ПРИРОДА
Коротко
Новые книги

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12]

НОВОСТИ НАУКИ

Спонтанное холодное тройное деление 252Cf. Вдовин А.И.
Загадочное ускорение на краю Солнечной системы
Литиевая звезда. Сурдин В.Г.
Внутренние океаны спутников Юпитера
Нанотрубки для нановесов
Лучше всего молодым ученым живется в Великобритании
“Избыточное убийство”. Михайлов К.Г.
Жабы против мух — баланс между хозяином и паразитом. Семенов Д.В.
Альянсы и суперальянсы у дельфинов афалин
Еще один секрет илистых прыгунов
Обезьяны-“математики”
Честная игра и изощренный обман: взаимоотношения птенцов и родителей
Против мигрени
Назад в средневековье: бактерии вместо химикатов?
Роль лесов умеренной зоны преувеличена. Гиляров А.М.
Что век грядущий нам готовит?
Как разрешить плутониевую проблему?
Ураганы и парниковый эффект
Токио под угрозой
Первопоселенцам не повезло с погодой
Индейцы носили... лапти
Самая большая в мире мидия. К.Н. Несис
Как быстро растут глубоководные кораллы? Г.М. Виноградов

Физика
Спонтанное холодное тройное деление 252Cf
Международная группа ученых из США, Германии, Румынии и России (ОИЯИ, Дубна) (Ramayya A.V., Oganessian Yu.Ts., Hamilton J.H. et al. // Phys. Rev. Lett. 1998. V.81. № 5. P.947—950.) сообщила об экспериментальном обнаружении спонтанного тройного холодного деления ядра 252Cf. Другими словами, удалось зарегистрировать самопроизвольный развал этого ядра на три осколка — 10Be, 96Sr и 146Ba.

Спонтанное деление тяжелых атомных ядер — явление известное еще с начала 40-х годов (открыто в 1940 г. для ядер урана советскими учеными Г.Н.Флёровым и К.А.Петржаком) и достаточно хорошо изученное. В подавляющем большинстве случаев делящееся ядро разваливается на два осколка, массы которых различаются в 1.5—2 раза. При этом ядра-осколки сильно возбуждены и после своего образования быстро испускают несколько нейтронов и гамма-квантов, переходя в основное состояние (с наименьшей для данного ядра энергией). В редких случаях ядро распадается на три сильно возбужденных фрагмента. Не так давно (Ter-Akopian G.M., Hamilton J.H., Oganessian Yu.Ts. et al. // Phys. Rev. Lett. 1994. V.73. P.1477) при исследовании спонтанного деления 252Cf был установлен факт холодного деления ядра калифорния на два осколка, которое называют также безнейтронным. В этом процессе осколки или сразу образуются в основном состоянии, или возбуждены слабо, так что испускают только гамма-кванты небольших энергий, а нейтроны испустить не могут. Поэтому практически вся высвобождающаяся энергия переходит в кинетическую энергию осколков. Холодное двойное деление интересно тем, что представляет собой как бы промежуточный процесс между обычным спонтанным делением и испусканием ядром тяжелого кластера (Открыт новый вид естественной радиоактивности // Природа. 1984. № 9. С.104). Во втором процессе массы двух фрагментов различаются очень сильно (в 6—10 раз), и его природа кажется близкой к природе давно известного альфа-распада.

Теперь доказано существование еще более экзотического явления — холодного тройного деления. Эксперимент был выполнен на детектирующей установке “Гамма-сфера” (Gammasphere) в Ливерморской национальной лаборатории им.Э.Лоуренса (Беркли). Установка состоит из 72 высокоэффективных германиевых детекторов, окружающих со всех сторон радиоактивный источник. Чтобы однозначно определить событие тройного деления, использовался метод многократных совпадений: регистрировались g-кванты, отвечающие переходам между слабо возбужденными состояниями осколков деления и испускающиеся почти сразу после того, как деление произошло.

Одновременно, по энергии g-квантов, определялся состав и самих осколков. Например, в эксперименте был зафиксирован g-квант с энергией 3368 кэВ, отвечающий снятию возбуждения уровня 2+1 ядра 10Be (с переходом в основное состояние). Тем самым было доказано и то, что один из осколков тройного деления — 10Be, и то, что это ядро образуется не только в основном, но и в возбужденном состоянии.

Наблюдались также g-кванты от двух других фрагментов — 96Sr и 146Ba. Измерения показали, что холодное тройное деление с вылетом возбужденного 10Be происходит с вероятностью почти в миллион раз меньшей, чем обычное спонтанное деление, и в 100 раз меньшей, чем холодное двойное деление.

Открытие тройного холодного деления подтвердило теоретическую гипотезу о том, что в тяжелых ядрах имеют место “холодные” процессы перегруппировки больших кластеров нуклонов.

© А.И.Вдовин,
доктор физико-математических наук
Дубна

Космические исследования

Загадочное ускорение на краю Солнечной системы

Телеметрические данные, поступающие с “Пионера-10”, “Пионера-11” и “Галилео”, а также данные наземной сети для наблюдения далекого космоса (Deep Space Network — DSN), принадлежащей Лаборатории реактивного движения НАСА (Пасадена, США), позволили коллективу американских специалистов (J.D.Anderson, Ph.F.Laing, E.L.Lau et al.) установить наличие аномального ускорения в движении этих космических аппаратов. Помимо обычного ускорения, вызванного притяжением Солнца и спадающего обратно пропорционально квадрату расстояния от него, в движении аппаратов выявляется слабое добавочное ускорение, постоянное по величине и направленное в сторону Солнца.

