Журнал «Природа»

№9, 2003 г.


© П.Г. Талалай

Долгий путь сквозь льды Антарктиды

П.Г. Талалай

Павел Григорьевич Талалай, канд. техн. наук,
доцент Санкт-Петербургского государственного горного института им.Г.В.Плеханова.
Участник 35-й Советской антарктической экспедиции 1989-1991 гг.


 

Памяти моего учителя Бориса Борисовича Кудряшова посвящается

Если меня спросят, где самое гибельное на Земле место, я без колебаний назову антарктическую станцию “Восток”, что в глубине шестого континента на высоте 3488 м над ур.м., хотя за всю ее историю там погиб только один человек.

Во-первых, это полюс холода Земли. Среднегодовая температура воздуха равна –55°С, а в июле 1983 г. она понизилась до –89.2°С. Во-вторых, полярная ночь длится почти четыре месяца, с 24 апреля до 20 августа. В-третьих, обычное атмосферное давление всего 460 мм рт. столба, что соответствует разреженности воздуха на вершине Эльбруса, при влажности ниже, чем в Сахаре. Сюда никогда не залетают птицы. В первых экспедициях пробовали привезти собак, но все они быстро погибали, так же как подопытные мыши и крысы. И последнее, в течение почти восьми месяцев - с марта по октябрь - полярники отрезаны от всего остального мира, словно жители другой, недоступной, планеты.

Высота Антарктиды над уровнем моря и ее полюсы: Южный географический; относительной недоступности (точка, равноудаленная от берегов); холода и Южный геомагнитный (станция “Восток”). Белое - шельфовые ледники.
Основанная 16 декабря 1957 г. в районе Южного геомагнитного полюса Земли, станция “Восток” получила свое название по имени одного из шлюпов русской высокоширотной экспедиции под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Вот уже полвека станция действует как круглогодичная научно-исследовательская база сначала Советской, а сейчас Российской антарктической экспедиции, которую старожилы коротко называли САЭ (а теперь называют РАЭ) с ударением на последнюю букву. Здесь живет десяток полярников, сменяясь каждый год во время короткого антарктического лета. Три раза станция была законсервирована на зимний период в связи с нехваткой топлива, вовремя не доставленного с побережья. По этой же причине ее пришлось закрыть и в 2003 г., а полярников - и уже отзимовавших, и приехавших им на смену - вывозить на тягачах.

Мощность ледникового покрова на “Востоке” - 3750 м. Человек это расстояние без труда проходит менее чем за час, но чтобы проникнуть на такую глубину в лед, потребовались десятилетия упорного труда.
 

Так иногда выглядят полярники
после нескольких часов работы “на улице”.

Как все начиналось

В 1959 г. начальник станции “Восток” В.С. Игнатов получил указание от руководства 4-й САЭ начать проходку глубокой скважины. Для этого в период зимовки предстояло разработать и собрать из подручных средств устройство, способное протаивать лед.

Корпус термобура сделали из тяжелого толстого газового баллона, дно отрезали, а в баллон вмонтировали несколько электрических нагревателей, залитых свинцом, - его извлекали из отработанных аккумуляторных батарей. При этом механики чуть не отравились ядовитыми парами серной кислоты, разлагающейся при нагревании.

В середине июня забурили первую скважину, но не все шло гладко - не хватало электроэнергии, замыкали провода, пробивало нагреватели. Когда перегорел последний, стало ясно, что конструкцию надо усовершенствовать.

За первый месяц работ было изготовлено четыре термобура, но все по той или иной причине оказались вморожены (прихвачены) в скважинах. Корпус пятого сделали из тонкого оцинкованного железа, установив в хвостовой части стабилизатор для поддержания вертикальности ствола скважины. Но жизнь и этого термобура оказалась очень короткой: через полтора часа работы он перегрелся и распаялся по всем швам. Свинец вытек. Нужно было начинать все сначала.
 


Сборка термобура.


Подготовка к термическому бурению.

Последующие модификации оказались несколько долговечнее, однако скорость бурения в них была невелика и больших глубин достичь не удалось. В 1960 г. И.А. Зотиков, ныне известный полярник и гляциолог, изготовил в мастерских станции Мирный термобур с отсосом воды в специальный контейнер. Но при бурении на “Востоке” установка вмерзла в лед на глубине 50 м. Работы возобновились только через 10 лет. Тут нужно сделать небольшое отступление, чтобы немного рассказать о роли нашего института в решении этой проблемы.

