Журнал «Природа»

№9, 2003 г.


© Л.К.Кильдюшевская

ПЕТЕРБУРГ НА ЛАДОНИ

Л.К.Кильдюшевская,
кандидат географических наук
Российская национальная библиотека, СПб

Замечательному юбилею Санкт-Петербурга посвящено множество прекрасных книг, художественных альбомов, кинофильмов. Однако среди обилия этих произведений не много тех, которые дают представление обо всей многогранной 300-летней эволюции города. Столь обширный пространственный и временной обзор можно сделать, используя географические карты. Зачастую они заключают в себе неизмеримо больше информации, чем любые текстовые или изобразительные материалы. Это положение особенно справедливо для Петербурга, который создавался в качестве столицы по определенной программе. В зависимости от исторических условий и требований практики с самых первых лет существования города различными ведомствами, издательствами или отдельными авторами создавались те или иные карты. Они всегда имели не только историческое, но и большое художественное значение. Поэтому на протяжении многих лет были предметом коллекционирования.

Наиболее крупное собрание планов Санкт-Петербурга хранится в отделе картографии Российской национальной библиотеки (РНБ). Оно насчитывает свыше 1000 единиц. Изучению этой коллекции всегда уделялось особое внимание. Еще в конце 60-х годов прошлого столетия был издан двухтомный сводный каталог “Печатные планы Петербурга-Петрограда с 1703 по 1917 г.” (Л., 1966; Сост. Н.К. Шаблаева). В последние годы опубликованы три выпуска указателя “Топонимика Петербурга по планам города” В.В. Кукушкиной (СПб., 1996, 2000, 2002), охватывающего период с XVIII по начало XX в. Однако до сих пор библиотеке не удавалось издать собраниe репродукций карт. Практически не выпускали подобных альбомов и другие издательства. Лишь в 1956 г. Ленинградским государственным университетом был выпущен историко-географический атлас “Петербург-Петроград” (Л., 1957), включавший небольшое число черно-белых репродукций. В 1994 г. вышел в свет настенный календарь на 1995 г., содержащий изображения 12 планов из собрания РНБ и подготовленный издательством “Справочники Петербурга”. Такое мизерное число публикаций не есть свидетельство того, что наши предшественники не понимали значения карт. Согласно режимным требованиям, в течение многих лет все дореволюционные планы городов были отнесены к категории “для служебного пользования”, не подлежали широкой огласке и были доступны лишь специалистам. Наше трудное в экономическом отношении время диктует другие ограничения - финансовые. Издание многокрасочного альбома в юбилейном оформлении чрезвычайно дорого в производстве, ни одна библиотека в стране не смогла бы осуществить подобное предприятие.

Решить эту проблему помогли новые технологии, позволяющие компактно представить большой объем информации при относительно небольших затратах.

Сегодня мы представляем своеобразный подарок Российской национальной библиотеки нашему городу - CD-альбом “Санкт-Петербург. 300 лет на планах и картах” (СПб., 2002). Он подготовлен сотрудниками отдела картографии и сектора электронных ресурсов РНБ совместно с фирмой “Спаеро”, обеспечивавшей техническую базу проекта.

Альбом содержит репродукции 118 планов Петербурга, снабженных аннотациями. Топографические планы позволяют проследить историю формирования территории города, этапы его градостроительного роста, а тематические - наглядно отображают многоликий образ северной столицы.

По характеру информации представленные материалы можно разделить на три группы:

– созданные на основе различных топографических съемок и опубликованные вскоре после их производства. С поправкой на время они считаются наиболее достоверными. На их основе создавались производные планы, содержащие данные государственной статистики и другие сведения; 

– отражающие как фактическую, так и предполагавшуюся застройку города. Эти планы характерны для ранних периодов существования Петербурга; 

– являющиеся результатом историко-картографических исследований, т. е. отражающие состояние города в различное время, но созданные спустя десятилетия после указанного периода. Они, конечно, могут нести в себе и субъективное мнение авторов.

Альбом открывает “План местности, занимаемой ныне Санкт-Петербургом”, составленный и опубликованный в 1872 г. на основе материалов 1698 г., автор которых - комендант шведской крепости Ниеншанц барон А. Кроньиорт. Район дельты Невы изображен довольно пустынным (вопреки действительности). Центральный объект на карте - крепостные стены и прилежащие к ним строения. Напомним, что главным событием, предшествовавшим основанию новой столицы, было взятие русскими войсками крепости Ниеншанц в ходе Северной войны. Впоследствии ее укрепления были срыты, на месте кронверка разместился Смоляной двор. Сейчас здесь установлен памятный знак.

