НГ - СЦЕНАРИИ
№ 9, 1998

© Т. И. Горкина

КОМПЛЕКСНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДОЛИНЫ РЕКИ ТЕННЕССИ

Пример крупномасштабного регионального программирования в США

Татьяна Ивановна Горкина

кандидат географических наук,
сотрудник Института географии РАН.

ДОЛИНА реки Теннесси в начале XX века была одним из наиболее отсталых районов США, основу которого составляло сельское хозяйство с примитивной агротехникой. Частые разрушительные наводнения Теннесси приносили огромные убытки. Промышленность, особенно обрабатывающая, была развита крайне слабо. К 30-м годам душевой доход и доля занятых в промышленности были в долине этой реки вдвое ниже среднего по стране. По уровню развития транспорта, сельского хозяйства, промышленности, образования долина реки Теннесси, безусловно, представляла собой то, что сейчас принято называть слаборазвитой страной.

Река эта на всем протяжении порожиста, что мешало развитию судоходства. Поэтому еще в начале XIX века выдвигались проекты сооружения плотин. В первой трети XX века помимо значительных ресурсов гидроэнергии здесь имелись запасы цинка, железной руды, угля, марганца, меди, бокситов, но многие из них находились в сравнительно мелких разбросанных месторождениях или отличались невысоким качеством. Единственное полезное ископаемое, месторождения которого имели значение в масштабе всей страны, - это фосфориты.

Для сельского хозяйства, основой которого являлось хлопководство, были характерны мелкие фермы с низкими доходами и примитивной агротехникой, способствующей эрозии почв. Население района, среди которого доля негров составляла 25-50%, отличалось крайне низким образовательным уровнем, почти 10% населения было неграмотным. Район имел относительное аграрное перенаселение, свойственное местностям с низким уровнем сельского хозяйства и промышленности. Таким образом, для развития промышленности в долине имелись значительные резервы рабочей силы низкой квалификации, не имеющей производственных навыков, обладающей низкой политической сознательностью и неорганизованностью, а также привычкой к тяжелым жизненным условиям.

Впервые гидротехническое строительство на реке Теннесси было начато в годы первой мировой войны. Расширяя производство взрывчатых веществ, правительство приняло решение о строительстве завода связанного азота, что требовало большого количества электроэнергии. В связи с этим было решено построить у порогов Масл-Шолс ГЭС и плотину Уилсон. Этот проект не был региональным, а был вызван необходимостью.

Но прежде чем ГЭС и завод построили, война закончилась и необходимость в азотных соединениях для взрывчатых веществ отпала, а производить удобрения не входило в первоначальный план федерального правительства. Дальнейшее строительство завода велось с перерывами до 1925 г. и так и не было закончено.

Ярыми противниками дальнейшего государственного строительства в долине были энергетические компании, опасавшиеся конкуренции будущих ГЭС с частными электростанциями, и химические компании, боявшиеся конкуренции государственных заводов минеральных удобрений.

После разрушительного наводнения реки Миссисипи в 1927 г. возрос интерес к контролю за режимом рек и созданию системы водохранилищ на реке Теннесси, входящей в бассейн Миссисипи. В 1928 и 1931 гг. конгресс США принимал законопроекты о продолжении государственного гидротехнического строительства в бассейне Теннесси, но каждый раз на законопроект накладывал вето президент: в 1928 г. - Кулидж, в 1931г.- Гувер, в том же году выступивший с публичным докладом. Два основных вывода его выступления гласили: экономически целесообразно и желательно использовать МаслШолс для производства удобрений; для США будет лучше, если этот комплекс будет передан в частные руки, ибо здесь тогда интенсифицируются научно-исследовательские разработки в области удобрений. И только разразившийся в 1929 г. в США сильнейший экономический кризис, крайне обостривший безработицу, ускорил решение вопроса о продолжении гидротехнического строительства в долине.

Кризис способствовал также победе сенатора Норриса в борьбе за федеральное владение Масл-Шолс. Победа Рузвельта и демократической партии в 1932 г. означала и победу Норриса, доказавшего перспективность гидротехнического строительства в долине реки Теннесси и представившего первый вариант этого проекта.

