Новая и новейшая история    №3, 2001 г.

© Е.Г. Круговая

"ЧЕРНЫЕ ПОЛКОВНИКИ" В ГРЕЦИИ.
1967-1974 гг.

Е.Г. Круговая

Круговая Елена Геннадьевна - аспирантка кафедры новой и новейшей истории
истфака МГУ им. М.В. Ломоносова.

В этой публикации мы опустили многочисленные ссылки на документы Архива внешней политики РФ
и зарубежные источники, недоступные массовому читателю - V.V.

Ранним утром 21 апреля 1967 г. жители Афин были разбужены шумом танков, двигавшихся по городу, а радио уже передавало обращение полковника г. Пападопулоса к греческому народу, в котором он сообщал, что в стране произошла революция. Но это был государственный переворот. К власти пришло военное правительство во главе с Пападопулосом, управлявшее страной вплоть до 1974 г. Сами военные назвали переворот "Революцией 21 апреля, призванной вывести страну из состояния хаоса и разрухи".

Этот этап истории Греции в зарубежной историографии трактовался как установление военной диктатуры, поскольку на протяжении семи лет правления военных, официально вышедших в отставку в декабре 1967 г., не функционировал ни один демократический институт: придя к власти накануне парламентских выборов, новое правительство так и не провело их, все политические партии были запрещены, проведены массовые аресты, оппозиционеры отправлены в концентрационные лагеря, после неудачной попытки переворота в декабре 1967 г. король Константин отправлен в ссылку в Италию, вся пресса находилась под жесточайшей цензурой, любое проявление инакомыслия немедленно подавлялось.

В греческой историографии много лет существовал запрет на изучение этого этапа истории страны, поэтому большинство работ, посвященных этой теме, были созданы зарубежными учеными. У советского читателя представления о Греции того времени формировались лишь на основе газетных статей и телевизионных репортажей, носивших в основном пропагандистский характер. Семилетний период правления военных назывался не иначе, как "военно-фашистская диктатура", "антинародный режим". Как правило, публикации и репортажи были посвящены репрессивным мерам правительства, в них не содержались сведения об экономическом и социальном развитии страны. Единственной обзорной работой, в которой освещается социально-экономическое развитие Греции того времени, является статья К.Д. Данилова "Диктатура "черных полковников" в Греции и ее крах" (Новая и новейшая история, 1978, № 5, 6). В последние годы в отечественной историографии рассматриваемой теме стало уделяться больше внимания: ей посвящены разделы в работе А.А. Улуняна "Политическая история современной Греции" (Улунян А.Л. Политическая история современной Греции. Курс лекций. М., 1998) и книге "Тоталитаризм в Европе XX в." (Тоталитаризм в Европе XX в. М., 1996).

В предлагаемой читателю статье автор попытался заново взглянуть на события и процессы, происходившие в Греции в 1967-1974 гг., сосредоточившись на экономическом и социальном развитии страны. Работа основана на материалах Архива МИД России, которые впервые вводятся в научный оборот: аналитических справках, докладных записках, подготовленных советскими специалистами, работавшими в те годы в Греции, на воспоминаниях дипломатических работников, стенограммах заседаний.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1965-1967 гг. И УСТАНОВЛЕНИЕ ДИКТАТУРЫ

К середине 60-х годов в Греции наблюдался кризис власти: постоянно менявшиеся правительства, политика террора, направленная на подавление любых социалистических и коммунистических выступлений, рост недовольства общества проводившейся экономической политикой, выражавшийся в постоянных митингах и забастовках трудящихся. В январе 1966 г. одновременно бастовали более 80 тыс. рабочих и служащих - четверть производственного потенциала страны; в июне 1966 г. - 20 тыс. банковских служащих; более 6 тыс. почтовых работников объявили 48-часовую забастовку; в августе того же года объявили забастовку 150 тыс. государственных служащих Афин, а в октябре бастовало уже 180 тыс. строигельных рабочих по всей Греции. Кроме экономических требований, выдвигавшихся в ходе забастовок, все чаще появлялись лозунги "Долой правительство!", "Свободные выборы!".

Для разгона митингующих в начале и середине 60-х годов неоднократно применялись различные средства подавления, в частности бомбы со слезоточивым газом.

Постоянные конфликты между королем Константином, взошедшим на престол после смерти своего отвд короля Павла в 1965 г., и парламентом приводили к частой смене кабинета министров, а это вело к нестабильности в обществе. В отличие от Павла, умело лавировавшего между различными политическими партиями и имевшего хорошие контакты с руководством армии, Константин оказался неспособен существенно влиять на расстановку сил в стране.

Все эти факторы позволили некоторым политическим наблюдателям предсказывать скорое установление диктатуры, которая, как они считали, только и способна разрешить сложившиеся проблемы. Метод решения политического конфликта с помощью диктатуры неоднократно применялся в Греции в XX в. Так, в 1923 г. была установлена диктатура Н. Пластираса, в 1925 г. генерал Т. Пангалос осуществил государственный переворот, в 1936 г. к власти пришел генерал И. Метаксас, в 1953 г. - А. Папагос.

В середине 60-х годов некоторые политические круги, в основном крайне правой или монархической ориентации, действительно видели выход из сложившейся ситуации в приходе к власти военных. Однако новая диктатура, считали они, будет лояльна к правящим партиям и трону, выполняя, по сути, их указания. В марте 1966 г. в Афинском университете был прочитан курс лекций, пропагандировавших пользу установления диктатуры. На этих лекциях присутствовали официальные представители правительства, известные парламентские деятели и высшие государственные чиновники. Большинство иностранных наблюдателей в отличие от греческой печати пришло к выводу, что определенные круги в правительстве и Двор подготавливают общественное мнение к возможности установления в стране военной диктатуры.

Официальные лица, однако, отрицали возможность установления в стране диктатуры, считая, что время военного правления в Европе прошло. Так, в интервью газете "Этнос" 6 марта 1966 г. лидер либеральной партии Союз Центра Г. Папандреу заявил, что не допускает возможности установления диктатуры в Греции, мотивируя это тем, что

"когда Метаксас посмел установить диктатуру в 1936 г., диктатура имела престиж в Европе. Тогда во главе были Гитлер и Муссолини. Теперь в Европе достаточно одного слова "диктатура", чтобы вызвать всеобщее возмущение... и не только за границей, но и в нашей стране. Теперь весь политический мир единодушно выступает против диктатуры. Народ готов бороться и даже пожертвовать жизнью в защиту своих свобод. Армия, так же как и греческий народ, не является отдельным социальным классом. Офицеры и солдаты - дети народа, они дали клятву защищать его демократические свободы. Тщетны надежды немногих глупых голов, которые думают, что армия выступит против народа. Произойдет обратное: армия будет защищать народ".
Такую же позицию занимала и Единая демократическая левая ЭДА (Энеа Димократики Аристера) во главе с И. Пасалидисом, которая объединяла левые демократические силы Греции и являлась прикрытием для запрещенной коммунистической партии. В ее заявлении от 30 января 1966 г. говорилось: "Опыт последних шести месяцев должен убедить, что народ не соглашается идти назад, что он полон решимости сорвать любую попытку навязать диктатуру".

