- | ЧЕЛОВЕКУ |
М.А. Мануильский
Максим Анатольевич Мануильский - кандидат философских наук,
заместитель главного редактора журнала "Человек"15 лет назад, в феврале 1990 г. вышел в свет первый номер журнала "Человек". И тогда, и сегодня основная задача научно-популярного иллюстрированного издания Президиума Академии наук - публикация и популяризация результатов комплексного междисциплинарного изучения человека. Журнал продолжает традиции таких научно-популярных изданий, как "Природа", "Энергия", "Наука в России" и др.
Вместе с тем, по крайней мере, в одном отношении "Человек" - журнал уникальный. В мире существуют тысячи научных организаций и центров, занимающихся исследованием человека, тех или иных сторон его жизнедеятельности. По некоторым оценкам, сегодня насчитывается более 200 научных дисциплин, изучающих человека. Их можно объединить в шесть блоков: науки о человеке как биологическом виде, науки о человечестве, науки о взаимодействии человека с природой, науки о человеке как личности (персоналистика), науки об онтогенезе человека, науки о человеке как субъекте теоретической и практической деятельности.
Специфика данного журнала заключается в том, что он стремится реализовать комплексный подход к человеку, нарисовать его многомерный и вместе с тем целостный образ. Этот образ создают представители различных наук: биологи, генетики, медики, философы, психологи, социологи, культурологи, а наряду с ними деятели литературы и искусства, представители различных религиозных конфессий. Регулярное обращение к этим формам постижения человека - вполне осознанная установка, ибо и религия, и искусство располагают своими особыми средствами понимания человека.
Проблема взаимоотношения, взаимодополнения различных подходов в изучении человека -одна из наиболее сложных. Чтобы охарактеризовать задачи, встающие в данном случае перед журналом, воспользуюсь метафорой. Научные исследования принято разделять на теоретические и прикладные (экспериментальные). Нечто подобное можно сказать и о человеческом мире. Человеческое бытие представляет собой цепь выборов и принимаемых на основе выбора конкретных решений. Хрестоматийный пример -"дело" Галилео Галилея. В конце 1615 г. он, устав от многочисленных нападок на него богословов, лично явился в Рим и предстал перед священным трибуналом, где и попытался защитить свои взгляды. Финал хорошо известен. Возможно, решение Галилея было эмоциональным, спонтанным, наивным, словом, каким угодно, но главное другое - оно было закономерным следствием сделанного когда-то выбора: личностного, научного, жизненного. Так вот: журнал "Человек" старается писать прежде всего о жизненных выборах, о тех решениях, которые эти выборы могут за собой повлечь, и о тех факторах, идеях и обстоятельствах, которые все это конструируют.
Другая принципиальная позиция журнала состоит в том, что на его страницах должен присутствовать не только некий абстрактный человек как предмет теоретических и прикладных разработок, но и живые люди с их повседневными делами, заботами и надеждами. Вот лишь несколько тем из последних номеров: долгосрочные ориентиры российского образования, проблема идентичности в условиях глобализации, этико-правовые аспекты использования стволовых клеток человека, влияние телевизионной рекламы на детей и подростков, двуязычие на работе и в быту в республике Татарстан, массовые страхи в российском обществе, как перестать быть "плюшкиным" и избавиться от ненужных вещей в квартире, "модели" супружеских измен.
Обсуждаются на страницах журнала и проблемы, которые могут коснуться множества людей уже в недалеком будущем. Успехи генетики, создание новых биотехнологий создают реальную возможность для расширения пределов человеческой жизни. Такая возможность может появиться через 10, 20, а может, и более лет, но вопрос в том, насколько человечество подготовлено к этому в социально-этическом плане. По каким критериям государство будет отбирать кандидатов для продления жизни? Новые технологии могут продлить жизнь тысячам и даже миллионам людей с серьезными болезнями. Но уже сегодня здравоохранение требует огромных затрат. Эти и многие другие возникающие в данной связи проблемы требуют тщательной проработки уже сейчас.
И наконец, издание рассказывает о выдающихся представителях рода человеческого, прежде всего наших соотечественниках - крупнейших мыслителях и ученых. За прошедшие годы на страницах журнала не раз появлялись прежде никогда не публиковавшиеся материалы о судьбах Н.И. Вавилова, Н.В. Тимофеева-Ресовского, В.П. Эфроимсона, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, других знаменитых людей, их собственные оригинальные тексты.
Вообще журнал много внимания уделяет "человеческим" документам: архивным материалам, биографиям, воспоминаниям. Из последних публикаций стоит упомянуть блестящий рассказ члена-корреспондента Н.В. Карпова о его встрече и многочасовой беседе в 1966 г. с А.Ф. Керенским, встрече, произошедшей, кстати, по инициативе последнего.
Попытки создать центр, который занимался бы комплексом проблем человека, предпринимались в нашей новейшей истории несколько раз. В дореволюционной общественной мысли трудами П.Л. Лаврова, B.C. Соловьева, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, о. Сергия Булгакова, о. Павла Флоренского и многих других сложилась уникальная традиция постижения человека. В ее рамках органично сочетались философские, религиозные, психологические, социологические, этические подходы и принципы. Примечательно в данной связи название двухтомного труда профессора Казанской Духовной академии В.И. Несмелова - "Наука о человеке" (Казань, т. 1. 1898, т. 2, 1907). Много и плодотворно занимались проблемами человека отечественные естествоиспытатели И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев. Последний, в частности, в 1908 г. организовал Психоневрологический институт, ав 1918 г.-Институт по изучению мозга и психической деятельности.
