ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
том 74, № 1, с. 71 (2004) |
О наших богатствах, о недрах и мозгах...
А.А. Сидоров,
член-корреспондент РАНТема моей реплики деликатная, и поэтому я начну ее с двух цитат, одна из которых принадлежит крупному мыслителю XX в. Г. Гессе, а другая -нашему видному ученому-экономисту академику В.Л. Макарову.
"Каждая наука овладевая Игрой, создавала себе для этого условный язык формул, аббревиатур и комбинационных возможностей; среди элиты высокодуховной молодежи везде были в ходу игры с рядами формул и диалогами в формулах. Игра была не просто упражнением и не просто отдыхом, она олицетворяла гордую дисциплину ума, особенно математики играли в нее с аскетической и в то же время спортивной виртуозностью и педантичной строгостью".Это слова Германа Гессе из книги "Игра в бисер" (Гессе Г. Игра в бисер. М.: Правда, 1992. С. 496)."Так или иначе, знания - вещь нешуточная, они переворачивают экономическую картину мира. Вот несколько примеров. Всем известна электронная игра «Тетрис». Ее придумал программист Вычислительного центра Академии наук Пажитнов, и она принесла ему лично 15 тыс. долл. Вычислительный центр, продав права на распространение игры фирме «Nirntanda», получил 4 млн. долл., фирма же - свыше 1 млрд. долл." (Макаров B.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник РАН. 2003. № 5, с. 450).Это академик В.Л. Макаров. Необходимо "убеждать людей, что богатство в мозгах, а не в недрах" [с. 456]. С первой частью утверждения трудно не согласиться. Это трюизм. Против второй его части (о недрах) я публично возразил В.Л. Макарову на Общем собрании РАН.Каждому экономисту хорошо известно, что экономику многих стран, в первую очередь развитых, лихорадит вследствие малейших колебаний цен на нефть. Роль других полезных ископаемых не столь очевидна, но не менее значима в перспективе. Индустриально развитые государства, конечно, способны диктовать более слабым партнерам приемлемые для себя цены на минеральное сырье, но даже они занимаются интенсивной разведкой наиболее эффективных бассейнов углеводородного сырья и других полезных ископаемых, в том числе и на своей территории. Достаточно вспомнить об аляскинской нефти и золоторудных гигантах Карлина в США, об открытии сравнительно недавно богатейшего золото-серебряного месторождения в Японии. Нам же известный экономист пытается внушить, что богатство вовсе не в недрах. Может быть, ему следовало бы адресовать эти слова нашим олигархам, сделавшим миллиарды на нефти, газе, никеле, платине, золоте... а затем проанализировать, почему "Академсеть" оказалась не в состоянии создать фирму типа "Microsoft".
Один из главных отечественных реформаторов постсоветской эпохи (я имею в виду Е.Т. Гайдара) еще в канун перестройки вещал на страницах журнала "Коммунист", что горная промышленность повисла веригами на шее у государства. Очевидная инфантильность этой мыслишки не помешала ему стать премьер-министром. Это и есть "игра в бисер" в условиях "гласности".
Академия наук в тот период криминального либерализма (выделено нами - V.V.) вела себя более или менее достойно, за что именовалась в некоторых "продвинутых" СМИ последним оплотом тоталитаризма. И вдруг вполне уважаемый экономист высвечивает на экране лозунг: "Богатство не в недрах, а в мозгах!" И его, по-видимому, нисколько не смутило то, что и его зарплата, и техника, с помощью которой иллюстрировался его доклад, и зал, в котором проходило заседание, - все это и многое другое обеспечено теми самыми недрами. Зал безмолствовал, а затем аплодировал.
Я спросил от микрофона: "Может быть, не только в мозгах, но и в недрах? Пренебрегая богатствами недр, мы неотвратимо растеряем последние мозги". Председательствовавший президент РАН вроде бы согласился с моей репликой. Однако в опубликованной стенограмме собрания этот эпизод опущен, а лозунг оставлен, хотя богатства недр есть тот самый "непотопляемый авианосец" или "локомотив", который еще спасает нашу многострадальную экономику и способен вытянуть ее из кризиса. Если мы правильно и эффективно распорядимся богатством недр, то высокие технологии не заставят себя ждать, и мы вновь станем первыми в космосе, забудем об утечке мозгов. Высокотехнологичные товары будем создавать вначале для себя, а потом для продажи. Но не наоборот.
Сейчас обществу справедливо внушается, что наступил век высоких технологий. Это понимают все. Но разве ценность естественных ресурсов утрачивается? Как можно не понимать, что наше спасенье - в богатстве недр?! Конечно, не в бездумной их эксплуатации. Еще совсем недавно мы почти даром снабжали полезными ископаемыми пол-Европы.
Плохо знать недра Земли и недооценивать их значение еще более непростительно, чем пренебрегать высокими технологиями. Не случайно, крупнейшие умы России - от Ломоносова до Карпинского, Вернадского и Обручева - посвятили жизнь их изучению, как и армия горных инженеров старого образца и современных геологов, всегда высоко ценившихся во всем мире. Наши недра одухотворены ими, и уже по этой причине грешно противопоставлять мозги недрам. С приходом советской власти мы пренебрегли крестьянством и нынче выписываем английских фермеров, которые должны научить нас хозяйствовать на земле. Как бы не получилось того же с геологией и горным делом.
Благополучная семерка привыкла диктовать цены на минеральное сырье слаборазвитым странам. Может быть, этим объясняется своеобразное пренебрежение к недрам Земли? Однако в США, в штатах Юта и Невада насаждается культ геологии и горной промышленности - я видел это своими глазами: шикарные отели, например, стилизованы под шахты и штреки. У нас же зачастую не видят разницы между геологами и промышленниками, первых обвиняют в экологических преступлениях, совершаемых вторыми. Многим невдомек, что геология создает только знания о Земле и богатствах ее недр. Более того, геология -важнейшая экологическая наука в концепции ноосферы В.И. Вернадского, геохимию которого А.М. Горький рекомендовал читать писателям для вдохновения. Информация о земных недрах так же необходима человеку, как самые высокие технологии. Не исключено, например, что мы научимся безопасно использовать ядерную энергию после глубокого изучения соответствующих процессов, происходящих в земных глубинах. Геология же остро нуждается в высоких технологиях.
Отечественные геологические школы все еще держатся на мировом уровне. Но геологические службы продолжают деградировать, о чем не так давно в открытом письме В.В. Путину на страницах "Литературной газеты" констатировал ряд академиков. В России геология и ее службы не могут занимать третьестепенное место. Российская цивилизация с Петровских времен и даже раньше была "геологичной": сначала - сугубо утилитарно, затем вполне научно, а ныне "геологичность" должна стать мировоззренческой, о чем мечтал великий Вернадский.