различных материалов, подвергшихс€ облучению при бомбардировке.

»змерени€ радиации, наведенной быстрыми нейтронами, выполн€вшиес€ по свежим следам еще в 1945 г., основывались на анализе изотопов серы и охватывали только округу до 700 м от эпицентра взрыва; о районах большей удаленности судили лишь оценочно - по измерени€м изотопов других элементов, возникающих в результате облучени€ тепловыми нейтронами.

√руппа, возглавл€ема€ радиобиологом “.—трауме (T.Straume; ћедицинска€ школа при ”ниверситете штата ёта в —олт-Ћейк-—ити), при участии 12 специалистов из научных учреждений √ермании и —Ўј разработала новый метод оценки величины наведенной радиации, который основан на реакции превращени€ 63Cu в 63Ni под воздействием быстрых нейтронов. ƒл€ определени€ протонного состава Ni в медьсодержащих объектах, наход€щихс€ на разном удалении от эпицентра взрыва, исследователи использовали метод ускоренной масс-спектрометрии.

ѕо мнению —трауме и его сотрудников, результаты измерений изотопа никел€ подтверждают прежние оценки воздействи€ быстрых нейтронов. ќднако, как считают иные ученые, в том числе янг и эпидемиолог ћ.Ћиттл (M.Little; »мперский колледж в Ћондоне), делать выводы на основании одного лишь никел€ не следует. ћежду тем уже получены дозиметрические данные другими исследовател€ми, но они пока еще не полностью обработаны и проанализированы.

ѕубликаци€ вызвала широкий резонанс в кругах специалистов как по €дерной физике, так и по медицинским аспектам радиационного облучени€.

Science. 2003. V.301. є5634. P.742 (—Ўј);
Nature. 2003. V.424. є6948. P.539 (¬еликобритани€).

Ётологи€

У ультурныеФ традиции орангутанов

—читалось, что установление традиций (передаваемых из поколени€ в поколение обычаев и норм поведени€) свойственно лишь человеческим сообществам. ќднако, по данным международной группы исследователей во главе с  .ѕ. ван —хайком (C.P.van Schaik; ƒьюкский университет в ƒареме, штат —еверна€  аролина, —Ўј), такой способностью обладают и другие гоминиды. »зучив поведение шимпанзе в дев€ти регионах јфрики, ученые установили, что в каждой попул€ции этих приматов - свои традиции (их вы€влено 39). —писок обычаев индонезийских орангутанов из шести попул€ций, за которыми ученые наблюдали в течение четырех лет, не так велик (всего 19), но они столь оригинальны, что о некоторых стоит рассказать подробнее (cм. также: ќрангутан на краю пропасти // ѕрирода. 2001. є1. —.82).

“ак, на о.—уматра орангутаны, живущие в лесу —уак-Ѕалимбинг, добывают воду из глубокого дупла, погружа€ туда пышную ветвь, а затем капа€ с нее себе в рот. ј вот несколько примеров, относ€щихс€ к орангутанам из разных лесов о.Ѕорнео. ѕриматы из  инабатангана перед сном всегда шип€т. »х соплеменники из  утаи умеют почесывать недоступные части тела с помощью палочки. ” обитателей “анджунг-ѕутинга сразу две особенности: во-первых, обезь€ны сильно раскачивают сучок дерева со съедобными плодами, пока он не обломитс€, а затем подхватывают его на лету; во-вторых, вытирают себе морду зажатыми в кулаке листь€ми. ¬  улунг-ѕалунге приматы используют приложенные ко рту листь€ в качестве усилител€ звука.

ќчевидно, что обезь€ны обучаютс€ навыкам друг от друга (cм. также: ”чись, гл€д€ на маму // ѕрирода. 2001. є11. —.80), и в тех группах, где их общительность выше обычного, поведенческий репертуар богаче.

ƒо сих пор считалось, что по€вление традиций у гоминид относитс€ к эпохе, когда существовал общий предок шимпанзе и человека. Ќовые данные отодвигают это событие до времени расхождени€ линий азиатских и африканских человекообразных обезь€н (14 млн лет назад).

