И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова
Фонд социально-психического здоровья семьи и ребенка

СОВЕТЫ ПО КОНТРАЦЕПЦИИ ОТ ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРОЙ

В Париже был такой маленький русский ресторан - "Matrioshka". Впридачу к блинам и борщу там подавали по вечерам и вполне современное блюдо - стриптиз. Но национально окрашенный. На помост выходила теремная девица в сарафане и кокошнике. Балалайка тренькала "Светит месяц"; сарафан, рубаха и исподнее по очереди летели на пол, но главный признак национального костюма - кокошник - продолжал сверкать стеклянными каменьями на голове у барышни. Так она и выплясывала: без порток, но в кокошнике. И парижане приходили в экстаз. "О, это так по-русски! Кель экзотик! Катьюша, браво!"

Нам вспомнился этот парижский курьез, когда мы листали новое пособие. Оно называется "Здоровье девушек" и предназначено для учениц 9-11 классов, изучающих основы безопасной жизнедеятельности. Коллектив авторов, в том числе такой зубр сексуального просвещения, как И.И. Соковня-Семенова, проявил не меньшую изобретательность, чем хозяин русского ресторанчика.

Учтя обвинения, звучащие в адрес товарищей по цеху, что, мол, не нужны нашим детям американские, голландские и прочие шведские программы по половому воспитанию, у нас свой особый менталитет, авторы срочно принялись шить сарафаны. И действительно, грех не воспользоваться таким богатым фольклором и гениальными творениями русских классиков. Поэтому пособие пестрит цитатами из Пушкина и Тютчева, Брюсова и Чуковского. А заголовки - именами героев русских народных сказок: Иванушки-дурачка, Елены Прекрасной, Кощея Бессмертного. Правда, в довольно оригинальном контексте. Например, в таком: "Репродуктивно-безопасное поведение или Несмеяна в тереме".

В принципе введение сказочных персонажей в учебник - вполне возможный и давно известный педагогический прием (хотя обычно он используется для работы с дошкольниками, а не со старшеклассниками). Но что могла бы сказать в соответствии со своим образом Василиса Премудрая, беседуя с девочками "о заветном"? - Ну, наверно, что-нибудь на тему "Береги честь смолоду", что-то о девичьей гордости, о женской верности, о любви, которая выдерживает самые суровые испытания, и о том, что девочке в свое время предстоит стать матерью.

Собственно говоря, все это сообщалось подросткам и в советское время, которое сейчас усиленно пытаются представить как время "бесполой педагогики". В том числе были книги и специально для девочек. (Правда, не в статусе школьных пособий.) Желающие могли почерпнуть из них сведения об особенностях переходного возраста и, соответственно, о специфической гигиене. Говорилось там и о беременности. Например, о правильном питании беременной женщины и о лечебной гимнастике...

Но авторы этой просветительской литературы старались избегать физиологических подробностей, ибо физиологизм противоречит нашей культурной традиции. И уж, естественно, не сообщали юным читательницам ни о сексе, ни о контрацепции. И делали это вовсе не по недомыслию, а наоборот, с умыслом. Понимая, что в подростковом возрасте "гормон играет", а тормоза еще слабые, взрослые старались не разжигать в ребятах "нездоровое любопытство" и направлять бурлящую энергию в другое русло. Подростков настраивали на то, что половая жизнь в их возрасте вредна во всех отношениях и что этим занимаются только хулиганы и проститутки. Конечно, часть подростков (очень, кстати, незначительная!) пыталась бунтовать, фрондировать, но взрослые сообща гнули свою линию, и именно благодаря этому им удавалось удерживать подростковый бунт в границах нормы. Ибо сам факт подросткового бунта совершенно нормален, запрограммирован природой. Важно только, чтобы он не выходил из берегов. А для этого берега должны быть высокими и крепкими, иначе неизбежны наводнения.

