© В.А. ЛитвиновПРАВДА О ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ ПИЩЕ
Показатели потребления в России за 100 летВ.А. Литвинов
Литвинов Владимир Александрович - д.э.н., проф., зам. дир. Всероссийского центра уровня жизни.Сколько нужно человеку для жизни - чтобы быть сытым, одетым, иметь крышу над головой, удовлетворять свои культурные потребности (хотя бы в кино сходить, новости по телевизору посмотреть)? Более-менее понятно, что верхнего предела в удовлетворении витальных и социальных потребностей человека нет - как нет и самого большого числа на свете. Но то, что есть критически важный для жизни человека в обществе перечень потребностей и набор благ, минимально необходимый для их удовлетворения, - это сегодня общепризнанно. Весь вопрос в том, как этот набор определить, подсчитать его стоимость и выявить достигнутую степень удовлетворения потребностей. В экономической науке проблема эта сформировала особую предметную область - исследования прожиточного минимума и уровня жизни. Истории подобных расчетов в нашей стране и посвящена настоящая статья.
Исходным пунктом в расчетах экономистов стало представление о человеке как существе биосоциальном. Физиологически жизнь человека - непрерывное производство энергии и ее расходование, на основе медицинских исследований установлены энергозатраты, необходимые не только для жизни, но и для деятельности. Энергию человек получает с пищей: входящие в нее вещества при сгорании выделяют: 1 грамм белка - 4 ккал, жиры - 9 ккал, углеводы - 3,8 ккал. Соответственно, можно подсчитать потребность в основных пищевых веществах. При этом важна не только общая калорийность, но и соотношение различных веществ. Так, при суточной калорийности пищи до 4000 ккал на долю углеводов должно приходиться 56%, белка - 14, жиров животных - 20, а на долю растительных жиров - 10%. Естественно, возможны различные комбинации пищевых продуктов в суточном рационе, позволяющем воспроизвести энергетические затраты людей различных профессий и возрастов. Исходя из соответствующих характеристик конкретных продуктов, специалисты определяют так называемые "продуктовые корзины" - наборы продуктов питания, минимально необходимые для сохранения здоровья и трудоспособности человека.
Однако потребности человека обусловлены не только его биологией, но и его социальностью, т.е. необходимостью жить среди людей. Соответственно, минимальный набор доступных человеку благ должен включать в себя, кроме пищи, одежду, жилье, услуги, например транспорт, и т.д.
Социальность требует от человека удовлетворить потребность не кое-как, а хотя бы в минимально приемлемых обществом стандартах. Стандарты эти меняются, причем скорость их изменения нарастает. Сто лет назад никого не смущало городское жилье, у которого "все удобства" были во дворе. Татьяна Ларина считалась образованной девушкой, хотя "по-русски плохо знала" и вообще "университетов не кончала" (изменились стандарты женского образования). Средний американец сегодня живет, скорее всего, комфортнее, чем американский миллионер 100 лет назад, особенно, если учесть успехи медицины (тот же аспирин появился в аптеках в 1915 г.), свободу передвижения, возможности проведения досуга *.
* Бирман И. Уровень русской жизни (а также американской): вопросы - материалы - сравнения - некоторые ответы. М., 2004. С. 301.Итак, задача определения уровня жизни людей - это в первую очередь задача определения нормативного набора благ и услуг, критически значимых для жизни "человека общественного", и сопоставление такого набора с реальным потреблением людей *.* "Видимое потребление" вычислялось путем прибавления к производству того или иного продукта его ввоза из-за границы и вычитания из полученной суммы вывоза. Кстати, почему зовется "на душу"? Так сложилось исторически. В XVIII в. "душами" считали лишь людей пола мужского, "душу ревизскую", что собственно означает человека "податного состояния". Когда еда была основным элементом потребления населения, вместо "на душу" употребляли порой "на едока".В России еще в начале XX в. основой для построения нормативных наборов стали сведения о фактическом потреблении населением важнейших продуктов питания. В таблице 1 приведены любопытные данные правительственной статистики того времени об объемах потребления основных продуктов.Таблица 1Видимое потребление важнейших продуктов в России в 1906-1913 гг.,
на душу населения, пудов
Годы Пшеница Рожь Ячмень Картофель Сахар Соль Спирт,
ведраЧай,
фунты1906 4,6 6,5 2,0 10,8 14,4 - 0,62 1,42 1907 5,4 8,0 2,4 11,6 14,3 29,7 0,63 1,48 1908 6,1 7,7 2,4 11,6 15,2 28,6 0,61 1,36 1909 6,9 8,5 2,8 12,5 15,5 35,2 0,58 1,12 1910 6,2 8,1 2,5 13,6 17,0 31,4 0,60 1,00 1911 4,2 6,9 1,9 11,6 17,8 29,8 0,56 1,01 1912 6,8 9,3 2,7 13,9 18,0 29,9 - 0,93 1913 7,1 7,2 2,6 9,9 - - - 0,94 Источник: Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб., 1995. С. 303-304.
