ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

том 70, № 10, с. 874-885, 2000 г.

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
В 1999 году

Из выступления Президента РАН акад. Ю.С. Осипова
на годичном общем собрании РАН 26.05.00

МАТЕМАТИКА

• В Математическом институте им. В.А. Стеклова в области алгебры выделен класс групп, которые обладают подгрупповой структурой, напоминающей ветвящийся процесс. Они нашли важное применение в теории динамических систем, теории автоматов, теории дискретного оператора Лапласа.
• Большой прогресс в качественном анализе модифицированных уравнений Навье-Стокса, описывающих динамику вязких несжимаемых жидкостей при любых значениях градиентов поля скоростей и давления, достигнут в Санкт-Петербургском отделении этого института. Здесь получены ответы на трудные вопросы о зависимости гладкости решений этих уравнений от гладкости данных задачи.
• В Математическом институте им. В.А. Стеклова для якобианов широкого класса алгебраических кривых построена теория аналогов эллиптических функций Вейерштрасса. Тем самым завершена классическая программа Клейна построения теории сигма-функций. Этим открыты новые широкие возможности для эффективного получения решений в теории нелинейных уравнений.
• В Институте математики им. С.Л. Соболева Сибирского отделения РАН разработан алгоритм приведения симплектических матриц к каноническому виду. Это выдающееся достижение будет играть фундаментальную роль во многих эффективных вычислительных алгоритмах и программах.
• В Институте вычислительной математики разработана новая форма представления и использования знаний, основанная на глубоком структурировании предметных областей, установлении причинно-следственных связей между отдельными элементами знаний, использовании современных телекоммуникационных технологий и многом другом.
• Последние семь-восемь лет ознаменовались существенным продвижением в создании отечественных вычислительных машин массового параллелизма. Разработанные НИИ "Квант" и Институтом прикладной математики им. М.В. Келдыша при участии Института математики и механики Уральского отделения вычислительные комплексы МВС-100 и МВС-1000 качественно изменили ситуацию с вычислительным делом и уже позволили решить ряд особо трудных задач из разнообразных областей науки и техники. На базе этих разработок открыт Межведомственный суперкомпьютерный центр, учредителями которого являются Академия наук, Миннауки, Минобразования и Российский фонд фундаментальных исследований. Сегодня уже более 60 научных подразделений Академии наук (например, Московского региона. Уральского отделения, Санкт-Петербургского научного центра, Пущинского научного центра) и организаций иных ведомств, таких как ЦАГИ, ЦНИИМаш и другие, работают в Суперкомпьютерном центре в режиме удаленного доступа.
• Институтами Отделения математики. Отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации. Отделения проблем машиностроения, механики и процессов управления и других созданы новые средства для эффективного моделирования широкого класса научно-технических проблем на многопроцессорных вычислительных системах.
• Группой организаций, в которую входит академический Институт микропроцессорных вычислительных систем, разработана и реализована архитектура нового микропроцессора "Эльбрус". При прочих равных условиях он позволяет в несколько раз повысить производительность вычислительных машин и уже применяется в ряде вычислительных систем.

АСТРОФИЗИКА

• Один результат из области астрофизики. На 6-метровом оптическом телескопе БТА Специальной астрофизической обсерватории в исследованиях света далеких галактик, обнаруженных ранее с помощью радиотелескопа РАТАН-600, определены возраст этих звездных систем и расстояния до них. Сопоставление с теоретическими расчетами позволяет отдать предпочтение моделям инфляционного расширения Вселенной с ненулевой плотностью вакуума (перед моделями плоского мира).

