ѕ–»–ќƒј

Ќќ¬ќ—“» Ќј” »

УѕортретФ Ѕольшого взрыва
јстероид угрожает
ћетеоритный кратер на дне —еверного мор€
ѕробелы в физике атмосферы ликвидируютс€. —илкин Ѕ.».
 риобот плавит льды
»нвентаризации мировой герпетофауны не видно конца. —еменов ƒ.¬.
√ипотеза ћиланковича в развитии
—толкновение »ндостана с ≈вразией - деформации в √имала€х и “ибете. Ѕасов ».ј.
јйсберг создал УпробкуФ
«емлетр€сению шесть с половиной веков
«ападно-јнтарктический ледник растет
—овершенствуетс€ прогноз €влений Ёль-Ќиньо и Ћа-Ќинь€
Ёнтомологическа€ сенсаци€: новый отр€д насекомых
√де зарождалась письменность?

осмологи€

УѕортретФ Ѕольшого взрыва

»сследование космического фонового излучени€, оставшегос€ после Ѕольшого взрыва, исключительно важно дл€ понимани€ событий, происходивших на ранних стади€х расширени€ ¬селенной. Ќедавние результаты таких наблюдений были представлены американскими астрофизиками в конце ма€ 2002 г.

–аботы проводились на телескопе CBI (Cosmic Background Imager), расположенном в чилийской пустыне јтакама. ѕрисущей ему чувствительностью не обладают даже новейшие приборы на борту »—« УMAPФ (УMicrowave Anisotropy ProbeФ).

»змер€€ неоднородности реликтового излучени€, CBI показывает астрономам пространство в том виде, в каком оно существовало всего спуст€ 300 тыс. лет после возникновени€ ¬селенной - в тот момент, когда она представл€ла собой лишь водородно-гелиевую плазму. —огласно существующим теори€м, акустические колебани€ этой плазмы оставили возмущени€ (своеобразную Ур€бьФ) на карте распределени€ фоновой радиации. “акие УволныФ можно наблюдать и поныне, и их спектр несет информацию о самых ранних стади€х эволюции мира.

¬есной 2002 г. на обсерватори€х BOOMERANG (Balloon Observations of Millimetric Extragalactic Radiation and Geophysics) и DASI (Degree Angular Scale Interferometer) удалось впервые зарегистрировать первый и второй пики в спектре пространственного распределени€ микроволновой фоновой радиации, которые можно уподобить основному и первому обертону музыкальных инструментов. «амечены были и УнамекиФ на существование третьего пика. “еперь же CBI с его особой чувствительностью к более высоким обертонам зафиксировал третий и четвертый пики и, с меньшей веро€тностью, даже п€тый и шестой.

—равнение полученных данных с теоретическими модел€ми позвол€ет специалистам проводить независимое измерение соотношени€ материи и излучени€ в ранней ¬селенной, провер€€ в то же врем€ правдоподобность самих моделей. ”же €сно, что мощность обертонов уменьшаетс€ с увеличением номера пика, подтвержда€ акустическую модель. ѕо не совсем €сным причинам возмущени€ в мелких масштабах возрастают, что противоречит теоретическим модел€м.

Science. 2002. V.296. є5573. P.1588 (—Ўј).

јстрономи€

јстероид угрожает

23 феврал€ 1950 г. финский астроном  .¬иртанен открыл астероид, получивший временное название 1950 DA. Ќаблюдени€ за ним велись в течение 17 сут, после чего он был потер€н и точна€ его орбита осталась неизвестной. ¬ последний день 2000 г. вы€снилось, что этот же астероид был обнаружен и сфотографирован еще раз в 1981 г. и снова потер€н. ¬ новом тыс€челетии к наблюдени€м подключились современные мощные радиолокационные установки в √олдстоне (штат  алифорни€) и радар јресибо на о.ѕуэрто-–ико. ¬новь обретенное небесное тело в марте 2001 г. находилось примерно в 8 млн км от «емли. –адиолокаци€ показала, что это неправильный сфероид со средним диаметром 1.1 км.

Ѕолее глубоким знакомством с астероидом 1950 DA зан€лась группа американских специалистов во главе с ƒж.ƒ.ƒжорджини (J.D.Giorgine): согласно вычислени€м, в 2880 г. он имеет один шанс из 300 врезатьс€ в нашу планету. ¬еро€тность такого событи€ в 103 раз больше, чем у любого другого небесного тела, соизмеримого по массе. У”спешное попаданиеФ может произойти после нескольких последовательных сближений с «емлей и ћарсом. ѕравда, каждое сближение увеличивает ошибку расчетов, но не исключает возможности такого событи€. Ќаиболее веро€тно, что оно осуществитс€ около 16 марта 2880 г. ѕадение космического тела, имеющего более километра в поперечнике, вызвало бы взрыв мощностью 10 тыс. ћт (самое крупное испытание термо€дерного оружи€ оцениваетс€ примерно в 60 ћт), а это ставит под угрозу существование человеческой цивилизации, и игнорировать подобный исход, даже кажущийс€ далеким и маловеро€тным, нельз€.

¬прочем, сами авторы предлагают не драматизировать ситуацию, счита€ свою работу скорее методическим упражнением, чем предсказанием катастрофы. —толь длинный р€д наблюдений (1950-2001) позволил им вычислить орбиту астероида 1950 DA с точностью, недостижимой дл€ других подобных малых планет. ”ченые с максимальной полнотой учли вли€ние всех внешних факторов и впервые довели модель орбиты малой планеты до такого совершенства, что дальнейшее ее уточнение невозможно без знаний физических свойств поверхности астероида.

—егодн€ и гр€дуща€ опасность, и способность человека ей противосто€ть кажутс€ заимствованными из посредственного фантастического фильма. ќднако на сей раз мы имеем дело с вполне реальной (хот€ и не об€зательной) перспективой. » восемь веков, данных нам Уна размышлени€Ф, - это не бесконечность.

Science. 2002. V.296. є5565. P.27, 77, 132 (—Ўј).

ћетеоритика. √еологи€

ћетеоритный кратер на дне —еверного мор€

ѕроанализировав данные сейсмических исследований дна —еверного мор€, которые были получены в начале 1990-х годов, —.—тюарт (S.Stewart; УBritish PetroleumФ) и ‘.ƒж.јллен (Ph.J.Allen; УProduction GeoscienceФ) обнаружили на восточном побережье ¬еликобритании, в 130 км к востоку от залива ’амбер, не известный ранее метеоритный кратер, возникший 60-65 млн лет назад. ѕервооткрыватели дали ему им€ —илверпит - по названию ближайшей детали донного рельефа. ¬ отличие от подобных образований на суше он почти не подвергалс€ эрозии, от разрушительного действи€ которой его защищает слой осадочных пород толщиной от 300 до 1500 м; в результате структура кратера осталась практически неизменной.