“Карта восточной части Финского залива. 1703 г.”.
Граверы П.Пикарт, А.Шхонебек (Шлиссельбург; М., 1703?). Гравюра на меди, 510ґ620 мм.

Особую ценность представляет “План восточной части Финского залива 1703 г.” - первая русская печатная карта, на которой отмечен недавно основанный Санкт-Петербург, и одна из первых морских русских карт. Она гравирована Питером Пикартом в походной мастерской, созданной по распоряжению Петра I для оперативного отражения событий Северной войны. Художественные картуши выполнены известным гравером Адрианом Шхонебеком. Согласно традициям того времени, они несли большую смысловую нагрузку. Картуш с изображением Нептуна и божеств четырех российских морей символизирует присоединение Балтийского моря к трем, которыми Россия уже владела. Божество Балтийского моря, с острогой и ключом в руках, олицетворяет взятие шведской крепости Нотебург, переименованной в Шлиссельбург (Ключ-город). Фигура Азовского моря с опрокинутым полумесяцем на остроге символизирует победу над Турцией, Белого моря с гарпуном - морской промысел. Божество Каспийского моря сопровождается аллегорическим изображением Волги. Венчает композицию девиз “Quartum adjunxit tribus” (“Четвертое присоединить к трем”). В левом верхнем углу карты - богиня Фортуна с девизом “Fortunae prudenti” (“Удача разумному”) и посвящение губернатору Ингерманландии А.Д. Меншикову.

Как известно, строительство города началось с возведения Петропавловской крепости, и первое ее изображение можно видеть на гравюре “S. Петрополис 1703”, помещенной на таблице “Новый способ арифметики, феорики…” (М., 1705) - учебном пособии для учащихся Математико-навигацкой школы в Москве. Оно отпечатано в Гражданской типографии В. Киприянова - первой государственной типографии в России, основанной по указу Петра I в 1705 г.

“Топографическое изображение Новой русской столицы”
(Нюрнберг, 1726-1727). Гравюра на меди, 510ґ600 мм. Раскрашена от руки.

Активная внешняя политика Петра, масштабные преобразования страны привлекали внимание европейцев к России и ее новой столице. Это выразилось в создании зарубежными авторами целого ряда планов Петербурга. Пожалуй, один из самых эффектных - “Топографическое изображение Новой русской столицы…” - выпущен нюрнбергским картографом и гравером Иоганном Батистом Хоманном во время путешествий Петра I по Западной Европе. План отражает как фактическую (к началу 1718 г.), так и предполагаемую застройку. В частности, на Васильевском острове показано планируемое положение улиц по проекту итальянского архитектора Доменико Трезини, который предусматривал прокладку прямоугольной сети каналов на всей территории острова. Проект осуществлен не был, однако он лег в основу структуры современных линий Васильевского острова. В художественных картушах, украшающих план, помещены портрет Петра I в окружении аллегорических фигур, а также вид Кроншлота - первого укрепления г. Кронштадта. В верхнем левом углу расположена карта Невы, от Ладожского озера до Финского залива, с аллегорической фигурой покровителя города - Святого Апостола Петра.

“План Императорского столичного города Санкт-Петербурга, сочиненный в 1737 г.”.
Гравер Г.И. Унферцахт (СПб., 1741). Гравюра на меди, 390ґ610 мм.

Первые инструментальные съемки всей территории города начали проводиться Петербургской Академией наук с 1729 г. Впоследствии был создан первый фиксационный “План Императорского столичного города Санкт-Петербурга, сочиненный в 1737 г.” (СПб., 1741). На нем показаны будущие основные магистрали города: Большая Невская перспектива (Невский просп.), Средняя перспектива (Гороховая ул.), Литейная улица (Литейный просп.), Садовая ул. (от Невского просп. почти до Гороховой ул.). Видны трасса не существующего ныне Лиговского канала, от которого вода подавалась к фонтанам Летнего сада, и единственный наплавной мост через Неву. План гравирован в Гравировальной палате Академии наук Г.И. Унферцахтом и издан в составе альбома “Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры”.

Фрагменты “Плана столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов”.
Составители И.Ф.Трускотт и др., граверы И.Соколов и др., художник М.И.Махаев (СПб., 1753).
Гравюра на меди, 1590ґ1140 мм.