ФИЗИКА

• В Институте теоретической физики им. Л.Д. Ландау и Институте физики твердого тела теоретически и экспериментально развит новый подход к созданию сверхпроводящего кубита (квантового бита) с использованием контактов типа "высокотемпературный сверхпроводник -"грязный" нормальный металл - обычный сверхпроводник". Предложена физическая реализация квантового компьютера, основанная на низкоемкостных джозефсоновских контактах. Эти результаты являются важным шагом на пути решения проблемы квантовых вычислений и создания квантового компьютера.
Новый класс лазерных пучков, названных спиральными, открыт и описан в Физическом институте им. П.Н. Лебедева. Пучки сохраняют свою структуру при распространении и фокусировке с точностью до масштаба и вращения. Они высокоэффективно вне- и внутрилазерно конструируются в форме произвольных кривых и областей и представляют собой новый оптический инструмент для бесконтактного манипулирования микрообъектами в электронике и микробиологии.
• В рамках международного проекта "Акустическая термометрия климата океана" Институтом прикладной физики, Институтом океанологии им. П.П. Ширшова и НИИ Арктики и Антарктики проведены эксперименты по сверхдальнему распространению звука в Северном Ледовитом и Тихом океанах. На двух акустических трассах, полярной (2800 км) и Гавайи - Камчатка (4800 км), наблюдается уверенный прием сигнала. Вклад российской стороны заключается в создании и установке в Арктике уникального автономного низкочастотного излучающего комплекса, а также в приеме акустических сигналов на антенне вблизи Камчатки. Здесь же отмечу, что Институтом океанологии получены и обработаны уникальные данные о температурах и течениях океанских вод
• Специалистами Института электрофизики Уральского отделения обнаружен и исследован эффект обрыва сверхплотных токов (до 100 килоампер на см2) в кремниевых полупроводниках (SOS-эффект). Это позволило создать новый класс импульсных полупроводниковых приборов мегавольтного диапазона со средней мощностью до 50 киловатт, не имеющих аналогов в мире. Они продаются в США, Англии, Франции, Корее и других странах.
• В области физики атомного ядра приоритетные исследования были сосредоточены на открытии и изучении новых ядер и ядерных состояний на границах их стабильности. Мы уже отмечали как выдающееся достижение в физике атомного ядра синтез (в Лаборатории ядерных реакций им. Г.Н. Флёрова Объединенного института ядерных исследований) изотопа 114-го, самого тяжелого на сегодня элемента периодической таблицы Менделеева. Эти исследования получили существенное развитие. В реакции ядер плутония-244 и кальция-48 синтезированы три изотопа элемента 114 с массовыми числами 287, 288 и 289.

Времена жизни изотопов 114-го элемента оказались существенно больше, чем у их более легких соседей. Этим подтверждено теоретическое предсказание о существовании ядерных оболочек с числом протонов 114 и числом нейтронов 184.

• В Институте ядерной физики Сибирского отделения на ускорителе ВЭПП-2М, лучшем в мире в области энергий 600-1000 мегаэлектронвольт, выполнен ключевой эксперимент по изучению пар р+- мезонов при аннигиляции электронов и позитронов. Тем самым сделан важный вклад в обоснование квантовой электродинамики.
• Крупные достижения имеются в физике нейтрино и нейтринной астрофизике. Сотрудники Института теоретической и экспериментальной физики, Института ядерных исследований, Объединенного института ядерных исследований участвовали в крупнейших международных экспериментах на установках Франции и ЦЕРНа (Женева) по изучению осцилляций нейтрино. Получены лучшие в мире данные.

Продолжались исследования природных потоков нейтрино, в которых участвовали сотрудники Института ядерных исследований, НИИ ядерной физики МГУ, НИИ прикладной физики Иркутского университета. Исследования ведутся на подземных и глубоководных установках в условиях резко сниженного фона космического излучения. У нас две такие установки - на Северном Кавказе (Баксанская нейтринная обсерватория) и на Байкале (Байкальский глубоководный нейтринный телескоп, который сейчас вошел в число крупнейших действующих в мире нейтринных телескопов). Получены новые уникальные данные.

