НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ№ 1, 1992
© Ю.А. Писарев

СОЗДАНИЕ ЮГОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1918 г.:
УРОКИ ИСТОРИИ

Ю.А. Писарев,
чл.-корр. РАН

       Сейчас, когда весь мир взбудоражили грозные события в Югославии, важно вспомнить, как произошло создание югославского государства в конце первой мировой войны, какие задачи в ту пору стояли перед объединившимися в единую державу народами и попытаться ответить на вопрос: существовали ли уже тогда причины для нынешнего конфликта или. напротив, то, что происходит сегодня, является порождением сепаратизма отдельных частей Югославии, а в 1918 г. были заложены основы для существования жизнеспособного и правового государства.

ПРЕДЫСТОРИЯ ВОПРОСА

Государство Югославия образовалось в результате объединения ряда югославянских земель. Среди них были как независимые государства - Сербия, Черногория, так и земли, входившие в состав Австро-Венгрии - Хорватия. Босния и Герцеговина. Словения и др.

Долгим был путь югославянских народов к государственной независимости.

28 июня 1389 г. на Косовом поле полегла армия средневекового сербского государства, разбитая полчищами войск турецкого султана Мурада I. С тех пор на долгие столетия над Сербией опустилась темная ночь чужеземного господства. Только в 1878 г., после опустошительных войн с турками, Сербия окончательно обрела независимость.

Черногория в течение ряда столетий отстаивала независимость в войнах против Османской империи и лишь после русско-турецкой войны 1877- 1878 гг. укрепила свою государственность.

Что касается Хорватии и Словении, то они еще в средние века потеряли самостоятельность. Хорватия в 1102 г. была включена в состав Венгерского королевства на началах личной унии, а в XVI в. сама Венгрия попала под власть Габсбургов. Тогда же стали принадлежать Габсбургам и территории, где проживали словенцы. В 1867 г. Австрийская империя была поделена на две части: австрийскую, или Цислейтанию. и венгерскую, или Транслейтанию, условные границы между которыми проходили по реке Лейте. Обе эти части формально были равны, хотя на самом деле Австрия имела ряд преимуществ перед Венгрией. В еостав австрийской части входили Словения, Истрия.Штирия,Каринтия, в состав венгерской - Хорватия. Славония,Далмация. Население этих земель было смешанным; сербы исповедовали, как и их собратья в Сербии, православие, хорваты и словенцы - католичество.

В 1868 г. между Венгрией и Хорватией было подписано дополнительное соглашение - так называемая "нагодба". которое предоставило последней дополнительные права, не имевшиеся в других югославянских землях, Хорватия сохранила свое историческое название "Королевство Далмация, Хорватия и Славония", получила право избирать местный парламент - Сабор, создавать свое правительство во главе с носителем государственной власти - баном. Хорватия посылала своих представителей в венгерский парламент, имела национальное знамя, государственный герб, местные органы самоуправления. Однако, она так и не стала независимым государством. во многом находясь в подчинении у Венгрии. Корона, помимо бана, назначала в Хорватию своего представителя - наместника или королевского комиссара, венгерский парламент мог приостановить любой закон, принятый хорватским Сабором, а фискальный аппарат, жандармерия и высшее чиновничество состояли только из венгров. Хорватия не имела своей армии, была лишена права вести международные дела.

Еще меньше прав было предоставлено югославянским областям в Цислейтании. Население Словении, Истрии, Штирии и других земель избирало свои местные законодательные парламенты - ландтаги и исполнительные органы власти, но находилось под верховным контролем со стороны наместников, которые назначались Веной. Существовало неравенство в нормах представительства в австрийский рейхсрат. Словения фактически не участвовала в работе австрийского правительства.

Нелегко складывалась судьба и боснийцев и герцеговинцев. Еще в XV в. Босния и Герцеговина были завоеваны турками, в 1878 г. оккупированы Австро-Венгрией, а в 1908 г. окончательно включены в ее состав. Население Боснии и Герцеговины (большую часть его составляли отуреченные сербы, называвшиеся "мусульманами") было ущемлено в своих гражданских правах. Эти области назывались рейхсландом и находились под юрисдикцией как Австрии, так и Венгрии. Верховная исполнительная власть в стране принадлежала генерал-губернатору, который являлся одновременно и командующим военным округом. Компетенция местных властей крайне ограничивалась, провинциальный парламент - Сабор в Боснии - был создан только в 1910 г.

Обретение свободы и независимости, возрождение государственности стало задачей многих югославянских народов.

Система дуализма все более отживала свой век. Она тормозила развитие производительных сил и вызывала недовольство югославянских политических партий. Только правивший в Хорватии блок - Хорвато-сербская коалиция - продолжал поддерживать соглашение1868 г.. остальные партии выступили за пересмотр этой системы, склоняясь к триализму. т.е. к предоставлению югославянским территориям равных прав с Австрией и Венгрией. Эти требования носили половинчатый характер, так как партии югославянских земель не поднимали вопрос о создании независимого государства, ограничиваясь его решением в рамках монархии Габсбургов. На реформистских позициях стояли и социал-демократические партии Хорватии, Славонии, Словении и Боснии и Герцеговины. Их программные положения также не шли дальше требований о расширении культурно-национальной автономии югославяских территорий.

Существенные изменения в политические программы югославянских партий стали вноситься лишь в ходе первой мировой войны, углубившей кризис дуалистической системы.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЮГОСЛАВЯНСКИЙ ВОПРОС

Первая мировая война привела к новой расстановке политических сил на Балканах. Болгария присоединилась к Центральной коалиции. Сербия и Черногория - к Антанте, Румыния и Греция объявили о соблюдении ими нейтралитета. Сербия, подвергшись нападению Австро-Венгрии, повела освабодительную войну, защищая свою независимость. 7 декабря 1914 г. она приняла Нишскую декларацию, в которой сформулировала цели войны. В этом документе заявлялось, что Сербия будет воевать за освобождение "еще неосвобожденных югославянских территорий Австро-Венгрии".

Война явилась катализатором исторических процессов в Австро-Венгрии. Уже само вступление в войну слабо подготовленной к военным действиям дунайской империи и поражения на фронте, которые она понесла после первых же боев, рассеяли многие иллюзии югославянских политических партий о возможности осуществления задуманных преобразований.

