ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

том 71, №12, с. 1100-1106 (2001)

© Н.А. Григорьян

ЦЕНТР ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЛИСТИКИ

Н. А. Григорьян

Григорьян Норавард Андреевна - доктор медицинских наук, главный научный сотрудник
Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.

В Москве, в Армянском переулке, более века - с 1815 по 1921 г. - находилось уникальное учебное заведение. Вначале здесь располагалась "армянская господ Лазаревых гимназия", построенная на средства И.Л. Лазарева и его наследников. Через 12 лет после основания она была преобразована в Лазаревский институт восточных языков (ЛИВЯ), который сыграл выдающуюся роль в истории российской науки, получил широкое признание за рубежом.

Старинный род Лазаревых (Лазарян) известен с XIV в. В ту пору они жили в персидском городе Исфаган, занимая высокие посты при дворе шахов. Были среди них и купцы, взявшие в свои руки в начале XVIII столетия торговлю шелком и драгоценностями. Вот что пишет А.С. Пушкин в "Истории Петра": "Персидский шелк через их (армян. - Н.Г.) руки шел частию в Турцию, частию через Россию в Голландию... Петр запретил своим подданным продавать шелк иноземцам (кроме как армянам), облегчил сим последним пошлину, а с жемчугов и каменьев оную уничтожил и повелел давать им конвой при проезде их через Астрахань или Терек" [1].

В 40-х годах XVIII в. Лазаревы переселились в Россию, сначала в Астрахань, потом в Москву, где и купили дом в Столповом переулке. На новой родине они вели активную предпринимательскую, финансовую, политическую, научно-образовательную деятельность, построили металлургические заводы в Пермской губернии, разработали соляные рудники, возвели в Санкт-Петербурге и Москве церкви. (Кстати, сооружение в Столповом переулке храма и наличие здесь владений армянских семей привело к тому, что к концу XVIII в. за ним закрепилось название Армянский.) В 1774 г. Екатерина II возвела Лазаревых во дворянство. Будучи приближенными к царскому двору, они всемерно содействовали укреплению армяно-русских дружественных связей, освобождению своих соплеменников с помощью России от шахской Персии и султанской Турции и превращению Восточной Армении в центр объединения нации.

Самым знаменитым среди представителей рода был граф Иван Лазарев. Современники свидетельствовали:

"Обширное знакомство графа с восточным миром, опытность в делах финансовых и правительственных, блестящие способности и преданность интересам своего нового отечества открыли перед ним широкое поприще деятельности. Многие и важные услуги государству доставили ему благоволение великой императрицы, а советы его по делам Востока приобрели вес и значение в правительственной сфере. Он поставил целью облегчить жизнь своего народа - эта мысль совпала с интересами правительства. Для этого он не щадил средств, трудов и энергии" [2].
Иван Лазарев входил в число государственных сановников, решавших ключевые вопросы политики, не раз с успехом выполнял сложные поручения правительства, касавшиеся вопросов дипломатии и финансов. Обладая немалыми средствами, он ссуживал в долг влиятельным лицам крупные суммы, великолепно разбираясь в экономике, выгодно вкладывал капиталы в шелковые мануфактуры, горное и ювелирное дело. Когда в 80-е годы XVIII в. эмиграция армян в Россию усилилась, И. Лазарев ходатайствовал по делам своих соплеменников в правительстве и перед императрицей, помогал им материально. Одновременно он думал об организации школ для детей переселенцев. В письме от 1785 г. граф выразил желание "начать откладывать погодно всего до 200 тыс. руб. капитала для заведения и содержания училища в пользу нации своей". За год до смерти в духовном завещании он подтвердил это намерение. Его брат Еким (Оваким), став наследником, выполнил волю старшего Лазарева и, кроме того, внес от себя несколько сот тыс. руб. Ему и его сыновьям пришлось приложить немало усилий, прежде чем в Армянском переулке в Москве распахнуло двери новое учебное заведение.