Эти и другие крупные достижения ученых в области физики и астрономии, как и успехи во многих областях науки и техники, предполагают громадную работу по созданию, модернизации, устойчивой эксплуатации крупных физических установок. Такие работы постоянно ведутся в Институте ядерных исследований. Институте ядерной физики Сибирского отделения. Институте физики высоких энергий. Российском научном центре "Курчатовский институт". Объединенном институте ядерных исследований и других научных учреждениях. Не имея возможности сколько-нибудь подробнее об этом говорить, отмечу лишь одно крупное достижение.

В Российском научном центре "Курчатовский институт" на основе ускорителя электронов и накопителей "Сибирь-1" и "Сибирь-2", разработанных и изготовленных в Институте ядерной физики им. Г.И. Будкера, создан и сдан в эксплуатацию специализированный источник синхротронного излучения второго поколения.

Пучки синхротронного излучения широко используются для экспериментов в различных областях науки и техники - от микроэлектроники и материаловедения до биологии и медицины. На базе источника как центра коллективного пользования осуществляется международное сотрудничество.

• В Институте теоретической и прикладной электродинамики Объединенного института высоких температур созданы материалы с уникальными электрофизическими, оптическими и магнитными свойствами и разработаны Stelth-технологии. Использование технологий на порядки снизило вероятность обнаружения радиолокационными станциями современного высокоманевренного самолета.
• В Институте теплофизики экстремальных состояний Объединенного института высоких температур выполнена серия экспериментальных исследований пылевой плазмы в стратах тлеющего разряда постоянного тока. Впервые получены упорядоченные структуры из протяженных цилиндрических макрочастиц длиной 300 микрон, диаметром 15 и 7.5 микрона. Заряженные пылевые частицы образуют структуру, подобную жидкому кристаллу.
• Теоретические основы и модель нового типа гибридного компрессионно-адсорбционного теплового насоса, отличающегося большей эффективностью и меньшей стоимостью, разработаны в Институте теплофизики им. С.С. Кутателадзе. Предложена новая концепция и проведены подтверждающие ее исследования по созданию топливных элементов энергетики будущего.
• Коллективом сотрудников Института теоретической и прикладной механики и Объединенного института гидродинамики Сибирского отделения на основе концепции аэродинамических труб нового поколения создана аэродинамическая труба адиабатического сжатия (АТ-ЗОЗ), обеспечивающая адекватное моделирование полета воздушно-космических самолетов с горением в гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателях. По совокупности ряда основных параметров труба АТ-ЗОЗ не имеет аналогов в мире.
• В Институте машиноведения и Институте проблем механики разработана теория повреждений в материалах при циклических и длительных воздействиях, включая агрессивные среды, созданы модели и методы расчета трещин в композиционных материалах и адгезионных соединениях. Эти результаты послужат основой расчета и проектирования нового поколения конструкций и машин повышенной безопасности, надежности и долговечности.

