ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

том 73, № 9, с. 842-852 (2003)

Размышления над новой книгой


 
Сагалевич А.М.
ГЛУБИНА
М.: Наука, 2002. 320 с.

 

КОЛУМБЫ ОКЕАНСКИХ ГЛУБИН

А.П. Лисицын,
академик

Одним из великих достижений науки XX в. был выход человека в космос. Другим важнейшим событием конца века стало проникновение человека в глубь океана - в гидрокосмос, начало систематических исследований и экспериментов на глубинах до 6000 м и отдельные погружения до 11000 м - максимальные в Мировом океане. На глубине 6000 м давление за бортом подводного аппарата составляет около 600 атм, на глубине 11000 м - более 1000 атм, то есть условия работы в гидрокосмосе оказываются во многом сложнее, чем в космосе. Если цель первых погружений -поиск ответов на вопросы об условиях среды на огромных глубинах, о наличии там жизни, то при дальнейших исследованиях стали возникать новые проблемы, связанные с подводным вулканизмом и гидротермальной деятельностью, расширением дна океана и др.

За последние 30-40 лет от громоздких аппаратов - батискафов, пригодных для единичных погружений, причем только при идеальных погодных условиях, перешли к использованию небольших (они могут перевозиться самолетами) подводных обитаемых аппаратов. В настоящее время лучшими из них признаны аппараты "Мир", созданные совместными усилиями инженеров и ученых России и Финляндии и имеющие предельную глубину погружения 6000 м, то есть с их помощью можно исследовать более чем 98% поверхности дна Мирового океана. Исследования с "Миров" начались 15 лет назад и к настоящему времени проведены более чем в 25 экспедициях во все океаны.

Книга "Глубина" А.М. Сагалевича посвящена этим удивительным исследованиям. Он не только участвовал в постройке аппаратов, но и руководил погружениями на протяжении 15 лет. Это один из самых опытных в мире шеф-пилотов отряда подводных исследований, на его счету сотни погружений в разных частях Мирового океана. Поэтому рассказ Анатолия Михайловича о начале эпохи гидрокосмоса звучит особенно убедительно.

Красочно оформленная с многочисленными цветными фотографиями и рисунками книга подарочного формата объемом 320 стр. начинается с истории разработки и применения подводных аппаратов. Читатель наверняка хорошо знаком с подводными погружениями команды Ж.-И. Кусто, - это первый большой шаг человека в океан, но пока на небольшие глубины. Следующий шаг -проникновение на глубины более 1000 м, недоступные даже для самых совершенных современных атомных подводных лодок, - потребовал очень сложных и во многом уникальных решений. Современные подводные аппараты - это маленькие юркие подводные корабли, которые можно сравнить с вертолетами: они могут двигаться на глубинах в любом направлении, зависать над дном или на заданной глубине, выполнять сотни самых разных операций. Экипаж подводного обитаемого аппарата "Мир" состоит из трех человек, размещается в прочной сфере и может работать под водой в течение трех суток. Аппарат буквально насыщен разнообразными приборами - это настоящий плавучий подводный институт с двумя бортовыми компьютерами, многочисленными устройствами для отбора и хранения проб воды, каменного материала, донных осадков и живых организмов, датчиками условий забортной среды.

Трудность работ на океанских глубинах состоит не только в высоком давлении, но и в том, что исследования ведутся в условиях полной темноты и отсутствия ориентиров. Поэтому аппараты оборудованы мощными прожекторами и приборами для дистанционных исследований: эхолотами, локаторами кругового обзора, сейсмопрофилографами. Применение прожекторов недостаточно для визуальных исследований у дна: видимость здесь обычно не превышает 15 м, часто бывает и еще меньше. Аппараты движутся по показаниям приборов, с использованием системы донных акустических маяков и подводной связи с судном. В автономном плавании во мраке глубин аппараты находятся 15-18 ч, иногда и больше.

