Новая и новейшая история    №3, 2001 г.

© Л.В. Тягуненко

СОЮЗНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ
НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА.
ПРИРОДА ЮГОСЛАВСКОГО КРИЗИСА

Л.В. Тягуненко

Тягуненко Людмила Владимировна - к.эк.н., ведущий научный сотрудник
Института мировой экономики и политических исследований РАН.

В конце XX в. распались три государства: СССР, СФРЮ и ЧССР. Народы этих стран не сумели до конца воспользоваться плодами победы над фашизмом. Они вошли в состав единого "социалистического содружества", глубоко интегрировали свою экономику, заняли достойное место в международных делах. Выступив пионерами грандиозного социального эксперимента, попытались реализовать в государственной практике идеалы социализма. Потерпев неудачу и разочаровавшись в них, они почти одновременно свернули на другую дорогу.

Разорвав устоявшиеся взаимовыгодные связи, действуя поодиночке, эти народы сразу же столкнулись с серьезными экономическими, политическими и духовно-нравственными проблемами. Реформы, осуществлявшиеся с огромными трудностями. привели к ускоренной трансформации собственности, болезненной перестройке всего общественного организма. В Югославии сразу же было отмечено резкое снижение объемов производства, сопровождавшееся остановкой предприятий и ростом безработицы. Падал жизненный уровень большинства населения, росла инфляция, и все это - при необоснованной поляризации общества и наглой легализации мафиозных структур.

Сербскому народу, как, впрочем, и другим народам Восточной Европы, не удалось за 1945-1990 гг. достичь подлинно демократического устройства общества. Все они оказались в тисках однопартийной диктатуры, монополистской идеологии, были унитарными государствами с гипертрофированной властью центра. Несмотря на декларацию о народовластии, реально существовала диктатура правящей партии, подавлявшей всякое инакомыслие. Национальный вопрос был объявлен решенным, однако в действительности в межнациональных отношениях было сделано много грубых нарушений прав народов. Нынешний взрыв национализма стал расплатой за долголетнюю диктатуру.

В Социалистической Федеративной Республике Югославии (СФРЮ) стремление к самостоятельности республик и ослабление центра усилились после смерти ее президента И. Броз Тито, которому удавалось с помощью жестких методов на протяжении четырех десятилетий сохранять порядок и относительную целостность федерации. В то время опорой югославского единства являлись коммунистическая доктрина, а также лозунг "Братство и единство всех народов".

После смерти Броз Тито, а также сужения сферы компетенции федерации в результате принятия новой Конституции 1974 г., предоставившей республикам большую самостоятельность, обстановка стала меняться. Попытки контроля со стороны Союза коммунистов Югославии (СКЮ) за проведением общей политики начали рассматриваться как вмешательство во внутренние дела республик и краев. "Конференция" государства в итоге привела к федерализации СКЮ, а впоследствии и к устранению его с политической арены. В результате национализм в Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, а в Косово - исламский фундаментализм - стали дочти государственными идеологиями.

К концу 80-х годов в Хорватии и Словении четко определились тенденции к отказу от югославской идеи как основы совместной жизни. Направление, в котором развивалась общественная жизнь в этих республиках, охарактеризовалось как "возврат в Европу", а представители хорватов и словенцев стали заявлять, что они будто бы никогда и не являлись балканскими народами, что исторически, культурно, религиозно и даже этнически они всегда входили только в сферу западной цивилизации. Четко выдвигался тезис о полном отказе от совместного славянского прошлого. Весьма показательно в этом смысле высказывание экс-президента Боснии и Герцеговины А. Изетбеговича о том, что он жаждет, чтобы ислам одержал победу: "Для меня главное, чтобы наше независимое государство было исламским".

Одной из главных причин распада СФРЮ изначально являлось значительное экономическое и культурное неравенство между республиками. Для преодоления этого еще в 1970-х годах был принят закон об отчислении развитыми республиками 2% своего общественного продукта в так называемый Фонд федерации по кредитованию недостаточно развитых республик и края Косово. Однако с начала 80-х годов развитые республики - Словения, Хорватия и Сербия - начали отчислять в этот фонд лишь 0,8%, а затем и вообще перестали это делать, что привело к значительному ухудшению экономического положения в слаборазвитых республиках. В Словении часто можно было слышать, что в Югославии якобы работают одни словенцы и они обеспечивают все остальные народы.

По мере углубления экономического кризиса в отдельных республиках стало наблюдаться стремление спасаться поодиночке. Все чаще звучали речи "о несовместимости экономических интересов субъектов федерации". Зловещую роль в распаде федерации и отдельных государств сыграла этнократия, родное дитя партократии. Национальная идея сегодня - это лишь знамя, за которым легко просматривается откровенная борьба за власть. Безудержное стремление иных лидеров создать "для себя" абсолютно суверенное и "этнически" чистое государство - это и есть главная причина исторической западни, в которую попали республики бывшей СФРЮ.

Однако за обострение межнациональной и религиозной розни и гражданскую войну на территории Югославии несут ответственность не только республиканские этнократические элиты, но и страны Европейского Союза (ЕС) и Ватикан, поспешившие признать независимость Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины и Македонии без всяких на то объективных оснований. В то же время санкции, наложенные на Сербию и Черногорию из-за присутствия армии СФРЮ в Боснии и Герцеговине в 1992 г., изначально носили односторонний характер, хотя в югославском кризисе повинны в той или иной мере все вовлеченные в него стороны. Эти санкции нанесли огромный экономический и нравственный ущерб сербскому народу. В стране накалилась социально-политическая ситуация, стремительно развивался процесс поляризации общества, усилилась внутриполитическая борьба, резко ухудшилось экономическое положение. В результате распада югославской федерации возникло несколько ^ мелких государств, враждующих и даже воюющих между собой.

Ситуацию на Балканах усложнил и произошедший в Европе распад мировой социалистической системы стран Восточной Европы, ознаменовавший собой переход в новую эпоху, совпавший по времени с приближением нового тысячелетия.

В расколе Югославии были заинтересованы те страны, которые хотели в сферу своего влияния включить отколовшиеся от нее территории. Они нашли в Югославии, т.е. в ее националистических кругах, "пятую колонну". Сегодня это констатируют и многие авторы-политологи.

Сербия и сербское население противились сепаратизму, быстро набиравшему в 1988-1991 гг. силу в Словении и Хорватии, поскольку распад Югославии лишал сербов возможности развития как единой нации - около трети их общего числа в СФРЮ проживали за пределами Сербии. Словения и Хорватия после прихода в них к власти националистически настроенных правых сил в одностороннем порядке объявили в июне 1991 г. о своей государственной независимости. Осуществление этого акта в октябре 1991 г. и последовавшее за ним, как цепная реакция, провозглашение независимости Боснии и Герцеговины, Македонии вызвали лавину территориально-этнических проблем.

Миротворческие организации и НАТО устранились от объективного подхода к конфликтующим сторонам и заняли одностороннюю антисербскую позицию.

СРЮ -это единственная страна в Европе, которая была исключена нз всех международных соглашений, имеющих отношения к Европе, из всех международных организаций. Вместо посредничества последовало ультимативное требование полной ликвидации Югославии, которое председатель Конференции ЕС по Югославии лорд Каррингтон сформулировал как "свое" предложение для решения югославского кризиса. В октябре 1991 г. Югославия должна была исчезнуть с географической карты на основании консенсуса руководителей шести федеративных единиц, ЕС таким образом сняло бы с себя ответственность за исчезновение европейского государства, члена и основателя ООН и СБСЕ.

Россия не смогла сыграть роль контрбаланса при осуществлении политики двойных стандартов. "Если существует ирония истории, это, без сомнения, развал Югославии и провозглашение Сербии агрессором в своей собственной стране, стране, которая в двух войнах внесла значительный вклад в создание современной демократической Европы, а в "холодной войне" сыграла стабилизирующую роль", - отмечала сербский историк Смиля Аврамов (Аврамов С. Сербия в международных отношениях. - Научное собрание Сербской академии наук 15-16 июня 1992 г.).

