РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО
70-ых годов XIX века

Программа "Земли и воли" 
(Не ранее конца 1876 г. - Первоначальная редакция)

Из всех родов западноевропейского социализма мы всецело сочувствуем федералистскому интернационалу, т. е. анархистам, но полагаем, что осуществление анархических идеалов во всей их полноте в данный момент невозможно.

Признавая, с одной стороны, что партия может быть влиятельною и сильною только тогда, когда она опирается на народные требования и не насилует выработанного историею экономического и политического народного  идеала, а с другой - что коренные черты характера русского народа настолько социалистичны, что если бы желания и стремления народа были в данное время осуществлены, то это легло бы крепким фундаментом дальнейшего успешного хода социального дела в России, мы думаем, что деятельность наша должна опираться на следующие основания.

1. Правовые народные воззрения признают несправедливым тот порядок, при котором земля отчуждается в частную собственность; по народному понятию, "земля божья", каждый земледелец имеет право на землю в том количестве, которое он своим трудом может обработать. Поэтому мы должны требовать перехода всей земли в руки сельского рабочего сословия и равномерного ее распределения.

2. Существующий ныне государственный строй противоречит Духу русского народа, который в течение истории доказал свое стремление к полной автономии общин и свободной интеграции общин в волости, губы, земли и т.п. Поэтому мы должны добиваться перенесения всех общественных функций в руки общины, т. е. о полном ее самоуправлении. Это требование нельзя назвать общенародным: есть группы общин, стремящихся к этому, но большинство их еще не дошло до такого нравственного и умственного развития, и, по нашему мнению, каждый союз общин определит сам, какую долю общественных функций он отдаст тому правительству, которое каждая из них образует для себя. Наша обязанность только стараться уменьшить возможно более эту долю.

3. В состав теперешней России входят такие местности и даже национальности, которые тяготятся этим объединением и при первой возможности готовы отделиться, каковы, например, Малороссия, Польша, Кавказ и пр. Поэтому мы не должны препятствовать разделению теперешней Российской империи на части соответственно местным желаниям.

Таким образом, "земля и воля", служившая девизом стольких народных движений, служившая принципам организации при заселении тех наших окраин, куда еще не проникало влияние современного этим заселениям русского правительства, - эта формула, по нашему мнению, и теперь служит лучшим выражением народных взглядов на владение землею и устройство своего общежития. Признавая невозможным привить народу при настоящих условиях другие, с точки зрения отвлеченной, может быть, и лучшие, идеалы, мы решаемся написать на своем знамени исторически выработанную формулу "земля и воля".

Само собою разумеется, что эта формула может быть воплощена в жизнь только путем насильственного переворота, и притом возможно скорейшего, так как развитие капитализма и все большее и большее проникновение в народную жизнь - благодаря протекторату русского правительства ^ - разных язв буржуазной цивилизации угрожают разрушением общины и большим или меньшим искажением народного миросозерцания по вышеуказанным вопросам.

Указанное противоречие между народным идеалом и требованиями государства создавало и создает в России ту массу крупных и мелких движений, сект религиозно-революционного характера, а подчас и разбойничьих шаек, которые выражают собою активный протест русского народа против существующего порядка. Но эта борьба с организованной силой государства, в руках которого более полумиллиона войска, оказывается слишком неравною, тем более что народ в значительном большинстве разъединен и так обставлен со стороны разных властей, а главным образом со стороны экономической, что ему и очень мудрено подготовить и противопоставить правительственной организации широкую народную организацию.

Из предыдущего вытекают две главные общие задачи, на которые должно быть устремлено все внимание революционной партии:

1) помочь организоваться понимающим уже необходимость того революционным элементам в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера и

2) ослабить, расшатать, т. е. дезорганизовать, силу государств а, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания.

Отсюда таковы наши ближайшие практические задачи.

А. Часть организаторская

а) Тесная и стройная организация уже готовых революционеров, согласных действовать в духе выше предложенной программы, как из среды интеллигенции, так и из среды находившихся в непосредственном соприкосновении с нею рабочих.

б) Сближение и даже слияние с враждебными правительству сектами религиозно-революционного характера, каковы, например, бегуны, неплательщики, (спропагандированная) штунда и пр.

в) Заведение возможно более широких и прочных связей в местностях, где недовольство наиболее заострено, и устройство прочных поселений среди крестьянского населения этих районов.

г) Привлечение на свою сторону по временам появляющихся в разных местах разбойничьих шаек типа понизовой вольницы.

д) Заведение сношений и связей в центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных.

Деятельность людей, взявшихся за исполнение последних четырех пунктов, должна заключаться, в видах заострения и обобщения народных стремлений, в агитации в самом широком смысле этого слова, начиная с легального протеста против местных властей и кончая вооруженным восстанием, т. е. бунтом. В личных знакомствах как с рабочими, так и с крестьянами агитаторы, конечно, не могут отрицать важности обмена идей и пропаганды.
е) Пропаганда и агитация в университетских центрах среди интеллигенции, которая в первое время является главным контингентом для пополнения рядов нашей организации.

ж) Заведение связей с либералами с целью их эксплуатации в свою пользу.

з) Пропаганда наших идей и агитация литературою: издание собственного органа и распространение листков зажигательного характера в возможно большем количестве.

Б. Часть дезорганизаторская
а) Заведение связей и организации в войсках, и главным образом среди офицерства.

б) Привлечение на свою сторону лиц, служащих в тех или других правительственных учреждениях.

в) Систематическое истребление наиболее зловредных или выдающихся лиц из правительства.

г) В дни расчета массовое истребление правительства и вообще людей, которыми держится или может держаться тот или другой ненавистный нам порядок.
 


Программа "Земли и воли" 
Май 1878 г. - Окончательная редакция)

Конечный политический и экономический наш идеал - анархия и коллективизм.

Но, признавая, с одной стороны, что партия может быть влиятельною и сильною только тогда, когда она опирается на народные требования и не насилует выработанного историек) экономического и политического народного идеала, а с другой - что коренные черты характера русского народа настолько социалистичны. что если бы желания и стремления народа были в данное время осуществлены, то это легло бы крепким фундаментом дальнейшего успешного хода социального дела в России, мы суживаем наши требования до реально осуществимых в ближайшем будущем, т. е. до народных требований, каковы они есть в данную минуту. По нашему мнению, они сводятся к четырем главнейшим пунктам.