Работу трех гидронавтов обеспечивают десятки человек на борту судна, практически все научные сотрудники и значительная часть экипажа. И это не только подготовка и проведение каждого погружения, но и обработка собранного научного материала. Океанские погружения напоминают полет в космос - и по ответственности всех операций, и по новизне получаемых материалов, и по количеству прямо или косвенно задействованных участников.

Первые две главы книги вводят читателя в мир проблем, связанных с конструкцией аппаратов и историей их конструирования и постройки.

ГЛУБОКОВОДНЫЙ ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ АКАДЕМИИ - НОВЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

Век обитаемых подводных аппаратов начался совсем недавно, после Второй мировой войны. Первым из них был огромный FNRS-2 (вес 200-300 т), построенный О. Пикаром. В 1948 г. он достиг глубины 1400 м, а в 1960 г. "Триест", аппарат такого же класса, спустился на максимальную глубину Мирового океана - 11900 м. Ж. Пикар и Д. Волш доказали, что достижение таких глубин, с точки зрения техники, возможно.

Однако научные результаты этих погружений оказались очень ограниченными. Пожалуй, в первый раз с наибольшей эффективностью аппараты были использованы франко-американской экспедицией ФАМОУС (1973-1974), в которой наряду с батискафом "Архимед" использовались два малых подводных обитаемых аппарата (ПОА) нового поколения "Сиана" и "Алвин". В целом удалось впервые получить представления о геологических процессах в рифтовой зоне срединного хребта, что послужило одним из доказательств правомерности теории тектоники литосферных плит. Стало также совершенно очевидно, что малые ПОА имеют огромные преимущества перед гигантами-батискафами, век которых к этому времени, можно сказать, завершился [1].

В 1960-1970 гг. одновременно в разных странах было построено несколько ПОА с предельными глубинами погружения 2000-3000 м. В нашей стране на протяжении 10 лет проводились исследования с ПОА "Пайсис" канадской постройки. Впервые с борта одного судна работали два аппарата. Потом приступили к созданию отечественных аппаратов нескольких типов, среди которых особенно удачным оказался "Аргус", совершивший более 700 погружений до глубин 600 м. Всего в эти годы было построено 13 отечественных исследовательских ПОА [2].

Работы "Пайсисов" начались с изучения дна озера Байкал (1977), затем они самолетами были переброшены на Черное море, где участвовали в серии рейсов (в основном геологических) по изучению рифтовых зон океана - ущелий и кратеров подводных вулканов на глубинах до 2000 м. Надо сказать, такие малые глубины редко встречаются в глобальной системе срединных хребтов (хребты Рейкьянес и Гуаймас, Аденский и Калифорнийский заливы. Красное море). Все они были исследованы с ПОА "Пайсис" [3].

Однако дальше становится ясно, что без подводных аппаратов, предназначенных для глубин 3000-6000 м, познание главной части океанского дна, в том числе срединных хребтов, невозможно. Начинается время ГОА - глубоководных обитаемых аппаратов третьего поколения. В настоящее время создано пять таких аппаратов, причем два из них в России - аппараты "Мир", принадлежащие РАН. С помощью этих пяти аппаратов человечество смогло обследовать около 98% поверхности дна Мирового океана. Таким образом, положено начало новой эпохе развития всех областей океанологии - физики, химии, биологии и геологии, целого каскада открытий и новых технических возможностей проведения исследований in situ на больших глубинах.

Современный глубоководный аппарат на борту судна - только половина успеха, другая, не менее важная его составляющая - новый уровень организации научных исследований. Современный подводный аппарат - это исследовательская лаборатория, оборудованная самыми совершенными приборными комплексами, он как кабина современного самолета. Как наиболее эффективно его использовать, как работать не с одним, а с двумя подводными аппаратами и в чем преимущество такой работы? Наконец, как должны взаимодействовать лаборатории судна (плавучего института) с подводными судами, с береговыми лабораториями?

В ходе исследований на "Пайсисах", а затем на ГОА "Мир" была разработана отечественная технология геолого-географических и геохимических исследований, не имеющая аналогов и, с точки зрения многих специалистов, наиболее эффективная. Это стратегия и тактика исследований с трех исследовательских судов одновременно (система 1+2) - с надводного и двух подводных.