После провозглашения независимости Боснии и Герцеговины и приема ее в ООН весной 1992 г. произошел формальный раскол республики по этническому принципу, который привел к трагической гражданской войне.

Народам бывшей Югославии досталось тяжелое наследие. Большие страдания выпали на долю югославских народов в последние годы (подробнее см. Волков В.К. Трагедия Югославии. - Новая и новейшая история, 1994, № 4-5). Более пяти лет, не считая трехмесячной войны в Косово в 1999 г., шла гражданская и межэтническая война, эпицентром которой с 1992 г. были Босния и Герцеговина. Только в Боснии, по подсчетам югославских военных экспертов, погибло от 130 до 150 тыс. человек. При этом не менее 100 тыс. убитых составили мирные жители. Разрушены сотни сел, десятки городов, утрачено множество культурных ценностей.

Разрыв экономических связей между бывшими республиками, а теперь самостоятельными государствами, произошедший в результате распада югославской федерации, весьма враждебные отношения между ними привели к резкому падению уровня жизни народов (кроме, может быть, Словении), отбросив их на несколько десятков лет назад. Тяжелое, почти катастрофическое положение связано и с тем, что СРЮ начиная с 31 мая 1992 г. непрерывно подвергалась несправедливым и односторонним санкциям. Решениями Совета Безопасности ООН (резолюции 757, 787 и 820) были установлены самые тяжелые санкции, которые когда бы то ни было применялись к какой-либо стране.

То, что не произошло даже во время второй мировой войны - остановка транспорта и изоляция сербской территории от всего мира, - было претворено в жизнь весной 1992 г. В соответствии с санкциями оказались заблокированы транспортные и транзитные перевозки, закрыты все морские гавани и сербские порты на Дунае. Были перекрыты газопроводы, заморожены за границей счета югославских фирм, организаций и банков, прекращено всякое инвестирование, а это означало неминуемое замедление, а затем и паралич хозяйственного развития.

Положение в Югославии все эти годы можно было сравнивать с положением осажденной крепости, где миллионы граждан были доведены до крайней степени нужды. Дома, школы и больницы не отапливались, за хлебом выстраивались громадные очереди. Резко ухудшилось здоровье населения, повысилась смертность и снизилась рождаемость. Ко всему этому добавилась и "политика двойного стандарта" в отношении участников конфликта со стороны НАТО и ЕС.

Эта политика воспринималась как горькая обида сербами, а мусульманами и хорватами расценивалась как поддержка их стремлений в безжалостной и бескомпромиссной борьбе с сербами. Игнорирование интересов одной из сторон в конфликте завело в тупик все попытки их умиротворения посредством дипломатических усилий. В результате ни одна международная организация - ни ЕС, ни ООН, ни ОВСЕ - не смогли остановить войну. Все усилия на этом пути завершились военными операциями против республики Сербской в Боснии и Герцеговине силами НАТО, которая подвергла наказанию, в частности бомбардировкам, опять-таки одних только сербов.

После трех лет жестоких сражений в Боснии и Герцеговине в г. Дейтоне, под Парижем, 15 декабря 1995 г. был подписан план мирного урегулирования в этой бывшей югославской республике. Пакет договоренностей состоял из двух частей: военных вопросов урегулирования, направленных на прекращение военных действий, разведение воюющих сторон, разминирование территории и других мероприятий, и гражданских статей, включавших нормализацию обстановки, реализацию конституции Боснии н Герцеговины, проведение выборов, восстановление экономики и решение проблемы беженцев. Конфликтующие стороны обязались решить эти нелегкие вопросы в течение года.

Роль мирового сообщества в урегулировании балканского кризиса в целом была положительной. Но в ходе этого урегулирования постепенно складывается новая система обеспечения европейской безопасности, в которой все возрастающую роль играет НАТО. После Дейтона Запад активизировал усилия на включение и СРЮ в зону своего геополитического влияния.

С учетом тех страданий, которые пережили за минувшие годы народы Югославии, эйфория большинства югославских руководителей в связи с подписанием Дейтонских соглашений была совершенно естественна. Гораздо более сдержан в своих оценках был К. Бильдт, которого ЕС назначил верховным координатором по их осуществлению. По его мнению, "текст соглашений содержит слишком много ненадежных посылок. Так, например, они исходят из того, что боснийские стороны априори являются партнерами, в то время как на деле речь идет об исторических противниках, не желающих жить вместе. По-видимому, убедить народы Боснии в необходимости жить вместе можно лишь одним путем: оказать им материальную поддержку, в которой они так нуждаются после трех лет жестокой войны... Международное сообщество может лишь способствовать процессу примирения, а не насаждать мир, если его не желают те, кто вовлечен в конфликт". (Свободная мысль, М.. февраль 1997, с. 37)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

В Югославии значительно раньше, чем в других социалистических странах Центральной Европы - еще в 50-х годах - имело место самоуправление предприятий, что изначально предполагало косвенное регулирование их деятельности экономическими методами. Самоуправление, самоокупаемость и самофинансирование были провозглашены основными принципами хозяйствования. Задача центра состояла в том, чтобы обеспечить такие экономические условия, которые заинтересовали бы самоуправляющиеся единицы в достижении народнохозяйственных целей.

Предполагалось, что такая модель управления будет способствовать развитию рынка. Но сформировать полноценный рынок не удалось, как не удалось и создать эффективные инструменты управления народным хозяйством. Пожалуй, лишь при правительстве Анте Марковича в 1988-1990 гг., ставшем символом экономической реформы, Югославия приступила к проведению самых радикальных преобразований по сравнению со всеми предыдущими. Так, первой из стран Восточной Европы она попыталась ввести конвертируемую валюту. Тогда резко снизились темпы инфляции и сократилась внешняя задолженность. Опираясь на установление равенства всех форм собственности - общественной, смешанной и частной, - правительство Марковича перешло к созданию системы так называемого интегрированного рынка, т.е. рынка товаров, средств производства, рабочей силы, информации и валюты.

Одним из путей оживления экономики, привлечения иностранного капитала и смягчения проблемы безработицы явилось решение дать возможность частным лицам открывать собственные предприятия. Частные предприятия, которые могут создавать не только югославы, но и иностранные граждане, действуют во всех отраслях народного хозяйства, причем с частного сектора сняты любые ограничения на размер средств производства, количество наемных рабочих и на величину капитала. После долгих лет ориентации на строительство предприятий-гигантов было принято решение о поощрении создания в первую очередь малых и средних предприятий. Уже через два года, в 1992 г., было зарегистрировано 37866 малых и средних предприятий. Югославские предприниматели получили под их развитие из фонда развития Европейской ассоциации торговли (ЕАСТ) за пять лет 100 млн. долларов.

В 1990 г. кабинет Марковича разработал программу очередного этапа реформы, которая была направлена на осуществление приватизации общественной собственности и общественного капитала и перехода их в собственность непосредственных производителей. Перед приватизацией были поставлены задачи: обеспечить большую эффективность, конкуренцию и больший потребительский выбор; возвратить народу и бывшим собственникам отнятое бюрократией богатство, чтобы все или почти все стали собственниками. Причем это следовало делать сразу и на бесплатной и равной основе.

Если первая задача была конструктивна и потому заслуживает внимания, то вторая имела оттенок политический. Считалось, что в новых, созданных в результате приватизации условиях государство уже не будет нести ответственность за убыточные предприятия, которых не мало в стране и, соответственно, перестанет быть субъектом социальных конфликтов. Предполагалось также, что увеличатся поступления в госбюджет от приватизированных фирм. По закону о так называемом общественном капитале получить право на собственность могли югославские и иностранные партнеры, независимо от того, касается ли это земли, домов или предприятий. Последние должны были выпускать акции. Согласно закону, стоимость каждого предприятия определялась в денежном выражении и переводилась в акции, которые работники могли выкупать в течение 10 лет. Всем предприятиям предоставлялось право продавать собственность своим рабочим и лицам, которые прежде были заняты на этом предприятии, а также любым другим трудящимся, работавшим в общественном секторе народного хозяйства, в частности и пенсионерам через пенсионные фонды.