Однако всего через три месяца к власти пришел "триумвират" г. Пападопулоса, С. Паттакоса и Ст. Макарезоса. Переворот произошел бескровно, жители Греции пассивно отнеслись к установлению военной диктатуры. С одной стороны, такая реакция была вызвана страхом перед новым правительством, которое с первых часов начало арестовывать людей, симпатизировавших левым, а с другой - объяснялось тем, что греки устали от постоянных политических кризисов на протяжении последних 10 лет и связывали с военными надежды на установление стабильности.

Пришедшие к власти военные стремились оправдать диктатуру. Они заявляли, что до 21 апреля 1967 г. "в политическом отношении Греция оставалась слаборазвитой. Общественная жизнь проходила в соответствии с довоенными стандартами. Греция оставалась единственной страной, где политические партии функционировали не демократически. Один лидер регулировал политику и состав партии, и кто был не согласен, исключался из партии. Царил политический и моральный беспредел".

Роль военных всегда была значительна в Греции, их образ несколько идеализировался в глазах населения: воины-освободители, избавившие страну от турецких завоевателей, сражавшиеся с итальянскими и гитлеровскими фашистскими захватчиками. Военные приходили к власти во время кризиса гражданского правления, но быстро передавали власть новому гражданскому правительству, выступая в роли "справедливого судьи".

Основу среднего и младшего офицерского состава греческой армии составляли выходцы из средних и нижних слоев общества, поскольку служба в армии была порой единственным способом получить образование и работу. Гражданское образование было платным в отличие от военного, а у большинства греков не было денег на его получение. Альтернативой службы для большинства населения была эмиграция в страны Западной Европы. Самой же армии надо было заполнить пустоты, которые образовались в ней после второй мировой войны и гражданской 1946-1949 гг. В 50-60-х годах активно призывались резервисты, молодежь, которые несли "пролетаризацию" в среду военной элиты. Именно выходцы из среднего класса, в основном из крестьян, пришли к власти 21 апреля 1967 г. Заявления военных, что они не понаслышке знают чаяния большинства греков, поначалу привлекли некоторые слои общества к новому режиму.

ТРИУМВИРАТ: г. ПАПАДОПУЛОС, Н. МАКАРЕЗОС  И  С. ПАТТАКОС

Официально военное правительство управляло страной коллегиально, но постепенно в стране начал складываться культ личности премьер-министра Греции -Пападопулоса. Он сконцентрировал в своих руках почти неограниченную власть, одновременно являясь премьер-министром, министром обороны и министром иностранных дел.

Георгиос Пападопулос родился в 1918 г. в небольшой деревушке в северной части Пелопоннеса, в Морее. Эта часть Греции всегда была экономически отсталым регионом, большинство ее трудоспособного населения на протяжении всего XX в. стремилось эмигрировать в США в поисках работы, оставшиеся занимались сельским хозяйством. Отец Пападопулоса был сельским учителем. После окончания школы Пападопулос был отправлен в военную академию, поскольку родители не могли оплатить обучение в университете. Его карьера была успешной: полковник Пападопулос стал вторым человеком в Центральной службе информации (КИП) - греческом аналоге ЦРУ и выступал в роли связного между американскими и греческими разведывательными органами, координировал деятельность греческой контрразведки и ЦРУ, накануне переворота занимал должность заместителя начальника Третьего бюро генерального штаба. Во многом его тесная работа с разведывательными организациями США дала повод исследователям и политикам говорить о причастности США к перевороту 21 апреля 1967 г.

Профессиональный сотрудник спецслужб, Пападопулос был крайне осторожным и замкнутым человеком. Обозреватель французской газеты "Монд" М. Марсо описывал его так: "По своему внешнему виду, походке, почерку, манере разговаривать он напоминал скорее гражданское лицо, нежели военного, тем более лидера режима. Считается, что глаза - зеркало души, так вот, в его глазах читались подозрительность, тревога, мятежный дух".

В отличие от своих сподвижников Пападопулос был исключительно работоспособен. Он приходил на работу рано утром и уходил далеко за полночь, прочитывая абсолютно все документы и справки, приготовленные для него сотрудниками аппарата. Он пытался вникнут во все дела и на каждое событие дать свой собственный комментарий. Пападопулос окружил себя множеством советников, экспертов, специалистов. Выслушивал суждения каждого из них, но всегда оставался при своем мнении, которое никто не мог изменить. Речь его была очень лаконичной, строгой по форме, даже "ограниченной". Она не могла привлечь слушателей, тем более увлечь за собой. По выражению того же Марсо, "Пападопулос просто не способен был возглавить партию, ни морально, ни интеллектуально".

Несмотря на то, что Пападопулос был выходцем из простой семьи, он не мог найти те слова, которые большинство греков хотели от него услышать. Служба в разведывательных органах наложила отпечаток на его манеру поведения: он стремился контролировать всех и вся, дублировал многие должности, организовывал неожиданные проверки того или иного чиновника. Постепенно Пападопулос сконцентрировал в своих руках почти всю власть.

Средства массовой информации, подконтрольные правительству, постоянно восхваляли "гениальность" нового руководителя Греции. Проправительственная газета "Элефтерос козмос" писала: "Важнейшим событием пятилетия было то, что из чрева революции родилась новая политическая личность - Пападопулос". Деятели режима также старались подчеркнуть преданность своему лидеру. Так, генеральный директор министерства по делам печати и информации при премьер-министре В. Стаматопулос на пресс-конференции, посвященной подведению итогов референдума по принятию новой конституции 2 октября 1968 г., заявил: "Историческая мудрость греческого народа помогла ему выдвинуть новое политическое руководство и подлинного признанного лидера общегреческого масштаба, которым является Г. Пападопулос. Премьер-министр не боится ответственности и выполняет свои обещания". Афинское агентство печати, комментируя празднование пятилетия годовщины переворота, подчеркивало, что "одним из важнейших событий прошедшего революционного пятилетия явилось появление нового, ответственного, динамичного, современного руководства, которое воплощает в себе премьер-министр - Пападопулос"

Советские дипломаты отмечали, что в городах в витринах магазинов и в деревенских тавернах были вывешены только портреты Пападопулоса. Портретов других деятелей диктатуры нигде не было видно.

Придя к власти вместе со своими соратниками и единомышленниками, считая себя одним из равных, к концу 60-х годов Пападопулос уже не сомневался, что он - единоличный правитель Греции. В интервью газете "Санди телеграф" 4 августа 1970 г. премьер-министр заявил, что не видит в ближайшее время причин, по которым он откажется от абсолютной власти.

