№4, 2004 г.
© Чикин В.О.

Тайна исчезновения “Русалки”

В.О.Чикин,
кандидат технических наук
Институт истории естествознания и техники им.С.И.Вавилова РАН
Москва

Броненосец береговой охраны “Русалка” вышел из Ревеля в Гельсингфорс. 7 сентября 1893 г., он должен был пересечь открытую и наиболее опасную часть Финского залива. Погода испортилась. Сопровождавшая корабль канонерская лодка “Туча” потеряла его из виду и пришла в порт назначения самостоятельно. “Русалка” же до Гельсингфорса не дошла. Исчез и весь экипаж: 165 нижних чинов и 12 офицеров.

Схематический чертеж броненосца “Русалка”.

Поиск броненосца начался спустя трое суток после трагедии. К тому времени уже были обнаружены выброшенные на берег обломки. Розыски велись с 10 сентября по 16 октября 1893 г. и с 30 мая по 31 августа 1894 г. Несчастье, постигшее “Русалку”, стало достоянием гласности, вызвав в обществе разнообразные толки. В Главный морской штаб поступали многочисленные предложения со всей России (и не только!) о способах поиска “Русалки”.

Среди этих проектов следует отметить следующие [1].

Спасательные буи.
1.Предложение крестьянина Ярославской губернии Д.Степанова: “Прошение. Принимая во внимание затруднительные поиски погибшего броненосца “Русалка”, могу устроить снаряд, который будет показывать место, где судно затонуло и на какой глубине”. Фактически это было изобретение аварийного буя, устанавливаемого сейчас на подводных лодках и некоторых судах. Предложение осталось без ответа, видимо, потому, что помочь в розыске “Русалки” оно уже не могло.

2.Независимо от вышеприведенного прошения было получено предложение о спасательном буйке: “Проект постройки аппарата, указывающего в случае гибели корабля место его погружения”. Приведен и чертеж аппарата — практически бакена с зеркальцем в верхней части (для удобства поиска его на поверхности моря).

Электромагнитные устройства.
1.Предложение лейтенанта Лебедева об использовании “электромагнитной кошки”, известного к тому времени прибора, нуждавшегося в модернизации. В наличии у Морского ведомства был прибор, который использовался только в воздушной среде, но лейтенант Лебедев весьма скептически высказался о возможности его применения (и был, как оказалось, прав).

2.Заявление господина С.Фрумкина об изобретении “электрического аппарата”, размещаемого на борту поискового судна: “Вследствие чувствительности прибора электромагнит опускается вниз, когда в окрестности <…> находятся подводные металлы”. Резолюция Морского ведомства: “Не верно. На такое расстояние не подействует”.

Подводные аппараты.
1.Предложение врача М.Глубоковского, редактора и издателя журналов “Наука и жизнь” и “Дело”: “Есть пять способов для исследования морского дна: кошки, тралы, промеры, приборы, спуск водолазов. Все они весьма плохи, ибо первые четыре прибора бездушные, а водолазы вынуждены работать при самых неблагоприятных условиях”. В связи с этим Глубоковский предложил сделать обитаемый подводный аппарат и составил его схему (трехколесная повозка с внешним манипулятором — “рычаг—клюв”).

2. Письмо господина Пошиваева от 20 октября 1893 г.: “Сердечно сочувствуя русскому флоту об утрате, и размышляя о трудностях отыскать в море погибшую “Русалку”, я случайно был увлечен мыслью”. Идея Пошиваева заключалась в транспортировке под днищем парохода “герметически непроницаемой камеры для двух человек на цепях со связью по телефону <…>. Так как вода — жидкость вполне прозрачная, то электричество осветит некоторое пространство перед камерой, и путешественники, спустившиеся к морскому дну, смогут его прекрасно исследовать. Удерживаемая пароходом камера благодаря своей тяжести будет висеть в воде отвесно поверхности, и при движении парохода будет также двигаться”. Подобные устройства — прообраз обитаемых буксируемых подводных аппаратов, появившихся позднее.

Освещение морского дна.
1.Второе предложение Фрумкина. Суть заключалась в освещении морского дна “люстрой”, опущенной в воду, например, на якоре.

2.Докладная записка о способе поиска “Русалки” инженера О.Вильнера. Основной принцип состоит в использовании проволоки “селена”, которая обладает свойством пропускать ток только под действием света. Таким образом, если между источником света и проволокой на дне окажется крупный предмет, то ток через проволку прервется.

Химический способ.
Предложение Фрумкина (уже третье по счету) сводилось к поиску “Русалки” с помощью анализа воды у дна на предмет содержания в ней железа. На подлиннике заявления есть резолюция инспектора по минному делу: “Хотя железо под действием морской воды может переходить в раствор и быть обнаружено реактивом, но растворенное таким образом количество столь незначительно по отношению к массе воды, что даже на небольшом расстоянии от железного предмета не будет чувствительно на реактив и поэтому предлагаемая среда не увеличивает число шансов, против имеемых теперь средств отыскания затонувших судов”.
Способы на основе магнетизма.
1.Докладная записка от мещанина И.П.Немчинова. Устройство представляет собой медный цилиндр с магнитом внутри. Попадая на металлический объект (при буксировке по морскому дну), магнит перемещается в цилиндре, который фиксируется на буксирующем судне. Изобретение весьма интересное (даже с современных позиций), если дать свободу перемещения магнита во все стороны, а шнур заменить электрическим кабелем. Преимущество данного изобретения в простоте изготовления и дешевизне. Особенно важное значение оно будет иметь при поиске мелких металлических предметов (большие легко обнаруживаются магнитометром или гидроакустической станцией).