Пораженческие настроения появились даже среди правящих кругов империи. .Граф Оттокар Чернин. будущий первый министр и министр иностранных дел (1916-1918 гг.), считал вступление империи в войну "самоубийством". "Нельзя предвидеть, - писал он, - в какую форму вылилось бы распадение монархии, если бы удалось избежать войны. Но оно, несомненно, было бы менее ужасно. Мы были обречены на гибель и должны были умереть. Но вид смерти мы могли бы выбрать, а мы выбрали самую мучительную смерть"

Сходной точки зрения придерживались многие. В Хорватии одна из ведущих политических организаций - Хорватская партия права Анте Старчевича, названная так по имени ее основателя, уже осенью 1914 г. выступила с предложением о заключении перемирия. 13 октября в органе парти газете "Хрват" была напечатана статья "Ф.М. Достоевский о войне", в которой приводились отрывки из "Дневника писателя". Великий русский писатель беспощадно бичевал воинственный прусский шовинизм 70-х годов XIX в. и осуждал политику Бисмарка. Газета задавала вопрос: нужны ли Австро-Венгрии завоевания, за которые придется платить кровью миллионов людей?

В Словении с антивоенными произведениями выступили писатели Иван Цанкар и Отон Жупанчич Они избрали жанр аллегорических сказаний. Так, Цанкар в небольшой, но исключительно сильной по воздействию исторической повести-легенде "Король Матьяш" представил славянский народ в образе древнего героя, который страстно ждет окончания войны и мечтает об освобождении от чужеземного ига

В Боснии и Герцеговине с протестом против нападения Австро-Венгрии на Сербию выступили писатели Иво Андрич,Алекса Шантич,Светозар Чорович и др.

В ряде районов Австро-Венгрии, прежде всего в тех, где проживало сербское население - в Боснии и Герцеговине, Бачке, Сирмии(Среме), Банате и Славонии, наблюдался переход крестьян и молодежи на сторону Сербии. Только в 1914 г. в сербские войска вступило 35 тыс. добровольцев

Большую тревогу в Австро-Венгрии вызвало поражение ее войск в декабре 1914 г. от сербов в битве на реке Колубаре. В этих сражениях австро-венгерские войска потеряли почти треть своего состава "Во время Колубарской битвы, - писала английская газета "Морнинг пост", - целые батальоны австро-венгерских войск отказывались воевать". Наблюдались случаи, когда войска, состоявшие из сербов Венгрии, не шли в бой даже под угрозой расстрела. "Австрийцы. - писал временный поверенный в делах России в Сербии В.Н. Штрандтман, - расстреливали артиллерийским огнем свои поспешно отступающие части". Венгерский публицист Мадьяр Лайош писал, что уже осенью 1914 г. в австро-венгерских войсках произошел "психологический надлом", успехи сербского и русского оружия развеяли миф о возможности легкой победы имперской армии. Военные поражения австро-венгерских сил следовали одно за другим. В 1916 г. они понесли сокрушительный урон в ходе Брусиловского наступления. В 1917 г. в русском плену оказалось до 3 млн. солдат и офицеров австро-венгерской армии, причем значительная часть сдалась в плен добровольно Временные успехи Центральной коалиции в конце 1915 г. на сербском фронте не сгладили общего впечатления о слабости вооруженных сил дунайской империи: они были достигнуты благодаря германским войскам.

Впервые за годы войны значительная часть политических и общественных деятелей Хорватии, Словении и Далмации стала ориентироваться на победу в войне Сербии и держав Антанты. Еще в 1915 г. в Париже была создана организация эмигрантов из Австро-Венгрии - Югославянский комитет, переехавший вскоре в Лондон, где развернул широкую антиавстрийскую кампанию. Комитет, во главе которого стоял видный общественный деятель Хорватии доктор АнтеТрумбич, основал свои филиалы в Швейцарии, России, Франции и в странах Северной и Южной Америки. Он установил связи как с политическими партиями в самой Австро-Венгрии, так и с сербским правительством. Комитет провозгласил единство трех югославянских народов - сербов, хорватов и словенцев, назвав их одной нацией с тремя именами, и высказался за возможность их объединения в независимое государство вне рамок монархии Габсбургов.

Югославянские партии в самой Австро-Венгрии продолжали стоять на прежних позициях сохранения монархии, не поднимаясь выше требований о создании территориально-национальной автономии.

Большое влияние на эти партии оказала Февральская революция в России. Правящие круги Австро-Венгрии были потрясены и напуганы легкостью уничтожения российской монархии. Встревожен был и сам император. Генерал-губернатор Боснии и Герцеговины генерал Стефан Саркотич записал в дневнике 19 марта 1917 г.: "Вчера был у юного императора. который сказал, что мысли о мире занимают его день и ночь... Перейдя к разговору о русской революции, он сказал, что оценивает ее как событие, последствия которого трудно предвидеть". "Русская революция, - констатировал Чернин в секретном докладе Карлу Габсбургу 12 апреля. - влияет на наших славян".

Даже наиболее консервативные лидеры югославянских партий были вынуждены признать, что после свержения в России царизма управлять страной старыми методами стало невозможно. "В наше время, - констатировал один из функционеров Словенской народной партии (клерикалов), люблянский епископ Антон Еглич Бонавентура, - растут ряды демократического направления, усиливается влияние русской революции... Нам необходимо менять свои старые методы". Еглич отмечал, что большое влияние на югославян оказало программное положение Временного правительства России о предоставлении народам права на самоопределение. Идеей сепаратизма, заявил он, может воспользоваться "сербская пропаганда". Еглич призвал к расширению автономии Словении и других национальных земель Австро-Венгрии

Лидеры Словенской народной партии Янез Крек и Антон Корошец выступили с предложением рассмотреть вопрос о присоединении к Словении Хорватии и предоставлении вновь созданному объединению тех же прав, какие имеют Австрия и Венгрия.