Основанное в 1773 г. по указу Екатерины II Горное училище стало первым высшим техническим учебным заведением России. Здесь развивались многие направления, среди которых значительное место занимает ныне бурение скважин в сложных условиях. У его истоков стоял Ф.А. Шамшев (1893-1979), создавший в 1948 г. кафедру техники разведки (ныне - технологии и техники бурения скважин). В 1967 г. на основе хозяйственного договора нашего института с Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ) для решения задач бурения во льдах была создана специальная группа под руководством Б.Б. Кудряшова (1931-2002).
 

Б.Б.Кудряшов (1931-2002).

Один из создателей отечественной школы горной теплофизики, Борис Борисович обладал не только широчайшей эрудицией и энциклопедическими знаниями, но и завидными организаторскими способностями. Заведующий кафедрой, декан, проректор по научной работе, и в то же время незаурядный рассказчик, перенявший от родителей, известных актеров, способность к перевоплощению. Он был талантливым лектором и учителем, подготовил немало кандидатов (в том числе и автора этих строк) и докторов наук, много писал, публиковал статьи, учебные пособия и монографии, имел более 40 авторских свидетельств и научное открытие.

Но главным делом его жизни было бурение глубоких скважин в ледниковых покровах. В течение почти 30 лет он возглавлял научные исследования и опытно-конструкторские разработки [1-3]. Под его непосредственным руководством было создано более 10 различных буровых снарядов для проходки во льду, пробурено около 20 тыс. погонных метров скважин в ледниковом покрове Антарктиды, на ледниках архипелага Северная Земля, ледниках Кавказа и Тянь-Шаня. Участвовал Кудряшов в 20-й (1974-1975) и 24-й (1978-1979) САЭ как руководитель внутриконтинентальных гляциологических походов.

Но вернемся к бурению на “Востоке”. Загодя наши специалисты совместно с сотрудниками ААНИИ разработали тепловой буровой снаряд, получивший впоследствии имя ТЭЛГА-14, что означает термоэлектробур ЛГИ и ААНИИ конструкции 14-й САЭ (первые испытания проводились этой экспедицией в Мирном). Как любил рассказывать научный руководитель работ Кудряшов, сам снаряд похож на утюг в виде кольца, прикрепляемый к торцу трубы. Самой примечательной оказалась система удаления талой воды, которая подхватывалась потоком воздуха, создаваемым обычным вакуумным насосом - в просторечии пылесосом.

На станции было построено специальное здание из двух стандартных полярных домиков-балков. На крыше установили буровую мачту высотой 11 м, утепленную цилиндрическим ограждением. Бурение было начато в зимовочный период 15-й САЭ. К его концу скважина №1 (так она стала называться) достигла глубины 506.9 м при средней скорости бурения 1.34 м/ч и рейсовой проходке 1.73 м. Зимовщикам не хватило совсем немного, чтобы побить тогдашний рекорд бурения тепловым снарядом (535 м) - столько пробурили американцы в Гренландии в 1964 г.

В следующей экспедиции работа продолжалась, но, когда глубина скважины превзошла американскую и достигла 560 м, в нее случайно упал 20-сантиметровый металлический стержень. Сами буровики считают, что любая скважина - своеобразный магнит, притягивающий все вещи, лежащие в непосредственной близости. Поэтому устье скважины всегда тщательно закрывают, что помогает, к сожалению, не всегда. (Рассказывали, что как-то из рук бурильщика выскочила метровая металлическая линейка. Кто-то предложил посветить в скважину, и оказалось, что она стояла на глубине нескольких метров на небольшом уступчике, будто приклеенная к стенке. Тогда ее подцепили крючком, наподобие рыболовного, искусно продев в отверстие линейки.)

Если с линейкой все закончилось благополучно, то стержень извлечь так и не удалось. В скважину забросили искусственный керн, а ее ствол на высоте 20 м от забоя отклонили и, как у нас принято говорить, зарезали новый. В мае 1972 г. глубина скважины №1 достигла отметки 952.5 м, но опять случилась авария.

В этот раз при спуске снаряда внезапно отвалилась рукоять тормоза, и неуправляемая лебедка стала самопроизвольно раскручиваться, стравливая кабель, который в конце концов вырвался из крепления и ушел в скважину. Она была потеряна, но на тот момент была дважды рекордной: как самая глубокая “сухая” и как самая глубокая пробуренная с помощью плавления. Позже рекорд был зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса.