Президент Рузвельт считал, что федеральные ГЭС, такие, как Масл-Шолс, должны стать регуляторами цен на отпускаемую потребителям электроэнергию при жестком федеральном регулировании всей электроэнергетики страны. При обсуждении этих проектов выдвигалось два принципиальных возражения: кто будет контролирующим органом и как будут управляться ГЭС, построенные на федеральных землях и федеральные средства. По мнению Рузвельта, надзирательным правом должно быть наделено федеральное агентство, а управлять ГЭС и распоряжаться вырабатываемой ими электроэнергией станут частные компании. При таком контроле за управляющими компаниями не должно быть злоупотреблений с их стороны. Контроль за водными ресурсами целиком оставался в руках государства. В результате было определено четыре главных проекта: ТВА, Боулдэр-Дэм, Колумбия-ривер и Сент-Лоуренс-ривер.

В больших масштабах государственное строительство электростанций началось после глубокого экономического кризиса 1929-1933 гг., когда правительство Рузвельта, пытаясь преодолеть тяжелые последствия кризиса, проводило различного рода антикризисные мероприятия, известные под названием "нового курса". Одним из таких мероприятий стало государственное (федеральное и штатное) строительство путем организации так называемых общественных работ, основными объектами которых были гидростанции. Однако организация общественных работ кроме борьбы против безработицы имела и другую задачу: обеспечить заказами предприятия частных монополий, выступавших в качестве подрядчиков на строительстве государственных объектов.


В РУСЛЕ нового курса начались дебаты о создании первого крупного регионального проекта США, получившего название ТВА (TVA - Tennessi Vallеy Authority).

Закон о его создании был принят в результате жесткой борьбы. В преамбуле закона говорилось: "В интересах национальной безопасности, для сельского хозяйства и индустриального развития, улучшения условий навигации и контроля за наводнениями создать корпорацию под названием Администрация долины реки Теннесси". Во главе ТВА стоял совет, состоящий из трех членов, назначаемых президентом. Совет находился под контролем сената США.

Помимо совета, в состав ТВА входило три основных подразделения, осуществляющих контроль за водным режимом рек, за землями (включая их использование и сохранение - противоэрозионные меры, а также контроль за фермами и лесными угодьями), за энергетическими объектами.

Финансирование проекта предполагалось осуществить за счет федерального правительства путем размещения займов или за счет предоставления кредитов международных финансовых учреждений.

Остановимся на основных положениях закона.

Совет директоров уполномочен:

  • оказывать финансовую помощь штатам, на территории которых находятся энергетические объекты, принадлежащие ТВА;
  • приобретать в собственность различные объекты, необходимые ТВА в тех штатах и округах, которые вошли в состав ТВА, заранее уведомляя об этом органы управления в этих штатах;
  • определять уровень заработной платы в штатах, вступивших в ТВА.
Поскольку энергетика подотчетна Федеральной энергетической комиссии, созданной в 1920 г., о стоимости каждого энергетического объекта, приобретаемого или строящегося, необходимо было сообщать конгрессу США. Совет был уполномочен находить средства, необходимые для строительства объектов, которые полностью или частично являются энергетическими, путем получения кредитов под залог правительства США или размещения займов на сумму, не превышающую 50 млн. долл., на срок не более 50 лет со дня выпуска облигаций. Доходность этих займов не должна превышать 3,5% в год. Облигации займов должны были выпускаться и продаваться только после разрешения государственного казначейства и в тех объемах, которые оно определит. Продажа облигаций займов опиралась на закон, принятый в связи со строительством Панамского канала. Предполагалось, что облигации займов должны быть проданы, а средства, вырученные от продажи, пойдут на следующие цели.

Не более 46 млн. долл. используется для приобретения энергетических объектов, принадлежащих "Теннесси Электрисал Пауэр Ко" и "Саут Теннесси Пауэр Кo". Не более 6,5 млн. долл. можно привлечь для покупки и реконструкции объектов, которые находятся в руках "Алабама Пауэр Кo" и "Миссисипи Пауэр Кo". Не более 3,5 млн. долл. можно использовать для восстановления, замены или ремонта купленных ТВА объектов. Не более 3,5 млн. долл. привлекается для строительства ЛЭП, подстанций и других объектов энергетической инфраструктуры, необходимых для связи ТВА с другими энергосистемами страны. Не более 2 млн. долл. может быть использовано для организации займов и других мероприятий, которые дадут возможность привлечь средства для приобретения энергетических объектов.