1. Правовые народные воззрения признают несправедливым тот порядок, при котором земля находится во владении тех, которые ее не обрабатывают. По народному понятию, "земля божья" и каждый земледелец имеет право на землю в том количестве, которое он своим трудом может обработать. Поэтому мы должны требовать перехода всей земли в руки сельского рабочего сословия и равномерного ее распределения. (Мы убеждены, что две трети России будут владеть землею на общинном начале).

2. Что касается политического идеала, то мы признаем, что в русском народе существует стремление к полному мирскому самоуправлению, хотя относительно междуобщинных и внешних отношений вряд ли существуют в народе одинаковые определенные воззрения. По нашему мнению, каждый союз общин определит сам, какую долю общественных функций он отдаст тому правительству, которое каждая из них образует для себя. Наша обязанность только стараться уменьшить возможно более эту долю.

3. В области религиозной в народе русском замечаются веротерпимость и вообще стремление к религиозной свободе; поэтому мы должны добиваться полнейшей свободы исповеданий.

4. В состав теперешней Российской империи входят такие местности и даже национальности, которые при первой возможности готовы отделиться, каковы, например, Малороссия, Польша, Кавказ и пр. Следовательно, наша обязанность - содействовать разделению теперешней Российской империи на части соответственно местным желаниям.

Таким образом, "земля и воля", служившая девизом стольких народных движений, служившая принципом организации при заселении тех наших окраин, куда еще не проникало влияние современного этим заселениям русского правительства, - эта формула, по нашему мнению, и теперь служит наилучшим выражением народных взглядов на владение землею и устройство своего общежития. Признавая невозможным привить народу при настоящих условиях другие, с точки зрения отвлеченной, может быть. и лучшие, идеалы, мы решаемся написать на своем знамени исторически выработанную формулу "земля и воля".

Само собою разумеется, что эта формула может быть воплощена в жизнь только путем насильственного переворота, и притом возможно скорейшего, так как развитие капитализма и все большее и большее проникновение в народную жизнь (благодаря протекторату и стараниям русского правительства) разных язв буржуазной цивилизации угрожают разрушением общины и большим или меньшим искажением народного миросозерцания по вышеуказанным вопросам.

Указанное противоречие между народным идеалом и требованиями правительства создавало и создает в России ту массу крупных и мелких народных движений, сект религиозно-революционного характера, а подчас и разбойничьих шаек, которые выражают собою активный протест русского народа против существующего порядка. Но эта борьба с организованной силой государства, в руках которого около миллиона войск, оказывается слишком неравною, тем более что народ в значительном большинстве разъединен и так обставлен со стороны разных властей, а главным образом со стороны экономической, что ему и очень мудрено подготовить и противопоставить правительственной организации широкую народную организацию.

Из предыдущего вытекают две главные общие задачи, на которые должно быть устремлено все внимание русской социально-революционной партии:

1) помочь организоваться элементам недовольства в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера, агитацией же усилить интенсивность этого недовольства, и

2) ослабить, расшатать, т. е. дезорганизовать, силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания.

Отсюда таковы наши ближайшие практические задачи.

А. Часть организаторская

а) Тесная и стройная организация уже готовых революционеров, согласных действовать в духе нашей программы, как из среды интеллигенции, так и из среды находившихся в непосредственном соприкосновении с нею рабочих.

б) Сближение и даже слияние с враждебными правительству сектами религиозно-революционного характера, каковы, например, бегуны, неплательщики, штунда и пр.

в) Заведение возможно более широких и прочных связей в местностях, где недовольство наиболее заострено, и устройство прочных поселений и притонов среди крестьянского населения этих районов.

г) Привлечение на свою сторону по временам появляющихся в разных местах разбойничьих шаек типа понизовой вольницы.

д) Заведение сношений и связей в центрах скопления промышленных рабочих - заводских и фабричных.

Деятельность людей, взявшихся за исполнение этих пунктов, должна заключаться, в видах заострения и обобщения народных стремлений, в агитации в самом широком смысле этого слова, начиная с легального протеста против местных властей и кончая вооруженным восстанием, т. е. бунтом. В личных знакомствах как с рабочими, так и с крестьянами (в особенности с раскольниками) агитаторы, конечно, не могут отрицать важности обмена идей и пропаганды.
е) Пропаганда и агитация в университетских центрах среди интеллигенции, которая в первое время является главным контингентом для пополнения рядов нашей организации и отчасти источником средств.

ж) Заведение связей с либералами с целью их эксплуатации в свою пользу.

з) Пропаганда наших идей и агитация литературою: издание собственного органа и распространение листков зажигательного характера в возможно большем количестве.

Б. Часть дезорганизаторская
а) Заведение связей и своей организации в войсках, и главным образом среди офицерства.

б) Привлечение на свою сторону лиц, служащих в тех или других правительственных учреждениях.

в) Систематическое истребление наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится тот или другой ненавистный нам порядок.

ГМР в Ленинграде, ф. 2, дд. 12675, 13855. Подлинник, рукописный.
Архив "Земли и воли" и "Народной воли". М., 1932, стр. 54-62.


Тезисы народников
(1877 ? )

Требования свои мы суживаем до реально осуществимых в ближайшем будущем, т.е. до народныхтребований и желаний, каковы они есть в данную минуту. По нашему мнению, они сводятся к трем главнейшим пунктам.

1. Переход всей земли в руки сельского рабочего сословия (мы убеждены, что две трети России будут ею владеть на общинном начале) и равномерное ее распределение.

2. Разделение Российской империи на части соответственно местным желаниям.

3. Перенесение всех общественных функций в руки общины, т.е. полное ее самоуправление. (Это требование нельзя назвать общенародным: есть группы общин, стремящихся к этому, но большинство их еще не дошло до такого нравственного и умственного развития, и, по нашему мнению, каждый союз общин отдаст известную долю общественных функций тому правительству, которое каждый из них образует для себя. Наша обязанность стараться только возможно более уменьшить эту долю).

Требования наши могут быть осуществлены только посредством насильственного переворота.

Орудием же подготовки и совершения его, по нашему мнению, служат:

1) агитация, как путем слова, так и, главным образом, путем дела, направленная на организацию революционных сил" и на развитие революционных чувств (бунты, стачки-вообще путь действия есть в то же время и наилучший путь для организации революционных сил) и

2) дезорганизация государства, которая дает нам надежду на победу при той силе 'организации, которую создаст агитация в ближайшем будущем.

ГМР в Ленинграде, ф. 2, д. 13854, лл. 1-2. Автограф А. Д. Оболешева.
Архив "Земли и воли" и "Народной воли". М., 1932, стр. 53-54.


