№2, 2007 г.
© Л.И. Корочкин, Л.Г. Романова

ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕВГЕНИКА

Л.И. Корочкин , Л.Г. Романова

 Леонид Иванович Корочкин, член-корреспондент РАН.
Лариса Гурьевна Романова, кандидат биологических наук.

Нормальное поведение человека изучается в основном психологами, патологическое - психиатрами, биологические основы психических болезней - сфера нейробиологии. Очертить границы нормального поведения очень трудно, они зависят от понятия "норма", принятого в данном обществе. Однако исследования последних лет отчетливо показали, что основные психозы, скажем шизофрения, распространены во всех обществах.

Генетический анализ множества признаков убедительно продемонстрировал, что аномальные функции часто являются следствием единичных генетических дефектов, мутации одного гена. Нормальная же изменчивость обеспечивается системами генов в совокупности с влиянием внешней среды. Поэтому изучение генетики аномального поведения представляется более простой задачей, чем анализ генетических основ нормального поведения.

Самый простой и прямой подход к оценке генного вклада в изменчивость определенного признака заключается в сравнении по этому признаку моно- и дизиготных (однояйцовых - МЗ, и разнояйцовых - ДЗ) близнецов. Дизиготные близнецы генетически сходны не более чем обычные братья и сестры. Гены монозиготных близнецов идентичны, хотя не исключены небольшие различия между ними по некодирующим, в частности, по так называемым повторяющимся последовательностям ДНК, которые в геноме преобладают. В таких случаях незначительные различия между МЗ связаны с этими последовательностями или обусловлены какими-то внешними влияниями.

В свое время на многих ученых большое впечатление произвела идея Ф.Гальтона о том, что интеллект можно измерить, что статистическое сравнение близких родственников позволяет по-новому осмыслить проблему взаимодействия наследственности и воспитания в становлении интеллекта. Близнецовый метод был быстро освоен и стал излюбленным средством в исследованиях подобного рода. Самое малое сходство интеллекта наблюдалось у лиц, не связанных родством, самое высокое - у идентичных близнецов. Многочисленные исследования показали, что многие особенности коэффициента интеллекта IQ имеют генетическую основу: МЗ-близнецы демонстрируют высокое сходство умственного развития независимо от различий в условиях воспитания.

Генетические основы выдающихся достижений

Ф.Гальтон показал, что люди, которых в британском обществе того времени считали выдающимися, имели среди близких родственников мужского пола во много раз больше знаменитостей, чем можно было бы ожидать при случайном распределении высокой одаренности. С тех пор неоднократно предпринимались попытки подтвердить наследование гениальности или особых талантов. Изучались родословные знаменитых музыкантов, ученых, публиковались обширные статистические данные.

На основании своих исследований Ф.Гальтон пришел к такому заключению: вероятность того, что у выдающегося человека был талантливый отец, в 500 раз выше по сравнению с человеком обыкновенным. Можно представить, какой вред нанесли России большевики, методически расправлявшиеся с интеллигенцией и, в конце концов, практически уничтожившие интеллектуальную элиту страны. Последствия этих диких, варварских деяний мы расхлебываем до сих пор.

По некоторым прогнозам к 1936 году население России должно было составлять 247 млн. человек. В действительности в 1939 году в стране насчитывалось всего 167 млн. жителей. Таким образом, в результате красного террора, вынужденной эмиграции и войн мы лишились не менее одной трети соотечественников, притом их лучших представителей *.

* Акифьев А.П. Генетика и судьбы. М., 2001. Наши попытки обнаружить научные работы г-на Акифьева в сводных библиографических базах данных ИНИОН РАН ни к чему не привели - V.V.
Аномальное и социально нарушенное поведение

Известны многочисленные случаи наследственной социальной патологии. Как говорил Андрей Вознесенский: "Есть соль земли, есть сор земли". Например, семейство Джюков, возникшее в XVIII веке в Северной Америке от брака пьяницы рыбака и беспутной женщины. В их родословной более 50% слабоумных, воров, проституток, бродяг и т.п. В конце XIX века нанесенный США этим семейством ущерб был оценен в 1,2 млн. долларов - огромная сумма по тем временам. Известна также родословная бродяги, воровки и пьяницы Ады Юрке, родившейся в 1740 году. Среди ее потомков зарегистрированы 181 проститутка, 76 разного рода преступников, 142 ничтожные падшие личности.