Москва была выбрана прежде всего потому, что здесь к тому времени уже сформировалась армянская диаспора, причем между местными жителями и эмигрантами установились самые дружеские отношения. Как отмечает известный историк академик М.Н. Тихомиров, "рядовые русские люди не чувствовали больших различий между православием и армянским вероисповеданием, охотно общались и пировали с армянами, допускали их в свои церкви, дружили и вступали с ними в брак" [3]. Еще одна причина основания института именно в Москве заключалась в том, что его устроители возлагали большие надежды на помощь в организации учебного процесса Московского университета и сосредоточенных в древней столице лучших сил российской науки. Общение армянской молодежи с передовыми образованными людьми России могло, по мысли Лазаревых, благоприятным образом сказаться на армянском просвещении.

Как отмечается в институтской летописи, 10 мая 1814 г."... освящено место и положен камень основания огромному учебному заведению". Через год начались занятия, что также нашло отражение в упомянутом документе: "Было открыто преподавание разных наук для поступивших ... воспитанников как из армянской, так и других наций, и начало оно действовать". Очень скоро гимназия обрела популярность и славу образцового учебного заведения. Действительно, попечители использовали все лучшие методы образования, принятые в то время в странах Западной Европы и России.
 

Здание Лазаревского института восточных языков

Портрет графа Ивана Лазаревича Лазарева,
основателя Лазаревского института восточных языков в Москве

Кроме залы, где проходили экзамены, и классных комнат, в доме были нумизматический, музыкальный, минералогический и технологический кабинеты, химическая лаборатория. Лазаревы подарили воспитанникам библиотеку из трех тысяч томов на разных языках, математические инструменты, коллекции минералов, географические карты.

В 1818 г. среди лазаревцев провели испытания в присутствии ректора Московского университета П.Д. Антоновича. Экзаменаторы признали уровень знаний испытуемых весьма высоким. По словам профессора М.Т. Каченовского, считавшего, что в частных пансионах за немалые деньги обучают лишь танцам да французскому языку, "публичное" учебное заведение в Армянском переулке - образец школы.

Исследователи выделяют в истории ЛИВЯ три основных этапа [4].

Первый (1815-1848) - время становления, поиска организационных форм, создания коллектива преподавателей и контингента учащихся. В эти годы определилась роль института как связующего звена в процессе приобщения армянской молодежи к русской и западноевропейской культурам и была выполнена главная задача: "доставить юношеству средства к воспитанию и образованию в науках, служащих приготовлением к государственной службе, военной и гражданской, и к поступлению в университет, академии".

Друг Лазаревых, известный государственный деятель граф М.М. Сперанский помог обеспечить училищу юридические права. В 1827 г. оно преобразуется в Институт восточных языков, в 1835 г. - особым указом включается во второй разряд правительственных учебных заведений.

Поскольку многие выпускники продолжали свое образование в Московском университете, директор института обратился к министру народного просвещения с просьбой об учреждении в университете кафедры армянского языка и литературы. Все необходимые расходы Лазаревы брали на себя. Однако правительство посчитало, что целесообразнее создать такие кафедры в других университетах империи. В 1842-1844 гг. они были открыты в Казанском и Санкт-Петербургском университетах.

Второй этап (1848-1871) ознаменовался прежде всего тем, что по новому уставу институт был приравнен к учебным заведениям первой ступени с восьмилетним курсом обучения. При этом шесть классов соответствовали гимназическому образованию, а в двух старших учащиеся специализировались в изучении восточных языков. В письме графа А. Орлова министру народного просвещения С. Уварову говорится: "С преобразованием Лазаревского института в Москве откроется заведение, которого именно для Москвы, при настоящих ее отношениях с Востоком, ей недостает, заведение, где будут изучать восточные языки в обширном размере и которое, таким образом, будет заменять восточный факультет университета, не требуя никаких издержек со стороны казны".

1871-1918 гг. - хронологические рамки третьего этапа в жизнедеятельности ЛИВЯ. По новому уставу 1871 г. на базе лицейских создаются специальные классы. По своей программе, организации учебного процесса и правам они соответствовали высшему учебному заведению наравне с университетами и академиями. В этот период институт превратился в крупный центр развития российского востоковедения. При спецклассах, куда поступали выпускники лазаревской гимназии, а также студенты университета, были учреждены кафедры армянской, арабской, персидской словесности и некоторые другие. На рубеже XX в. значительно расширился круг преподаваемых дисциплин.