Science. 2003. V.299. є5603. P.27, 102 (—Ўј).

Ёкологи€. ќхрана природы

ћалонарушенные лесные территории –оссии

ћ.Ћ. арпачевский и ј.¬.«именко (÷ентр охраны дикой природы, –осси€) проанализировали сохранность малонарушенных лесных территорий (ћЋ“), играющих существенную роль в регулировании мирового климата. –ассматривались ландшафты площадью более 50 тыс. га, которые внутри не имеют поселений и действующих транспортных коммуникаций, иначе говор€, представл€ют собой природные экосистемы, не затронутые интенсивной хоз€йственной де€тельностью за последние 60 лет.

ћЋ“ - крупнейшие резервуары органического углерода, который накапливалс€ в растительной биомассе и почве в течение сотен и тыс€ч лет; около 50% такого углерода оказались надолго УзаконсервированнымиФ в естественных услови€х. ’от€ нарушенные человеком экосистемы могут иметь высокие темпы накоплени€ органического углерода, в то же врем€ они иногда отличаютс€ более низкими запасами общего, так как рубки леса, расчистки под пашню и пр., как правило, провоцируют эрозию и ускоренную минерализацию органического вещества. ƒл€ малонарушенных лесных ландшафтов характерен режим естественных пожаров, хоз€йственное же их освоение резко (в 5-10 раз) увеличивает их частоту и интенсивность. ƒаже по данным официальной статистики, в —ибири и на ƒальнем ¬остоке ежегодно сгорает 0.5-2 млн га леса.

јнализ сохранности ћЋ“ (в рамках проекта УЋесна€ вахта –оссииФ), основанный на материалах дистанционного зондировани€, показал, что обща€ площадь таких территорий в –оссии составл€ет 280 млн га, или всего 26% площади страны. ћалонарушенные лесные территории распространены чрезвычайно неравномерно, почти половина из них находитс€ в п€ти сибирских регионах: –еспублике —аха (якути€), Ёвенкийском јќ,  расно€рском крае, ’анты-ћансийском јќ и »ркутской обл.   сожалению, только 5% ћЋ“ включено сегодн€ в состав особо охран€емых природных территорий федерального уровн€.

¬семирна€ конференци€ по изменению климата. “езисы докладов. ћ., 2003. —.407 (–осси€).

ќкеанологи€

Ёволюци€ подводных каньонов јвстралии

јвстрали€ - самый плоский из всех континентов, однако это справедливо, когда речь идет о суше. –ельеф ее морского дна чрезвычайно изрезан: здесь глубины в 5 тыс. м перемежаютс€ высокими горными вершинами, скрытыми под водой. —истема подводных ущелий, начинающихс€ от усть€ величайшей в јвстралии р.ћуррей (ћарри), превосходит по глубине знаменитый Ѕольшой  аньон на р. олорадо в штате јризона, глубина которого более 1.5 км. √еологи€ и геоморфологи€ этой подводной провинции все еще недостаточно изучены.

¬ феврале-марте 2003 г. здесь была проведена международна€ экспедици€ AUSCAN (Australian Canyon expedition). ќсновна€ ее цель - собрать информацию об эволюции подводных каньонов и окраин континента, а также найти свидетельства климатических изменений, постигавших регион в позднечетвертичную эпоху. «афрахтованное французское исследовательское судно УMarion DufresneФ было оборудовано по последнему слову техники. Ёто крупнейшее в научном флоте ‘ранции судно (длина корпуса около 120 м) принадлежит ѕол€рному институту в ѕариже. Ќа его борту работало 40 ученых и техников из јвстралии, —Ўј, ‘ранции, √ермании и некоторых других стран.

»сследовани€ начались с акватории вокруг островного австралийского штата “асмани€, затем были перенесены к подводному продолжению русла р.ћуррей и завершены в Ѕольшом јвстралийском заливе, где воды »ндийского океана омывают южный берег континента. —удно прошло около 9 тыс. миль, при этом на карту было нанесено примерно 70 тыс. км2 морского дна.

