НЕ МОЖЕШЬ - ПОМОЖЕМ, НЕ ХОЧЕШЬ - ЗАСТАВИМ!
"Основы православной культуры" становятся обязательным школьным предметом

Решение о принудительном обучении школьников "Основам православной культуры" никого не оставляет равнодушным. Трудно усомниться, что это - очередной шаг к приданию православию статуcа государственной религии. И уж во всяком случае речь идет о превращении учащейся молодежи в объект активной религиозной пропаганды.

Как и многие читатели VIVOS VOCO, я размышлял над этим событием и обсуждал его с друзьями и коллегами. В ходе раздумий и дискуссий сложилось что-то вроде тезисов, не претендующих на оригинальность и полноту охвата темы. Тем не менее, решаюсь представить их здесь...

  1. Мифологические представления, в том числе религия, - это особая и универсальная форма сознания, которая возникла в ходе эволюции, воспроизводится в онтогенезе и, несомненно, имеет физиологическую и/или этологическую основу. Потенция к мифотворчеству внутренне присуща людям как биологическому виду, и никакое просвещение не в состоянии ее искоренить. Это - природный феномен, происхождение, механизм и социально-историческое значение которого нужно не только изучать, но и рассматривать как предмет образования. К тому же, религиозные культы породили такие формы общения как музыка, танцы, изобразительные искусства, словесность, которые лишь впоследствии отпочковались и зажили самостоятельной жизнью.

  2. Наука не противостоит религии - в том смысле, что нигде не пересекается с религиозными верованиями. "Сир, я не нуждаюсь в этой гипотезе!" - ответил Лаплас на вопрос Наполеона, какое место он отвел богу в своей космогонии. В этом - суть научного подхода: не умножать без нужды предположения. Естествознание успешно обходилось без апелляций к божеству, и нет оснований ожидать, что такая потребность возникнет впредь.

  3. Религия взяла на себя табуирование традиций и норм поведения, которые обеспечивают устойчивость сообществ, воплощая коллективный опыт поколений: чти старших, не убий, не укради, избегай кровосмешения и т.д. С усложнением общества эти базовые правила обрастают множеством ритуалов, запретов и законов, несущих отпечаток давно прошедших эпох. Оттеснение религии раскрепощает от этих анахронизмов, но заодно лишает аксиоматичности главные "правила игры": вроде, если нет бога (читай - церкви!) - так все дозволено.

  4. В прошлом религиозные культы определяли лицо цивилизаций, и потому без знакомства с их символикой и представлениями так трудно ориентироваться в истории вообще и в истории культуры, в особенности. В наши дни реанимация религии, обычно в форме фундаментализма (будь он исламским, православным, иудейским и т.д.), менее всего связана с развитием культуры и ориентирована на экономические или геополитические задачи. Именно фундаменталисты составляют ядро как имперских, так и сепаратистских движений, именно они разжигают взаимную ксенофобию в странах с автономиями и диаспорами. Кроме того, фундаментализм играет роль последней линии сопротивления экономической глобализации и взаимопроникновению народов и культур.

  5. Неоспорима роль православия в создании и развитии Российской империи, в формировании русского самосознания и русской культуры. Однако Век Просвещения не минул Россию, и уже потому никак нельзя считать русскую культуру исключительно православной. Более того, с петровских времен наша культура настолько тесно переплелась с европейской, что разделить их подчас можно только анатомированием или вивисекцией. Ну, конечно же, существуют русская духовная музыка, иконопись, храмовая архитектура и т.д., но нынешняя проблема вовсе не в том, какое внимание им уделять в светском образовании, а в нарастающей тенденции придавать культурологическим знаниям сакральный характер.

  6. Социализация молодого поколения включает его приобщение к действующим этическим и моральным нормам. В теократических государствах этим занимаются, в основном, служители культа, а в светских - учителя и воспитатели. В течении столетий священнослужители совершенствовали и оттачивали умение общаться с юной паствой. Так отчего не поучиться у них именно этой культуре всем работникам светского образования - и верующим, и неверующим?

Обсуждать законность клерикализации народного образования - бессмысленно на фоне общего разгула обскурантизма. Религию выдают за эквивалент национальности, превращают в разновидность гражданства или прописки, она становится если не оружием, то инструментом в руках набирающих силу шовинистов.

В ход пущен лозунг: "Если наши дети не будут учить «Основы православной культуры», то наши внуки будут учить Коран". Мне, человеку немолодому, эта провокационная страшилка по стилю напоминает коронный вопрос давно вымерших сторонников сегрегации негров в США: "Хотите, чтобы ваша сестра или дочь вышла замуж за черномазого?"

Не все родители смирятся с насилием над своими детьми - кто увезет их подальше, кто отдаст в частные школы. Но это - не конец! Дальше загрызут за атеизм школьные программы по биологии, физике и астрономии, окончательно выхолостят курсы истории и литературы. И заставят наизусть выучить отповедь Льву Толстому недавно канонизированного Иоанна Кронштадтского.

Vous l'avez voulu, George Dandin!

Александр Шкроб

6 сентября 2006 г. 


Заметка 57 Ретроспектива Заметка 59

VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!