ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

том 75, № 3, с. 256-259 (2005)

О  ВСТРЕЧЕ
АКАДЕМИКА  В.Л. КОМАРОВА
С  И.В. СТАЛИНЫМ

Публикация д.и.н. В.Д. Есакова.

60 лет назад, в ноябре 1944 г., на завершающем этапе Великой Отечественной войны, состоялась встреча президента Академии наук СССР академика Владимира Леонтьевича Комарова с руководителем советского государства председателем Государственного Комитета Обороны и Верховным главнокомандующим, секретарем ЦК партии и председателем Совета народных комиссаров СССР, почетным членом АН СССР Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Сталин впервые принимал президента Академии наук. Встреча состоялась ровно через месяц после того, как в связи с 75-летием со дня рождения и 50-летием научной и общественной деятельности академику В.Л. Комарову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Встречу следует считать "рабочей". Академия наук по своему уставу подчинена была непосредственно Совету народных комиссаров СССР, и в ходе беседы ее президент доложил главе правительства о некоторых важнейших событиях в деятельности академии, согласовал ряд намечаемых мероприятий. Никаких сообщений в прессе об этой встрече не было. Она, может быть, и осталась бы эпизодом в жизни В.Л. Комарова, если бы в ходе беседы Сталин не поставил перед Академией наук ответственную задачу - о развитии металлургической базы для ленинградской промышленности. Только об этом поручении и доложил В.Л. Комаров 16 ноября 1944 г. на заседании Президиума Академии наук, где была заслушана "Информация Президента АН СССР академика В.Л. Комарова о беседе с Председателем Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталиным по вопросу об обеспечении топливно-сырьевыми ресурсами металлургической базы Ленинграда" *. Именно под этой датой сообщение о встрече и беседе В.Л. Комарова с И.В. Сталиным вошло в историю советской науки **.

* Архив Российской академии наук (АРАН). Ф. 2. Оп. 6-а. Д. 45. Л. 52-53.

** Материалы к истории Академии наук СССР за советские годы (1917-1947) / Под ред. академика С.И. Вавилова. М.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 290-291. В книге С.С. Илизарова "Материалы к историографии истории науки и техники. Хроника: 1917-1988 гг." (М.: Наука, 1989) эта встреча будет датирована еще менее определенно: "До 22 ноября" (с. 72).

Точная дата встречи была обнародована в 1996 г. после публикации журналов записи посетителей кремлевского кабинета И.В. Сталина. Там 13 ноября 1944 г. зафиксировано: "1. тов. Комаров В.Л. академ. 18 ч. 45-19 ч. 45 м." *. Запись свидетельствует, что президент Академии наук был принят Сталиным первым, что они были вдвоем и что беседа продолжалась ровно один час.
* Исторический архив. 1996. № 4. С. 88.

 

КОМАРОВ. Сердечно благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за высокую награду. Вы всегда помогали мне в решающую минуту, а сейчас так высоко, незаслуженно высоко оценили мои заслуги. Впервые в моем лице ботаник отмечен высоким званием Героя Социалистического Труда. Я вижу в этом проявление постоянного внимания и заботы о советской науке. Ученые оправдают эту заботу, но лично я еще раз должен сказать, что оценка моих заслуг представляется мне чрезвычайно высокой, я бы сказал незаслуженно высокой.

СТАЛИН. Ну что Вы. Мы награждаем Вас по заслугам. Советское Правительство даром не награждает. Вы полностью заслужили награду.

КОМАРОВ. Я хочу воспользоваться беседой с Вами, чтобы посоветоваться о следующем вопросе. В соответствии с нашей национальной политикой. Академия Наук создала на местах ряд филиалов [1], из которых выросли национальные Академии наук [2]. Все это создает необходимость координации научной работы в стране. Нужно объединять и увязывать научную деятельность республиканских Академий, помогать им в исследовательской работе и в выпуске научных трудов, а также в подготовке национальных кадров ученых. Я говорил об этом с руководящими товарищами в национальных республиках, где мне пришлось побывать этим летом и встретил полное сочувствие. Хотелось бы знать Ваше мнение [3].

КОМАРОВ. Следовало бы создать Совет Академий наук в составе президентов Академий наук, республиканских Академий наук.

СТАЛИН. Я полностью согласен с этим предложением, но при этом нужно иметь в виду, что наша Всесоюзная Академия Наук должна руководить республиканскими Академиями и помогать им так же, как наше Союзное Государство помогает входящим в его состав республикам. Поэтому ведущая роль Академии наук СССР должна быть всячески обеспечена и, пожалуй, лучше всего создать предлагаемый Вами Совет при Академии Наук СССР [4].