“Пионер-10” был запущен в марте 1972 г., вскоре последовал “Пионер-11”. После прохождения Юпитера и Сатурна аппараты двигались по гиперболической орбите вблизи плоскости эклиптики. Хотя миссия “Пионера-10” официально закончилась в 1997 г., он продолжает передавать сообщения на Землю. Радиосообщения от “Пионера-11” перестали поступать в 1990 г.

Космические аппараты типа “Пионер” идеально подходят для изучения динамики астрономических объектов. Во-первых, они снабжены системой стабилизации собственного вращения; во-вторых, значительно удалены (в марте 1997 г. “Пионер-10” находился на расстоянии 67 а.е. от Солнца), и поэтому не требуют частого маневрирования с целью удержания правильной ориентации на Землю. Это позволяет проводить прецизионные доплеровские измерения и, в частности, определять ускорение аппарата с точностью 10–10см/с2 (по данным, усредняемым за пять дней).

Уже в 1980 г., когда “Пионер-10” находился на расстоянии 20 а.е. от Солнца, было отмечено систематическое несовпадение значений измеряемого ускорения аппарата и рассчитываемого по притяжению к Солнцу. Дополнительное ускорение направлено строго на Солнце и оценивается в 8•10–8см/с2 (для указанного расстояния гравитационное притяжение к Солнцу около 3.8•10–4см/с2). Последующие измерения подтверждали этот результат со все большей точностью. Самой большой неожиданностью оказалось постоянство добавочного ускорения: по мере удаления “Пионера-10” от 40 до 60 а.е. величина ускорения не менялась с точностью 2•10–8см/с2. Как показали детальные расчеты, аномальное добавочное ускорение не может быть вызвано ни гравитационным воздействием пояса Койпера, ни галактическим притяжением, равно, как и рядом других, негравитационных факторов: утечкой газа из аппарата, давлением солнечного света или ветра и др. Все они дают вклад в ускорение по крайней мере на два-три порядка меньше.

Анализ движения “Галилео” дает близкое значение добавочного аномального ускорения (~10–7см/с2), однако для этого аппарата вклад в ускорение из-за давления солнечного света примерно такой же величины, а кроме того, велика неопределенность, связанная с частыми маневрами “Галилео”.

Ясно, что новые данные о движении этих аппаратов могут существенно прояснить механизм ускорения. Некоторые ученые не исключают возможность влияния совершенно новых гравитационных механизмов. Возможно, однако, альтернативное объяснение, включающее систематические ошибки анализа данных или неучтенные особенности космической навигации.

Physical Review Letters. 1998. V.81. № 14. P.2858—2861 (США).

Астрономия

Литиевая звезда

Астрономы Европейской южной обсерватории, расположенной в Чили, обнаружили звезду, в атмосфере которой содержится относительно много атомов лития [1]. Звезды, содержащие Li, встречаются редко, и все они принадлежат к строго определенным типам. Связано это с тем, что Li легко подвержен ядерным превращениям, которые происходят с ним при температуре выше 2.4•106K. В недрах даже самых холодных звезд Li быстро “сгорает” в термоядерных реакциях: конвективное перемешивание вещества между ядром и внешними слоями приводит к тому, что за время, обычно не превышающее 100 млн лет, Li почти полностью выгорает во всем объеме звезды. В атмосфере Солнца, например, лития в 100 раз меньше, чем в окружающем межзвездном веществе, из которого Солнце когда-то родилось. Поэтому исходный литий обнаруживается только в атмосферах очень молодых звезд.

Но иногда Li появляется в атмосфере предельно старых звезд, населяющих асимптотическую ветвь гигантов на диаграмме Герцшпрунга—Рессела. Его происхождение объясняют ядерной вспышкой легкого изотопа гелия 3He в глубине звезды и выносом образовавшегося Li в верхние слои атмосферы. Поскольку такие звезды активно теряют вещество из оболочки, вместе с ним и Li попадает в межзвездную среду и входит затем в состав новорожденных звезд. Современное содержание Li в межзвездном газе раз в 10 выше, чем было в период формирования Галактики, когда химический состав среды отражал результат космического нуклеосинтеза.

Итак, у молодых звезд Li еще не сгорел, а у старых уже вновь образовался. Но звезда, которую обнаружили астрономы ЕЮО, имеет средний возраст и поэтому не должна содержать Li. Однако линии в спектре подтверждают его наличие и ставят астрономов в тупик.

Заметим, что в наблюдательной астрономии существует несколько способов делать открытия. Один из них — построить уникальный прибор, не имевший аналогов в мире, и с его помощью попытаться обнаружить новые объекты (например, сверхслабые звезды, сверхдалекие галактики) или увидеть известные объекты в новом диапазоне излучения. Подобный подход гарантирует открытия, но, как правило, требует больших финансовых вложений. Однако существует менее дорогостоящий способ: традиционными методами усидчиво изучать известные объекты в надежде, что рано или поздно некоторые из них продемонстрируют неожиданные свойства. Этот способ довольно часто дает результаты, но и он требует не только кропотливого труда, но и немалой изобретательности.