Но особое место в изучении фактического потребления населением в дореволюционный период принадлежит не правительству, а земствам. Впервые в широких масштабах выборочные обследования бюджетов крестьянских хозяйств были проведены земскими статистиками Воронежской губернии в конце XIX в. Именно они впервые определили потребительские нормы. В Вологодской губернии земские статистики разработали шкалу коэффициентов приведения различных по полу и возрасту потребителей - членов семьи к условной потребительской единице - взрослому едоку. По этой шкале за полную потребительскую единицу принималось потребление мужчины в возрасте 18-59 лет, а другие члены семьи приравнивались к ним по следующим коэффициентам: дети в возрасте до 1 года - 0,1; 1-6 лет - 0,3; 7-13 лет - 0,5; 14-17 лет - 0,8; женщины 16-54 лет - 0,8; женщины 55 лет и выше - 0,6 и мужчины 60 лет и выше - 0,8 полной потребительской единицы. Только с начала XX в. стали производиться обследования бюджетов рабочих в ряде промышленных районов (было обследовано более 4500 бюджетов, из которых включено в разработку 3800).
В Советской России обследование бюджетов рабочих и служащих впервые было проведено в мае 1918 г. в Петрограде областным комиссариатом труда под руководством известного советского экономиста и статистика С.Г. Струмилина. По полученным данным (табл. 2), почти три четверти всех затрат рабочих и служащих составляли тогда расходы на еду и одежду.
Таблица 2Удельные веса расходов на потребление основных видов благ, конец 1922 года, % к бюджету
Расходы на... Рабочие Служащие Помещение 1,9 4,2 Топливо-осветительные материалы 11,7 12,2 Питание 45,5 46,8 Табак и алкоголь 1,8 1,7 Одежда, туалет 25,9 18,0 Хозяйственные вещи 1,0 0,5 Гигиена 0,8 1,5 Лечение 0,3 1,1 Культурно-просветительские расходы 1,2 2,1 Общественно-политические расходы 2,8 2,4 Прочие расходы 7,1 9,5 Итого 100,0 100,0 Источник: Полляк Г.С. Бюджеты рабочих и служащих к началу 1923 г. М., 1924. С. 25.
На основе подобных данных в каждом регионе России проводились затем расчеты нормативных бюджетных наборов. Их отличительной особенностью в те годы была крайняя ограниченность как по составу благ, так и по их объему. Причина очевидна - тяжелое экономическое положение. В условиях всеобщей разрухи основным (а то и единственным) продовольственным ресурсом было зерно. Поэтому главным продуктом в пищевом пайке времен гражданской войны был хлеб, обеспечивавший 71% калорийности пайка (табл. 3). По сравнению с дореволюционным рабочим потреблением доля мяса в этом пайке была сокращена почти втрое.
Таблица 3Калорийный состав рабочего пайка, %%
Продукты пайка До 1917 г. В 1920 г. Нормы
ГоспланаХлеб и крупа 68,2 70,2 70,8 Картофель 7,7 16,9 7,9 Разные овощи 1,1 1,9 1,0 Мясо и рыба 4,6 2,6 1.6 Жиры животные и растительные 10,0 4,8 11,1 Молочные продукты и яйца 2,0 4,6 Сахар, мед и т.п 5,6 1,6 3,0 Всего 100,0 100,0 100,0 Источник: Струмилин С. г. На плановом фронте (1920-1930 гг.). М., 1958. С. 45.