Множество примеров, когда детей из неблагополучных семей брали на воспитание в нормальные, здоровые семьи. Как правило, результаты были плачевными: дети либо убегали, либо становились на путь своих биологических родителей *.

* Цит. соч.
В основе умственной отсталости лежат генетические дефекты. Так, среди лиц с тяжелой умственной отсталостью выявлены лица с нарушениями, сцепленными как с Х-хромосомой, так и с другими хромосомами. Синдром Дауна (нарушение в 21-й хромосоме) длительное время был самым распространенным диагнозом в этой патологической группе.

В 1929 году Ланге опубликовал монографию "Преступность как судьба". После нее появился ряд работ, в которых МЗ- и ДЗ-близнецов сравнивали на конкордантность (совпадение) в отношении преступного поведения. Оказалось, что конкордантность МЗ-близнецов по сравнению с ДЗ-близнецами выше во всех исследованиях, а в большинстве - существенно выше. Конкордантность у МЗ-близнецов по сравнению с ДЗ-близнецами значительно выше и по гомосексуальному поведению, психозам, шизофрении и др.

При анализе предрасположенности к совершению преступлений был использован семейный метод. Группу из 14427 осужденных сравнивали по частоте привлечения к уголовной ответственности с их биологическими и приемными родителями. Никакой корреляции между детьми и приемными родителями обнаружено не было, однако проявилась достоверная корреляция между частотой привлечения к ответственности детей и числом осуждений их биологических родителей *.

* Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2003.
Расстройство психики и нарушения социального поведения часто встречаются у больных с аномалиями половых хромосом X и Y. Многие соматические отклонения, выявляемые при этих синдромах, связаны с аномальным половым развитием. Расстройства психики не так тяжелы и иногда могут иметь особый характер.

Выявление удивительно высокой доли мужчин с XXY- и XYY-кариотипами среди определенных групп осужденных совпало с усилением в обществе беспокойства по поводу роста жестокости и насилия. Некоторые генетически обусловленные признаки присущи закоренелым преступникам-рецидивистам: глубоко посаженные маленькие глазки, низкий лоб, отвисшая нижняя челюсть. Еще одна особенность - пониженная болевая чувствительность: число болевых рецепторов на единицу площади тела у них резко снижено. Неудивительно поэтому их необычное по сравнению с нормальными людьми поведение: они могут зашить себе рот нитками, прибить себя к стулу, отрубить руку и т.п. - им не больно! Этим же объясняется их особая жестокость. Когда преступник наносит ножом множество ран, его раздражают крики жертвы, он не понимает, чем они вызваны, ведь ему боль неведома.

Нет никакого сомнения, что подобные особенности генетически детерминированы. Невозможно представить себе, как среда может влиять на развитие болевых рецепторов. Разговоры о перевоспитании закоренелых преступников, модные во времена Н.С.Хрущева и усиленно возрождаемые в наше время некоторыми "гуманистами" и "правозащитниками", лишены оснований и ничего, кроме огромного вреда обществу, принести не могут. Гуманное отношение к убийцам, проповедуемое некоторыми нашими либералами, фактическими покровителями уголовного мира, заботящимися о создании преступникам комфортных условий жизни в заключении, оборачивается пренебрежением к интересам общества. Помилованные убийцы, оказавшись на свободе, лишат жизни многих честных людей. Примеры серийных убийц подтверждают это.

Распространение пренатальной (до рождения) диагностики дает родителям возможность узнавать об аномалии по половым хромосомам еще до рождения ребенка. Надо ли в этом случае прерывать беременность? Рекомендации генетиков не должны носить директивного характера, решение может быть принято только родителями.