Другой член "революционного комитета", Николас Макарезос, был очень жестким, хитрым и умным человеком. Одной из главных его черт являлось умение находить и претворять в жизнь новые, оригинальные идеи. Он всегда внимательно прислушивался к советам спепиалистов, оценивал их предложения с позиций эффективности. По уровню интеллектуального развития Макарезос превосходил сподвижников. В течение долгого времени он работал военным атташе в греческом посольстве в Бонне, где посещал занятия по экономике и политологии. Макарезос отвечал за наиболее важное направление деятельности военного правительства - экономику. В этой области новое правительство стремилось завоевать доверие греков. Понимая, что успешные реформы в экономике возможны только при стабильной внутриполитической ситуации, он, однако, предпочитал, чтобы эту "стабилизацию" осуществляли другие люди. Он неоднократно заявлял: "Дайте мне хорошую политику, и я принесу хорошие финансы". Будучи убежденным сторонником республиканского строя, Макарезос с 1968 г. проповедовал идею о необходимости проведения плебисцита, на котором народу будет предложен выбор между короной и гражданским правлением.

Третьим членом "триумвирата" стал Стиллианос Паттакос. Это был военный до мозга костей. Будучи весьма ограниченным человеком, он и не стремился выглядеть интеллектуалом, представителем высшего общества. Паттакос закончил военную академию вместе с Пападопулосом в 1940 г., четвертым выпускником, в последующие годы принимал участие во второй мировой войне и гражданской, сражаясь против коммунистов. Как и большинство греков, Паттакос был очень религиозным человеком и, чтобы еще больше подчеркнуть свою набожность, всюду возил за собой семейную икону.

Паттакос испытывал острую неприязнь к гражданским политикам, считая их лживыми, неискренними. В отличие от Пападопулоса, не расстававшегося с охраной ни на минуту, Паттакос редко пользовался услугами телохранителей. Он разъезжал по стране, выступал перед студентами, рабочими, регулярно посещал островную часть Греции. Паттакос часто заменял Пападопулоса, особенно во время выступления в закрытых помещениях, поскольку последний страдал клаустрофобией - боязнью замкнутого пространства. Речи Паттакоса всегда были эмоциональны, казалось, что он говорит искренне. Он редко шел на компромисс, и невозможно было представить, чтобы он мог сотрудничать с гражданскими чиновниками.

Из всех представителей "дохунтовского" политического мира только король Константин совершил попытку открыто выступить против режима. Подготавливая план контрпереворота, Константин обратился за помощью к представителям старого истэблишмента - г. Папандреу и П. Канеллопулосу. Оба согласились поддержать короля, хотя и понимали, что шансов на победу у него почти нет. Военное правительство было прекрасно осведомлено о готовившемся контрперевороте и даже само спровоцировало его, представив 12 декабря 1967 г. королю ультиматум, по которому он должен был уволить премьер-министра К. Коллиаса и назначить на его место Пападопулоса.

Утром 13 декабря король и премьер-министр отправились в Кавалу, которая должна была стать центром переворота. Само восстание планировалось начать в Ларисе, где были сосредоточены военно-воздушные силы страны, в рядах которых было максимальное количество верных Константину людей. Одновременно генерал Манетас должен был захватить пост начальника генерального штаба греческой армии. Он был арестован, а сообщение о перевороте было передано в Афины. Король обратился к греческому народу по радио и призвал греков к восстанию. Но "ни один грек и пальцем не пошевелил, чтобы помочь королю", войска остались на стороне Пападопулоса, восстание было подавлено, а сам король отправился в добровольное изгнание в Рим, откуда больше не вернулся.

На следующий день полковники сами выступили по Афинскому радио с заявлением. Из него следовало, что переворот пыталась осуществить "криминальная конспиративная организация, целью которой являлось уничтожение государства и законного порядка. Заговорщики использовали короля для удовлетворения своих глупых амбиций". Таким образом, полковники официально не обвинили короля в попытке контрпереворота, оставив его номинально главой государства. Однако все эти события окончательно подорвали веру греков в возможности короля и необходимость существования в Греции монархии. Официально военное правительство демонстрировало преданность монархии: в правительсгвекных кабинетах были вывешены портреты членов королевской семьи. Синод греческой православной церкви отдал распоряжение продолжать молитвы за семью короля.

Военные понимали, что король не представляет существенной опасности режиму, но немедленное отстранение его от власти может повлечь новую волну протестов как со стороны европейских держав, так и внутри страны. Поэтому новое правительство предпочло объявить о ликвидации монархии законным способом - на референдуме 1973 г.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА "ЧЕРНЫХ ПОЛКОВНИКОВ"

Одним из основных направлений своей внутренней политики военные считали реорганизацию экономики страны. Неоднократно подчеркивая, что "накануне революции 21 апреля страна находилась на грани экономического хаоса, бюджет на 1967 г. не был утвержден", новое правительство провозгласило, что его меры приведут Грецию к процветанию.

Оно привлекло на свою сторону специалистов, разрабатывавших проект экономического развития Греции еще в бытность демократических правительств, особенно первой администрации К. Караманлиса 1959-1963 гг., начавшей реформы в экономике страны, и заявило, что будет проводить дифференцированный подход к развитию различных отраслей производства.

Основной упор был сделан на укрепление промышленной базы, поскольку "в долгосрочном плане только промышленность может предоставить необходимые средства для требуемого и желаемого развития и сделать поставленные задачи достижимыми". Отчасти военному правительству удалось решить эту задачу: если в середине 60-х годов доля промышленности в валовом внутреннем продукте едва достигала 10%, то в 1972 г. этот показатель достиг 32,3%, а к 1987 г. предполагалось довести его до 42,2%. Приоритеты отдавались наиболее перспективным отраслям греческой промышленности, таким, как металлургия, судостроение, химическая, текстильная и пищевая.

Особое внимание к экономическому положению страны объяснялось стремлением добиться вступления Греции в "Общий рынок" в качестве полноправного члена; в связи с чем требовалась реструктуризация экономики. На правах ассоциированного члена Греция вошла в состав БЭС еще в июне 1959 г. Вступление в ЕЭС намечалось на 1984 г. Военные придавали этому факту особенное значение, поскольку это явилось бы признанием законности правящего режима, а также подтверждением правильности выбранного экономического курса. В программной речи 16 декабря 1972 г. премьер-министр Пападопулос, подчеркнув географическую, экономическую и культурную принадлежность Греции Европе, призвал "предпринять в кратчайший срок усилия по ликвидации разрыва", существовавшего в уровне экономического развития Греции и стран "Общего рынка".

Главную роль в индустриализации страны должна была сыграть частная инициатива как местных, так и иностранных предпринимателей. Хотя специалисты и признавали "эффективную и передовую роль государственного сектора" в промышленности некоторых западных стран, в то же время применительно к греческой действительности они выдвигали многочисленные оговорки, ограничивавшие роль государства в промышленном развитии страны только "оказанием содействия частной инициативе и формированием для нее подходящих условий деятельности. В случае вынужденного создания государственных промышленных предприятий рекомендовалась их дальнейшая передача частному сектору". Государству отводилась роль защитника интересов частного капитала, а основная его задача состояла в определении стимулов для активизации частной инициативы.