При определении среднедушевого пищевого пайка исходили прежде всего из настоятельной необходимости подъема экономики на основе энергичного производительного труда. Человек в этом случае рассматривался как человек-машина, на поддержание холостого хода которого расходуется до 2 тыс. ккал. Однако содержание рабочих на "холостом" ходу считалось тогда расточительной роскошью и приравнивалось к перегонке "...наших скудных запасов хлеба в никчемный навоз вместо превращения их в драгоценнейшую энергию производительного труда" *.
* Струмилин С. г. На плановом фронте (1920-1930 гг.). М., 1958. С. 40.Поэтому для работника средней квалификации суточная норма определялась в 3750 ккал, для студентов - в 2600 ккал, для инвалидов и безработных - 1800 ккал, детей до трех лет - не менее 1250 ккал и т.д. При этом господствовал принцип, согласно которому: "Если бы у нас не хватило ресурсов, нам пришлось бы пойти по пути сокращения числа снабжаемых, а не норм снабжения" *. В реальной жизни это положение трансформировалось в следующий знакомый тезис: "Кто не работает, тот не ест".
* Струмилин С. г. Указ. соч.Позднее, в 1922 г., с оживлением товарно-денежных отношений по материалам обследований был разработан бюджетный набор из 24 наименований товаров: 15 видов продуктов питания и 9 товаров первой необходимости (сапоги, мыло, спички, дрова и т.п.). Статистическим наблюдением постоянно отслеживалась его стоимость. В 1924 г. в набор были введены квартирная плата, коммунальные услуги и культурно-просветительские расходы. Наиболее радикальный пересмотр бюджетного набора 1926 г. предусматривал уже 40 позиций товаров и услуг. В 1928 г. из-за исключения расходов на трамвай, отсутствовавший в большинстве провинциальных городов, число позиций бюджетного набора сократилось до 39. В течение ряда лет бюджетный набор постепенно приближался к реальному бюджету семьи рабочего, определенному на основе бюджетных обследований. Так, если набор 1924 г. охватывал 80 % бюджета рабочих, то набор 1926 г. - 90 %.Утвержденный "бюджетный набор" служил одновременно и денежной единицей: одна десятая стоимости такого набора носила название "условный бюджетный рубль" *, который широко применялся для измерения заработной платы. Изменение стоимости набора призвано было отражать динамику "дороговизны".
* Так называемый "долговой рубль", законодательно установленный в 1996 г., есть прямой аналог условного "бюджетного рубля" периода нэпа.В 30-х годах система бюджетных наборов как таковая ликвидируется, и расчеты прожиточного минимума в сентябре 1931 г. прекращаются.Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и сразу после нее действовала жесткая карточная система, главным принципом которой были не физиологические нормы, а реальные возможности государства. В случае необходимости нормы отпуска, в частности, продуктов просто "урезались".
После войны в рамках планового ведения народного хозяйства применительно к потребительским бюджетам был выработан весьма характерный для плановой системы подход "от достигнутого". Вопрос об абсолютном размере бюджета как бы и не ставился: низкий он или высокий, достаточен или недостаточен для решения задачи элементарного жизнеобеспечения - не важно. Признавалась важной лишь динамика явления, главными становились темпы роста сами по себе, без учета того базового уровня, по отношению к которому они подсчитыва-лись. Главное, что двигаемся вперед и по темпам не уступаем "им". А то, что "они" считают темпы от иного, гораздо более высокого уровня, - это дело второе. Ведь есть же устойчивое улучшение, особенно, если сравнивать с 1913 г. Получалось прямо по Л. Н. Толстому: "Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся".