Начиная с 1936 г. со всех доходов ТВА нужно было делать отчисления в Государственное казначейство США, которое аккумулировало эти средства, чтобы впоследствии по мере необходимости использовать их на покрытие эксплуатационных расходов дамб и водохранилищ, передачу и распределение электроэнергии.

Таким образом, с момента создания ТВА были точно определены источники финансирования, созданы двусторонние связи между ТВА и федеральными органами - сенатом, конгрессом. Государственным казначейством. Федеральной энергетической комиссией и другими агентствами.

Проект ТВА был программой создания многоцелевых гидротехнических сооружений, охватывающих своим влиянием весь водосборный бассейн.


В ОСНОВУ этой программы были положены три концепции:

  • осуществление многоцелевого проекта, прототипом которого послужил гидротехнический узел с крупной электростанцией Гувер;
  • региональное развитие всего водосборного бассейна;
  • социальные изменения, влекущие за собой сдвиги в уровне доходов и жизни.
В отличие от множества одноцелевых государственных и частных плотин многоцелевые плотины совершили подлинную революцию в инженерном деле. Появилась возможность заменить одной конструкцией многие и получить выгоду от строительства таких масштабов, которые в ином случае принесли бы убыток. Плотины и ГЭС Гувер являются лучшей иллюстрацией.

Прототипом для создания ГЭС на реке Теннесси послужил гидроузел Боулдэр-Дэм на реке Колорадо - одной из крупнейших рек американского Запада, переименованный в 1947 г. в ГЭС Гувер. Ирригационное строительство в бассейне Колорадо издавна имело исключительное значение, так как река протекает через полупустынные территории юго-западных штатов. Однако ее значение резко возросло в связи с ростом Лос-Анджелеса и превращением его в один из крупнейших городов США. Рост населения и быстро развивающаяся промышленность ЛосАнджелеса и прилегающих к нему городов послужили основанием для крупного гидротехнического строительства на реке Колорадо. Самым крупным объектом этого строительства явилось сооружение многоцелевого комплекса (орошение, водоснабжение, энергия и др.) с ГЭС Гувер и соединение ее ЛЭП с районом Лос-Анджелеса. Еще в 1918 г. Бюро мелиорации, в ведение которого входит и строительство федеральных ГЭС, предложило проект этой ГЭС, но лишь через 10 лет конгресс США согласился выделить для этого средства, и еще через 8 лет, в 1935 году, было закончено строительство плотины, а в 1936 г. в строй вошла ГЭС проектной мощностью 1,3 млн. кВт. Помимо ЛЭП от водохранилища к Лос-Анджелесу протянули 400-километровую водопроводную магистраль. Благодаря дешевой электроэнергии с ГЭС Гувер южная часть Калифорнии стала привлекательной для многих отраслей обрабатывающей промышленности. В частности, в годы войны в районе городов Лос-Анджелес и Сан-Диего были созданы мощная авиационная промышленность, а также ряд других военных производств.

Гидроэлектростанция Гувер была первой крупной электростанцией США, построенной на государственные деньги. Ее строительство обошлось в 60 млн. долл., а управляется она частной компанией "Саутерн Калифорния Эдисон Ко" и Управлением по водным ресурсам и энергетики муниципалитета Лос-Анджелеса. Для осуществления проекта ТВА была разработана программа, рассчитанная на десятилетия. Основой программы стала целая серия больших работ на реке Теннесси и ее притоках. В состав ТВА вошел 201 округ, в том числе 125 округов в долине Теннесси.

Программа предусматривала судоходство, борьбу с паводками, наблюдения за режимом рек, производство электроэнергии, орошение, электрификацию сельских районов, коммунальное водоснабжение, удаление коммунальных стоков, промышленное водоснабжение, рекреацию, охрану дикой природы, регулирование меженного стока и охрану почв, рациональное землепользование. По мере развертывания работ, объем которых был огромен, программа менялась, в нее включались новые пункты. Так, она стала отвечать за рыбное хозяйство, городское планирование, борьбу с малярией, поддержку сельских кооперативов, строительство дорог, госпиталей, развитие транспортного парка и многое другое. В ее ведении находились также полиция, пожарная охрана, обучение кадров и образование в целом.