30 мая Корошец зачитал в рейхсрате программную декларацию партии, в которой были выдвинуты положения об объединении в рамках монархии всех территорий, населенных словенцами, хорватами и сербами. "Майская декларация" - так назывался этот документ - была шагом вперед по сравнению с прежними программами партии, но и она еще не выдвигала требований об отделении Словении и других земель от монархии Габсбургов. Идентичный характер имели и программы политических партий Хорватии. Все эти организации продолжали стоять на позиции сохранения дунайской империи. Коренные изменения политической линии буржуазных югославянских партий произошли лишь в самом конце войны.

Значительное влияние на эти партии оказала Октябрьская революция в России, особенно выдвинутые ею положения о заключении всеобщего демократического мира без аннексий и контрибуций и о праве наций на самоопределение вплоть до государственного отделения. 12 ноября хорватская газета "Народне новине" опубликовала статью под заголовком 'Мирные предложения России", в которой поднимался вопрос о возможности осуществления этих лозунгов и в Австро-Венгрии. На следующий день аналогичная статья появилась в органе Социал-демократической партии Боснии и Герцеговины газете "Глас слободе", а 14 ноября - в газете "Дом", выпускавшейся в Загребе популярной в Хорватии Народной крестьянской партией Степана Радича. В статье "Новый этап русской революции" газета отмечала, что Россия вышла из войны, приняла декрет о передаче земли крестьянам и провела в жизнь ряд мер в пользу трудящихся. Вскоре Народная крестьянская партия была переименована в "республиканскую".

В Словении также происходили перемены. Лидер Словенской народной партии Антон Корошец внес 8 декабря в австрийском рейхсрате интерпелляцию о правомерности сохранения в империи устаревшей системы дуализма. "Можно ли считать, что в Австрии имеется равенство и свобода, ебли австрийцы, составляющие меньшинство населения, имеют большинство мандатов в рейхсрате, тогда как славяне почти лишены представительства, хотя они и превосходят австрийцев по численности?" - спрашивал он. Другой функционер этой партии В. Спинчич заявил: "Мы не хотим власти немцев, венгров или итальянцев. Мы вообще не хотим никакой чужой власти. Мы хотим свободы нации"

18 декабря Чешский союз. югославянская фракция и украинская фракция в рейхсрате выступили с совместным требованием о включении их представителей в состав австро-венгерской делегации на Брест-Литовских мирных переговорах с Советской Россией. "Мы хотим, - говорилось в этом заявлении, - чтобы мир был заключен между народами и народами". Австро-венгерскому правительству с трудом удалось задержать дальнейшее развитие кризиса в стране. Однако в октябре 1918 г. он разразился с новой силой. Основной его причиной стали катастрофические поражения австро-венгерской армии на фронте и революционные движения народных масс в тылу. В литературе сравнительно подробно описаны оба исторических события: 3 ноября капитулировала австро-венгерская армия. 10 ноября была свергнута монархия в Австрии, 16 ноября - в Венгрии. Империя Габсбургов прекратила свое существование, на ее развалинах стали создаваться национальные государства.

КОРФСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ -
НОВАЯ ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ЮГОСЛАВЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА

В это время Сербия, напротив, консолидировала свои силы. а ее армия, перейдя 15 сентября 1918 г. в наступление на Салоникском фронте, приступила к освобождению родины, оккупированной в 1915 г. странами Центральной коалиции. В тылу у оккупационных войск развернулось освободительное движение сербского и черногорского народов. В конце сентября капитулировала Болгария, где вспыхнуло восстание солдатских масс. 1 ноября в освобожденную столицу Белград вступили сербские войска. которые, развивая наступление, начали освобождать Воеводину. Черногорию, продвинувшись к границам Хорватии.

К этому времени сербское правительство разработало новую программу решения югославянского вопроса, согласовав ее с эмигрантским Югославянским комитетом. По Корфской декларации, подписанной 20 июля 1917 г. председателем Совета министров Сербии Николой Пашичем и председателем Югославянского комитета Анте Трумбичем. предусматривалось создание объединенного югославянского государства, в состав которого должны были войти Сербия. Черногория и югославянские земли Австро-Венгрии: Хорватия, Сербия, Словения, Босния и Герцеговина и остальные. Главой государства предполагалось избрать представителя сербской династии Карагеоргиевичей, а само государство назвать "Королевство сербов, хорватов и словенцев".

Корфская декларация исходила из принципа соблюдения конституционных прав и политических свобод и полного равенства трех народов - сербов, хорватов и словенцев, признавала свободу вероисповедания: православного. католического и мусульманского (для отуреченных сербов). Согласно декларации верховная законодательная власть осуществлялась общегосударственным парламентом - Народной скупщиной, избираемой всем населением страны на основе равного и всеобщего избирательного права при прямом и тайном голосовании. Исполнительная власть, по декларации, принадлежала правительству, ответственному перед монархом, а на местах - органам самоуправления.

В Корфской декларации, однако, отсутствовал ряд важных положений. Так. в ней обходился вопрос о правах национальных меньшинств - македонцев, албанцев, венгров и других народов. Ничего не говорилось и о компетенции органов местного самоуправления, отсутствовал пункт о правах парламентов и правительств Хорватии, Словении, Далмации и других национальных областей. В документе не было уточнено положение о прерогативах монарха, а вопрос о формировании законодательной власти был отложен до созыва Учредительного собрания.

Наряду с Корфской декларацией в югославянских землях Австро-Венгрии в конце войны существовали другие программы решения югославянского вопроса, отличавшиеся меньшим радикализмом- взглядов. Военное поражение монархии Габсбургов и разразившаяся в стране революция заставили югославянские буржуазные партии поставить вопрос о взятии власти.

"ГОСУДАРСТВО СЛОВЕНЦЕВ, ХОРВАТОВ И СЕРБОВ"

Первыми к выполнению этой задачи приступили партии Словении. 16 августа 1918 г. они образовали Народный совет, большинство в котором принадлежало Словенской народной партии (клерикалов). 5 октября в Загребе возникло Народное вече Хорватии, ставшее представительным органом всех югославянских земель и получившее функции координационного центра. Буржуазные органы власти возникли также в Далмации и Боснии и Герцеговине, а в Бачке, Банате и Среме. где проживали многие национальности, был создан не один, а несколько национальных комитетов - хорватский, сербский, венгерский и румынский.