В институт принимали мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет. Все поступившие делились на приходящих учеников, полупансионеров и тех, кто постоянно жил в институте - так называемых полных пансионеров. Ежегодно Лазаревы или их доверенные лица отбирали в бедных армянских семьях и из числа армян-сирот 30 будущих воспитанников.

В разные периоды истории института программа занятий усложнялась по мере того, как расширялись функции этого уникального учебного заведения. С первых лет общеобразовательные предметы в гимназии велись на русском языке. Юноши изучали основы логики, истории религии, психологии. В гимназический курс были включены математика, физика, ботаника, география, риторика, наука государственного хозяйства, статистика, история, обучение гимнастике и танцам.

В первые десятилетия существования учебного заведения восточные языки не считались обязательными. Армянскому и турецкому обучались армяне, прочие же проходили лишь общегимназический курс. Восточные языки изучали только избранные советом института и те из пансионеров, которые сами этого пожелали. Обязательными были латынь и французский, немецкий - факультативно.

Взаимопонимание и уважение к культуре разных народов были неотъемлемыми элементами царившей в доме духовной атмосферы. Как и в Царскосельском лицее, особое внимание здесь уделялось воспитанию чувства долга, собственного достоинства, ответственности перед семьей, обществом и Отечеством.

После принятия устава 1848 г. началось углубленное и целенаправленное штудирование востоковедческих дисциплин. По собственному выбору лазаревец изучал арабский, персидский или турецкий; грузинский, армянский или азербайджанский - один из трех - избирали соответственно национальности уроженцы Закавказья [4].

На третьем этапе деятельности института круг востоковедческих дисциплин существенно расширился. Для армян по-прежнему было обязательным изучение родного языка и словесности. Академический курс специальных классов был рассчитан на три года. Его, наряду с лазаревцами, посещали студенты Московского университета.

К полувековому юбилею дипломы об окончании института получили 1128 выпускников. Лазаревы могли гордиться своим фамильным заведением и его питомцами, многие из которых приобрели известность не только в России, но и за рубежом. Благодаря усилиям попечителей дом в Армянском переулке освободили от государственных повинностей - солдатского постоя, взимания полупроцентного сбора и "весовых денег" за почтовые услуги. Институт, наконец, получил право ввозить из-за границы в любом количестве книги.

Деятельность ЛИВЯ в духовном, интеллектуальном и нравственном воспитании юношества не ограничивалась собственными стенами. В институте была своя типография, где на средства Лазаревых издавались общеобразовательные учебники и книги на армянском и русском языках, которые рассылались в школы, училища. Московскую публичную библиотеку. Здесь были изданы "История Армении" Мовсеса Хоренаци (1858-1893), "Обозрение истории армянского народа от начала бытия до возрождения области Армянской в Российской империи" в двух томах С. Глинки (1832-1833), "Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа" в трех томах (1833-1838) и др.

В Париже и Лондоне Лазаревы купили высококачественное типографское оборудование^ скоропечатные машины, матрицы. Типография, которая в 30-е годы XIX в. слыла одной из лучших в Москве, имела шрифты на 13 языках и наряду с трудами классиков армянской литературы и истории печатала сочинения Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Баратынского, переводы произведений европейских ученых, поэтов и писателей.

В 1838 г. увидел свет первый полный "Армяно-русский словарь" А.М. Худобашева, выпускника института. Словарь был издан по высочайшему повелению, и автор начинает свой труд с обращения к Николаю I, в котором отмечает настоятельную необходимость изучения армянского языка в России. "От точного уразумения сего языка, - пишет он, - будут зависеть многочисленные отношения, на коих должно довершиться их счастие и упрочиться неразрывная связь между великодушною Россиею и всегда признательною к ней Арменией" [5].

Воспитанники ЛИВЯ не только "грызли гранит наук", но и приобщались к искусству на занятиях хореографии, рисования, музыки. А в 1858 г. силами студентов института и Московского университета - русских, армян и грузин - был основан театр. Активное участие в жизни театра принимал студент ЛИВЯ Алексеев - будущий выдающийся актер и режиссер К.С. Станиславский. Ставились пьесы как известных авторов, так и самих лазаревцев. Представления проходили в зале института, а также в частных домах.