С конца 50-х годов при обосновании направлений развития экономики страны на перспективу в плановых расчетах были впервые использованы варианты так называемого "рационального потребительского бюджета" (РПБ). В 1956 г. на специальные комиссии была возложена задача разработки дифференцированных среднедушевых норм потребления продуктов питания по СССР и экономическим районам страны и научно обоснованных норм потребления важнейших непродовольственных товаров на перспективу. Сегодня эти "научные нормы" нередко вызывают улыбку. Приведем характерную цитату: "При расчете расходов городской семьи на приобретение музыкальных товаров предполагается, что около 20% семей будут иметь пианино и рояли, и 15% семей будут пользоваться через прокат пианино и роялями" *. В 60-е годы "рациональные нормы" выглядели так (табл. 4):
* Методологические вопросы изучения уровня жизни трудящихся. Вып. II. М.,1962. С. 282.Были и другие расчетные нормативы потребления (графы А, Б, В табл 5.). Но больший интерес представляет приведенное в таблице 5 сопоставление норм с реальным потреблением, достигнутым на тот или иной период жизни страны.Таблица 4"Рациональные" нормы потребления продуктов питания
в среднем по стране на душу в год (кг)
Мясо и мясопродукты 90,0-100,0 Молоко и молочные продукты 481,0 Яйца, шт. 365,0 Рыба и рыбопродукты 16,2 Сахар 40,0-44,0 Масло растительное и другие жиры 10,0 Картофель 95,0 Овощи и бахчевые 164,0 Фрукты и ягоды свежие 110,0 Хлеб, крупа и макаронные изделия 120,0 Источник: Матюха В. Ф. Статистика бюджетов населения. М., 1967. С. 129.
Таблица 5Потребление населением и его обеспеченность отдельными товарами
в сравнении с рациональными нормами
Показатели Факт Рациональные нормы
(нормативы рац. обесп.1960 1965 1970 1980 А Б В На душу населения, кв.м Хлопчатобумажные ткани 19,2 19,1 21,2 23,8 37,4 31,2 29 Шерстяные ткани 2,2 2,5 2,7 2,7 5,1 4,2 3,8 Шелковые ткани 3,4 3,6 4,7 6,6 10,3 10,3 9,4 Верхний трикотаж, шт. 0,6 0,9 1,8 2,1 1,7 - 4,0 Кожаная обувь, пар 1,9 2,4 3,0 3,2 3,3 3,6 3,7 На 100 семей, шт. Часы всех видов 286 319 411 518 - - 600 Радиоприемники и радиолы 46 59 72 85 - 140 148 Телевизоры 8 24 51 85 - 125 125 Холодильники 4 11 32 86 - 110 110 Стиральные машины 4 21 52 70 - 70 72 Электропылесосы 3 7 12 29 - 58 - Источник: Костин Л.А. Производство товаров народного потребления (социально-экономический аспект). М., 1980. С. 206; Матюха В.Ф. Статистика бюджетов населения. С. 112, 149; Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. М., 1972-1980. Т. 3. С. 40.
Кроме того, существовали нормативы рациональной обеспеченности населения жильем, а также платными и бесплатными услугами сфер бытового и социально-культурного обслуживания. Так, норматив общей жилой площади установили в зависимости от количества членов семьи: для одиночек - 36, а на "душу" в семье из 6 человек - 17,2 кв. м. Для "рациональных норм потребления мебели" средний срок ее службы принят 20 лет. Впрочем, признавалось, что нормы эти несовершенны, что объясняется отсутствием необходимой статистической базы для расчета.В 70-е годы в состав планового и рационального потребительских бюджетов (РПБ) на 1980 г. и на перспективный 1990 г. НИЭИ Госплана СССР включал в расчет 1174 товарных позиции. Они подразделялись на хозяйственно-бытовые товары общесемейного пользования, культурно-бытовые товары общесемейного и индивидуального пользования, спортивные товары общесемейного и индивидуального пользования, товары для любительских занятий, предметы личного обихода, верхнюю одежду, белье, головные уборы и шарфы, обувь. Практически в набор были включены все виды изделий, выпускаемых отечественной промышленностью, вплоть до курительных приборов и украшений.