Агрессивность

Социально значимым проявлением психической деятельности человека является его агрессивность, уровень которой связан с организацией определенных отделов головного мозга, генетически контролируемой в ходе развития организма. Эта проблема была проанализирована К.Лоренцем в его книге "Агрессия" *. Он привел интересные данные социально-психологических исследований индейцев племени юта в Северной Америке. Оказалось, что они очень страдают от избытка агрессивных побуждений, которые не могут реализовать в условиях резервации. Индейцы в течение нескольких столетий промышляли войнами и грабежами. Очевидно, отбор усиливал их агрессивность.

* Лоренц К. Агрессия. М., 1994.
Вынужденное постоянное подавление агрессивности достаточно часто вызывает у индейцев юта неврозы, многие из них чувствуют себя больными. По мнению Лоренца, единственным путем избавления от болезней является замещение агрессивности другими видами деятельности, например спортом. Это один из инструментов, позволяющих обществу влиять на "направленность" проявления генетически детерминированных свойств человеческой личности. При наличии национальной вражды необходимо содействовать индивидуальной дружбе в спорте.

По мнению Лоренца, наука и искусство способствуют объединению людей, ранее разобщенных и проявлявших агрессивные намерения. Музыка и изобразительное искусство не знают языковых барьеров и для выполнения своего высокого предназначения должны оставаться аполитичными. Наука же изначально лишена идеологических предпочтений и хотя не общедоступна, способна связывать общим воодушевлением хотя и ограниченный круг людей, зато очень прочно.

Общество очень сильно влияет на индивида, как бы "высвечивая" направленность его деятельности, при этом способности человека решать те или иные задачи, добиваться успехов в науке, искусстве, спорте или политике, с той или иной степенью полноты проявлять себя как личность, в значительной степени определяются генетически. Общество, в зависимости от своего устройства, может подавлять генетически детерминированные качества высшей нервной деятельности или способствовать их развитию, сдвигать норму реакции в определенную сторону.

Генетическая предрасположенность к спорту

Одна из актуальных проблем современного спорта - правильный выбор спортсменом вида, которым он хочет заниматься. Множество судеб искалечено из-за неправильного выбора. Появились идеи создания "трансгенных спортсменов" - явно утопичные и асоциальные. Возникла идея использования методов биохимической и популяционной генетики в спортивной науке.

В 2000 году коллектив английских ученых под руководством Монтгомери опубликовал в журнале "Nature" итог трехлетней работы по исследованию вариаций гена АСЕ (гена ангиотензин-превращающего фермента *) у спортсменов различной специализации. Авторы утверждали, что успех в определенных видах спорта зависит именно от этого гена.

* Фермент, участвующий в биохимической регуляции артериального давления, поскольку ангиотензин является веществом, действующим на кровяное давление.
Ген АСЕ у человека может быть представлен одной из трех форм: I/I - со вставкой повторяющегося участка внутри гена на обеих хромосомах, D/D - с отсутствием таковой, I/D - с наличием вставки на одной из хромосом. Было показано, что лица, обладающие D/D формой, имеют повышенное кровяное давление, a I/I - пониженное. Таким образом, люди с D/D формой должны иметь сердце, приспособленное к тяжелым, но непродолжительным нагрузкам, a I/I - наоборот, к длительным, но не очень интенсивным. Именно такие данные и были получены Монтгомери при обследовании спортсменов: у стайеров и велосипедистов преобладала I/I-форма, а у спринтеров, тяжелоатлетов и пловцов - D/D-форма.

Профессор В.А.Рогозкин в совместной работе с англичанами провел широкомасштабное, не имеющее аналогов в мире исследование по плотности костной ткани, а также гена коллагена * и гена рецептора кальцитонина **, определяющих массу и прочность костей.

* Белок, составляющий основу соединительной ткани, в том числе костной, и обеспечивающий ее прочность.