Примечательно, что после закрытия ЛИВЯ в 1921 г. в его стенах в течение более четверти века с успехом функционировала студия Армянского драматического театра, которой руководил выпускник института Рубен Симонов. Лекции студийцам читали К. Станиславский, Е. Вахтангов, будущий академик, директор Эрмитажа, востоковед И. Орбели, поэт В. Брюсов, известный филолог и историк, выпускник Московского университета А. Дживелегов и другие.

Дом № 2 в Армянском переулке запомнился воспитанникам атмосферой дружбы и братства. Семь лет - с 1899 по 1906 г. - провел здесь выдающийся поэт и востоковед Ваан Терян. Институту он посвятил проникновенные строки:
 

Когда безотрадные думы гнетут 
И грусть поселяется в сердце моем,
Родной вспоминается мне институт, 
Как блудному сыну отеческий дом. 
Та светлая жизнь раскрывается вновь, 
Когда бушевал в наших душах пожар, 
Когда пламенела и пенилась кровь, 
Огонь иссекал каждый сердца удар.
И каждая дума мечтою была, 
И каждый порыв добела был нагрет, 
И даль из темного мрака звала 
К тому, чему нету названия, нет... 

(перевод Т. Спендиаровой).

В 80-х годах XIX в. профессора ЛИВЯ и Московского университета решили создать Общество востоковедов, где ученые могли бы обсуждать наиболее актуальные проблемы, касающиеся сферы их научных интересов, проводить совместные заседания и выпускать в свет труды, наконец, просто дружески общаться. На заседании 31 марта 1883 г. была избрана комиссия по выработке устава Общества. Согласно уставу, основная цель новой организации состояла в изучении историко-культурных традиций народов Кавказа, Сибири и русских среднеазиатских владений. С этой целью Московская восточная комиссия (так именовалось общество) стала издавать и переводить литературу, организовывать экспедиции для собирания памятников материальной культуры, знакомящих с жизнью, историей и культурой Востока. Председателем комиссии был избран академик Ф.Е. Корш.

Археологические экспедиции М.К. Никольского и А.А. Ивановского в Восточную Армению позволили собрать ценные сведения по истории Урарту, нашедшие отражение в двух томах под названием "Материалы по археологии Кавказа". Х.И. Кучук-Иоаннесов, исследовавший армянские надписи во время экспедиций на Украину и Крым, посещения Киева, Могилева, Каменец-Подольска, Измаила, Одессы, Феодосии, Кишинева, уточнил время и пути переселения армян на территории России и Польши. Заслуживает внимания и труд члена комиссии, профессора ЛИВЯ Л. 3. Мсерианца "Из истории ориенталистики в России".

Московская восточная комиссия положила начало изучению истории, языка и культуры малых народов и народностей России. Лазаревский институт внес большой вклад в арабистику, иранистику, тюркологию, в развитие новых направлений, в частности осетиноведение.

Слава Лазаревского института как образцового учебного заведения росла из года в год. Его посещали коронованные особы, видные государственные деятели, ученые, писатели, художники. Приведем далеко не полный список именитых гостей.

4 октября 1834 г. в ЛИВЯ заезжал император Николай Павлович и удостоил его, как писал один из профессоров института, "благосклонным отзывом".

25 марта 1859 г. здесь побывал министр иностранных дел России князь А.М. Горчаков (лицейский друг А.С. Пушкина). Он входил во многие подробности жизни института и нашел его во всех отношениях отличным. "Некоторые из воспитанников поступили в МИД, и министерство чрезвычайно довольно их знанием восточных языков и доброю их нравственностью", - сказал Горчаков.

26 апреля 1867 г. ЛИВЯ посетил Александр II с наследником престола Александром. Преподаватели и профессора института восприняли это посещение как признание заслуг ЛИВЯ за предшествующие 50 лет. В ознаменование памятного события попечитель института Х.О. Лазарев пожертвовал 10 тыс. руб. на учреждение двух стипендий, предназначенных для детей бедных русских дворян и чиновников.