ХИМИЯ. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

• Селективные блочные керамические катализаторы с высокой механической и термической прочностью созданы в Институте катализа им. Г.К. Борескова. Их использование в процессе получения азотной кислоты окислением аммиака на 15 промышленных агрегатах позволило на 30% уменьшить расход платины и получить экономический эффект свыше 60 млн. руб. в год.
• В Институте нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева и Институте органической химии им. Н.Д. Зелинского разработан высокоэффективный процесс превращения природного газа (метана) в синтез-газ (смесь монооксида углерода и водорода) и далее в диметиловый эфир (экологичное дизельное топливо) и высокооктановый бензин. Это превращение в синтез-газ с селективностью свыше 95% осуществляют на легко регенирируемых кислородом воздуха оксиднометаллических системах, позволяющих существенно снизить энергозатраты и избежать разбавления синтез-газа азотом. Совокупность этих разработок открывает перспективы создания экологически безопасного дизельного и бензинового топлива при их автономном производстве в северных и других труднодоступных регионах.
• В Иркутском институте химии им. А.Е. Фаворского завершен крупный цикл по изучению превращений ацетилена и его производных в присутствии суперосновных реагентов и катализаторов, что позволило предложить новые методы получения различных соединений, являющихся базовыми продуктами в синтезе биологически активных веществ, полимеров, материалов для новой техники.
• В Институте элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова разработан 8-стадийный синтез субстанции для получения высокоэффективного обезболивающего препарата "бупранал 0.03% в ампулах". По сравнению с морфином бупранал обладает более длительным действием (до 8 часов), значительно более высокой активностью (примерно в 30 раз) и повышенной наркологической безопасностью.
• Новый класс микрокристаллических сплавов с эффектом памяти формы и особыми микромеханическими свойствами разработан в Институте металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова. Этим открываются новые перспективы в создании чувствительных элементов датчиков сенсорной и медицинской техники, других современных приборов. Разработка уже использована в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН.
• Значительный вклад в повышение качества и конкурентоспособности отечественных текстильных материалов внес Институт химии растворов с участием вузов и отраслевых НИИ города Иванове. Разработаны и внедрены в производство высокие технологии подготовки и химической обработки различных текстильных материалов. Практический результат этой работы - более 160 машин и линий, реализующих новые технологии на 50 предприятиях России, стран СНГ и Италии.

БИОЛОГИЯ

В последние годы продолжалось изучение организации и функционирования геномов одноклеточных и высших организмов. Существенное продвижение получили исследования генома человека.

• В Институте биохимии им. А.Н. Баха и Институте биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова открыта новая группа генов, кодирующих белки по принципу один ген - один цвет, включая желтые, розовые и красные белки. Обнаруженное свойство резко отличает данную группу белков от большинства других природных хромофоров и хромопротеинов, в биосинтезе которых для развития окраски, как правило, участвует несколько десятков генов. Открытие дает новые возможности для развития методов клеточной биологии и флуоресцентной спектроскопии живых клеток.
• В совместных работах Института биологии гена с южнокорейскими учеными получены первичные трансгенные козы, продуцирующие с молоком фактор человека, стимулирующий рост лейкоцитов. Результаты послужат основой для создания препаратов, направленных на лечение злокачественных заболеваний крови.
• Институтом молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта совместно с Аргоннской национальной лабораторией (США) создана технология биочипов, позволяющая проводить экспресс-анализ разнообразного биологического материала. Созданы приборы, оборудование и программное обеспечение для изготовления и анализа биочипов. В силу малых размеров и высокой чувствительности биочипы способны революционизировать диагностику в самых различных областях - медицине, ветеринарии, сельском хозяйстве, биотехнологии, криминалистике, токсикологии, почвоведении, охране окружающей среды и т.д. С помощью биочипов можно тестировать пациентов для быстрого выявления индивидуальной генетической предрасположенности к определенным заболеваниям.
• В Институте медико-биологических проблем совместно с другими институтами физиологического профиля завершен этап программы многолетних исследований возможности развития многоклеточных живых организмов в условиях микрогравитации (невесомости). Эксперименты поставлены на биоспутниках "БИОН" и орбитальной станции "Мир". Полученные результаты имеют основополагающее значение для разработки программ длительных пилотируемых космических полетов.
• Принципиально новый вид ген-направленных биологически активных веществ на основе олигонуклеотидов создан в Новосибирском институте биоорганической химии. Эти вещества обладают уникальными свойствами. Они избирательно инактивируют определенные РНК и ДНК, и на их основе могут быть созданы препараты противовирусного и противоракового действия.
• В этом же разделе необходимо отметить большие успехи в картировании З-ей хромосомы человека, достигнутые в Институте молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта и в Институте цитологии и генетики Сибирского отделения.

Одной из актуальных проблем современности является сохранение биологического разнообразия на самых разных уровнях - от популяционного до экосистемного. От решения этой задачи во многом зависят устойчивость биосферы Земли в целом и благополучие человеческого общества. Эта проблема активно разрабатывается институтами Отделения общей биологии.

