Природа

ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ

Дж. Б. С.  Холдейн
Член Королевского общества, почетный член АН СССР
Калькутта

Всякий раз, когда я гляжу на Луну, я думаю о Советском Союзе и, следовательно, о Ленине. Подвиг этого великого человека заставил многих ученых ознакомиться с его трудами и с сочинениями его учителей - Маркса и Энгельса.

Лично мне короткий ленинский очерк о диалектике принес огромную пользу. Он писал о признании противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа, и общества в том числе). Я пытался признать такие противоположные тенденции. Обратимся к примеру. Высшее животное сохраняет свою форму и свой образ жизни при разнообразных условиях. Но оно также реагирует на большое число раздражителей. Оно одновременно устойчиво и неустойчиво. По-видимому, мы имеем дело с органами пли группами органов, из которых одни специализировались в устойчивости, а другие - в неустойчивости. К последним явно относится мозг, связанный ассоциациями с мышцами н органами чувств. Незначительный раздражитель, например, услышанная или прочитанная фраза, может совершенно изменить поведение человека. Наиболее устойчивой частью я считаю дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) клеточного ядра. Но было бы совершенно недиалектично думать, что мозг запоминает весь опыт или что ядро содержит неизменяемые гены.

Возьмем другой пример. С точки зрения механистического материализма живой организм - это система атомов,из которых каждый находится под влиянием соседних атомов и не обладает свойствами, ему не присущими. С точки зрения идеалистической, виталистической философии, это целое или индивид, необъяснимо, если рассматривать каждую часть в отрыве от целого. Биолог, стремящийся мыслить диалектически, задает вопрос, в какой же степени живой организм представляет собой целое? Мы можем заменить кровяные тельца человека, можем пересадить ему роговицу, взятую у другого человека, но большую часть других его тканей - не можем. Мы можем разделить финиковую пальму пополам и вырастить обе половинки, но мы не можем этого сделать с кокосовой пальмой.

Ленин помог мне также понять, каким образом единство противоположностей решающим образом определяет развитие. Для эволюции необходимо, чтобы дети были похожи на своих родителей, но это сходство не должно быть абсолютным. Если бы внутри группы не было сходства между отдельными особями, в нее входящими, что справедливо в пределах высокостабилизированнои группы сельскохозяйственных растений, то не было бы ни естественного, ни искусственного отбора. Если бы сходство было полным, то в результате отбора просто выделялся бы один из ранее существовавших типов.

Одной из предпосылок эволюции является умеренная частота мутаций. Большинство мутаций снижает приспособляемость организма и естественный отбор устраняет их. Согласно теории Дарвина, некоторые могли бы удержаться в процессе отбора. На первый взгляд борьба между естественным отбором и мутированием кажется безнадежной. Но она не ведет к полному равновесию. Как впервые указал Р. Фишер, она является фактором эволюции, хотя и медленно действующим. Значение ее в том, что она - внутренний фактор, а не идеалистическая "тенденция к совершенствованию".

Так же как и Дарвин, я считаю естественный отбор основным фактором эволюции, но он может действовать и в противоположном направлении. Вероятно, в прошлом большинство видов развивалось в направлении, которое приводило их к вымиранию без потомства. По-видимому, следует считать, что специализация опасна для выживания вида, однако та форма ее, усложнение организации, которое Северцов назвал ароморфозом, ведет к тому, что несколько видов становятся родоначальниками целых классов, т.е. достигают огромного успеха. Рассмотрим еще один, в высшей степени диалектичный эволюционный процесс. Известно, что в ходе исторического развития иногда исчезают органы. Так исчезли, например, боковые пальцы у предков лошади.

Но иногда бывает и так, что орган, который, казалось, обречен на исчезновение, приобретает новую функцию, как, например, квадратная кость пресмыкающихся, которая в процессе эволюции превратилась в слуховую косточку (наковальню) среднего уха млекопитающих, или эндостиль - поджаберная борозда личинок круглоротых, - из которого развилась щитовидная железа высших позвоночпых.

Очень важно сознавать в своей собственной работе, что развитие научных знаний происходит диалектически. Поэтому вполне оправдано принятие теории, которая представляется неточной, с тем, чтобы выяснить, как она опровергает себя на частных примерах. Так, путем подробной разработки теории естественного отбора на количественной основе применительно к немутирующим генам, мне удалось вычислить частоту мутаций у человека. Точно рассчитав орбиту Урана в соответствии с теорией Ньютона, У.Ж.Ж. Леверье опроверг общепринятую теорию о числе планет в нашей солнечной системе. Даже гравитациопная теория была со временем заменена более диалектической.

Ученому трудно не верить в то, что он изучает реально существующую материю. Но противоречия, присущие всем исследованиям материи,которыми мы пока располагаем, привели к тому, что некоторые отошли от материализма. Конечно, тех, кто это сделали. горячо приветствовали служители культа и бизнесмены.

Но я уверен в том, что гораздо меньше людей поступило бы так, если бы прочитали "Материализм и эмпириокритицизм". "Это, конечно, - писал Ленин, - сплошной вздор, будто материализм утверждал "меньшую" реальность сознания или обязательно "механическую", а не электромагнитную, не какую-нибудь еще неизмеримо более сложную картину мира. как движущейся материи" *. Наше современное представление о мире, если не неизмеримо, то значительно сложнее, и квантовая механика менее механистична. чем ньютонова механика. Те, кто вслед за Кантом считают, что законы природы суть продукт человеческого разума, вряд ли смогут объяснить, что открытие новых "законов", например, описывающих взаимодействие нуклонов, совпало с расцветом техники ускорения частиц.

* В.И. Ленин. Соч., т. 14, стр. 267.
Я считаю, что изучение философских работ Ленина принесет большую пользу для понимания науки и философии всех стран, в особенности древней Индии.

Перевод с английского П. Рахманова

Избранные статьи Дж.Б.С. Холдейна

VIVOS VOCO!   -  ЗОВУ ЖИВЫХ!