** Гормон щитовидной железы, регулирующий кальциевый обмен. По химической природе - полипептид.

При исследовании полиморфизма генов сердечно-сосудистой системы было выявлено преобладание гетерозиготных (смешанных) вариантов трех из четырех исследуемых генов в группе гребцов по сравнению с контрольной группой. Это полностью соответствует представлению о том, что гребля - вид спорта, требующий как выносливости, так и силы сердца. Анализируя гены, ответственные за метаболизм костной ткани, авторы выявили преобладание у гребцов формы гена, которая обусловливает пониженную концентрацию кальция в кости и соответственно повышенную в мышцах. Кроме того, у гребцов реже встречалась форма гена, ответственного за повышенную плотность костной ткани, что для занятий греблей не нужно.

Таким образом, тестирование предложенных генов может уже на начальном этапе подготовки спортсмена дать тренерам первичную информацию для отбора ребят в спортивные секции и выбора индивидуального подхода к тренировкам. Поэтому в настоящее время обсуждаются перспективы и целесообразность анализа генетической предрасположенности в качестве одного из базисных способов формирования олимпийской сборной и других сборных команд, как способа повышения спортивных достижений.

Измерение интеллектуальных способностей

Рассматривая генетические аспекты эволюции, легко убедиться в большом сходстве между человеком и высшими приматами по хромосомам, белкам и многим другим генетически детерминированным признакам. Однако существенное отличие человека как вида состоит в его способности говорить и абстрактно мыслить. Поэтому анализ различий между человеком и другими видами должен быть направлен прежде всего на изучение мозга - органа мышления и речи. Именно благодаря его развитию биологическая эволюция нашего вида дополнена культурной эволюцией.

Развитие типично человеческого поведения у детей возможно лишь при их взаимодействии с другими индивидами и с окружающей средой в широком смысле слова, включая ее воздействие на органы чувств и органы движения. Ограничение их деятельности, особенно в критические периоды детства, может привести к изменению структуры нервных клеток и их связей.

Широко известны примеры, когда дети, оказавшись в силу тех или иных причин в полной или частичной изоляции (жертвы ленинградской блокады, бастарды - внебрачные королевские дети, которых держали в заточении, и т.п.), так и не стали нормальными. Все предметы внешнего мира ребенку должны быть названы, причем в строго определенный критический период развития. Воистину, "в начале было слово".

То обстоятельство, что поведенческие признаки могут развиваться только при тесном и непрерывном взаимодействии с окружающей средой, делает генетический анализ концептуально нелегким. Кроме того, имеются также и чисто практические препятствия, которые тормозят научный прогресс в этой области, в частности, для изучения генетической изменчивости обычно необходимо обследование большого количества индивидов.

Определению относительного вклада наследственности и среды в поведение человека посвящено множество исследований. Основным предметом изучения в психологии и генетике поведения долгое время были индивидуальные различия умственных способностей. Однако эти исследования всегда подвергались жесткой критике, в том числе известным российским генетиком Н.П.Дубининым.

Умственная отсталость и выдающиеся способности были определены с использованием социальных критериев: отсталость - то, что делает индивидов неспособными к независимой социальной адаптации, а выдающиеся способности - те, которые дают возможность их обладателю считаться среди коллег по профессии лидером.

Коэффициент интеллектуального развития IQ был введен Бине и использовался сначала для формирования групп учащихся в школах и для классификации степени умственной отсталости. Впоследствии, к неудовольствию Бине, акцент сместился в сторону классификации нормальных людей в соответствии с их IQ. Способствовала этому первая мировая война, предоставившая американским психологам возможность проверить большое число новобранцев. После войны интерес к количественной оценке интеллекта сохранился, а тесты стали более тонкими и объемными.

Современная система испытаний умственных способностей включает тесты, которые оценивают способность оперировать словами и вербальными конструкциями, обращаться с абстрактными понятиями и математическими задачами, применять пространственное воображение и память и пр. Такие тесты оказались очень полезными, несмотря на множество критических замечаний относительно их смысла. Они давали довольно надежный прогноз успехов в школе, институте, в выборе профессии и пр. Едва ли, однако, с их помощью можно определить и оценить творческий потенциал исследуемого субъекта. Скорее, они показывают степень сообразительности испытуемого, а отнюдь не способность ставить и решать какие-либо задачи.