Апрель-май 1878 г.

Проект устава "Земли и воли"

 

ОБЩЕСТВО "ЗЕМЛИ И ВОЛИ"

УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ
(Дополненная редакция 1876 г.)

§ 1. Организация имеет своею ближайшею целью осуществление народного восстания в возможно ближайшем будущем во имя народных желаний, каковы они есть в данную минуту.

§ 2. До первого конгресса (§ 41) организация представляет собою основной кружок тесно сплоченных между собою людей. Кружок этот делится на группы или общины, как территориальные, так и по специальностям (§§ 26-30).

Примечание. Избрание той или другой местности для деятельности известной группы, а также составление групп по специальностям определяются программою кружка.

А. Основные принципы организации

§ 3. Безусловное принесение каждым членом на пользу организации всех своих сил, средств, связей, симпатий и антипатий и даже своей жизни.

§ 4. Согласие каждого члена с общею программою практической деятельности и обязательство действовать в ее духе.

§ 5. Отсутствие частной собственности среди членов основного кружка.

§ 6. Соблюдение полнейшей тайны относительно всех внутренних дел организации.

§ 7. Подчинение меньшинства большинству и члена кружку.

§ 8. Так как организация имеет в виду сплочение всех полезных делу русских революционных сил, то во всех делах организации по возможности исключаются личные  симпатии и антипатии к людям, как непременное ^ условие совместной деятельности.

§ 9. Цель оправдывает средства.

Примечание. Исключая тех случаев, когда употребленные средства могут подрывать авторитет организации (§ 14).

Б. Ближайшие задачи основного кружка

§ 10. Образование групп территориальных и по специальностям, признаваемых  необходимыми общею программою деятельности основного кружка.

§ 11. Привлечение в организацию возможно большего количества революционных сил, средств и связей.

§ 12. Контроль за деятельностью всех групп и каждого члена в отдельности.

Примечание. Личная жизнь каждого настолько подлежит общему контролю, насколько это может представиться важным в данном практическом случае.

В. Обязанности и взаимные отношения членов основного кружка

§ 13. Все члены основного кружка совершенно полноправны.

§ 14. Каждый член основного кружка обязан всеми силами поддерживать честь и влияние как всей организации, так и отдельных членов ee.

§ 15. В случае каких-либо личных столкновений между членами основного кружка дело решается третейским судом из членов основного же кружка. Решение этого суда обязательно для тяжущихся.

§ 16. Члены основного кружка, с которыми связано общественное имущество или соединены какие-нибудь важные связи, должны беречь себя и по возможности не принимать участия в опасных предприятиях.

§ 17. Каждый член основного кружка избирает себе род деятельности или вступает в ту или другую группу по собственному влечению; в тех же случаях, когда для известной функции не находится желающих исполнять ее по собственному влечению, кружок может  обязать принять на себя эту функцию всякого, на кого падет его выбор (большинством).

§ 18. Каждый член основного кружка, состоящий в какой-либо группе или при какой-либо специальности, если пожелает оставить эту группу или эту специальность, должен заявить о своем намерении основному кружку по крайней мере за два месяца, и до истечения этого срока он не вправе покидать свое место.

Примечание. Понятно, это обязательно в том только случае, когда присутствие кого-либо из членов основного кружка на данном месте необходимо и если член, намеревающийся покинуть это место, не может быть замещен другим тотчас по заявлении о своем намерении основному кружку.

§ 19. Всякий член основного кружка имеет право свободного выхода из него; но по выходе он обязан хранить в тайне все, что ему известно о делах и об организации кружка.

§ 20. Если же будет доказано, что вышедший из кружка член выдает кружковые тайны или болтает о них, то подобный член должен быть...  (далее зачеркнуто непременно убит; начато и зачеркнуто подвергнут)

Г. Расширение основного кружка

§ 21. Принятие нового члена в основной кружок требует очень строгой оценки личности. Кроме требования, указанного в следующем §, необходимо, чтобы вновь принимаемый член был известен кружку со стороны опытности и практичности в делах. В противном случае он должен пробыть некоторое время на испытании.

§ 22. Новый член может быть принят в основной кружок не иначе, как за ручательством минимум пяти членов основного кружка, знающих лично вновь принимаемого, и только в том случае, если он согласен с общею программою практической деятельности и с уставом организации кружка.

Примечание. Личное знакомство пяти человек с вновь принимаемым членом не составляет необходимости в том случае, когда он имеет историческую известность и удовлетворяет требованию, указанному в § 21.

§ 23. Пяти голосов достаточно для принятия нового члена и нет голосов против его принятия; в противном случае на каждый голос "против" должно быть два лишних голоса "за".

§ 24. Ввиду этого при каждом принятии нового члена  в основной кружок должны быть оповещаемы если не все, то по крайней мере две трети всего числа членов основного кружка.

§ 25. До момента вступления в основной кружок кандидату не сообщаются ни названия местностей, где действуют члены организации, ни состав основного кружка и организации вообще.

Д. Состав групп, их задачи и организация

§ 26. Количество и характер групп определяются общею программою кружка.

§ 27. Задачи групп - выполнение частей общей программы кружка и предприятий, которые ею предусматриваются.

§ 28. Группы пользуются полной самостоятельностью в своих местных и внутренних делах.

§ 29. Внутренняя организация каждой группы может быть своеобразна, но члены основного кружка, входящие в состав местных или специальных групп, сохраняя в тайне свое участие в основном кружке, стараются создать организацию групп в духе и в интересах основного кружка.

Примечание. Свои отношения к основному кружку они объясняют членам группы как отношения 2 групп, связуемых через их посредство.

§ 30. Группы, как территориальные, так и по специальностям, образуются членами основного кружка или членами-сепаратистами (§ 31), которые соединяют вокруг себя полезных и умелых людей и вступают с ними в обязательные отношения..

Е. Члены-сепаратисты

§ 31. Люди, не желающие или почему-либо не могущие вступить в члены основного кружка или в ту или другую группу, могут вступать с кружком в особые договорные отношения (федеративные) по специальным делам. Они называются членами-сепаратистами.

§ 32. Если член-сепаратист не желает, чтобы основной кружок знал о подробностях дела, за которое он берется, то, договариваясь с кружком, он имеет право сообщить о своем деле только в общих чертах.

§ 33. Члены-сепаратисты договариваются не с целым кружком, а только с несколькими выборными от кружка лицами.