Разговоры о том, что в подростковом возрасте надо поменьше запрещать, поскольку запретный плод сладок, это опасная демагогия, которая ставит подростка в сложнейшую ситуацию. Бунтовать, как мы уже сказали, он приговорен возрастом, это способ утверждения своего "я", что называется, от противного. И если взрослые ему очень многое дозволяют, он вынужден буквально встать на уши, чтобы совершить нечто недозволенное. Иначе у него будет чувство, что он всегда действует по их указке. Поэтому границы дозволенного, наоборот, должны быть достаточно узкими, и тогда, отклонившись от них чуть-чуть, подросток вздохнет с облегчением: он себя показал.

Главное, все это уже многократно проверено на странах Запада, где запреты взрослых свелись к минимуму. И что? Теперь там, как пишет Б.Д.Уайтхед в статье "Крах сексуального образования", "внимание сосредоточилось на том, чтобы справиться с отменой запрета вообще. Вследствие этого все общественные споры о молодежи страны свелись к нескольким вопросам. Как удержать мальчиков от убийств? Как удержать девочек от деторождения? Как ограничить социальный хаос, вызываемый действиями подростков?" А нынешнее состояние подростковых нравов свидетельствует о "возвращении к более дарвиновской сексуальной среде". (Не правда ли, изящная замена слова "деградация"?)

Ну, а мы вернемся к пособию "Здоровье девушек" и посмотрим, что же транслирует нашим школьницам, живущим в счастливое время "половой педагогики", Василиса Премудрая постперестроечного призыва.

Девственность, оказывается, понятие чисто медицинское. О целомудрии речь вообще не идет, поскольку авторы явно считают это понятие устаревшим. Более того, девочкам рекомендуется использовать тампоны "Тампакс", хотя даже апологеты этого гигиенического изделия признают, что у каждой пятой (!) девочки "тампаксы" вызывают разрыв девственной плевы.

Подростковый секс - занятие вполне допустимое, нужно только уметь грамотно предохраняться от беременности. А потому "безопасный секс" - это стиль здоровой жизни. Причем авторы поясняют, что здоровым быть модно. Прослеживаете логику? Хочешь быть модной, занимайся "безопасным сексом". (Кстати, вопрос о его "безопасности" - тоже чистой воды демагогия, поскольку и гормональные контрацептивы, и сам подростковый секс разрушительны для здоровья, но это разговор особый.)

Давая девочкам, мягко говоря, такие сомнительные установки, их стараются вывести из-под влияния семьи. Например, внушают, что есть, якобы, закон, по которому "родители девочки старше 15 лет смогут узнать о ее гинекологическом статусе только от дочери или с ее согласия..." Какой же это закон, позвольте спросить? Нет такого закона, а есть безответственные заявления авторов пособия. А что такие заявления провоцируют, надеемся, понятно.

Еще один важный аспект. Сейчас все больше людей (в том числе подростков) обращается к религии. В пособии же отчетливо звучит мысль, что религия и ее традиционные ограничения - это вчерашний день. Вообще девочкам внушаются исключительно феминистские взгляды на поведение современной женщины. В русле той же феминистской идеологии рассматривается и проблема абортов. Ни слова не сказано о том, что аборт - это детоубийство. Только про вред для здоровья. Почему? Да потому что разговор о детоубийстве сразу поднимает этот вопрос на принципиально другой уровень - религиозный. А это совсем не нужно сторонникам секс-просвета, так как все их постулаты зиждятся на антирелигиозных, антитрадиционных установках. Лишь отменив понятие греха, понятие стыда, можно спокойно относиться к детскому разврату и называть его "безопасным сексом".

Вот и разговоры о венерических болезнях заводятся отнюдь не для того, чтобы лишний раз напомнить о воздержании. Цель совсем другая - пропаганда презервативов. "Мы далеки от мысли внушить тебе, что интимные отношения опасны для здоровья... - пишут авторы. - Все знают, как может быть опасен огонь, но огонь, разумно используемый, дает свет, тепло, жизнь. Точно так же и близость двух любящих людей может подарить прекрасные и незабываемые мгновения, которые, конечно, не должны быть ничем омрачены." (Какая лирика, почти поэзия! - прим. авт.) А дальше идет суровая проза - рекомендации по "этике сексуальных отношений":

"- Никогда не обманывай своего партнера. Откровенно говори ему о своих заболеваниях.

