№7, 2004 г.

© Борисов В.П.

Токарные художества Петра Великого

В.П.Борисов,
кандидат технических наук
Институт истории естествознания и техники им.С.И.Вавилова РАН
Москва

Одним из главных увлечений Петра I на протяжении всей его жизни была работа на токарных станках. По описанию современников, обычный день российского императора складывался следующим образом:

“Государь встает очень рано, так что в три и четыре часа утра присутствует в тайном совете. Потом идет на верфь, где смотрит за постройкой кораблей и даже сам работает, зная это мастерство превосходно. В девять или десять часов занимается токарной работой, в которой так искусен, что решительно ни одному художнику не уступит”.

Токарные мастерские Петр I завел уже в конце XVII в. Одна из них, возглавляемая известным механиком Иоганном Блеером, располагалась в Сухаревой башне в Москве. В 1705 г. учеником к Блееру поступил 12-летний Андрей Нартов, которому предстояло в дальнейшем внести существенный вклад в развитие отечественной механики. Юный “мастер токарных и резных дел” вскоре попадает в поле зрения царя. В 1712 г. по именному указу Петра I А.К.Нартов был переведен из Москвы в Cанкт-Петербург и определен токарем в мастерскую Его Величества при Летнем дворце.

Царская токарня, имевшая 27 станков для обработки слоновой кости, считалась в то время одной из лучших в Европе. К работе были привлечены профессионалы высокой квалификации: токарь-художник, механик и скульптор Франц Зингер был выписан Петром из Италии, где немецкий мастер служил при дворе герцога Козимо III Медичи. Мастерами своего дела являлись Георг Занепенс из Англии (в России его называли Юрием Курносым), Андрей Коровин, Степан Яковлев. Следует отметить, что деятельность этих мастеров была связана с так называемым романтическим направлением в развитии токарных станков. Создаваемые ими “махины” предназначались главным образом для изготовления художественных изделий: медальонов, рельефных картинок, кубков, люстр и т.п. Процесс изготовления таких предметов начинался с создания копира из твердого материала (бронзы) с нанесенным на нем рельефным рисунком. Выполнение копира было наиболее творческой частью работы, требовавшей обычно не менее года труда квалифицированного мастера. С помощью станка можно было сделать по копиру любое количество копий медальонов или других художественных изделий, используя в качестве обрабатываемого материала кость, рог или дерево.
 

Ваза с овальной чашей и спиральной ножкой из кости.

Чаша и ножка изготовлены на токарно-копировальных станках.
Кость. Высота 21.7 см.

Государственный Эрмитаж.

Работа на токарно-копировальных станках настолько вошла в привычку русского царя, что, отправляясь в поездки по Европе, Петр часто брал “махины” с собой. Изготовленные им в России медальоны, а иногда и сами станки, преподносились в качестве дипломатического подарка. Кубок и табакерка, выточенные из слоновой кости собственноручно Петром I, были подарены в 1718 г. королю Фридриху Вильгельму I. Кроме того, прусскому двору передали “медальерный” станок конструкции Нартова, личного токаря Петра I, получившего в конце жизни титул статского советника. “…У него в Берлине такой махины нет”, - сообщал мастер.

Еще один токарно-копировальный станок для “медальерных” работ, изготовленный, по-видимому, специально для несовершеннолетнего Людовика XV, был подарен Петром французскому двору в 1720 г. Станок сохранился и находится сейчас в Национальном музее искусств и ремесел в Париже.

Токарно-копировальные станки разных конструкций, разработанные “царскими токарями” А.Нартовым, И.Блеером, Ф.Зингером, Г.Занепенсом, сохранились и в России. Эти станки, так же как разнообразные изделия, изготовленные с их помощью, можно увидеть в Государственном Эрмитаже, Летнем дворце Петра I, Меншиковском дворце в Санкт-Петербурге.
 

Андрей Константинович Нартов

(1693-1756).

В 1755 г., незадолго до своей смерти, Нартов закончил работу над книгой “Театрум Махинарум или ясное зрелище машин”. В этой рукописи, над которой ее автор, русский механик трудился в течение двадцати лет, он подводил итог своим знаниям в области режущих станков. “Механика все прочие науки превосходит”, - написал Нартов в предисловии. Описания разнообразных станков, таблицы с изображениями инструментов и уникальных художественных изделий, помещенные на 104 листах рукописи, служат подтверждением этой мысли автора.

