№3, 2006 г.

© Ю.В. Хен

ЕВГЕНИКА: ОСНОВАТЕЛИ И ПРОДОЛЖАТЕЛИ

Ю.В. Хен
Хен Юлия Вонховна - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН.

Начало Гальтона

Идея усовершенствования человеческой "породы" (евгеника, от греч. eugenes, - благородного происхождения, породистый) методами селекции сама по себе очень старая. Платон в своем "Государстве" или Т. Кампанелла в "Городе Солнца" уже разрабатывали стратегии получения человеческих индивидов с заданными качествами. Основателем "научной" евгеники, учения о наследственном здоровье, о путях улучшения потомства будущих поколений считается английский естествоиспытатель, врач и антрополог Фрэнсис Гальтон (1822-1911). Его книга "Наследственный гений, его законы и следствия" вышла в 1869 году. В русском сокращенном переводе 1875 года она называлась "Наследственность таланта, ее законы и последствия" *. Книга была написана под сильнейшим впечатлением от "Происхождения видов" Чарльза Дарвина (1859) и содержала основные положения и принципы евгеники, которую теперь называют классической. Впервые эти идеи он изложил в 1865 году в статье "Наследственный талант и характер". В этой же работе он ввел термин "евгеника".

* Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. СПб., 1875.
Замысел "Наследственного гения" Гальтон представлял следующим образом: "Теория наследственности таланта, хотя к ней обыкновенно относятся с недоверием, находила себе защитников и между прежними писателями, и между новейшими. Но я объявляю притязание на то, что я первый пытался разработать этот предмет статистически, пришел к таким результатам, которые могут быть выражены цифрами, и применил к изучению наследственности закон отклонения от средних величин" *.
* Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. М., 1996. С. 5 (репринт издания 1875 г.).
В своей работе Гальтон выступил против природного равенства между людьми, отвергнув "гипотезу" (часто подразумеваемую в назидательных рассказах) о том, что различие между людьми создается единственно прилежанием и нравственным усилием над собой. Он утверждал, что интеллектуальные способности наследуются так же, как физические, что "качество" потомства определяется и отцом, и матерью. Следовательно, подбором родительских пар можно превратить высокий интеллект из случайного качества в постоянное. Необходимость селекции он обосновывал тем, что цивилизация предъявляет все более высокие требования к умственным способностям людей ("порода наша изнемогает от этих требований"), тогда как многие "общественные факторы" постепенно ведут к вырождению человеческой "породы". Он писал: "Мне кажется, что для благоденствия будущих поколений совершенно необходимо поднять настоящий уровень способностей" *.
* Там же. С. 229.
Интеллект Гальтон оценивал на основании общественной репутации человека, считая ее достаточно объективным показателем, и использовал для доказательства этого тезиса биографический словарь "Men of the Time" (Эдинбург, 1865) и Британскую энциклопедию. Уточняя понятие "даровитость", Гальтон выделил три ее степени:
1) необычайно даровитые от природы (не более 400 человек за всю историю человечества);

2) все выдающиеся и знаменитые личности новейшей английской истории;

3) английские судьи.

Чтобы выявить, как способности распределяются в популяции и как они наследуются (т.е. сколько выдающихся родственников у гениального человека), Гальтон применил закон уклонения от средних величин бельгийского астронома Л.А.Ж. Кетле к результатам экзаменов по математике выпускников Оксфорда. Оказалось, что и способности, как физические характеристики (например, рост) также следуют нормальному распределению. "Таким образом, то обстоятельство, что высокая даровитость бывает редким явлением, а посредственность - крайне частым, оказывается вовсе не случайным, но вытекает из необходимости, из самой природы вещей" *.
* Там же. С. 32.
Используя статистические методы, Гальтон ввел 14 степеней природной даровитости и сравнил различные расы, в частности, "негрскую" с англосаксонской в отношении тех качеств, "которые производят судей, государственных людей, полководцев, писателей, ученых, поэтов, художников и богословов" *. Он пришел к выводу, что разница между этими расами составляет не менее трех степеней, причем только одну из них можно приписать "туземному образованию", две же другие - различию в природных дарованиях. Поэтому, делает он вывод, евгеника должна содействовать размножению рас, наиболее способных мыслить и подниматься по ступеням высокой цивилизации, вместо того чтобы "оказывать помощь слабым и задерживать размножение сильных и энергичных личностей" **.
* Там же. С. 224.