Важное значение уделялось региональному развитию производства. Около 80% промышленных предприятий было сконцентрировано в двух крупнейших городах Греции - Афинах и Фессалониках. Вывод предприятий за пределы этих мегаполисов мог устранить две проблемы: перенаселение крупнейших городов Греции и безработицу в ее сельских районах. Правительство Пападопулоса разработало систему мер, направленных на поощрение развития производства на периферии. Предоставлялись льготные кредиты - около 8% в год - предпринимателям, строящим свои предприятия в провинции, давались дополнительные ссуды на расширение уже существовавших там фабрик и заводов. Государственные органы не вмешивались в частное предпринимательство. Муниципалитеты городов, в которых шли строительство и расширение различных объектов национального хозяйства, ведали лишь делами, связанными с поддержанием чистоты в городе, снабжением водой, частично социальным обеспечением и здравоохранением. Все остальное - строительство, транзит, условия работы - находилось полностью под юрисдикцией частных предпринимателей.

В результате целенаправленных действий правительств.: в провинции стали появляться новые промышленные предприятия. В районе г. Фивы были построены хлопкопрядильная фабрика, на которой было установлено советское оборудование, фармацевтическая фабрика, два небольших консервных завода. В Патрах был запущен цементный завод, в районе г. Триполис - кирпичный завод, в Навплеоне -завод по переработке цитрусовых. К строительству объектов привлекались жители окрестных селений. Эти меры способствовали как уменьшению эмиграции, ставшей для Греции бедствием к середине 60-х годов, так и к сокращению оттока сельского населения в крупные города, поскольку небольшой земельный надел позволял крестьянам заниматься приработками. Частично решало проблему безработицы и проведение общественных работ, на которые в 1967 г. было выделено 179 177470 драхм, что составляло почти 6 млн. долл.

Для ряда отраслей хозяйства, считавшихся основными, правительство проводило политику протекционизма. Летом 1967 г. состоялось заседание в министерстве торговли, на котором шла речь о необходимости частичной или полной замены импортируемых товаров товарами местного производства. Для защиты местного животноводства завоз свежего мяса импортерами в Грецию был разрешен только в количестве, не превышавшем одной пятой от произведенного в Греции. В целях стимулирования производства ячменя было принято решение об экспорте 100 тыс. т ячменя путем прямой закупки из запасов крестьян,

Новое правительство было решительно настроено на коренную реорганизацию сельского хозяйства. Доля сельскохозяйственного сектора во внутреннем валовом продукте должна была сократиться с одновременным ростом стоимости сельскохозяйственного производства. Реализовать эту программу предполагалось путем увеличения площади существовавших земельных наделов с одновременной модернизацией хозяйств. В соответствии с планом долгосрочного развития Греции, принятым в 1972 г., доля сельского хозяйства в валовом продукте страны составила 17% в 1972 г., а к 1987 г. планировалось сократить эту цифру до 9%. Одновременно стоимость сельскохозяйственного производства должна была возрасти с 48,3 млрд. драхм в 1972 г. до 75,2 млрд. драхм в 1987 г. Если в 1972 г. в этой отрасли национального хозяйства было занято 40% трудоспособного населения страны, то к 1987 г. оно должно было сократиться до 20%. Основной упор в развитии сельского хозяйства делался на интенсификацию его производства путем создания крупных ферм, активизации деятельности сельскохозяйственных кооперативов, проведения ирригационных работ - орошаемая площадь должна была составить в 1987 г. 14 млн. стремм против 7,3 млн. стремм в 1972 г (1 стремма равна 0,1 га), использования современной техники. Предусматривалось расширенное строительство предприятий по переработке продукции сельского хозяйства, в частности заводов по производству сахара, фабрик по консервированию овощей и фруктов, мясомолочных комбинатов.

Основной статьей "невидимых" доходов, составлявших около 30% бюджета страны, был туризм. После военного переворота количество туристов в местах традиционного отдыха - на северо-западе Греции и на Ионических островах - резко сократилось. Новое правительство было вынуждено принять срочные меры для привлечения туристов: повысилось качество обслуживания, началось строительство новых отелей, отвечавших современным требованиям, были улучшены дороги, произошло 20-процентное снижение цен на гостиничные номера, большие средства были затрачены на рекламу за границей. Кроме экономического фактора, развитие туризма имело и большое политическое значение: приезжавшие туристы должны были воочию убедиться в том, что в стране обстановка спокойная, выступлений противников режима не наблюдается и Греция продолжает движение по "демократическому" руслу.

На осуществление проектов экономического развития страны новому правительству требовались деньги. Часть необходимой суммы планировалось получить от иностранных инвесторов и в виде займов у различных стран. Было принято решение о мобилизации внутренних ресурсов. С целью привлечения денежных средств населения правительство в 1967 г. приняло закон № 135, согласно которому министерству финансов было поручено выпустить внутренний выигрышный заем экономического развития страны на сумму 1,5 млрд. драхм с годовым процентом 6,6%. Этот заем должен был полностью пойти на кредитование бюджета государственных капиталовложений. Его погашение предусматривалось провести через 20 лет. Проект был успешно осуществлен и собраны значительные средства - деньги на заем централизованно удерживались у рабочих из заработной платы. Этим и объяснялась успешная реализация программы.

РЕФОРМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

В социальной политике военное правительство особое значение придавало образованию населения. Уже в июне 1967 г. было принято решение о строительстве 794 начальных школ, 115 гимназий и лицеев, 11 технических школ и 4 педагогических институтов. На строительство школьных зданий было выделено 655 млн. драхм вместо 310 млн., заложенных на эти цели в 1966 г. Основное внимание уделялось развитию начального и среднего образования, строительство школ предусматривалось в сельской местности, где положение с грамотностью населения было очень тяжелым. Поскольку большинство заведений для начального и среднего образования находилось в городах, жители сельских районов были лишены возможности получить базовое образование.

По данным Национальной статистической службы, на 14 марта 1971 г. в Греции насчитывалось 7302560 человек старше 10 лет; из них 14%, в основном в возрасте 45 лет и старше (12% мужчин и 78% женщин), были полностью неграмотны. Из 3,5 млн. человек, имевших документы об образовании, более 790 тыс. человек (53% мужчин и 47% женщин) получили среднее образование, а высшее - 210 тыс. человек (72% мужчин и 18% женщин).

Одной из наиболее острых проблем в социальной сфере являлось неурегулированность оплаты труда. Предыдущие правительства только декларировали о необходимости решения этой проблемы. 14 февраля 1967 г. правительством Ст. Стефанопулоса было подписано соглашение о новых коллективных договорах, в которых предусматривалось незначительное повышение зарплаты низкооплачиваемых трудящихся, однако сохранялась диспропорция в оплате мужского и женского труда: 85 драхм в день для мужчин и 75 драхм для женщин. В одном из первых указов военного правительства было объявлено о введении единой зарплаты для мужчин и женщин за выполнение одинаковой работы и повышении размера пенсии в соответствии с ростом зарплаты. Об этом 25 мая 1967 г. объявил министр труда Леккс. Введение этих мер способствовало росту авторитета нового правительства среди основной массы населения страны. В целом, по сведениям заместителя министра национальной экономики по вопросам занятости Дамианоса, с 1967 по 1972 г. реальный рост заработной платы составил 60,7% у мужчин и 76,9% у женщин.