Долгое время центральное и местные народные вече не приступали к выполнению непосредственных функций, выжидая, как будут развиваться события, продолжая сотрудничать с австро-венгерскими властями. В Хорватии главой правительства стал бывший бан Михалевич, в Боснии и Герцеговине продолжал числиться в командующих военного округа генерал-губернатор провинции генерал Саркотич. Монархия Габсбургов в свою очередь до последнего момента пыталась удержать власть. 16 октября император Карл издал манифест о превращении Цислейтании в федерацию, не распространив этот рескрипт на Транслейтанию. Это половинчатое решение не могло удовлетворить ни Австрию, ни Венгрию, ни тем более югославянские народы. Оно вело к фактическому разрыву исторических связей. Оказался неприемлемым манифест Карла Габсбурга и для держав Антанты и США. Президент США Вильсон заявил 18 октября, что теперь уже поздно играть в федерализм - народы хотят получить полную независимость.

О разрыве с Австро-Венгрией заявили национальные комитеты: югославянский. чешский, польский, галицийско-украинский и румынский. 29 октября Народное вече в Загребе выступило с официальной декларацией о готовности взять власть в свои руки. Это решение поддержала Хорвато-сербская коалиция, ранее сотрудничавшая с венгерским правительством, после чего Народное вече провозгласило создание "Государства словенцев. хорватов и сербов", заявив, что оно распространяет свою власть на все юго-славянские земли бывшей Австро-Венгрии. "Государственный переворот", так называют его в буржуазной историографии, произошел мирным путем, без участия широких народных масс. Исполнительная власть была передана из рук в руки старым аппаратом габсбургской монархии. На сторону Народного вече перешли многие высшие офицеры австро-венгерской армии и чиновники венгерской королевской службы В ведение Народного вече была передана военно-морская база в Поле, которой командовал адмирал Миклош Хорти, будущий диктатор Венгрии.

Народное вече не высказалось о своем отношении к свержению монархии Габсбургов, ограничившись заявлением об отделении от Австро-Венгрии.

Новые органы власти были учреждены не демократическим путем при помощи всенародных выборов, а сверху - самими буржуазными партиями, кооптировавшими в них своих представителей. Председателем Народного вече стал лидер словенских клерикалов Антон Корошец, заместителем председателя - лидер Хорвато-сербской коалиции Светозар Прибичевич, серб по национальности.

По своему социальному составу Народное вече явилось представительством крупной и средней хорватской, словенской и сербской буржуазии и интеллигенции. Оно получило поддержку этих слоев, оказавших новой власти финансовую помощь в виде бессрочного займа в 1 млн. крон. Поддержала Народное вече и католическая церковь (православная воздержалась). О своем сотрудничестве с буржуазной властью заявили социал-реформисты, которые, однако, получили в административном аппарате второстепенные места. Левые социалисты Хорватии, Словении и Боснии и Герцеговины, напротив, отказались от контактов с буржуазной властью и стали поддерживать загребский Рабочий совет. Они имели также влияние в ряде местных органов управления в Риеке (Фиуме), Карловаце, Осиеке, Пакраце, Вараждине и в других местах Хорватии

Созданное "Государство словенцев, хорватов и сербов" (Государство СХС) оказалось нежизнеспособным. Оно просуществовало всего один месяц и два дня и не смогло выполнить ни одного своего обещания. Задуманная аграрная реформа так и не была проведена, социальные мероприятия в пользу трудящихся были объявлены, но не осуществлены, провозглашенные выборы в местные органы власти не состоялись. Народное вече словенцев, хорватов и сербов не получило официального международного признания. Только два правительства - Венгрии и Сербии - прислали в Загреб своих представителей, которые не имели, однако, официального статуса.

Народному вече не удалось выйти из войны. 31 октября оно объявило о соблюдении нейтралитета, но державы Антанты и США продолжали войну вплоть до капитуляции Австро-Венгрии. Италия участвовала в оккупации Далмации и Хорватского Приморья и после нее, ссылаясь на Лондонский договор 1915 г., по которому эти земли были признаны итальянской сферой влияния.

Местные народные вече не подчинялись центральному. Яркую картину деятельности Народного вече в г. Нови Сад нарисовал один из его членов М. Петрович. В воспоминаниях он писал: "Государственные власти перестали существовать, а местные были бессильны... Мы собирались ежедневно в 4-5 часов вечера. Каждый говорил, что хотел и сколько хотел. подчас даже о том, о чем сплетничали в городе. Кто-то из нас заметил, что если бы в комитет кооптировали писателя БраниславаНушича, то для него нашелся бы блестящий сатирический материал".

В государстве продолжала царить анархия, вызванная войной и революцией. В отдельных районах вместо распавшейся австро-венгерской армии действовали отряды повстанцев. "Люблянский Народный совет, - вспоминал словенский публицист А. Препелух-Адбитус, - располагал не более чем сотней солдат и офицеров. Пойманные и задержанные днем солдаты, возвращавшиеся с фронта, ночью расходились по своим селам. Стража, поставленная с вечера, исчезала Бог знает куда. Утром находили в караульном помещении только прислоненную к стене винтовку". 4 ноября началось вторжение итальянских войск в Далмацию.Истрию, Хорватское Приморье. Итальянцы захватили военно-морской флот, базировавшийся в гавани Пула, а также порты Триест, Котаро, Задар и Сплит и стали угрожать главному городу Словении Любляне.

Народное вече обратилось с просьбой к Сербии, Англии, Франции и США послать свои войска на побережье Адриатического моря, чтобы нейтрализовать действия итальянцев. Оно преследовало и другую цель - помешать развитию революционного движения в стране. Отвечая на призыв Народного вече. государственный секретарь США Роберт Лансинг писал: "Необходимо применить пункт 4-й соглашения о перемирии (с Австро-Венгрией. - Ю.П.}, так как только оккупация союзниками бывшей Австро-Венгрии может приостановить движение, которое, как и в России, угрожает основам общества".

Для укрепления обороны "государства" из Сербии в Загреб была прислана военная миссия во главе с полковником ДушаномСимовичем, будущим военным министром Югославии. Он сформировал отряд войск, принявших участие в обороне Любляны,Подравине и Штирии, предотвратив оккупацию этих районов не только итальянскими, но и австрийскими войсками.