Последнее замечание в полной мере относится к авторам открытия литиевой звезды. Работая в организации, создающей систему VLT (Очень большой телескоп (Подробнее см.: Очень большой телескоп начал “смотреть” // Природа. 1998. № 12. С.58—59; Сурдин В.Г. Первые спектры, полученные Очень большим телескопом // Природа. 1999. № 2. С.70—71), астрономы не гнушаются модернизаций весьма старых инструментов, построенных десятки лет назад. Так, для телескопа обсерватории Ла-Силья (диаметр зеркала 1.52 м) силами сотрудников ЕЮО, Государственной обсерватории Хайдельберга и Астрономической обсерватории Копенгагенского университета недавно построен новый широкодиапазонный оптический спектрограф с оптоволоконной связью (Fibre-feed Extended Range Optical Spectrograph — FEROS), заменивший классический кудэ-спектрограф этого телескопа, благодаря чему эффективность его работы возросла во много раз.

Дело в том, что спектрографы высокого разрешения — весьма массивны и при этом очень чувствительны; они могут работать лишь в условиях постоянной температуры и влажности. Такой громоздкий прибор, да еще с системой кондиционирования невозможно подвесить к вращающемуся телескопу скромного размера. Поэтому спектрограф устанавливают в отдельном термостатированном помещении рядом с телескопом, а свет звезды посылают в него с помощью сложной системы зеркал, которая согласует движущийся за звездой телескоп с неподвижным спектрографом (это и есть система кудэ, от французского coude — изгиб, поворот). Отражение от многочисленных зеркал заметно ослабляет и без того слабый свет звезды. Поэтому детальные спектры до сих пор удавалось получать лишь для самых ярких звезд.

Новый спектрограф FEROS связан с телескопом 14-метровой оптоволоконной линией, которая передает свет практически без ослабления. Да и сам FEROS обладает прекрасными характеристиками: несмотря на сложность высокодисперсионного спектрографа, в нем регистрируется 46% входящего света. Изображение спектра получает ПЗС-камера, которая на 100 тыс. отдельных пикселей за одну экспозицию регистрирует спектр в диапазоне 360—920 нм с точностью по лучевой скорости около 3 км/с. Разумеется, данные моментально обрабатываются и выдаются астроному в виде спектров, пригодных для изучения и публикации. Теперь на этом скромном телескопе с полутораметровым зеркалом можно детально изучать химический состав звезд типа Солнца на расстоянии в 2500 св. лет или исследовать движение газа в атмосферах звезд-гигантов в соседних галактиках Магеллановы Облака, удаленных на 150 тыс. св. лет.

Новый спектрограф оказался настолько эффективным, что уже в ходе его испытаний были получены отличные спектры многочисленных слабых звезд. Одной из них и оказалась литиевая звезда. Это гигант S50 из звездного скопления Беркли 21 (Be 21), удаленного от нас на 16 тыс. св. лет в направлении, противоположном центру Галактики. Все звезды в этом скоплении родились одновременно около 2500 млн лет назад. Хотя Li давно должен был сгореть в столь старых звездах, его содержание в атмосфере S50 оказалось таким же, как в межзвездной среде. По своей температуре и светимости S50 не может быть отнесена к звездам асимптотической ветви гигантов, а значит, согласно современной теории эволюции звезд, Li не мог образоваться в этой еще не достаточно старой звезде.

Для объяснения феномена S50 астрономы видят пока лишь две возможности: Li мог попасть в атмосферу звезды-гиганта недавно вместе с упавшей туда планетой или с коричневым карликом [3] (каннибализм среди звезд иногда случается); не исключено, что мы наблюдаем очень редкий момент в эволюции звезды-гиганта, когда Li образуется в ее недрах и выносится в атмосферу. Обе возможности весьма интересны: либо мы присутствуем при редком событии в жизни звездного коллектива — поедании гигантом карлика, либо нащупали брешь в теории звездной эволюции.

© В.Г.Сурдин,

Планетология

Внутренние океаны спутников Юпитера

7 декабря 1995 г. космическая станция “Галилео” вышла на орбиту Юпитера, что позволило начать уникальные исследования его четырех спутников: Ио, Ганимеда, Европы и Каллисто. Магнитометрические измерения показали существенные возмущения магнитного поля Юпитера вблизи Европы и Каллисто. Одно из возможных объяснений — возбуждение в оболочках планет вихревых электрических токов, магнитное поле которых искажает поле планеты-гиганта. Эти токи могут распространяться в проводящей жидкости, например соленой воде океана, лежащего под поверхностью небесного тела; его существование на Европе уже почти доказано.

Магнитосфера Юпитера удерживает окружающую плазму в узком слое, полутолщина которого около двух радиусов планеты вблизи экватора эквивалентного магнитного диполя. Плазма вращается вместе с Юпитером, периодически накрывая его спутники. В системах отсчета, связанных со спутниками, магнитное поле пульсирует с амплитудами 220 нТл (Европа) и 40 нТл (Каллисто), наводя вихревые токи в проводящих слоях спутников. Эти токи генерируют вихревые магнитные поля также дипольной конфигурации, которые накладываются на собственные поля этих спутников. Периоды изменения магнитных полей составляют 11.1 и 10.1 ч для Европы и Каллисто соответственно. Возмущения полей, вызываемые взаимодействием спутников с магнитосферой Юпитера, значительно усложняют интерпретацию полученных результатов. В связи с этим основное внимание было сосредоточено на анализе данных, полученных во время нахождения спутников вне области плотной юпитерианской плазмы.

