ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
том 71, №7, с. 579-586, 2001 |
© Н.В. Карлов, Н.Н. Кудрявцев
НООСФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ.
ОБЛАСТЬ УДАЛЕННОГО ДОСТУПА
К ЗНАНИЯМН. В. Карлов, Н. Н. Кудрявцев
Карлов Николай Васильевич - член-корреспондент РАН.
Кудрявцев Николай Николаевич - д. ф.-м. н., ректор Московского физико-технического института.Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обученияКонфуций
С тех пор как человечество изобрело письменность, оно получило принципиальную возможность передавать знания вне зависимости от персонифицированного их носителя. Тем самым были созданы предпосылки отрыва обучаемого от обучающего. С распространением книгопечатания и книги в ее современном виде эти предпосылки были реализованы в массовых масштабах.
Книга, репродуцируя некий текст, позволяет знакомиться с ним вне зависимости от составителя. Научившись читать, человек объективно приобретает способность к заочному образованию. Недаром один из наиболее ярких наших самоучек - А.М. Горький - в начале XX в. сформулировал призыв: "Любите книгу - источник знания".
Но образование, как известно, не сводится только к получению знаний. Последнее есть условие необходимое, но далеко не достаточное. Тварная, биологическая природа человека делает образование, то есть обучение и воспитание, естественным и эффективным при непосредственном и повседневном взаимодействии наставника и питомца. Надо помнить, однако, что прямой контакт между обучаемым и обучающим способствует доминированию в воспитательном процессе консервативного начала. И это, как правило, хорошо, так как образование призвано вооружать молодых людей всем накопленным предшествующими поколениями знанием. Вместе с тем очевидна опасность стагнации и застоя, а то и регресса, что противоречит закономерностям развития современного общества.
Суть дела проста. В течение тысячелетий, когда темпы прогресса оставались медленными, за время существования одного поколения условия жизни и труда, требования к объему знаний и уровню умений, моральные и религиозные нормы практически не изменялись. В XX столетии ситуация стала принципиально иной. Последние десятилетия состав и характер требуемых знаний и умений в течение жизни человека обновляются кардинально, причем по нескольку раз. Это диктует необходимость создания крупномасштабной системы пере- и доучивания больших масс потенциально ценных работников.
Одновременно резко проявилась общественно значимая потребность в увеличении численности носителей знаний и умений высокой квалификации. В последней трети XX в. человечество явственно осознало жгучую нужду в крутом подъеме уровня инженерной, естественно-научной, экономической, управленческой, правовой, гуманитарной культуры общества. Удовлетворение этих потребностей без создания соответствующих образовательных систем невозможно.
Сейчас, как никогда ранее, образование должно быть массовым. В связи с этим встает вопрос о цене, которую общество в целом готово платить за широкомасштабное обучение всех и вся. Добротное образование - дело весьма дорогостоящее. Из сказанного вытекает обоснованность активно предпринимаемых в последнее десятилетие попыток найти новые способы распространения знаний среди населения, отличные от традиционных.
ДИСТАНЦИЯ ОГРОМНОГО РАЗМЕРА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
В последнее время заметную известность в мире приобрело так называемое дистантное, или дистанционное (как называют его у нас), образование.
Многие авторитетные правительственные и неправительственные организации, преподавательский корпус и научная общественность живо обсуждают вопросы дистанционного образования в контексте того, как полнее соотнести подготовку кадров с меняющимися экономическими, социальными и культурными нуждами общества. При этом в качестве главной цели выступает обеспечение доступности образования, в первую очередь высшего, для возможно большего числа желающих. В то же время прозорливые государственные деятели и капитаны большого бизнеса, преподаватели высшей школы и ученые на Западе обеспокоены содержанием и качеством получаемого дистанционно, то есть заочно, образования. Озабоченность вызывает проблема сохранения его научности и фундаментальности, поскольку имеет место явное стремление предложить обучающимся заочно слишком узкопрофессионально ориентированные программы. К сожалению, подобное стремление демонстрируют и некоторые прагматичные руководители традиционных образовательных учреждений, но в случае дистанционного обучения это делается гораздо более агрессивно.