** Там же. С. 238.

Дарвин высоко оценил работу Гальтона. Он, в частности, писал: "Я склонен согласиться с мнением Фрэнсиса Гальтона, что обучение и среда оказывают лишь слабое влияние на ум любого человека и что большинство наших качеств прирожденно" *.
* Цитируется по: Канаев И.И. Фрэнсис Гальтон. Л., 1972. С. 51.
Для популяризации своих евгенических идей Гальтон создал модель утопического государства, основанную на "научном" контроле населения. Он назвал это государство "Cantsaywhere" (английская калька с греческого "утопия"). Евгенический контроль он возложил на "коллегию" специалистов, которые, пользуясь специальным "метрическим" методом, должны оценивать наследственные физические и психические качества индивида. Окончательный вердикт коллегии, после подсчета всех плюсов и минусов, выглядит как "пригоден" или "не пригоден" к размножению.

Лица, не выдержавшие "экзамена", содержатся государством до тех пор, пока соблюдают запрет на потомство. Нарушителей запрета вынуждают эмигрировать из страны. Принудительной сегрегации подлежат только душевно больные, дабы оградить от них остальных граждан. Прогнозирование наследственного статуса остальных граждан, согласно Гальтону, носит характер "статистической определенности", поэтому рождение ребенка "непригодными" родителями рассматривается как евгеническое преступление даже в том случае, если ребенок оказывается вполне нормальным.

Такие меры, считал Гальтон, превратят искусственный отбор в достойный противовес действию цивилизации: "То, что природа делала слепо, медленно и жестоко, следует делать прозорливо, быстро и мягко" *.

* Цит. по : Weingart P., Kroll J., Bajertz К. Rasse, Blut und Gene. Fr.-a-M., 1988. S. 32-33.
В качестве научного фундамента евгеники Гальтон и его последователи использовали представления Дарвина о том, как естественный отбор поддерживает выживаемость вида. Человечество - единственный на Земле биологический вид, который уклоняется от "благодетельного" воздействия естественного отбора благодаря развитию цивилизации. Это снижает давление естественного отбора в человеческом обществе, что, в свою очередь, ухудшает физическую и психическую конституцию потомства, ведет к вырождению.

Творец теории вырождения человечества французский психиатр О. Морель (1808-1873) представлял процесс деградации в череде поколений следующим образом: люди, подорвавшие свое здоровье неправильным образом жизни, дают духовно неуравновешенное, истеричное потомство; во втором поколении появляется умственная отсталость, эпилепсия, алкоголизм; в третьем - душевные болезни, самоубийства; в четвертом - идиотизм, уродства, бездетность, прямо ведущие к смерти рода *. Понятие Мореля "вырождение", в котором смешались дефекты различной природы, было некритично перенято евгенистами и послужило основой отбора "кандидатов" на принудительную стерилизацию и эвтаназию. Считая вырождение человечества фактом (на самом деле до сих пор не доказанным), евгенисты делали вывод о том, что нужно восполнить отсутствующий в культурной среде естественный отбор искусственным путем.

* Штехер Г.Г. Вырождение и евгеника. М.-Л., 1927. С. 10.
Источником сведений о состоянии наследственного здоровья стали биометрические исследования, проводившиеся Гальтоновской лабораторией в Лондоне. Биометрия * статистически описывала и прогнозировала распределение наследственных особенностей в череде поколений, изучая родословные выдающихся личностей. Гальтон разработал также "близнецовый метод", до сих пор, в сущности, основной источник сведений о наследовании таких сложных характеристик как способности, склонности, темперамент и т.п.
* Раздел биологии, создателем которого, совместно с К. Пирсоном,является Ф. Гальтон.
Ортодоксальная евгеника, взявшая на вооружение биометрический метод, исходила из положения, что подобное рождается подобным, что подбором родителей по фенотипу можно существенно изменить состав популяции. Позже это стало причиной многочисленных противоречий между генетикой и евгеникой. В частности, в 1927 году на Берлинском конгрессе один из докладчиков, Р. Пирл, показал, что 95% выдающихся личностей имели фенотипически средних (или даже ниже среднего) родителей, которые при евгеническом режиме не получили бы "лицензию" на потомство, и многие из "ценных особей" попросту не появились бы на свет. Интересно, что в своих исследованиях он опирался на тот же источник, что и Ф. Гальтон - на Британскую энциклопедию.