- Не пытайся строить догадки о личной жизни партнера.

- Пользуйтесь презервативами. Отбрось свой ложный стыд, ты не единственная, кто этого требует. Речь идет о твоем здоровье..." (Напоминаем, пособие обращено ко всем школьницам 14-15 лет! - прим. авт.)

Ну и, конечно, "нет болезней "приличных" и "неприличных". Как вам такие воспитательные принципы?

Стыд недаром называется ложным, ведь именно стыд есть одна из основ русской культуры. Поэтому пока его не разрушишь, не отменишь, не пришьешь к нему отрицательный эпитет "ложный", не добьешься результатов. Сколько ни привлекай в помощники ни в чем неповинных героев русских сказок. А вот когда барьер стыда преодолен, можно задушевно - ведь это тоже так по-русски! - побеседовать и о "получении удовольствия" (название подзаголовка). Опять позволим себе несколько цитат, поскольку думаем, что читателям полезно узнать, о чем вскоре будут беседовать школьные василисы премудрые с их дочерями:

"Желательно, чтобы пару в состоянии интима не беспокоила мысль о том, что в любую минуту может войти дедушка и сесть в уголке на стул... Не нужно быть ханжами и поджимать губки при разговорах о сексуальных удовольствиях... Не надо путать проституцию, явление болезненное, и добровольный секс ради выгоды. Во втором случае... все же элемент избирательности присутствует." (Дескать, не казнитесь, что пришлось отдаться химику за "пять" в четверти, это все-таки лучше, чем за пять рублей на панели. А главное, не всем подряд: не физкультурнику, не директору, не сторожу. Только физику!)

Не забыли авторы пособия и про эрогенные зоны, и про петтинг, и про оргазм. И про то, что "большая часть ученых достаточно аргументированно доказывает, что материнский инстинкт есть не что иное, как сублимированный сексуальный инстинкт." Так и слышишь ласковый голос Василисы Премудрой...

И, разумеется, "планирование семьи"... Без него жизнь современной девочки просто немыслима! Авторы настоятельно рекомендуют обращаться в центры планирования семьи по самым разным поводам. А чтобы такая наиважнейшая тема была лучше усвоена, опять призывают в помощники сказочных героев - семь пушкинских богатырей. "Допустим, вы тоже мечтаете иметь семь прекрасных сыновей. И на здоровье! Только одно маленькое примечание... Прежде чем эти семь богатырских мальчиков выросли... их нужно было кормить, поить, одевать, учить, лечить... В конце концов, нужно было иметь достаточно просторную жилплощадь, на которой с соблюдением гигиенических норм стояли бы семь богатырских кроваток... Так что, может, не семь? Может, хотя бы шесть?" (После такого запугивания и одного вряд ли захочешь! - прим. авт.)

Дальше - вроде бы бред, а на самом деле целенаправленное воздействие на подсознание: "У Алибабы вообще было сорок, и все разбойники (выделено нами - авт.) Хотя этих, кажется, не он произвел на свет... Потому и не нес отцовскую ответственность за их безобразное поведение."

А следующим тактом - переход к бодрому, положительно окрашенному рассказу о противозачаточных средствах.

И после этого нам будут доказывать, что "планировщики семьи" не ратуют за снижение рождаемости?!

Можно разобрать еще кучу примеров из данного "национально ориентированного" пособия и из двадцати пяти других, но нет смысла и очень противно. Не будет на нашей почве разговор взрослых с детьми о сексе естественным, вписанным в культуру. Будет стриптиз в кокошнике.

Или - мы тоже не чужды русскому фольклору - очередная инсценировка сказки про Волка и семерых козлят. Только не удастся этому волку изобразить маму-козу. Даже временно, как полагается по сюжету сказки.

Импосибль, мадам и мсье.

Миль пардон.


© И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова
Воспроизведено по тексту, предоставленному авторами.
Не санкционированное авторами использование текста в коммерческих целях не разрешается.


VIVOS VOCO!