Серьезной проблемой на Западе считается неразработанность законодательной базы, отсутствие должного ведомственного регулирования, неопределенность статуса учебных заведений и студентов системы дистанционного образования. Тревожит специалистов и закономерный вопрос о роли науки и научного исследования в применении к дистанционному образованию. Ведь со времен Гумбольдта известно, что без научно-исследовательской составляющей педагогическая работа полноценной быть не может.
Обеспокоенность понятна. Дело в том, что, по некоторым оценкам [1], из 600 млн. студентов, насчитываемых ныне в мире, 30 млн. обучаются в режиме удаленного доступа к источнику знания. Другими словами, каждый двадцатый "молодой специалист" получает высшее образование заочно. Наблюдаются отчетливые тенденции как роста числа студентов-заочников, так и расширения номенклатуры специальностей, по которым ведется заочная подготовка.
Советский опыт заочного образования, решавшего совершенно определенные социально-политические задачи, всегда вызывал огромный интерес в мире. Этот интерес оправдан. Заслуги системы заочного образования, которая в 30-е годы и в послевоенное время позволила удовлетворить острую потребность государства в специалистах высокой квалификации, действительно велики. Когда же динамичное развитие страны сменилось застоем, эту систему постигла судьба многих других завоеваний советской власти.
Лет 10-15 назад на Западе проблема поднятия уровня общей и профессиональной подготовки широких масс стала решаться путем использования электронных средств коммуникации. Дать полноценное высшее образование всем желающим даже богатые страны не в состоянии. В то же время очень многие готовы учиться. Чтобы удовлетворить эту потребность, необходимо создать электронное образовательное пространство, важнейшая составляющая которого - интерактивные системы руководства и контроля. Только решив проблему дистанцированного общения студента с преподавателем в течение необходимого времени и наладив соответствующий контроль, можно приблизиться к качеству преподавания очных учебных заведений. Достижение успеха связано здесь, по крайней мере, с двумя обстоятельствами.
Первое - это менталитет западного студента, который искренне не понимает, как можно списать контрольную работу у товарища, воспользоваться чужим материалом, если учишься по собственной инициативе, в своих интересах и за свои деньги. Такому студенту либо просто интересно учиться, либо он серьезно озабочен повышением своей меновой стоимости на рынке труда. В идеале эти мотивации совпадают, но в любом случае обучающийся заинтересован в приобретении знаний и в объективной оценке приобретенного, а не только в "корочках" красивого диплома, хотя и этим побудительным мотивом полностью пренебрегать нельзя.
Второе - это реальное существование информационной среды, в которую погружен западноевропейский и североамериканский обыватель. Виртуальный мир электронной записи, обработки, передачи, преобразования, оценки и создания информации стал бытовой реальностью после того, как стало всеобщим новое средство платежа - пластиковые кредитные карточки. Эти карточки ввели информационные технологии в область прямых интересов каждого, причем в область, где контроль повседневен и пристрастно тщателен.
Став обыденностью, электронные информационные технологии создали среду, удобную для дистанционного образования. Именно это обеспечивает предпосылки успешной работы тех или иных схем современного заочного обучения. Системы телекоммуникаций, компьютерные средства, базы данных, электронные библиотеки должны функционировать бесперебойно, в режиме круглосуточного доступа и по приемлемым для рядового потребителя этих услуг расценкам. С появлением на мировой арене Интернета как глобальной, самоорганизующейся, независимой, всем доступной информационной сети техническое оснащение дистанционного образования совершило колоссальный шаг вперед. По существу, Интернет является удачной формой реализации красивой идеи В.И. Вернадского, Е. Ле Руа и Тейяра де Шардена [2] о ноосфере как саморазвивающейся интеллектуальной, нравственной, "умелостной" оболочке земного шара. Став глобальной распределенной информационной системой, эта оболочка начала развиваться и жить по собственным законам, независимо от воли создавших ее людей.