2.Предложения студента А.Х. и генерал-майора барона Кульбаса (поданы независимо). Суть изобретения изложена в газете “Новое Время” от 19 ноября 1893 г. (№6368): “Воспользовавшись зимним временем, студент А.Х. предложил произвести поиск броненосца с помощью магнитной стрелки. Прибором для отыскания может служить обыкновенный инклинатор *”.

* Инклинатор — обыкновенная стрелка компаса (в данном случае имеющая свободу перемещения в вертикальной плоскости).
Расчеты показали, что наибольшее, на что можно надеяться, — это отклонение стрелки всего в 1.5° (студент считал, что стрелка над броненосцем встанет вообще вертикально). Таким образом, официальный отзыв Главного географического управления из Морского министерства гласил: “Означенный способ требует приборов большой чувствительности”. В действительности, были созданы инклинаторы на основе вращающейся индукционной катушки и, позднее, магнитометры.
Поскольку поиски “Русалки” осенью 1893 г. ничего не дали, Морское министерство объявило об организации летом 1894 г. расширенных работ. Для подготовки программы и плана дальнейших действий при Главном гидрографическом управлении была создана специальная комиссия, в задачи которой входил, конечно, и сбор поступающих предложений.

Результатом работы комиссии стал рапорт  2], в котором был определен район поиска, а также средства: “Относительно способа искания броненосца комиссия высказалась за трал, как наиболее надежный и испытанный <…>. Одновременно с тралами комиссия полагает полезным употребление магнито-электрических приборов. Применение водолазов и водолазных аппаратов комиссия полагает необходимым всякий раз, когда тралом будет найдено какое-либо препятствие и представится необходимость в осмотре его”.

Комиссия также предложила создать водолазный аппарат для глубины до 40 сажен (существующие позволяли опускаться только до 25 сажен), а имеющаяся подводная лодка никогда не испытывалась на такой глубине.

И, наконец, комиссия решила использовать воздушный шар в качестве средства для подъема наблюдателей, так как “с некоторой высоты дно моря с его неровностями бывает видно более или менее отчетливо”.

В комиссию поступали все новые и новые предложения. Таким был, например, оригинальный способ И.Н.Ливчака, основанный на замыкании электрической цепи при одновременном попадании двух ножей-контактов на металлическую поверхность у дна моря. Этот способ позднее был усовершенствован и использовался при поисковых работах.

“Русалка” так и не была найдена ни в 1893, ни в 1894 г. Тайну ее исчезновения удалось раскрыть случайно. В 1932 г. специалисты ЭПРОНа (экспедиции подводных работ особого назначения) вели поиски затонувшей в Финском заливе подводной лодки. Электрический металлоискатель на очередном галсе дал сигнал о наличии большой массы железа. Спустившийся водолаз доложил, что это неизвестный большой корабль; при подробном исследовании “Русалка” была опознана. Броненосец лежал на глубине 80 м, всего в 2.5 милях к югу от того места, где велись его поиски. Характер повреждений говорил о том, что сначала броненосец потерял ход, а затем и плавучесть.

Таким образом, поиск “Русалки” стал первой крупной операцией с использованием различных технических средств.

Заявлены, но не реализованы следующие предложения: поиск с помощью магнитной стрелки (из-за малой чувствительности); химический способ (из-за малой концентрации окислов железа); буксируемая платформа с электромагнитными приборами (из-за неэффективной работы приборов).

Комиссия, занимавшаяся поиском погибшего броненосца береговой охраны российского флота “Русалка”, “подводя итог всех работ, если и безрезультатных по цели назначения экспедиции, но несомненно принесших пользу, в особенности водолазам и магнитной команде” [3], в рапорте от 31 августа 1894 г. доложила управляющему Морским министерством о всех использованных способах поиска, размерах протраленного и оставшегося непротраленным пространства, где вероятность обнаружения “Русалки” была наибольшей. Как сейчас ясно, вести поиск следовало в порядке уменьшения вероятности обнаружения, а не наоборот. В оправдание следует заметить, что, во-первых, из-за ухудшения погоды работы были прекращены ранее намеченного срока, а во-вторых, предполагалось, что поиск будет продолжен на следующий год. Однако к тому времени волнения по поводу гибели броненосца затихли, и Главный морской штаб приостановил поисковые работы на неопределенный срок.
 

Если найдут “Русалку”, прошу самого подробного донесения и описания.

Николай II

Памятник погибшим на броненосце “Русалка”.
Сооружен в 1902 г. Таллин.

Литература

1. РГАВМФ. Ф.421. On.4. Д.410.

2. РГАВМФ. Ф.404. Оп.1. Ед.хр.184.

3. РГАВМФ. Ф.417. Оп.2. Ед.хр.1117. Л.723—724.
 




Март 2004