Еще одной популистской мерой, предпринятой правительством, было списание долгов с крестьянского населения на сумму около 7,5 млрд. драхм. Сразу же после принятия этого постановления в стране была проведена идеологическая акция, которая должна была подтвердить благодарность крестьянства и его поддержку правительства. По основным магистралям было установлено множество щитов со словами: "Крестьяне благодарны национальному правительству", "Крестьяне верны Революции 21 апреля". На самом деле кассация долгов крестьян перед казной рассматривалась еще предыдущим правительством. Военная хунта списала с крестьян долги, которые казна никогда не смогла бы получить обратно в силу крайней бедности населения.

Немаловажной проблемой для Греции являлось жилищное строительство. Большая часть жилого фонда не соответствовала нормам. Так, по сведениям Национальной статистической службы, более 30% всех жилых помещений не имели кухонь, 47% - электричества, 72% не были оснащены водопроводом с питьевой водой, у 90% отсутствовали ванна и туалет. Военное правительство заявляло об обширной программе жилищного строительства, в результате которой современным жильем должна была быть обеспечена большая часть городского населения, но эта программа так и не была доведена до конца, а приобрести "современные" квартиры смогла только небольшая часть нуждающихся.

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА ВОЕННОГО РЕЖИМА

Основой идеологии правительства был воинствующий антикоммунизм. Военная хунта проводила широкую пропагандистскую обработку населения. Коммунизму она противопоставляла "идеологию греческого христианства", некие постулаты "греко-христианского духа", веру в христианскую добродетель. В Греции, пережившей гражданскую войну 1946-1949 гг., было много сторонников коммунистической идеологии, но заявлять о том, что стране угрожал коммунистический переворот, означало сознательно искажать действительность.

Коммунистическая партия была запрещена еще в 1949 г., большинство активистов были отправлены в тюрьмы и концлагеря, особой жестокостью отличались политические репрессии в период правления Караманлиса. При устройстве на работу или при поступлении в высшее учебное заведение жители Греции обязаны были предоставлять справку о благонадежности, выдававшуюся в полицейском управлении. Любая активность левых жестоко подавлялась предыдущими "демократическими" правительствами. Единственной политической силой, легально представлявшей левый лагерь, была ЭДА, но и она могла рассчитывать на поддержку лишь небольшой части населения.

Идеей угрозы наступления коммунизма манипулировали почти все послевоенные правительства Греции. Это объяснялось внешними обстоятельствами - со всех сторон Греция была окружена странами, принадлежавшими к социалистическому лагерю. Этот фактор позволял политикам неустанно повторять, что "Греция является стабильным и мощным бастионом западного мира", а также обосновывать все репрессии, проводившиеся в стране. 1 января 1966 г. в новогоднем послании к нации король Константин заявил: "Не следует забывать, что еще существует опасность, мы не должны ослаблять внимание и бдительность в деле защиты нашего демократического режима от внутренних врагов нации". В марте 1966 г. газета "Апогевматини" опубликовала статью, в которой поддерживались шаги, предпринимавшиеся правительством в борьбе с "угрозой коммунизма". "Впервые нынешнее правительство решилось серьезно принять во внимание коммунистическую активность, которая, согласно оценке компетентных служб, принимает угрожающие масштабы. С целью оценки этого положения будет созвано совещание под председательством Стефанопулоса, в ходе которого будут обсуждаться меры по прекращению подрывной деятельности ламбракидов * и агентов коммунизма в вооруженных силах, в области просвещения и среди крестьян", - говорилось в статье.

* Ламбракиды - сторонники депутата от ЭДА г. Ламбракиса, погибшего во время демонстрации 11 мая 1963 г. в Салониках.

Военное командование проводило в армии политику агрессивного антикоммунизма. Так, 30 марта 1967 г. начальник генерального штаба адмирал Авергис во время церемонии передачи обязанностей новому начальнику военно-морского флота в обращении к морским офицерам, морякам, сказал: "Особо обращаю ваше внимание на вопрос борьбы внутри страны с коммунизмом, который пользуется поддержкой извне и который прикрывается лозунгами, скрывающими подлинные стремления панславизма, - уничтожение национальных традиций и идеалов".

Таким образом, антикоммунистическая идеология военного режима 21 апреля не стала чем-то новым для Греции. Но в отличие от предшествовавших "демократических" правительств, военные доводили идею угрозы "коммунистического переворота" до абсурда. В интервью газете "Тайме" 19 мая 1967 г. премьер-министр К. Коллиас заявил, что, "одобрив формирование национального правительства после вмешательства армии 21 апреля, король Константин спас Грецию от кровопролития. Если бы не вмешалась армия, Греция бы вышла из НАТО и стала коммунистической страной".

Распустив все политические партии и отменив парламентские выборы, назначенные на май 1967 г., новый режим отказался от создания собственной партии, мотивируя это тем, что "правительство и так пользуется доверием народа и полно решимости выполнить все цели революции". Однако военные понимали, что необходим некий идеологический стержень, с помощью которого удастся объединить все слои общества вокруг нового правительства. В качестве объединительной идеи было выбрано христианство.

Религия и православная церковь всегда были сильны в обществе, церковь обладала большим авторитетом. Военное правительство сделало новый ход, противопоставив церковь и христианство коммунизму, заявив, что "идеология греческого христианства и постулаты греко-христианского духа" не приемлют саму идею коммунизма, В большинстве населенных пунктов были выставлены щиты, выполненные в национальных цветах Греции - белом и голубом, размером метр на полтора с текстом: "Греция - страна христиан, в ней нет места коммунизму".

Возродив так называемую "великую идею", использовавшуюся политиками различного толка и, проповедуя мысль о том, что современная Греция должна стать преемницей великой Византийской империи, военное правительство объявило официальным языком кафаревусу - архаизированный язык, использовавшийся наиболее просвещенными политическими и общественными деятелями. Большинство же населения говорило на димотике - "народном" греческом языке. В 1965 г. г. Папандреу провел реформу образования, по которой преподавание должно было вестись на димотике, тем самым сделав образование доступным для большинства населения. Военное правительство вновь ввело закон, согласно которому вступительные экзамены в высшие учебные заведения должны были проходить на кафаревусе, что привело к снижению количества потенциальных студентов.

Активная пропаганда христианства проводилась также и в учебных заведениях. Министр просвещения Коламбьяс в связи с началом учебного года обратился к преподавателям высших учебных заведений с циркуляром, в котор. указывал на необходимость воспитания молодежи в духе национальных традиций и греко-христианской цивилизации. Сотрудничество между семьей и школой должно было стать более тесным. На каждого ученика заводилась анкета, в которую заносились сведения о его физическом и духовном развитии. Кроме того, преподаватели и учащиеся должны были обязательно посещать церковь и выполнять все религиозные обряды. Для посещения церкви в школах в субботу отводился первый урок.