В современном обществе отчетливо проявились две тенденции, противоположные по ценностной ориентации и содержательному интересу, но сращенные воедино техническими средствами их реализации. В России, как настойчиво утверждают скользящие по поверхности проблемы средства массовой информации, Интернет для многих является всего лишь средой ленивого препровождения времени, развлечений, зачастую низкопробных. Сквозь зубы признается информационная значимость "плаванья" в сетях и нарастающий масштаб разного рода коммерческих сделок, совершаемых по Интернету.
Вместе с тем непредвзятому наблюдателю ясно, что и в России появился новый слой молодых людей, которым Интернет позволяет погружаться в некое особое пространство, среду интеллектуального обитания. Активное существование в ней, в частности, дает возможность прагматически мыслящим молодым людям получать достаточно добротное образование. Применение Интернета в учебных целях более чем закономерно. Коль скоро создана общедоступная информационная среда, дистанционное образование становится технически достижимым для очень многих. Неудивительно поэтому, что в мировом образовательном сообществе появилось множество трубадуров, бродящих в сетях мировой информационной паутины и завороженно распевающих песни о виртуальном кампусе нового тысячелетия.
Чтобы понять, чем привлекательна концепция виртуального кампуса, надлежит отвлечься от разговоров о тяге к духовному самосовершенствованию, свободе и самореализации. Следует признать, что основу этой концепции составляет стремление возможно более полно, за возможно более короткое время и минимальные деньги получать квалификацию, удовлетворяющую требованиям рынка труда в настоящий момент и в будущем, а вовсе не естественная любознательность или инстинктивная тяга к учению. Реалиями жизни объясняется наличие в виртуальном кампусе множества "образовательных товаров". Примером могут служить предлагаемые для обучения специалистов по туризму курсы "Работа с коллегами и клиентами", "Современное состояние индустрии туризма и ее развитие", "Процедуры обеспечения безопасности и здоровья клиентов и персонала".
Рынок дистанционных образовательных услуг в настоящее время достаточно богат. Предложения рекламного характера представлены в средствах массовой информации и на страницах Интернета. Всевозможные центры и институты дистанционного образования, виртуальные университеты, территориальные ассоциации и межвузовские объединения наперебой предлагают программы получения степеней бакалавра и магистра путем заочного обучения. Чаще других встречаются и выглядят более основательно разработанными так называемые МВА-программы, то есть программы получения степени магистра в области делового администрирования - в важной сфере человеческой жизнедеятельности, долгое время находившейся в России в полном небрежении. Это экономика, финансы, деловое право, бухгалтерский учет, логистика, маркетинг, менеджмент, операционный, информационный, офисный, гостиничный, курортный, ресторанный бизнес.
Весьма интересны предложения дополнительного обучения тех, кто уже имеет высшее образование. По существу, речь идет о дистанционной схеме переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров, в основном инженерных. Лучшие из соответствующих образовательных институций комбинируют различные дистанционные технологии с возможностью "живого" общения с тьюторами-консультантами при очном контроле усвоения знаний. Серьезность отношения к вопросу сертификации знаний выпускников, обучающихся дистанционно, пожалуй, наиболее точно характеризует образовательные учреждения. В лучших из них получение диплома магистра предполагает очную защиту дипломной работы, а диплома бакалавра - очное тестирование соискателя.
ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Как было сказано очень давно, "начало премудрости есть искреннейшее желание учения" [3]. Вместе с тем серьезно и последовательно в течение длительного времени изучать нечто такое, сиюминутная полезность чего далеко не очевидна, как правило, трудно. Это требует глубокой мотивации, умения планировать жизнь, способности анализировать и применять позитивное содержание преподаваемого. Но когда обучение ведется откуда-то издалека, желание учиться постепенно ослабевает, поскольку студенты пространственно разобщены, не могут взаимодействовать друг с другом, равно как и с преподавателем.
Данное обстоятельство имеет фундаментальное значение, определяя эффективность образования. Отсутствие обратной связи, равно как и необходимость удерживать внимание удаленных друг от друга и от преподавателя слушателей, ставит совершенно новую проблему перед одной из самых консервативных сфер деятельности - педагогикой. Общее решение этой проблемы пока не найдено. Поэтому такой большой интерес привлекают к себе удачные частные решения.