§ 34. Члены-сепаратисты не должны знать ни о существовании основного кружка, ни о его организации.

Ж. Администрация (комиссия) в ocновном кружке; ее права и обязанности

§ 35. Так как члены основного кружка по своим задачам будут разобщены специальными делами, то ввиду необходимости концентрирования средств и сведений членами основного кружка избирается из своей среды комиссия.

§ 36. На комиссию возлагаются следующие обязанности:

а) организовать недостающие группы,
б) добывать средства,
в) в определенные сроки давать отчет об общем ходе дела, о расходовании и распределении сумм, о состоянии кассы и пр.;
г) служить посредником в сношениях между группами и аккуратно исполнять их поручения.
§ 37. Комиссия пользуется следующими правами:
а) она имеет, для целей правильного регулирования революционных сил и средств, подробные и точные сведения о деятельности всех групп и членов-сепаратов;
б) вступать в переговоры и федеративные отношения от имени кружка с другими организациями п отдельными лицами;
в) в пределах, определяемых основным кружком точною сметою, составляемою в известные сроки, распределять средства.
§ 38. Члены комиссии избираются на неопределенный срок.

§ 39. Число членов комиссии от 5 до 3; по надобности оно может быть увеличено.

§ 40. Члены комиссии избираются большинством двух третей всего числа членов основного кружка.

З. О конгрессе; цель и задачи конгресса

§ 41. Когда группы и их организация достаточно окрепнут и примут постоянный характер, должен быть созван конгресс представителей от всех местных и специальных групп, т.е. устроен съезд членов основного кружка - по возможности всех, а если это не будет возможно, то по крайней мере 2/3 всего числа членов основного кружка.

Примечание. Определение времени съезда и устройство самого съезда ближе всего лежат на обязанности комиссии.

§ 42. Цель конгресса - подвести итоги предшествовавшей деятельности кружка и на основании опытных данных определить направление и характер деятельности дальнейшей.

§ 43. Задачи конгресса:

а) составление строго определенной программы дальнейшей практической деятельности;
б) пересмотр устава организации и изменение его, если то потребуется;
в) поверка средств и дел организации.
Примечание. Вообще конгрессом должны быть разрешены все возникшие вопросы, касающиеся как отдельных групп, так и всей организации.

§ 44. Решения конгресса обязательны для всех членов основного кружка.

И. О сношениях

§ 45. Наилучшею формою сношений кружком признаются личные свидания и  сообщения; но так как подобного рода сношения не всегда возможны, то в таких случаях допускается шифрованная переписка через верные адреса.

§ 46. В случаях же особенной важности никакая переписка отнюдь не должна быть допускаема: все дело должно вестись через прямое посредство своих людей.

§ 47. Члены основного кружка, состоявшие в местных или специальных группах, должны стараться о том, чтобы вся переписка группы возлагалась на лиц, наиболее практичных и опытных в этом деле.

§ 48. Шифры и пароли, существующие для сношений между членами основного кружка, не должны быть известны никому, кроме членов основного кружка.

§ 49. Изменение устава и внесение в него поправок и дополнений может быть делаемо не иначе, как с ведома и согласия по крайней мере 2/3 всего числа членов основного кружка.

§ 50. Следовать этому уставу обязательно для каждого из членов основного кружка.

Архив "Земли и воли" и "Народной воли". М., 1932, стр. 64-73.


Около 15 декабря 1877 г.

Прокламация "Земли и воли"
"Рабочим патронного завода"
по поводу взрыва на Патронном заводе в Петербурге

 

РАБОЧИМ ПАТРОННОГО ЗАВОДА

Рабочие!

Прошло уже около недели после похорон ваших товарищей, а вы еще ничем не заявили вашего негодования начальству.

Мастерская Татаренки была настоящей западней для рабочих, загнанных туда голодом и нуждой. В ней была только одна дверь; эта дверь отворялась не наружу, а внутрь. Склад трубок и пороху помещался у самой двери. Ваше начальство должно было знать, что вспышки пороха на станке случались очень часто. Они не дети, чтобы не понять, что маленькие вспышки могли кончиться большим несчастьем. И все-таки они не переделывали мастерской, как будто нарочно хотели вашей смерти.

Это - убийство! Убийство, которое они совершили, надеясь, что наказать их будет некому... И они не ошиблись.

Высшее начальство тоже ни в грош не ставит ваших интересов: для него жизнь рабочего дешевле жизни собаки. Оно не накажет за смерть ваших братьев: какое ему до них дело!

А между тем эти бедняги, зажаренные живыми в дурацкой мастерской, тоже хотели жить, наслаждаться жизнью... У них отняли все блага жизни - как волы работали они в этой мастерской; за то их изжарили живыми!

Так не поступают и турки с болгарами. Ваше начальство хуже турецких башибузуков! У ваших погибших товарищей остались семьи, и этим вдовам и сиротам выдали, как на смех, по 40 руб.! Много ли это? Надолго ли хватит этих денег? Сами вы знаете, что не надолго. Ну а потом? Потом пойдут голод, нищета! После длинного ряда мучений одни найдут работу и будут за грошовую плату работать всю жизнь, покуда не умрут где-нибудь в сыром подвале на рогоже. Другие, не такие счастливые, совершат с голодухи "преступление" - украдут какой-нибудь грош; эти пойдут в остроги, на каторгу.

А те, кто довел их до этого, по-прежнему будут вашим начальством; по-прежнему, ничего не делая, будут получать во сто раз больше рабочего. А те, кто ворует тысячи, по-прежнему будут вашими хозяевами; по-прежнему они будут ломаться и куражиться над вами, будут всячески обсчитывать вас.

Вот она барская правда!

Да и из каких денег выданы эти 40 руб. пособия? Уж, конечно, не из своих выдало их начальство, - на это есть штрафные деньги. Вы сами знаете, что такое ваши штрафы - это чистый грабеж!

Итак, одних грабят, других жарят живыми и из награбленных денег выдают пособия семействам убитых! Славно жить народу на Руси святой!

А у тех из рабочих, кто получил во время взрыва только обжоги, но остался жив, делают вычеты по полтора рубля на угощение начальства. Вас, как собак, заставляют лизать руку, которая вас бьет!

Рабочие!

Пора вам самим взяться за ум: помощи ждать вам не от кого! Не дождетесь вы ее от начальства!

Долго ждало помощи от него крестьянство и дождалось кочек да болот, да податей еще тяжелее, еще больше прежнего! Долго терпели и вы и дождались того, что вас жгут живьем и пускают по миру ваши семьи!

