ПРИРОДА
N3, 1998

© Г. М. Виноградов, Т. Н. Виноградова

Букет из Красной книги

Г. М. Виноградов,
Институт проблем экологии и эволюции им.А.Н.Северцова РАН

Т. Н. Виноградова,
Главный ботанический сад РАН

КОГДА заводят речь о профессиональной этике биологов, первым делом на ум приходят проблемы, связанные с генной инженерией или с экспериментами на животных. Реже вспоминают, что биологу, посвятившему себя изучению живого, более чем кому-либо другому должно быть зазорно нарушать природоохранные законы. И вроде бы все с этим согласны, но...

Каждую весну большие города наводняют торговцы очень трогательным на вид товаром - букетиками белых подснежников и фиолетовых диких цикламенов. Их привозят оттуда, где они уже успевают расцвести - с Кавказа, из Краснодарского края, из Крыма. Естественно, специально их торговцы не выращивают - рвут в лесах. Беда в том, что многие из продаваемых видов цветов включены в Красную книгу, другие пока не успели туда попасть, но тоже успешно вымирают. И главной причиной их исчезновения в природе оказывается именно массовый сбор букетиков для продажи. Между прочим Закон о Красной книге на 8 Марта никто не отменял. А если цветы приехали, скажем, из Крыма (т.е. пересекли границу России), то их продавцы нарушают еще и международную конвенцию СИТЕС.

Позже подснежники и цикламены сменяются ландышами из лесов средней полосы. Они еще, слава Богу, не нуждаются в том, чтобы их заносили в Красную книгу, но возле больших городов их стало заметно меньше. В Москве и Московской области, например, они включены в региональный список охраняемых растений, а их сбор и продажа запрещены. Ландышей сменяют наши северные орхидеи - любки ("ночные фиалки") и ятрышники - фигуранты того же списка.

Так что торговля дикими цветами - нарушение не только неписанной морали, но и писаных законов. Покупая их, мы поощряем нарушителей. Полноценно образованный биолог должен об этом знать. Конечно, знать должны все, но если другим такое незнание не делает чести, то для биолога оно просто позорно.

Однако каждую весну купленные на улице букеты "краснокнижных" (или "всего лишь" охраняемых) цветов десятками появляются в стенах биологических институтов и факультетов. Девушек с букетиками мы встречали даже на биофаке МГУ, в котором зарождалось когда-то студенческое природоохранное движение. Если спросить их обладателей, что они думают о сказанном выше, то в ответ последуют либо раздраженные комментарии о "зеленом экстремизме" (тут случай ясный), либо удивленное "так подарили же". Не мы рвем, не мы губители... И не желаем понять, что, покупая или принимая эти цветы в подарок, становимся заказчиками преступления против природы. Повторяем: разумеется, сказанное относится не только к биологам, но и ко всем людям, просто в руках у биолога такой букет выглядит особенно удручающе.

Конечно, этические проблемы каждый решает для себя сам. Но нам хочется, чтобы над этим маленьким частным вопросом хотя бы задумались.

VIVOS VOCO!