ќсобенно интересные результаты получены в области континентального склона, к югу от о. енгуру. «дешн€€ топографи€ дна начала формироватьс€ 65 млн лет назад, когда јвстралийский материк оторвалс€ от јнтарктиды. Ћоже океана тут изрезано и ниспадает круче, чем на любой иной континентальной окраине јвстралии: на прот€жении всего около 40 км оно резко переходит от 200-метровой к 5000-метровым глубинам океана. ¬доль континентального склона тоже наблюдаетс€ внезапна€ смена подводного ландшафта дна: участки, изрезанные и крутые на одном отрезке (где подводные скалы могут достигать двухкилометровой высоты), вдруг превращаютс€ в плоскую абиссальную равнину на соседнем. ќбнаружены и несколько новых горных структур прот€женностью более 100 км кажда€.

√лубина основного каньона р.ћуррей достигает 4600 м. ѕо меньшей мере уже 30 млн лет эта река и ее правый приток ƒарлинг снос€т осадочные породы в море, а воды выдалбливают в дне углублени€ в несколько сот метров; некоторые из них т€нутс€ на километры. »з каньона р.ћуррей, где глубина составл€ет от 900 до 2450 м, были подн€ты две более чем 30-метровые ненарушенные колонки грунта. (¬есьма продуктивной была работа гигантского бурового устройства типа УCalypsoФ (см. также: Ћевитан ћ.ј. —верхдлинные колонки осадков ќхотского мор€ // ѕрирода. 2003. є8. —.84-85), позвол€ющего поднимать колонки длиной до 60 м.) јнализ керна показал, что осадки образованы оливково-серыми глинами, временами перемежаемыми мелкозернистыми песками и ракушечными обломками. “акие колонки представл€ют собой отличный УдневникФ геологических, климатических и биологических событий, происходивших в регионе за последние 250 тыс. лет. ѕрисутствие ископаемых микроорганизмов и растительной пыльцы рассказывает специалистам о температурах и видах растений, присущих тому или иному периоду. »сторики и археологи с интересом след€т за этой работой, позвол€ющей судить о том, как повли€ло прибытие европейцев на изолированную до того момента природу материка.

AusGeoNews. 2003. є70. P.41 (јвстрали€).

—ейсмологи€

ип€щие фонтаны среди льдов

Ќедалеко от берегов јнтарктического п-ова и ёжного пол€рного круга прот€нулась цепочка ёжных Ўетландских о-вов. Ќа юго-западном ее конце расположилс€ о.ƒесепсьон, что на €зыке латиноамериканских первооткрывателей значит ќбманчивый. »здавна он служил сезонным опорным пунктом дл€ китобоев, дерзавших в погоне за морскими великанами проникать в эти негостеприимные воды, покрытые плавучими льдами.

ќстровок имеет необычную форму, больше всего напоминающую подкову. ¬ойд€ через узкий пролив, судно укрывалось от ветров в бухте ѕорт-‘остер. ѕосле запрещени€ китобойного промысла единственным населением (и то не посто€нным, а УвахтовымФ) €вл€ютс€ аргентинские и испанские пол€рники. »х интерес к неприютному клочку суши вызван тем, что в сущности это древний вулкан, опирающийс€ на дно пролива ƒрейка, где встречаютс€ воды “ихого и јтлантического океанов. —ейчас семикилометрова€ по диаметру кальдера вулкана целиком залита морской водой, котора€ и образует залив ѕорт-‘остер глубиной до 190 м, что достаточно дл€ судна с любой осадкой.

ƒремлющий вулкан не дает, однако, забывать о своем природном норове: почву часто сотр€сает рой мелких землетр€сений, а из недр во многих местах бьют ключи кип€щей воды. ¬ апреле 2003 г. на остров высадилс€ научный десант из аргентинских и испанских геофизиков, возглавл€емых сейсмологом ј.“. азелли (A.T.Caselli; јнтарктический институт при ”ниверситете Ѕуэнос-јйреса). ќни развернули небольшую, но вполне современную сеть сейсмических станций, которые автоматически регистрируют даже слабый подземный толчок. ”же зафиксировано более 60 вулкано-тектонических землетр€сений, возбудивших длиннопериодные волны. Ќекоторые рои землетр€сений длились по 8 ч подр€д. »зучив сейсмограммы, геофизики пришли к выводу: многие из толчков порождены тем обсто€тельством, что южнопол€рным летом льды, покрывающие обычно боШльшую часть острова водой, тают и просачиваютс€ в недра, где, соприкаса€сь с магмой, испар€ютс€, и пар взрывообразно вылетает на поверхность. ѕока эти процессы идут не слишком активно и жизни сотрудников близлежащих пол€рных станций не угрожают.