Долго ли еще будешь терпеть ты, рабочий народ!?

ЦГИА, ф. 1410, on. 1, д. 141. Подлинник, печатный. "Красная летопись", 1928, № 2, стр. 228-224.


Позднее 14 декабря 1877 г.

Прокламация
"Русская учащаяся молодежь
министру юстиции графу Палену"

 

РУССКАЯ УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ
МИНИСТРУ ЮСТИЦИИ ГРАФУ ПАЛЕНУ

Принимая во внимание:

1) что социалистические учения преследуются в России законом и притом так, как нигде в Европе;

2) что людей обвиняют в политических преступлениях и ссылают на каторгу за сочувствие народу и стремление помочь ему в его бедственном положении;

3) что этих людей держат по 3-4 года в тюрьмах и потом объявляют, что "деятельность их не может быть вредна для государства";

4) что самое предварительное заключение до такой степени зверское, что вызывает громадный процент смертности, сумасшествия и болезней;

5) что с людьми, осужденными на 15 лет каторги за одно только присутствие на "преступной демонстрации", обращаются так, как нигде в свете не обращаются с ворами и мошенниками, подвергая их телесным наказаниям, как это было с Боголюбовым;

6) что людей, замученных в казематах крепости и дома предварительного заключения, не дают даже похоронить их товарищам и крадут их трупы, как это было с Устюжаниновым и Жилинским, -

принимая во внимание исчисленные факты, мы пришли заявить вашему сиятельству от лица всей учащейся молодежи свое сочувствие тем людям, которые называют себя социалистами, и спросить вас, признаете ли вы в отношении этих людей то, что называется неотъемлемыми правами личности; или русское законодательство и впредь будет расправляться с социалистами так, как башибузуки расправляются с болгарами?

"Общее дело", 1878, №11, стр. 13; Историко-революционный сборник, т. 2, Л., 1924, стр. 322-328.


Ранее 6 января 1878 г.

Прокламация
"От московской учащейся молодежи"
с протестом против правительственных репрессий

 

ОТ МОСКОВСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Мы, русская молодежь, когда страсти правительства разнуздались настолько, что оно слепо набрасывается на всех честных людей и устраивает настоящую бойню, когда страна, подавленная деспотизмом власти, молчит, мы нравственно обязаны заявить правительству его вины перед лицом всего русского общества.

Долго ли будет правительство бояться идеи? Долго ли будет оно преследовать за идеи наших братьев и сестер, гноить их в тюрьмах, издеваться над ними неслыханной комедией суда? Знает ли общество русское всю ту скорбную картину преследований, горя, бесконечных мук и страданий, - картину, уголок которой, тщательно охраняемый жандармами и прокурорами от зрителей, развернулся на последнем политическом процессе? Знает ли общество, многие ли из его детей уцелели до жалких дней жалкого правосудия и сколько их погибло? Их погибло около ста человек во время предварительного заключения, длившегося около четырех лет! Знает ли общество, как и отчего погибали его дети? Они гибли от сырых стен и гнилой пищи острога, от гробовой тоски одиночного заключения, от мелкой и гнусной тирании жандармов и прокуроров, - тирании, которая не задумывалась надевать кандалы на тех, кто отказывался давать показания, - тирании, не позволявшей некоторым из заключенных видеться с их несчастными малолетками-детьми и родственниками, - тирании, которая зачастую выдерживала так называемых свидетелей по 5-6 месяцев в остроге прежде, чем последние решались занести руку на товарищей...

Знает ли общество, сколько людей томится в ссылке в разных концах России, в городах и захолустьях и даже в якутских юртах Сибири? Знает ли общество, что его дети умирали от сумасшествия и мучительного самоубийства, разбивая головы о стены тюрьмы, стреляясь и вешаясь или перерезывая себе горло осколком стакана? Как они умирали от кровавых побоев полиции? Знает ли общество о новом Вифлеемском избиении заключенных в подследственной тюрьме, происходившем в половине июля прошлого 1877 г., когда по распоряжению петербургского градоначальника Боголюбова подвергли телесному наказанию за то, что он не снял шапки перед этим зверем, а целую массу политических подсудимых - за то, что они подняли крик негодования при виде этой бесчеловечной расправы и перебили стекла своих одиночных келий; били немилосердно и подвергали пыткам, сажая в такие карцеры, где люди задыхаются и падают замертво от нестерпимой духоты и зловония? . .

И вот теперь, когда загублено и разбито столько человеческих жизней, прокурор в своей обвинительной речи во всеуслышание заявляет, что "виновных собственно немного - не больше двадцати человек, а остальные привлечены лишь так - для лучшего уяснения дела, для полноты картины". Знает ли это русское общество, слышит ли, видит ли? Нет, оно не знает: стены тюрьмы высоки и крепки, залы суда недоступны, далека Сибирь, не говорят могилы погибших...

И все эти преследования, гонения и муки за то только, что в нашем отечестве нельзя исповедовать свободно своих убеждений!..

Так не будем же молчать, заявим свой протест во имя человечного отношения к личности, во имя достоинства человека, - протест, к которому мы приглашаем присоединиться всех честных людей нашего отечества!

Умерло - 43, самоубийств - 12, покушений на самоубийство - 3, сумасшествий - 38.

Умершие: 1) Абушели, 2) Александровский, 3) Андерсон, 4) Агриппина, 5) Андрей (фамилия неизвестна), 6) Богушевич, 7) Гамов, 8) Добровольский, 9) Добросмыслов, 10) Дружинин, 11) Жарковский, 12) Жилинский, 13) Каминская, 14) Костенко, 15) Котов, 16) Кротков. 17) Кротонов, 18) Крылов, 19) Ласточкин, 20) Лемени-Македон, 21) Львов, 22) Малиновский, 23) Махаев, 24) Миллер, 25) Никифоров, 26) Носков, 27) Обухов, 28) Павликов, 29) Пельконен, 30) В. Попов, 31) Сабелькин, 32) Севастьянов, 33) Селиванов, 34) Сидоренко, 35) Спасский, 36) Стронский, 37) Тетельман, 38) Трудковский, 39) Устюжанинов, 40) Фетисов, 41) Цветков, 42) Чернышев, 43) Чернявский. 

Самоубийцы: 1) Богомолов, 2) Запольский, 3) Коробов, 4) Коротков, 5) Крутиков, 6) Лебедев, 7) Леонтович, 8) Огородников, 9) Речицкий, 10) Стульцев, 11) Подгородецкий, 12) Эдемов.

