ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ДУМА


СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМИССИЯ

Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации
по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения,
выдвинутого против Президента Российской федерации

103265. Москва, Охотный ряд. д. 1. Тел. 292-89-45, факс 292-05-18

17.02.1999 / № 4.24-89


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об оценке фактической обоснованности обвинения,
выдвинутого против Президента Российской Федерации,
в связи с подготовкой, заключением и реализацией им Беловежских соглашений

г.Москва

"07" сентября 1998 г.

Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации, в составе

Председателя В.Д. Филимонова,

членов Специальной комиссии: П.Т. Бурдукова, Ю.П. Иванова. В.М. Ивера, Б.Ю. Кузнецова, А.Д. Куликова, Е.Б. Мизулиной. Л.В. Побединской, Д.О. Рогозина, В.А.Сафронова, Н.И. Шаклеина.

с участием представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения В.И. Илюхина. А.И. Лукьянова,

руководствуясь

  • частью 2 статьи 93 Конституции Российской Федерации,
  • статьями 176-180 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
  • постановлениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 июня 1998 г. "О Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации" и "Об утверждении Положения о Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации",
  • регламентом Специальной комиссии, принятым на ее заседании 6 июля 1998 года. с дополнениями и изменениями от 24 августа и 7 сентября 1998 года.
проверила в открытом заседании фактическую обоснованность выдвинутого против Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина обвинения в совершении им в процессе подготовки, подписания и реализации Беловежских соглашений деяний, содержащих признаки тяжких преступлений.

Поводом к рассмотрению дела явилось предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, внесенное группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей инициаторов предложения о выдвижении обвинения, выступления приглашенных на заседание представителя Министерства региональной и национальной политики Российской Федерации, бывших депутатов Верховного Совета РСФСР, специалистов, исследовав представленные документы и иные материалы, Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установила:

В первом пункте обоснования постановки вопроса об отрешении Б.Н. Ельцина от должности Президента Российской Федерации, внесенного группой депутатов Государственной Думы, содержится обвинение Б.Н. Ельцина в совершении им деяния, содержащего признаки преступления, предусмотренного статьей 64 УК РСФСР (статьей 275 УК РФ).

По мнению депутатов Государственной Думы, противоправный характер этих действий заключается в том, что Президент РСФСР Б.Н. Ельцин вместе с бывшими Президентами Украины и Белоруссии Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем подготовил, 8 декабря 1991 года подписал, а затем реализовал Беловежские соглашения, приведшие к разрушению Советского Союза и нанесшие серьезный ущерб внешней и внутренней безопасности Российской Федерации.

Статья 64 УК РСФСР содержала исчерпывающий перечень деяний, которые рассматривались как измена Родине. В число этих деяний входил и заговор с целью захвата власти.

Участники Беловежских соглашений, в том числе и Б.Н. Ельцин, бывший тогда Президентом РСФСР как одной из союзных республик СССР, не просто изменили государственный строй СССР. СССР вообще прекратил существование, а РСФСР из союзной республики превратилась в Российскую Федерацию, самостоятельное суверенное государство.

Ради этой цели Б.Н. Ельцин пошел на грубое нарушение статей 74-76 Конституции СССР 1977 г.; Закона СССР от 3 апреля 1990 г. "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР"; статей 4, 5, 68, 70, 71, 76 Конституции РСФСР 1978 г.; статей 4, 6 Закона РСФСР от 24 апреля 1991 года "О Президенте РСФСР". Б.Н. Ельцин совершил указанные действия вопреки воле народов РСФСР о необходимости сохранения СССР, выраженной во время всенародного голосования (референдума), состоявшегося 17 марта 1991 года.

Анализ событий, предшествовавших заключению Беловежских соглашений, позволяет также сделать вывод о том, что действия Б.Н. Ельцина по организации заговора с целью захвата союзной власти имели осознанный, целенаправленный характер. При подготовке к уничтожению СССР Б.Н. Ельцин издал ряд указов, выходящих за пределы его конституционных полномочий и направленных на неправомерное присвоение союзной власти, в том числе Указы о переподчинении союзных органов республиканским (Указы № 66 от 20.08.91; № 74 от 22.08.91), о передаче союзных средств массовой информации в ведение Министерства печати и массовой информации РСФСР (Указы № 69 от 21.08.91; № 76 от 22.08.91), о передаче всех видов правительственной связи СССР в ведение КГБ РСФСР, а также банков, почты, телеграфа СССР в ведение РСФСР (Указ № 85 от 24.08.91).

Таким образом, имеются достаточные данные утверждать, что, будучи Президентом РСФСР, Б.Н. Ельцин совершил действия, содержащие признаки тяжкого преступления, предусмотренного статьей 64 УК РСФСР, и заключающиеся в измене Родине путем подготовки и организации заговора с целью неконституционного захвата союзной власти, упразднения действовавших тогда союзных институтов власти, противоправного изменения конституционного статуса РСФСР.

Вместе с тем указанные действия Б.Н. Ельцина привели и к катастрофическому ослаблению Российской Федерации. Нарушились экономические отношения Российской Федерации с другими бывшими союзными республиками. Резко снизилась внешняя безопасность и обороноспособность России. Миллионы российских граждан оказались за пределами своего государства, принудительно превратились в беженцев и вынужденных переселенцев. На территории Российской Федерации возникли многочисленные конфликты, сопряженные с человеческими жертвами.

Таким образом, есть все основания для того, чтобы утверждать, что действиями Б.Н. Ельцина нанесен существенный ущерб внешней и внутренней безопасности Российской Федерации.

По мнению Специальной комиссии, новый УК РФ не устранил уголовную ответственность за действия, совершенные в связи с подготовкой, заключением и реализацией Беловежских соглашений. Они подпадают под признаки преступления, предусмотренного статьей 275 УК РФ. Что касается намерения Президента Российской Федерации при совершении этих действий оказать помощь иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, Специальная комиссия считает, что окончательный вывод по данному вопросу может быть получен в ходе предварительного следствия, проведенного соответствующими правоохранительными органами.

Вместе с тем Специальная комиссия считает установленным осознанное совершение Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным действий, причинивших большой ущерб внешней безопасности Российской Федерации, и на этом основании приходит к выводу о том, что имеются достаточные данные о наличии в его поведении при подготовке, заключении и реализации Беловежских соглашений признаков, которые наряду с другими образуют состав государственной измены (статья 275 УК РФ).

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 93 Конституции Российской Федерации, статьей 178 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, статьей 38 Регламента Специальной комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Специальная комиссия заключает:

  1. Признать, что в действиях Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, направленных на подготовку, заключение и реализацию Беловежских соглашений, имеются достаточные данные, указывающие на признаки тяжкого преступления, предусмотренного статьей 64 УК РСФСР (275 УК РФ).
     
  2. Признать обоснованной инициативу депутатов Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина и рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять на основе настоящего заключения соответствующее Постановление.
     
  3. Направить настоящее заключение в Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, инициировавшим предложение о выдвижении обвинения, Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину.
     
Председатель Специальной комиссии В.Д. Филимонов
 
Документ аутентичен копии, любезно переданной нам Специальной комиссией ГД РФ.
На этой копии видны подписи Председателя и членов комиссии, а также регистрационные штампы и записи.


VIVOS VOCO