¬ центре кратера - чашеобразное углубление диаметром около 3 км с характерной центральной горкой. ќно окружено по меньшей мере 10 концентрическими валами высотой в несколько дес€тков метров. ƒиаметр внешнего вала достигает 20 км. ƒо сих пор предполагалось, что такие кольца образуютс€ лишь вокруг кратеров, размер которых превышает поперечник —илверпита не менее чем на пор€док. ќднако его пример доказывает, что по€влением колец могут сопровождатьс€ и менее масштабные событи€, хот€ почему это происходит, пока не€сно. ¬прочем, число известных кратеров такого размера очень невелико, поэтому говорить о каких-то закономерност€х или об отклонении от них пока не приходитс€. Ќе исключено, что концентрические кольца - характерна€ черта и небольших кратеров, просто до сих пор эрози€ не позвол€ла это обнаружить. Ѕлагодар€ своей сохранности кратер —илверпит, веро€тно, станет одним из эталонов дл€ проверки моделей падени€ крупного метеорита на поверхность «емли.

—уд€ по размерам, кратер по€вилс€ в результате падени€ на «емлю астероида или кометного €дра диаметром около сотни метров. ѕо времени это событие приблизительно совпадает с падением астероида, который, как полагают, стал причиной вымирани€ динозавров. ¬озникает предположение, что оба метеорита были фрагментами одной малой планеты, однако —тюарт и јллен считают такое заключение преждевременным, так как датировка образовани€ —илверпита недостаточно точна.

Nature. 2002. V.418. є6897. P.520 (¬еликобритани€).

‘изика атмосферы

ѕробелы в физике атмосферы ликвидируютс€

наименее изученным област€м воздушной оболочки «емли относ€тс€ мезосфера и нижн€€ термосфера - слой между 50 и 150 км над поверхностью планеты. ќн пока недостижим ни дл€ самых высотных шаров-зондов, ни дл€ самых низких искусственных спутников. ¬ то же врем€ знание физических параметров мезосферы и термосферы совершенно необходимо как в теоретическом, так и в сугубо практическом смысле. »менно здесь начинают сильно тормозитьс€ вход€щие в атмосферу космические корабли. „тобы точнее установить район падени€ обломков отработавших аппаратов, нужно знать возмущени€ плотности мезосферы и нижней термосферы. ¬етры в этой области искажают траектории запускаемых высотных ракет. Ќаконец, уже разрабатываютс€ сверхзвуковые самолеты, которым предстоит летать в мезосферной среде. “еоретики же осознают, что мезосфера и нижн€€ термосфера служат важнейшим звеном в вертикальном переносе энергии и вещества между «емлей и окружающим ее пространством (Jarvis M.J. // Science. 2001. V.293. є5538. P.2218.).

»звестно, что в летнее врем€ наиболее охлажденна€ область во всей атмосфере - это расположенна€ над полюсами мезопауза (граница между мезосферой и термосферой). ÷ар€щие там температуры, близкие к 130  , примерно на 70   ниже, чем следовало бы ожидать в случае простого радиационного равновеси€. Ћетн€€ мезопауза в јнтарктике должна иметь несколько более высокую температуру, чем в јрктике, что обусловлено существующими различи€ми в очертани€х суши и океана. ƒействительно, спутниковые данные показывают: в середине летнего сезона мезосфера над ёжнопол€рным материком примерно на 12   теплее, чем над јрктикой. ќднако наблюдени€ в 1998 г. с помощью метеорологических ракет принесли, к удивлению специалистов, неожиданный результат: в јнтарктике летн€€ мезопауза охлаждена так же сильно, как в јрктике.

ѕеренос энергии в мезосфере и нижней термосфере.
≈жесуточно в атмосфере с воздушными потоками перемещаетс€ энерги€ около 1016ƒж.
¬о врем€ геомагнитных бурь, случающихс€ в среднем раз в 5 сут,
пол€рные си€ни€ внос€т энергию, достигающую примерно 1017ƒж.

–астуща€ концентраци€ парниковых газов, естественно, повышает температуру земной поверхности, но не исключено, что она приводит к охлаждению верхней атмосферы. ¬ этом смысле особый интерес представл€ет холодна€ летн€€ мезосфера (Lubken F.J. // Geophys. Res. Let. 2000. V.27. P.3603): ее температура остаетс€ стабильной в пределах 20  , тогда как прогнозируемое охлаждение в услови€х удвоени€ концентрации парниковых газов должно составл€ть около 10  .

ѕримечательное €вление: серебристые облака, порождаемые частицами льда на высоте около 80 км (мезопауза), за последние 30 лет наблюдаютс€ вдвое чаще, чем ранее (Ѕронштэн ¬.ј. —еребристые облака и их наблюдение. ћ., 1984). Ёто может свидетельствовать о тенденции к похолоданию. Ќо и здесь налицо противоречие: вопреки наземным наблюдени€м, температурные профили, построенные по данным ракетных измерений в јрктике, не говор€т о сколь-нибудь долгосрочной такой тенденции.

Ёти противоречи€ демонстрируют все еще слабую осведомленность о состо€нии мезосферы и нижней термосферы. ƒа и пространство от земной ионосферы до —олнца, на котором обеспечиваетс€ его св€зь с нижней атмосферой, только сейчас начинают изучать всерьез. Ќедавние исследовани€ показали: энерги€ волн планетарного масштаба в стратосфере может зависеть от нижних слоев термосферы; на химический состав стратосферы вли€ют внедр€ющиес€ из околоземного пространства зар€женные частицы; мезосфера и нижн€€ термосфера играют важную роль в переносе энергии (Siskind D.E. et al. // Geophys. Res. Let. 2000. V. 27. P.329; Gardner C.S. et al. // Ibid. P.1199).

¬ последнее врем€ начали примен€ть новейшие методики и современную аппаратуру, в том числе оптоэлектронные устройства, позвол€ющие вести дистанционные измерени€ переноса энергии в мезосфере и нижней термосфере, наблюдать весьма слабое свечение воздуха, возникающее в результате фотохимических процессов в верхней атмосфере. ƒл€ определени€ температуры высоких слоев атмосферы примен€етс€ спектрометрический метод (наземным измерени€м преп€тствует дневной свет в летний период высоких широт). Ќо уже существуют лидары новой конструкции, которые снабжены двум€ спектрально разделенными лазерами, позвол€ющими обойти эту трудность. Ќедавно с их помощью впервые построены температурные профили дл€ мезосферы непосредственно над —еверным и ёжным полюсами в пол€рный день. —реднечастотные и метеорные радары не завис€т от условий освещенности. Ёто позволило в рамках Planetary Scale Mesopause Observing System (—истемы наблюдени€ мезопаузы в планетарном масштабе) впервые провести глобальный анализ суточных и полусуточных приливов (откликов мезосферы на прит€жение Ћуны). ¬ы€снилось, что даже эти, считающиес€ наиболее УбазовымиФ, €влени€ в атмосфере не всегда соответствуют прин€тым модел€м.