Само собой понятно, что называть ни покушавшихся на самоубийство, ни сошедших с ума мы не имеем права.

ЦГИА, ф. 1410, on. 1, д. 154. Подлинник, печатный.


Январь 1878 г.

Прокламация "Земли и воли"
"Покушение на жизнь Трепова"

 

ПОКУШЕНИЕ НА ЖИЗНЬ ТРЕПОВА

24 января, во вторник, утром было произведено покушение на жизнь петербургского градоначальника Трепова. При подаче прошений молодая девушка, бывшая в числе просительниц, почти в упор выстрелила из шестиствольного револьвера в градоначальника и нанесла ему тяжелую рану в бок. Совершившая покушение, не стараясь скрыться, после выстрела отошла в сторону в ожидании своей участи. Такова обстановка волнующего теперь весь город происшествия. Мы не будем повторять здесь известных всем из газет подробностей этого дела. Наше дело высказать наш взгляд на поступок русской Шарлотты Корде, и мы выскажем его открыто, не обращая внимания на то, понравится он публике или нет.

Русская пресса взапуски пустилась выражать свои плаксивые сожаления и негодование по поводу несчастия "с дорогим градоначальником". Немало нашлось охотников выражать свои соболезнования и благородное негодование по поводу "гнусного поступка молодой убийцы", по поводу грубого насилия, самоуправства и т. д.

Одна из газет, "С.-Петербургские ведомости", перешедшая теперь в руки обворовавшего русских добровольцев в Сербии пресловутого полковника Комарова, посвятила даже целую передовую статью неожиданному для нее казусу. По доносу "С. -Петербургских ведомостей", и казанская демонстрация, и настоящее покушение имели в виду лишь одну цель - унизить славу дорогого отечества в глазах Европы. По словам этой газеты, попытка русских людей свободно высказать свои симпатии к главным деятелям ее прогресса обнаружила слабость России перед Европой, - той России, которая кричала о своих намерениях поднять борьбу за свободу и прогресс на Балканском полуострове.

Попытка положить конец произволу полусамодержавного временщика Трепова должна унизить русскую нацию в глазах Европы. Словом, пресса наша придумала массу всевозможных объяснений совершившегося на наших глазах факта, высказывала всякие соображения, какие только могут прийти в голову холопу, желающему изобразить из себя свободного человека. Она забыла только одно объяснение этого кровавого эпизода, которое подсказывают всякому здравый смысл и голос совести.

Его высказала схваченная на месте своего подвига русская героиня. Она заявила, что взять в руки оружие, чтобы казнить смертию полновластного разбойника, ее заставила зверская расправа Трепова в доме предварительного заключения с пленным социалистом Боголюбовым, прошедшая совершенно безнаказанно этому зверю, не заклейменная печатью протеста и позора от лица русского общества.

Несколько месяцев тому назад в петербургском доме предварительного заключения разыгралась одна из невероятнейших сцен варварского насилия. Градоначальник Трепов, осматривая тюрьму, столкнулся с политическим арестантом Боголюбовым и, придравшись к тому, что последний недостаточно поспешно снял перед ним шапку, нанес ему оскорбление ударом по голове. Свидетели этой расправы, товарищи Боголюбова по заключению, выразили свое единодушное негодование, посылая опричнику Александра II проклятия из окон своих камер. Рассвирепевший башибузук в ответ на этот взрыв негодования арестантов распорядился наказать Боголюбова 50 ударами розог, а в клетки заключенных нагнали стаю городовых, которые били самым бесчеловечным образом арестантов и избитых до полусмерти кидали в смрадный карцер.

Ради утонченной жестокости розги для Боголюбова готовили перед окнами женского отделения тюрьмы, а истязание приказано было произвести в нижней галерее, чтобы арестованные могли слышать стоны наказываемой жертвы.

Ни один голос, ни одна рука не поднялись тогда на защиту истерзанного Боголюбова и его товарищей. Ни один слезоточивый русский публицист, плакавший над страданиями болгар, ни полусловом не высказал своего сочувствия несчастной жертве.

Зверская расправа эта произведена была не в степи, не в сибирском остроге, не по приказу бурбона начальника, действовавшего "не с полным разумением", а по распоряжению неудобоуважаемого градоначальника столицы, облеченного монаршим доверием второго лица в империи.

Представим теперь себе положение человека, дорожащего своей личной неприкосновенностью и видящего, что насилие над личностью человека совершается самими верховными блюстителями порядка и закона и проходит для них совершенно безнаказанно. Какие меры возможны тогда для обуздания зверского произвола полновластных временщиков? Каким путем мог Боголюбов, сосланный в центральную тюрьму, вступиться за свое поруганное человеческое достоинство?

Мы, пишущие эти строки, нисколько не сторонники насилия. Мы боролись и боремся за права человека, за водворение мира и гуманности на земле, но мы всенародно решаемся почтительно принести нашу глубокую благодарность тебе, бесстрашная русская девушка, не отступившая перед страшной кровавой мерой и собственной погибелью, когда не оставалось других средств для защиты прав человека.

Среди холопства молчащего, задавленного общества ты одна решилась собственною непривычною к насилию рукою обуздать безнаказанный произвол, перед которым все преклонялось.

Ты не отступила перед страшным подвигом лишить жизни человека, что для тебя было гораздо труднее, чем пожертвовать своей собственной жизнью, и доказала, что чувство чести и понятие о праве и святости человеческой личности еще не вымерли в русском обществе.

Ты доказала, что тираны не всесильны, что гнет рабства и азиатского деспотизма не истребили еще у нас всех людей, способных жертвовать собою на защиту поруганных прав ближнего.

Страшен и велик твой подвиг, и немногие могут вместить его, но слава русскому народу, что в нем нашлась хоть ты одна, способная на такой поступок. Страшна и славна твоя участь.

Тебя ждут допросы "с пристрастием", пытки, которыми ученые профессора пытали Дмитрия Каракозова, и никто не услышит стонов твоих.

Тебя ждут поругания и нравственные пытки треповских клевретов и превосходительных заплечных мастеров.

Если у тебя остался кто-либо близкий тебе, его ждут такие же пытки, и ты будешь свидетельницей его страданий.

Тебя ждет суд палачей, который будет издеваться над тобой; тебя ждет бесчеловечный судебный приговор.

Ты сознательно пошла на все эти муки, ты приняла еще горшую муку, решившись обрызгать человеческою кровью свои руки.