Подводные аппараты - это глаза и руки надводного судна, с другой стороны, надводное судно - не только носитель аппаратов, но и плавучая система лабораторий и комплекс дистанционных методов подготовки полигонов для погружений. И не просто погружений, а прицельных, с выходом в точку работ на глубинах 3-6 км с точностью до десятков метров! Дело в том, что видимость в придонном слое вод, как отмечалось, очень низкая - редко превышает 15 м. Несмотря на возможность длительного пребывания у дна, аппарат движется медленно, за одно погружение не может пройти более 5-6 км, то есть потери времени на поиск цели недопустимы. Отсюда необходимость детальнейших подготовительных опережающих исследований с выбором мест для полигонов с помощью дистанционных систем судна и проведения целого комплекса других изысканий - он был выработан в ходе первых рейсов с ПОА и ГОА.

Предваряющие обследования проводятся с надводного судна в перерывах между погружениями (для зарядки аккумуляторов) или в специальное время, причем со все возрастающей детальностью. Например, для поиска гидротермальных оазисов исследуются области рифтовых ущелий хребтов, определяются особенности их рельефа, строения осадочной толщи, данные магнитометрии и др., изучается водная толща: идет поиск ореолов рассеяния гидротермальных факелов, распространяющихся далеко от источников, методами зондирования, сканирования и томографии придонного слоя. Наконец, проводится изучение ореолов рассеяния в донных осадках с целью обнаружения областей развития металлоносных осадков и аномалий содержания ряда элементов. Кроме того, такого рода предварительное обследование - важная наводка для выбора наиболее интересного и показательного полигона. После учета всех данных определяется место полигона и проводится детальнейшее его исследование с применением эхолотов и локаторов бокового обзора, сейсмопрофилографов и других современных дистанционных систем с ведением судна по спутникам (система GPS). Составляется компьютерная батиметрическая карта - план полигона. На ее основе, с учетом положения предполагаемых объектов и рельефа дна, выбираются места для постановки донных акустических маяков. Подготовка полигона часто завершается его визуализацией с помощью подводных видео-, кино- или фотокамер, устанавливаемых на буксируемых подводных аппаратах или роботах [4].

Работа подводного аппарата - можно сказать, "слепой полет у дна". Поэтому без систем подводной навигации и точных карт детально подготовленного полигона работа становится бессмысленной и опасной. Представим себе аппарат весом 20 т, движущийся вслепую в рифтовом ущелье или кратере вулкана с высокими скалами и обрывами. А два аппарата одновременно? Наконец, мы избежали все опасности, начинается подъем аппарата к поверхности в хорошую погоду (а может быть, в штормовую ночь). За время пребывания под водой (15-20 ч) судно сносит из точки погружения, а сам аппарат при движении через толщу вод смещается течениями нередко тоже на несколько километров. Как не только найти, но и поднять аппараты на борт судна во время волнения (допускается работа при волнении до 5 баллов), то есть поднять 20 т груза на борт качающегося на волне судна при условии воздействия ветра, частых шквалов?

Это только часть трудностей, с которыми пришлось столкнуться при организации исследований для получения тех результатов, которым посвящена книга. Овладение глубиной - огромный этап в освоении океана. Такие достижения стали возможными в итоге многолетней работы конструкторов и инженеров, научного состава судна, экипажей подводных аппаратов, геологов-наблюдателей и команды судна - примерно 150 человек (не считая конструкторов). Это должны быть специалисты самой высокой квалификации, тренированные люди, готовые к круглосуточным исследованиям вдали от берегов, нередко в очень трудных погодных условиях. Я пишу об этом, чтобы читатель вошел в курс не только замечательных достижений, но и получил представление о трудностях, преодолеваемых в ходе научного завоевания глубин.