Практика "расовой гигиены"

Трудности научного обоснования не помешали популярности идеи контроля за воспроизводством населения, и евгеническое движение быстро охватило все цивилизованные страны мира. В Германии пропаганда евгенических идей началась практически одновременно с Англией, и там за евгеникой закрепилось название "расовая гигиена" *. В России, где первоначально "евгеника" отождествлялась с "генетикой человека", 15 сентября 1920 года состоялось учредительное собрание Русского евгенического общества под председательством Н.К. Кольцова. А вскоре, 14 февраля 1921 года, начала работать евгеническая организация в Петрограде, получившая название "Бюро по евгенике", которую возглавил другой выдающийся биолог Ю.А. Филипченко. Печатным органом русских евгенистов стал "Русский евгенический журнал", выходивший с 1922-го по 1930 год.

* В описываемый период словосочетание "расовая гигиена" еще не вызывало негативных ассоциаций. Синонимом слова "расизм" оно стало после второй мировой войны.
Центром дискуссий в евгенических обществах, членами которых были не только ученые, но и представители других профессий, стали практические меры государственной евгенической политики: евгеническое просвещение (введение специальных курсов в учебных заведениях, добрачные консультации); материальное поощрение ценных производителей (т.е. заработная плата, пропорциональная количеству детей в семье); сегрегация малоценных производителей (изоляция с раздельным содержанием полов); стерилизация нежелательных производителей (с точки зрения евгенистов мера более гуманная, чем сегрегация); эвтаназия неполноценных.

В ходе этих обсуждений очень скоро стало понятно, что технические трудности усовершенствования человеческого рода - ничто по сравнению с проблемами этического характера. Кто будет "главным селекционером", тем компетентным и облеченным властью лицом, которому предстоит делить человеческое "стадо" на достойных и недостойных? Что делать с выбракованными особями: обходиться с ними, как с бесперспективным приплодом племенного скота, или ценность человека не допускает утилизации даже совершенно бесполезных для общества граждан.

Из-за очевидной этической "революционности" научная евгеника практически с самого начала столкнулась с чудовищным напором критики со стороны религиозных и общественных организаций. Критиковались и ее антигуманные методы, и большинство ее теоретических установок, согласно которым не только люди делились на ценных и малоценных, но и целые расы попадали в разряд "низших". Такой подход вызывал раздражение у людей, не видевших необходимости и обоснованности превращения человечества в "гигантский конный завод". Например, корреспондент журнала "Русское богатство" Н.В. Шкловский (писавший под псевдонимом Дионео) в статье, посвященной первому Межнародному конгрессу евгенистов, фоходившему в Англии в 1912 году, высказался по поводу евгенических замыслов следующим образом: "Перед нами обновленное учение о господствующей нации, которое было выставлено Гегелем и приняло впоследствии у проповедников государственного национализма звериный характер. Все те, будто бы научные данные, на которых основывается учение о высших и низших расах, не выдерживают критики по той простой причине, что антропология не знает чистых рас... Термин «ариец» ничего не обозначает, ибо Макс Мюллер, введший этот термин, делает подробную оговорку, что имеет в виду только племена, говорящие на языках арийской группы, вне зависимости от их происхождения" *.