Ќепривычными среди льдов выгл€д€т многочисленные фумаролы - выходы гор€чих вулканических газов и пара из трещин и расселин. ќколо одной из них, получившей название ‘умарола-Ѕей (fuma по-испански - дым), температура фонтанирующей воды превышает 100∞—; в других местах термометры показывают от 40 до 95∞—. ¬ыбросы газов состо€т в основном из вод€ного пара (95%), —ќ2 и H2S. ¬округ расселин почва покрыта элементарной серой, пиритами (FeS2) и лапилли - округлыми камешками, вылетевшими вместе с газами из недр; их слой достигает нескольких сантиметров. ”ченые установили, что на образование такого сло€ ушло около 9 тыс. лет. “аков же возраст тонких отложений пепла, который ветрами заносит отсюда на близлежащие острова и более удаленный јнтарктический п-ов. Ќо сколько времени продлитс€ спокойствие ƒесепсьона, сказать трудно.

Bulletin of the Global Volcanism Network. 2003. V.28. є6. P.3 (—Ўј).

√еофизика

¬улканы предстают в новом свете

√реческий островок Ќисирос (юго-запад Ёгейского мор€), на котором собрались геофизики, сейсмологи, вулканологи, геохимики, петрологи из √ермании, »талии, Ўвейцарии и, конечно, √реции, превратилс€ в научно-техническую лабораторию. «десь разрабатываетс€ международный проект УGeowarnФ, на реализацию которого специалисты возлагают большие надежды по части заблаговременного предупреждени€ людей, живущих вблизи вулканов, о гроз€щей опасности. —овместными усили€ми создан пакет компьютерных программ, объедин€ющих в единые временные рамки данные о состо€нии и поведении подземных сил в районе вулкана. »нформаци€ выдаетс€ в виде трехмерной карты, что позвол€ет делать прогноз при первых признаках приближающегос€ извержени€.

ѕроект УGeowarnФ включает использование спутниковой системы GPS (Global Positioning System), а также оборудовани€ спутниковой радиолокационной интерферометрии, котора€ с высокой точностью позвол€ет определить врем€ прохождени€ микроволнового сигнала, направленного с борта »—« к «емле, и, следовательно, установить деформацию поверхности в размере до нескольких миллиметров. ѕривлекаютс€ также данные о составе газов, выдел€ющихс€ в атмосферу, температуре и электропроводности вод в гор€чих источниках на склонах горы, о характере сейсмической активности. ¬с€ эта информаци€ использовалась вулканологами и ранее, но теперь она предстает в комплексном трехмерном компьютерном виде и реальном времени.

ќстров Ќисирос представл€етс€ идеальным полигоном дл€ опробовани€ системы УGeowarnФ. √еологи установили, что он имеет вулканическое происхождение, но за последние 20 тыс. лет крупномасштабных событий не было, лишь в XIX в. произошло несколько мелких выбросов из гидротермальных источников, а слабые подземные толчки в период 1996-1998 гг. говор€т о веро€тном медленном пробуждении вулкана. ”становлено, в частности, что магма хот€ и поднималась к поверхности, но при этом существенно тер€ла свою энергию, а значит, в ближайшее врем€ реальной опасности извержени€ нет.

√оловной группе проекта - сотрудникам Ўвейцарского федерального технологического института в ÷юрихе под руководством директора  артографического института Ћ.’урни (L.Hurny) - удалось совместить цифровые трехмерные карты с мощной обрабатывающей системой, обычно примен€емой картографами и другими УполевикамиФ при создании опорной модели дл€ введени€ в машину и представлени€ на дисплее. Ќатурное испытание УGeowarnФ продолжаетс€.