Учитывая низкий жизненный уровень трудящихся, правительство приняло решение продавать им акции со скидкой: так, работнику того или иного предприятия или ранее работавшему на нем предоставлялась скидка за каждый год работы в размере до 2% от стоимости акции, а максимальная сумма, по которой работник мог выкупить акции предприятия, не должна была превышать его оклада за три года.

В 1991-1996 гг. произошел полный разрыв с прошлым: социализмом, самоуправлением.

Многопартийная система возникла в СРЮ тоже в самом начале 90-х годов. Отличительной особенностью Сербии от многих стран Восточной Европы является то, что Союз коммунистов Югославии видоизменился, создал на своей основе новую политическую партию социалистической ориентации - Социалистическую партию Сербии (СПС) и остался у власти. СПС, провозглашая Сербию как социалистическую республику, выступала за реформу политической системы, за свободу печати, право на труд, на бесплатное образование и здравоохранение, пенсионное обеспечение. Она выступала и выступает за рыночную экономику и приватизацию, сохраняет идеи народного самоуправления. Председателем СПС стал Слободан Милошевич.

С. Милошевич родился в 1941 г. в г. Пожаревац (Сербия). Отец его был священником. Закончив университет, С. Милошевич работал на разных должностях в Союзе коммунистов Югославии, затем в 1986 г. был избран председателем ЦК СКЮ Сербии. С 1989 по 1990 г. был председателем Президиума Сербии, а с 1990 г. по 2000 г. был президентом СРЮ. Для укрепления своей власти использовал идеи национализма и объединения сербов в единое государство. Однако начиная с 1994 г. проявился его отход от идей национализма, что стало ясно, когда он дал согласие на установление блокады на границе с Боснией и Герцеговиной, а вскоре "сдал" Хорватии Сербскую Крайну. Новая позиция лидера страны внесла раскол в СПС. За годы своего правления С. Милошевич не смог решить ни одной ключевой политической, экономической или социальной проблемы.

Первой оппозиционной партией, сформировавшейся в Сербии, было Сербское народное обновление (СНО), впоследствии на его основе было создано еще около 20 оппозиционных партий. Лидером движения обновления стал писатель и политик Вук Драшкович. Он был депутатом Скупщины, а также входил в правительство СРЮ в должности заместителя премьер-министра. Неустойчивость его политических взглядов негативно сказывалась на единстве оппозиционных сил страны.

Создание Сербской радикальной партии (СРП) связано с именем Воислава Шешеля - тоже известного политика в Сербии. В. Шешель, как и В. Драшкович, был заместителем премьер-министра правительства Сербии в конце 1990-х годов, но вскоре ушел в отставку, так как возражал против досрочных выборов в Скупщину, предложенных С. Милошевичем в 2000 г. В. Шешель был и остался умеренным националистом, стремящимся к объединению всех сербских земель и разграничению с мусульманами и хорватами.

В 1990 г. была создана Демократическая партия (ДП). Ее руководителем до 1994 г. был профессор Д. Мичунович. Из этой партии вышел нынешний президент СРЮ В. Коштуница, создавший позже Демократическую партию Сербии. Это одна из самых популярных оппозиционных партий в стране. Организаторы этой партии провозгласили ее некоммунистической, стоящей в оппозиции к "новоиспеченным социалистам". ДП выступает за равноправное положение всех политических субъектов, экономическую свободу, предпринимательство, социальные права и гарантии. Демократическую партию представляли наиболее известные интеллектуалы страны, поэтому в народе ее называют "профессорской". Нынешний лидер Демократической партии - Зоран Джинджич. На президентских выборах 2000 г. он отказался от самостоятельного выдвижения, поскольку не мог рассчитывать на успех. Его популярность за последние годы сильно упала. 3. Джинджич скомпрометировал себя тем, что, будучи военнообязанным, во время войны в Косово скрывался. Кроме того, считается, что у него тесные связи с Западом.

В ноябре 1996 г. проходили выборы в союзный парламент и местные органы власти. Четыре оппозиционные партии Сербии - Демократическая партия. Демократическая партия Сербии, Сербское движение обновления и Гражданский союз Сербии объединились, образовав блок "Вместе". Главной их задачей была победа на выборах и устранение С. Милошевича. И если в Белграде его партия на выборах победила, то в 14 крупнейших городах Сербии победили представители оппозиционного блока "Вместе". Результаты выборов в этих городах были поставлены федеральными властями под сомнение. Тогда оппозиция вывела на улицы сотни тысяч людей. К ним присоединились белградские студенты, которые действовали самостоятельно, без поддержки какой-либо партии.

ЭКОНОМИКА 1990-х ГОДОВ

Уровень унаследованной от прошлого внешней задолженности и валютного долга перед своим населением, дефицит платежного баланса, дефицит общественного потребления достигли в стране таких размеров, что без значительного притока нового зарубежного капитала невозможно сохранить макроэкономическую стабильность и провести радикальную экономическую реформу, перевести экономику на путь экономического роста.

Без вступления в международные финансовые и торговые организации и без заключения региональных соглашений в Европе СРЮ не имеет ни экономического, ни политического будущего.

Экономическая изоляция Югославии и потеря рынков прежних югославских республик привели народное хозяйство страны к тяжелой ситуации. Так, общественный продукт после введения санкций с 30 мая 1992 г. сократился больше чем на 30%, промышленное производство уменьшилось на 60%, занятость населения сокращена на 26%. число безработных в конце 1997 г. достигло 795 тыс. человек, что составило 25,6% всего трудоспособного населения. В результате блокады внешняя торговля почти приостановилась, и потому каждый год внешнеторговый дефицит составлял около 2 млрд. долл. В то же время невероятно выросла инфляция в 1992, 1993 и 1999 гг., составляя миллионы и миллиарды процентов. Этого никогда не наблюдалось в экономической истории мира. Сербия приняла у себя 700 тыс. беженцев, ранее проживавших в других бывших республиках. Бомбежки разрушили Сербию и Косово^. Все это создало чрезвычайно тяжелую ситуацию в стране.

Инфляция являлась константой экономики Югославии в течение 20 лет, но из-под контроля она вышла в начале 90-х годов, когда страна оказалась в экономической блокаде. Источником гиперинфляции стал огромный дефицит бюджета, покрывавшийся эмиссией банка. Проведенная в ноябре 1993 г. деноминация, в результате которой 1 новый динар стал равен 1 млн. старых динаров, не дала ожидавшегося результа- i та. В 1993 г. динар почти перестал быть платежным и расчетным средством, станки не успевали печатать деньги, а на многих предприятиях зарплата выплачивалась ежедневно.

В такой ситуации группой белградских экономистов в 1994 г. была разработана программа "Реконструкция монетарной системы и стратегия экономического оздоровления Югославии", руководителем которой стал опытный экономист, председатель Народного банка Драгослав Аврамович. Программа была направлена в первую очередь на сокращение темпов инфляции и против падения производства. Одна из центральных идей программы - это создание новой национальной валюты, обеспеченной золотовалютным покрытием. Кроме выпуска в обращение конвертируемого динара, равного немецкой марке, был принят еще ряд решений: Народному банку было отведено ключевое положение в проведении монетарной политики, эмиссию денег стали осуществлять только в одном центре, вместо прошлых шести, и под непосредственным контролем Аврамовича; была запрещена выдача векселей без покрытия; обращено особое внимание на санацию банков, что было связано с финансированием и оздоровлением рентабельных и кредитоспособных предприятий, с осуществлением приватизации; средства на нужды общественного потребления должны были поступать за счет налогов; был ужесточен контроль за своевременной их уплатой, а также за возвращением долгов по налогам.