¬скоре начинаетс€ эксперимент по проекту шведских ученых с участием специалистов других стран: с помощью искусственного спутника УOdinФ, запущенного в феврале 2001 г., предстоит определить, существует ли св€зь между частотой возникновени€ серебристых облаков и концентрацией CO2 в атмосфере. ƒругое важное меропри€тие проводитс€ Ќј—ј —Ўј в ходе проекта УThermosphere Ionosphere Mesosphere Energetics and DynamicsФ (УЁнергетика и динамика термосферы, ионосферы и мезосферыФ). ќдна из задач запущенного в декабре 2001 г. спутника - изучение основной структуры мезосферы и нижней термосферы, энергетического баланса этой области и космической погоды.

ћетеорологи традиционно стро€т модели глобальной циркул€ции в тропосфере и стратосфере, а космофизики создают свои модели на базе данных о магнитосфере, ионосфере и термосфере (примерно между 100 и 500 км над подстилающей поверхностью). „тобы ликвидировать такую разобщенность, Ќациональный центр атмосферных исследований в Ѕоулдере (—Ўј) приступил к выполнению проекта УWhole Atmosphere Community Climate ModelФ (Уќбща€ модель атмосферыФ). «адача - создать всеохватывающую картину процессов, происход€щих в воздушной оболочке «емли.

© Ѕ.».—илкин

–обототехника

риобот плавит льды

—пособы исследовани€ внеземных льдов отрабатываютс€ на о.Ўпицберген. —пециалисты Ќј—ј —Ўј совместно с сотрудниками ѕол€рного института и ÷ентра космических исследований Ќорвегии недавно успешно испытали криобот - робот, имеющий форму снар€да и способный проникать в толщу ледника; в ходе испытаний он углубилс€ на 23 м.

ѕринцип функционировани€ робота прост: по мере того как его головна€ часть плавит поверхность льда, образующа€с€ жидкость циркулирует вдоль оболочки нагревател€ и на подходе к тыловой части охлаждаетс€. ѕомещенные на нем датчики измер€ют необходимые параметры, которые по кабелю или по системе радиорелейной св€зи передаютс€ в пункт приема и сбора информации.

»сследователи полагают, что такой тип робота позволит изучить подледное озеро ¬осток в јнтарктиде, а также ледовые покровы ћарса и спутника ёпитера - ≈вропы.

Sciences et Avenir. 2002. є661. P.12 (‘ранци€).

«оологи€. “аксономи€

»нвентаризации мировой герпетофауны не видно конца

азалось бы, эпоха удивительных открытий доселе неведомых видов животных осталась далеко позади. Ќо, оказываетс€, это не совсем так.

Ќемецкие герпетологи из разных исследовательских институтов и университетов (Tier und Museum. 2001. Bd.7. є2-3. S.35-65) провели рутинную и кропотливую работу: они подсчитали, сколько новых видов и разновидностей пресмыкающихс€ описано в мировой научной литературе в период с 1990 по 1999 г. ќказалось, 698 видов и 170 подвидов! Ёто неверо€тно много, если учесть, что, по классическим представлени€м, вс€ герпетофауна «емли оцениваетс€ всего лишь примерно в 7 тыс. видов.

Ѕольше всего новых видов и подвидов Упо€вилосьФ в 1991 г. - 120. »з €щериц особенно много гекконов, сцинков и игуанообразных, из змей - конечно, ужовых. —реди пресмыкающихс€ только крокодилы оказались инвентаризованы полностью - у этих хищников новых видов не обнаружено. » не удивительно: все аллигаторы, крокодилы и гавиалы известны наперечет.

Ќеизвестных представителей класса пресмыкающихс€ находили в последнее дес€тилетие главным образом в тропических регионах. ќчевидно, что более тщательные исследовани€ во многих из труднодоступных первичных лесов принесут еще не одну замечательную находку.

ќднако немало новых видов и разновидностей обнаруживаетс€ и благодар€ совершенствованию методов сравнительного изучени€ попул€ций уже давно известных животных, а также в результате изменени€ концептуальных взгл€дов на границы таксонов. Ќередко иные номенклатурные названи€ по€вл€ютс€ при ревизии предыдущих таксономических описаний. —лучаетс€, что некий вид или подвид описан с нарушением требований ћеждународного кодекса зоологической номенклатуры, и тогда его приходитс€ описывать заново. Ќового дл€ науки вида в результате этой работы не по€витс€, но формально возникает описание с иным названием. ¬от несколько любопытных примеров. ¬ 1997 г. с небольшим интервалом по€вились описани€ двух видов водных черепах из ёго-¬осточной јзии. Ќо авторы работ не ездили в азиатские тропики дл€ поиска неизвестных рептилий, а использовали коллекционные материалы, собранные много дес€тилетий назад. —уд€ по описани€м, эти черепахи должны быть очень похожи друг на друга. ¬озникло предположение, что речь идет об одном и том же виде. “ак и оказалось, но благодар€ проведенной при этом особенно тщательной проверке вы€снилось, что среди исследованных музейных экземпл€ров хран€тс€ еще два не известных науке вида.

—лучаетс€, что новые виды удаетс€ распознать по ранее не использовавшимс€ признакам. “ак, на ћадагаскаре обитает несколько видов хамелеонов рода Calumma. Ёти мелкие из€щные €щерицы не имеют заметных внешних отличий друг от друга, да еще и обитают в одних и тех же местах! –азличать их не удавалось, пока не обратили внимани€ на строение половых органов самцов - гемипенисы. » тут обнаружилось такое разнообразие, что подраздел€ть их уже не представл€ло сложности. ¬ результате по€вилось описание нового хамелеона из этой группы.

Ѕывает, что открытие св€зано с насто€щей сенсацией. “ак, в 1999 г. на  анарских о-вах нашли гигантскую €щерицу семейства насто€щих €щериц, относ€щуюс€ к разновидности, котора€ считалась вымершей и была известна лишь по окаменевшим остаткам. ¬ итоге этот таксон Упереместилс€Ф из списка вымерших видов в число ныне живущих.