* Дионео. Из Англии. Звериная психология // Русское богатство. 1912. № 10. С. .296-323. С. 302.
Евгенические общества не могли не считаться с общественным мнением, тем более что значительную часть пропагандистов идеи усовершенствования человечества составляла интеллигенция, для которой этические проблемы никогда не были второстепенными. Антигуманный характер негативной евгеники (действующей быстрее и нагляднее) в первую очередь вынудил теоретиков евгенической перестройки общества занять максимально отстраненную позицию и переложить ответственность на государство. Не случайно все практические программы, о которых пойдет речь дальше, сопровождаются специальными оговорками, утверждающими, что они - не руководство к действию, а рекомендации, выработанные на основе конкретных исследований. Как писал Н.К. Кольцов, наука может сказать, каким путем достигнуть требуемого идеала, но каким должен быть этот идеал, она сказать не в состоянии. Общее направление демографической политики - прерогатива прогрессивного, евгенически грамотного государства. Однако попытки представить евгенические рекомендации как этически нейтральные, не увенчались успехом, что хорошо видно при рассмотрении конкретных программ.

Программа расовой гигиены доктора Мьоена из Норвегии увидела свет в 1908 году. Она состояла из трех частей: негативных, позитивных и предупредительных евгенических процедур. Отрицательная расовая гигиена предусматривала сегрегацию и стерилизацию. Сегрегации подлежали слабоумные, эпилептики и вообще физически и духовно пораженные лица; та же мера рекомендовалась в качестве обязательной для пьяниц, "привычных преступников", профессиональных нищих и всех, кто отказывается работать. Стерилизацию предлагалось применить к тем из приведенного выше перечня, кто уклоняется от сегрегации. Этот совершенно поразительный список врожденных пороков, подлежащих "искоренению", говорит о том, что доктор Мьоен в выборе объектов для негативной евгеники руководствовался вовсе не современной ему наукой, а вполне понятной на обывательском уровне неприязнью к больным, тунеядцам и преступникам.

Его рекомендации по позитивной расовой гигиене включают такие пункты, как биологическое просвещение, изменение системы налогов, изменение заработной платы в зависимости от ценности производителей, защита материнства и детства, положительная политика народонаселения. Пункт о необходимости евгенического просвещения расписан особенно подробно и зиждется на глубоком убеждении, что ограниченный женский ум требует особого подхода. Женщин в школе и университете нужно обучать не по обычной, "мужской", а по особой, приспособленной для женского интеллекта системе. Главными предметами должны быть химия, биология, гигиена. Особый предмет - расовая биология. Следует также создать институты для генеалогических исследований и государственную лабораторию по расовой гигиене.

В разделе о предохранительной расовой гигиене рассматривается борьба с расовыми ядами, такими как свинец (промышленный яд), сифилис (патологический яд), алкоголь (наркотический яд) и т.д. В заключение доктор Мьоен предлагал избегать скрещивания между различными расами, объясняя это тем, что механизм наследования для этих случаев еще недостаточно известен *.

* Русский евгенический журнал. 1925. Т. 3. Вып. 2. С. 139.
Наиболее полное отражение борьба с вырождением нашла в английской программе практической евгенической политики 1925 года, поражающей своей эклектичностью. Однако она была одобрена советом английского Евгенического общества как "выражение его ближайших чаяний, но не единогласно" *.
* Программа практической евгенической политики // Русский евгенический журнал. 1927. Т. 5. Вып. 2. С. 37-40.
Моральной и научной основой для данной программы, по заявлению авторов, была ответственность перед грядущими поколениями. Они считали, что для возрождения нации необходимо уже сегодня позаботиться об увеличении потомства лиц достаточно одаренных и о его уменьшении у лиц, одаренных ниже среднего. Осуществление этого намерения требовало подготовки общественного мнения и активной пропаганды следующих мер: Особую проблему для евгенического движения начала XX века представляла пропаганда "отстранения" определенных категорий граждан от участия в размножении. Наибольшее неприятие вызывал вопрос о стерилизации. Именно он наиболее активно дискутировался в 20-х годах, поскольку евгенисты считали стерилизацию самой гуманной и единственно действенной с точки зрения их задач мерой, тогда как для обывателя это было самым грубым посягательством на дарованную Богом способность.