Вскоре эти решения дали положительный результат: средства от ранее не уплаченных налогов начали поступать в казну. Резервы в банках стали расти. В результате в первые полгода цены почти не выросли, а в следующем, 1995 г., выросли только на 5%. Однако в 1996 г. рост цен уже составил 58,7%, в 1997 г. - 18,5%, в 1998 г. - 29,8%.

Программа Аврамовича имела целью обеспечение выживания народа страны. Так, для стимулирования сельскохозяйственного производства были повышены закупочные цены за 1 кг пшеницы с 18 до 22 пар (1 динар = 100 парам). Специальные премии выделялись за большое производство молока, осуществлялись выплаты за создание высокопродуктивных пород скота, выращивание и сохранение молодняка. Определялись ресурсы на восстановление и оживление сел, особенно в пострадавших от войны районах.

В 1994 г. Аврамович был избран "Человеком 1994 г." за то, что при нем была остановлена гиперинфляция, народу вернули надежду на выживание и душевное спокойствие, стали осуществлять финансовую политику, направлеиную против злоупотреблений и спекуляций. В отличие от других политических деятелей он проводил в жизнь то, что обещал народу,

Однако, несмотря на успешное выполнение многих положений стабилизационной программы Аврамовича, его самого через два года отправили в отставку за отказ "включить печатный станок" для обеспечении средств для посевной кампании. Средства же от продажи прошлогоднего урожая "осели" в карманах у министров, некоторые из которых являлись директорами крупных фирм.

Земельная реформа, которая начала осуществляться в 90-е годы, дала право всем гражданам - и не только работникам сельского хозяйства, покупать землю в владеть ею. Бывшая СФРЮ и до начала рыночных преобразований отличалась от других стран Восточной Европы высокой долей частного сектора в пользовании землей. В соответствии с земельной реформой одновременно с покупкой земли бесплатно возвращалась земля бывшим собственникам или их наследникам, которая была у них изъята в 1948-1953 гг. Сначала земельная реформа была воспринята с энтузиазмом. Однако вскоре выяснилось, что у многих новых собственников нет ни техники, ни денег, а также ими утрачены навыки работы в сельском хозякстве. Положение усугубилось войной, оторвавшей от села большое количество работников. В результате многие стали возвращать землю обратно, однако уже не бесплатно, а за деньги, которых, как правило, в сегодняшних трудных условиях у потенциальных частных покупателей нет. Возникла ситуация, когда из-за денационализации земли из года в год сокращалась земельная площадь крупных сельскохозяйственных предприятии.

Аграрная реформа укрепила положение частного сектора в структуре собственности и производства в стране. Частные крестьянские хозяйства занимают сейчас в СРЮ 85% сельскохозяйственных угодий, на них приходится 93% общего количества скота, 98% тракторов и 88% комбайнов. Агропромышленные же комбинаты в большинстве своем отказались от приватизации, заявив, что еще не готовы к ней. Благодаря продуманной аграрной политике Югославия не теряла своей сельскохозяйственной независимости.

В стране занятость является одной из самых важных и трудно разрешаемых проблем. Это относится как к молодежи, окончившей учебные заведения, так и к тем 500 тыс. человек, которые потеряли рабочие места из-за разрушения предприятий во время войны. Правительство делает все возможное, чтобы трудоустроить этих людей. 1999 г. был провозглашен годом создания и укрепления малых и средних предприятий, благодаря которым появилась возможность быстро трудоустроить тех, кто потерял работу из-за военных разрушений. Из всего количества таких предприятий 60% занимаются торговлей, 35,9% - производством. Обсуждается идея реконструкции полуразрушенных, пока слабо действующих предприятий, где можно было бы занять рабочих разных специальностей. Другая цель - создание небольших предприятий, работающих по своим программам, но в которых будут заняты молодые люди, закончившие высшие и средние учебные заведения.

"Трудоустроив хорошо подготовленных специалистов, среди которых много талантливой молодежи, склонной к научно-исследовательской деятельности, мы смогли бы приостановить "утечку мозгов". Если бы мы предоставили работу еще для 25-30 тыс. человек подготовленных специалистов, мы бы смогли уже в этом году остановить этот пагубный для нас процесс и обеспечить наше народное хозяйство и науку образованными и культурными людьми - главным трудовым ресурсом страны", - отметил видный югославский экономист Д. Томич.

Поддержка малых и средних предприятий должна способствовать росту занятости и привести к сокращению огромной армии безработных и фиктивно занятых. Острый дефицит финансовых средств, который наблюдается в этом секторе экономики, дополняется еще и тем, что частный сектор не организован должным образом и не имеет необходимого опыта. Ассоциация предпринимателей при Хозяйственной палате Сербии предлагает основать специальный фонд для развития мелких и средних предприятий - он помог бы им кредитами так, как это делается в других странах. Увеличение количества мелких и средних предприятий поможет правительству бороться с "теневой экономикой".

Во время войны осуществление реформ было отодвинуто на второй план. Сейчас первоочередной задачей является восстановление страны. Составляется список нуждающихся в обновлении приоритетных предприятий и объектов, которые имеют первостепенное значение для жизни граждан страны и развития народного хозяйства. Необходимы дальнейшее развитие приватизации, а также изменение налоговой системы. В конце 1999 г. союзное правительство утвердило закон о введении налога на добавленную стоимость, который призван обеспечить единую систему налогообложения товарооборота. Предполагается реализовать основной принцип, при котором все налогоплательщики будут одинаково платить налоги. Введение этого закона должно способствовать ограничению деятельности "теневой экономики", помочь избежать практики двойного налогообложения. По этому закону предусматриваются три вида налоговых процентных ставок - две низкие ставки -от 3 до 9% и одна - в 20%^.

Одной из главных задач является ревизия закона о приватизации общественной и государственной собственности, до сих пор не давшая ожидаемых результатов. Этот закон создал возможность для лиц из политической и административной верхушки страны легко обогатиться и стать собственниками бывшей общественной собственности.

СОБЫТИЯ В КОСОВО И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

В годы югославского кризиса 90-х годов, приведшего к обострению межнациональных конфликтов и гражданской войне между республиками, обстановка в Автономном крае Косово была несколько в тени, заслоненная другими событиями.

В течение всего времени вхождения АК Косово в состав СФРЮ лидеры албанцев вынашивали план отделения от Югославии и присоединения к Албании. Руководство и народ Сербии всегда считали, что Косово - это испокон веков сербская земля, в которой находятся сербские древности и реликвии, используя при этом разную методику урегулирования обстановки в крае - от вливания огромных средств и поднятия экономического положения албанского народа до введения чрезвычайного положения. Этнических чисток албанского населения не было, а численность его за последние 30 лет постоянно увеличивалась: в 1998 г. она составила, по данным статбюро, 917 тыс. человек, или 66% всего населения края. При этом с 1981 г. проходило насильственное выселение сербского населения со стороны албанцев. В этой небольшой провинции также жили 72 тыс. мусульман-боснийцев, 21 тыс. турок и 97 тыс. цыган.

Военным действиям предшествовали переговоры в предместье Парижа, в Рамбуйе, в феврале 1999 г., которые проходили по схеме Дейтонских соглашений. Негативной характеристикой переговорного процесса в Рамбуйе явилось ультимативное навязывание суверенному государству формы взаимоотношений субъектов федерации под давлением сил НАТО. В Рамбуйе СР Югославии был поставлен ультиматум: подпишете договор - введем войска, не подпишете - будем бомбить. Переговоры сорвали США, в последний день предложившие Югославии подписать текст, который сербская делегация не видела и не обсуждала. США отвергли предложения Югославии продолжить переговорный процесс. Начались военные действия.