• В Зоологическом институте составлен не имеющий аналогов в мировой литературе кадастр видов свободно живущих морских беспозвоночных для Евразийской части Арктики; он включает более 3500 видов. Институтом биологии моря ДВО подготовлено полное справочное издание по морским, проходным и пресноводным рыбам Приморья, содержащее сведения о распространении, биологии и экологии 370 видов рыб. Биолого-почвенным институтом ДВО опубликованы две книги многотомной фундаментальной сводки "Определитель насекомых Дальнего Востока России"; примерно треть видов описаны как новые для науки или впервые отмечены на Дальнем Востоке.
• В Ботаническом институте им. В.Л. Комарова составлена сводка по сосудистым растениям арктических и субарктических областей России, включающая около 1500 видов. Подведены итоги почти столетних исследований биоразнообразия грибов российской Арктики, исчисляемого 1750 видами.
• В Палеонтологическом институте разработана новая система отрядов млекопитающих, отражающая оригинальную версию реконструкции их филогенеза.
• Мурманским морским биологическим институтом проведена серия комплексных экспедиций на ледоколах по трассе Севморпути. Получены новые данные о функционировании планктонных сообществ Карского и Баренцева морей. Впервые проведен полномасштабный учет белых медведей и морских млекопитающих, что позволило построить карты их сезонного распределения. Составлены подробные карты температур и солености морской воды.
• Важнейшей задачей является выявление и сохранение видов, которым в силу разных причин угрожает опасность исчезновения. В связи с этим продолжается издание Красных книг. Среди последних публикаций - англоязычная "Красная книга Восточной Фенноскандии", содержащая сведения о видах растений и животных Карелии, Мурманской и Ленинградской областей, нуждающихся в различных формах охраны или уже охраняемых (Институт биологии КарНЦ). Опубликована "Красная книга Севера Дальнего Востока. Животные" (Институт биологических проблем Севера ДВО).
• Для информационной поддержки принятия решений на федеральном уровне управления системой охраны лесов Центром по проблемам экологии и продуктивности лесов в содружестве с заинтересованными ведомствами разработана геоинформационная система мониторинга лесных пожаров.

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

• В Институте физики Земли им. Г.А. Гамбурцева путем математического моделирования разработаны основы новой тектонической теории, объединяющей теорию конвекции в мантии, идеи Вегенера о плавающих континентах и теорию тектоники океанической литосферы. Разработанная модель впервые позволила количественно объяснить многие явления глобальной эволюции Земли. Модель позволяет "видеть" процессы, происходящие в недрах современной Земли и рассчитывать ее будущую эволюцию.
• Разработаны научные основы и комплекс технологических решений, связанные с выявлением, оценкой и освоением месторождений ураносодержащих полиэлементных руд высокоэффективными и экологически безопасными способами скважинного подземного выщелачивания, без выемки горной массы. Созданные новые технологии мирового класса позволяют значительно расширить круг объектов разработки и извлечения из недр рудных компонентов, включая дорогостоящие редкие элементы (Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии).
• В Объединенном институте физики Земли им. О.Ю. Шмидта разработана новая концепция среднесрочного прогноза землетрясений и алгоритмы их предсказания. Осуществлено выделение ряда потенциальных очагов на Кавказе. С помощью созданного алгоритма Международный институт прогноза землетрясений сообщает результаты прогноза сильных (с магнитудой М > 7.5) и сильнейших (М > 8.0) землетрясений мира через сеть Интернет. Информация обновляется два раза в год.
• Ученые Института физики атмосферы им. А.М. Обухова впервые в мире выявили сезонное поведение многолетнего тренда температуры верхней атмосферы в области мезопаузы (80-100 км). Показано, что в течение последних 15 лет температура воздуха зимой (декабрь-январь) уменьшалась со скоростью 0.9 К в год.
• В Институте глобального климата и экологии обобщены результаты регулярного мониторинга климата и сформулированы особенности наблюдаемого в XX в. глобального потепления и его проявления на территории России.
• Вышел в свет атлас "Природа и ресурсы Земли", разработанный в Институте географии в творческом содружестве с другими академическими и неакадемическими институтами и учреждениями России. Атлас содержит обширные данные о природе и ресурсах планеты и факторах их изменений, накопленные к настоящему времени науками о Земле и смежными дисциплинами. Это - уникальный труд.