јналогична€ система VALVE (Volcano Analysis and Visualization Environment) разрабатываетс€ коллективом √авайской вулканологической обсерватории в √онолулу (—Ўј) под руководством ƒ.—уонсона (D.Swanson). ќна сводит воедино всю информацию, характеризующую де€тельность вулкана  илауэа на о.√авайи.

ак VALVE, так и УGeowarnФ могут быть приспособлены к использованию практически на любом вулкане суши.

Science. 2003. V.299. є5615. P.2026 (—Ўј).

¬улканологи€.  лиматологи€

¬улканы инициируют Ёль-Ќиньо?

јмериканские климатологи-статистики Ѕ.јдамс и ћ.ћанн (B.Adams, M.Mann; Ќациональный центр атмосферных исследований в Ѕоулдере) провели статистический анализ сведений относительно Ёль-Ќиньо за последние 300 лет и сопоставили их с данными об активности вулканов за тот же отрезок времени в тропической зоне “ихого океана. ”читывались гл€циологические показатели количества вулканической пыли, осевшей в ледниковых покровах, и геологические свидетельства силы взрыва при каждом извержении.

Ѕыло идентифицировано около 20 достаточно сильных извержений в тропиках. ќ состо€нии климата в соответствующие периоды судили по ширине годовых колец на спилах деревьев, произраставших главным образом в ћексике: во врем€ потеплений (эффект Ёль-Ќиньо) кольца станов€тс€ шире. ”становлено, что веро€тность наступлени€ Ёль-Ќиньо в первый же год после крупного извержени€ в тропической зоне примерно вдвое выше средней величины. ќбычно веро€тность сильного потеплени€ вод “ихого океана с сопутствующими ему глобальными климатическими изменени€ми составл€ет лишь около 20%, но в году, который следует непосредственно за мощным извержением, возрастает до 40%, что обнаруживает довольно высокую коррел€цию.

—пециалист по математическому моделированию климата ћ. ейн (M.Cane; ќбсерватори€ Ћамонта и ƒоэрти по изучению «емли, ѕалисейдс) и Ё. лемент (A.Clement; ”ниверситет в ћайами) вопреки мнению многих коллег пришли к выводу, что глобальное потепление не в силах еще больше повысить температуру тропической акватории “ихого океана, что свойственно дл€ Ёль-Ќиньо. ќни утверждают, что рост температуры над тропической частью ѕацифики должен, наоборот, вызывать устойчивую тенденцию к состо€нию, характерному дл€ Ћа-Ќинь€ - потеплению на западе с похолоданием на востоке. ¬озникающий именно в восточных акватори€х подъем глубинных холодных вод к поверхности стабилизирует температуру и противостоит потеплению; таким образом, процесс потеплени€ происходит в тропиках западной части “ихого океана, увеличива€, а не уменьша€, разницу между температурами на востоке и на западе.

–азвива€ эти мысли, ћанн отмечает, что похолодание, которое провоцируетс€ в нижних сло€х атмосферы изверженными вулканическими продуктами, блокирующими поступление солнечной энергии, должно приводить к понижению температур на востоке ѕацифики в меньшей степени, чем на западе. “ем самым температурна€ разница между обоими акватори€ми сокращаетс€ и возникает ситуаци€, напоминающа€ широкомасштабное потепление типа Ёль-Ќиньо.

Science. 2003. V.299. є5605. P.337 (—Ўј).

Ёль-Ќиньо и засухи в јзии

—пециалисты из ƒиагностического центра климатологии в Ѕоулдере (штат  олорадо) и ÷ентра прогнозов климата при Ќациональной метеослужбе —Ўј в  емп-—прингсе, вход€щих в систему Ќационального управлени€ —Ўј по изучению океана и атмосферы, исследовали причины жестокой засухи 1998-2002 гг., котора€ охватила огромные просторы в —еверном полушарии - юго-восточную часть —Ўј, ёжную ≈вропу и ёго-«ападную јзию (cм., напр.: «асуха в —Ўј // ѕрирода. 2003. є5. —.87). јнализ компьютерных моделей, построенных этими коллективами независимо друг от друга, показал, что истоки бедстви€ кроютс€ в тропической части “ихого океана, где развивалось €вление Ёль-Ќиньо - резкое потепление поверхностных морских вод и атмосферы над ними. ¬ы€влена четка€ статистическа€ взаимосв€зь между интенсивностью Ёль-Ќиньо, с одной стороны, и сокращением количества осадков и ростом температур в перечисленных регионах - с другой.