25-26 августа 1870 г. министр народного просвещения граф Д.А. Толстой обстоятельно знакомился со всеми проблемами института. В результате было упрочено положение специальных классов, что выразилось в усилении изучения восточных языков, и учреждены пять правительственных стипендий, именуемых Лазаревскими. В лице министра, отмечал директор ЛИВЯ Г.И. Кананов, институт получил просвещенного покровителя. Особое внимание министр уделил богатой и ценной библиотеке, развившейся в обширное книгохранилище.

8 мая 1873 г. ЛИВЯ принял в своих стенах повелителя древнего Ирана, Его Величество Шаха Персидского Наср-Эддина в сопровождении московского генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова. Шах высоко оценил деятельность института в изучении Ирана.

2 сентября 1876 г. в институте побывал император Бразилии. Несколько позднее, в том же году сюда приезжали бывшие выпускники граф М.Т. Лорис-Меликов и начальник Азиатского департамента МИД России И.А. Зиновьев.

В разные годы Лазаревский институт посетили А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, В.А. Жуковский, Л.Н. Толстой, П.Л. Вяземский, И.К. Айвазовский, О. Туманян, А. Исаакян, М. Сарьян и другие. Сохранилось письменное свидетельство о том, как встречали в Армянском переулке немецкого ученого и путешественника А. Гумбольдта, приезжавшего в Москву в 1829 г. Лучшие ученики приветствовали его в актовом зале на разных языках Востока.

Институт стал одним из центров востоковедения и совместно с Московским университетом способствовал созданию московской школы отечественной ориенталистики. В его стенах преподавали и вели научную работу академики Ф.Е. Корш, В.Ф. Миллер, профессора В.А. Гордлевский, А.Е. Крымский, С.И. Назарянц, Л.З. Мсерианц, Н.О. Эмин и другие. Здесь учились Н.И. Ашмарин, И.К. Кусикян, Ю.А. Мелик-Огаджанян, В.Ф. Минорский, А.А. Семенов, Е.А. Шахизиз, внесшие значительный вклад в русскую науку и культуру. Свой творческий путь в Армянском переулке начинали известный литературовед Д.Д. Благой, лингвист P.O. Якобсон, член-корреспондент АН СССР Р.И. Аванесов.

С Лазаревским институтом связаны имена известных деятелей русской культуры - отца и сына Веселовских. Академик А.Н. Веселовский с 1881 г. преподавал в специальных классах курс русской словесности. Сын его, Юрий, по окончании ЛИВЯ и Московского университета посвятил свою деятельность просветительской миссии, знакомя читателя с творчеством лучших представителей армянской литературы. Вместе с другим лазаревцем М. Берберяном он в 1893 г. впервые издал сборник "Армянские беллетристы", благодаря чему читатель смог познакомиться с произведениями писателей Армении XIX в. - X. Абовяна, Раффи, П. Прошяна, А. Акопяна. Второй выпуск царская цензура не пропустила, усмотрев в нем крамолу. Начатое дело Ю.А. Веселовский продолжал на страницах "Энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона, где периодически появлялись его статьи.

Ю.А. Веселовского называли "одним из первых сеятелей идей братства среди народов России". Его перу принадлежит ряд великолепных переводов произведений армянских писателей и поэтов. Он составил устав Общества бывших воспитанников ЛИВЯ, которое помогало нуждающимся ученикам, поддерживало поступавших в университет, брало на себя плату за обучение, учреждало для одаренных юношей стипендии, выделяло средства на медицинское обслуживание воспитанников. Веселовский организовал бесплатную раздачу книг, одежды, подыскивал нуждающимся студентам частные уроки. Благотворительность, начатая Лазаревыми, нашла достойных продолжателей в лице их питомцев разных выпусков.

К концу XIX столетия Лазаревский институт приобрел всемирную известность. Не случайно авторитетная комиссия, отбиравшая экспонаты для российского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1878 г., сочла необходимым включить в каталог планы и изображения фасадов лазаревского ансамбля. А на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г., проходившей в Москве, институту был посвящен целый раздел экспозиции. Выставочная комиссия удостоила каллиграфические образцы восточного письма серебряной медали. Экспонаты института выставлялись в Киеве, Чикаго и других городах.