Прими же от нас дань нашего благоговейного удивления, русская девушка с душою героя, а потомство причислит твое имя к числу немногих светлых имен мучеников за свободу и права человека.

Имя этой девушки -

Вера Ивановна Засулич

ЦГПА, ф. 1410, on. 1, д. 163. Подлинник, печатный.
Историко-революционный сборник, т. II, Л., 1924, стр. 334-336.


Не ранее 15 марта 1878 г.

Прокламация "Земли и воли"
"К рабочим всех фабрик и заводов"
по поводу стачки на
Новой бумагопрядильной фабрике в Петербурге

 

К РАБОЧИМ ВСЕХ ФАБРИК И ЗАВОДОВ

Друзья рабочие!

Горькая нужда и тяжелые подати гонят вас из деревень на фабрики и заводы: вы ищете работы, чтобы удовлетворить старшину и станового, которые с розгами требуют податей.

И вот, когда вы поступаете к хозяевам, они мало того что выдумывают безбожные штрафы, мало того что вычитают за каждую поломку в станке, - они что дальше, то все меньше да меньше норовят платить и постоянно уменьшают заработную плату. "Пусти душу в ад - будешь богат!".

Рабочему человеку защиты искать негде. Полиция всегда заступается за хозяина: чуть что - рабочего волокут в кутузку!

Хозяева рады, что рабочие не дружно стоят друг за дружку: нынче сбавили плату на одной фабрике, завтра убавят на другой - вот дело-то хозяйское и в шляпе!

Покуда рабочие не поймут, что они должны помогать друг другу, покуда они будут действовать врозь, до тех пор будут они в кабале у хозяина. А когда они будут стоять друг за дружку, когда во время стачки на одной фабрике рабочие других фабрик станут помогать им, тогда не страшен им будет ни хозяин, ни полиция. Вместе вы - сила, а в одиночку вас обидит каждый городовой.

Друзья рабочие!

Вот теперь рабочие с Новой бумагопрядильни стакнулись, держатся все время дружно. Вам нужно поддерживать их. Ведь их кругом обманули: вот Козлов божился уважить их требования к 15-му числу, а вместо того вышло, что их только заманивали - никаких новых правил 15-го числа не вывесили, а вывесили те же старые, которые они уже 8 лет знают. Неужели давать издеваться над рабочими всякому жулику? Нет, вы соберете в их пользу деньги, нынче вы им поможете, а завтра - они вам. Ведь и вы не в раю живете, и вам, может, придется считаться с хозяином.

Двугривенный - небольшие деньги, а им между тем большая помощь, особливо семейным, у кого дети.

Всякий, кто не продает своего брата рабочего за деньги, должен помочь стачечникам.

Устройте у себя сборы (чтобы только фискалов-то поменьше терлось, покуда будете собирать) и отправьте на Новую бумагопрядильню с тем, чтобы они отдали эти деньги, когда случится стачка у вас, либо на какой другой фабрике. Так и помогайте друг дружке - на людях и смерть красна!

Ваши друзья.

Печатано в "Вольной русской типографии" в С.-Петербурге.

ЦГАОР, ф. 1741, д. 9719. Подлинник, печатный.
Историко-революционный сборник, т. II, Л., 1924, стр. 324.


Апрель 1878 г.

Прокламация "Земли и воли"
"К русскому обществу"
по поводу оправдания В. И. Засулич

 

К РУССКОМУ ОБЩЕСТВУ

31 марта 1878 г. для России начался пролог той великой исторической драмы, которая называется судом народа над правительством. Обвинительный акт - это вся русская история, на страницах своих не представляющая ничего, кроме батожья, палок, плетей и шпицрутенов, с одной стороны, и систематического разорения народа "ради его государевых доходов" - с другой.

После событий 31 марта несколько совестно говорить о том, что правительство русское держится апатией и индифферентизмом русского общества: в этот день разрыв русского общества с правительством выразился de facto, в здании окружного суда оправдательным приговором присяжных и поведением публики, аплодировавшей приговору. Присяжные отказались обвинять ту, которая решилась противопоставить насилию насилие, они отказались подписаться под политикою душения всякого самостоятельного проявления общественной мысли и жизни, - они открыто признали невиновность врагов существующего порядка.

Этим ознаменовалось пробуждение нашей общественной жизни, а полиция и жандармерия и не думали изменять своего обращения с публикою. На оправданную общественною совестью Засулич кинулись жандармы с целью расправиться с нею административным порядком. Людей, радовавшихся ее оправданию, били и мяли лошадьми, не пощадили даже беременных женщин... Результатом свалки оказался один убитый и двое раненых. Самое следствие об этих "уличных беспорядках" передано в руки III отделения, которому приходится, таким образом, произнести приговор над своим собственным поступком. В довершение всего секретным отделением отдан приказ участковым приставам "разыскать и арестовать оправданную судом присяжных Засулич".

Русское общество долго молчало.

Оно молчало, когда в течение столетий его лучшие, свободомыслящие люди погибали в рудниках Сибири, когда русская наука несла такие потери, как потеря великого экономиста Н. Г. Чернышевского.

Оно молчало, когда надежда России - молодое поколение подвергалось таким систематическим преследованиям, как в 60-х годах и в настоящее время, когда нет семейства, где бы не дрожали за участь своих детей, сколько-нибудь способных и чутких.

Оно давало обманывать себя перспективой освобождения болгар, когда собственный народ голодал, когда несколько сот тысяч чиншевиков юго-западных губерний разоряли до тла и пускали по миру.

Оно молчит и теперь, когда со всех сторон газеты приносят известия о народном голоде и разорении.

Оно довольствовалось лицемерными полуреформами в то время, когда даже турецкий султан счел себя вынужденным дать своему народу известные гарантии свободы и самоуправления.

Оно занималось сбором пожертвований в пользу "братьев-славян" и оставалось равнодушным, когда истязали розгами Боголюбова.

Оно молчало, молчало и молчало. Мы не знали, заговорит ли оно когда-нибудь. Но 31 марта и в следующие дни петербургское общество заговорило, наконец, человеческим языком.

Правительство игнорирует подобные симптомы общественного пробуждения. Как бы в насмешку над приговором Петербургского окружного суда полиции отдается вышеупомянутый приказ о заарестовании Засулич. Полиция вызывает столкновение на улице, и в первый раз после 14 декабря 1825 г. петербургские улицы орошаются кровью борцов за свободу!