¬ 2003 г. благодар€ противоположному €влению - Ћа-Ќинь€ (существенному похолоданию в той же акватории) - глобальна€ засуха пошла на убыль.  омпьютерные модели отразили и этот процесс. —толь широкомасштабное математическое изучение климатологических св€зей как непосредственно в ходе событи€, так и вслед за ним проведено впервые (cм. также: —овершенствуетс€ прогноз €влений Ёль-Ќиньо и Ћа-Ќинь€ // ѕрирода. 2002. є12. —.79).

ќднако, несмотр€ на выпадение осадков, прилегающие к »ндийскому океану западные акватории ѕацифики в феврале 2003 г. все еще оставались разогретыми выше средней многолетней нормы. ѕоэтому специалисты ћеждународного института прогноза погоды не исключают, что избыток тепловой энергии нарушит обычный ход событий и зимой насыщенные влагой воздушные потоки отклон€тс€ от »ракско-ѕакистанского региона. ѕовышение температур в западной части “ихого океана наблюдаетс€ с 1970-х годов и, возможно, еще продлитс€. ѕо-видимому, это св€зано с общим глобальным потеплением, вызванным парниковым эффектом. ¬ таком случае засухи в ÷ентральной и ёго-«ападной јзии, а также на юго-востоке —Ўј станут посто€нными.

Science. 2003. V.299. є5607. P.636, 691 (—Ўј).

лиматические экстремумы в ≈вропе

≈.ј.„еренкова и ћ.ћ.„ернавска€ (»нститут географии –јЌ) проанализировали пространственные и временные особенности формировани€ климатических экстремумов (самых высоких и низких температур, ураганной скорости ветра и т.п.) за последнее тыс€челетие. ¬ качестве источников они использовали исторические свидетельства начина€ с XI в. и регул€рные инструментальные наблюдени€ с XIX в. Ќа основе этих данных, дифференцированных по крупным регионам (–усска€ равнина, Ѕалтика, —редиземноморье, ÷ентральна€ и ¬осточна€ ≈вропа, —еверна€ јтлантика) создан электронный архив, включающий около 3 тыс. описаний, каждое из которых содержит информацию об одном или нескольких экстремальных событи€х и их социально-экономических последстви€х.

–азработана методика представлени€, хранени€ и обработки данных, составлены словари ключевых слов, таблицы соответстви€ старослав€нских терминов современным. “ака€ система позвол€ет оперативно найти интересующие исследовател€ данные, вы€вить и изучить региональные про€влени€ изменений климата в наблюдавшейс€ динамике повтор€емости, интенсивности и продолжительности действи€ климатических экстремумов.

¬семирна€ конференци€ по изменению климата. “езисы докладов. ћ., 2003. —.383 (–осси€).

»зменчивость атмосферы над ёжной пол€рной областью

«аметный рост температуры в јнтарктиде - один из важных индикаторов глобального потеплени€. ƒл€ определени€ вклада, который внос€т в наблюдаемые изменени€ климата атмосферные процессы различных временных масштабов (от синоптических до межгодовых колебаний), в јрктическом и антарктическом научно-исследовательском институте (—анкт-ѕетербург) проведен статистический анализ температуры, давлени€, скорости ветра и количества осадков, зафиксированных на российских антарктических станци€х.

Ћинейный тренд среднегодовой температуры на станции Ѕеллинсгаузен составл€ет около 1∞— за 34-летний период. ƒл€ количественной оценки локальных изменений климата были использованы данные приземных измерений на этой станции с марта 1968 г. по июль 2003 г. –езультаты сопоставлены с оценками трендов температуры на других станци€х, различающихс€ по климатическим услови€м, в том числе с показани€ми станций ћирный и ¬осток в центральной и восточной част€х јнтарктиды.