Другая особенность системы глубоководных исследований РАН - работа с двух аппаратов (во всем мире работают с одним подводным аппаратом на борту). В чем выигрыш? Преимущество здесь не только количественное, но, что важнее, качественное. Прежде всего оно касается безопасности работ на глубинах до 6 км и значительных удалениях от судна. Не меньшее значение имеет и научная эффективность, достигаемая особой тактикой исследований с применением двух аппаратов. На начальном этапе (сразу после достижения дна) начинается поиск цели. Аппараты используют "метод волчьей стаи": если один из них выходит на объект, то вызывает по подводной связи второй аппарат. Далее исследования ведутся в паре, причем в более широком комплексе, чем с одиночного аппарата: часто уникальные приборы устанавливаются только на одном из них.

Огромное значение система "двойка" имеет и при подводных телевидеофотоработах. Один аппарат оборудуется мощными светильниками, другой - внешними и внутренними (размещенными внутри сферы) камерами. В полной темноте океанских глубин удается добиться освещенности киностудии, создавать на глубинах удивительные световые эффекты - вспомните фильм "Титаник"!

Работу российских ученых с двумя подводными аппаратами отличает высокая оперативность и насыщенность. Например, в ходе геологических исследований в бункере аппарата оказывается обычно более 20 кг проб каменного материала и донных осадков, разнообразных животных. Бортовые батометры приносят пробы высокотемпературного флюида, придонных вод и высачиваний. В памяти двух бортовых компьютеров - записи температуры, солености, скорости звука и других параметров, а также навигационных характеристик в ходе каждого погружения. Обстановка у дна обычно бывает настолько разнообразной и сложной, что для фиксации фото- и видеокадров, описания многочисленных образцов наблюдатель ведет записи на магнитофон. Нужно обработать фотоснимки и архивировать видеозаписи, проанализировать пробы, привести в порядок обычные записи и т.д. И все это по горячим следам, ведь на следующие сутки пойдут новые погружения. Вся полученная информация детально обсуждается на оперативном заседании совета экспедиции, где выясняются проблемы, корректируются рабочие гипотезы, намечаются задачи на следующее погружение, которое в силу этого становится уже не "слепым", а "прицельным". Таким образом, российская методика работ с подводными аппаратами - это, по сути дела, одновременная деятельность трех исследовательских судов - одного надводного и двух подводных, демонстрирующая четкость и слаженность, исключительную научную насыщенность и продуктивность.

Такая организация работ оказалась очень эффективной и при работе с туристами-подводниками: здесь также удается выкраивать около 8 часов в сутки на науку (во время зарядки аккумуляторов, подготовки экипажей аппаратов к следующему погружению).

Эффективность нашего метода оказалась настолько очевидной, что в настоящее время многие страны "удваивают" свои исследовательские суда: разрезают их и делают вставки длиной 10-15 м с лабораториями. И в то же время сейчас в нашей стране часто можно слышать голоса о том, что нужно переходить на работы с малых судов, что это экономнее. Мне совершенно ясно, что с малых судов можно получить малые результаты. Только линкоры науки обеспечивают прорыв в будущее!

Первоначально для работ с подводными аппаратами были оборудованы все пять крупных судов Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН, причем НИС "Дмитрий Менделеев" переоборудовали для работ с ГОА "Мир" перед самым началом "перестройки" в нашей стране. В настоящее время эти работы проводятся только с НИС "Академик Мстислав Келдыш", и то в основном на коммерческой основе. За прошедшие годы подводный флот РАН провел исследования во всех морях нашей страны, а также во всех океанах - в общей сложности состоялось около 2000 погружений на глубины до 6000 м: поисковые и разведочные работы, картирование на океанских глубинах, изучение жизни в гидротермальных оазисах и в толще вод, специальные исследования по физике и оптике океана, изучение микрофлоры, газов, растворенных в морской воде, и др. Множество данных об открытиях, сделанных в ходе этих исследований, уже опубликовано, другие находятся в печати.