КОМАРОВ. Следующий вопрос, который я хотел перед Вами поставить, связан с предстоящим весной 1945 года 220-летним юбилеем создания Академии Наук [5]. Празднование 200-летия состоялось весной 1925 года [6]. Хотелось бы отметить эту знаменательную дату большим научным празднеством.

СТАЛИН. Конечно, это необходимо сделать.

КОМАРОВ. Нужно ли приглашать ученых из-за границы [7].

СТАЛИН. Обязательно.

КОМАРОВ. Этот праздник, мне кажется, будет иметь громадное общественное значение, так как он продемонстрирует исторический вклад, который внесла русская наука и, в частности, деятельность Академии Наук в мировую научную мысль. В то же время будет показано развитие передовой советской науки и культуры и роль научного творчества в государственном строительстве СССР.

СТАЛИН. Я совершенно согласен с Вами и поддерживаю Ваше предложение.

КОМАРОВ. В 1945 году исполняется и другой замечательный юбилей - столетие существования Географического общества при Академии Наук СССР. Следовало бы отметить эту дату [8].

СТАЛИН. Правильно. Это следует сделать.

КОМАРОВ. Теперь я хочу поделиться с Вами мыслями о развитии такой важной отрасли науки, как история естествознания. Война, как мне кажется, показала, как важно для государства, чтобы в народной памяти сохранилось культурное прошлое народа. Кроме того, необходимо обеспечить ведущую роль советской науки в исследованиях по истории естествознания, как мирового, так и русского. Я хочу познакомить Вас с письмом, которое направили мне старейшие русские ученые академики В.И. Вернадский и Н.Д. Зелинский [9]. Они просят меня организовать Институт истории естествознания и возглавить этот институт [10]. Кроме того, было бы чрезвычайно полезно выпускать периодический сборник, посвященный истории естествознания "Научное наследство" с тем, чтобы печатать там исследования и документы по истории науки [11]. У меня есть конкретные предложения о направлении работ и персональном составе Института истории естествознания, который я хочу Вам представить.

СТАЛИН. Я удивлен, что до сих пор в Академии наук нет такого института. Это очень важное дело. Молодежь, в особенности, должна знать историю науки. Я целиком поддерживаю Ваше предложение.

КОМАРОВ. Теперь я бы хотел доложить Вам о перспективах научной помощи нефтяной промышленности. В Баку, посоветовавшись с тов. Багировым [12], я решил организовать в Академии Наук специальную комиссию для научного обслуживания очередных задач нефтяной промышленности [13]. Это дело несколько затянулось, но мы уже послали на Апшеронский полуостров две экспедиции [14]. Хотелось бы знать Ваше мнение: следует ли нам заниматься этим вопросом.

СТАЛИН. Правильно, этим делом нужно заниматься. Однако я хотел бы предупредить Вас, что не следует чрезмерно увлекаться глубокими горизонтами. Следует искать нефть в таких районах, где ее можно получить на сравнительно небольших глубинах.

Я хотел бы поставить некоторые проблемы перед Вами. Вам было бы важно найти новые источники железной руды для снабжения Ленинградской промышленности, чтобы избежать дальних перевозок руды в Ленинград. Следует развернуть поиски железных руд в районах Онежского озера, Ладоги и к северу от них. Можно было бы создать на основе этих источников руды металлургическую базу для Ленинградской промышленности. В этом случае уголь также можно было бы перевозить из новых бассейнов, расположенных сравнительно недалеко от Ленинграда.

КОМАРОВ. Совет по изучению производительных сил Академии Наук СССР уже накопил большой опыт и имеет некоторые достижения в организации аналогичных геологических и комплексных исследований. Академик А.Е. Ферсман [15], работая в СОПСе, вел перед войной поиски рудных ископаемых в названных Вами районах. Мы поручим ему и другим ученым развернуть эти исследования и я надеюсь вскоре доложить Вам о благоприятных результатах предпринятых  поисков [16].

СТАЛИН. Сейчас следует обеспечить полное снабжение советских ученых научной литературой, которая выходит за границей. Ученые должны знать научную продукцию, как наших друзей, так и наших врагов. Кроме того, необходимо снабдить наши институты лабораторным имуществом и оборудованием за счет импорта. На это дело не следует жалеть средств. Это окупится с лихвой. Я просил бы Вас подумать, как организовать немедленную доставку необходимой литературы и оборудования для советских ученых, а мы Вам поможем.