Во время 17-й САЭ из устья скважины №1 пробурили новую - №1бис - до глубины 774 м. Однако в следующей, уже 18-й экспедиции при подъеме снаряд прихватило, и с глубины 307 м пришлось зарезать новый ствол - №1-2бис, он достиг отметки 905 м, но дальнейшее бурение из-за постоянной угрозы аварий решено было прекратить.

Требовалась особая технология бурения: скважина заполняется низкотемпературной промывочной жидкостью, гидростатическое давление которой компенсирует горное давление на стенках скважины, сохраняя их устойчивость. Такие работы на станции “Восток” были начаты во время 19-й САЭ: сначала бурение производили с водным раствором этилового спирта, а затем с авиационным топливом ТС-1, смешанным с утяжелителем - фреоном-11.

Буровой комплекс расширили и смонтировали новую металлическую вышку высотой 17 м. Вместе с прежней они в течение длительного времени были в каком-то смысле символом “Востока” - их фотографии то и дело попадали в газеты и книги. Сравнительно недавно вышки разобрали: их обшивка совсем истрепалась и повисла на каркасе.

Отработка новой технологии с использованием промывочной жидкости шла не легко: то и дело возникали осложнения и аварии, но все же скважина №2 достигла глубины 451 м (19-я и 20-я САЭ), а №3 и 4 (22-я САЭ) - соответственно 200 и 300 м. Случались и огрехи, вызванные невнимательностью оператора бурения: специфические условия станции “Восток” существенно влияют на состояние человека. Так, в 19-й САЭ было решено укрепить башмак стальной обсадной колонны, перекрывающей верхние снежно-фирновые отложения, залив прямо через устье скважины горячую воду. Она намерзла внутри труб, так и не достигнув забоя, - скважина была потеряна. А в 21-й САЭ отказала система отсоса воды, но бурильщик продолжал работу, в результате чего снаряд был намертво прихвачен. Чтобы осмыслить ошибки и разработать более надежную технику и технологию, был взят тайм-аут и буровые работы в 23-й и 24-й САЭ не проводились.

С “приставкой” глубокая

Следующая скважина, №3Г, была начата только в 25-й САЭ. О неудачах предыдущих, №3 и 4, решено было забыть, а букву “Г”, т. е. глубокая, решено было добавить для обозначения серьезности намерений. (Для того чтобы читатель окончательно не “заблудился” в годах, номерах САЭ и РАЭ, снарядах и т. п., я попытался начиная с этой экспедиции свести эти сведения в таблицу.) До глубины 112 м снежно-фирновые отложения были пройдены буровым снарядом ТЭЛГА-14. После заполнения скважины промывочной жидкостью дело продолжил ТБЗС-152 (термобуровой снаряд для залитых скважин с наружным диаметром буровой коронки 152 мм). В нем вместо вакуумного насоса применили обычный топливный.

Без существенных осложнений практически при односменной работе удалось достичь глубины 1351 м, а в начале 26-й САЭ довести ее до 1501 м. Так как с увеличением глубины бурения значительно возрастают электрические потери в кабеле, проходку скважины было решено продолжить новым, более мощным термобуровым снарядом ТБС-112ВЧ. К сожалению, на глубине 1580 м из-за отказа системы удаления воды и он оказался прихваченным в призабойной части скважины. Новый ствол, ?3Г-1, в период работы 26-й и начала 27-й САЭ достиг 2083 м. Все дальнейшие планы спутал пожар…

В ночь на 12 апреля 1982 г. на “Востоке” загорелась дизельная электростанция. Пожар в Антарктиде - самая страшная беда: нечем тушить. Брусками пиленого снега тщетно пытались забросать огонь, но пламя поглотило ДЭС и ее начальника Алексея Карпенко. Его останки нашли через день уже на остывшем пожарище. Отключив электропитание согласно инструкции, он оказался в ловушке, в темноте и едком дыму потерял сознание у самой выходной двери.

20 полярников остались без электроэнергии, без тепла, света, радиосвязи… До ближайшего в Антарктиде жилья - американской станции Амундсен-Скотт, расположенной на Южном полюсе, - 1253 км. В Антарктиде началась осень, морозы ниже –60°С. При таких температурах невозможно организовать ни посадку самолета, ни транспортный поход. Выживание людей полностью зависело от них самих. Им предстояло продержаться почти полгода, до весны, когда из Мирного к ним смогут направить санно-гусеничный поезд.

Долгожданный санно-тракторный поезд после месяца пути прибывает на станцию “Восток”.