Чем были вызваны эти срочные военные действия НАГО против Югославии?

Во-первых, тем, что СРЮ - единственная страна в Восточной Европе, которая отказывается от вступления в НАТО и остается стратегическим союзником России. Именно в этом причина жесткого давления на Югославию со стороны Запада и его стремления заменить существовавшее до недавнего времени руководство страны.

Во-вторых, активизацией НАТО в Европе Вашингтон пытается доказать, что она не может решать свои сложные международные проблемы без США. Лидеры НАТО оправдывали агрессию против Югославии "гуманитарными соображениями". Фоном были их заявления об антидемократическом режиме С. Милошевича, о жертвах среди албанцев, о нарушении прав свободы личности и т.д.

Весь 1999 г. события в Косово привлекали внимание мировой общественности. Закончились они 78-дневной агрессией НАТО во главе с США против Косово, а также всей Сербии. На СРЮ совершили агрессию 19 государств - членов НАТО, продемонстрировав свою военную мощь, а заодно проверив в действии натовскую технику. Последствия бомбардировок известны - многочисленные жертвы среди мирного населения, уничтожение значительной части промышленного потенциала Сербии и Черногории, серьезный экономический и экологический ущерб для соседних стран и всех Балкан. Россия не могла безучастно наблюдать за развернувшейся трагедией. Благодаря в значительной мере ее усилиям войну против Югославии удалось остановить, а проблему Косово вновь поставить на основы политического урегулирования в рамках ООН. Резолюция 1244 Совета Безопасности от 10 июня 1999 г. определила его основные параметры (подробнее см. Гуськова Е.Ю. Кризис в Косово: история и современность. - Новая и новейшая история, 1999, №5.).

Сегодня Косово остается кровоточащей раной на теле Европы. Операция НАТО, предпринятая под надуманным предлогом защиты албанцев, на самом деле еще больше обострила межэтнические противоречия и привела к изгнанию из края большинства неалбанского населения.

Зона ответственности между натовскими контингентами разделена на четыре части. Район г. Печ контролируют итальянцы и немцы, г. Гниланэ - французы, Косова Митровица - американцы, г. Приштина - англичане. Но есть еще и так называемые "неофициальные зоны". В г. Призрен находятся немецкие войска, а г. Ораховац и аэродром Слатин контролируют российские военные в количестве 1600 человек. Натовский контингент в Косово составляет около 50 тыс. человек.

Сейчас уже ясно, что основная задача оккупации - расчленить территорию Косово и сохранить контроль над ним.

Война в СРЮ в 1999 г. была позорной и жестокой. По информации властей СРЮ с 24 марта по 10 июня 1999 г. общее количество погибших гражданских лиц составило свыше 1700 человек, в том числе 400 детей, около 10 тыс. человек были серьезно ранены. Из-за повреждений коммуникаций без воды остался 1 млн. человек. Вследствие нанесения ударов по фабрикам и заводам 500 тыс. человек лишились работы, тысячи - крыши над головой.

В результате ракетно-бомбовых ударов был нанесен значительный ущерб не только военным сооружениям, но и гражданским объектам. Полностью разрушены или повреждены 60 автомобильных и железнодорожных мостов, на восстановление которых потребуется 480 млн. долл. Разрушениям также подверглись около 50 фабрик и заводов, 7 сельскохозяйственных и 12 железнодорожных объектов. Повреждены крупные автодороги и 6 аэродромов, 25 административных зданий, среди них -гостиницы, туристические комплексы, центры помощи беженцам. Разрушены телецентры в Белграде и Приштине, уничтожено 23 телетранслятора. Повреждено около 2 тыс. начальных и средних школ, 35 высших учебных заведений, уничтожено 115 объектов здравоохранения. Серьезный ущерб нанесен 50 церковным зданиям, среди которых - находящиеся под защитой ЮНЕСКО монастыри в Грачанице, Дачани и Пече.

Общий экономический ущерб, причиненный Югославии натовскими бомбардировками, составляет 29,6 млрд. долл. Для срочного обновления стране требуется 1,17 млрд., а в ближайшие пять лет в общей сложности - около 29 млрд. долл. Из общей суммы ущерба в 29,6 млрд. долл. на объекты инфраструктуры (больницы, школы, радиоцентры и т.д.) приходится 805,4 млн., в том числе на транспортную инфраструктуру (железнодорожные станции, все мосты на Дунае и т.д.) - 355 млн., на электроэнергетическую - 270 млн. долл.". Непромышленные гражданские объекты понесли ущерб на 373,3 млн. долл., причем больше всего пострадали жилые дома, находящиеся в частном владении - 201 млн. долл. Ущерб от гибели людей оценен в 2,3 млрд. долл., а потерянный валовой внутренний продукт - в 23-25 млрд.

По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев с марта 1998 г. по 24 марта 1999 г. число беженцев и перемещенных лиц из Косово составило 260 тыс. человек, тогда как с 24 марта по 31 мая 1999 г. зарегистрировано 780 200 беженцев из Косово. Количество беженцев в Албании превысило 442 тыс. человек, в Македонии - 250,1 тыс., в Черногории - 66,3 тыс., а в других районах Сербии - 60 тыс. человек. Несколько десятков тысяч беженцев перебрались в Турцию, Грецию, страны Западной Европы, а также в Боснию и Герцеговину и Хорватию. Из Македонии в страны Западной и Восточной Европы, а также в Австралию и США эвакуировано 72 тыс. беженцев.

После окончания военной операции НАТО против Югославии с 15 июня началось возвращение беженцев в Косово. К настоящему времени вернулось более 700 тыс. человек. Одновременно с возвращением албанцев Косово покинуло около 300 тыс. лиц неалбанской национальности, в основном сербов и цыган. Количество перемещенных лиц на территории Югославии с учетом почти 600 тыс. беженцев из Боснии и Герцеговины и Хорватии достигает 800 тыс. человек. Около 770 тыс. человек в Сербии и Черногории нуждаются в продовольственной помощи. Приблизительно 3 млн. человек в СРЮ живут ниже уровня бедности. Югославы крайне пессимистически оценивают перспективы оказания стране международной гуманитарной помощи'".

НАТО позаботилось и о том, чтобы оставить Сербию без международной поддержки, вбить клин между„Сербией и Черногорией, заставить Россию отказаться от идеи военной помощи Сербии. И все-таки российские танки и десантники, находившиеся в это время в Боснии, совершили отважный марш-бросок под руководством генерала Заварзина под российскими флагами в Косово. 200 российских десантников заставили НАТО пересмотреть сценарий относительно участия и неучастия России в мирном урегулировании в Косово. Само наличие десантников на аэродроме в Косово позволило вести разговор с других позиций.

Несмотря на 78-дневную агрессию НАТО во главе с США, СРЮ хотя и понесла огромные потери, но не была уничтожена. Страна выстояла. Воля большинства югославов не была сломлена. И это, пожалуй, один из главных итогов конфликта Югославии с НАТО.

В июне 1999 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1244, в соответствии с которой в Косово пришли миротворцы с тем, чтобы гарантировать в сербском крае многоэтнический мир. В результате же за год операции в Косово фактически создан международный протекторат, а говорить о многоэтническом мире не приходится. За год пребывания в Косово миссии ООН и КФОР (международных сил Совета Безопасности ООН) из края изгнано более 350 тыс. человек неалбанского происхождения. При этом ряд западноевропейских государств, воспользовавшись истечением вида на жительство десятков тысяч албанских беженцев, принимают решение об их высылке в Косово. Косово, ставшее европейским криминальным центром, наводит ужас на соседние с СРЮ страны. Об этом свидетельствуют вооруженные столкновения последнего времени на границе с Македонией.

Все это подтверждает: натовская агрессия только развязала руки албанским террористам. И если генеральный секретарь НАТО Дж. Робинсод продолжает расценивать операцию альянса в Косово как "успех", то, по мнению экспертов американского исследовательского центра Институт НАТО, опубликовавшего доклад по итогам своего исследования, военная операция НАТО против Югославии является "очевидным провалом" внешней политики администрации США".