В конце 20-х годов Бехтерев, а затем М. Горький подняли вопрос о необходимости всестороннего изучения человека и создании соответствующих структур. Так, Горький высказывал идею об объединении науки, искусства и труда в познании и развитии человека. Однако этот проект не был реализован. Единственным значимым результатом стало создание в 1933 г. по инициативе писателя Всесоюзного института экспериментальной медицины.
Первые реальные попытки каким-то образом стимулировать и институциализировать обсуждение проблемы человека были предприняты в середине 60-х годов. На страницах "Литературной газеты", журнала "Знание - сила" появилась постоянная рубрика - "Институт человека".
В 1980 г. при Президиуме АН СССР был создан Научный совет "Философские и социальные проблемы науки и техники", в рамках которого действовала секция "Комплексное изучение человека". Под эгидой Совета начал издаваться ежегодник "Философия и социология науки и техники", где гуманитарной тематике уделялось много внимания.
В январе 1989 г. по инициативе выдающегося отечественного ученого академика И.Т. Фролова Президиум Академии наук рассмотрел вопрос об организации Всесоюзного межведомственного центра наук о человеке при Президиуме АН СССР, Института человека и журнала "Человек". В марте того же года в соответствии с тогдашней практикой решением Секретариата ЦК КПСС ежегодник "Философия и социология науки и техники" был преобразован в журнал "Человек". Председателем его Редакционного совета стал И.Т. Фролов. В октябре в издательстве "Наука" началась подготовка первого номера.
Подобно любому новому изданию, "Человек" испытал трудности становления. Как это ни покажется парадоксальным, многие проблемы были связаны с огромным интересом к гуманитарному знанию, той его части, которая долгое время находилась в спецхране и в лучшем случае публиковалась под рубрикой "Критика зарубежной...". В соответствующей информации нуждались и профессиональные исследователи, и массовая аудитория. Причем на рубеже 90-х не существовало четких граней между профессиональным и "любительским" чтением - по крайней мере, для текстов общественно-научной, общественно-политической, культурной тематики. Знатоками в области "человеческих отношений" считали себя большинство граждан, следящих за интеллектуальными и политическими дискуссиями в стране. В профессиональной среде у журнала также была масса потенциальных читателей - человека изучают медицина, антропология, психология и т.д., однако практически не было конкретных адресатов - кафедр антропологии в вузах страны не существовало, а на гуманитарных и обществоведческих кафедрах "человековедов" не готовили. В сложившейся ситуации найти и завоевать своего читателя было нелегко.
Не без потерь (прежде всего с точки зрения тиража) журналу удалось пережить непростые времена, избежать сенсационности, огульного охаивания общественной мысли советского периода, слепого преклонения перед дореволюционным научно-философским наследием, некритического заимствования зарубежных теорий и концепций. Редколлегия и редакция вместе с Институтом человека РАН сосредоточились прежде всего на институализации человекознания как самостоятельной научной дисциплины, поиске собственного проблемного поля, налаживании продуктивных связей между представителями гуманитарных и естественных наук, диалоге между наукой и другими направлениями познания человека. Эти усилия оказались оправданны, а избранная стратегия правильной. Журнал стал средством научной коммуникации, участниками которой выступают различные субъекты и структуры. Достаточно сказать, что ныне Государственный стандарт высшего образования Российской Федерации включает около 30 только "антропологий" (философская, культурная, социальная и т.д.). Специальностей, в которых человек поименован предметом изучения, еще больше. Центры по изучению человека существуют в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Новосибирска, ряда других городов. В структуре Российского гуманитарного научного фонда появился отдел "Комплексное изучение человека" и т.д.
Сегодня журнал "Человек" - издание со сложившейся тематикой и читательской аудиторией. Основные темы публикаций - теория и методология комплексного изучения человека, история наук о человеке, человеческий и интеллектуальный потенциал России, гуманитарная экспертиза общественно значимых проектов и социально-экономических реформ, морально-правовые аспекты и социальные последствия разработки и внедрения новейших технологий в области генетики, медицины, промышленности, информации, образования.
Важнейшая тема наших публикаций - этические и ценностные основы науки, проблемы профессиональной этики. Так, сегодня широкое распространение получила псевдонаука. Журнал старается противодействовать этим "новым", а на самом деле старым веяниям. К несомненным удачам в данном отношении следует отнести публикацию никогда не переводившегося на русский язык текста древнегреческого философа Плотина (ок. 205-270 гг.) "Влияют ли на нас звезды?". Вступительная статья носит характерный заголовок: "Древнейший критик астрологии". Многие аргументы автора актуальны и сегодня. Примечательно вот еще что. Плотин считается основателем школы неоплатонизма. Тем не менее ученик не обошел вниманием и учителя - Платона, не раз апеллировавшего к звездам. Словом: "Платон мне друг, но истина дороже!".
И последнее по перечислению, но не по значимости. На страницах журнала всегда присутствуют вечные темы - жизнь, смерть и бессмертие, смысл жизни, любовь и ненависть, дружба и одиночество, совесть, честь, долг, привычки, увлечения - словом, все то, что составляет жизненный мир каждого из нас.