Иногда указы правительства в поддержку религиозных обрядов принимали курьезные формы: так, в мае 1967 г. вышло распоряжение, согласно которому запрещался отпуск мясных блюд во все постные для православных дни в учреждениях общественного питания. Этому указу не подчинялись только рестораны, обслуживавшие туристов и увеселительные заведения первой категории.

Несмотря на громкие заявления о том, что "революция 21 апреля была призвана спасти Грецию от угрозы коммунизма", правительство Пападопулоса не собиралось прерывать торговых отношений со странами социалистического лагеря, и прежде всего с СССР. Так, уже в августе 1967 г. греческое правительство приняло решение о закупке в СССР для нужд государственных организаций различных машин и оборудования на 4,6 млн. долл. 11 июня 1968 г. министр координации Макарезос, отвечавший за экономическую политику военного режима, встретился с торговым представителем СССР в Греции Е.П. Гуровым и выразил глубокую обеспокоенность падением товарооборота с СССР.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГРЕЦИИ В ПЕРИОД РЕЖИМА ВОЕННЫХ

В выступлениях военные постоянно подчеркивали, что диктатура - это лишь временное явление в истории страны, что она - необходимая мера, призванная обеспечить экономическую и политическую стабильность. Как только это будет достигнуто, говорили они, власть будет передана всенародно избранному демократическому правительству. В течение этого "переходного времени" правительство предприняло ряд мер, призванных убедить население в возможности мирного перехода от диктатуры к демократии.

В 1968 г. был проведен референдум по поводу принятия новой конституции. Внешне были соблюдены все формы демократического голосования. В нем впервые приняли участие священники, члены экипажей торговых судов всех категорий, плававших под греческим флагом, военнослужащие, государственные служащие и члены их семей, находившиеся в служебной командировке на территории страны или за рубежом. Стараясь повысить уровень гражданской активности, правительство приняло решение о снижении цен на билеты всех видов транспорта с 27 по 30 сентября 1968 г. на 30% с тем, чтобы избиратели могли добраться до места голосования.

Явка голосовавших оказалась действительно высокой. Новая конституция греческого государства была утверждена народом, а все демократические процедуры были формально соблюдены. Однако правительство не афишировало тот факт, что, согласно закону о референдуме, участие в нем являлось обязательным. В отношении лиц, уклонявшихся от голосования, применялись такие наказания, как тюремное заключение от одного месяца до года; потеря работы на срок до трех лет; лишение права работы по специальности или возможности заниматься любым видом торговой деятельности, лишение водительских прав и права на приобретение автомобиля, отказ в выдаче паспорта или удостоверения. Таким образом, внешне демократичный процесс принятия Конституции был проведен исключительно диктаторскими методами. Показательно, что различные формы волеизъявления греков в послевоенные годы всегда сопровождались фальсификациями и насильственными мерами.

Формально конституция носила демократический и прогрессивный характер, поскольку предполагала создание политических партий, образованных на демократических началах, предусматривала .свободу и независимость профсоюзов, разрешала забастовки и содержала статьи, касавшиеся экономических и социальных прав. Но большинство положений Конституции не выполнялось, так как, по выражению представителей правительства, "страна еще к ним не готова".

Военное правительство также провело две "демократические реформы", имитировавшие демократизацию политического режима с целью убедить общественность как внутри страны, так и за рубежом в верности ценностям демократии.

24 ноября 1970 г. был сформирован так называемый "малый парламент греков", или "представительное собрание". В него входили 92 представителя, назначенные на эти посты непосредственно приказом премьер-министра и полностью подконтрольные ему. Правительство называло "малый парламент" шагом к формированию настоящего парламента. "Представительное собрание" на деле осуществляло лишь представительские функции, фактически не имея прав влиять на проводившуюся правительством политику. В 1973 г. в результате всенародного референдума в Греции была отменена монархия и страна провозглашена республикой. 85% населения страны проголосовало против возвращения короля Константина в Грецию. Первым президентом Греции стал Пападопулос, который, согласно принятому закону, должен был править страной в течение семи лет.

Президент страны наделялся обширными полномочиями: имел право "назначать и смещать премьер-министра, а также министров и их заместителей по национальной обороне, иностранных дел, общественного порядка и, по рекомендации премьер-министра, других министров и их заместителей. Президент наделялся непосредственно по Конституции полномочиями издания указов законодательного характера по вопросам национальной обороны и безопасности, внешней политики и общественного порядка". Кроме того, президент председательствовал на всех заседаниях Совета министров, на которых обсуждались вопросы национальной обороны и безопасности, внешней политики и общественного порядка, возглавлял вооруженные силы и исполнял функции, предусматривавшиеся соответствующими статьями Конституции, равно как и определявшиеся декретами, издаваемым им самим по вопросам национальной безопасности, внешней политики и общественного порядка.

Управлять страной президент должен был совместно с парламентом, в котором должны были заседать 180 депутатов, избранных путем всенародного, прямого и тайного голосования, и 20 депутатов, назначаемых прямым указом президента республики. Однако решение о дате выборов в парламент военное правительство постоянно переносило, считая проводившиеся реформы не доведенными до конца.

В течение первых лет правления военные не раз заявляли о порочности прошлого политического мира, о невозможности сотрудничества с представителями бывших политических партий. В частности, выступая 6 марта 1969 г. в Александруполисе, Пападопулос заявил: "Прошу вас перестать чувствовать себя принадлежащими к какому-то определенному политическому лагерю прошлого. Стены, отделяющие прошлое от эпохи, установленной после 21 апреля, разрушены, как и стены, разделяющие греков на группы на основе партийного принципа, на основе распрей и дрязг политического порядка".

Неоднократно заявляя о своем нежелании сотрудничать с представителями "старого политического мира", военные не хотели и не стремились создать собственную партию, в состав которой они могли бы привлечь симпатизировавших режиму греков. Разрыв с "дореволюционным" политическим миром, по мнению военных, должен был доказать грекам, что новый режим не связан с гражданскими политиками, "которые привели страну на грань кризиса".

В свою очередь греческие политики и видные общественные деятели, многие из которых были арестованы в ночь с 20 на 21 апреля, никогда не симпатизировали военному правительству. Они прекрасно понимали, что любые контакты с этим правительством будут интерпретированы как коллаборационизм, который народ вряд ли простит им в будущем.

В начале 1970-х годов правительство Пападопулоса все-таки пыталось установить контакты с политическим истэблишментом Греции с целью обеспечить поддержку режима путем наведения "мостов" между военными и политиками. Греческое население все больше разочаровывалось в правительстве, особенно недовольное его репрессивной деятельностью. Установление контактов с видными политическими и общественными деятелями страны могло, хотя бы на время, создать иллюзию возможности перехода к гражданскому правлению.