Кстати, мне хотелось бы знать Вашу оценку положения науки в Германии.

КОМАРОВ. Насколько я знаю, некоторые исследования по частным вопросам, связанным с военной техникой, ведутся и поныне в Германии и они представляют для нас несомненный интерес. Однако, в общем гитлеровцы в такой степени изгнали и истребили все что было лучшего в немецкой науке, что сейчас Германия стала страной научного запустения и паралича науки. Потеряв такого гения, как Эйнштейн [17], разрушив научные центры, истребив лучшую часть интеллигенции, Германия отброшена в научном отношении назад на многие годы...

Нельзя ли после войны оборудовать и послать в экспедицию в Южные страны специальное судно для пополнения громадной убыли оранжерейных растений Ботанического института в Ленинграде, которая произошла в результате вражеских бомбардировок и артобстрелов.

СТАЛИН. Это можно будет сделать. Скажите, Ленинградский климат не мешает развитию ботанического сада?

КОМАРОВ. Ленинградский ботанический сад существует свыше 120 лет. Однако, разрешите мне подумать над этим вопросом.

Я отнял у Вас, Иосиф Виссарионович, драгоценное время...

СТАЛИН. Вопросы, о которых мы говорили, принадлежат к числу важнейших государственных дел. Я прошу Вас и впредь обращаться ко мне, я буду рад Вас видеть.

(АРАН. Ф. 277. Оп. 3. Д. 197. Л. 1-6. Машинописный текст)

 

Примечания

1. Принципиально вопрос о создании филиалов и баз Академии наук СССР был решен на Чрезвычайной выездной сессии АН СССР в Москве в июне 1931 г.

2. На базе академических филиалов были созданы академии наук Грузинской ССР (январь 1941 г.). Узбекской ССР (сентябрь 1943 г.). Армянской ССР (октябрь 1943 г.). Азербайджанской ССР (март 1945 г.), Казахской ССР (июнь 1946 г.). В январе 1941 г. на базе научных учреждений г. Вильнюса была организована Академия наук Литовской ССР.

3. По-видимому, здесь наступила пауза, и не получив ответа, В.Л. Комаров продолжал.

4. Совет по координации научной деятельности академий наук союзных республик под председательством президента Академии наук СССР академика С.И. Вавилова начал свою деятельность 21 апреля 1947 г.

5. Юбилейные заседания и встречи с иностранными учеными, посвященные 220-летию Академии наук проходили в Москве и Ленинграде с 16 июня по 11 июля 1945 г.

6. Здесь В.Л. Комаровым допущена неточность. Юбилейные торжества, посвященные 200-летию Академии наук, проходили не весной, а осенью 1925 г. (4-9 сентября в Ленинграде, а 11-14 сентября в Москве).

7. На празднование 220-летия Академии наук СССР приехали 123 зарубежных ученых из 19 стран.

8. 100-летие Географического общества было отмечено на II Всесоюзном географическом съезде, состоявшемся в январе 1947 г.

9. Данное письмо академиков В.И. Вернадского и Н.Д. Зелинского пока обнаружить не удалось.

10. Постановление СНК СССР об организации Института истории естествознания было принято 22 ноября 1944 г. Он начал свою деятельность в феврале 1945 г. Его первым директором был академик В.Л. Комаров.

11. Первый том сборника "Научное наследство" вышел в свет в мае 1948 г. под редакцией С.И. Вавилова, и на 4-м томе в 1961 г. его издание было прекращено. Издание сборников "Научное наследство" восстановлено в 1980 г.

12. М.Д. Багиров (1895-1956) - в 1933-1953 гг. первый секретарь ЦК КП Азербайджана. Расстрелян в мае 1956 г.

13. Названная комиссия, судя по всему, в академии создана не была.

14. Имеются в виду Апшеронские сейсмические экспедиции с целью усовершенствования сейсмических методов разведки на нефть, в которых принимал участие Институт теоретической геофизики.

15. А.Е. Ферсман (1883-1945) - геохимик и минералог, один из основоположников геохимии, академик с 1919 г., организатор многочисленных экспедиций по исследованию сырьевых ресурсов.

16. На заседании 16 ноября 1944 г. Президиум АН СССР постановил считать работу по скорейшему разрешению вопроса о создании металлургической базы Ленинграда первоочередной задачей Академии наук.

17. А. Эйнштейн (1879-1955) -  в 1933 г. эмигрировал в США.
 



VIVOS VOCO
Март 2005