После окончания бомбардировок, подчеркивают авторы доклада, единственно, кто оказался в выигрыше - это "Освободительная армия Косово", которая в настоящее время осуществляет жесткую кампанию этнической чистки, направленную против сербов и другого населения.

Как отметил министр иностранных дел Италии Л. Дини - а в начале мая 1999 г. Италия заняла пост председателя Совета Европы, -

"мир в Косово до сих пор не восстановлен. Сербы, по существу, подвергаются там геноциду. КФОР не в состоянии поддерживать там порядок. Американцы, видя это, собираются уйти из Косово. Я хотел бы сказать, что если удалось в определенной мере положить конец острому конфликту в Косово, то это было благодаря действиям и усилиям Российской Федерации".
США по-прежнему не считают себя виновными в гибели мирных жителей во время прошлогодних бомбардировок в Югославии, хотя даже тогдашний генеральный секретарь НАТО X. Солана, ныне верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности, назвал минувшие несколько недель прошлого года в Косово самыми худшими за последние месяцы по количеству совершенных актов насилия. X. Солана и специальный советник президента США по Балканам Дж. 0'Брайан, находясь в Косово, предупредили албанцев, что "международное сообщество больше не потерпит насилия в крае".

На заседании совместного постоянного Совета Россия - НАТО в Брюсселе маршал И.Д. Сергеев подчеркнул, что Россия выступает за строгое выполнение резолюции 1244 СБ ООН, а ключевым вопросом является возвращение югославских войск и полиции в Косово согласно военно-техническому соглашению НАТО и СРЮ.

Если подвести некоторые итоги за два года, прошедшие после натовских ударов по Югославии, то следует отметить, что Сербия успешно справляется с восстановлением хозяйства. А вот миссия ООН в Косово полностью провалилась. Войска и руководство НАТО с ситуацией в Косово не справляются, явно не знают, что делать, но не признаются в этом. Ситуация в Косово такова: дороги разбиты, мосты не восстановлены, промышленность стоит, огромная безработица. Даже в столице края Приштине до сих пор нет света. Электростанции работают на 20% своей мощности: из края уехали квалифицированные специалисты - сербы, а попытка заменить их неподготовленными албанцами привела к нескольким крупным авариям.

Никаких западных инвестиций в Косово не ощущается. Да и сами албанцы в отличие от сербов не торопятся заниматься восстановлением экономики. Албанской верхушке хватает своих преступных доходов, а рядовые албанцы больше думают о том, как выжить.

Политическая и экономическая обстановка в другом автономном крае Сербии -Воеводине - спокойная, а экономика развивается успешно. Однако в последнее время там усилились националистические настроения среди части проживающих в крае венгров, которые поговаривают о необходимости выделения венгров в особую область. Тем не менее оппозиционная партия Союз воеводинских венгров вошла в демократическое объединение ДОС, которое выдвинуло В. Коштуницу на пост президента СРЮ на выборах 2000 г.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ В КОСОВО

За два с половиной месяца войны возникло много трудностей, которые сказались и на работе предприятий, и на всей экономической жизни страны. Как уже отмечалось, промышленность СРЮ претерпела самый большой урон от натовских бомбардировок. Нормальное производство пока наладить невозможно во многих секторах экономики, 80 гигантов отечественной индустрии разрушены. Больше других пострадали дороги, средства связи, нефтезаводы, оборонная и металлообрабатывающая промышленность. Разрушение этих предприятий ударило по нх партнерам, которые тоже были вынуждены прекратить или сократить производство.

В 1999 г. произошло снижение валового национального продукта по сравнению с 1998 г. на 23,6%. Его объем составил 135 млрд. динар. Объем промышленного производства зато же время уменьшился на 42,7%, на 15,2% снизилась среднемесячная зарплата, а реальные доходы уменьшились на 23%.

"Если в первой половине 1999 г. экономика развивалась в тяжелейших условиях, что привело к падению производства и общей экономической активности, то во второй половине года за короткое время был осуществлен обратный процесс - во всех областях жизни и экономики. Основой этому были заблаговременное обновление инфраструктуры народного хозяйства, равно как и восстановление и приспособление крупнейших предприятий для выпуска новейшей продукции. Одновременно шло восстановление и строительство гражданских объектов. Все это создало условия для увеличения производства и повышения экономической активности.

С июня по ноябрь промышленное производство выросло более чем на 100%. Несмотря на то, что весенний сев 1999 г. осуществлялся в тяжелых военных условиях, когда не хватало горючего, средств защиты и многого другого, в сельском хозяйстве были достигнуты также отличные результаты. Наблюдается оживление активности в строительстве, торговле, на транспорте и в других отраслях. Все это позволило обеспечить нашему народу рост зарплаты, пенсий и других личных доходов", - отмечал сербский экономист Мирко Марьянович.

В области экспорта и импорта СРЮ за почти три месяца бомбардировок НАТО понесла большой ущерб. За 11I месяцев 1999 г. объем внешнеторгового оборота по сравнению с тем же периодом 1998 г. снизился на 38,5%, составив на начало декабря 4283 млн. долл. Еще больше возросло отрицательное сальдо во внешней торговле. Экспорт за истекшее время упал на 46,9% и был равен 1353 млн. долл., в то время как объем импорта уменьшился на треть и составил 2900 млн. долл. Прямой ущерб во внешней торговле связан в основном с потерей рынков и нарушением международных транспортных потоков, в частности из-за взорванных мостов на Дунае, 80% всей внешней торговли, по данным Торгово-промышленной палаты, приходилось на страны Европы. Главным партнером Югославии является Германия, объем торговли с которой за 11 месяцев 1999 г. составил около 0,5 млрд. долл.

На падении объема внешней торговли отрицательно сказались не только военная агрессия, но и дополнительные санкции против СРЮ, которые были введены 29 апреля и 6 мая 1999 г. Они коснулись не только импорта газа и нефти, но и полетов самолетов национальных авиакомпаний. Для стабилизации народного хозяйства 17 августа 1999 г. был принят ряд правительственных законов, направленных на нормализацию внешней торговли. Значительно были снижены пошлины и акцизы на ввозимую табачную и алкогольную продукцию, разрешен импорт подержанных автомобилей, поскольку полностью был разрушен автомобильный завод "Црвена застава" в г. Крагуевац.

Для поддержки местных сельскохозяйственных производителей значительно повышена пошлина на импортную сельхозпродукцию, на продовольствие. Так, до 40% повышены таможенные пошлины на ввозимые изделия из мяса и молочные продукты, яйца, овощи и другое продовольствие. Предполагается, что половина собираемых пошлин пойдет на обновление отечественного автомобилестроения.

ТОЛЬКО ЕДИНЕНИЕ СПАСЕТ СЕРБОВ!

Эти прекрасные слова были вышиты на шапочках мужчин - сербов и черногорцев - и были святыми и для сербов, и для черногорцев. Испокон веков они считали себя единым народом, только одна часть его жила в Черногории, в горах, а другая - на равнине, в Сербии. Всегда вместе и дружно жили. Если возникали войны - вместе защищались. Но вот настал тяжелый 1999 г., очень трудный для СРЮ, отношения, и без того натянутые, между С. Милошевичем и президентом Черногории М. Джукановичем - стали еще сложнее.

М. Джуканович родился в 1962 г. в Черногории, в г. Никшич. По образованию он экономист, закончил университет в Подгорице. С февраля 1991 г. занимает пост председателя правительства Черногории, став самым молодым премьер-министром в Европе. Кроме того, он является заместителем председателя Демократической партии Черногории, имеющей большинство в республиканском парламенте и представленной в Скупщине СРЮ.