Известно, что периодическое магнитное поле в ходе проникновения в электропроводную среду затухает, ослабевая в e раз на расстоянии от поверхности, называемом глубиной скин-слоя d=(T/pms)1/2, где s — проводимость, m — магнитная проницаемость среды, T — период изменения поля. Наблюдаемые вариации магнитного поля могут быть обусловлены токами в ионосфере, если толщина проводящего слоя превышает 0.1d при периоде 11 ч. На Европе эти слои могли бы быть созданы плазмой ионосферы или потоками захваченных ионов. Однако оценки показывают, что магнитные волны проникают через ионосферу без заметного ослабления. Более того, глубина скин-слоя в таких конкрециях, как непроводящий лед и горные породы (из которых, вероятно, состоят спутники Юпитера), более 106 км.

Объяснить значительную индукцию и наблюдаемые возмущения магнитного поля не позволяет гипотеза о существовании у этих спутников внутреннего ядра из ферромагнитного вещества, поскольку в таком случае магнитное поле, спадая обратно пропорционально кубу расстояния, было бы в восемь раз меньше наблюдаемого.

Разумным объяснением выявленных вариаций магнитного поля у спутников может быть наличие “подземного” океана с соленостью (37.5‰), близкой к солености океанов Земли. Проводимость океанской воды примерно 2.8 Ом–1•м–1, поэтому уже в слое толщиной немногим более 10 км создавались бы вихревые токи, обеспечивающие наблюдаемые вариации.

Возможное существование подземного водного океана на Европе дискутируется уже более двух десятилетий. Аккреционные, радиогенные и приливные источники тепла на спутнике достаточно мощны, чтобы стать причиной обезвоживания глубинных слоев и формирования приповерхностного слоя воды толщиной более 100 км. Гравитационные измерения, проведенные аппаратурой станции “Галилео”, подтвердили дифференциацию тела Европы: металлическое ядро и водно-ледяной покров толщиной около 100 км. Расчеты теплового баланса в приповерхностных слоях планеты пока еще не дают окончательного ответа на вопрос об агрегатном состоянии воды. Значительную неопределенность вносит отсутствие точных данных о реологии льда и зависимости его теплопроводности от температуры. Однако очевидно, что теплоизолирующий ледяной покров мог бы обеспечить стабильность водного океана.

Если наличие океана на Европе можно считать достаточно правдоподобным, то для Каллисто более вероятно обратное. Хотя мощность аккреционных и радиогенных источников тепла на спутнике близка к требуемой для возникновения жидкой фазы, гравитационные измерения с борта “Галилео” показали, что этот спутник состоит только из металлической оболочки и льда.

Существование воды во внешнем слое Каллисто возможно, однако для стабилизации жидкой фазы необходимо наличие либо приливов, которые, по данным “Галилео”, отсутствуют, либо растворенной в воде соли. Более вероятно существование внутреннего водного океана у Ганимеда, имеющего дифференцированную структуру. Однако его сильное внутреннее магнитное поле маскирует все наведенные поля.

Nature. 1998. V.395. № 6704. P.749, 751, 777—780 (Великобритания).

Физика. Техника

Нанотрубки для нановесов

Единичные углеродные нанотрубки, созданные еще в 1991 г., продолжают интенсивно изучаться, причем находят все более широкое применение в нанотехнике и микроэлектронике (См.: Электросопротивление единичных углеродных трубок // Природа. 1997. № 1. С.107—108; Транзистор на основе углеродной нанотрубки // Там же. 1999. № 2. С.104—105.). Речь идет о полых трубках диаметром 3—10 нм и длиной 2—4 мкм, стенки которых имеют очень прочную гексагональную структуру из атомов углерода.

Недавно сотрудники Технологического института штата Джорджия (Атланта, США) под руководством В.де Хиира (V.de Heer) провели цикл исследований электромеханических свойств нанотрубок.

К углеродному волокну, “сплетенному” из нанотрубок, присоединяли золотую проволоку. Всю конструкцию крепили на специальном держателе и располагали на расстоянии 5—20 мкм от внешнего электрода. Подача переменного напряжения между проволокой и электродом заставляла нанотрубку вибрировать. Контролировали ее поведение электронным микроскопом. Это позволяло, по словам Хиира, наблюдать трубку и манипулировать ею как обычным предметом на рабочем столе.

На частотах от сотен кГц до единиц МГц трубки начинали резонировать, причем линии механического резонанса у всех трубок были очень узкими и строго индивидуальными в зависимости от их толщины, длины, плотности и упругих свойств. Это позволяло исследовать трубки независимо друг от друга.

Наиболее важным механическим свойством нанотрубок оказалась их аномальная упругость: высокие значения изгибной жесткости в очень большом диапазоне деформаций. При подаче постоянного напряжения между электродами и проволочкой трубки сгибались под углом до 90°, но полностью восстанавливали свою форму после снятия напряжения.

Было установлено также, что коэффициент упругости материала, формирующего стенку нанотрубки, зависит от ее диаметра, что кардинально отличает этот материал от всех известных, коэффициент упругости которых не связан с их геометрическими размерами.

Одним из результатов проведенного исследования стало практическое использование выдающихся свойств нанотрубок для измерения массы частиц крайне малых размеров. При размещении взвешиваемой частицы на конце нанотрубки резонансная частота уменьшается. Если нанотрубка калибрована (т.е. известна ее упругость), можно по смещению резонансной частоты определить массу частицы.