Несмотря на то что все эти обязанности не были качественно однородными, мало связывались между собой, зачастую осуществлялись впервые, такое сосредоточение самых различных функций в одних руках впоследствии оправдало себя.

Американские авторы в истории развития ТВА выделяют четыре периода: "новый курс" (1933-1939 гг.); вторая мировая война (1939-1946 гг.); послевоенный период (1947 г. - конец 60-х гг.); конец 60-х гг. - до настоящего времени. Остановимся подробнее на каждом периоде.


ДЛЯ ТВА первый период проходил в атмосфере социальной новизны, смелости и экспериментов. Несмотря на то что закон о ТВА уже был принят, продолжались споры о конституционной законности его создания, росло влияние оппозиции. В первые годы существования ТВА местные жители с большим скептицизмом относились к осуществлению этого проекта. Но по мере роста федеральных вложений в проект их поддержка стала мощной силой в деятельности ТВА, оказывая таким образом влияние на конгрессменов и сенаторов от штата.

Несмотря на продолжающиеся споры и дискуссии по поводу ТВА, программа строительства в долине Теннесси успешно выполнялась. Уже в первый год существования ТВА работу получили 28 тыс. местных жителей, во второй - 98 тыс., а в последующем - до 200 тыс. За 30-е годы было построено шесть больших плотин и множество мелких. В этот период велось строительство дамб и ГЭС: Хайвосси в штате Северная Каролина, Чикамауга в штате Теннесси, Гантерсвилл и Уиллер в штате Алабама. Кроме этого, были куплены у местных электроэнергетических компаний ряд электростанций, в том числе ГЭС Чесан в штате Северная Каролина, ГЭС Калдервуд в штате Теннесси, а также ГЭС Уилсон в штате Алабама - крупнейшая гидростанция энергосистемы. Кроме этого, были приобретены ЛЭП этих компаний.

Создание в долине реки Теннесси значительной энергетической базы послужило стимулом к развитию здесь различных энергоемких отраслей, в первую очередь химической промышленности, в частности заводов по производству связанного азота, удобрений и взрывчатых веществ, а также электрометаллургии. Уже в 1939 г. заводы Американской алюминиевой компании ("Алкоа"), расположенные вдо,лине, заняли первое место в США по выплавке алюминия. В связи с этим в 1939 г. в городе Мобил, штат Алабама, важнейшем порту на юго-востоке страны, началось строительство глиноземного завода для переработки бокситов из Гвианы, чтобы обеспечить алюминиевую промышленность долины реки Теннесси необходимым сырьем.

Таким образом, несмотря на постоянные политические дебаты, программа строительства претворялась в жизнь, хотя и значительно медленнее, чем предполагалось.


ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА, ознаменовавшая собой второй период развития ТВА, стала временем консолидации, был объявлен мораторий на дискуссии по этому проекту. Для осуществления военных программ нужна была дешевая электроэнергия в больших количествах. Именно это и мог предложить федеральному правительству ТВА, мощности электростанций которого к этому времени приближались к 1 млн. кВт. Он стал крупнейшим поставщиком электроэнергии для военной промышленности. Однако противники ТВА и в годы войны продолжали против проекта борьбу, перенеся ее из конгресса и сената в Комитет по бюджету и федеральные агентства типа департамента по производству военной техники.

В годы войны значительно возрос спрос на электроэнергию со стороны компаний, занятых в военном производстве ("Алкоа", "Дюпон де Немур", "Монсанто Кемикл Ко" и др.). Поэтому в это время увеличились темпы строительства электростанций. Однако гидропотенциал бассейна постепенно уменьшался, и именно в этот период в системе, которая, согласно первоначальной программе, должна была строить ГЭС, впервые была построена тепловая электростанция Уотс-Бар мощностью 240 тыс. кВт на месте демонтированной ГЭС. Среди построенных в этот период гидростанций отметим следующие: Фонтана в штате Северная Каролина, Кентукки в штате Кентукки.

