Журнал «Человек»
№5, 2005 г.

© P.P. Белялетдинов

ДИВНЫЙ  НОВЫЙ  СПОРТ

P.P. Белялетдинов
Белялетдинов Роман Рифатович - м.н.с. отдела комплексного исследования проблем человека Института философии РАН.

Головокружение от рекордов

Каким станет спорт в будущем? Американский футуролог Р. Ачер, например, полагает, что через 200 лет профессиональный спорт превратится в театральное зрелище *. Так это или нет, можно только гадать, но сегодня спорт является важной частью жизни человека: любительский и профессиональный, оздоровительный и зрелищный, он дает возможность миллионам людей поддерживать здоровье, самовыражаться и просто общаться. Огромное культурное значение для общества имеют и спортивные традиции: идеи справедливости и равенства между спортсменами на соревновании - краеугольный камень спортивной этики. С момента зарождения в Древней Греции спортивные игры развивают такие качества, как выносливость, воля к победе, стремление к первенству.

* На грани фантастики // Америка Illustrated. 2000. № 1. (http://www.aij.ru)
Гармония духа и тела - главное в представлениях об идеальной естественной красоте, и спорт позволяет человеку воплощать этот идеал в жизнь. Однако под воздействием науки спорт действительно меняется, традиционные спортивные принципы в современном контексте начинают зачастую выглядеть как рудимент.

Влияние науки на развитие спорта заметно прежде всего в том, что ради достижения все новых рекордов используются самые последние научные разработки: костюмы и спортивные снаряды изготавливаются из сверхпрочных и сверхлегких материалов, над планированием специальных систем тренировки и особенного питания работают ученые, для спортсменов выпускают эксклюзивные медицинские препараты. Наконец, спортсмены все чаще используют допинг, как правило, специальные медицинские препараты, которые повышают силу и выносливость организма.

Несмотря на то, что употребление допинга в спорте считается обманом, спортсмены и их тренеры готовы идти на любой риск ради новых рекордов. Исследование, проведенное среди малоизвестных, но перспективных спортсменов, показало, что восемь из десяти опрошенных готовы пожертвовать своим здоровьем и даже получить инвалидность, регулярно используя допинг ради высоких спортивных результатов *. Именно поэтому борьба с допингом - одна из наиболее острых проблем современного спорта. Чтобы пресечь его распространение среди спортсменов, в ноябре 1999 года был учрежден специальный орган международного допингового контроля Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), которое занимается разработкой и проведением антидопинговой политики. И все же успешность и справедливость ее проведения даже сегодня вызывает много вопросов. Будущее антидопинговой программы еще более туманно.

* Допинг. He станут ли очередные Олимпиады состязаниями фармакологов? // Спорт для всех. 1998. №1. (http://www.infosport.ru)
По прогнозам ученых, ожидается появление биотехнологий, которые сделают реальной генетическую модификацию - совершенствование организма при помощи искусственного добавления или изменения генов. Уже существует технология восстановления мышечной функции у больных дистрофией и людей пожилого возраста при помощи генетической модификации мышц. Работа в этом направлении активно велась, в частности, в Пенсильванском университете под руководством профессора Л. Свини с середины 1990-х годов, где в опытах над животными достигли увеличения мышечной массы на 20-30% при помощи инъекций гена инсулиноподобного фактора роста 1 (IGF-1).

Генетические технологии, по мнению специалистов, невозможно удержать в рамках медицинской терапии. Так Л. Свини утверждает, что даже "в колыбели" эта технология обладает огромным потенциалом, который может изменить как спорт, так и наше общество *. Применение генетической модификации сдерживается пока только несовершенством биотехнологий. Д. Паунд, директор ВАДА, перед Олимпиадой 2004 года заявил, что генетический допинг неизбежно получит широкое распространение среди спортсменов: "Не думаю, что мы столкнемся с генетическим допингом в Афинах и очень сомневаюсь насчет олимпиады в Пекине в 2008 году. Но в 2012 году это будет вполне возможно" **.