Как показывают данные таблицы 6, достигнутый уровень потребления в 1985 г. заметно (по многим позициям в 2-3 раза) отставал от РПБ. Разрабатываемые плановые проектировки на краткосрочную (1990 г.) и среднесрочную (до 1995 г.) перспективу должны были ориентировать народное хозяйство на значительное увеличение производства предметов потребления, т.е. на ускоренное движение к цели-эталону РПБ. При этом РПБ рассматривался в условиях плановой экономики не только как эталон или цель-ориентир, но и как гипотеза потребления, на базе которой выявляется заказ промышленности, сельскому хозяйству и другим народнохозяйственным отраслям. Практическое использование РПБ предполагало рационализацию структуры потребления, формулирование спроса населения в соответствии с научно-обоснованными нормативами потребления. Для этого плановые бюджеты увязывались с динамикой развития отраслей производственной и непроизводственной сфер. Кроме того, РПБ выступал в качестве меры удовлетворения потребностей.
Таблица 6Количественные характеристики потребления населением основных видов товаров
Показатели Факт План Нормативы
рационального
потребления
и обеспеченности*1985 г. 1989 г. краткосрочный
(1990 г.)среднесрочный
(1995 г.)Ресурсы основных продуктов питания (в расчете на душу населения в год), кг Мясо и мясопродукты 62 67 68 80 84 Молоко и молокопродукты 325 363 350 400 380 Яйца, шт. 260 268 280 285 280 Рыба и рыбопродукты 18 17,2 18,4 20 20 Сахар 42,2 42,5 42 43 38 Овощи и бахчевые 102 95 127 142 146 Фрукты и ягоды 48 41 58 71 80 Картофель 104 98 110 105 105 Ресурсы основных товаров длительного пользования (в расчете на 100 семей), шт. Радиоприемные устройства 96 95 96 111 160 Телевизоры 97 105 109 132 160 в том числе цветные 24 - 49 85 105 Магнитофоны 37 50 52 68 75 Видеомагнитофоны - - - 6 - Холодильники и морозильники 91 92 92 101 140 Электропылесосы 39 46 51 80 80 Мотоциклы и мотороллеры 20 18 20 21 20 Велосипеды 49 58 57 67 75 Автомобили легковые 15 18 17 18 50 * Рекомендованы Институтом питания АМН СССР и ВНИИКС.
Источник: О мерах по оздоровлению экономики, этапах экономической реформы
и принципиальных подходах к разработке тринадцатого пятилетнего плана. М., 1990. С. 59-61.Особый интерес представляет трактовка РПБ как некоего эталона "разумных потребностей". Считалось, что советский человек будет ограничивать себя в потреблении и пользоваться вещами лишь в действительно необходимом количестве. "Каждый может в одно и то же время надеть лишь один костюм, одну пару обуви - как бы ни был велик его гардероб. Это еще в большей мере относится к удовлетворению потребностей в предметах длительного пользования: мебели, домашнем оборудовании и т.п. Чтобы удовлетворить потребности в них, никто не станет требовать по несколько телевизоров, холодильников и т.д. и превращать свою квартиру в склад вещей. Возможность свободного получения в любое время нужной вещи из общественных складов сделает излишним и бессмысленным накопление и нагромождение вещей дома... Принцип полного и всестороннего удовлетворения потребностей всегда предполагает разумные потребности культурного, высокосознательного человека, а не капризы и вычурные претензии отдельных лиц" *.
