Журнал «Природа»

Комета Макнота

В.Г. Сурдин,
кандидат физико-математических наук
Москва

В январе человечество любовалось замечательной кометой Макнота, заслужившей титул Большой кометы 2007 г. Ее официальное обозначение C/2006 P1 говорит о том, что открыта она была в первой половине августа 2006 г. Сделал это астроном Р.Макнот (R.McNaught) на австралийской обсерватории Сайдинг Спринг с помощью 0.5-метрового телескопа системы Шмидта. Никто не ожидал тогда, что через полгода комета сделается настолько яркой.

Это уже не первая комета Макнота и далеко не первое открытие, осуществленное с помощью весьма скромного телескопа, принадлежащего Университету г.Упсала (Швеция). По программе поиска астероидов и комет, сближающихся с Землей, этот телескоп с 2004 г. обнаружил около 30 новых комет. Большинство из них были с трудом различимы в телескоп, но комета Макнота побила все рекорды: она оказалась ярчайшей на земном небосводе за последние 40 лет. Впрочем, почти столь же эффектно выглядела памятная многим комета Хейла-Боппа 1997 г. (Чилингарян И.В. Незабываемая комета // Природа. 1997. №8. С.52-53).

Из многих сотен комет, открытых астрономами за последние два столетия, около 20 получили титул “большой кометы” или “кометы века”. Вероятно, самой известной стала комета 1811 г., о которой писал Лев Толстой в “Войне и мире”, по ошибке отнеся ее к 1812 г., и появление которой суеверные люди сочли предвестием вторжения армии Наполеона в Россию. Когда эта комета достигла перигелия, она оказалась на расстоянии около 1 а.е. от Солнца и была видна с Земли в околополярной области с вечера до рассвета. В сентябре и октябре блеск кометы сравнялся с яркостью звезд первой и даже нулевой величины. В то время комета двигалась от созвездия Большой Медведицы к созвездию Геркулеса и имела два ярких хвоста: один прямой, газовый, а другой сильно изогнутый, пылевой. Длина хвостов составляла 25°. Большая комета 1811 г. была видна невооруженным глазом почти девять месяцев!

Далеко не все яркие кометы видны так долго. Если причиной повышенной яркости служит их тесное сближение с Солнцем, то длится это недолго. Например, Большая мартовская комета 1843 г. прошла на расстоянии всего 120 тыс. км от солнечной поверхности, что составляет десятую часть диаметра Солнца. В течение нескольких часов 28 февраля 1843 г. она оставалась ярче любой кометы, появлявшейся за предшествующие семь столетий. Ее яркость в тот момент более чем в 60 раз превысила яркость полной Луны.

Заметим, что кометам случалось подлетать и еще ближе к Солнцу. Так, Большая южная 1887 г. пронеслась всего в 29 тыс. км от поверхности Солнца через внутреннюю корону. Это случилось 11 января 1887 г., а уже 18 января ее заметили сразу же многие наблюдатели без помощи оптических инструментов: она имела яркий прямой хвост длиной более 40°. Кстати, именно потому, что подобные кометы раньше замечало сразу большое число людей, трудно было установить первооткрывателя, чтобы по традиции дать комете его имя. Так они и становились “большими кометами”. Сегодня это уже невозможно: ловцы комет вооружены прекрасной оптикой и связью, так что всегда кто-то оказывается первым, сообщившим об открытии.

Список великих комет XX в. открывает Большая комета 1910 г. Ее нередко путают с кометой Галлея, наблюдавшейся в том же году, но несколько позже, и не выглядевшей столь эффектно. Первым астрономом, зафиксировавшим появление Большой кометы 1910 г., был Р.Иннес из Капской обсерватории Южно-Африканской Республики. Это случилось 17 января, но несколькими днями раньше ее как будто бы заметили шахтеры с алмазных приисков в Южной Африке. Уже при своем появлении комета имела -2-ю звездную величину, а позже превзошла блеском Венеру, достигнув -5-й величины. Именно поэтому в ее названии сохранилось определение “видимая при дневном свете” - Daylight comet 1910.

Последней великой кометой XX в. была уже упомянутая комета Хейла-Боппа. Она развернула два великолепных хвоста - газовый и пылевой, на несколько месяцев приковав внимание специалистов и миллионов простых землян. К сожалению, ее появление не только принесло научные результаты, но и выявило неприглядные стороны общественной жизни. Как и 100 лет назад, когда раздутая газетчиками кометная истерия вызвала всеобщий страх по поводу “отравления Земли кометными газами”, явление яркой кометы в конце ХХ в. тоже привело к печальному результату. Грандиозная картина кометы Хейла-Боппа (а она хорошо была видна даже в центрах мегаполисов, таких как Москва) вызвала человеческие жертвы. Известно, например, о массовом самоубийстве 38 членов секты “Врата небес” (Heaven’s Gate), ожидавших пришествия НЛО. Впрочем, учитывая размер кометных ядер (от единиц до десятков километров), жертв могло бы быть больше при непосредственной встрече кометы с Землей. И это одна из причин, по которой астрономы внимательно следят за кометами.

Вернемся в наши дни. Хотя комету Макнота уже нарекли Величайшей кометой XXI в., не будем забывать, что век только начинается. Неизвестно, какие сюрпризы с неба он нам преподнесет. Яркие кометы представляют не только эстетический интерес. Как правило, эти тела в своей истории еще не претерпевали тесного сближения с Солнцем. Их первородное вещество ранее не испытывало нагрева и переработки. Поэтому оно представляет особую ценность для исследователей прошлого Солнечной системы.

Комета Макнота (C/2006 P1), сфотографированная 19 января 2007 г. с горы Сьерро-Паранал (Европейская южная обсерватория, Чили).

Слева, почти у самого горизонта, видна яркая голова кометы. Справа, вблизи горизонта, - сильно передержанное изображение заходящей Луны. Хвост кометы простирается над гладью Тихого океана на северо-запад и уходит глубоко под горизонт к северу; в эти дни он хорошо был виден и в средних широтах Северного полушария.
ESO Press Photo 05i/07 (19 January 2007)