В годы войны алюминиевая промышленность долины реки Теннесси значительно выросла, потому что авиационная промышленность и другие военные потребители резко увеличили спрос на металл. С этой целью в городе Алкоа был введен в строй прокатный алюминиевый завод, выпускающий алюминиевый лист. Таким образом, Алкоа стад крупнейшим центром США по производству алюминия в годы войны. Вторым центром алюминиевой промышленности долины стал город Листерхилл в штате Алабама. В годы войны здесь были построены небольшие заводы по обработке алюминия: листопрокатный, алюминиевой проволоки и алюминиевого порошка.

Помимо алюминиевой промышленности в этот период в долине появились и другие отрасли электрометаллургии: производство металлического марганца, ферросплавов и электростали. В городе Ноксвилл, штат Теннесси, было создано производство электролитического марганца и ряда марганцевых сплавов. Заводы ферросплавов расположились в городах Масл-Шолс, штат Алабама, и Чаттануга, штат Теннесси.

Еще до войны частные компании построили в окрестностях города Колумбия, штат Теннесси, заводы по производству фосфорных удобрений в непосредственной близости от разрабатываемых месторождений фосфоритов. Эти заводы получали электроэнергию непосредственно от ТВА. В 1945 г. в городе Годвин, штат Теннесси, около месторождений фосфоритов был пущен завод по производству фосфорных удобрений, принадлежащий ТВА. Во время войны на этих заводах производился главным образом элементарный фосфор для военных нужд. Основным поставщиком фосфора в годы войны стал завод в Масл-Шолс. В 1943 и 1944 гг. в этом районе было создано производство карбида кальция - исходного продукта для ряда отраслей органического синтеза и прежде всего для получения синтетического каучука.

Наличие в долине заводов синтетического аммиака, фосфора, алюминиевого порошка, отходов многочисленных хлопкоочистительных фабрик явилось стимулом для возникновения здесь заводов, изготавливающих боеприпасы, столь необходимые воюющей Америке. Почти все эти заводы, расположенные на севере штата Алабама и в штате Теннесси, принадлежали правительству США.

Во время войны в горной части штата Теннесси, в глухом и безлюдном месте около городка Клинтон на притоке Теннесси реке Клинч, недалеко от ГЭС Норрис, были созданы атомные лаборатории и заводы. Расположение этого комплекса в данном месте было обусловлено в первую очередь возможностью получения в больших количествах электроэнергии и удаленностью от морского побережья и густонаселенных промышленных районов. Для строительства этого комплекса была отведена территория площадью около 240 кв. км, впоследствии получившая название "резервация Окридж", изолированная от внешнего мира и хорошо охраняемая. К концу войны в северо-восточной части резервации был построен город Окридж, который стал крупнейшим в стране центром по производству ядерного оружия. Причина строительства атомного комплекса в долине реки Теннесси все та же - наличие в больших количествах электроэнергии, производимой на станциях, принадлежащих государству.

Однако мощностей только ГЭС было уже недостаточно, и в Окридже была построена тепловая электростанция, вторая за годы войны в этом районе. Электроэнергия этой ТЭС поставлялась только на атомный комплекс, удовлетворяя примерно на треть его потребности в энеогии.


ОКОНЧАНИЕ второй мировой войны ознаменовало начало третьего периода в истории ТВА. Умер Рузвельт, детищем которого был ТВА, пришел Трумэн, которого ТВА интересовал мало. Он считал, что ТВА - это "подкрадывающийся социализм". Страна переходила на уровень мирной экономики, были законсервированы или перепрофилированы на мирную продукцию большинство военных заводов. Дебаты о роли ТВА в американской экономике, приглушенные войной, опять начались. Конверсия военного производства требовала огромных денег, поэтому ассигнования в ТВА резко снизились.

С окончанием перестройки военного производства на мирный лад притягательность ТВА с ее дешевой электроэнергией опять стала основным фактором размещения здесь электроемких производств. Частные компании, расширяя свое производство, лоббировали интересы ТВА, способствовали тому, что правительство США увеличило инвестиции в ТВА: в 50-е годы на его нужды был отпущен почти 1 млрд. долл. (в ценах тех лет).