* Анчишкин И.А. Экономические условия роста благосостояния советского народа. М., 1977. С. 184.Это почти буквальное повторение слов, звучавших из уст Франсуа Ноэля (Гракха) Бабефа - коммуниста-утописта, одного из руководителей движения "Во имя равенства" времен французской Директории (1795-1799 гг.): "Счастье! Спросите того, кто страдает от голода, жажды, холода, чрезмерной усталости или от собственного невежества, в чем оно заключается. Ответ будет ясный, четкий, категорический. Вам всем будет объяснено в нескольких словах, все, что вне этого, не более как капризы и фантазии...". В его идеальном государстве "все произведения земли и промышленности хранились в общественных складах, откуда они будут отпускаться для равного их распределения между гражданами под надзором ответственных за это должностных лиц" *. На деле такой принцип распределения означает не "каждому по труду" и не "каждому по его потребностям", а "каждому в соответствии с возможностями", что, по сути, означает равное распределение скудости.* Самсонова Т.Н. Справедливость равенства и равенство справедливости. М., 1996. С. 66.В СССР дифференциация была не столь значительной, как сегодня, но и равенства все же не было. В 80-х годах "достигнутый" уровень потребления в среднем по стране был примерно в 1,5 раза больше, чем в семьях с душевым доходом от 75 до 100 руб. в месяц. В семьях же с душевым доходом до 75 руб. уровень потребления был в 4-5 раз ниже среднего по всему населению. Нельзя забывать, что и формально "достигнутый" средний уровень потребления для очень многих не мог фактически быть удовлетворен из-за тотального дефицита товаров первой необходимости.С середины 80-х годов стали со всей очевидностью проявляться весьма неприятные факты и тенденции. Мало того, что страна все больше отставала по уровню от развитых, а по темпам и от развивающихся стран, так еще со всей жесткостью обозначился острейший кризис на внутреннем потребительском рынке. После более чем 40-летнего планового пути к обеспечению граждан благами в соответствии с рациональным потребительским бюджетом, граждане оказались перед фактом введения карточек на товары первой необходимости. Хотя формально в стране их централизованно не вводили, но повсеместно, в том числе и в Москве, существовали разного рода "визитные карточки покупателя" с фотографиями и печатями, без которых в магазин просто не пускали. Правда, в пустом магазине и с этим "документом" делать было нечего.
Вполне серьезно в середине 80-х рассматривались вопросы о введении параллельной денежной единицы и о денежной реформе. Предпринимались лихорадочные попытки "сделать убыточное хозяйство прибыльным, ничего в оном не меняя" (по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина). Но попытки усовершенствовать "производственные отношения" не помогли решить проблему снабжения населения товарами. Уровень развития производительных сил страны не давал возможности осуществить "научно обоснованное и справедливое" распределение - произведенных благ просто не хватало для обеспечения уровня потребления, сколь-нибудь отвечающего "рациональным бюджетам".
К середине 1990 г. ситуация на потребительском рынке стала нетерпимой. В разработанной тогда программе "500 дней", наряду с тезисом о личной ответственности каждого, ставился и вопрос о системе государственных (через законодательство) гарантий благосостояния. Данная программа предполагала, что "к концу переходного периода, т.е. 500 дней, вся система социальных гарантий будет основана на качественно новом элементе - законодательно утвержденном прожиточном минимуме, базирующемся на минимальном потребительском бюджете" *.
* Переход к рынку. Концепция и программа. М., 1990. С. 101.При этом "расчет минимального потребительского бюджета должен основываться не на нищенских потребностях и минимальных уровнях их удовлетворения, а на предоставляемой экономической системой каждому члену общества возможности достойно существовать даже при минимальном уровне доходов. Минимальный потребительский бюджет в новых условиях должен гарантировать не только удовлетворение первоочередных потребностей в пище и одежде с учетом либерализации розничных цен, но и возможность иметь жилище, пользоваться услугами медицины и образования, содержать нетрудоспособного. Это качественно новая форма определения стоимости рабочей силы, обеспечивающая работнику не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, свободу потребительского выбора" *.* Там же. С. 102.19 октября 1990 г. Верховный Совет СССР закрепил в качестве важного инструмента проведения новой социальной политики показатель минимального потребительского бюджета. Он определялся как набор различных товаров, услуг и других благ, необходимых человеку для существования, который должен "гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, определенную свободу потребительского выбора". Но поскольку ввести сразу такой минимальный потребительский бюджет не представлялось возможным из-за отсутствия бездефицитного потребительского рынка, предлагалось на 1991 г. утвердить минимальный потребительский бюджет с ограниченным набором "потребительской корзины" с последующим ее пересмотром с учетом возможностей народного хозяйства *.* Об основных направлениях по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике. М., 1990. С. 52.В мае 1991 г. М.С. Горбачев подписал соответствующий указ - "О минимальном потребительском бюджете", в котором предусматривалось "ввести в практику осуществления социальной политики использование минимального потребительского бюджета, определяющего расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека". Использовать на практике новый потребительский бюджет уже не пришлось. В августе "случился ГКЧП" со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями.Денежные и бюджетные ограничения первых месяцев "гайдароно-мики" через жесткую либерализацию цен вернули рублю качества платежного средства, сократили прямой внутренний продуктообмен. В марте 1992 г. вышел Указ Президента РФ "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации", в котором перед правительством Российской Федерации была поставлена задача разрабатывать республиканский минимальный потребительский бюджет, "исходя из набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности", и использовать его при формировании перспективной социально-экономической политики. Вместе с тем на период преодоления кризисного состояния экономики этим же указом, наряду с минимальным потребительским бюджетом, вводился "прожиточный (физиологический) минимум". Его предполагалось определять дифференцированно по основным социальным группам для характеристики минимально допустимых границ потребления важнейших материальных благ и услуг (продуктов питания, предметов санитарии и гигиены, лекарств, жилищно-коммунальных услуг).