Как и следовало ожидать, и общим вопросам дистанционного образования, и проработке конкретных его технологий и методик большое внимание уделяется именно в Интернете. Эти темы живо и всесторонне обсуждаются, причем, как правило, участники дискуссий видят прежде всего положительные стороны дистанционного образования. Они обращают внимание главным образом на техническую, финансово-организационную и правовую стороны дела. Такие же аспекты, как качество образования, контроль за усвоением знаний, применимость дистанционных методов обучения к различным областям знания и различным категориям учащихся, обсуждаются в гораздо меньшей мере.
Сколь бы ни были изощренными техника интерактивных коммуникаций и методика дистанционного преподавания, только сознательный интерес социально зрелой личности, ответственное отношение к получению образования позволяют достичь успеха при заочном обучении. Отсюда следует, что дистанционные формы пригодны только для получения высшего или эквивалентного ему образования, но отнюдь не среднего.
Изолированность учащихся друг от друга препятствует возникновению корпоративных связей и затрудняет усвоение ими профессионального нравственного кодекса. Опыт показывает, что для учащихся более существенно отсутствие социального взаимодействия между ними, чем дефицит общения с преподавателями. Вместе с тем для взрослых людей, имеющих семью и работу, задача социализации через опыт студенческой жизни уже не столь актуальна. Это немаловажное обстоятельство, несомненно, надо принимать во внимание.
Интересам общества, в первую очередь, отвечает регулярное, должным образом сертифицируемое образование, которое дает право и возможность претендовать на получение хорошо оплачиваемой и увлекательной работы. Под правом и возможностью следует понимать признаваемый на рынке труда диплом и соответствующий ему набор знаний и умений. Здесь весьма существенна содержательная сторона вопроса.
Всюду, где необходимы знание и умение, основанные на объективных закономерностях внешнего мира, процесс научения не может идти вне повседневного взаимодействия учителя и учеников. Точные и инженерные науки вкупе с науками о живом сделали человека великаном, дав ему неслыханное могущество. Подготовка специалистов, поддерживающих и создающих это могущество, управляющих им, требует трепетного к себе отношения. Слишком мощные силы, способные стать деструктивными вследствие, казалось бы, пустяковых ошибок, оказываются в распоряжении молодых специалистов по получении ими диплома. Поэтому так важны полнота и фундаментальность их профессионального и общенаучного образования в совокупности с воспитанием адекватного возможностям чувства долга и ответственности. Нельзя дистанционно обучать врача, инженера, естествоиспытателя, специалиста в области точных наук, поскольку это чревато общественно опасными последствиями.
Вместе с тем в жизни человечества важную роль играет деятельность, не связанная непосредственно с воздействием на материальный мир. Духовная жизнь людей, их межличностные взаимодействия зиждутся на очень важных, но условных категориях законного, прекрасного, должного и справедливого, категориях, быть может, боговдохновенных, но придуманных и продуманных человеком. Соответствующие этим категориям науки принято называть гуманитарными.
Гуманитарные науки, науки об обществе и о духе, в отличие от естественных и инженерных, имеют многовековую, если не сказать многотысячелетнюю, историю очень постепенного развития. Книги и уединенное размышление всегда играли важнейшую роль в их постижении. Поэтому гуманитарные науки могут изучаться дисганционно.
Таким образом, серьезное дистанционное образование, способное на долговременной основе и в массовом масштабе позитивно влиять на рынок квалифицированного труда, есть образование университетского уровня в гуманитарных дисциплинах. При этом следует помнить, что заметное увеличение числа сограждан, получивших основательное гуманитарное образование, резко повышает уровень культурности общества, что всегда хорошо.
Нужно, однако, постоянно иметь в виду, что неизбежная ущербность дистанционных методов обучения, обусловленная отсутствием непосредственного контакта между участниками образовательного процесса, может существенным образом отразиться на профессиональной деятельности специалистов-гуманитариев и социальных работников. Поэтому так важна разработка специфической методики преподавания, эффективно сводящей на нет недостаток, имманентно присущий дистанционному образованию.