В 1753 г. отмечался первый юбилей города. К событию “для славы и чести Российской Империи” было приурочено создание “Плана столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов”, ставшего признанным шедевром русского гравировального искусства. Его составили в Географическом департаменте Академии наук под руководством адъюнкта И.Ф. Трускотта. На нем, как и на плане Хоманна, помимо фактической застройки нанесены места перспективного строительства и отмечены некоторые утраченные объекты. Особо выдающиеся здания показаны перспективными рисунками. Карта отражает значительные изменения, произошедшие с 1737 г. Между проложенными ранее Невской и Вознесенскими перспективами проходит третья - Средняя перспектива. Таким образом сложилась основная трехлучевая структура центра города, существующая до сих пор. Именно план 1753 г. навсегда закрепил строгую и целесообразную проектировку северной столицы. Программа его декорирования разработана академиком Якобом Штелиным, гравирование осуществлялось в Гравировальной палате Академии наук под руководством И.Соколова. На одном из фрагментов изображен картуш с гербом Петербурга и атрибутами наук, художеств, торговли и военного дела, олицетворяющий многостороннее предназначение города. Карта дополнена 12 видами, которые воспроизводят исторический облик Петербурга середины XVIII в. и имеют самостоятельное художественное значение. Их главный исполнитель - художник-рисовальщик М.И. Махаев, так что этот план часто называют махаевским.

Помимо большого практического использования карты часто служили украшением интерьеров и изготовлялись не только на бумаге, но и на фарфоре. Примером служит миниатюра диаметром 80 мм, гравированная парижским мастером П.Ф. Тардье и оправленная в красное дерево. Она - точная копия плана Санкт-Петербурга 1790 г. Одновременно был гравирован и план Москвы. Миниатюры приобретены издателем А. Ильиным, главой известного Картографического заведения.

Наверное, среди читателей “Природы” нет человека, не знакомого с поэмой А.С. Пушкина “Медный всадник”, но мало кто (даже среди петербуржцев) видел подлинный план знаменитого наводнения, описанного поэтом. Такой план был выполнен гравером и издателем А. Савинковым, служившим в Депо карт, учрежденном по указу Павла I в 1797 г. Голубой краской выделены места, затопленные во время наводнения 1824 г.

“План столичного города Санкт-Петербурга”. Гравер А. Савинков (СПб., 1825).
Гравюра на меди, 1040ґ1010 мм.

Раскрашена от руки. Голубой краской выделены места, затопленные во время наводнения 1824 г. По рамке изображены достопримечательности города, среди них - первое здание Императорской публичной (ныне Российской национальной) библиотеки.
Нужды быстроразвивающегося города требовали более точного картографического обоснования. С начала XIX в. военными ведомствами стали проводиться крупномасштабные топографические съемки. На их основе создан один из самых подробных (42 м в 1 см) за всю историю картографирования общедоступный План Петербурга, составленный в 1828 г. под руководством начальника Корпуса военных топографов генерал-майора Ф.Ф. Шуберта, возглавлявшего съемки Санкт-Петербургской губернии. На плане подробно показаны здания, дворы, решетки, тротуары, верстовые столбы, реки, протоки, каналы, пруды, болота, аллеи, сады и даже отдельные (вероятно, наиболее крупные) лужи. Он представляет собой выдающееся картографическое произведение XIX в. и имеет огромное историческое значение. Мы не смогли включить в альбом всю карту целиком, но в отделе картографии РНБ имеется ее полная электронная копия, доступная для читателей.

В 1847 г. в. в Петербурге появился первый вид городского транспорта - общественные кареты. Они перевозили пассажиров по всему Невскому просп. к Английской набережной. Начинание имело успех, появились и другие маршруты, стали создаваться путевые карты.

“Путевая карта санкт-петербургских общественных карет”.
Гравер А. Иоганцен (СПб., 1850). Литография, 310ґ470 мм.

В связи с проведением судебной реформы в России и преобразованием полицейского управления Санкт-Петербурга в 1866 г. был составлен “План столичного мирового округа с выделением мировых, полицейских участков и околотков”. Он снабжен подробными списками полицейских управлений, почтовых отделений, станций городского телеграфа, нотариусов, судебных следователей, приставов, а также присяжных поверенных при Окружном суде.

Во второй половине XIX в. Петербург стал одним из крупнейших городов Европы. Одновременно происходило перераспределение населения по районам, менялся его состав. Возникла необходимость проведения различного рода статистических исследований, которые часто сопровождались составлением серий карт. Одна из них, опубликованная в качестве приложения к книге “Санкт-Петербург. Исследования по истории, топографии и статистике столицы” (СПб., 1868), наглядно демонстрирует пространственное распределение населения по ряду демографических показателей (половому, национальному, сословному, религиозному и другим составам).