РАЙСКИЕ САДЫ, "ЧЕРНЫЕ КУРИЛЬЩИКИ" И РУДА НА ДНЕ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ

Одно из наиболее ярких открытий, которое продолжается до настоящего времени (на протяжении более 20 лет), связано с областями гидротермальной деятельности на дне, подводными оазисами, где обитают удивительные ярко окрашенные животные, с полями гидротермальных матов, крабов, ползающих среди плотных поселений гигантских моллюсков, глубоководных акул и угрей.

Сообщество гидротермали заселяет склоны высоких башен, сложенных обычно сульфидными рудами, над которыми возвышаются столбы черного дыма - "черные курильщики". Пока изучена только незначительная часть таких оазисов, встречающихся не непрерывно, а на удалении в сотни километров друг от друга по простиранию ущелий срединных океанских хребтов. Особенно поражает фауна гидротермали после нескольких часов погружения, когда в лучах прожектора вдруг вспыхивает удивительное разнообразие красок, плотное сообщество разнородных животных. Названия многих таких участков океанского дна отражают восхищение первооткрывателей: Райский сад, Эдем, Сад роз, Белая леди. Радуга и др. Пока изучена только незначительная часть (менее 5%) вероятных гидротермальных оазисов, главная работа еще впереди.

На поверхность дна здесь выходят гидротермальные флюиды с температурой до +400°С, которые несут огромное количество различных элементов в растворенной форме (в том числе газов). Вид подводных источников и всего мира придонных "райских полей" - зрелище незабываемое [5]. Трудно себе представить райские сады с невиданными животными, буйством красок на фоне полной темноты и полного безмолвия, на глубинах в несколько километров от поверхности, вдали от солнца и без воздуха. И легко понять все возрастающую привлекательность таких "путешествий" для состоятельных туристов - их много больше, чем желающих участвовать в космических полетах.

Дымы "черных курильщиков", гидротермальные факелы, поднимающиеся со дна на сотни метров, фантастические скопления необычных организмов, зоны распространения металлоносных осадков протяженностью в сотни и тысячи километров вокруг гидротерм - все это показатели грандиозного по масштабам процесса поступления глубинного вещества в поверхностные сферы Земли. (До этих открытий считали, что главное поступление идет в областях современного вулканизма на суше - в виде лавовых потоков и пеплов извержений наземных вулканов.) Именно на дне морей и океанов идет основной поток базальтовых лав, происходит - причем в глобальных масштабах - наращивание конструктивных частей литосферных плит. Уникальны также физико-химические параметры процессов, идущих на границе раскаленных базальтов и холодной придонной морской воды [6, 7]. В отличие от наземных извержений они происходят при давлениях не 1 атм, а 300-400 атм и более и при температурах, доходящих до 1000-1200°С.

Лабораторными экспериментами доказано, что при таких условиях морская вода - в отличие от пресной - резко меняет свои свойства, она превращается в агрессивный кислый восстановленный флюид, который воздействует на базальты, выщелачивает из них значительное количество элементов (удалось собрать пробы измененных базальтов). Разогретая до высоких температур морская вода становится более легкой и поднимается, вынося на поверхность дна захваченные в ходе высокотемпературной реакции элементы. Здесь на границе вода-дно условия резко отличны от глубинных: морская вода холодная и имеет нейтральную окислительную реакцию. Происходит взаимодействие двух растворов: горячего флюида и холодной морской воды. Ход реакции изучают при отборе проб с подводных аппаратов (и с судна) в разных частях гидротермальных факелов и в ореолах рассеяния на морском дне. Часть рудных растворов флюида осаждается в местах их выходов на поверхность дна - образуются рудные башни, другая часть (около 95%) уходит в факелы. При свете прожекторов подводного аппарата можно видеть многочисленные блестки в угольно-черных дымах факелов. Это мелкие кристаллы рудных минералов, которые удается прицельно отбирать из факелов, соблюдая осторожность: флюид - это жидкий огонь с температурой 300-400°С. В книге много фотографий и рудных построек и факелов.