Подведем некоторые итоги.
Ясно, что дистанционное обучение не может служить основным способом усвоения обязательной программы средней школы, призванной обеспечивать выполнение требований образовательного стандарта. В качестве базового профессионального дистанционное обучение применимо только в вузах гуманитарного профиля для преподавания наук об обществе или наук о духе. При этом предполагается должная сертификация как учебного заведения, так и выпускника, получающего знания дистанционно. В то же время базовое высшее профессиональное образование в сфере наук о живом, точных и инженерных дисциплин не должно быть дистанционным. Такие науки могут преподаваться дистанционно людям, уже имеющим высшее образование в той же или близкой области знания, с целью повышения квалификации либо изменения специализации.
СРЕДНЯЯ ШКОЛА И ДИСТАНЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Распространенное мнение о неблагополучии нашей средней школы в значительной мере справедливо. Сложившуюся ситуацию необходимо менять, и менять решительно. Вместе с тем школе как социальному институту присущ устойчивый иммунитет по отношению к новациям, что разумно ограничивает размах и темп педагогических преобразований, позволяет не навредить скоропалительными и резкими мерами при применении новых технологий обучения.
Подпадает под такое отношение к новому и дистанционное образование. Никто не возражает против современных информационных технологий. Но осмотрительность, имманентно присущая школьной педагогике, предполагает постепенность перехода от дистанционной помощи очному образованию до более или менее полной атомизации педагогического процесса путем глубокого погружения отдельного ученика в Интернет.
Именно недостаточная индивидуализация обучения является самой серьезной отрицательной стороной российской образовательной парадигмы, в целом весьма здравой в ее ориентации на учителя как центральную фигуру, человека, который не только передает учащимся знания и умения, но и воспитывает их. Поэтому идея компьютерного телекоммуникационного образования школьного уровня не встречает у российской педагогической общественности широкой поддержки. Одобрительно были восприняты первые опыты по дистанционному тестированию, разного рода дистанционные олимпиады, учебные программы дополнительного образования по риторике и политесу, а также по менеджменту в сфере культуры [4]. Плохо, конечно, что препятствия глубокой психологической природы, идейные затруднения приходится преодолевать в обстановке отнюдь не благостной в организационно-финансовом отношении, когда материальное положение российской средней школы вопиет к небесам.
Дистанционное обучение с помощью Интернета в силу многих причин еще не достигло в российской массовой средней школе сколько-нибудь заметных масштабов, предсказания же того, что скоро виртуальная школа заменит традиционную, трудно воспринимать всерьез. Многим очень хочется верить, что компьютеры взорвут школу, что в обозримом будущем школы как таковые исчезнут из нашей социальной жизни [5]. Однако история показывает, что сами по себе новые технологии обучения почти ничего не меняют. Используя их, учителя склонны воспроизводить сложившиеся традиции образовательной практики.
Заметное место в традициях учительства занимает практика наставничества, в которой существенную роль играют межличностные отношения в системе "учитель-ученик". Эти отношения выстраиваются и реализуются в социальном контексте школьного класса. Несомненно, пребывание в этом микросоциуме в заметной мере готовит детей к "взрослой" жизни со всей ее неочевидностью, алогичностью, неопределенностью мотиваций, с мастерским камуфлированием истинных интересов действующих лиц. Учитывая это, незаменимость учителя представляется само собой разумеющейся. Подмена учителя компьютером разрушает систему тонкого учебного воздействия, обращенного к специфически человеческим особенностям взрослеющего организма.
Конечно, компьютеры, а в еще большей степени их мощная совокупность в форме Интернета способствуют самостоятельности в обучении, обеспечивая открытый доступ к обширным информационным ресурсам. Но тут во всей полноте встает вопрос вопросов любой педагогической системы: а с какой, собственно, стати обычный ребенок заинтересуется "Поучением" Владимира Мономаха, или законом Ома с правилами Кирхгофа, или историей Великой Хартии Вольностей? А ведь, помимо желания, необходимо еще и умение правильно задать вопрос базе данных. Такое умение не появляется само собой, ему надо научить, равно как и умению анализировать и систематизировать получаемую информацию. Это должен делать педагог, не только знакомый с психологией обучения и понимающий мотивации ученика, но и отчетливо представляющий себе уровень его знаний.