© ƒ.¬.—еменов,
кандидат биологических наук

√еофизика

√ипотеза ћиланковича в развитии

ѕредположени€ о вли€нии на климат «емли космических факторов были высказаны более столети€ назад, но серьезное обоснование они получили лишь в 1941 г. с опубликованием работы сербских ученых - математика ћ.ћиланковича (M.Milankovitch) и географа ¬. Єппена (W.Keppen). — тех пор дискусси€ вокруг этой проблемы не утихает. Ќа очередной конференции јмериканского геофизического союза (—ан-‘ранциско, декабрь 2001 г.) ей было посв€щено отдельное заседание (M.Milankovitch and Climate: 25 Years Later. American Geophysical Union. San Francisco, 2001).

¬ свое врем€ ћиланкович рассчитал климатические последстви€ изменений цикличности солнечной инсол€ции, котора€ имеет тенденцию колебатьс€ в различных масштабах времени: примерно в 20-тыс€челетнем, диктуемом прецессией оси вращени€ планеты, 40-тыс€челетнем, св€занном с изменением наклона ее орбиты; 100- и 400-тыс€челетнем, которые вызваны вариаци€ми эксцентриситета орбиты «емли. Ёто и привело сербских ученых к мысли, что эпохи оледенени€ начинаютс€, когда инсол€ци€ в —еверном полушарии минимальна. ќднако надежно проверить эту революционную гипотезу было почти невозможно, так как хронологи€ климатических данных страдала в то врем€ неполнотой и неточностью. Ћишь в 1976 г. американский геофизик ƒж.ƒ.’ейс (J.D.Hays) с коллегами смог представить строгие доказательства - длинные колонки грунта, подн€тые в различных точках ћирового океана. Ќова€ методика их анализа позволила говорить о времени отложени€ этих пород. “огда-то и подтвердилось вли€ние на климат прецессии, изменени€ наклона орбиты и ее 100-тыс€челетнего эксцентриситета, причем было установлено, что эффект прецессии и наклона орбиты довольно слабы, зато нелинейна€ реакци€ на эксцентриситет весьма значительна.

Ѕольшинство коллег одобрило эту работу. ƒаже скептиков убедил тот факт, что в самых различных геологических провинци€х найдены свидетельства цикличных перемен в характере отложений, причем по времени они примерно совпадали с орбитальными. «а прошедшую затем четверть века были получены доказательства, что изменени€ в орбитальном движении «емли сильно вли€ют на климатические услови€ в тропиках, особенно на муссоны; что количество атмосферных газов, в том числе CO2 и CH4, заключенных в ледниках, тоже зависит от астрономических циклов; все математические модели, описывающие динамику льда на «емле за четвертичный период, начавшийс€ 1.8 млн лет назад, требуют, чтобы происходили перепады количества CO2 в атмосфере.  анадский геофизик –.ѕелтье (R.Peltier; “оронтский университет) полагает, что размах нынешних антропогенных событий так велик, что они вообще могут ознаменовать окончание четвертичного периода: рост концентрации CO2 столь значителен, что климатическа€ система окажетс€ не в состо€нии с ним справитьс€ и вернутьс€ к предшествующим колебани€м, даже если антропогенный фактор CO2 сократитс€ до фоновых объемов.

“еори€ астрономического вли€ни€ на климат предусматривает существование колебаний природных условий еще и в масштабе около миллиона лет. “еперь это положение подтверждено группой сотрудников  олумбийского университета (Ќью-…орк) во главе с ѕ.ќлсеном (P.Olsen). »зуча€ отложени€ триасового и юрского периодов на дне озер в штате Ќью-ƒжерси, они обнаружили следы долгопериодных колебаний климата на прот€жении отрезка в 33 млн лет.

» все же, несмотр€ на значительные успехи в изучении Упроблемы ћиланковичаФ, загадки и несогласовани€ все еще остаютс€. Ќапример, не сход€тс€ с фактами некоторые модели 100-тыс€челетней цикличности, которые требуют, чтобы литосфера вс€кий раз приспосабливалась к новой нагрузке ледникового покрова, но отчетливых следов совпадени€ с астрономическими циклами не обнаружено. ¬озникли сомнени€ относительно механизма вли€ни€ на климат орбитальных перемен и роли эксцентриситета в поддержании 100-тыс€челетнего цикла. ¬ысказано предположение, что момент смены палеомагнитной эры Ѕрюнеса на эру ћату€ма указываетс€ с ошибкой в несколько сот тыс€ч лет (аргонова€ датировка пород, похоже, это подтвердила). јккуратное определение времени образовани€ террас в коралловых постройках (что св€зано с уровнем мор€, а тем самым - с наступлением межледниковых периодов) указывает на относительно высокое сто€ние зеркала вод примерно 136 тыс. лет назад, т.е. на несколько тыс€ч лет ранее, чем должно быть согласно орбитальным факторам. “аким образом, вли€ние астрономических причин на климат (по крайней мере в отношении некоторых периодов отступани€ ледников) было более сложным, чем считали до сих пор.

Ќет полного понимани€ и некоторых других динамических соотношений: например, какова св€зь между медленными (в одном масштабе времени с изменени€ми орбиты) колебани€ми объема льдов на «емле и сравнительно мелкими быстрыми изменени€ми климата в масштабе тыс€челети€; существуют ли взаимодействи€ между тектоническими процессами и временныШми вариаци€ми климатической системы, реагирующими на орбитальные факторы планеты.

¬се это, вместе вз€тое, и составл€ет программу действий дл€ палеоклиматологов, гл€циологов, гидрологов, геотектонистов и геологов на предсто€щую четверть века.

Science. 2002. V.295. є5559. P.1473 (—Ўј).

√еотектоника

—толкновение »ндостана с ≈вразией - деформации в √имала€х и “ибете

»ндостан, этот континентальный блок, представл€вший некогда часть суперконтинента √ондвана, после его раскола начал быстро перемещатьс€ на север и достиг ≈вразии, как полагают, на рубеже палеоцена и эоцена (около 55 млн лет назад). –езультатом этого столкновени€ €вилось продолжающеес€ и поныне формирование √ималайской горной системы - самого высокого складчатого сооружени€ на планете.