В ноябре Пашич предпринял попытку обсудить с представителями Народного вече и Югославянского комитета вопрос о создании совместного правительства. С этой целью он приехал в Женеву, где встретился с Корошецем и Трумбичем. В ходе переговоров, состоявшихся 6-10 ноября, была достигнута договоренность об образовании временного правительства в Париже для последующего обсуждения вопроса о создании коалиционного кабинета с союзниками

Однако это решение не было осуществлено. Против него высказались обе стороны: принц-регент Александр, который не захотел откладывать создание югославского государства до мирной конференции, и Народное вече. не согласившееся на коалицию как с сербским правительством, так и с Югославянским комитетом.

Через неделю Народное вече переменило свое решение и само начало искать пути к сближению с Сербией. Этот новый шаг Загреба был вызван изменением обстановки в Далмации, Словении и Хорватском Приморье, где итальянские войска расширяли оккупацию восточного побережья Адриатического моря, а также резким ухудшением политической атмосферы в стране.

НА ПУТЯХ К ОБЪЕДИНЕНИЮ С СЕРБИЕЙ

К середине ноября внутриполитический кризис в Государстве словенцев, хорватов и сербов достиг апогея. Из повиновения центральным властям вышли 12 местных органов самоуправления, в Баня-Луке (Босния) была создана самостоятельная республика, а в ряде районов воцарилось полное безвластие. Большое беспокойство Народного вече вызвала необеспеченность границ государства. В Далмации итальянские войска захватывали одну территорию за другой, на границе Австрии и Словении сосредоточивались австрийские войска, в Банате - венгерские воинские части.

Повсеместно возникли продовольственные трудности, плохо работал железнодорожный транспорт. Вот как описывал положение с транспортом в Воеводине член местного Народного вече М. Петрович: "Через г. Нови Сад ежедневно проезжали тысячи австро-венгерских войск из Сербии и столько же. а может быть и больше, из Австро-Венгрии в Сербию - бывшие военнопленные, интернированные и другие. Больные прибывали в вагонах для скота, где часто лежали на голых досках, не имея хлеба. Они ехали целыми днями, а многие, так и не добравшись до Нови Сада, умирали. Трупы умерших валялись на улицах, на берегу Дуная".

19 ноября областное правительство Далмации предъявило центральному Народному вече ультиматум: в ближайшие две недели решить вопрос о продовольственном снабжении страны и принятии мер по предотвращению вторжения итальянских войск, заявив, что в противном случае оно обратится с просьбой к Белграду о присоединении Далмации к Сербии. Вслед за Далмацией с идентичными требованиями выступили Босния и Герцеговина. Банат, Бачка, Срем и ряд местных органов власти Славонии.

Эти намерения подрывали самые основы Государства словенцев, хорватов и сербов, лишая его выхода к Адриатическому морю, топливных ресурсов Боснии и хлеба Баната и Славонии.

24 ноября для обсуждения упомянутого ультиматума было созвано пленарное заседание центрального Народного вече. Оно носило бурный характер. За немедленное объединение с Сербией высказались члены Хорвато-сербской коалиции и большинство других партий, против - словенские клерикалы и еще две-три организации. Позиции партий определялись их политическими и экономическими интересами. Хорвато-сербская коалиция, отражавшая интересы крупной буржуазии, потерявшей после распада дунайской монархии венгерский рынок, была заинтересована в новом рынке - на Балканах, который она могла приобрести после объединения с Сербией. Партия средней и мелкой буржуазии и интеллигенции - словенские клерикалы - опасалась конкуренции со стороны сербского капитала, а также гегемонии православной церкви. Хорватская народная республиканская партия Степана Радича была противницей монархии Карагеоргиевичей и сербского централизма, высказываясь за федеративную республику.

Некоторые партии занимали колеблющуюся позицию. К ним относилась Хорватская партия права Анте Старчевича. Она то поддерживала сторонников объединения с Сербией, то, напротив, опасалась его. Ее лидеры приняли каучуковое решение: "Войдем в Королевство Югославии как организованные республиканцы, но будем надеяться, что наши республиканские начала очень скоро приведут к демократизации конституции" - говорилось в резолюции партии. На сходных позициях стояли социал-демократы. Высказываясь за республику, они считали, что пока не нужно поднимать вопрос о форме государственного строя и что его можно решить на учредительном собрании.

После долгих споров Народное вече приняло резолюцию об объединении Государства словенцев, хорватов и сербов с Сербским королевством, направив а Белград представительную делегацию.

ОБРАЗОВАНИЕ ЮГОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВА

29 ноября делегация Народного вече прибыла в Белград. Сперва она собиралась внести в программу переговоров с сербским правительством ряд дополнений, расширяющих права Хорватии и Словении в будущем государстве, но затем отказалась от этого, послушно подписав требуемый документ. На изменение первоначальных намерений делегации оказали влияние три обстоятельства: твердая позиция сербского правительства, которое не соглашалось идти ни на какие дополнительные уступки, письменное требование председателя Народного вече Корошеца подписать соглашение с Сербией без каких-либо предварительных условий и сообщение председателя Югославянского комитета Трумбича о том, что на предстоящей мирной конференции союзники намерены иметь дело только с Королевством сербов, хорватов и словенцев, а не с эфемерным "Государством СХС".

После этого вопрос об объединении с Сербией был предрешен. Делегация Народного вече вручила приветственный адрес принцу-регенту Сербии Александру Карагеоргиевичу, обратившись с заявлением о воссоединении югославянских земель бывшей Австро-Венгрии с сербским королевством. Александр произнес ответную речь, дав клятву быть верным конституции и короне.

Историческое событие свершилось. Произошло это 1 декабря 1918 г. в 8 часов вечера в резиденции королевича Александра на Теразии в одноэтажном особняке купца Кршмановича. Официальная часть была довольно будничной, речь регента торжественной, но суховатой, заседание - строго деловым.

Население сербской столицы, напротив, встретило известие о создании объединенного югославского государства с большим энтузиазмом. Толпы людей вышли на Теразию. несколько дней длился общенациональный праздник, на улицах Белграда были вывешены три государственных флага - сербский, хорватский и словенский. Новое государство стало называться Королевством сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. - Королевство Югославия).