По мере исчерпания гидроресурсов бассейна Теннесси (ресурсы самой реки использованы практически полностью, на 95%, в целом же по бассейну этот показатель немного превышает 80%) ТВА переключился на строительство тепловых станций, ибо обрабатывающей промышленности долины требовалось все больше электроэнергии. Поскольку ТВА оставался в рамках федеральной структуры, получающей деньги от государства, здесь продолжали строиться государственные предприятия. Как правило, это были военные производства.

В 60-е гг. активно использовались рычаги региональной политики, несмотря на то что в это время не было заявлено ни об одном крупном региональном проекте, подобном ТВА. Региональная политика государства как бы распалась на отдельные элементы: развитие речных бассейнов, экономическое становление штатов и городских районов, планирование землепользования и охрана окружающей среды, региональное планирование в рамкахгородов и городских агломераций. Сама же программа ТВА все больше превращалась в обычную энергосистему, сконцентрировав свои интересы прежде всего на производстве электроэнергии.


ИМЕННО такой она и вошла в четвертый период своего развития, который начался в конце 60-х гг. Создание ТВА в 1933 г. было вызвано поворотным моментом в истории США, когда с приходом Рузвельта началось усиление федерального правительства и его вмешательство в экономику. Во времена Рейгана, в 70-е гг., начался обратный процесс. Государство уже не играло такой роли в экономике, как прежде. Все чаще региональное планирование спускалось на уровень штатов и городов, все более тесным становилось сотрудничество властей с частным бизнесом. В энергетике возросла роль электроэнергетических монополий. Администрация Рейгана отказались от реализации национальной энергетической программы, направленной на достижение США энергетической независимости, резко сократила федеральные ассигнования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, отменила государственное регулирование над ценами и потреблением энергии. Концепция объединенной региональной администрации, какой была ТВА, опять стала подвергаться резкой критике.

В 70-е годы были разработаны проекты строительства порядка десяти АЭС, но из-за негативного отношения общественности эти станции были приостановлены. Тем не менее, по мнению специалистов, дальнейшее увеличение мощностей ТВА надо связывать с развитием атомной энергетики. Для АЭС же требуется участок значительно меньшей площади. В 1995 г. была выдана лицензия на строительство двух агрегатов АЭС Уотс-Бар. Строительные работы уже начались на агрегате № 2. На полную мощность станция выйдет в 2010 г., ее мощность будет 2,4 млн. кВт.

Все больше внимания в долине уделяется охране окружающей среды. Природоохранные функции были присущи ТВА с момента ее образования, входили в ее программу. Но поскольку основной целью первоначально было гидротехническое строительство, то ТВА именно этим нанесла большой ущерб: были затоплены лучшие угодья на днищах долин, поэтому стали распахиваться их склоны, что вело к сильной эрозии. В отличие от одноцелевых водохранилищ многоцелевые комплексного назначения особенно способствуют ухудшению качества окружающей среды, а именно такие водохранилища были построены в 30-40-е годы в бассейне Теннесси. При эксплуатации ГЭС возникает также ряд негативных экологических последствий: утрата естественных ландшафтов в результате затопления земель, снижение продуктивности земель в зоне подтопления, ухудшение микроклимата и качества воды за счет замедления водообмена. Поэтому ныне внимание ТВА переключено со строительства ГЭС на выявление и ликвидацию негативных последствий гидротехнического строительства. Одна из главных проблем, которой сейчас занимается ТВА, - снижение растворенного кислорода в воде из-за работы ГЭС.

Не менее сложны и проблемы взаимодействия тепловых станций с окружающей средой, тем более что ТВА - один из крупнейших потребителей энергетического угля в США (почти 5% потребляемого угля электростанциями страны приходится на ТВА). Тепловые электростанции долины используют в основном уголь, добываемый в штатах Западная Виргиния, Кентукки и Виргиния, который по содержанию серы (более 1%) не отвечает требованиям, предъявляемым Агентством по охране окружающей среды. На ТЭС долины потребляется почти 40% такого угля. Для снижения выбросов окислов азота и серы, окиси углерода и золовых частиц ТЭС оборудуются различными системами, уменьшающими эти выбросы. Большой вред окружающей среде наносят тепловые сбросы и атмосферу и водоемы. Почти все ТЭС системы расположены на берегах водохранилищ и сбрасывают отработанную воду непосредственно в них. Для уменьшения этого воздействия на ТЭС строят градирни и охлаждающие пруды. Поскольку уголь для ТЭС долины добывается преимущественно открытым способом, то разрушения естественных ландшафтов в местах добычи очень значительны и требуют много средств и сил для их восстановления.