ѕроведенные в последнее дес€тилетие измерени€ (Wang Q. et al. // Science. 2001. V.294. є5542. P.574-577) с использованием спутниковой навигационной системы GPS (Global Positioning System) позволили количественно оценить движение »ндостанской плиты в северном направлении. ќказалось, что скорость ее перемещени€ составл€ет 36-38 мм/год на севере »ндии, в непосредственной близости от √ималаев, и 35.9 мм/год на юге »ндии. “акие близкие значени€ скоростей, полученные дл€ удаленных друг от друга частей плиты, свидетельствуют об отсутствии заметных деформаций земной коры в ее пределах. Ёти же исследовани€ показали, что в южной части ≈вразийской плиты энерги€ столкновени€ реализуетс€ в интенсивной складчатости и образовании разломов, что приводит к УукорачиваниюФ земной коры в районе “ибетского плато. ѕри этом распределение напр€жений сжати€ в данном регионе крайне неравномерно и зависит от конкретных геодинамических условий, что порождает значительные трудности дл€ исследований и геологических интерпретаций.

’арактер распределени€ напр€жений в коре устанавливают на основе темпов вертикальных подвижек, происход€щих вдоль плоскостей активных разломов; они вычисл€ютс€ путем делени€ величины тектонически обусловленного подъема той или иной морфологической структуры на ее возраст. ¬ √имала€х и на “ибетском плато дл€ определени€ скорости движени€ давно используютс€ речные террасы, образующиес€ после каждого этапа интенсивных вертикальных движений. ƒо сих пор считалось, что наиболее древние из сохранившихс€ здесь террас сформировались около 20 тыс. лет назад, по завершении последнего ледникового максимума. ѕри такой интерпретации расчетные скорости вертикальных движений дл€ северной части “ибетского плато составл€ют 20-30 мм/год (замеренные же с помощью системы GPS величины не превышают здесь 9±5 мм/год).

Ќедавно в этом регионе проведены детальные исследовани€, которые показали, что предыдущие оценки темпов вертикальных движений по разломам могут оказатьс€ значительно завышенными. »спользу€ метод датировани€ по космогенным радионуклидам (21Ne, 10Be и 26Al), группа ученых из √ермании,  ита€ и Ўвейцарии получила существенно бOльшие значени€ возраста дл€ серии террас, расположенных на северной окраине “ибетского плато (Wang Q. et al. // Science. 2001. V.294. є5542. P.574-577). —ама€ древн€€ из них имеет возраст 170 тыс. лет, что при пересчете на ее высоту дает величину темпов вертикального движени€ по разломам около 0.35±0.05 мм/год, т.е. почти на два пор€дка меньше по сравнению с предыдущими оценками.

–езультаты этих исследований позвол€ют сделать важные выводы, касающиес€ тектонической истории региона и методов ее изучени€: вы€снилось, что некоторые морфологические структуры значительно древнее последнего ледникового максимума; прежние оценки темпов вертикального движени€ по разломам должны быть пересмотрены в сторону их уменьшени€; метод датировани€ по космогенным радионуклидам обеспечивает более точные определени€ возраста морфоструктур; рельеф ÷ентральной јзии дает возможность изучать соотношени€ между тектоническими и поверхностными процессами (включа€ климатические) по крайней мере за последние 200 тыс. лет.

© ».ј.Ѕасов,
доктор геолого-минералогических наук

ќкеанологи€

јйсберг создал УпробкуФ

¬ последние дес€тилети€ от окаймл€ющих јнтарктиду ледников все чаще откалываютс€ крупные айсберги. “ак, один из них, отделившийс€ в марте 2000 г. от шельфового ледника –осса (Ќовый айсберг-гигант начал дрейф // ѕрирода. 2000. є11. —.88), имел в длину 295 км, а в ширину - 40 км. ѕродрейфовав более 1000 км на север, этот гигант (он получил им€ B-15) полностью раста€л.

’от€ это событие было изучено неплохо, его вли€ние на экологическое состо€ние вод вы€снилось только недавно. ѕри анализе спутниковых изображений поверхности мор€ оказалось, что B-15 преп€тствовал обычному здесь северо-западному дрейфу паковых льдов и тем самым нарушал водообмен в одной из самых биопродуктивных антарктических акваторий - юго-западной части мор€ –осса. ¬ результате сократились площадь открытого мор€, где возможен рост фитопланктона, и продолжительность времени, когда он происходит. ѕродуктивность вод упала по сравнению с нормой на 40%, что нарушило услови€ жизни организмов верхнего трофического уровн€, в том числе пингвинов јдели (Pygoscelis adeliae), гнезд€щихс€ на близлежащем о.–осса.

≈сли глобальное потепление продлитс€ и откол гигантских айсбергов участитс€, экологическое состо€ние этого прибрежного региона может сильно пострадать.

Science. 2002. V.296. є5568. P.619 (—Ўј);
Geophysical Research Letters. 2002. V.29. P.10 (—Ўј).

—ейсмологи€

«емлетр€сению шесть с половиной веков

18 окт€бр€ 1356 г. жители Ѕазел€, да и все население Ўвейцарии, содрогнулись от внезапного подземного толчка: город был уничтожен целиком; в 200-километровой округе повалились с храмов колокола, а в 40 замках и крепост€х обрушились башни. «атем стихи€ надолго замерла, и только в 1721 г. снова по€вились признаки оживлени€ недр, но они были столь слабыми, что дл€ большинства прошли незамеченными. Ёто грозное событие в центре ≈вропы, относимом к слабосейсмичной зоне, и по сей день считаетс€ крупнейшей катастрофой на континенте. ¬ течение 645 лет оставалось оно и одним из наименее изученных. Ћишь теперь его причины и обсто€тельства тщательно исследовала группа сейсмологов из ‘едеральной высшей технической школы в ÷юрихе и √еолого-палеонтологического института в Ѕазеле, которую возглавл€ет ћ.ћеграуи (M.Meghraqiu; филиал »нститута физики «емли в —трасбурге, ‘ранци€).

Ѕыли подн€ты исторические источники, упоминавшие эту трагедию; среди откликнувшихс€ на нее оказались авторы средневековых хроник, монахи, великий италь€нский поэт ѕетрарка. ¬ их текстах говоритс€ о первичном сотр€сении земной поверхности, случившемс€ Ув обедФ, о последовавших за ним повторных толчках и о вечернем подземном УудареФ, который был сильнее первого. ¬ анонимной биографии папы римского »ннокенти€ VI, составленной через шесть лет после событи€, сообщаетс€ о трещинах в почве. ¬се это дл€ современного геофизика уже давало некоторую информацию, но, разумеетс€, недостаточную.

ѕоследовавшие полевые работы вы€вили активный сброс земной коры, ответственный не только за Ѕазельскую катастрофу, но и за мощные землетр€сени€, случившиес€ примерно здесь же в еще более давнюю эпоху. „тобы судить о частоте возможных толчков в будущем, специалисту важно знать временной интервал хот€ бы между двум€ сейсмическими событи€ми. ¬озраст местных пород (по 14C) показал, что тектонические процессы, приведшие к последнему землетр€сению, шли с 6480 г. до н.э. по 610 г. н.э. ¬сего за 8500 лет уровень поверхности земли подн€лс€ здесь на 180 см, что составл€ет в среднем 0.21 мм/год.