В начале 1990-х группа энтузиастов из Санкт-Петербурга задалась целью воссоздать наиболее интересные станки Нартова и восстановить утерянную технологию токарных художеств. Группа, работавшая при поддержке галереи “Петрополь”, Государственного Эрмитажа и Российской академии наук, состояла из архитекторов-реставраторов, конструкторов, механиков, плотников, художников-скульпторов и токарей. Процесс восстановления механизма станков и воспроизведения технологий по изготовлению изделий из кости оказался достаточно сложным.
 

“Персональная машина второго рода”,
или копировально-токарный станок А.К.Нартова.

Рисунок из рукописи “Театрум Махинарум”, 1755 г.

Первым объектом для воссоздания стал токарно-копировальный станок Нартова, изображение которого было в рукописи “Театрум Махинарум”. Было решено воспроизвести по возможности точно как механическую часть станка, так и несущий его деревянный верстак со скамейкой. Согласно рисунку, деревянная часть украшалась богатым резным орнаментом, - красивый декор “махинного” пьедестала был непременным требованием царя Петра I. Следует упомянуть, что, проектируя свои станки, Нартов часто привлекал к сотрудничеству французского декоратора и резчика Николя Пино, находившегося тогда в России.

Определить размеры нартовского станка оказалось непросто, поскольку соотношение фасадных и “перспективных” размеров на рисунках не было известно. В конце концов, габариты пьедестала были установлены: высота - 105, длина - 127 и ширина - 145 см.

Воссоздание технологической части станка Нартова потребовало инженерного анализа чертежа, помещенного в рукописи. Русский мастер спроектировал свою “махину” таким образом, что обработка изделий могла выполняться двумя способами. В первом случае резец, действующий на торцевой поверхности, получал движение подачи непосредственно от “гильоширного” (бокового) бронзового копира. Вторая кинематическая схема позволяла вырезать рельеф на поверхности будущего медальона или другого изделия с уменьшением размера рисунка по отношению к копиру от 1:4 до 1:3. Такое соотношение объяснялось следующим: диаметр бронзовых копиров традиционно составлял 360 мм, а слоновая кость, на которую переносился рисунок, имела в поперечнике диаметр от 90 до 120 мм.

Работа по реконструкции токарно-копировального станка Нартова была проведена в период 1990-1993 гг. Спустя 270 лет станок воссоздали как уникальное по своим техническим параметрам и художественным достоинствам устройство.

Станок находится в настоящее время в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Он в рабочем состоянии: можно вытачивать медальоны и другие художественные изделия так, как делали три столетия назад мастера прошлого. Художник и скульптор Валерия Мокеева позволяет гостям вращать рукоятку, приводящую станок в движение. Крутить ручку легко, хотя плотность и твердость обрабатываемого материала весьма высока. По цвету и текстуре материал выглядит, как слоновая кость.
 

Медальон (модель) с рельефным изображением взятия Нарвы. Медь. Государственный Эрмитаж. Медальон с портретом Петра I, выточенный на копировально-токарном медальерном станке. Кость. Диаметр 10.5 см. Государственный Эрмитаж.

Сегодня многие художественные изделия из кости создаются с использованием уникального, хотя и давно известного, ископаемого материала - бивня сибирского мамонта. Эти животные, водившиеся в большом количестве на территории нашей страны тысячи и миллионы лет назад, оставили большие “залежи” ископаемого бивня в районах Таймыра, Чукотки, Якутии и Колымы. Наиболее известное кладбище мамонтов находится на р.Берелех в Северной Якутии: благодаря вечной мерзлоте бивни сохранились в прекрасном состоянии. Весной, в результате размыва слоев почвы, особенно по берегам рек, бивни появляются на поверхности, превращались в драгоценный материал для резьбы по кости. Присутствие в земле солей различных металлов придает бивням всевозможные оттенки - от коричнево-розового до зеленовато-синего. Более всего художниками ценятся сиренево-розовый и черный цвета.

Возможно, со временем резчики по кости получат в свое распоряжение искусственные материалы любых цветов, текстуры и плотности.
 




Июнь 2004