Удалось определить и приблизительные объемы морской воды, которые проходят в год через этот "химический реактор" на дне океана, - около 30 млрд т в год! В первом приближении определено количество, а также "ассортимент" элементов (кремний, кальций, железо, марганец и др.), а также газов (метан, углекислый газ, сероводород, гелий), которые поставляются гигантским химическим реактором в придонные воды океана. И еще одно явление очень важно для понимания природы океана: оказалось, что в ходе высокотемпературной реакции вода-базальт происходит не только выщелачивание многочисленных элементов из минералов, но и обратный процесс - захват и осаждение в пустотах и трещинах базальтов элементов, извлеченных из морской воды (в первую очередь сульфат-ион и магний). Так регулируется состав морской воды. По приблизительным подсчетам, вся вода Мирового океана проходит через высокотемпературный химический реактор на дне за 3-10 млн. лет - с геологической точки зрения, очень быстро. Масштабы поступления базальтов, а следовательно, и гидротермальной деятельности на дне определяются скоростью спрединга, то есть тектоническими факторами. Отсюда новые (не классические) подходы к геохимии донных осадков, рудных построек, морской воды, газов, биоты.

С борта подводных аппаратов "Мир" исследователю впервые открылась планетарная природная лаборатория. Миниатюрные "Миры" оказались среди тех немногих "первых ласточек", которые открыли новую эпоху в науках о Земле.

ПАНТЕОН КОРАБЛЕЙ-ГИГАНТОВ И ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, СОКРОВИЩА ГАЛЕОНОВ

Дно океана сохраняет запись катастроф на море, начиная от первых попыток человека выйти в океан и кончая современными атомными подводными лодками (АПЛ). Больше всего затонувших кораблей близ подводных рифов у берегов океана, а также в местах жестоких штормов на традиционных для своего времени путях движения судов. Иные закономерности - при нахождении остатков судов, погибших во время морских сражений: они связаны с местом встречи с противником. Акватории гибели АПЛ определяются чаще всего техническими неисправностями или случайными взрывами, как это было с "Курском".

В книге А.М. Сагалевича описаны исследования, которые проводились на затонувшем "Титанике", линкоре "Бисмарк", в месте гибели АПЛ "Комсомолец" и японской подлодки 1-52. "Титаник", который столкнулся с айсбергом и затонул в апреле 1912 г., был крупнейшим пассажирским пароходом своего времени (45 тыс. т). Катастрофа века унесла жизни 1500 человек. Линкор "Бисмарк" длиной 251 м был, наверное, самым совершенным судном своего класса, с орудиями под снаряды весом 1 т, дальностью стрельбы около 30 км и скоростью хода до 50 км/ч. Из 2206 человек его команды после боя с английскими кораблями и гибели в августе 1940 г. осталось в живых 116 человек. АПЛ "Комсомолец" также была построена по последнему слову техники, могла погружаться на глубины, значительно превышающие предельные для других субмарин, имела замечательный прочный корпус из титана. Каждый из кораблей казался символом торжества человеческого гения над силами природы.

Гибели "Титаника" посвящено много фильмов, последний из них снимался с подводных аппаратов "Мир" Джеймсом Камероном в совместных русско-американских экспедициях, его видели и наши зрители. С большим интересом читается раздел о работах "подводного Голливуда" на глубине 3800 м - о съемках этого и последующих фильмов. Прошло 90 с лишним лет со дня трагедии, но она продолжает волновать, создаются все новые и новые фильмы, демонстрируются на выставках остатки судна и вещей, собранных во время погружений на "Мире", не иссякают ряды желающих принять участие в подводных экскурсиях. Объем работ лучше всего характеризуют цифры. В районе "Титаника" на глубину 3800 м было выполнено 140 погружений в семи специальных киноэкспедициях. Несколько фильмов, снятых при этом, обошли весь мир - такого раньше никто не видел. Почему ведущие кинофирмы Запада ориентируются именно на систему подводных исследований РАН, а не на свои аппараты? Здесь, как и во многих других случаях, с особой четкостью выявляется конкурентоспособность нашей системы исследований 1 + 2, когда задействовано крупное исследовательское судно-институт (надводная часть студии, аппаратная, реквизит и научная интерпретация материалов, консультации) и два подводных аппарата: один из них - осветитель, второй используется для съемок. В кинорейсах всегда участвует научный отряд РАН из 12-15 человек, который ведет работы в перерывах между съемками.