Вскоре было сформировано правительство из 20 министров. Главой кабинета стал первый помощник Пашича серб Стоян Протич, его заместителем - словенец Антон Корошец. министром иностранных дел - хорват АнтеТрумбич. Пашич был назначен главой югославской делегации на Парижской мирной конференции, его помощником стал Трумбич, секретарем делегации - бывший член правления Югославянского комитета словенец Богумил Вошняк.

На первых порах в новом правительстве были представлены все югославянские земли. Сохранялись вначале и местные органы самоуправления. В состав королевства вошли также Бачка. Срем и Западный Банат, получившие название "Воеводина". Созванные в этих странах в ноябре Народные собрания высказались за присоединение к новому государству. Черногорская Великая народная скупщина в г. Подгорице 26 ноября приняла решение о низложении династии Петровичей-Негошей. Черногория вошла в состав нового государства.

СОЮЗНИКИ И СОЗДАНИЕ ЮГОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Важную роль в создании объединенного государства сыграли Франция. Англия и США. Они не только одержали победу над Австро-Венгрией, что позволило югославянским народам освободиться от чужеземного господства, но и приняли непосредственное участие в самом образовании Югославии.

В начале войны великие державы занимали в этом вопросе выжидательную позицию, поддерживая Сербию только в ее военных усилиях, но не высказываясь сколько-нибудь определенно по поводу ее унионистских планов объединения всех югославянских народов. Ни один из союзников не одобрил официально Нишскую декларацию сербского парламента от 7 декабря 1914 г., в которой провозглашалась задача присоединения к Сербии югославянских земель Австро-Венгрии. Воюя вместе с Сербией против Австро-Венгрии, державы Антанты не выдвигали задачи разрушения анархии Габсбургов и создания на ее развалинах новых национальных государств. Напротив. Англия, Франция, а с 1917 г. и США стояли за сохранение многонациональной империи, ограничиваясь предложениями о ее реорганизации на базе сначала национально-территориальной автономии, а с 1918 г. - федерализма. Это объяснялось самой стратегической задачей держав Антанты в войне - они надеялись расколоть Центральную коалицию, склонить Австро-Венгрию на свою сторону, сосредоточив все усилия на войне с Германией.

Даже в начале 1918 г. союзники продолжали лелеять эти планы. Так. 5 января 1918 г. премьер-министр Англии Д. Ллойд Джордж в выступлении на конгрессе британских тред-юнионов заявил: "Развал Австро-Венгрии не отвечает нашим военным планам". То же самое повторил в послании конгрессу американский президент В.Вильсон 8 января: "Габсбургская монархия является важным бастионом (на Востоке Европы. - Ю. П.). Французское правительство вплоть до конца войны занимало сходную позицию. Активнее, чем другие союзники, поддерживая Сербию в военном отношении, оно откладывало решение о создании югославского государства до окончания войны.

Италия была противницей объединения Югославии вокруг сербского королевства. Опасаясь соперничества Великой Сербии в бассейне Адриатики и на Балканах, она выступала за сохранение слабых и разрозненных югославянских государств: поддерживала планы возрождения Черногории, высказывалась за предоставление Хорватии широких прав на автономию, что не мешало ей же посягать на хорватские территории.

Единственной из великих держав, выступавшей за создание сильного и объединенного югославского государства, была царская Россия. Заинтересованная в создании своего форпоста на Балканах, Российская империя поощряла планы сербского королевства.Однако и Россия в начале войны не поддерживала официально Нишскую декларацию, а в 1915 г. вместе с Англией и Францией участвовала в подписании секретного Лондонского договора, предоставившего Италии ряд югославянских территорий. Империалистические интересы царизма оказались сильнее соображений о союзе с Сербией.

Отход союзников от прежней позиции начался в конце 1916 - начале 1917 г., когда война вступила в новую фазу: Австро-Венгрия в декабре 1916 г. предприняла зондаж о заключении мира, Германия в начале 1917 г.. напротив, развязала тотальную подводную войну, к Антанте в апреле 1917 г. присоединились США. в России произошли существенные изменения после свержения царизма.

В июле 1917 г. Сербия и Югославянский комитет в Лондоне выступили с новой программой решения вопроса о создании объединенного югославского государства, подписав упоминавшуюся выше Корфскую декларацию. Союзники не сразу реагировали на этот документ, но не могли оставаться и на прежних позициях. Первым о Корфской декларации высказалось Временное правительство России. Оно приветствовало этот документ, в котором предусматривалось создание объединенного и независимого югославского государства, равноправного союза всех вошедших в него народов - сербов, хорватов и словенцев.

В приветственной телеграмме министра иностранных дел Временного правительства М.И. Терещенко говорилось, что "демократическая Россия поддерживает намерения участников корфской конференции осуществить объединение югославян на началах самоопределения и законного признания взаимных прав и согласия политических и экономических интересов народов". После подписания Корфской декларации Терещенко послал Пашичу новую телеграмму, официально подтвердив позицию Временного правительства о признании "Соглашения Пашича - Трумбича", предусматривавшего создание сербо-хорвато-словенского государства.

Английское правительство признало Корфскую декларацию после долгих колебаний. Сначала помощник министра иностранных дел лорд Роберт Сесиль высказал сомнение по поводу созыва Корфской конференции. Узнав о поездке на остров Корфу Трумбича и его коллег, он спросил служащих Фориноффиса; "Зачем они это делают?" В ноябре, выступая в парламенте, лорд Сесиль высказался уже иначе, одобрив Корфскую декларацию как "важный демократический документ".

Итальянское правительство, как и прежде, отклонило унионистские планы Сербии и Югославянского комитета. Министр иностранных дел Италии Соннино назвал декларацию "враждебным для Италии документом".

Французское правительство заняло двойственную позицию. С одной стороны, оно продолжало поддерживать прежнюю идею о возможности сохранения Австро-Венгрии и решении югославянского вопроса в ее рамках. С другой - правящие круги Франции пошли навстречу планам Сербии завоевать выход страны к Адриатическому морю и превратить сербское королевство в сильную морскую державу.