“Харьковчанки” на временной стоянке.

История этой зимовки уже вошла в анналы исследований поведения человека в экстремальных условиях. На “Востоке” и в обычное время человеку тяжело, а тут 20 полярникам, людям с разными характерами, привычками, интересами, предстояло не только обеспечить себя водой, едой, теплом, но и противостоять значительно более трудному психологическому стрессу.

И все же они выжили и даже делали свою обычную работу: составляли метеорологические сводки, вели медицинские наблюдения и геофизические исследования. Несмотря на тяжелейшие условия, строили новый буровой комплекс.

При возобновлении работ в 29-й САЭ на глубине 1968 м был зарезан новый ствол, №3Г-2. Продолжение бурения скважины №3Г-2 во время 30-й САЭ прошло по “секретному” сценарию. В научной программе, принятой руководством экспедиции, речь шла о новой скважине, №4Г, поскольку продолжать работы на предыдущей было опасно: она довольно быстро сужалась. Но поскольку до американского рекорда, достигнутого в 1968 г. на станции Берд в Антарктиде (глубины 2164 м), нашим оставалось пробурить считанные метры, они продолжили работы в стволе 3Г-2.

Руководство Горного института и САЭ было приятно удивлено, когда со станции “Восток” пришел телетайп об этом событии. Газета “Правда” (1985, 13 авг.) сообщала:

“Гляциобуровой группой станции «Восток» достигнута рекордная глубина бурения ледникового покрова Антарктиды - 2200 м. Скважина в вечном леднике пройдена электротепловым способом, в распоряжение исследователей передан керн хорошего качества”.
Однако в следующей экспедиции снаряд оказался прихваченным, а при попытке извлечения оторвался и кабель. Хотя буровые работы в скважине №3Г были прекращены, геофизические наблюдения продолжались в течение многих лет, что позволило установить параметры ползучести “холодного” льда в районе станции “Восток”. В 1990 г. каверномер (прибор для определения диаметра скважины) смог опуститься только до глубины 1700 м, а последние измерения в этой скважине проводились в 1994 г. В начале 80-х годов (время работы 27-й и 28-й САЭ) из двух сборных утепленных домиков был построен новый комплекс с буровой вышкой высотой 15 м. После предварительных испытаний 3 июля 1983 г. была забурена новая глубокая скважина - №4Г, но добиваться ее эффективной проходки пришлось несколько лет. При этом дважды в ее верхней части приходилось зарезать новые стволы, и наконец в 33-й САЭ скважину при помощи термобурового снаряда ТБЗС-152 удалось довести до глубины 2426 м.

В связи с периодическим обрушением стенок в месте отклонения ствола уровень промывочной жидкости поддерживался на глубине 180-200 м, а ее плотность в пределах 840-860 кг/м3. Но этого было недостаточно для компенсации горного давления ледяной толщи. На глубине 2426 м в скважину было добавлено около 2 т утяжелителя - фреона-11, и бурение продолжили более производительным электромеханическим снарядом КЭМС-135.

В нем, в отличие от других, находилось два электромотора, один вращал колонковый набор с буровой коронкой, второй - забойный насос. Как показали предварительные экспериментальные работы на леднике Вавилова (архипелаг Северная Земля), механическая скорость бурения, которую может развивать новый снаряд, на порядок выше скорости теплового бурения. Если скорость бурения тепловыми снарядами редко превышала 3 м/ч, то электромеханический без труда проходил лед со скоростью 20 м/ч.

Но меры для выравнивания давления оказались недостаточными, и в сентябре 1989 г. этот снаряд тоже оказался прихваченным. Его оставили под натяжкой в скважине, но через год, в ноябре 1990 г. при повторной попытке ликвидации аварии кабель оборвался. Верхний его конец оказался на глубине 200 м, поэтому проводить последующие геофизические исследования стало невозможно.
 

Буровой комплекс над скважинами 1 и 3Г.

Через 16 лет после постройки.

Зимовка

Наступало время 35-й САЭ, в которой принимал участие автор этих строк. В то время путь на “Восток” состоял из двух этапов. Первый, морской, занимал около двух месяцев. Начинался он в Ленинграде, на борту дизель-электроходов, а заканчивался в обсерватории Мирный, на берегу моря Дейвиса в Восточной Антарктиде. Буровой отряд ЛГИ разместился на борту “Михаила Сомова”. 4 января 1990 г. он встал у кромки припайного льда, но ближе, чем на 30 км подойти к берегу не удалось - впереди мощный лед, и все попытки пробиться через него даже для корабля ледокольного класса оказались тщетными.