В конце мая 1971 г. премьер-министр Пападопулос организовал ряд встреч с представителями "старого политического мира" - К. Трикуписом, Ст. Элафросом, Хрис. Кандилярисом, бывшими депутатами от ЭРЭ, и И. Циримокосом, бывшим депутатом от Союза Центра. Официально сообщалось, что в ходе бесед Пападопулос убедил политиков в том, что истинной целью режима является "приведение страны к свободной политической жизни при условии предотвращения возможности возвращения к обстановке, царившей до 21 апреля". Однако, как показали последовавшие события, Пападопулосу не удалось привлечь на свою сторону видных политических деятелей.

Руководители и деятели старых партий заняли отрицательную позицию по отношению к контактам с премьер-министром и предприняли моральный и психологический нажим для предотвращения расширения количества участников встреч с премьером.

Однако отметим, что, несмотря на критику военного режима, политики и общественные деятели Греции так и не смогли объединиться и сформировать единую, сильную оппозицию режиму. Личные амбиции и политические разногласия взяли верх.

Хотя ни одна партия не поддерживала военных, они смогли продержаться у власти в течение семи лет. Это стало возможным в результате экономического подъема, который страна переживала в 1968-1971 гг. Либерализация экономики дала дорогу развитию греческого бизнеса, представители которого и поддерживали военных. Как только в стране появились первые признаки экономического кризиса, правительство ощутило недостаток доверия как со стороны греческих, так и со стороны международных предпринимателей, что и привело в результате к ликвидации режима.

Большое внимание правительство уделяло молодежи, стремясь воспитывать в ней преданность военному режиму, постоянно акцентируя .внимание на том, что "молодежь - будущее нации". В деле воспитания молодежи важную роль играли спортивные организации. Были реорганизованы все спортивные клубы, обновлен административный и тренерский состав. Представители правительства неоднократно подчеркивали, что "греческая молодежь является лучшей в мире", что она - "надежда и опора гордого и независимого греческого духа, продолжатель славных культурных традиций" и т.д

Часть молодежи действительно вначале поддерживала новое правительство. Так, во время празднования третьей годовщины переворота на представлении, организованном специально для молодежи, зрители активно поддержали речь министра внутренних дел Паттакоса, причем, по утверждению советских дипломатов, присутствовавших на торжествах, "такие бурные аплодисменты вряд ли могли быть деланными". Однако спустя несколько лет настроение большей части молодежи резко изменилось. Поняв, что военное правительство, действовавшее в основном репрессивными мерами, не сможет разрешить большинство проблем, стоящих перед страной, именно греческая молодежь явилась катализатором антидиктаторских выступлений. Массовые волнеция студентов послужили сигналом к началу объединенных выступлений против режима. Разгон студентов Политехнического университета в ноябре 1973 г., когда танками было задавлено несколько десятков безоружных людей, наглядно показал, что военные не собираются передавать власть демократическому режиму и отказываться от репрессивных мер во внутренней политике.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1973-1974 гг. И ОТСТАВКА ВОЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Первые три года правления "черных полковников" - так их называли из-за черных. мундиров, население страны не высказывало своего негативного отношения к диктатуре, ожидая, что военные проведут необходимые реформы и передадут власть гражданским лицам. Однако с течением времени уверенность в том, что страна движется по правильному пути, становилась все меньше: продолжались преследования и аресты людей, позволявших себе критику режима; цензура была формально отменена, но новый закон о средствах массовой информации узаконивал те же положения, которые присутствовали в законе о цензуре; процветала система тотальной слежки за населением; наряду с выросшими зарплатами выросли и цены на товары, обещанный переход к демократическому правлению постоянно откладывался.

Первые массовые выступления против режима были зафиксированы 21-22 апреля 1971 г. в Афинах, где состоялись демонстрации студентов, в которых приняли участие около 200 человек. Несмотря на относительную немногочисленность, наблюдатели отмечали, что политическое значение этих выступлений было весьма важным, поскольку они явились первыми открытыми демонстрациями за время существования в Греции военной диктатуры. Поводом к ним послужило заявление бывших греческих министров, сделанное 20 апреля 1971 г., в котором они потребовали проведения свободных выборов в Греции. Они выступили также за "возвращение короля и создание им правительства во главе с Караманлисом".

Усиление антиправительственных настроений объяснялось ткже и заметным ухудшением экономического положения страны, на которое существенное влияние оказал кризис валютной системы Запада, поскольку Греция находилась в большой зависимости от мирового капиталистического рынка. Валютный кризис 1973 г. привел к резкому обострению инфляционных процессов в греческой экономике, выразившихся в росте цен, сокращении инвестиций в промышленность, стремлении населения к быстрому превращению бумажных денег в "реальные ценности" путем покупки акций, квартир и недвижимости.

В конце 1972 - начале 1973 г. стали быстро расти потребительские цены при явном отставании роста заработной платы. Согласно официальной статистике, "уровень потребительских цен в 1972 г. увеличился на 6,5%". При этом особенно подорожали - на 20-30% - такие продовольственные товары, как мясо и рыба. По оценке правительства, в 1973 г. ожидалось новое повышение ен, приблизительно на 6%. Попытки режима сдержать рост цен полицейскими мерами оказались неэффективными и вызвали резкое недовольство торговцев и промышленников.

В марте-апреле 1973 г. правительство, стремясь избежать конфликта с предпринимателями, сняло контроль над ценами на более чем 150 видов товаров и услуг. Одновременно под предлогом предотвращения роста цен на товары первой необходимости оно сохранило в замороженном состоянии закупочные цены на многие виды сельскохозяйственной продукции, что поставило греческое крестьянство в крайне тяжелое положение, сделало производство многих сельскохозяйственных культур нерентабельным, привело к массовой миграции сельского населения в города либо эмиграции в страны Западной Европы.

По данным Всегреческой конфедерации союзов сельскохозяйственных кооперативов (ПАСЕГЕС), доход на душу сельского населения возрос с 1967 по 1973 г. лишь на 15% и составил 600 долл. Это было в два раза меньше среднегодового дохода по стране. Зарплата промышленных рабочих выросла в 1967-1973 гг. в среднем на 7-10%. Средняя же зарплата греческих служащих увеличивалась в то же время на 4% ежегодно.

Рост заработной платы фактически нейтрализовался повышением цен. С требованиями о повышении зарплаты начинали выступать многие профсоюзные объединения и рабочие центры, в частности и руководство контролируемой режимом Всеобщей конфедерации труда.

Правительство под предлогом борьбы с инфляцией противодействовало требованиям трудящихся о повышении заработной платы и приняло меры по ее замораживанию на доинфляционном уровне. 24 декабря 1972 г. министр экономики Мака-резос заявил, что повышение зарплаты будет ставиться в прямую зависимость от роста производительности труда. 30 марта 1973 г. он дал отчетливо понять, что правительство не намерено идти на повышение зарплаты трудящимся, хотя утверждал, что "замораживание зарплаты не выражает правительствендую политику".