Разногласия между Сербией и Черногорией, включая и сферу распределения властных полномочий в федерации, приобретают особенно опасный характер в связи с однозначной поддержкой Западом М. Джукановича. Это подогревает амбиции той части его сторонников, которые хотели бы видеть Черногорию независимой. Именно видение характера югославской федерации и места Черногории в ней стало главным пунктом расхождений между М. Джукановичем и его оппонентами, которые отстаивают централизованную модель югославской федерации.

Однако ситуация в самой Черногории не позволяет М. Джукановичу проявлять поспешность. Несмотря на то„что в Черногории в последние годы борьба за независимость растет, она все еще остается "разделенным обществом". Так, за сохранение югославской федерации выступают 30% населения, за независимость - 36%, а за конфедерацию (официальная позиция М. Джукановича) - 20%. Югославское руководство и армейское командование не хотят смириться с потерей Черногории, а значит - выхода к морю. В республике дислоцируется Вторая армия югославских вооруженных сил, подчиненных Белграду. Черногория зависит от поставок продуктов питания из Сербии, прежде всего зерна, так как сельскохозяйственные площади в гористой Черногории чрезвычайно малы. В Сербии проживает не менее 500 тыс. выходцев из Черногории, а в самой Черногории - 615 тыс. человек разных национальностей. Многие сербские черногорцы занимают руководящие посты различного уровня в Белграде и других городах Сербии.

Черногорская же оппозиция обвиняет М. Джукановича в проведении ускоренной приватизации - в отличие от Сербии - и ориентации на Запад в ущерб традиционной дружбе с Россией. Что касается последнего пункта обвинения, то М. Джуканович считает, что жить одними воспоминаниями о братских связях с Россией сегодня недостаточно. Кроме того, за время санкций и их последствий Черногория, экономика которой до этого была больше открыта внешнему миру, чем сербская, пострадала и обеднела сильнее, чем Сербия. Все усилия молодой и амбициозный М. Джуканович, которому весьма симпатизирует Запад, направляет на преодоление препятствий, чтобы убрать "внешнюю стену" экономических санкций.

7 июля 2000 г. обе палаты Скупщины СРЮ проголосовали за поправки к действующей конституции. Теперь союзный президент избирается по иным принципам: не как прежде - только один раз и путем голосования только в парламенте, а прямым всенародным голосованием. Кроме того, он имеет право повторить свой мандат неограниченное число раз.

Другое важное изменение в Конституции затрагивает права меньшей из двух республик СРЮ - Черногории. Если прежде депутаты верхней палаты союзного парламента избирались в пропорции 20 х 20 республиканскими законодательными органами, то теперь и они будут избираться тоже прямым голосованием населения. Если учесть, что в Черногории проживают около 600 тыс. человек, а в Сербии -около 10 млн., то понятно, как мало мест получит Черногория в верхней палате.

Такие изменения в Конституции, касающиеся выборов президента страны, имели целью сохранение власти в СРЮ в руках С. Милошевича. К тому же избрание путем всенародного голосования придало бы, по замыслу инициаторов исправления Конституции, и большую легитимность федеральному президенту, который обладал до сих пор ограниченными полномочиями. Однако события развернулись по иному сценарию.

СЕНТЯБРЬСКО-ОКТЯБРЬСКИЙ КРИЗИС 2000 г.

Выборы президента Югославии состоялись 24 сентября 2000 г. И хотя серьезных соперников у С. Милошевича не предвиделось, а сербскую оппозицию раздирали внутренние противоречия, день выборов породил серьезный кризис в стране. Казавшийся почти всем незыблемым режим С. Милошевича стал достоянием истории, а к власти пришли новые политики.

27 сентября избирательная комиссия объявила итоги президентских выборов: президент С. Милошевич получил 40,2% голосов избирателей, принявших участие в выборах, а его основной соперник - кандидат оппозиции Воислав Коштуница - 48,2%. Таким образом не один из кандидатов не набрал в первом туре необходимого большинства голосов, и предстоял второй тур, который был назначен на 8 октября. Однако, несмотря на то, что было признано лидирующее положение кандидата от оппозиции в первом туре, ее лидеры отказались признать результаты выборов, оглашенные Избиркомом, считая их фальсифицированными. Они настаивали на том, чтобы В. Коштуница был признан вновь избранным президентом страны после первого тура голосования. Их в этом поддержали руководители стран НАТО, особенно президент США Б. Клинтон и премьер-министр Англии Т. Блэр. Страны НАТО дали понять С. Милошевичу, что если он не уступит свой пост В. Коштунице, то они не исключают применения силы.

Начиная с 29 сентября и в последующие дни участники оппозиции вышли на улицы. Их поддерживали тысячи людей из Белграда и других городов. По всей стране не работали магазины, останавливали работу предприятия, учебные заведения. В г. Лазаревац забастовал крупнейший горнодобывающий комбинат, снабжающий углем большинство сербских электростанций. Появились слухи о том, что федеральные власти могут использовать беженцев и перемещенных лиц из Косово, Боснии и Хорватии, проживающих сейчас на территории Сербии и не имеющих ни работы, ни денег, ни права голоса, в качестве штрейкбрехеров на остановившихся предприятиях. В Пожареваце, родном городе С. Милошевича, на улицу вышли 15 тыс. человек.

В Белграде наиболее активное участие в забастовке приняли студенты и учащиеся средних школ, которые вместо занятий со своими учителями отправились на митинги. Местное телевидение сообщило о начале всеобщей забастовки.

Большинство сербов считали, что С. Милошевич виноват в том, что распалась единая Югославия, произошли события в Косово, а Югославию бомбила НАТО. Виновен он и в том, что из-за экономических санкций народ живет бедно.

Оппозиционные С. Милошевичу настроения возникли даже в его собственной партии. Стали раздаваться голоса с требованием отставки С. Милошевича. Однако на проходившем в ноябре 2000 г. съезде СПС председателем ее опять был избран С. Милошевич.

Оппонент С. Милошевича, новоизбранный президент СРЮ профессор Воислав Коштуница в России до недавнего времени был почти неизвестен. Однако уже 10 лет назад В. Коштуница стоял у истоков демократической оппозиции вместе с В. Драшковичем, 3. Джинджичем и В. Шешелем. В. Коштуница родился в 1944 г. в Белграде. В 1966 г., закончив школу, поступил на юридический факультет Белградского университета. В 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию и стал работать в университете. В 1974 г. активно выступал против новой Конституции СФРЮ, считая, что в ней предоставлены слишком большие права республикам в ущерб интересам Сербии. За это он был уволен из университета. С 1974 по 1989 г. работал в Институте общественных наук в Белграде. Занимался вопросами общеконституционного права. В 1989 г. стал одним из основателей Демократической партии. Но в 1992 г. партия из-за разногласий ее руководителей раскололась. 3. Джинджич считал, что главное для общества - обретение подлинной демократии, а В. Коштуница пытался соединить демократию с национальной идеей и создал Демократическую партию Сербии. Только в последние годы именно благодаря В. Коштунице удалось преодолеть раскол и объединить некоторые оппозиционные партии.

Отношения с Западом у В. Коштуницы сложились вполне определенные - его борьба за интересы своего народа никак не вписывается в западные стандарты. Партия профессоров была и остается главным союзником боснийских сербов в Белграде. В. Коштуница всегда занимал жесткую позицию по отношению к НАТО и критиковал ее политику в Югославии. Вашингтон не скрывал надежды, что В. Коштуница станет лишь переходным лидером, расчищающим дорогу для более управляемой команды.