Жизнь института в начале XX в. ознаменовалась многими важными общественно-культурными событиями. В ноябре 1909 г. в актовом зале ЛИВЯ московский кружок армянской литературы устроил утренник, посвященный 100-летию со дня рождения основателя новой армянской литературы, выпускника Дерптского университета Хачатура Абовяна.

В 1910 г. в связи со смертью Льва Толстого Совет профессоров ЛИВЯ избрал делегацию в составе А.Н. Веселовского, Г.А. Халатяна и А.С. Хаханова для посещения могилы писателя и возложения кипарисовой ветви с надписью "Великому Толстому от ЛИВЯ". Было принято также решение о внеочередном награждении золотой медалью студентов специальных классов за сочинение "Восток в произведениях Толстого".

В 1912 г. в Москве широко отмечалось 1500-летие создания армянского алфавита и 400-летие книгопечатания. ЛИВЯ был центром юбилейных торжеств, посвященных изобретателю алфавита Месропу Маштоцу. С докладом об армянских первопечатниках выступил студент института, будущий известный филолог и литературовед, востоковед-арменист К.А. Мелик-Оганджанян.

Лазаревский институт успешно выполнял триединую задачу, объединив в себе образование и воспитание, высшую школу и науку. В результате из его стен вышли выдающиеся востоковеды, знаменитые педагоги, переводчики, дипломаты, видные государственные и общественные деятели, писатели.

Долговременную жизнеспособность института современники видели во внутреннем его благосостоянии, в постоянной заботе знаменитой фамилии и просвещенном покровительстве государственной власти.

Однако события после октября 1917 г.- череда реорганизаций и реформирования всей системы гимназического и высшего образования - коснулись и ЛИВЯ. С 1918 г. он стал именоваться Лазаревским переднеазиатским институтом, а 4 марта 1919 г. декретом Совнаркома РСФСР вместо ЛИВЯ был создан Армянский институт.

Сохранился любопытный документ, датированный 11 июля 1918 г., следующего содержания:

"Настоящее удостоверение дано доценту Петроградского университета И.А. Орбели в том, что ему представляется право беспрепятственного выезда в Москву, куда он экстренно вызван для участия в работах комиссии по реформе Лазаревского института. По выполнении возложенного на И.А. Орбели поручения ему предоставляется право беспрепятственного въезда обратно в Петроград.

Помощник управляющего делами
Совета Комиссаров Петроградской трудовой коммуны

Николаев" [6].

7 сентября 1920 г. В. И. Ленин подписал декрет Совнаркома об организации Института живых восточных языков. В октябре 1921 г. Президиум ВЦИК принял постановление о слиянии Петроградского института живых восточных языков с восточным отделением университета в одно высшее учебное заведение - Институт востоковедения. Одновременно Президиум ВЦИК постановил переименовать бывший ЛИВЯ в Дом культуры Армении и передать его в распоряжение рабоче-крестьянского правительства Армении.

В 1953 г. был ликвидирован и Дом культуры Армении, а здание передано Институту востоковедения АН СССР (1953-1976). С 1977 г. по адресу Армянский переулок, 2 разместилось постоянное представительство Армянской ССР, с 1991 г. - посольство Республики Армения. В 1987 г. в Постпредстве был открыт Музей истории Лазаревского института.

Славное прошлое Лазаревского института напоминает нам о вечных ценностях жизни: любви и уважении к культуре и культурным традициям народов, о дружбе между народами, о взаимных интересах Армении и России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пушкин А.С. История Петра // Полн. собр. соч. Изд. 4-е. Т. IX. Л.: Наука, 1979. С. 172.

2. Кананов Г.И. Очерк пятидесятилетней деятельности Лазаревского института восточных языков. М.: Тип. ЛИ, 1865. С. 15-16.

3. Тихомиров М.Н. Древняя Москва. М., 1947. С. 143.

4. Амирханян А.Т. Армянский переулок, 2. М.: Московский рабочий, 1989.

5. Худобашев A.M. Армяно-русский словарь. М.: Тип. ЛИ, 1838.

6. Вестник архивов Армении. 1980. № 1. С. 24.
 



VIVOS VOCO
Январь 2002