На рисунке показан уникальный кадр, иллюстрирующий процедуру взвешивания частицы, масса которой оказалась равной 22 фемтограммам (1 фг = 1•10–15 г). Резонансная частота данной нанотрубки 3.28 МГц упала под нагрузкой до 968 кГц. Независимая оценка массы частицы (исходя из ее объема и плотности) дала величину, близкую к 30 фг.

Более точных методов измерения массы предельно малых объектов, чем нановесы, пока еще нет. Исследователи полагают, что таким образом можно взвешивать вирусы, помещая их на кончике нанотрубки.

Georgia Institute of Technology Release. 4 March 1999 (США).

Организация науки

Лучше всего молодым ученым живется в Великобритании

Исследование, проведенное журналом “Nature” в 1998 г. путем опроса по электронной почте, показало, что в Европе молодые ученые, еще не получившие степени доктора наук, сталкиваются со многими проблемами, в том числе с низким уровнем заработной платы.

Около одной трети мужчин (26%) и более трети всех опрошенных женщин (36%) утверждают, что их заработок занижен. Только в Нидерландах и Германии сравнительно большое число (45 и 38% соответственно) респондентов считают, что их работа оплачивается адекватно их квалификации.

Главным образом молодых ученых тревожат короткие сроки контрактов. Более трети специалистов в целом, а в Испании и Франции каждый второй беспокоятся, что им не хватит времени для завершения исследования. Женщины жалуются на нехватку времени чаще, чем мужчины (45 и 32% соответственно), причем в качестве основных причин обычно называются устаревшие оборудование и программное обеспечение, а также обязанности, связанные с преподаванием, администрированием и подготовкой заявок на гранты.

Из результатов опроса следует, что в Великобритании, Нидерландах и Германии условия для работы молодых исследователей более благоприятные, чем во Франции, Испании или Италии. Неудивительно, что каждый второй молодой ученый в Великобритании — это приехавший из-за рубежа, а в Испании и Италии — это лишь каждый десятый.

Nature. 1999. V.397. № 6721. P.640—641 (Великобритания).

Биология

“Избыточное убийство”

Давно известно, что охотничьи инстинкты хищных беспозвоночных напрямую не связаны с чувством голода. Классические примеры — богомол или сольпуга, которые, не в силах остановиться, едят до тех пор, пока не умирают от разрыва брюшка. Однако есть и менее выраженные проявления инстинкта: хищники ловят и убивают добычу, но не поедают ее целиком, а оставляют про запас или вообще бросают.

Детальные исследования феномена “избыточного убийства” у пяти видов пауков-сетестроителей провели американские экологи С.Ричерт и Дж.Мопин из Университета в Ноксвилле (штат Теннеси, США)1.

Для сравнения они взяли пять сетей разных типов: беспорядочные у пауков-диктинид, горизонтальные на вертикальных растяжках у пауков-теридиид, горизонтальные на боковых растяжках у линифиид, вороўнковые у агеленид и круговые у пауков-кругопрядов. Результаты полевых и лабораторных исследований совпали: действительно, пауки убивают больше, чем могут съесть. Причем охота ведется как пассивно (только с помощью сети), так и активно (самим пауком). У некоторых пауков основная масса “избыточной добычи” ловится активно, у других — пассивно.

В природных условиях изобилие пищи встречается крайне редко, и поэтому поведенческие механизмы, ограничивающие охоту, не выработались. Остаются пока неясными энергетические затраты и степень риска пауков во время охоты. Возможно, удобнее сразу убить побольше и запастись, чтобы не рисковать потом. С другой стороны, при характерном для пауков внекишечном пищеварении трудно доедать до конца убитую добычу — становится все тяжелее выкачивать пищевой раствор (Об особенностях внекишечного пищеварения у пауков см.: Как паук сосет свою жертву // Природа. 1991. № 11. С.113). Легче, если представится возможность, сразу перейти к следующей жертве.

Явление “избыточного убийства” выгодно использовать в биологической борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства. Необходимы дальнейшие, более тщательные исследования питания пауков в полевых условиях, а также при вспышках массового размножения вредителей.

© К.Г.Михайлов,

Биология. Экология

Жабы против мух — баланс между хозяином и паразитом

От множества паразитов — микроскопических, червеобразных, членистоногих и прочих — страдает не только человек, а, например, еще и жаба.

Еще в XVII в. натуралисты обратили внимание на странное заболевание у жаб, названное мииазисом. Позднее выяснилось, что оно вызывается личинками мухи-падальницы. Представители рода падальниц имеют самые разные пищевые пристрастия: личинки некоторых (сапрофаги) питаются разлагающимся органическим веществом, другие перешли на частичное (факультативное) паразитирование и могут при случае “полакомиться” живыми тканями какого-нибудь животного. Но только Lucilia bufonivora стала настоящим (облигатным) паразитом, личинки которого не могут жить и развиваться вне тела хозяина. Вылупившись из отложенных на кожу земноводного яичек, они через носовые отверстия животного проникают в его организм и питаются сначала кровью, а затем и тканями. Экспериментально показано, что личинки могут повреждать даже череп земноводного, иногда вызывая поголовную гибель зараженных животных.

Недавно чешский исследователь В.Завадил (V.Zavadil; Агентство по защите природы и ландшафтов) провел специальное исследование в Западной Богемии: он проверял, насколько распространено заболевание мииазисом среди серых жаб (Bufo bufo) — наиболее частого хозяина этой паразитической мухи1.