НАУЧНОЕ ПРИБОРОСТРОЕНИЕ

• В 1999 г. в Академии наук разработано и выпущено свыше 150 типов современных научных приборов. Отмечу две разработки - семейство выпускаемых Научно-технологическим центром уникального приборостроения оригинальных акустооптических спектрометров, перекрывающих диапазон от ИК до УФ, которые по своим параметрам не имеют аналогов в мире.
• В Научном центре волоконной оптики Института общей физики разработаны компактные волоконно-оптические датчики температуры, деформаций, давления, в которых чувствительным элементом является внутриволоконная решетка показателя преломления. Эта разработка позволяет создавать дешевые датчики, в том числе распределенные, работающие в жестких условиях окружающей среды (высокая температура, давление, высокие уровни электромагнитных и ионизирующих излучений).

ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

• Выдающиеся успехи достигнуты Новгородской археологической экспедицией, продолжающей раскопки в Людином конце средневекового Новгорода. Материалы раскопок существенно расширяют базу для изучения политико-административного устройства раннего Новгорода и исторической географии Северной Руси.
• Институтом археологии на основе письменных источников и данных лингвистики, а также большого массива археологических материалов, собранных несколькими поколениями исследователей, разработана новая концепция формирования древнерусской народности.
• Применение новейших методов исследования, пришедших в археологию из естественных наук, позволило сделать открытие, которое может существенно изменить сложившиеся представления о развитии цивилизации в Сибири. Геофизические исследования поселенческого комплекса VIII-VII вв. до нашей эры, проведенные совместной археологической экспедицией Института археологии и этнографии СО и Германским археологическим институтом (Берлин) в Барабинской лесостепи, позволили открыть протогородское сооружение. Микромагнитной съемке подверглась территория 58800 м2 - городище Чича-1, большая часть которого скрыта под распашкой. Используемый метод, применяемый в последние годы в зарубежной археологии, основан на эффекте микроаномалий в магнитном поле, возникающих в результате биологических процессов на месте древних жилищных построек, ремесленных площадок, продуктовых хранилищ, захоронений и т.д. В России этот метод применялся впервые и дал очень хорошие результаты.
• Высокой оценки заслуживает экспертный доклад "Пути мира на Северном Кавказе", подготовленный Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Доклад послужил основой для подготовки Академией наук аналитической записки о ситуации на Северном Кавказе, которая была направлена в феврале этого года В.В. Путину.
• Вышла из печати книга "История внешней политики России. XV-XVII вв.", завершающая широкомасштабное пятитомное исследование внешней политики и дипломатии России с XV и до начала XX в. (Институт российской истории). Впервые создан целостный обобщающий исследования внешней политики дореволюционной России труд, отсутствие которого остро ощущалось в историографии.
• Завершено издание фундаментального трехтомного труда "История Русской Америки" (Институт всеобщей истории).
• Большое значение имеет введение в научный оборот крупных блоков архивных материалов. Опубликованы очень интересные сборники документов: "Коминтерн против фашизма" (Институт всеобщей истории), "Академия наук в решениях Политбюро ЦК РКП(б)-ВКП(б)-КПСС. 1922-1952" (при участии Института российской истории) и другие.
• В области социальной философии показано, что постиндустриальное развитие, характерное для современного мира, связано не только с технологическим прогрессом, но и с коренной перестройкой современных ценностей культуры. С этой точки зрения проанализированы наиболее благоприятные сценарии перехода России к постиндустриальному развитию (Институт философии).
• Завершено фундаментальное исследование влияния православной культуры на формирование и развитие русской философии и эстетики. Выявлена преемственная связь европейской науки с христианской культурной традицией. Опубликовано 82 книги и 25 томов философской классики (Институт философии).
• Наши юристы с учетом современных проблем федерализма в России проанализировали возможности реформирования конституционных отношений центра и регионов. Проведено обобщение практики применения нового уголовного законодательства РФ, тенденций развития отечественной и зарубежной уголовно-правовой науки, статистических и социологических данных о преступности в стране. Определены подходы к оптимальному сочетанию государственного контроля над преступностью и охраны конституционных прав личности.