* Sweeney L. Gene-Doping // Scientific American (см.: http:// www.sciam.com от 21.06.2004)

** Gene doping is new "frontier" for sports cheats // Times Online (см.: http://www.timesonline.co.uk от 16.02.2004)

В отличие от обычного допинга, который определяется при помощи анализа крови и мочи, проведение тестов по поводу генетической модификации на порядок сложнее, поскольку искусственно введенные в организм гены практически неотличимы от естественных. Хотя технология таких анализов может быть разработана, их проведение еще слишком сложно как для спортсменов, так и для антидопинговых служб. Генетическая модификация станет серьезной проблемой, поскольку, с одной стороны, применение и распространение генетической модификации противоречит принципам спортивной этики, а с другой, - осуществлять тесты, чтобы определить, проводилась ли модификация генов или нет, будет очень трудно.

Одной из первых реакций на возможность использования генетики в спорте стала опубликованная накануне Олимпиады 2004 года в Афинах книга "Генетически модифицированные спортсмены. Биомедицинская этика, генетический допинг и спорт" * Энди Миа, преподавателя этики в Университете Абердин Данди (Англия). В этой работе представлен критический анализ современного этического, медицинского и философского подходов к проблеме генетической модификации в спорте. Автор книги продемонстрировал уязвимость тех положений спортивной и медицинской этики, на которых основывается антидопинговая политика. Ф. Фукуяма в своем предисловии к книге полагает, что в ней дается исчерпывающий анализ причин, по которым существующий подход к решению проблемы допинга в спорте не соответствует действительному положению вещей.

* Miah A. Genetically modified athlets. Biomedical ethics, gene doping and sport. Padstow, 2004.
Исследуя достаточно специальную проблему генетической модификации спортсменов, Э. Миа уделяет значительное внимание проблеме человечности, продолжая тему, начатую в книгах Ф. Фукуямы "Наше постчеловеческое будущее" * и Г. Стока "Переустроенный человек: выбор генов для наших детей" **, и проводит биоэтическую экспертизу большинства видов генетической модификации человека. Но в центре книги стоит вопрос о статусе генетической модификации в спорте: следует ли считать генетическое совершенствование допингом, и, следовательно, запрещать все виды этой биотехнологии, или необходимо искать более гибкий подход в определении статуса генетической модификации.
* Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. М., 2004.

** Stock G. Redesigning humans: choosing our children's genes. L., 2002.

Книга "Генетически модифицированные атлеты" начинается с критики традиционных антидопинговых аргументов, принятых в спортивной этике. Автор опирается на работу А. Шнайдера и Р. Бутчера "Философский обзор аргументов в пользу запрета допинга в спорте" *. При этом рассматриваются основные виды вреда, который возникает вследствие употребления допинга: обман других спортсменов; нанесение вреда своему здоровью; разочарование зрителей и создание ролевых моделей для подражания со стороны подростков; извращение природы спорта и его дегуманизация.
* Shneider A.J., Butcher R.B. A Philosophical overview of the arguments on banning doping in sport. L. and N.Y., 2000.
Центральным антидопинговым аргументом автор книги считает защиту здоровья спортсменов и стремление спортивного руководства не допустить такой ситуации, когда все спортсмены вынуждены пользоваться допингом, чтобы на равных конкурировать друг с другом. Э. Миа ставит под сомнение обоснованность и очевидность такого убеждения. Он полагает, что вред здоровью, наносимый допингом, вполне сопоставим с той опасностью, которая изначально присуща спорту как виду деятельности, следовательно, риск, связанный с использованием допинга, - лишь один из множества спортивных рисков. Другой антидопинговый аргумент - нарушение равноправия между спортсменами, возникающее тогда, когда одни используют допинг, а другие нет - он критикует, ссылаясь на естественное неравенство физических данных спортсменов. Остальные анти-допинговые аргументы имеют косвенный характер, и, по мнению Э. Миа, не могут рассматриваться самостоятельно.