Для оценки корреляций IQ и умственных способностей были разработаны различные методы статистического анализа. Опыты на однояйцовых и разнояйцовых близнецах продемонстрировали, что IQ однояйцовых близнецов идентичны, независимо от того, воспитывались они в одинаковых или принципиально разных условиях.

Генетика человека и евгеника

Когда появились методы количественной оценки интеллекта, первые исследователи в этой области пытались определить влияние наследственности и среды на нормальную изменчивость. Общественные настроения после первой мировой войны определялись евгеническим движением. На многих ученых-биологов оказали воздействие евгенические представления, выявившие большое влияние генетических факторов на развитие умственных способностей, а также на проявление умственной отсталости, психических болезней, алкоголизма, преступности и пр. Ученые пришли к убеждению, что человеческому виду следует заняться своим улучшением и для этого поддерживать воспроизводство людей, обладающих желаемыми качествами (позитивная евгеника), и препятствовать воспроизводству больных, умственно отсталых и калек (негативная евгеника).

Но здесь таилась потенциальная опасность: во времена нацизма в Германии (1933-1945) люди увидели, к каким ужасающим последствиям может привести искаженное толкование идеи об улучшении человеческого рода. До сих пор вопросом первостепенной важности, сегодня даже более важным, чем когда-либо, остается вопрос, впервые поставленный Гальтоном: каково биологическое будущее человечества.

Первое десятилетие XX века ознаменовалось развитием евгеники в Европе и США. Были организованы различные учреждения, занимающиеся исследованиями в этой области. Со временем большинство серьезных ученых-генетиков разочаровались в ней, хотя по разным причинам не говорили об этом. Но сторонники евгеники продолжали работать с большим энтузиазмом. Курсы евгеники были включены в программу многих колледжей в США, во многих штатах были введены евгенические законы, которые давали возможность насильственно стерилизовать людей при наличии у них преступных наклонностей. Однако вопрос о передаче по наследству таких качеств не имел достоверного научного обоснования. Ситуацию, которая привела к введению таких законов, иллюстрирует заявление верховного судьи США Холмса, провозгласившего, что "трех поколений имбецилов достаточно". Евгеника сыграла важную роль и в принятии законов, ограничивающих иммиграцию в США из Южной Европы и Азии.

В Германии евгеника стала называться "расовой гигиеной". Это движение было обусловлено страхом перед вырождением человечества в целом и немецкого народа в частности от алкоголизма, сифилиса, из-за увеличения рождаемости среди слабоумных и низших слоев общества. Такие взгляды разделяла значительная часть образованных людей в Германии. Основные евгенические положения были извращены и превратились в идейное обоснование расизма и национализма, причем, нередко поддерживались интеллектуалами, обеспокоенными биологическим будущим человечества. Ведущие германские специалисты по генетике человека так или иначе причастны к тому, что эта наука в извращенном виде была поставлена на службу нацистскому государству. Но утверждения, будто генетики поддерживали нацистский антисемитизм и массовые убийства в концлагерях, измышлены главным образом политиками или политизированными учеными.

В Советском Союзе евгеника возникла в 1920-е годы. Были организованы бюро по евгенике, общество евгеников и евгенический журнал. Вскоре обнаружилось расхождение евгенических представлений с государственной идеологией, и уже в конце 20-х годов эти работы были прекращены.

Большевистские власти фактически запретили изучать генетику человека, а заодно и медицинскую генетику, которая успешно развивалась такими выдающимися учеными, как С.Н.Давиденков, С.Г.Левит, И.И.Агол и др. Забота партии о науке заключалась, прежде всего, в приведении научной картины мира в соответствие с идеологией диалектического материализма и коммунистическими лозунгами. Какой трагедией обернулось это для народа, всем известно. Генетика же утверждала, что каждая личность уникальна и неповторима и что многие не только физические, но и психические качества определены от рождения и лишь частично поддаются влияниям среды и внешней коррекции. Диалектический же материализм оценивал научную теорию не с точки зрения ее соответствия фактам, а с точки зрения господствующих философских догм и соответствия ее атеистическому мировоззрению. Один из выдающихся философов современности П. Фейерабенд даже позволил себе сравнить науку с мифом, а ученых - со жрецами: научная концепция нередко уподобляется мифу, а ученые, как жрецы, охраняют сложившиеся догмы от инакомыслящих.