Коренной пересмотр принципов, на которых строится система образования, не может произойти без серьезных изменений в условиях жизни общества и в целевых установках абсолютного большинства составляющих его людей. Пока же практика свидетельствует, что при дистанционном обучении, несмотря на самую совершенную технику передачи знаний, учащиеся бросают учебу гораздо чаще, чем при использовании традиционных форм. Дело здесь не в содержательно-информационной составляющей образовательного процесса, а в мотивации, в отсутствии повседневного стимула к трате времени и сил на учение. Это особенно ярко проявляется у детей, которые очень часто искренне не понимают, а для чего, собственно, они должны учиться. Поэтому главным в начальном и среднем образовании является групповое, классное, школьное сообщество, которое дает возможность нашим детям за 9-12 лет освоить знания, соответствующие выбранному образовательному стандарту, и получить поведенческую, социальную и эмоциональную подготовку к жизни.
Из всего этого следует, что массовая средняя школа не должна превратиться в виртуальную Интернет-школу дистанционного образования. Подчеркнем, однако, что речь идет о регулярном обучении основного контингента школьников.
Иное дело - одаренные дети. Судьбу потенциально высокоодаренной личности определяет способность к неустанному, изматывающе тяжелому умственному труду. Дистанционное образование оказывается эффективным средством обнаружения одаренных детей прежде всего по этому признаку и прекрасным способом их стимулирующей поддержки.
Конечно, предметные олимпиады школьников и им подобные состязательные формы - отличный механизм комплектования корпуса интеллектуальной элиты [6]. Но этот популярный и, несомненно, полезный метод выявления способной молодежи должен быть дополнен, а в некоторых случаях, быть может, и заменен на менее зрелищную, но более кропотливую, растянутую во времени повседневную работу по индивидуальной и длительной подготовке одаренных молодых людей. Адресное дистанционное образование прекрасно подходит для решения этой задачи. В такой большой стране, как наша, нельзя обойтись без заочных форм обучения. И Интернет предоставляет для этого новые технические возможности.
Интернет - великолепное средство получения информации. Но он дорог и далеко не всем доступен. Можно, однако, надеяться, что это препятствие со временем будет преодолено. Более существенно другое. Обучение с помощью Интернета имеет свойство провоцировать или поддерживать проявления односторонности развития, характерные для одаренных подростков. Нежелание подростка знать нечто, как ему кажется, ненужное, принудительно навязываемое чуждым миром взрослых, может принимать демонстративные формы и стать опасным для него самого. Интернет, ускоряя кристаллизацию одних способностей ребенка, может замедлять развитие других и провоцировать асинхронность, дисгармонию психического и умственного роста личности. Излишне глубокое погружение в виртуальный мир нередко сопровождается нежеланием взаимодействовать с реальным внешним миром. Кроме того, сам процесс поиска информации, "блуждание" по Интернету иногда полностью заслоняет образовательные цели.
Из сказанного не следует, что Интернет не должен использоваться при дополнительном заочном образовании школьников. Просто надо учитывать негативные стороны этого процесса и уметь им противодействовать. Тем более что позитивная составляющая образования через Интернет чрезвычайно сильна. Ведь Интернет предоставляет технические возможности для индивидуализации обучения, что является важным условием успешной работы с одаренными детьми. Самостоятельное определение темпов освоения учебного материала, широты охвата предмета и глубины проникновения в его суть открывает многообещающие перспективы в деле интеллектуальной поддержки талантов. Индивидуальная подача дополнительного материала позволяет помогать одаренному подростку недемонстративно, не отделяя его от сверстников. Благодаря этому он может чувствовать себя вполне комфортно даже в стенах весьма средненькой средней школы.