Риск от ядерных аварий можно отнести к той категории риска, которая связана с событиями, имеющими очень малую вероятность, но приводящими к чрезвычайно большому ущербу и, следовательно, к значительным издержкам на его возмещение. По образному выражению одного американского менеджера, атомная энергетика стала отраслью, которая может потерять 2 млрд. долл. за полчаса. Размещение АЭС в бассейне Теннесси соответствует требованиям, предъявляемым в США. Зона отчуждения, т.е. зона, примыкающая непосредственно к станции, соответствует стандарту и составляет 3,2 км для Браунс-Ферри и 4,8 км для Секвойи, что почти в 2 раза больше, чем на индустриальном густонаселенном северо-востоке США. Ближайшие населенные пункты к станциям находятся соответственнов 19 и 15км. Все это делает станции долины достаточно безопасными для населения и природы, хотя такие показатели, кaк плотность населения и плотность дорожной сети в графствах, где расположены АЭС, относятся к категории высокой. Из непредвиденных ситуаций на АЭС бассейна Теннесси наиболее серьезной был пожар на АЭС Браунс-Ферри в 1975 г., но никаких серьезных экологических проблем в связи с этим не возникло.


В ЭТОМ году ТВА будет отмечать свое 65-летие. Что же сделано за это время, как изменилась долина и жизнь в ней?

Задачи, поставленные перед ТВА, выполнены полностью:

  • Теннесси стала судоходной;
  • ущерб от катастрофических наводнений удалось снизить более чем на порядок;
  • к настоящему времени электрифицированы все сельские районы;
  • душевой доход почти достиг средненационального, а стоимость жизни гораздо ниже, чем в урбанизированных районах;
  • население возросло с 4 млн. человек в 1930 г. до 7 млн. в начале 90-х гг.;
  • появилось большое количество новых индустриальных центров.
Американский федерализм, уникальная политическая структура особенно проявили себя в управлении региональным планированием. В 80-е гг. при Рейгане значение федерального регионального планирования очень уменьшилось, в ходу теперь так называемый новый федерализм с упором на местную инициативу. Сейчас насчитывается около 200 локальных программ, имеющих определенную цель (к примеру, охрана окружающей среды, конверсия военного производства) и обладающих четко выраженным региональным аспектом.

Объединенная региональная администрация, которая, хотя и часто подвергалась критике, выполнила свое назначение. Проект ТВА в своем развитии достиг пределов роста, оставаясь государственной корпорацией, в которой работают 40 тыс. человек (из них лишь 200 заняты региональным планированием, имеющим уже локальный характер). Энергетическую политику ТВА проводит на основе самоокупаемости, на остальные цели ассигнования выделяются конгрессом США. Там, где развитие опиралось на экспериментальные и пионерные работы, ТВА удалось воспитать целую плеяду высококвалифицированных менеджеров, которых охотно принимают в частные компании для решения нестандартных задач.

В отличие от Западной Европы в США региональное планирование никогда не играло важной политической роли в деятельности властей. Среди главных причин такого положения можно выделить следующие: территориальную сплоченность американской экономики, высокие темпы экономического роста, сильную подвижность населения, большое культурное единообразие, федеральную систему децентрализованного государства. И в ближайшие 10 лет не следует ожидать возврата к крупным проектам со сложной программой, потому что "ячеистость" территории, ее локальный уровень стали гораздо мельче и ниже. Вероятно, самыми привлекательными для регионального планирования будут городские агломерации. Главная роль по-прежнему останется за экономическими целями при усилении значения природоохранных. Это будет основной задачей нового регионализма.


Любезно предоставлено редакцией ЭВНГ


Октябрь 1998