“Распределение уроженцев столицы” (СПб., 1870).
Литография, 258ґ338 мм.

Любопытен статистический план, вышедший в “Альбоме картограмм и диаграмм по производству, продаже и потреблению вина и пива” (СПб., 1905). Он отражает потребление вина в Санкт-Петербурге, в котором в начале XX в. насчитывалось более 3 тыс. питейно-трактирных заведений. В 1903 г. наибольшее душевое потребление вина наблюдалось во II Спасском участке - 3.5 ведра на человека, что объясняется расположением большого количества торгово-промышленных заведений в этом районе.

“Абсолютное и душевое потребление вина по полицейским участкам г.Санкт-Петербурга, 1903” (СПб., 1905).
Составитель А.Гайкович. Литография, 350ґ270 мм.

Фоновой краской показано потребление водки, а диаграммными столбиками - вина.

Для популяризации знаний о городе его планы издавались на почтовых открытках. В наш альбом включены образцы, созданные Картографическим заведением А. Ильина, одним из первых издательств в России, выпускавших открытки. Данная серия выполнена для Общины Святой Евгении - благотворительной организации русского Красного Креста.

Представляют интерес и карты города, отражающие изменения, произошедшие на его территории в 20-30-е годы прошлого столетия. Среди них - “План города Ленинграда по районам, составленный по новейшим официальным источникам” (Л., 1922-1925).

Актуальной до сих пор проблеме затопляемости Петербурга посвящена карта из Атласа Ленинградской обл. и Карельской АССР (Л., 1934). На ней показаны части города, попадающие в зону затопления при подъеме уровня воды выше ординара на 4, 2.5 и 1.5 м. Приведен график подъема воды в Ленинграде больше 163 см (над нулевой отметкой) при нагонных наводнениях с 1703 по 1932 г.

Из материалов, посвященных Великой отечественной войне, особо привлекает внимание копия плана Ленинграда, выпущенного в Германии в апреле 1941 г. На нем показано расположение 556 военных объектов (казарм, воинских складов, штабов), а также множество промышленных и транспортных сооружений. Карта в полной мере отражает степень подготовленности фашистских войск к войне с СССР.

Современный облик города демонстрирует “Панорама Санкт-Петербурга 1997 г.”, представляющая собой вид центра с высоты птичьего полета.

Заключает альбом Карта центра Санкт-Петербурга, изданная ЗАО “Карта” в 2002 г. Она составлена школьниками (участниками картографической экспедиции Дворца творчества юных) и предназначена для туристов. На ней перспективными рисунками показаны важнейшие объекты и памятники архитектуры. Представлена и дополнительная информация для туристов, в частности предложены маршруты пеших прогулок по городу.

Ограниченные рамки статьи не позволяют детально остановиться на всех материалах, включенных в альбом. Следует упомянуть две прекрасные серии исторических планов А.А. Майера и Н.И. Цылова. Первая - “Исторические планы столичного города Санкт-Петербурга с 1714 по 1839 год” (СПб., 1843), составлена в результате большой работы по выявлению планов, чертежей и проектов застройки Петербурга со дня его основания. Вторая - “Планы Санкт-Петербурга в 1700, 1705, 1725, 1738, 1756, 1777, 1799, 1840 и 1849 годах, с приложением 13 частей столицы 1853 г.” (СПб., 1853), охватывает период в 150 лет. Три революции, блокада - все нашло отражение в соответствующих картографических материалах. Можно лишь перечислить наиболее интересные темы, характеризующие разнообразные стороны жизни города, с которыми легко познакомиться, просмотрев СD. Это - санитарное состояние, обеспеченность населения жильем, схемы канализации и освещения, специальные планы для извозчиков, дореволюционные проекты линий метро, планы размещения полицейских участков, пожарных частей и даже питейных заведений, современная экология и многое другое.

В заключение своеобразного путешествия по прошлому и настоящему Петербурга остается добавить, что в альбоме предусмотрена функция масштабирования, позволяющая увеличивать изображения и показывать мельчайшие подробности. В ряде случаев можно увидеть детали, с трудом различимые при работе с подлинником. Кроме того, обеспечена возможность поиска карт по автору, издателю, хронологии, тематике.
 



VIVOS VOCO
Сентябрь 2003