Слабость антидопинговых аргументов с точки зрения этики Э. Миа рассматривает как основание для поиска альтернативного подхода к проблеме. Прежде всего следует задуматься о мотивах, толкающих спортсменов к использованию допинга. Он предлагает более внимательно проанализировать цели, к которым стремятся спортсмены, и пересмотреть традиционные этические рамки, фиксирующие правила их поведения. Э. Миа формулирует три основных вопроса, ответы на которые позволили бы найти более взвешенный подход к проблеме генетической модификации:

Что значит быть человеком? Этот вопрос подразумевает рассмотрение присущих человеку качеств, конституирующих его личность. Определение и сохранение этих способностей необходимо, чтобы не допустить дегуманизацию общества, описанную в антиутопиях Дж. Оруэлла "1984" и О. Хаксли "О дивный новый мир".

Каковы границы патернализма в спорте? Забота о здоровье спортсменов - один из наиболее существенных доводов в пользу запрета допинга. Этот постулат спортивной этики продолжает действие принципа этики медицинской, согласно которому любое вмешательство в организм человека нельзя считать обоснованным, за исключением лечения. Критикуя эту концепцию, Э. Миа рассматривает биологические, социальные и психологические отличия лечения человека от совершенствования его способностей.

Как можно было бы применять генетическую модификацию в спорте и следует ли отождествлять модификацию генов и допинг?

Границы свободы

Развитие техники и биологии не только расширяет возможности человека и увеличивает его силы, но и ставит вопрос о сущности человечности, которая рассматривается как условие самоидентичности человека. Речь идет прежде всего о проблеме личности: каковы индивидуальные механизмы, определяющие моральность поступка, и в чем ценность того, чтобы быть человеком? Э. Миа обращается к учению о сущности человека в философии. Он использует как классические, так и современные тексты философии: базовые представления о личности он развивает на основе идей Канта и Локка, а для локализации проблемы в рамках спортивной темы Э. Миа обращается к теории личности современных авторов, в частности, Ч. Тейлора.

На практике профессиональные спортсмены в своих действиях, конечно, руководствуются фактическим спортивным результатом. Единственным регулятивом для них, как полагает автор, являются объективные условия, которые могли бы запретить или, напротив, оправдать использование генетической модификации. Эти условия он, вслед за Тейлором, определяет как горизонты смысла. Наиболее важные спортивные горизонты смысла, с точки зрения Э. Миа, могут быть установлены через определение границы, разделяющей лечение и совершенствование, и оценку вреда, который может возникнуть в результате использования новых биотехнологий.

Основанием для того, чтобы спортсмены использовали генетический допинг, полагает автор, может стать условность границы между болезнью и здоровьем в современной медицине. Хотя спортивная администрация занимает консервативную точку зрения, настаивая на том, что недопустимо применять лекарства в немедицинских целях, в современной ситуации, по мнению Э. Миа, определения понятий "здоровье и болезнь" неоднозначны. Понятие "болезнь" опирается на биологический детерминизм, считающий болезнь лишь нарушением биологических показателей организма, а лечение - устранением плохих показателей. Автор, напротив, развивает теорию, согласно которой многие расстройства приобретают статус болезни вследствие социальных причин *.

* Об определении понятия здоровье см.: Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии. 2000. № 1. С. 54-68; Тищенко П.Д. Здоровье: философско-антропологический аспект // Здоровье человека: социо-гуманитарные и медико-биологические аспекты. М. 2003. С. 106-113.
Разграничение болезни и здоровья на основании биологических симптомов, считает автор, часто не учитывает социальную природу многих болезней. Поскольку нормы спортивной этики основываются на нормах этики медицинской, эта же проблема возникает и в случае с генетической модификацией, ведь применение биотехнологий открывает большие возможности не только для совершенствования, но и для лечения, и различить две эти формы использования биотехнологии будет очень сложно.

Э. Миа полагает, что нормативный подход медицинской этики, взятый на вооружение ВАДА, следует дополнить принципами социального конструктивизма и рекомендует спортивной администрации принимать во внимание мотивацию, которой следуют спортсмены в своих поступках. Он считает, что допустимы любые формы генетической модификации в спорте в том случае, если они безвредны, но обращает внимание на то, что необходима биоэтическая экспертиза всех видов модификации генов. В своей книге Э. Миа предлагает собственную этическую и биоэтическую оценку различных видов этой биотехнологии.