Ѕазельский регион принадлежит к области верхнерейнского грабена, прорезанного за тыс€челети€ водами –ейна. √рабен св€зан с кайнозойской рифтовой системой, на юге (на границе современной Ўвейцарии с ‘ранцией) упирающейс€ в складчато-надвиговый по€с юрского времени. ‘онова€ сейсмичность этого грабена относительно невелика по сравнению с другими континентальными рифтами. ƒл€ нескольких дес€тков землетр€сений с магнитудами от 5 и выше по –ихтеру, происходивших на юге верхнерейнского грабена и на севере альпийских предгорий, были определены их очаги: установлено, что здесь преобладают нормальные сбросы и горизонтальные сдвиги в направлении с северо-востока на юго-запад.

ѕо мнению специалистов, магнитуда землетр€сени€ 1356 г. составл€ла 6.0-6.5 по шкале –ихтера, и, следовательно, на поверхности оно должно было оставить УшрамФ. ѕровед€ авиасъемки и построив подробнейшие топографические карты, франко-швейцарские исследователи обнаружили не известный ранее эскарп (уступ) высотой до 50 м. ќн прот€нулс€ к югу от Ѕазел€ на 8 км вдоль западной стороны долины р.Ѕирс около г.–ейнхарда. ќставалось уточнить, €вл€етс€ эта топографическа€ аномали€ следствием землетр€сени€, оползн€ или обычной эрозии.

ѕоблизости вела работы археологическа€ экспедици€, и в стенке раскопа геологи увидели резкий контраст между молодыми и очень древними осадочными породами. √еофизики провели раскопки от основани€ эскарпа и измерили электросопротивление почвы. “ак удалось различить отдельные блоки песка и глин - следы сбросов. ƒатирование пород в одной из траншей по 14C подтвердило: за последние 8500 лет здесь произошли три землетр€сени€, в совокупности приподн€вшие почву на 1.8 м. ќбщий вывод: обнаруженный разлом порождает землетр€сени€, подобные базельскому 1356 г., в среднем один раз в 1500-2500 лет.

Science. 2001. V.293. є5537. P.1970, 2070 (—Ўј).

√л€циологи€

«ападно-јнтарктический ледник растет

»звестно, что «ападно-јнтарктический ледник, опирающийс€ на мощный слой морских осадков, не раз за последнее тыс€челетие мен€л скорость стекани€ в сторону мор€, особенно интенсивно - в области Ѕерега —айпла (море –осса). —о времени последнего максимума оледенени€ лини€, вдоль которой ледниковый покров тер€ет контакт со своим ложем и всплывает, отодвинулась с западной стороны залива –осса почти на 1300 км. ѕо оценкам, скорость отступани€ достигала 120 м/год, и, следовательно, Усрок жизниФ этого ледника не превышает нескольких столетий. ѕравда, большинство специалистов продлили его до 4 тыс. лет, но и это грозило подъемом уровн€ океана за столетие на 12.5-15 см.

“акой прогноз подкрепл€лс€ определени€ми баланса масс ледникового потока –осса - примерно Ц20.9 (+13.7) √т/год. »наче говор€, потери массы льда превышали его прирастание приблизительно на 25%. «начительную часть отрицательного баланса относили на счет та€ни€ ледникового потока ”илланса (ранее его именовали ледниковым потоком ¬), а также других аналогичных объектов, за исключением потока —, который, по-видимому, стабилизировалс€ еще 150 лет назад. —ледует иметь в виду, однако, что эти выводы делались на основании довольно редких полевых измерений скорости движени€ льда (в некоторых точках - лишь один-два раза).

—овершенно иную картину дают результаты работ американских гл€циологов ј.∆угэна (I.Joughin; Ћаборатори€ реактивного движени€ Ќј—ј в ѕасадене) и —.“улачука (S.Tulaczyk; ”ниверситет штата  алифорни€ в —анта- русе). ƒл€ переоценки баланса масс ледникового потока –осса они использовали интерферометрические радары с синтетической апертурой, позвол€ющие достаточно точно измер€ть скорость движени€ льда, а также авиационную геодезическую съемку, спутниковую телеметрию и усовершенствованный анализ колонок льда.

¬ итоге полностью опровергнуты прежние представлени€: мощность (толщина) ледникового покрова здесь отнюдь не уменьшаетс€, а медленно, но верно увеличиваетс€; масса льда ежегодно прирастает примерно на 26.8 √т/год, причем больша€ часть прироста приходитс€ на область потока —. „то же касаетс€ потока ”илланса, баланс которого считалс€ резко отрицательным, то его состо€ние оказалось близким к равновесному.

јвторы работы полагают, что общий положительный баланс этой огромной лед€ной массы может служить показателем окончани€ процесса отступани€ ледников јнтарктиды, происходившего на прот€жении всего голоцена. Ётот вывод очень важен в прогнозе климата всей планеты и состо€ни€ ее гидросферы: ведь антарктический ледовый покров содержит основную массу пресной влаги на «емле, а также оказывает огромное вли€ние на глобальную циркул€цию в ћировом океане, куда впадают его талые воды и айсберги, распресн€€, мен€€ температуру и плотность вод.

Science. 2002. V.295. є5554. P.451, 476 (—Ўј).

лиматологи€

—овершенствуетс€ прогноз €влений Ёль-Ќиньо и Ћа-Ќинь€

“а значительна€ роль, которую в погодных и даже климатических услови€х почти по всему земному шару играют €влени€ Ёль-Ќиньо (периодически повтор€ющеес€ резкое потепление вод центральной и восточной областей “ихого океана и атмосферы над ними) и Ћа-Ќинь€ (столь же широкомасштабное похолодание примерно в тех же акватори€х ћирового океана), - факт неопровержимый (подробнее см.: —идоренков Ќ.—. ћежгодовые колебани€ системы атмосфера-океан-«емл€ // ѕрирода. 1999. є7. —.26-34.). ќднако прогноз интенсивности, времени начала и завершени€ обоих процессов все еще оставл€ет желать лучшего.

Ўагом вперед здесь можно считать работу австралийских ученых во главе с ….—митом (I.Smith; ќтдел атмосферных исследований ”правлени€ по науке и технике в јспендейле). ќни использовали данные более чем дес€тилетних натурных наблюдений за параметрами поверхностных вод “ихого океана в его экваториальной и тропической зонах. ”чтено, что обычно €вление Ћа-Ќинь€ над основными районами јвстралии сопровождаетс€ значительно более обильными осадками по сравнению со средней многолетней величиной; Ёль-Ќиньо же, наоборот, вызывает в јвстралии засушливые погоды, особенно в восточной и северной част€х страны.