Несомненное достоинство компьютерных методов интерактивного дистанционного образования - возможность создавать и применять гибкие формы нетрадиционного обучения детей, которые в таковом нуждаются. При этом может быть резко расширена сфера коммуникативных контактов, расширен мир, доступный детскому пониманию. Информационные технологии вообще и Интернет, в частности, по самой своей сути адекватны высокой познавательной мотивации одаренных детей.
Следует, однако, помнить, что "блуждание" в Интернете, как бы ни было оно привлекательно, никогда не заменит реальную жизнь. Интернет -не самоцель, его задача - улучшать качество жизни, в том числе облегчать подрастающему поколению подготовку к грядущему.
ОПЫТ ЗАОЧНОЙ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
В последнее время средства массовой информации старательно делают вид, что только компьютерная революция и ее информационные последствия сделали привлекательным, а тем самым действительно возможным дистанционное дополнительное образование подростков школьного возраста. К счастью, это далеко не так. Уже свыше трети века при Московском физико-техническом институте успешно функционирует Заочная физико-техническая школа Министерства образования Российской Федерации (ЗФТШ при МФТИ). Благодаря этой школе МФТИ удалось создать дополнительную образовательную среду для старшеклассников, серьезно интересующихся физикой и математикой. При этом использовались традиционные бумажные носители информации и обычная почта.
Первая по важности функция ЗФТШ как учреждения довузовского дополнительного образования есть функция выявления способных школьников, желающих углублять и совершенствовать знания в области физики и математики. ЗФТШ рассчитана на учащихся 8-11 классов современной российской средней школы. В 1999/2000 учебном году заочное дополнительное образование получали в ней 16.5 тыс. человек.
Оценка нынешней демографической ситуации в России позволяет подсчитать число подростков, возраст которых соответствует четырем старшим классам средней школы: это не более 15 млн. человек. Значит, ЗФТШ охватывает своей активностью десятую долю процента (0.1%) соответствующей возрастной когорты, что на самом деле немало. По данным Института морфологии человека РАМН, "реальным творчеством, а не комбинаторикой занимается примерно один на десять тысяч человек" [7]. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что среди участников заключительных этапов Всероссийских олимпиад по физике половину, а по математике треть составляют ученики ЗФТШ. В сопоставлении с относительной долей учеников ЗФТШ в общем числе российских школьников этот факт убедительно свидетельствует об успехе принятой в заочной школе концепции дополнительного дистанционного образования. Путем кропотливой, длительной индивидуальной подготовки одаренных молодых людей школа стимулирует "плодоносность" той возрастной группы населения, из которой рекрутируются когорты будущей интеллектуальной элиты страны.
Не входя в детали того, как устроена ЗФТШ, следует указать, что обучение в школе бесплатное, что для зачисления в нее необходимо выполнить вступительное задание, а после зачисления - ежегодно готовить шесть-семь объемистых заданий, предмет которых строго соответствует программам старших классов средней школы. Задания содержат теоретические проработки отдельных трудных для восприятия вопросов и задачи, более сложные и интересные, чем школьные.
В течение учебного года преподаватели, аспиранты и студенты МФТИ рецензируют и оценивают свыше 100000 выполненных заданий. Многолетняя переписка, замечания и советы, регулярный контроль и мотивированная оценка серьезно стимулируют стремление ребят развивать заложенные в них способности, причем развивать в должном направлении. ЗФТШ ведет заочное, по переписке, обучение каждого своего ученика индивидуально, по системе все усложняющихся заданий.
За 33 года работы через ЗФТШ успешно прошло около 60 тыс. молодых людей, 10 тыс. из них стали студентами МФТИ. Таким образом, заочная физико-техническая школа работает не только на МФТИ, но и на другие вузы естественно-научного и инженерного профиля. По существу, за эти 33 года создана, отработана на практике и доведена до известной степени совершенства всероссийская система отбора и обучения талантливой молодежи путем довузовского дополнительного дистанционного образования, система, доступная всегда, всюду и всем, кто того хочет.