Военное правительство, пришедшее к власти под лозунгами восстановления и развития греческой экономики, улучшения социального положения населения страны и общей стабилизации внутриполитической ситуации, на самом деле оказалось неспособным решить до конца эти задачи.

Сочетание либеральных мер в экономике и жестких, репрессивных действий в общественной жизни, по мнению военных, должно было вывести Грецию на уровень развития стран западной Европы, равноправным партнером которых она, по расчетам правительства, должна была стать в 1984 г. Однако высокие темпы экономического развития, мобилизация всех сил в Греции в 1967-1973 гг. на самом деле явились следствием почти бесконтрольного расширения и "перегрева" экономики. Это привело к обострению инфляционных процессов, кризису государственной финансовой системы. К концу 1973 г. появились признаки сокращения промышленного производства в ряде отраслей, что вызвало снижение доходов населения. Продолжавшиеся репрессии среди недовольных режимов, сохранение системы концлагерей для политических заключенных привели к тому, что все большее количество жителей Греции открыто высказывало неприятие военной диктатуры.

Пытаясь осуществить идею присоединения Кипра, население которого на 80% составляли этнические греки, к Греции, правительство Д. Иоаннидиса спровоцировало военный конфликт с правительством Турции. В результате неудачных военных действий греческая армия была вынуждена уйти с острова. Провал военной авантюры на Кипре в июле 1974 г. привел к передаче власти демократическому правительству.

РАЗВИТИЕ ГРЕЦИИ ПОСЛЕ ЛИКВИДАЦИИ ВОЕННОГО РЕЖИМА

На смену военному режиму в августе 1974 г. в Греции к власти пришло новое гражданское правительство во главе с вернувшимся из добровольной ссылки Караманлисом. Руководители хунты были арестованы и предстали перед судом, который приговорил г. Пападопулоса, С. Паттакоса, Н. Макарезоса и Д. Иоаннидиса к смертной казни, а других деятелей режима к длительным срокам тюремного заключения. Позже смертная казнь была заменена на пожизненное заключение. В начале 1990-х большинство заключенных были переведены под домашний арест, и они спокойно доживали свой век на окраинах Афин (Пападопулос скончался 12 июля 1999 г.).

Семилетний режим "черных полковников" нельзя отнести к типу "военно-фашистской диктатуры", поскольку у него отсутствовали четко выраженная господствующая идеология и массовая поддержка населения либо в форме массовой политической партии, либо любого другого общественного движения. Более правильно определить этот режим как "авторитарный режим в форме военной диктатуры", подобный режиму А. Пиночета в Чили.

Правление "черных полковников" доказало, что в конце XX в. военные режимы в Европе уже не в состоянии решать внутриполитические проблемы. Радикальные реформы в области экономики, проведенные правительством Пападопулоса, имели лишь краткосрочный эффект, который был сведен на нет мировым экономическим кризисом 1973-1974 гг. Модернизация страны не может проводиться только либерализацией экономики, необходима и демократизация гражданского общества. Последовательное социально-экономическое развитие страны возможно лишь при условии существования демократического строя, в котором каждый институт выполняет только свойственные ему функции: парламент принимает законы, правительство их исполняет, а армия гарантирует неприкосновенность государственных рубежей.

События 1967-1974 гг. оказали существенное влияние на политическую жизнь Греции. Во-первых, в стране был окончательно упразднен институт монархии - на основании результатов всенародного референдума ноября 1974 г., и она была провозглашена парламентской республикой. Во главе государства становился президент, избранный 2/3 депутатов парламента, которые в свою очередь избирались всенародным, прямым, тайным голосованием.

Во-вторых, если в 1949-1967 гг. правящими партиями в основном были правые или центристские силы, то после 1974 г., заметно усилилась роль левых партий, в частности коммунистической, которая впервые за все послевоенные годы была допущена к выборам. Несмотря на победу партии Новая Демократия во главе с Караманлисом в ходе выборов 1974 и 1978 гг., все большую силу приобретала новая политическая сила - Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) во главе с А. Папандреу, которая сумела одержать победу на выборах 1981 г. и оставалась правящей партией вплоть до 1989 г. ПАСОК - партия нового типа, основанная не на харизме лидера, а на собственных принципах и строгой идеологической базе. Несмотря на внутренние разногласия, усилившиеся в конце 90-х годов, ПАСОК до сих пор остается правящей партией.

В-третьих, была существенно пересмотрена роль армии в жизни Греции: теперь она выполняла только свойственные ей функции. Изменилось и отношение греков к военным: если раньше человек с ружьем воспринимался как защитник, то за эти семь лет общество осознало, какую угрозу таит в себе власть силовых структур.

К 1979 г. в результате реформ, проведенных правительством Караманлиса, страна сумела улучшить свое экономическое положение. Доказательством достижений развития экономики явилось вступление Греции в ЕЭС 28 мая 1979 г.

Изменения претерпела и внешняя политика: Греция, являясь полноправным членом НАТО, стала интенсивнее развивать отношения с балканскими странами социалистической ориентации, а также с СССР - в конце 70-х годов впервые за все послевоенное время премьер-министр страны Караманлис совершил официальный визит в Советский Союз. Сотрудничество с балканскими государствами вступило в наиболее активную фазу в конце 1980-х - начале 1990-х годов, когда в этих странах произошла смена режимов и проблема "железного занавеса" была наконец-то разрешена. Греция все более ощущает себя страной, принадлежащей к балканскому региону, нежели военным партнером США, что было продемонстрировано в ходе операции натовских сил в Югославии в 1999 г., когда греческое правительство приняло решение о неучастии военных сил страны в "миротворческой миссии", а наоборот, выразило свою поддержку православным народам СРЮ.

В экономической области Греция проводит курс на интеграцию в общеевропейскую экономику: в 2002 г. в стране планируется переход на единую валюту - евро. Несмотря на то, что ни одному правительству так и не удалось окончательно решить три наиболее важные экономические проблемы страны: ликвидировать дефицит государственного бюджета, дефицит торгового баланса и инфляцию, темпы развития страны постепенно растут и по большинству показателей Греция соответствует критериям развития экономики стран Западной Европы.

В 1982 г. в политической жизни страны произошло знаковое событие - было законодательно признано национальное движение Сопротивления, сражавшееся в Греции в 1940-1944 гг. с фашистскими захватчиками, а в 1946-1949 гг. ведшее военные действия против правительственных сил. Совместное правительство либералов и коммунистов во главе с А. Папандреу, сформированное в 1989 г., через 40 лет после окончания гражданской войны, приняло закон об отмене ее последствий, который предоставил пенсии раненым и инвалидам Демократической армии Греции (ДАГ), а все дела на участников ДАГ были сожжены.

Таким образом, консолидация нации завершилась и окончательно ликвидированы факторы, негативно влиявшие на политические процессы в стране. Греции удалось обеспечить деятельность демократических институтов и выработать гарантии, делающие процесс установления новых диктатур крайне затруднительным.
 
 



VIVOS VOCO
Июль 2001