ѕостроенна€ компьютерна€ модель позвол€ет улучшить прогноз динамики поверхностной температуры в экваториальной ѕацифике с трех мес€цев до дев€ти, благодар€ чему можно устанавливать степень интенсивности предсто€щих Ёль-Ќиньо и Ћа-Ќинь€. ”точнение прогноза производитс€ ежемес€чно на основании информации, получаемой Ќациональным климатологическим центром јвстралии и  винслендским центром практического применени€ климатических данных в Ѕрисбене, которые заблаговременно прогнозируют осадки над страной - за несколько мес€цев до событий. ƒл€ континента, больша€ часть которого посто€нно страдает от засухи, така€ информаци€ - весьма ценное подспорье в сельском хоз€йстве и снабжении водой населенных пунктов и промышленных предпри€тий.

Atmosphere. 2002. є12. P.5 (јвстрали€).

ѕалеонтологи€

Ёнтомологическа€ сенсаци€: новый отр€д насекомых

¬ запаснике Ћондонского музе€ естественной истории хранитс€ ископаемое насекомое, которое было обнаружено в “анзании в 1950 г. ќпределить его таксономическую принадлежность не смогли ни шведские ученые из Ћундского университета, где сначала находилс€ образец, ни их английские коллеги, ни занимающийс€ палочниками ќ.«омпро (O.Zompro; »нститут лимнологии им.ћакса ѕланка в ѕлЄне, √ермани€). ќднако «омпро случайно обнаружил в частной коллекции кусок €нтар€ с включением неизвестного насекомого, напоминающего танзанийское. “ретье древнее насекомое сходного облика исследователь нашел в Ѕерлинском музее естественной истории.

Ќ.ѕ. ристенсен (N.P.Kristensen; «оологический музей при  опенгагенском университете, ƒани€) и  . -ƒ. ласс (K. -D.Klass; ƒрезденский зоологический музей, √ермани€) изучили все образцы и установили, что они представл€ют не известные до сих пор виды какой-то одной общей группы.

ƒревние насекомые сходны с современными палочниками, или привиденьевыми (Phasmodea), но имеют и существенные отличи€. “ак, у палочников грудь сильно удлинена за счет выт€нутого среднего сегмента, а у ископаемых образцов этого нет.  роме того, у одного из ископаемых насекомых (самки) отсутствует характерна€ дл€ палочников пластинка на брюшке, прикрывающа€ €йцеклад. Ќо самое поразительное состоит в том, что по крайней мере одно из них оказалось хищником: в его желудке было много не полностью переваренных частей разных насекомых, палочники же питаютс€ растени€ми.

ѕо мнению исследователей, образцы относ€тс€ к трем видам самосто€тельного отр€да, которому они присвоили им€ Mantophasmatodea. ќбнаружить новый отр€д, пусть даже состо€щий всего из трех видов, - больша€ редкость (в последний раз подобна€ удача случилась почти 100 лет назад). “еперь специалисты тщательно изучают музейные коллекции всех стран в надежде найти там представителей нового отр€да. Ќа эту роль уже есть несколько кандидатов, правда, плохо сохранившихс€.

Science. 2002. V.296. є5567. P.445 (—Ўј);
www.sciencexpress.org

јрхеологи€

√де зарождалась письменность?

„ем глубже в древность загл€дывают ученые в поисках истоков клинописи, иероглифов, письменных знаков долины »нда, тем более запутанным представл€етс€ этот вопрос. —пециалисты по истории письменности сетуют на отсутствие свежих данных: раскопкам мешают охватившие Ѕлижний ¬осток войны, а музейные образцы зачастую не могут попасть в руки ученых из-за бо€зни хранителей, что при исследовании экспонат будет поврежден. —делать же рентгеновские снимки и провести компьютерную томографию находок весьма дорого.

ƒес€тилети€ми археологи находили в »раке, —ирии и »ране тыс€чи мелких глин€ных предметов разной геометрической формы и неизвестного назначени€, их возраст порой доходил до 9 тыс. лет. »ногда они находились внутри полых керамических шариков, на внешней поверхности которых имелись надписи не самого древнего времени. Ѕольшинство исследователей сочли, что загадочные кусочки глины предназначались дл€ какой-то игры и к истории письменности отношени€ не имеют. »ное мнение высказал востоковед ѕ.јмье (P.Amie; Ћувр, ѕариж): странные предметы служили средством подсчета различных товаров. ƒ.Ўмандт-Ѕессера (D.Schmandt-Besserat; “ехасский университет в ќстине, —Ўј) развила это предположение: форма кусочка глины обозначает наименование товара (конусовидна€ - зерно, цилиндрическа€ - овец или иных домашних животных), а число кусочков соответствует его количеству. “аким образом, это перва€ система кодировани€ - замены реальных предметов символами.

–азрабатыва€ свою гипотезу, Ўмандт-Ѕессера пришла к выводу: приблизительно с 3500 г. до н.э. кусочки глины стали помещать в пустотелые шарики - своеобразные конверты, на поверхности которых делались пометки о названии товара и его количестве. ѕозже стали обходитьс€ без УконвертовФ - знаки наносили уже на сами кусочки глины, которые превратились в самосто€тельные таблички. —истема постепенно разрасталась и к концу 4-го тыс€челети€ до н.э. включала символы, обозначающие не только зерно и животных, но и продукты обработки сельскохоз€йственного сырь€ - растительное масло, битую птицу, хлеб. »менно эти знаки и трансформировались постепенно в клинопись. ¬озможно, упор€дочил ее конкретный человек, скорее всего урукский жрец, примерно в 3100 г. до н.э. (клинописные таблички возрастом около 5 тыс. лет были найдены немецкими археологами в 200 км к югу от Ѕагдада, в руинах урукского храма). “огда же дл€ письма стали примен€ть заостренную тростниковую палочку. “ака€ письменность прожила на удивление долго: по всему ћеждуречью встречаютс€ ее образцы, датируемые вплоть до последних лет существовани€ –имской империи. ѕо мнению ассиролога ”.’алло (W.Hallo; …ельский университет в Ќью-’ейвене, —Ўј), гипотеза Ўмандт-Ѕессера помогает ответить на вопрос: каким образом клинопись - столь развита€ система письма, - по€вившись как бы на пустом месте, так быстро усовершенствовалась?