Уже в первые дни после событий 5 октября В. Коштуница добился ряда важных успехов на пути формирования новой политической линии Сербии. К таким достижениям, несомненно, относятся взятие под контроль революционной стихии и удержание процесса перехода власти в мирных и конституционных рамках. Минимальное количество жертв и бесчинств было неожиданностью для всех наблюдателей, знакомых с горячим темпераментом сербов в сочетании с недовольством, накопившимся за годы правления С. Милошевича, и с имеющимся у населения оружием. Важным успехом В. Коштуницы стало достижение компромисса со сторонниками С. Милошевича в федеральном и сербском руководстве, а также в верхушке армии и спецслужб. Позиция армии, проявившей спокойствие и нежелание вмешиваться в политику, оказалась одним из важных факторов, определивших мирный исход смены власти в Югославии. То, что армия осталась в казармах и не стала выходить на улицы Белграда для защиты прежнего режима, произошло во многом благодаря своевременным действиям М. Перишича, бывшего начальника генерального штаба югославских вооружецрых сил, ныне являющегося одним из оппозиционных лидеров и возглавляющего основанное им "Движение за демократическую Сербию".

ДОС - демократическая оппозиция Сербии - коалиция весьма разнородная, объединенная лишь общим врагом - режимом С. Милошевича. В этих условиях очень важно было, что В. Коштуница сможет продемонстрировать Сербии и своим оппонентам четкую поддержку России.

В начале октября, сразу после президентских выборов в Югославии, Россия признала новую власть в Белграде. 8 октября министр иностранных дел России И.С. Иванов, вылетевший со срочной миссией в Белград, от имени Президента В.В. Путина официально поздравил В. Коштуницу с победой на президентских выборах в Югославии. Это стало последней чертой, подведенной под спором о власти в СРЮ после выборов.

Визит И.С. Иванова в Белград стал весьма важным. Российский министр оказался первым зарубежным гостем Югославии после прихода к власти оппозиции. После встречи с ним В. Коштуница выразил благодарность России.

27 октября состоялся краткий рабочий визит в Москву нового президента Югославии В. Коштуницы. Этот шестичасовой визит явился важной вехой в отношениях между Россией и Югославией. В. Коштуница не оставил сомнений в том, что считает Россию важным стабилизирующим фактором на Балканах. Югославский президент отметил, что необходимо равновесие европейских, российских и американских факторов влияния на Балканах. Он подчеркнул, что отношения с Россией будут строиться на профессиональной и рациональной основе, а не на эмоциях. В. Коштуница подчеркнул старинную духовную близость между нашими народами. Он прибыл в сопровождении сербского патриарха Павле и митрополита Черногорско-Приморского Амфилофия. Перед отъездом из Москвы они нанесли визит патриарху Алексию II.

Со своей стороны В.В, Путин заявил о поддержке действий В. Коштуницы. Он сказал, что краеугольным камнем российско-югославского сотрудничества на Балканах является сохранение территориальной целостности этой страны. Россия обязалась возобновить поставки нефти и газа, прерванные из-за отказа С. Милошевича компенсировать ей задолженность, составляющую уже более 400 млн. долл. Возобновление поставок из России газа и нефти необходимо для элементарной нормализации жизни в стране.

Одной из ключевых тем на переговорах в Москве стал вопрос о Косово и его будущем статусе. Несмотря на протесты руководства Сербии, 28 октября 2000 г. в Косово состоялись выборы в местные органы власти. Проживающие в крае сербы бойкотировали их. На выборах победил И. Ругова, председатель Демократической лиги Косово. Поэтому сегодня, когда некоторые международные силы пытаются расчленить Югославию конституционными методами или путем непосредственного вмешательства во внутренние дела государства, немаловажными стали слова В. Коштуницы о необходимости российского присутствия на Балканах как стабилизирующего фактора.

В совместном заявлении по итогам визита югославского президента в Москву говорится, что стороны намерены поддерживать регулярный политический диалог на различных уровнях. В заявлении подтверждены традиционные принципы дружбы, уважения и сотрудничества России и Югославии во всех сферах, подчеркнуто, что Россия и Югославия намерены прилагать все усилия для формирования в Юго-Восточной Европе обстановки мира, согласия, взаимного доверия, стабильного добрососедства на основе принципов международного права и в первую очередь территориальной целостности, суверенного равенства государств и нерушимости границ.

Что касается сотрудничества Югославии с ЕС, то внешнеполитические ведомства стран-членов НАТО не только поздравили В. Коштуницу с победой на выборах, но и возвестили об обещанном снятии с Югославии санкций Евросоюза. При этом дипломаты заверили югославского лидера в финансовой поддержке и участии "в становлении демократического государства". Речь идет не только о так называемой финансовой помощи или инвестициях, но и о разблокировании огромных сумм, прежде принадлежавших югославским предприятиям и гражданам Югославии, которые были заморожены на счетах западных банков. В середине октября 2000 г. В. Коштуница присутствовал на заседании саммита ЕС, на котором был рассмотрен вопрос о включении Югославии в эту организацию.

В конце октября 2000 г. в г. Скопье (Македония) открылся саммит балканских стран, где прошли двусторонние встречи президента Югославии с лидерами Албании, Болгарии, Боснии, Греции, Македонии, Румынии, Турции и Хорватии. По словам президента Македонии Б. Трайковского, на саммите выработан "новый взгляд на будущее с целью преодолеть старые споры". Одновременно рассматривался вопрос об окончательном статусе Косово, администрация которого находится под контролем ООН. Эта организация обнародовала доклад с предложением о независимости сербского края, полагая, что наилучшим решением для него было бы самоуправление под контролем международных организаций.

1 ноября 2000 г. на заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке - всего через пять дней после официального запроса нового президента СРЮ В. Коштуницы - было единогласно принято решение восстановить членство СРЮ в ООН. Таким образом, положен конец восьмилетнему игнорированию мнения Белграда в этой крупнейшей международной организации. Членство Югославии в ООН было приостановлено в 1992 г., после введения санкций Югославия формально не была исключена из ООН, табличка с надписью "Югославия" оставалась в зале заседаний, но она не могла принимать участие в работе Генеральной Ассамблеи и ее органов. Теперь это право возвращено СРЮ.

Отношения между Сербией и Черногорией остаются по-прежнему сложными. Казалось бы, в новых условиях давний противник С. Милошевича президент Черногории М. Джуканович должен был бы заявить, что не станет настаивать на выходе своей республики из федерации. Но вместо этого он постоянно говорит, что теперь, когда С. Милошевич не сможет ему помешать, он будет добиваться независимости Черногории. С отделением Черногории исчезнет СРЮ, а вместе с ней и пост ее президента. В. Коштуница добился проведения выборов в Сербии, которые состоялись 23 декабря. Однако Черногория недовольна своим положением из-за изменений, внесенных в конституцию С. Милошевичем, в результате которых она потеряла равноправие с Сербией в Верхней палате федерального парламента. Черногорская оппозиция требует от нового президента восстановления равноправия с Сербией, которая узурпировала, по мнению черногорского руководства, власть в федерации.

В самой Черногории все громче звучат голоса о необходимости самостоятельности республики. Оппозиция все отчетливее критикует политику нового союзного президента, заявившего, что Будущий Союзный договор между Сербией и Черногорией будет подразумевать совместное управление в области обороны, внешней и монетарной политики. По мнению же многих черногорских политиков, эти три составляющие в прежнем Союзном договоре отрицательно сказались на Черногории, поскольку Белград использовал их исключительно в своих интересах. М. Джуканович бойкотировал союзные выборы 24 сентября 2000 г. Вместе с ним бойкотировало союзные выборы 75% избирателей Черногории.

23 декабря 2000 г. состоялись выборы в парламент Сербии, на которых оппозиция одержала убедительную победу, набрав две трети голосов населения. Премьер-министром СРЮ был избран 3. Джинджич. Новый парламент СРЮ избрал своим председателем Драгана Маришчанина. Министром иностранных дел назначен Горан Свиланович.

Несмотря на сложное политическое и экономическое положение, в котором находится СРЮ, страна сейчас вступила в новый период развития. Надо надеяться, что югославский народ успешно преодолеет все трудности и добьется для себя лучшего будущего.
 
 



VIVOS VOCO
Июль 2001