Первые жертвы

Обсуждение проблемы вышло за рамки научных и научно-популярных публикаций и было передано в ведение правительственных органов. Так появилась на свет, например, шведская программа стерилизации. В 1922 году депутат шведского рейхстага, государственный инспектор по призрению душевно больных доктор А. Перрен внес в рейхстаг предложение: выработать условия, при которых разрешается стерилизация слабоумных, душевно больных и эпилептиков. Внесенный проект прошел через комиссию и был одобрен обеими палатами. Выработать конкретные условия правительство поручило Государственному институту расовой гигиены.

Результаты работы института были представлены в докладной записке, начинавшейся с утверждения, что "число интеллектуально и морально малоценных индивидов в нашей стране, как и в большинстве других стран, становится угрожающим" *. Большая часть дефектов населения, по оценке ученых, имеет наследственный характер, причем, ущербные индивиды явно отличаются повышенной плодовитостью. Исследования показали также, что невозможно улучшить ситуацию, только повысив материальное благосостояние. В действительности прогресс общества напрямую зависит от того, какой процент населения получает правильные задатки от полноценных родителей. Исходя из этого, первейшая задача государства - опять же предоставление полноценным производителям лучших условий для организации семьи и ограничение прироста неполноценных.

* Современное состояние вопроса о стерилизации в Швеции (официальный отчет Государственного исследовательского института в Упсале) // Русский евгенический журнал. 1925. Т. 3. Вып. 1. С. 78-81.
Составители докладной записки заявляли, что при осуществлении программы не удастся совершенно избежать "негативных мер", но прибегать к ним следует только в случае действительной необходимости и на основе установленных наукой данных. "Мы считаем себя вправе ограничить свободу неполноценных запрещением браков. Но самым легким и самым верным способом предотвращения размножения таких особей является оперативная стерилизация, мера, которая во многих случаях может быть признана менее противоречащей личным интересам соответствующих особей, чем запрещение браков и многолетнее заключение" *.
* Там же. С. 79.
В этих рекомендациях шведские евгеники опирались на "положительный опыт" США, где принудительная стерилизация к тому времени уже была законодательно оформлена и применялась во многих штатах. Начало процессу было положено федеральным собранием штата Индиана, издавшим закон, по которому идиоты, слабоумные, а также лица, покушавшиеся на изнасилование, могли быть стерилизованы по постановлению специальной комиссии. С 1907-го по 1920 год еще в пятнадцати различных штатах были приняты "статуты", уполномочивавшие или предписывавшие стерилизацию подобных лиц. И хотя кое-где эта практика столкнулась с откровенным неприятием общественности, до 1920 года в Америке имело место 3233 случая принудительной стерилизации *, причем нередко ее объектами становились так называемые "преступники против нравственности".
* Люблинский П.П. Евгенические тенденции и новейшее законодательство о детях // Русский евгенический журнал. 1925. Т. 3. Вып. 1. С. 19.
Ю.А. Филипченко в своей книге "Пути улучшения человеческого рода. Евгеника" писал об этой акции следующее: "Идея бороться с размножением преступных и больных элементов общества при помощи стерилизации была высказана еще в конце девяностых годов несколькими американскими врачами. Среди них особо выделялся доктор Шарп, который в течение восьми лет (1899-1907) произвел еще до проведения закона о стерилизации эту операцию над 176 лицами - преимущественно преступниками и душевно больными, нередко даже по просьбе этих лиц" *.
* Филипченко Ю.А. Пути улучшения человеческого рода. Евгеника. Л., 1924. С. 159.
В некоторых штатах практиковалась замена (по желанию преступника) длительного тюремного заключения стерилизацией. Последнее противоречило принятому в Европе решению проводить стерилизацию только по евгеническим показаниям. Авторы шведского закона специально оговаривают, что стерилизация не должна применяться к преступникам как мера наказания. Тем более она не должна быть принудительной, осуществлять ее можно только с согласия самого лица либо его опекуна.