Но старые наработки, по целому ряду обстоятельств, не годились. 15 апреля 1992 г. пришлось утверждать новые "Временные методические рекомендации по расчетам прожиточного (физиологического) минимума по регионам Российской Федерации", а 10 ноября пересматривать их ("Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации"). Различие между ними наглядно видно из таблицы 7.
Таблица 7Нормы потребления отдельных продуктов питания (в среднем на душу населения, кг в год)
Продукты Методические рекомендации
от 15 апреля 1992 г.Методические рекомендации
от 10 ноября 1992 г."XI 1992" к "IV 1992"
(%)Хлебопродукты 102 130,8 128 Картофель 105 124,2 118 Мясопродукты 50 26,6 53 Молокопродукты 324 212,4 66 Яйца, шт. 246 151,4 62 Сахар 28 19,7 70 Таким образом, государство в ноябре "рекомендовало" своим гражданам есть картошки и хлеба побольше, чем в апреле, а всего прочего - поменьше.
В конце октября 1997 г. был принят Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", устанавливающий качественно новое правовое пространство для определения минимально необходимого набора и объема жизненно необходимых российскому гражданину благ. В законе прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Тем самым законодатель сделал ключевым понятие "потребительской корзины". Определяется потребительская корзина для основных социально-демографических групп, а именно: трудоспособного населения, пенсионеров и детей.
В настоящее время, после того, как в августе 2005 г. были принято Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации 17 февраля 1999 г. № 192", нормативы потребления продуктов питания российскими гражданами выглядят так (табл. 8).
Таблица 8Минимальный набор продуктов питания
для основных социально-демографических групп населения
в целом по Российской Федерации
Наименование продукта Объем потребления
(в среднем на одного человека в год, кг)трудоспос. насел. пенсионеры дети Хлебные продукты
(хлеб и мак. изд. в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)134 103,7 84,3 Картофель 107,6 80 107,4 Овощи и бахчевые 97 92 108,7 Фрукты свежие 23 22 51,9 Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар 22,2 21,2 25,2 Мясопродукты 37,2 31,5 33,7 Рыбопродукты 16 15 14 Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко 238,2 218,9 325,2 Яйца, шт. 200 180 193 Масло растительное, маргарин и другие жиры 13,8 11 10 Прочие продукты (соль, чай, специи) 4,9 4,2 3,6 Как видим, в среднероссийскую корзину немного добавили мясопродуктов, рыбы, молока, яиц, а также фруктов и овощей. Увеличилась норма на сахар и кондитерские изделия, снизилась - на хлеб и картошку.
Конечно, хорошо, что нормы по наиболее ценным пищевым продуктам увеличены. Однако в целом они ниже тех, что были приняты еще в апреле 1992 г., и уж тем более далеки от обоснованных медициной потребностей человека. Но даже при таких нормах примерно пятая часть населения страны "не дотягивает" до потребления на уровне норм, включенных в прожиточный минимум. Напомним, что прожиточный минимум - перечень товаров и услуг, абсолютно необходимый для социального выживания российского человека.