Генетическая модификация и спорт

Нарушает ли генетическая модификация природу спортсмена? Э. Миа сравнивает генетическую модификацию и зачатие in vitro: несмотря на то, что процесс зачатия искусственен, результат, родившийся человек, соответствует всем нормам природы. То же касается и генетической модификации спортсмена: хотя процесс имплантации генов искусственен, моральная ценность индивида при этом нисколько не страдает. В случае модификации генома этот аргумент получает еще большее значение, так как происходит наследование приобретенных в результате генетической модификации качеств. Генетическая модификация эмбриона также не может рассматриваться как нарушение законов природы, поскольку на этой ступени развития нельзя говорить о нарушении естества, ведь организм еще не сформирован.

Фармакогенетические модификации и модификация соматических клеток, действительно, позволяют говорить о нарушении естественного процесса природы, так как изменяются уже сформировавшиеся клетки. Однако, с точки зрения автора, такие изменения сопоставимы с использованием лекарств. Э. Миа полагает, что при правильном понимании и использовании в спорте генетическая модификация будет безопасной и этичной биотехнологией.

Генетическая модификация и нечестность. Существует негласный договор, ограничивающий применение средств, изменяющих естественное равноправие спортсменов. К таким средствам относится как раз допинг. Считается, что такой договор обеспечивает соблюдения правил честной игры, когда каждый спортсмен использует только те способности, которые даны ему природой. Но даже в спортивной среде, полагает Э. Миа, существует генетическое неравенство между людьми, которое отражается, к примеру, в весовой дифференциации спортсменов.

Автор убежден, что генетическая модификация не нарушит правила честной игры, напротив, она не только позволит сравнять шансы генетически более одаренных спортсменов с менее одаренными, но и будет способствовать тому, чтобы большее число людей занималось спортом.

Генетическая модификация и допинг. В настоящее время ВАДА и Международный олимпийский комитет рассматривают генетическую модификацию как новую форму допинга. По мнению Э. Миа, подобная позиция неверна изначально, поскольку представляет собой недопустимое упрощение. Во-первых, генетическая модификация - более сложная биотехнология, чем допинг. Во-вторых, широкое распространение генетической модификации вне спорта, как считает автор, неизбежно станет основанием для ее легализации в спорте. Например, модификация генома передается по наследству, поэтому со временем те люди, которые наследуют от родителей модифицированные гены, будут лишены возможности участвовать в спортивных соревнованиях. Наконец, вполне вероятно, что технология генетической модификации скоро станет безопасной, тогда запрет на ее использование в спорте можно будет рассматривать как ограничение прав спортсменов.

Э. Миа убежден, если выбор спортсмена останавливается на генетической модификации и этот выбор не наносит вред окружающим, то не существует причин, чтобы считать его нелегитимным. Автор согласен с тем, что использование генетической модификации в спорте требует тщательного этического анализа, но запрет генетической модификации невозможен без серьезных философских, этических и эмпирических оснований.

По мнению Э. Миа, использование биотехнологий изменит привычный образ спорта. Скажем, соревнования с участием генетически модифицированных спортсменов станут, возможно, более зрелищными в сравнении с состязаниями спортсменов, которые пользуются лишь данными природой способностями. Вместе с тем, биотехнология даст возможность многим людям приобрести качества, необходимые для плодотворного занятия спортом, а профессиональным спортсменам - значительно продвинуться в достижении новых рекордов. В результате новые биотехнологии сделают спорт более гуманным видом деятельности.

Автор полагает, что замалчивание проблемы биотехнологий в спорте недопустимо. Обсуждение новых этических проблем, которые представлены в данной книге, необходимо начинать уже сегодня. Ведь прежде чем что-либо отвергать, следует сначала это понять.
 


Воспроизведено при любезном содействии редакции "Человека"


VIVOS VOCO!
Декабрь 2005