Разрабатывались также вопросы совершенствования правового регулирования хозяйственной деятельности при сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования; намечена экономико-правовая программа развития регионального законодательства субъектов РФ - на базе федеральных законов.

В рамках разработки международно-правовой концепции России предложены пути взаимодействия правовых норм Российской Федерации с международным правом, повышения эффективности судебной процедуры для разрешения межгосударственных и региональных конфликтов. Осуществлялись законопроектные и экспертные работы, в том числе по Кодексу законов о труде, Уголовно-процессуальному кодексу, III части Гражданского кодекса. Налоговому кодексу и др. У нас вызывают тревогу некоторые положения Налогового кодекса, внесенного в Думу. Наши прикидки показывают, что Академии наук, в случае принятия Кодекса, понадобится дополнительно около 30% средств от нынешнего бюджета (для уплаты налогов на землю, имущество, на добавленную стоимость и т.п.). Проблема решается, если эти средства предусмотреть в бюджете либо выполнить положение закона о финансировании науки в размере 4% от расходной части бюджета.

• Нашими социологами разрабатывались фундаментальные проблемы этой науки: теория интерпретации социального действия, теория социального риска и др. Выявлена противоречивая динамика ценностных ориентаций нашего населения: с одной стороны, растущее осознание роли государства в общественной жизни, с другой - ускоренная вестернизация, особенно среди молодежи. Дан прогноз социально-демографического развития страны.
• Заметным событием минувшего года в научном мире стала публикация двух фундаментальных работ наших экономистов. Первая из них -"Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики". Вторая работа - "Россия 2015: оптимальный сценарий".
• Ученые Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения провели большую работу по прогнозированию развития транспортных путей Сибири в условиях встраивания транспортной сети азиатской России в мировую систему, разработали направления формирования трех евроазиатских межконтинентальных коридоров и воздушного моста Северная Америка-Северный полюс-Сибирь-Южная Азия.
• Научные исследования институтов Отделения международных отношений концентрировались на происходящих в мировом хозяйстве фундаментальных изменениях. В центре внимания исследователей находились также дальнейшие социально-политические сдвиги в мире после развала биполярной структуры и начала формирования многополюсного мира. При этом особое внимание уделялось выявлению места и роли в них России, особенностям ее интеграции в мировое сообщество.

Институты отделения активно участвовали и в подготовке научных разработок и рекомендаций по стратегическим вопросам российской внешней политики, ее дальнейшей интеграции в мировое сообщество и мирохозяйственные связи. Эти рекомендации были направлены в правительство, Совет безопасности и Министерство иностранных дел. Учеными отделения опубликованы яркие работы - "Современный анализ российско-американских отношений", "Европа в XXI веке", "Мировая экономика: тенденции 90-х годов".

• В Отделении литературы и языка важным событием стало завершение уникального факсимильного издания "А.С. Пушкин. Рабочие тетради" в 8 томах (объемом свыше 2000 листов). Это - фундамент для дальнейшего развития отечественного и мирового пушкиноведения.

Вышел в свет первый том 6-томного "Русского семантического словаря". Словарь представляет собой первое в отечественной лексикографии системное описание лексики русского языка на материале всех современных толковых словарей.

VIVOS VOCO!