За два дня до гибели немецкий линкор "Бисмарк" потопил английский крейсер "Худ", погибло 1400 человек экипажа. Однако "Бисмарк" не смог скрыться от преследования и был обнаружен самолетами. Одна из выпущенных ими торпед лишила судно управления. После попадания еще трех торпед гигантский корабль водоизмещением 50 тыс. т с броней толщиной от 12 до 30 см остановился и перевернулся. Как показали исследования с подводных аппаратов "Мир", его огромные орудийные башни оторвались и оказались на дне отдельно от корпуса.

В истории этих кораблей много общего: "Титаник" и "Бисмарк" были самыми совершенными судами своего класса, оба гигантских размеров - водоизмещением около 50 тыс. т, это почти в 10 раз больше НИС "Академик Мстислав Келдыш". А скорость хода была удивительной даже по современным меркам - 25-30 узлов, то есть около 50 км/ч. Останки этих гигантов покоятся на океанских глубинах, многие десятилетия они были недоступны. Десятки цветных фотографий, сделанных во время погружений "Миров" и выполненных с исключительным мастерством, позволяют судить не только о драматических событиях прошлого, но и об условиях среды, геологии, особенностях глубоководного планктона и бентоса. На "Титанике" попутные подводные океанологические исследования проводились в течение семи лет [8].

Нельзя не упомянуть об уникальных исследовательских и подводно-технических работах, которые выполнялись парой "Миров" в 1989-1995 гг. в районе гибели АПЛ "Комсомолец" [9]. В шести экспедициях проводились всесторонние исследования с отбором проб и визуальными наблюдениями во внутренних помещениях лодки. Дальше удалось сделать невозможное: впервые в инженерной практике на глубине около 2 км построить подводный саркофаг для ограничения утечки радионуклидов из корпуса лодки (эти работы описаны в отдельной монографии). Район гибели АПЛ, который обследовался всесторонне на протяжении шести лет, стал и уникальным подводным полигоном для фундаментальных исследований, позволивших сделать вывод о долговременных изменениях не только на дне, но и в толще вод этого сурового и ключевого для климата Европы района Атлантики. Подводно-технические исследования и работы с двух подводных аппаратов "Мир" - уникальная страница в истории подводных исследований. И вместе с тем каждая свободная минута судового времени в ходе труднейших работ использовалась для получения научной океанологической информации. В итоге это привело к накоплению исключительно ценных данных о процессах, протекающих у основания континентального склона Норвежского моря - данных, полученных за шесть лет работ в условиях частых штормов и качки. Повествование о тех тяжелых годах читается с горечью и восхищением.

Разгадка еще одной тайны дна океана - истории гибели японской подводной лодки 1-52 - описана в заключительной части книги. Лодка, как предполагалось, везла какой-то тайный груз из Японии в захваченный немцами французский порт. Американские противолодочные самолеты выследили эту огромную для тех времен подлодку (водоизмещение около 5000 т) и атаковали ее. После попадания двух торпед она затонула на глубине 5340 м. В рассекреченных архивах среди стратегического сырья для Германии (олово, каучук и др.) числилось также 2 т золота. Одна из фирм предложила провести подводные исследования лодки с помощью "Миров". Отыскать лодку на таких глубинах при отсутствии точных координат было трудным делом - особенности этой работы живо описаны автором книги. В конце концов (через 60 лет после гибели) корпус подводной лодки обнаружили и обследовали. Вокруг нее множество обломков и слитков олова, которое должны были доставить в Германию, но слитков золота не оказалось... Вместе с лодкой на дно ушел весь ее экипаж - 112 человек...