За один сезон было найдено 108 зараженных жаб. Если же учесть, что в одной кладке мухи может быть до 400 яиц, к тому же зарегистрирован случай, когда из павшей лягушки “вылетело” 117 развившихся в ней мух, то возникает вопрос, как удается жабам противостоять этой напасти. Каким образом при относительно невысокой численности серым жабам удается выживать в условиях жесткого пресса столь экспансивного паразита?

Завадил на основании литературных данных и собственных наблюдений показал, что у жаб есть целый арсенал защитных средств. Начать с того, что жаба сама охотно поедает различных насекомых, и зловредные падальницы не исключение. Далее, жабы постоянно обтирают передними лапами морду: кожа на этой части головы очень чувствительная, и малейшее ее раздражение вызывает рефлекторное движение лап, при этом жаба и взрослых мух отгоняет, и сбрасывает личинок, ползущих к ноздрям, а иногда и уже проникших туда. Естественно, личинок, которых удалось стряхнуть, жаба съедает, а других пытается — и вполне успешно — “содрать” с себя, зарываясь в землю, или “утопить”, подолгу находясь в воде. Наконец, при линьке жабы удаляют личинок и кладки мух, просто стягивая их с собственной кожей. Вполне вероятно, что линьку может спровоцировать зуд от паразитов. Нелишне заметить, что при линьке жабы заглатывают сбрасываемую “шкурку”, а следовательно, и прицепившихся к ней вредителей.

Завадил отмечает, что и внешние обстоятельства могут препятствовать полному истреблению жаб мухами. Нередко ослабленные мииазисом особи становятся жертвами хищников или погибают в таких местах, которые оказываются могилой и для паразитов (дно водоема или солнцепек). Сами мухи, выбирая жертву побезопаснее, могут оставить потомство на уже зараженной жабе, и тогда погибнут все. Жабам помогают насекомоядные птицы, истребляющие падальниц, на их стороне и прохладная либо дождливая погода.

Словом, средств защиты так много, что правомочен вопрос, а как сохраняются в природе мухи? Оказалось, что, кроме огромной плодовитости, этому способствует удивительная жизнестойкость личинок — в эксперименте они выдерживали даже кратковременное пребывание в формалине!

© Д.В.Семенов,

Зоология

Альянсы и суперальянсы у дельфинов афалин

Разным видам животных в той или иной степени присуща социальность. У некоторых видов возникающие группы ограничены рамками семьи, у других формируются внесемейные сообщества.

Р.Коннор, М.Хейтхаус и Л.Бэр (R.Connor, M.Heithaus, L.Barre; Массачусетсский университет, США) проследили формирование двух типов сообществ в популяции дельфинов афалин (Tursiops funcatus), насчитывающей около 400 особей. Первый тип представляет собой стабильные группы, включающие двух-трех самцов дельфинов. Такие группы постоянны в течение десятков лет. Две стабильные группы могут объединяться в группу второго порядка в целях совместной защиты и нападения; такие объединения уже не столь постоянны и в разное время могут включать разные стабильные группы. Они формируются на более короткий период времени и связаны не только сотрудничеством, но и конкуренцией.

Другой тип сообществ афалин — так называемые суперальянсы. Они гораздо более лабильны по составу. В течение трех лет авторы наблюдали за суперальянсом из 14 самцов дельфинов, которые объединялись в группы по двое-трое, причем один и тот же дельфин мог быть членом нескольких малых групп и иметь нескольких партнеров. С течением времени структура связей между членами суперальянса изменялась, однако число животных оставалось прежним. Члены суперальянса принимают участие в межгрупповых конфликтах и могут проплыть несколько километров, чтобы прийти на помощь своим товарищам, что помогает им одерживать победу. Вероятно, крупные сообщества особенно выгодны для вида, обитающего в местах с большим числом хищников и достаточным количеством пищи.

Подобные сообщества встречаются и у других видов млекопитающих, например у павианов, хотя у них объединения самцов создаются в основном для совместной защиты от самцов более высокого ранга.

Авторы упоминают и человека, который как биологический вид с высокой социальностью чрезвычайно склонен к формированию различных групп и объединений. Подчеркивается, что у дельфинов-афалин очень велик относительный размер мозга (по этому параметру они уступают только человеку); возможно, именно это и создает условия для развития сложных социальных связей.

Nature. 1998. V.397. № 6720. P.571—572 (Великобритания).

Зоология

Еще один секрет илистых прыгунов

В прибрежных мангровых зарослях влажных тропиков обитают удивительные рыбки — илистые прыгуны (Periophthalmidae). Они длительное время могут жить вне воды на корнях кустарников, обнажающихся во время отлива. Своеобразное строение грудных плавников позволяет им прыжками передвигаться по суше. Прыгают они и по воде, примерно так же, как умело брошенный человеком камень.

Во время морского отлива прыгуны сидят в оставшихся лужицах или на корнях кустарников. Обхватив корень передними плавниками и опершись на него хвостом, они могут даже подниматься вверх.

То, что рыбки способны обходиться без воды в течение 2.5 часов, известно давно, но лишь недавно японские и малайзийские биологи установили, что прыгуны способны переносить воздух в свои норки.

Обычно прыгуны обитают в приливо-отливной зоне побережья Юго-Восточной Азии, Австралии, Ближнего Востока и Африки. Во время высокой воды рыбки используют для убежища вырытые ими норки. В них же они откладывают икру. Биологов всегда удивляло, как они выживают в условиях, когда слишком мало кислорода? Оказывается, перед тем как отправиться в норку, рыбки набирают в рот и в полости между жабрами воздух и доставляют его в норки — ведь эмбрионы в яйце не могут развиваться без достаточного количества кислорода.