На рейде стояли несколько дней. За это время мы успели познакомиться с четырьмя китами, которые жили в полынье за кормой: то ли они питались тем, что выливали периодически с камбуза, то ли пытались подружиться с судном, принимая его за собрата. Порою они подплывали настолько близко, что, казалось, достаточно перегнуться через борт, чтобы погладить их шагреневые носы или подставить руку под фонтанирующие ноздри...

В километре от главной базы Мирного - трех больших двухэтажных зданий - прямо на поверхности ледника находится взлетно-посадочная полоса. Отсюда начинается второй, воздушный этап долгого путешествия до “Востока”. 35-я САЭ оказалась последней, в которой для доставки людей и грузов использовались наши самолеты ИЛ-14. В 34-й экспедиции один из двух таких самолетов сгорел в Мирном. Погибли два человека. Для безопасности полетов в полной готовности должно быть минимум два самолета, чтобы в случае аварии с одним второй смог прийти на помощь. Подходящую машину чудом отыскали на одной из советских воздушных баз в Германии, откуда тогда выводили войска. На борту нашего судна находился этот ИЛ-14, а кроме него - еще один самолет АН-28.

Салон ИЛ-14 не герметизируется, поэтому внутри самолета и за бортом давление одинаковое, что особенно ощущается, когда летишь над высокогорной местностью (средняя высота ледникового щита Восточной Антарктиды 2380 м). Полет на “Восток” продолжается более десяти часов, причем значительную часть груза составляет топливо. Полезная грузоподъемность одного из самолетов сезона 1990 г. была всего 400 кг, а другого - 350 кг.

Разгрузка самолета на “Востоке” занимает от силы полчаса, стоянка больше 40-50 мин здесь не рекомендуется - быстро остывают двигатели, а лыжи шасси примерзают к снегу так сильно, что не всегда удается с первой попытки сдвинуть самолет с места.

Первые дни на “Востоке” - самые тяжелые. В феврале, когда происходит смена, столбик термометра опускается до –40 - –50°С. Это не самое страшное - при низком давлении и относительной влажности воздуха (20-30%) морозы неплохо переносятся. Правда, из-за сухости воздуха вначале постоянно хочется пить, но самое неприятное - гипоксия, кислородное голодание. Неизменно ощущаешь головные боли и быстро устаешь, что-то происходит с памятью. Автор этих строк в первые недели пребывания на “Востоке”, придя на переговорный пункт, совершенно забыл номер собственного телефона.

Страшно подхватить даже незначительную простуду, она может быстро перерасти в воспаление легких, которое в условиях высокогорья даже при медикаментозной помощи может закончиться отеком легких. К счастью, за всю историю существования “Востока” этого никогда не случалось, заболевших полярников вовремя вывозили.

В конце летнего сезона 35-й САЭ, когда почти вся новая смена была уже доставлена на станцию, ИЛ-14 произвел вынужденную посадку в 400 км от Мирного - заклинил один из двигателей - и самолет сломал стойки шасси. Летчиков нашли через несколько суток. Весь график снабжения станции “Восток” был нарушен. После аварии был совершен всего один, последний рейс советской полярной авиации, чтобы доставить сюда еще одного и забрать восьмерых, чуть не оставшихся на “Востоке” на вторую зимовку.

После этого людей и часть грузов на “Восток” стали доставлять американские самолеты “Геркулес С-130” с главной базы США Мак-Мердо в Западной Антарктиде. На сегодняшний день это единственный тип самолетов, способный совершать посадку и взлет на колесах и лыжах и доставлять большие грузы и персонал на лед. При максимальном радиусе полета 3800 км “Геркулес” может перевезти груз весом до 6 т.

Зимовка 35-й САЭ была самой обычной, рутинной. Обидно, что буровикам, готовым продолжать скважину №4Г, из-за аварии пришлось опять все начинать сначала: передвигать установку, проходить первую тысячу метров давно уже исследованного горизонта. Правда, опыт теплового бурения, накопленный годами кропотливого и тяжелейшего труда, дал свои результаты. В течение зимовки удалось пройти 1279.8 м без единого осложнения. Все системы работали нормально, что позволило передать следующей смене хорошо отлаженную технологию проходки.