В мире всегда было много искателей сокровищ, но, наверное, еще больше владельцев киностудий, которые снимают фильмы о сокровищах затонувших кораблей. Останки одного деревянного судна обнаружены в районе Багамских островов. На его палубе нашли секстан, два пистолета, серебряные монеты и бутылки - может быть, это был пиратский корабль?

Удивительным образом места гибели "Титаника", "Бисмарка", АПЛ "Комсомолец" оказались расположенными на континентальном склоне Атлантики, их изучение во многих отношениях имеет ключевое значение. Область континентального склона - одна из наименее изученных и сложно устроенных частей дна океана, для нее характерна сложная и быстро меняющаяся океанологическая обстановка. Особый интерес данная область приобрела в связи с открытием у основания склона гигантских нефтегазовых месторождений. Пока они обнаружены и разбурены только у западных берегов Африки и у основания материкового склона Бразилии. Все это - второй уровень лавинной седиментации, несомненно, будут найдены и другие месторождения углеводородов, поскольку именно здесь накапливается главная часть осадочного вещества и органического вещества Земли.

ИССЛЕДОВАНИЯ БУДУЩЕГО

Итак, сочетание коммерческих погружений с научными исследованиями оказалось жизнеспособным. Проверка временем внушает оптимизм и позволяет строить планы на перспективу, обсуждение которых в кругах подводников и океанологов идет уже более 10 лет. В ближайшее время (если не появятся непредвиденные обстоятельства) начнется осуществление глобального проекта по сравнительному исследованию всех гидротер-мальных полей на дне Мирового океана. Как пишет А.М. Сагалевич, предполагаются исследования на протяжении двух-трех лет с участием представителей разных стран, в основном для съемки теле- и кинофильмов, в том числе широкоформатных и объемных, а также целых сериалов. Кроме гидротерм, предполагается посещение наиболее интересных объектов на дне океана. Это станет важным шагом по популяризации достижений морской науки, а также по развитию морской техники, возможностей исследований на больших глубинах. Вместе с тем в работах будет постоянно присутствовать большой отряд ученых-океанологов разных специальностей. Начало этой подводной одиссеи намечено на май 2003 г.

Итак, книгу "Глубина" можно назвать сагой о действительно великих открытиях в океане, о героических колумбах нашего времени. Прекрасная, во многом поучительная научно-популярная книга, насыщенная сказочно-красивыми цветными фотографиями, написана одним из крупнейших специалистов редкой в мире профессии гидронавтов. А.М. Сагалевич провел под водой, пилотируя подводные аппараты на глубинах до 6000 м, в общей сложности более 2000 часов. Выход книги - значительное событие в наше время общего спада интереса к развитию отечественной науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сагалевич А .М. Океанология и подводные обитаемые аппараты. м.: Наука, 1987.

2. Лисицын А.П., Сагалевич А.М. Академический подводный флот // Наука в России. 1997. № 2.

3. Подводные геологические исследования с обитаемых аппаратов. м.: Наука, 1984.

4. Богданов Ю.А., Сагалевич А.М. Геологические исследования с глубоководных обитаемых аппаратов "Мир". м.: Научный мир, 2002.

5. Биология гидротермальных систем / Отв. ред. Гебрук А.В. М.: Наука, 2002.

6. Лисицын А.П. Гидротермальные системы Мирового океана - поставка эндогенного вещества // Гидротермальные системы и осадочные формации срединных океанических хребтов Атлантики. м.: Наука, 1993.

7. Богданов Ю.А. Гидротермальные рудопроявления рифтов Срединно-Атлантического хребта. м., Научный мир, 1997.

8. Океанологические исследования фронтальной зоны Гольфстрима. Полигон "Титаник" / Отв. ред. А.М. Сагалевич, Ю.А. Богданов, м.Е. Виноградов. М.: Наука, 2002.

9. Океанологические исследования и подводно-технические работы на месте гибели атомной подводной лодки "Комсомолец" / Ред. Виноградов М.Е., Сагалевич А.М., Хетагуров С.В. м.: Наука, 1996.
 




Октябрь 2003