Эти рыбки передвигаются по суше чрезвычайно быстро, их даже бегом догнать трудно. Способны они и перепрыгивать с одного корня на другой! Находиться вне воды способны и некоторые другие виды рыб, но ни один из них не может позволить себе быть на воздухе 2.5 часа!

National Wildlife. June/July 1998. V.36. № 4. P.8 (США).

Зоопсихология

Обезьяны-“математики”

Уж если не математики, то по крайней мере кое-что смыслящие в арифметике. В этом недавно убедились зоопсихологи Э.Брэннон и Х.Террейс (E.Brannon, H.Terrace; Колумбийский университет, Нью-Йорк).

Эксперименты проводились с двумя макаками-резусами (Macaca mulatta), получившими шекспировские имена — Макдуф и Розенкранц. В их распоряжение был предоставлен позиционно чувствительный к прикосновениям видеомонитор, на экран которого выводились случайные комбинации различных предметов, сгруппированных от одного до четырех в однотипные наборы (например, яблоко, два кольца, три цветочка, четыре банана).

Исследователи меняли размеры изображений, их яркость, расположение объектов и т.п. с целью убедиться, что обезьяны фиксируют именно число предметов, а не что-нибудь иное, скажем, занятую картинкой площадь экрана.

Когда животные касались участков монитора, где располагались изображения предметов, в той последовательности, которая отвечала счету от 1 до 4, они получали честно заработанный банан. Если ошибались, экран становился пустым и обезьянам приходилось ждать следующего предъявления.

Через полтора месяца обучения последовал сложный экзамен. В течение пяти дней обезьянам было предъявлено 150 новых наборов, не использовавшихся при обучении: исследователи должны были убедиться, что дело здесь не просто в памяти животных.

Оказалось, что в пределах от одного до четырех макаки действительно различают именно число предметов. Более того, впервые было показано, что обезьяны способны сортировать в возрастающем порядке и такие множества, с которыми их никто еще не знакомил. Стоило им показать два набора, насчитывающие от 5 до 9 однотипных, но не предъявлявшихся ранее предметов, как Розенкранц и Макдуф, касаясь монитора, ловко располагали их в восходящем по количеству порядке. Теперь им предъявляли картинку только один раз, и подкрепления (т.е. награды за безошибочность) они не получали. Тем не менее в 75% случаев обезьяны правильно определяли порядок следования числа предметов (от 1 до 9). Итак, взрослые макаки способны производить простейшую арифметическую операцию — сравнение чисел в пределах первого десятка.

Ознакомленный с этими исследованиями психолог М.Хаузер (M.Hauser; Бостонский университет, штат Массачусетс) подчеркивает, что эти опыты доказывают способность обезьян считать, несмотря на отсутствие у них речи. Ученый полагает, что взрослый макак лучше “разбирается” в началах арифметики, чем годовалый ребенок, уже овладевший примитивной речью. Было бы интересно, считает Хаузер, выяснить, какие именно изменения происходят в мозгу человека, когда у него появляется способность выполнять более сложные операции, т.е. когда ребенок переступает тот барьер, который непреодолим для обезьяны.

Science. 1998. V.282. № 5389. P.746 (США).

Этология

Честная игра и изощренный обман: взаимоотношения птенцов и родителей

Действительно ли птенцы сообщают родителям о своих реальных потребностях в пище? Чтобы ответить на этот вопрос, Р.Килнер (R.M.Kilner; Кембриджский университет, Великобритания) с коллегами исследовали взаимоотношения тростниковых камышовок (Acrocephalus scriphaceus, сем. Sylvidae) с собственными птенцами и птенцами обыкновенной кукушки (Cuculus canorus, сем. Cuculidae), которая паразитирует на этом виде.

Ученые установили, что родители могут получить полную информацию о размере выводка, возрасте птенцов и их потребности в пище, основываясь только на суммарной площади открытых ртов и интенсивности ее выпрашивания (количестве издаваемых всеми птенцами криков). Эти два показателя возрастают по мере взросления птенцов и удлинения времени, прошедшего от последнего кормления. В опыте, когда птенцам предоставляли свободный доступ к пище, те из них, кто шире разевал рот и чаще кричал, потребляли ее больше, чем их менее активные братья и сестры. Следовательно, с помощью этих двух сигналов птенцы дают родителям “честную” информацию о своей потребности в пище.

Ситуация становится более сложной, когда в гнезде оказывается кукушонок — ведь по внешнему виду он ничем не напоминает их собственного птенца. Более того, несмотря на свои поистине гигантские размеры, он обладает сравнительно небольшим клювом, поэтому площадь его глотки примерно равна площади глоток только двух птенцов. Однако оказалось, что родители камышовки чувствительны к комбинациям зрительных и звуковых сигналов. В данном случае недостаточный размер клюва у кукушонка компенсируется усилением интенсивности выпрашивания — она соответствует количеству криков, издаваемых восемью птенцами камышовки в возрасте одной недели. Интересно, что комбинация таких стимулов (глотка, как у двух птенцов, и интенсивность выпрашивания, как у восьмерых) поощряет родителей приносить такое количество пищи, как если бы в гнезде сидело четыре птенца (средний размер выводка для этого вида).

