№2, 2006 г.

Владимир Александрович
Струнников
15.VII.1914 — 9.XII.2005

Памяти академика В.А.Струнникова

9 декабря 2005 г. прервалась жизнь всемирно известного генетика, академика Российской академии наук Владимира Александровича Струнникова.

Судьба его - и научная, и человеческая - складывалась совсем не просто. Он прошел через разруху и голод после гражданской войны, вторую мировую войну с пленением и возвращением на фронт, испытал изнурительный страх перед репрессиями и пережил кошмар лысенковского правления. Но жизнь скрашивалась страстным увлечением наукой.

Завороженный еще в детские годы шелкопрядом, Владимир Александрович занялся генетическими исследованиями этого уникального объекта уже в студенческие годы. На четвертом курсе Ташкентского сельскохозяйственного института впервые познакомился с генетикой, прочитав учебник американских ученых, и понял, что у генетики большое будущее, а любовь к ней сохранил на всю жизнь. Еще во время дипломной работы он почувствовал страсть к открытию тайн природы и управлению ее процессами. Это был решающий момент в его жизни, определивший устремления и судьбу.

В годы лысенковщины генетика, которую Владимир Александрович считал самой перспективной и удивительной по красоте наукой, была растоптана. Растоптанной ему казалась и  сама жизнь, так как главными в  ней были генетические исследования. Но все проходит, закончились и гонения на генетику.

Уже после «реабилитации» генетики Владимир Александрович проводил такие работы на тутовом шелкопряде, результаты которых приводили в изумление Я.Тадзиму, японского генетика с мировой славой, а способ получения в потомстве одних только самцов он счел за научно-фантастический рассказ.

Владимир Александрович, автор множества технических новшеств и большого числа разнообразных, подчас невероятных форм тутового шелкопряда, стал известен далеко за пределами нашего Отечества. Ученые Китая, страны, где разведением тутового шелкопряда для получения шелка занимаются около 5 тыс. лет, ездили к Струнникову постигать генетические премудрости выведения новых форм. Венцом генетических исследований стали два его метода: получение самцовых клонов и закрепление в потомстве гетерозиса. Ни к одному из этих методов, которые помогли бы человечеству прокормить себя, не распахивая целину, а сохранив природу нетронутой, академическая общественность не проявила интереса. Но несмотря на это, Владимир Александрович продолжал экспериментировать и изобретать. Несколько идей он записал, но не патентовал и даже не готовил к печати, так как надеялся дождаться более благоприятного времени для изобретательства в России.

Науку Владимир Александрович делал «с серьезным лицом», проверял и перепроверял схемы придуманных им скрещиваний и результаты опытов. Казалось бы, кропотливые генетические эксперименты не оставляли времени для каких-либо увлечений, но он успевал отдать им должное. Склонность к розыгрышам, проявившаяся в раннем детстве, сопровождала его всю жизнь.

Он сочинял сценарии розыгрышей еще в скупое на развлечения студенческое время. Такие «дурные наклонности» скрашивали жизнь, а зачастую позволяли бороться с несправедливостью и подлостью. Розыгрыши устраивались и зрелым ученым.

В нашем журнале Владимир Александрович опубликовал все свои обобщающие работы. Если слог его генетических статей и не отличался литературными изысками, то логика была «железной». Он отдал в наши руки и несколько своих несерьезных миниатюр для апрельского номера 2004 г., и в этот же год, год его 90-летия, рассказал нашим читателям о своей долгой, богатой перипетиями жизни. Мы гордимся, что такой неординарный человек и ученый был нашим автором.

Редакция журнала «Природа»