Однако уверенный тон авторов шведской докладной записки к концу документа резко меняется. Ученые вынуждены признать, что слабоумие и душевные болезни трудно отграничить от некоторых других психических состояний и при нынешнем уровне развития науки они не могут ничего утверждать с уверенностью. Поэтому в каждом конкретном случае вопрос должен исследоваться отдельно, а окончательное решение о стерилизации следует передать специальному органу, в котором должны быть представлены как медики, так и юристы.

"Благородная затея с негодными средствами"

Российские евгенисты, обсуждавшие вопрос о допустимости этой процедуры на страницах "Русского евгенического журнала", пришли к сходному заключению. Они отмечали, что стерилизация "наследственно опасных" при отсутствии злоупотреблений не противоречит ни общественной, ни индивидуальной нравственности (П.П. Викторов), но прибегать к этой мере следует лишь в редких случаях полной и очевидной конститутивной дегенерации (Н.К. Кольцов) по рекомендации комиссии специалистов. Общее настроение русских евгенистов точнее всего передают слова Т.И. Юдина: "Я считаю стерилизацию не безнравственной, а преждевременной мерой" *.

* Дискуссия по поводу доклада М.М. Волоцкого "О половой стерилизации наследственно дефективных" // Русский евгенический журнал. 1922. Т. 1. Вып. 2. С. 221.
Эта дискуссия имела широкий резонанс, поскольку перевела евгенику из теоретической области в практическую и сделала более зримыми ее действительные намерения. Широкая общественность взволновалась, когда поняла, какой оборот принимают отвлеченные рассуждения о вырождении человечества. Именно с этого момента ведет отсчет представление о том, что евгеника - это благородная затея с негодными средствами.

Критика евгенических мероприятий в научных и популярных изданиях зачастую оказывалась гораздо более прозорливой и остроумной, чем творчество самих поборников оздоровления расы. Множество возражений было выдвинуто по поводу выделения лиц, подлежащих отстранению от размножения. Об этих трудностях говорили и евгенисты, например, в той же Шведской программе стерилизации. Удивительно, как сами ученые не настояли на запрете применения своих рекомендаций, хотя бы до тех пор, пока сложности с диагнозами не будут устранены, а законы наследования психических свойств не будут досконально изучены (на чем настаивал Дарвин). Поспешность, с которой евгеника стремилась осуществить свои проекты, ее готовность рассматривать любую умозрительную гипотезу как истину в последней инстанции сказывались на ее репутации как научной дисциплины, тем более что объектом манипуляций должны были стать живые люди.

Сошлемся еще раз на статью Дионео, поскольку в ней в сжатом и образном виде отражается бытовавшее среди его современников представление о том, чем является евгеника в действительности и каков ее реальный вклад в науку. Дионео пишет, что евгеника указала на некоторые явления, несомненно, заслуживающие внимание. Она количественно показала, как на потомстве отражается алкоголизм или венерические болезни родителей. Было проведено несколько важных исследований наследственности слабоумия. Евгеника накопила немало интересных фактов, но оказалась совершенно несостоятельной, когда захотела делать обобщения. Она не смогла убедительно доказать, что можно возродить расу, изменяя условия жизни, напротив, все известные на сегодняшний день факты доказывают обратное. "Знаменитый тезис: «наши деды были здоровее» - противоречит фактам. В Англии, например, отошли в область предания такие эпидемии, которые четыреста лет назад способствовали вымиранию целых областей (например, «потная эпидемия»). Теперь чаще, чем раньше, люди доживают в Англии до глубокой старости. Физически англичане сейчас здоровее, чем раньше. Это вообще относится ко всем культурным народам, живущим при нормальных условиях. Blonde Bestie, сильная, здоровая и вольная - только фантазия... Каждый «евгенист» исходит из положения, что он - «приспособленный», а потому имеет право производить над своими ближними самые дикие, самые жестокие и совершенно бесцельные эксперименты... В лучшем случае евгеника представляет собою классический пример того, как люди сковывают свой ум ими же придуманной доктриной" *.

* Дионео. Указ. соч. С. 322-323.
Окончательное отвращение общественности от идеи усовершенствования человеческой породы произошло после полномасштабных акций по эвтаназии неполноценных. В Германии, где евгеника стала частью официальной идеологии правящего национал- социалистского режима, были приняты законы, по которым в 1939-1942 годах проводилась такая эвтаназия.