Интерес к применению достижений генетики в медицине сохранился дольше. В 20-е годы в Советском Союзе был организован крупный институт медицинской генетики. Однако его организатор и директор Л.Е.Левит в 1938 году был расстрелян, тогда же генетика человека была открыто провозглашена нацистской наукой. После августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 года и установления в биологии диктатуры безграмотного агронома Лысенко все генетические исследования были запрещены. Возрождение генетики началось только в 1964 году. Выдающийся российский генетик М.Е.Лобашев очень четко высказался о роли евгеники в биологии:

"В целях управления эволюцией человечества требуется научно обоснованная регуляция ее. Для этого необходима специальная наука евгеника, предметом которой явилось бы изучение путей и методов особенностей эволюции человека, что осуществимо в полной мере только в условиях социального и экономического равенства людей... Некоторые биологи склонны отказаться от термина "евгеника", заменив его антропогенетикой или медицинской генетикой. С этим согласиться трудно. Медицинская генетика, изучающая наследственные болезни, их этиологию и лечение, является лишь частным разделом антропогенетики, которая изучает закономерности наследования свойств человека, как в норме, так и в патологии, не касаясь эволюции человека. Евгеника же должна заниматься изучением эволюции человека и путей избавления от неблагоприятных наследственных факторов, отягощающих человечество. Успехи евгеники будут зависеть от уровня цивилизации и организации общества".
И еще:
"Отбросив всякие социальные извращения научных основ, евгеника должна существовать и развиваться как наука, основанная на точных биологических и генетических знаниях" *.
Лобашев считал, что в действительности задачи евгеники включают поиск путей ограждения человека от наследственных болезней, повышение биологического образования самого человека и решение других проблем, связанных с оздоровлением человеческого общества.
* Лобашев М.Е. Генетика, Л., 1967.
Одно время даже бытовало мнение, будто евгеника стремится превратить человечество в конный завод. Конечно, это далеко не так. Н.К.Кольцов, один из активнейших сторонников евгеники, писал о том, что необходим поиск талантливых людей и
"...постановка всех этих талантов в такие условия, при которых они не только сами могли бы проявить эти способности в полной мере, но и прокормить и воспитать многочисленную семью..." *.

"Ни война, ни революция не имеют такого пагубного значения для евгеники как... ограничение потомства. ...Воздержание от деторождения евгенически гибельно..." **.

"Всякое принуждение к браку со стороны всегда будет возбуждать и должно возбуждать более или менее резкое противодействие со стороны человека, не терпящего насилия в этом отношении над своей личной свободой" ***.

"Но все же и теперь каждая отдельная нация может осуществлять евгеническую работу, Для этого требуется ставить в наилучшие условия существования тех граждан, которыми нация особенно дорожит, всех выделяющихся ценными наследственными задатками. Чем в более раннем возрасте нация умеет открывать эти задатки таланта среди своих членов, чем ранее она сумеет обеспечить существование для них и для их семьи, тем более можно рассчитывать на обогащение нации благородными генами" ****.

Таким образом Кольцов подчеркивает, что с точки зрения евгеники пагубны для человечества войны и революции, ограничение рождаемости и насильственное проведение в жизнь евгенических проектов. Он указывает на полезность для нации выявления талантливых людей (в разных областях человеческой деятельности) и обеспечения им возможности реализовать свой талант, прокормить семью и дать хорошее образование детям. Спрашивается, разве это плохо? Где здесь приписываемый евгеникам расизм?
* Евгеника. М., 2005. С. 303.

** Указ. соч. С. 311-312.

*** Указ. соч. С. 299.

**** Указ. соч. С. 313-314.

Конечно, в обществе недопустим подбор брачных пар, человек сам должен прийти к учету наследственных факторов. Тем не менее, отношение ученых к евгенике неоднозначно, здесь существуют значительные разногласия, как и по многим другим этическим аспектам биологических проблем. Поэтому в наши дни многие достижения биологов подвергаются этической экспертизе. Как известно, почти каждое научное достижение, от атомной энергетики до бактериологических исследований, может быть обращено как во благо, так и во зло. Да, некоторых генетиков не миновал соблазн: не попытаться ли использовать эту науку для улучшения человечества? Однако подобные идеи были чужды мировому сообществу генетиков.