Знания должны приобретаться во благовремении и в должной упорядоченности, в соответствии с их внутренней логикой и историей развития науки. Способность усваивать знания так, чтобы они могли составлять прочный фундамент жизненной мудрости и цементировать основания мудрости более высокого порядка, зависит от возраста. Если до восьми лет не научить человека бегло читать на родном языке, то как его потом ни учи, в течение всей последующей жизни он будет читать, шевеля губами, морща лоб и оставаясь функционально неграмотным. Если русский человек до завершения пубертатного периода не прочел "Евгения Онегина", "Героя нашего времени" и "Войну и мир", не понял необходимости помнить наизусть хоть по нескольку строк наших великих поэтов, он навсегда останется эмоционально глух. Человек, не изучавший в отрочестве алгебру и Евклидову геометрию, став взрослым, не сможет последовательно и логично мыслить. Доводы такого рода можно множить, да нужды в том нет. Очевиден вывод: правильное образование должно быть получаемо в правильное время. * * *
Но, как известно, корень учения горек, а виртуальная сладостность его плодов в детстве далеко не очевидна. В охотку учиться во имя будущего обычный ребенок не способен. Поэтому необходимо принуждение, пусть мягкое, даже нежное, максимально уважительное и любовное, но принуждение. Дистанционное образование по своей природе не совместимо с принуждением. Следовательно, регулярное школьное образование, начальное и среднее, не может быть дистанционным.
Неадекватность методов дистанционного обучения задачам школьного образования становится еще более очевидной, если принять во внимание особенности возрастной психологии. У подростка есть потребность следовать примеру -живому, реальному, непосредственно и повседневно ощущаемому. Объектом подражания часто становится школьный учитель, наставник. Любая форма дистанционного образования по сути своей не может эту потребность удовлетворить.
Другое дело, дистанционное высшее образование, которое получают достаточно зрелые люди. При условии тщательной сертификации оно может носить массовый характер и обеспечивать получение уважаемого диплома, но только по гуманитарным и общественным наукам. В применении к иным областям это чревато опасными последствиями.
Однако регулярным обучением по схеме "начальная-средняя-высшая школа" мир образования не исчерпывается. Людям, в свое время получившим высокую квалификацию, зачастую приходится доучиваться и даже переучиваться. Потребность в дополнительном образовании для уже образованных людей ощущается все сильнее. Она в значительной мере может и должна удовлетворяться средствами заочного, то есть дистанционного обучения. Новые информационные средства связи, в частности Интернет, драматически изменили технологию заочного обучения. Стало возможным получение второго высшего образования по дистанционной методике открытого университета.
Большинство людей заинтересовано в регулярном, надежном и добротном образовании, соответствующем тому или иному государственному стандарту. Те же, кого стандарт не удовлетворяет, могут шлифовать свою образованность с помощью разного рода схем дистанционного обучения. В частности, это касается одаренных детей, запросы и возможности которых не вписываются в стандарты средней школы.
Для тех, кто ощущает в себе внутреннюю склонность к учению, кого неудержимо влекут к себе знания, кто одарен способностью к наукам, дистанционное образование предоставляет великолепную возможность проявить свою одаренность, развить талант, достойно оснастив его самыми совершенными орудиями познания.
Авторы признательны Ю.А. Самарскому и Т.А. Чугуновой, предоставившим ценные сведения о работе ЗФТШ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ракитов А.А., Иванников А.Д., Кривошеев А.О. Выступление на семинаре "ИСТИНА" по дистанционному образованию // Вестник РАН. 1998. № 6.
2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1977. С. 139-150, 178-191.
3. Ветхий Завет. Книга Премудрости Царя Соломона. VI, 17.
4. Сборник трудов VII конференции ассоциации научных и учебных организаций - пользователей сетей передачи данных RELARN "RELARN-2000". 29 июня-4 июля 2000 г. Самара: Самарский университет, 2000.
5. Гуманитарные исследования в Интернете. М.: Можайск-терра, 2000.
6. Карпов Н.В., Кудрявцев Н.Н. "Много званых, но мало избранных..." // Вестник РАН. 2001. № 1.
Август 2001 |