У последней черты

Евгенические идеи органично слились с расистскими установками фашизма. Теоретический труд Адольфа Гитлера "Mein Kampf", излагавший основы национал-социализма, можно рассматривать и как манифест практической евгенической политики. Гитлер писал, что народное государство ставит интересы расы в центр общественной жизни. Оно обязано следить за чистотой расы. Оно должно объявить детей основной ценностью народа. Оно должно позаботиться о том, чтобы только здоровые люди производили потомство. "Существует только один стыд: будучи больным и ущербным производить на свет детей, и наивысшая доблесть - отказаться от этого. И наоборот, следует считать обязанностью производство здоровых детей для нации. Государство должно служить гарантом тысячелетнего будущего нации, по сравнению с которым желания и способности отдельных индивидов - ничто. Оно должно поставить на службу этой задаче все средства новейшей медицины" *.

* Цит. по: Weingart P., Kroll J., Bajertz К. Op. cit. S. 371.
Государство, говорит он далее, обязано объявить неспособными к воспроизводству больных с отягощенной наследственностью и практически отстранить их от этого. И наоборот, следует позаботиться о том, чтобы плодовитость здоровых женщин не ограничивалась финансовыми трудностями, превращающими деторождение в проклятие для родителей. Государство должно отринуть лень и преступное равнодушие, с которым современные органы социальной защиты относятся к многодетным семьям, и заменить их подлинной заботой об этом самом ценном достоянии народа. Народному государству предстоит проделать колоссальную воспитательную работу. Но эта работа необходима в наш воинственный век. "Священное право человека, являющееся одновременно его священной обязанностью - это сохранение чистоты крови для того, чтобы создание лучшего человека сделало возможным благородное развитие этого существа" *.
* Там же.
Общий итог расово-гигиеничес-ких мероприятий в Германии следующий: от 300000 до 400000 людей были насильственно стерилизованы на основе действия закона 1934 года, причем, многие из них - по расистским соображениям. Около 100000 пациентов психиатрических клиник были расстреляны или отравлены газом в рамках так называемой "акции Т4" (эвтаназия неполноценных), в том числе тысячи детей. После официального окончания акции в 1942 году до конца войны еще 120000 пациентов было уморено голодом, поскольку им, как "малоценным" жизням было отказано в питании. Около шести миллионов евреев и цыган расстреляны, отравлены газом или заморены тяжелой работой в лагерях смерти как представители низшей расы.

Все это, по существу, есть результат последовательного проведения в жизнь евгенических идей, изложенных Ф. Гальтоном на страницах "Наследственного гения". Германия показала миру, чем может обернуться для человечества практическая евгеническая программа, если получит государственную поддержку. Но путь, пройденный Германией, нельзя считать уникальным, специфическим проявлением "национального характера". Другие страны очень близко подошли к черте, отделяющей отвлеченное теоретизирование от реального и необратимого вмешательства в частную жизнь граждан. По-видимому, только ужасы фашистской Германии, а также факт, что Германия все-таки проиграла войну, удержало их от законодательного разрешения принудительной эвтаназии. Конечно, в отсутствие тоталитарного режима уничтожение неполноценных не могло осуществляться в масштабах Германии, но в "разумных" пределах оно вполне могло бы состояться и в Англии, и в Швеции, не говоря уже о стране Советов *.

* Как известно, деятельность "евгенистов" в СССР к концу 20-х годов была прекращена (подробнее см. статью С.М. Гершензона и Т.И. Бужиевской). Об отношении И.В. Сталина даже к вполне "вегетарианским" евгеническим идеям см. письмо Г. Мёллера. - V.V.
Таким образом, первая масштабная попытка решения проблемы вырождения человечества средствами науки провалилась, причем столь очевидным образом, что и до сих пор генетики стесняются признаваться в евгенических склонностях. Однако евгенические идеи живучи, и сегодня они вновь приобретают популярность в связи с серьезными успехами геномных исследований.
 


VIVOS VOCO
Июль 2006