¬ итоге сформирован полный архив климатических данных российских антарктических станций. ¬ы€влено значительное вли€ние синоптических возмущений на формирование региональных климатических трендов. ѕоказано, что возможные причины роста температуры над јнтарктическим п-овом св€заны с преобладанием меридиональной крупномасштабной циркул€ции в атмосфере, с региональным усилением циклонической и океанической активности.

¬семирна€ конференци€ по изменению климата. “езисы докладов. ћ., 2003. —.416 (–осси€).

ѕалеонтологи€

Ѕаиноцератопс ≈фремова - рогатый динозавр ћонголии

¬о врем€ каталогизации коллекции остатков рогатых динозавров из семейства Protoceratopidae, хран€щейс€ в ѕалеонтологическом институте –јЌ, мы обратили внимание на серию позвонков из разных отделов единого позвоночного столба (экземпл€р є614-33). ќбразец был найден на местонахождении Ѕаин-ƒзак (ёжна€ √оби) участниками экспедиции нашего института в ћонголию в конце 1940-х годов под руководством ».ј.≈фремова. ¬ фондах института позвонки хранились под определением УProtoceratops andrewsiФ, единственной массовой формы рогатых динозавров из отложений джадохтской свиты (поздний мел) ÷ентральной јзии.

ѕерва€ находка (череп) €щера этого вида была сделана на том же местонахождении в 1922 г. ÷ентрально-јзиатской экспедицией јмериканского музе€ естественной истории (Ќью-…орк). ѕозже американским палеонтологам удалось собрать большую коллекцию черепов и скелетов протоцератопсов из Ѕаин-ƒзака. “еперь эта форма упоминаетс€ в литературе в св€зи с находками ее остатков на р€де местонахождений ћонголии и  ита€. Ћучшие и самые многочисленные материалы собраны в урочище “угрикийн-Ўирэ, расположенном на рассто€нии нескольких дес€тков километров от Ѕаин-ƒзака.

—амый предварительный осмотр образца є614-33 вы€вил своеобразие строени€ некоторых позвонков и вызвал желание перепроверить первичное определение. “щательное исследование более полутора дес€тков протоцератопид из коллекции ѕ»Ќа показало, что изучаемый экземпл€р, принадлежащий взрослой особи, котора€ достигала при жизни 2.5 м, отличаетс€ и от протоцератопса Ёндрюса, и от всех представителей семейства, дл€ которых известны данные по посткраниальному скелету, целым р€дом признаков, на основании которых удалось описать новый род и вид под названием Bainoceratops efremovi (подробнее см.: “ерещенко ¬.—., јлифанов ¬.–. // ѕалеонтол. журн. 2003. є3. —.71-80).

√еографическое положение местонахождени€ Ѕаин-ƒзак (показано звездочкой) в ћонголии
с остатками баиноцератопса ≈фремова.

—равнительный анализ показывает, что баиноцератопс ≈фремова более всего близок к уданоцератопсу (Udanoceratops) из джадохтских отложений ћонголии и лептоцератопсу (Leptoceratops) из маастрихтских отложений —еверной јмерики. ќбе эти формы в составе протоцератопид представл€ют самосто€тельную филогенетическую линию, котора€ отличаетс€ от протоцератопса и его ближайших родственников большей архаичностью. »нтересно, что большинство видов протоцератопид имеют небольшие размеры, не более 1.5 м в длину. ¬зрослые особи протоцератопса Ёндрюса (как и баиноцератопса) достигали 2.5 м, но самый крупный представитель семейства - уданоцератопс, длина его тела доходила до 4 м.

–асцвет азиатских протоцератопид относитс€ к джадохтскому времени, когда представители этого семейства достигли не только гигантизма, но и существенного таксономического разнообрази€. Ќе исключено, что число джадохтских форм еще больше - это может быть св€зано не только с находками остатков новых форм, но и с ревизией материалов по P.andrewsi, который, суд€ по осевому скелету, представл€ет собой конгломерат нескольких родственных видов.

–абота поддержана грантом ћиннауки ЌЎ-1840.2003.4 (научна€ школа академика ј.ѕ.“атаринова).