Пролог начался. Общество не должно, оно не может долее молчать, когда низводятся до нуля даже такие реформы, как институт присяжных, когда над общественным мнением издеваются так нагло, так открыто.

Всякий, кто не за правительство, в подобных случаях должен быть против него. Все общество должно было так или иначе, в той или другой форме выразить свой протест против варварской администрации.

Мы приглашаем учащуюся молодежь, приглашаем все партии, кроме партии кнута и палок, соединиться в одном общем и дружном натиске для приобретения своих издавна попираемых человеческих прав, для защиты своих свободомыслящих сограждан от адских казематов центральной тюрьмы и Петропавловской крепости, для защиты русского народа от поголовного разорения, для защиты русской науки и мысли от жалкой и бесславной смерти под рукою цензора-палача...

Пусть разные политические партии преследуют разные цели, но ни одна из них не позволяет господствовать над собою тем, вся политика которых исчерпывается двумя мрачными, давно везде забытыми словами: "Слово и дело!".

Везде и всегда, у всех народов, когда-либо восстававших за свободу, имена первых павших бойцов становились святынею, а смерть их не оставалась безнаказанною...

Печатано в "Вольной русской типографии".

ЦГИА, ф. 1410, oп. 1, д. 154. Подлинник, печатный.


Апрель 1878 г.

Прокламация Н.К. Михайловского
"Летучий листок"

 

ЛЕТУЧИЙ ЛИСТОК № 1,
апрель 1878 г.

Бывают тревожные минуты, когда логика событий, несмотря на их кажущуюся беспорядочность и внезапность, с непреодолимою силою намечает ближайший исторический шаг, безусловно необходимый для страны. Мы переживаем одну из таких решительных минут. Для уразумения предстоящей русскому обществу задачи не требуется особенной проницательности. Жизнь, факты говорят сами за себя так громко, вскрыть их общий принципиальный смысл так легко, что не остается места никаким сомнениям и разногласиям. Будущее покажет, можем ли мы надолго остаться единодушны, но относительно первого шага вперед спора быть не может.

31 марта 1878 г. будет навсегда памятным днем в русской истории. В этот день общество, "избранное общество", по сознанию "Московских ведомостей", впервые оценило героизм молодежи, гибнувшей в тюрьмах и на каторге. Оно услышало возмутительные подробности генеральского издевательства над человеческим достоинством, узнало прошлое самой Засулич, заглянуло в ее чистую душу и не только вынесло ей, в лице присяжных, юридическое оправдание, но признало ее воплощением русской совести и мысли. Кто был в суде, тот знает, что мы не преувеличиваем.

Чем же Засулич стала так дорога обществу? Узнав о генеральской расправе, она ждала суда и возмездия. Она не могла допустить мысли, чтобы как раз в то время, когда мы парадируем перед Европой в мундире лейб-спасителей Болгарии, русский генерал мог безнаказанно совершать турецкие зверства в столице державы-освободительницы. Она ждала, не дождалась и лично на себя взяла возмездие. "Тяжело подымать руку на человека", - говорила она в суде. Но ей казалось, что это необходимо, что иначе нельзя обратить внимание общества на турецкие зверства в России. Эффект даже превзошел, вероятно, ее ожидания.

Мы знали, конечно, и прежде, где мы живем, но на этот раз страшная, позорная истина предстала во всей наготе, и мы почувствовали, до какой степени бессловесна и бессудна наша родина. Наша пресса, умершая и погребенная под бременем бес-судности, славословила освобождение славян и молчала о рабстве России. Общественное мнение тоже не смело наказать башибузуцкого генерала. И нас охватили негодование и жгучий стыд. С этих пор между правительством и обществом открылась пропасть, и в нынешнее же лето, от оправдания Засулич первое, царствования же императора Александра II двадцать четвертое, факт передачи общественных дел в общественные руки должен обратиться в принцип. Факт уже существует и проявляется в целом ряде деяний, героических или подлых, но по необходимости беззаконных. Бессильное во внешних делах, готовящееся к позорному миру, правительство и внутри перестает функционировать. Оно вызывает Засулич на суд за расправу над генералом Треповым и безмолвно назначает генерал-губернатором Москвы цех мясников и Охотный ряд.

События идут быстро и все в одном и том же направлении. Правительство не хочет или не может остановить жестокую наглую деятельность киевского товарища прокурора Котляревского, и частные лица берутся за это дело. Правительство не хочет или не может предотвратить результаты безумного университетского суда, и частные лица совершают казнь над Матвеевым. Правительство не может остановить московскую демонстрацию, и представителями его являются частные лица - московские мясники. Правительство, несмотря на присутствие полиции и войска, не хочет или не может прекратить варварскую бойню, и мясники вторично просят "работы".

Таким образом, фактически отправление правосудия и охраны граждан от насилий ускользает из рук правительства. Но такое ненормальное положение вещей невозможно. Мы не смеем жертвовать теми частными лицами, которым "тяжело поднять руку на человека", и не можем отдаться на жертву мясникам, которым это легко.

Нужен выход. Его указывает самое положение вещей. Само правительство инстинктивно вовлекается в водоворот. "Правительственный вестник" перепечатывает выходки частной газеты против вердикта законами установленного в империи суда, император делает визит сочувствия генералу Трепову, опозоренному делом 31 марта, и гласно отделяет свои личные симпатии от симпатий общества.

Таковы факты. Разрозненные, беспорядочные, они должны быть возведены в принцип. Принцип этот называется: конституция, земский собор. Тщетно правительство грозит репрессалиями, как закрытие высших учебных заведений, запрещение газет, приравнивание жандармских команд к военному караулу или законодательное сокращение района действий суда присяжных.

Исторического движения задержать нельзя. Общественные дела должны быть переданы в общественные руки. Если этого не будет достигнуто в формах представительного правления с выборными от русской земли, в стране должен возникнуть тайный комитет общественной безопасности. И тогда горе безумцам, становящимся поперек путей истории! Без того или другого принципиального объединения отдельных фактов, свидетельствующих о бессилии правительства, обойтись нельзя.

Решительные минуты создают решительных людей.

ЦГИА, ф. 1410, oп. 1, д. 151. Подлинник, печатный.
"Общее дело", 1878, №11; "Былое", 1903, № 3, стр. 152-154.


Воспроизведено по изданию:
Революционное народничество 70-х годов XIX века
(сборник документов и материалов в двух томах, под редакцией С.С. Волка)
М.-Л., Изд. "Наука", 1965 г., том 2


VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!