“радиционно считалось, что в ≈гипет письменность пришла из ћеждуречь€ и египетска€ иероглифика примерно на 100 лет моложе клинописи. ќднако в 1989 г. в ≈гипте археологи нашли очень древние тексты, отличавшиес€ неожиданно сложной и развитой дл€ своего времени системой письменности.   тому же √.ƒрейер (G.Dreyer; √ерманский археологический институт в  аире) с коллегами обнаружили недавно в јбидосе (¬ерхний ≈гипет) предметы, которые вообще став€т под сомнение первенство ћеждуречь€. ¬скрыв царскую гробницу, получившую обозначение U-J, они нашли там клад вещей с надпис€ми, на столетие с лишним более ранними, чем самые древние из когда-либо найденных в ≈гипте. —пециалисты отнесли гробницу к 3320 г. до н.э., но это противоречит всей египетской хронологии, сдвига€ ее на полтораста лет в глубь веков. ƒл€ подтверждени€ такой датировки немецкий археолог ћ.ван Ёсс (M.van Ess) возглавила новую археологическую экспедицию в »рак. ќднако дело осложн€етс€ тем, что древние строители нередко использовали исписанные таблички в качестве стройматериала, наруша€ исторический контекст.

¬ажные извести€ пришли недавно из ѕакистана: команда американских археологов исследовала на берегах »нда письменность древнейшей цивилизации ’араппы - города-государства, процветавшего в 2800-1700 гг. до н.э. “акой сложности, как египетска€ иероглифика или шумерска€ клинопись, она достигнуть не успела, но и в ней использовались целые группы знаков. јнализ показал, что эта система возникла более чем на 500 лет раньше, чем предполагали. ¬ центре самой ’араппы нашли глин€ные издели€ с пометками, датируемые 3300 и даже 3500 г. до н.э. “аким образом, ’араппа вместе с јбидосом бросают вызов общеприн€той теории, согласно которой письменность зародилась в ћеждуречье, затем пришла в ≈гипет, а оттуда, возможно, - на берега »нда. Ќе исключено, что кажда€ из этих систем шла собственным эволюционным путем, а почти совпадающее по времени изобретение протописьменных знаков у трех разных цивилизаций - результат сходной реакции людей на возникновение необходимости как-то фиксировать факты и идеи. Ќо своеобразие при этом сохран€лось. Ќапример, в ≈гипте письмо служило главным образом религиозным и ритуальным нуждам, в ћеждуречье - счетным, экономическим. » кто впервые начал излагать свои мысли на подручном материале - ремесленник в јбидосе, жрец в урукском храме или хараппский житель, - ученым пока неизвестно.

Science. 2001. V.292. є5526. P.2418 (—Ўј).

ќ–ќ“ ќ

ƒл€ наблюдений за жизнью подледных обитателей ёжного океана американские биологи, работающие в јнтарктиде на базе ћак-ћердо (берег мор€ –осса), привлекли себе в помощь 15 тюленей ”эдделла (Leptonychotes weddelli). ∆ивотных снабдили видеокамерами, работающими в инфракрасном диапазоне, датчиками температуры и давлени€. Ёто позволило собрать ценную информацию о способах охоты ластоногих, а также о двух видах подледных рыб, которые, в отсутствие крил€, обитающего в свободных ото льда водах, замен€ют его в пищевой цепи.

Terre Sauvage. 2002. є170. P.23 (‘ранци€).

* * *

ѕри современных темпах вылова промысловые рыбы —еверной јтлантики к 2010 г. практически исчезнут - таково официальное заключение международной группы экспертов по мировому рыболовству. ѕопул€ции видов трески, тунцов, пикши, палтуса и некоторых других сократились на прот€жении последних 50 лет в этой акватории ћирового океана вдвое. »нвестиции в рыбопромысловую отрасль экономики (в основном —Ўј,  анады и р€да стран ≈вропы) за указанный период утроились; суда были оснащены совершенными оруди€ми лова, надежными средствами навигации, электронными приборами поиска перспективных районов. ќднако, несмотр€ на все эти усили€ и активное расширение мест промысла, ежегодные уловы за последние три дес€тилети€ неуклонно падали - с 20 до 14 млн т.

Sciences et Avenir. 2002. є662. P.43 (‘ранци€).

* * *

Ќа основе информации, собранной в 1995-2000 гг. двум€ спутниками Ќј—ј - УOTDФ (УOptical Transient DetectorФ) и УLISФ (УLightning Imaging SensorФ), - составлена карта среднегодового числа ударов молний в расчете на 1 км2 земной поверхности. ќказалось, что этот показатель наибольший (30 на 1 км2) во ‘лориде и в √имала€х, меньше всего гроз бывает в ÷ентральной јфрике.

Sciences et Avenir. 2002. є661. P.32 (‘ранци€).

* * *

Ѕразильские власти решили навсегда покончить с незаконной торговлей красным деревом: закон запрещает вырубку этой ценной породы в целом р€де амазонских штатов Ѕразилии (исключение составл€ют районы, на которые лесопромышленные концессии получили сертификаты от независимых экспертов). јктивную кампанию в защиту јмазонии ведет У√ринписФ; по сведени€м этой организации, в конце 2001 г. ћинистерство окружающей среды Ѕразилии предотвратило контрабандную продажу на международный рынок более 7000 м3 красного дерева по нынешней стоимости 7 млн евро. ÷енна€ кора этих деревьев была возвращена племенам индейцев.

Terre Sauvage. 2002. є169. P.23 (‘ранци€).

* * *

¬ древнеиндийской поэзии нередко встречаютс€ строки, в которых упоминаетс€ запах меда, т€нущийс€ за слон€тами. —ейчас тому получено подтверждение. »сследовани€ Ѕ.–асмуссена (B.Rasmussen; ќрегонский университет здравоохранени€ и науки, —Ўј) показали, что по химическому составу секрет височной железы слоненка и пчелиный мед близки. ѕо мере роста молодн€ка начинают преобладать андрогены (мужские половые гормоны), что делает животных более агрессивными; при этом у них мен€етс€ и запах: он становитс€ малопри€тным. —ладковатый запах, исход€щий от слон€т в возрасте от 8 до 13 лет, служит сигналом дл€ старших особей, чтобы они не вступали в конфликты с УдетворойФ. —деланное открытие позвол€ет создать распылители (типа спреев), способные умерить буйный нрав мощных слонов.

Sciences et Avenir. 2002. є662. P.24 (‘ранци€).

–≈÷≈Ќ«»я

ѕ–ќ“»—“џ:
–уководство по зоологии.
ѕод ред. ј.‘.јлимова.

„.1. —ѕб.: Ќаука, 2000. 679с.