Таким образом, Килнер с коллегами нашли ответ на вопрос, который уже давно стоял перед этологами: почему птенцы кукушки издают звуки с такой необычной интенсивностью?

Поскольку кукушки паразитируют на многих видах певчих птиц и, как известно, достигли исключительного сходства в окраске яиц, при дальнейших исследованиях можно ожидать новых встреч с такими же изощренными адаптациями во взаимодействии кукушонка с приемными родителями.

Nature. 1999. V.397. № 6721. P.667—672 (Великобритания).

Медицина

Против мигрени

Итальянский биолог М.Джаковаццо с коллегами (M.Giacovazzo; Университет Ла-Сапиенца, Рим), обследовав 225 случайным образом отобранных лиц, страдающих мигренью, установили, что 48% из них заражены бактериями вида Helicobacter pylori (ранее было известно, что они могут инициировать язву желудка и некоторые виды рака пищеварительного тракта (См.: Хронический гастрит и язвенная болезнь — инфекционные заболевания? // Природа. 1995). Ученые сделали вывод, что эти бактерии если и не вызывают, то во всяком случае усиливают головные боли.

Эксперименты показали, что недельный курс приема антибиотиков избавляет от этих микроорганизмов 84% пациентов; в дальнейшем около четверти больных полностью освободились от приступов мигрени, а у большинства остальных они в течение года появлялись реже и были не столь сильными, как до лечения.

На международном симпозиуме, посвященном проблемам мигрени (Лондон, сентябрь 1998 г.), данное сообщение вызвало значительный интерес его участников.

New Scientist. 1998. V.159. № 2151. P.23 (Великобритания).

Биотехнология

Назад в средневековье: бактерии вместо химикатов?

В современной промышленности для окраски хлопчатобумажной пряжи часто применяют природный краситель индиго, добываемый из листьев вайды красильной (Isatis tinctoria), путем перевода его в растворимую форму. Сегодня для этих целей в чаны с листьями добавляют дитионит натрия (примерно 2 кг на 3 кг индиго), однако побочные продукты этого процесса представляют определенную опасность для окружающей среды.

Странное дело - уже более ста лет, как химики (даже студенты на практикуме!) научились синтезировать индиго. С тех пор иначе как в первобытных племенах никто индиго не добывает из растительного сырья. А вот в лейкоформу этот кубовый краситель действительно восстанавливают перед крашением хлопковых тканей. - V.V.

Группа английских исследователей (A.N.Padden, V.V.Dillon, Ph.John et al.; Ридингский университет, Великобритания) обнаружила, что один из ранее не известных штаммов бактерии Clostridium, инкубируемый в анаэробных условиях при 47°С и pH 9, способен переводить индиго в растворимую форму. Авторы полагают, что именно этот штамм бактерий способствовал окрашиванию ткани в эпоху средневековья, когда не были доступны современные химические соединения, и предлагают заменить химический метод ферментативным.

Nature. 1998. V.396. № 6708. P.225 (Великобритания).

Экология

Роль лесов умеренной зоны преувеличена

О том, что в результате сжигания ископаемого топлива и уничтожения лесов количество диоксида углерода в атмосфере все время возрастает, знают, кажется, все. Гораздо менее известно, что свести баланс CO2 специалистам никак не удается. Концентрация CO2 в атмосфере оказывается существенно меньше той, которую следовало бы ожидать, зная истинные масштабы его антропогенных выбросов. В начале 70-х годов этот дисбаланс “списывали” на поглощающую способность Мирового океана, казавшуюся почти безграничной. Однако тщательные исследования диффузии атмосферного CO2 на разных участках акватории показали, что за год океан поглощает не более 0.5•1015 г углерода, т.е. не более 1/4 от того количества, которое составляет “неучтенный сток”.

Недавно возникло предположение, что “неучтенный углерод” может связываться в лесах умеренной зоны Северного полушария. Дело в том, что рост лесов на этих широтах нередко лимитируется нехваткой азота, но в последнее время в результате значительного поступления в атмосферу соединений азота из антропогенных источников происходит фактическое их удобрение этим элементом (прежде всего в виде NO3 и NH4, выпадающих с атмосферными осадками). При снятии ограничений по азоту можно ожидать существенного увеличения продуктивности этих лесов, а следовательно — и связывания дополнительных количеств CO2.

Результаты практической проверки этой вполне правдоподобной гипотезы опубликовал недавно К.Нэделхоффер из Лаборатории морской биологии в Вудс-Холе (США) совместно с коллегами из Великобритании, Дании, Норвегии, Голландии и Швейцарии [1]. Работая в течение нескольких лет в разных лесах Центральной Европы и Северной Америки (от 42 до 58°с.ш.), исследователи показали, что на росте деревьев не сказывалось значимо ни искусственное удобрение азотными соединениями (содержащими изотоп 15N), ни уменьшение поступления азота из атмосферы (использовались специальные тенты, установленные под пологом леса). Только 3% добавленного азота переходило в древесину, а остальное связывалось в почве. Однако отношение C/N в почве значительно меньше, чем в древесине, поэтому существенного накопления углерода и здесь, видимо, не происходит.

Общая оценка связывания CO2 лесами умеренных широт, согласно Нэделхофферу с соавторами, составляет 0.25•1015 г углерода за год. Эта величина примерно в 6—8 раз меньше той, которую следовало бы ожидать в соответствии с представлениями о возросшей продукции умеренных лесов вследствие поступления дополнительного количества азота.