23 июля. сразу после подписания Корфской декларации. Осведомительным отделом французского генерального штаба была подготовлена аналитическая записка "О политическом положении в Австро-Венгрии", в которой высказывалось мнение по югославянскому вопросу. В документе, переданном маршалу Жоффру, говорилось: "Союзники не взяли на себя обязательство осуществить объединение югославян в единое государство сербов из Королевства и всех югославян из Австро-Венгерской монархии. Объединения с Сербией путем аннексии земель- Хорватии, Словении и Далмации, которые в культурном отношении выше нее, - не стоит желать в интересах самих сербов. Самое большее, что можно сделать для югославян (Австро-Венгрии. - Ю.П.). - это создать автономное государство. Сербия же должна получить выход к морю путем объединения с Черногорией. Она может также свободно пользоваться портом Сан-Джовани-ди Медуа (в Албании. - Ю.П.}... Австрия должна уступить ей всю Боснию и Герцеговину или часть с выходом в Адриатическое море. в том числе Дубровник и Катаро. В конце концов интересы Сербии требовйлось бы обеспечить путем экономической конвенции с Грецией, предоставив ей свободный выход к Салоникам".

Как видим, Франция, хотя и соглашалась с тем, что Австро-Венгрия еще "может существовать", уже ставила вопрос о присоединении к Сербии Боснии и Герцеговины, а также Дубровника и морской гавани Катаро. Вместе с тем французское правительство опасалось, что Сербия пойдет на аннексию Далмации, Хорватии и Словении. По-видимому, на этой стадии оно стояло за создание двух югославянских государств - Сербского королевства, поглотившего Черногорию. часть Албании и часть Австро-Венгрии, и объединенной Словении и Хорватии.

Этот план. однако, просуществовал недолго: уже в конце 1918 г. во Франции была разработана программа объединения всех югославянских земель Австро-Венгрии с Сербией.

О постепенной переориентации Франции и Англии на Сербию свидетельствует позиция французского и английского правительств в вопросе об отношении к Югославянскому комитету, который, хотя и сотрудничал с сербским правительством, высказывал свою точку зрения по ряду вопросов. претендуя на руководящую или, как минимум, равную с сербским правительством роль в управлении будущим югославским государством. Трумбич неоднократно возбуждал перед союзниками ходатайство об официальном признании своей организации представительницей интересов югославянских народов, но всякий раз получал отказ с их стороны.

Так. например, кончилась полной неудачей попытка Трумбича привлечь внимание к этому вопросу французского и английского правительств на совещании их представителей в Париже, состоявшемся в конце сентября - начале октября 1917 г. На этой встрече присутствовали президент Франции Пуанкаре, глава французского правительства Бриан, представитель Кэ д'0рсе Пенлеве и английский дипломат Гардинг. Трумбич с горечью отметил в дневнике, что поднятый им вопрос был обсужден лишь мимоходом и не привлек к себе внимания. Пуанкаре. записал Трумбич, говорил о поставленной проблеме "крайне небрежно", а Гардинг даже заявил, что ему "докучают постоянные просьбы сербов, греков и румын" о признании их планов английским правительством. "Мы не можем всегда бороться за сербские, греческие и румынские экстравагантные требования", - сказал он.

Югославянскому комитету не удалось получить признания Англии и Франции и позже, в 1918 г.. хотя оба государства признали Чехословацкий национальный комитет. В Архиве Академии наук и искусств Хорватии в Загребе хранится интересный документ о встрече Трумбича с министром иностранных дел Великобритании А.Бальфуром. состоявшейся 5 октября 1918 г. Бальфур, приветствуя планы сербского правительства и Югославянского комитета по созданию объединенного югославского государства, дал вместе с тем понять, что английское правительство будет поддерживать только Пашича, а не намерения Трумбича возглавить унионистское движение. "Союзники, - сказал министр, - усвоили вашу идею объединения в одно государство и сделают все для ее реализации. Это - задача ваша и мира в Европе. С Австрией нет компромисса. Она должна быть разделена".

Переходя к вопросу о признании Югославянского комитета. Бальфур отклонил жалобу Трумбича на то. что Пашич не считается с ним и собирается объединить югославян "по прусскому образцу" Встретившись затем с Пашичем, Бальфур ограничился советом быть помягче с Трумбичем. Сербский премьер в ответ заявил, что Югославянский комитет является всего лишь "пропагандистской организацией" и не может претендовать на равное с Сербией представительство в правительстве будущего югославского государства

Уломать Пашича не удалось и премьеру Д. Ллойд Джорджу. Он тоже посоветовал Пашичу договориться с Трумбичем и даже пригрозил ему, сказав, что "югославяне (бывшей Австро-Венгрии. - Ю.П.) сами могут принять решение о своей судьбе", но это были лишь пустые слова. Пашич и после беседы с Ллойд Джорджем продолжал отстаивать свою линию.

В конце войны наиболее решительно сербский вариант объединения поддерживала Франция. Войска французской Восточной армии генерала Луи Франше д'Эспере вместе с сербскими войсками участвовали в освобождении Балкан, генерал избрал своей штаб-квартирой столицу Сербии город Белград, он же явился главным уполномоченным держав Антанты в Юго-Восточной Европе.

По распоряжению Франше д'Эспере сербские войска (вместе с французскими) вошли в Черногорию и Банат. По его указанию было подписано 13 ноября 1918 г. Белградское перемирие с Венгрией, ущемлявшее интересы Венгрии и, напротив, оказавшееся выгодным для Сербии.

Франция покровительствовала сербскому правительству в разрешении споров с Италией. Французский посол в Риме сделал в ноябре 1918 г. следующее представление премьер-министру Италии Орландо:

Наконец, французское правительство, запретив отъезд из Франции в Черногорию короля Николая, содействовало присоединению Черногории к Королевству сербов, хорватов и словенцев.

На Парижской и последующих мирных конференциях были утверждены государственные границы югославского государства. В 1919 - 1920 гг. произошло его международное признание. Первыми его признали США, последней - Италия. 28 июня 1921 г. в Видов день, через 532 года после битвы на Косовом поле, была принята конституция нового государства, получившая название "Видовданской".

ПОДВОДЯ ИТОГИ

Образование объединенного государства имело большое значение для югославянских народов.