Между тем, развитие генетики поведения совершенно необходимо, поскольку она позволяет понять механизмы патологических отклонений (в том числе преступности) в поведении человека, выявить способности в том или ином виде творческой деятельности.

Некоторые ученые делят человека в генетическом плане как бы на две части: первая - общая с животными и генетически детерминированная, вторая - отличная от животных, не подчиняющаяся законам генетики, целиком и полностью зависящая от социальной среды. Нам кажется, что никаких оснований для такого подразделения нет. Законы генетики, присущие всему органическому миру, распространяются и на человека, включая его высшую нервную деятельность.

Социальные аспекты генетики

Последовательное развитие биологической науки характеризуется обретением ею все большего и большего социального и даже в какой-то степени идеологического статуса. В XX веке пути ее развития совершенно неожиданно пересеклись с некоторыми мировоззренческими проблемами. Это стало особенно заметным после появления генетики, когда обозначились ее точки соприкосновения с философией и религией. Ничего удивительного в этом нет, ибо генетика вторглась в пределы религиозно-философских и идеологических сфер. Агрессивность и склонность к антисоциальным, противоправным действиям, умственные способности, обучаемость или интеллектуальная тупость, прочие социально значимые качества оказалось возможно изучать с точки зрения генетики.

В XXI веке этические аспекты биологических проблем привлекли к себе самое пристальное внимание в связи с публикацией результатов расшифровки генома человека. Геном человека содержит более 30000 генов, многие из них картированы и клонированы, т.е. известно их место в хромосомах и их нуклеотидный состав. Установление функциональной роли всех генов человека - дело, по-видимому, уже недалекого будущего.

В свете успехов генной инженерии евгеника получает новый смысл, и власть внимательно поглядывает на генетику, оценивая ее возможность так или иначе вмешаться в отлаженную уже систему общественной жизни и решая, в какой степени можно позволить или запретить это вмешательство. Хорошо известны значительные финансовые вливания в те отрасли генетики, которые приносят пользу сельскому хозяйству и медицине. Еще лучше известны запретительные меры, принимаемые не только в России, но и во всем мире. У нас в свое время запретили генетику в целом. В Америке хотели запретить генную инженерию, испугавшись, как бы она не создала возбудителей новых и страшных заразных болезней; в ряде стран разрабатываются запреты экспериментов по клонированию человека, что, по нашему мнению, справедливо, ибо всякие манипуляции с человеческими зародышами этически недопустимы.

Поскольку эксперименты, связанные с размножением человека, невозможны, следует, как полагал Лобашев, искать другие пути контроля над эволюцией человеческого рода. Можно сформулировать уже очевидные сейчас основные мероприятия в этой области.

Постепенно подобные меры входят в жизнь в разных странах и сообществах. Собственно говоря, уже многие евгенические рекомендации претворяются в жизнь. Так, злостные преступники - убийцы, насильники, гангстеры - приговариваются к пожизненному заключению, а то и к смертной казни (как в некоторых штатах США, требующих, однако, от других стран ее отмены), тем самым предотвращая их размножение и распространение "плохой" наследственности. Психически больные люди также изолируются от общества в специальных лечебницах, следовательно, они также лишаются возможности оставить потомство. Наконец, создается сеть медико-генетических консультаций, в которых новобрачные могут узнать о состоянии своего здоровья, том числе и психического, о своей наследственности, о возможности передачи потомкам какой-то патологии (если она имеется) и посоветоваться относительно целесообразности обзаведения потомством.

Иными словами, негативное отношение к евгенике себя не оправдывает. Евгеника - это своеобразная "профилактическая" генетика человека, которая в тесном взаимодействии с общей и медицинской генетикой способна принести пользу обществу.
 




Сентябрь 2007 г.