Скважина №5Г

20 февраля 1990 г. была забурена новая скважина №5Г, до глубины 2502 м дело шло без серьезных осложнений, но в декабре 1991 г. снаряд при подъеме оказался прихваченным.

Над ним на высоту примерно 35 м были опущены куски искусственного керна, и на глубине 2246 м был зарезан ствол скважины №5Г-1. В следующей, 38-й экспедиции, уже Российской, работы по увеличению плотности жидкости были продолжены. Глубина скважины была доведена до 2755 м, на сегодняшний день это абсолютный рекорд бурения тепловыми снарядами.

Общий вид бурового комплекса (скважина 5Г) и кают-компании на станции “Восток”.

Начиная с 1993 г. работа на “Востоке” велась в рамках международного соглашения между Россией, Францией и США. Французская сторона оказывала техническую и материальную поддержку буровым работам, американская - помощь в организации экспедиции. Получаемый керн распределялся поровну между участниками соглашения. В летнем сезоне 39-й РАЭ устье скважины было оборудовано обсадной колонной из труб, изготовленных из прочной полимерной композиции - фибергласса. Но затем операции были прекращены более чем на год в связи с недостаточным финансированием РАЭ и временной консервацией “Востока”.

В 40-й РАЭ бурение было продолжено электромеханическим снарядом КЭМС-135, что позволило сначала увеличить проходку с 2.2 до 2.8 м за рейс (средняя производительность 10 м/сут). Однако с глубины 2930 м буровую коронку начало заклинивать. После повторной консервации станции “Восток” в 1997 г. буровые работы в скважине №5Г-1 проводились только в летние сезоны 41-й, 42-й и 43-й РАЭ. Но не все шло гладко, иногда проходка полностью останавливалась. Это происходило из-за резкого изменения физико-механических свойств льда и увеличения размеров кристаллов льда, который в условиях возрастающей температуры с глубиной становится более пластичным и вязким. Образуемые при бурении частицы шлама налипали на поверхность забойного бурового инструмента.

За пультом управления буровым комплексом скважины 5Г инженер-геофизик Р.Н. Вострецов.

Избежать этого удалось, увеличив задний угол резцов, на поверхность буровой коронки был нанесен тончайший слой тефлона. Кроме того, на режущей кромке были сделаны бороздки. Усовершенствования, как показали работы в сезоне 43-й РАЭ, оказались достаточно эффективными. Бурение самой глубокой на сегодняшний день скважины во льдах - №5Г-1 - остановлено на глубине 3623 м, приблизительно в 130 м от поверхности гигантского подледникового озера, расположенного прямо под станцией “Восток”. С историей его открытия читатели “Природы” уже знакомы [4].
 

Международное гляциологическое общество остановило бурение в связи с возможным загрязнением подледниковой воды. Последняя работа Б.Б. Кудряшова была связана с технологией экологически безопасного вскрытия озера Восток - созданием специального устройства, позволяющего получать качественные пробы подледниковой воды без внедрения в нее бурового инструмента, а также промывочной жидкости, разобщающей водоем и ствол скважины. Для этой цели были предложены соединения, относящиеся к классу кремнийорганических [5]. Однако дело движется черепашьими темпами - нет денег.

К сожалению, и нынешний уровень российских исследований на шестом континенте далек от современных требований. На полярных станциях по-прежнему нет средств автоматизации и даже примитивной механизации.

Резкое сокращение и самих станций в Антарктиде, и численного состава полярников коснулось прежде всего научных работников. Уже не первый год в правительстве России поговаривают о финансировании полярных программ, соответствующем нашей реальности, но воз и ныне там.

На фоне бурового комплекса участники сезона 41-й РАЭ.
 

Литература

1. Кудряшов Б.Б., Чистяков В.К., Бобин Н.Е. // Материалы гляциол. исслед. 1984. Вып.51. С.168-172.

2. Кудряшов Б.Б., Чистяков В.К., Литвиненко В.С. Бурение скважин в условиях изменения агрегатного состояния горных пород. Л., 1991.

3. Kudryashov B.B., Vasiliev N.I, Vostretsov R.N. et al. // Mem. of National Inst. of Polar Research (Japan). 2002. Spec. Issue №56. P.91-102.

4. Зотиков И.А. Антарктический феномен - озеро Восток // Природа. 2000. №2. С.61-68.

5. Талалай П.Г., Чистяков В.К. Экологические проблемы бурения в Антарктиде // Рос. наука: грани творчества на грани веков. М., 2000.
 



VIVOS VOCO
Сентябрь 2003