Сербия восстановила независимость, повысила свой международный авторитет, став центром объединения южных славян. Хорватия. Словения, Далмация, Босния и Герцеговина и другие югославянские земли бывшей Австро-Венгрии освободились от гнета монархии Габсбургов.Черногория и Македония включились в общий процесс политической, экономической и культурной жизни югославянских народов. В едином государстве стал создаваться общий рынок, возникли новые возможности для роста капиталистических производительных сил, развития науки, культуры, искусства, прикладных знаний. Объединенная Югославия получила значительные гарантии для успешной защиты от агрессии других держав. стала играть видную роль на Балканах.

Однако наряду с позитивными итогами объединения ранее разрозненных югославянских земель в ходе этого процесса выявились и просчеты, оказавшие впоследствии отрицательное влияние на государственное строительство.

Так, при создании Королевства сербов, хорватов и словенцев не был учтен важный принцип равенства всех проживающих в нем народов. Манифест принца-регента Сербии Александра Карагеоргиевича. обнародованный 1 декабря 1918 г.. и Видовданская конституция 1921 г. игнорировали права национальных меньшинств - албанцев, венгров, македонцев, турок, боснийцев-мусульман и других народов, оказавшихся в составе объединенного югославского государства.

Еще до создания Югославии на необходимость учета интересов национальных меньшинств указывали многие видные общественные и политические югославянские деятели. Об этом писал, например, в 1915 г. один из руководителей Югославянского комитета, представитель его радикального крыла хорват Франо Супило. Высказываясь за объединение югославянских земель Австро-Венгрии с Сербией, он настаивал в то же время на федеративном устройстве государства и безусловном равенстве всех народов.

Другой представитель югославянской политической эмиграции, хорват из Далмации доктор Л.Войнович в своем обращении к Н. Пашичу, пересланному 14 декабря 1915 г. через российского посла в Риме М.Н. Гирса, предупреждал главу сербского правительства об опасности забвения этого принципа. "Действительность заключается в том, - писал Войнович, - что страны, обитаемые в настоящее время в сербохорватском регионе (Сербия, Черногория, Босния - Герцеговина. Далмация, Хорватия - Славония. Истрия и Фиуме), имеют столь своеобразную историческую индивидуальность и настолько глубоко укоренившиеся различия культурные. социальные и конфессиональные, что слияние этих элементов на основе административных принципов, действующих в Сербии... предполагало бы в скором времени возникновение одной из самых серьезных трудностей и раннее разложение молодого государства, даже гражданскую войну".

Идентичный документ - "Меморандум приморских южных славян-эмигрантов", подготовленный 25 представителями Словении. Истрии, Хорватии, Далмации и Югословенской народной организации в Риеке(Фиуме). был передан 11 февраля 1915 г. исполняющему обязанности российского посла в Риме А.Н.Крупенскому. Под этим документом поставили свои подписи руководитель хорватской студенческой организации радикального направления редактор журнала "Вихрь" Владимир Черина. редактор издававшейся в Праге газеты "Югославия" академик живописи Любомир Леонтич. председатель общества "Далматинские собрания" в г. Триесте Любомир Малин, лидер Югословенской народной организации Антун Лекчевич и др. Соглашаясь с объединением с Сербией, они отстаивали принцип неукоснительного соблюдения прав всех народов, которые войдут в объединенное государство. Наконец, о непременном соблюдении этого принципа писал в 1915 или начале 1916 г. (под документом нет даты) видный русский дипломат А.М.Петряев, ставший в 1917 г. помощником министра иностранных дел. В своей "Записке статского советника" он сделал два вывода:

"Насильственное присоединение хорватов к Сербии, - предупреждал русский дипломат, - в виде ли компенсации за участие в войне или во имя великосербской национальной идеи... только ослабит Сербию, так как небольшой народ не может поглотить равный ему по численности другой, хотя и родственный, народ, но отличный по религии и культуре и противящийся такому поглощению".

Королевское правительство нарушило эти принципы. Уже при административно-территориальном разделе страны на округа и уезды правительством были обойдены интересы национальных меньшинств. В Воеводине были образованы только сербские органы власти, хотя наряду с сербами там проживали венгры, румыны, хорваты, украинцы и др. В Хорватии. наоборот, национальным меньшинством оказались сербы, несмотря на то. что они составляли одну треть населения этой страны. В Косово игнорировались права албанцев, в Македонии - македонцев.

В 1918 г. не был отработан механизм развития рыночных отношений в новом государстве и не преодолены партикуляристические тенденции буржуазии разных его районов, в том числе Словении и Хорватии. Экономически более сильная словенская и хорватская буржуазия в конкурентной борьбе за югославский рынок одерживала победу над сербской буржуазией, которая в ответ прибегала к насильственным действийм. не дававшим, впрочем, реальных результатов.

Не все гладко обстояло и с развитием государственного строительства в югославском королевстве. В 1929 г. в стране произошел монархо-фашистский переворот, укрепивший диктатуру великосербской буржуазии и правящей династии, но так и не устранивший причины межнациональных противоречий.

Они достигли небывалого размаха и остроты в период второй мировой войны, когда гитлеровская Германия искусственно расчленила Югославию на части. В Хорватии и Боснии-Герцеговине было создано "независимое" хорватское государство, побережье Адриатического моря передано под контроль фашистской Италии, которая оккупировала также Черногорию и Южную Словению, получившую название "Люблянской провинции". Северная часть Словении отошла к "третьему рейху". Сербия подпала под непосредственное управление Германии, хортистская Венгрия получила Банат, Баранью и другие земли, царская Болгария - Вардарскую Македонию. Так югославянские народы, веками боровшиеся за свободу и независимость, вновь подпали под иноземное иго. В эти роковые для Югославии годы вследствие фашистской пропаганды и политики "разделяй и властвуй" межнациональные противоречия приняли очень острые формы.

После окончания войны народное правительство Социалистической Федеративной Республики Югославия приняло меры к укреплению единства народов, но выполнить эту задачу полностью ему не удалось. В то же время в Югославии к прежним экономическим, национальным, конфессиональным противоречиям между отдельными республиками СФРЮ присоединились новые противоречия, что дало повод для разногласий на национальной почве, приведшие к трагическим событиям, происходящим в этой стране в последнее время.


В этой публикации, рассчитанной на широкий круг читателей,
мы сочли возможным не приводить ссылки на труднодоступные источники - V.V.


VIVOS VOCO
Апрель 1999