ПРИРОДА    № 2, 2002 г.

© А.М. Сагалевич, С.В. Галкин

Жизнь затонувших кораблей

А.М. Сагалевич,
доктор технических наук

С.В. Галкин,
кандидат биологических наук

Институт океанологии им.П.П.Ширшова РАН, Москва

Как ни печально, история кораблекрушений насчитывает столько же тысячелетий, сколько и история мореплавания. Во все времена корабли тонули, застигнутые штормами, сталкивались с айсбергами, становились добычей пиратов, гибли в морских сражениях. В истории морских катастроф немало “знаменитостей”, среди них наиболее известен легендарный “Титаник”. О нем и некоторых других судах написаны книги, сняты художественные и научно-популярные фильмы. Гораздо больше кораблей, не оставивших следа в истории - даже их названия навсегда стерлись из человеческой памяти. Между тем, став добычей пучины, сами корабли не исчезают бесследно. Достигнув океанского дна, их останки становятся своеобразным компонентом донного ландшафта, причем отнюдь не безжизненным - в них поселяются многочисленные глубоководные обитатели. Постепенное разрушение корпуса, коррозия металлических конструкций, разложение органических остатков груза - все эти процессы не могут не сказываться на функционировании донных экосистем в районе кораблекрушения. Масштабы влияния могут оказаться значительными, ведь за столетия навигации на дне океана скопилось огромное количество антропогенных объектов.

Обнаружить затонувшее судно и всесторонне обследовать его в открытом море на большой глубине технически очень сложно. Это стало возможно лишь с появлением глубоководных буксируемых и обитаемых аппаратов. Так, в течение последнего десятилетия на научно-исследовательском судне “Академик Мстислав Келдыш” проводились экспедиции по обследованию затонувших объектов с помощью глубоководных обитаемых аппаратов “Мир-1” и “Мир-2” - им доступны глубины до 6 тыс. м. В некоторых погружениях участвовали ученые-биологи, они непосредственно наблюдали через иллюминаторы за животными, облюбовавшими различные части затонувших судов, их обломки и т.д. Во всех погружениях проводились подводные съемки: видеозаписи и фотографии - очень информативный научный материал, просмотр и изучение которого позволяют ученому составить полное представление о закономерностях поселений животных на различных объектах.

В мае-октябре 2001 г. в 46-м рейсе “Академика Мстислава Келдыша” были обследованы останки трех объектов в Северной Атлантике - “Титаника”, “Бисмарка” и небольшой деревянной шхуны, затонувшей в 800 милях к северо-востоку от Багамских о-вов.

“Титаник”

Как известно, “Титаник” затонул в 300 милях к юго-востоку от о.Ньюфаундленд на глубине 3800 м. Во время катастрофы корабль разломился на две крупные части - носовую и кормовую, при этом от корпуса отделилось множество обломков, изнутри выпали тысячи различных предметов: от огромных паровых котлов и других частей машинного отделения до кухонной утвари, личных вещей пассажиров и членов экипажа. Обломки рассредоточились на значительной площади дна - около мили в диаметре.

Район гибели “Титаника” посещается экспедициями нашего института уже в шестой раз (1991, 1995, 1998, 1999, 2000 и 2001 гг.). В течение всех этих экспедиций, помимо кино-, видео- и фотосъемок, велись непосредственные наблюдения за животными, населяющими основные, крупные части “Титаника”, его обломки и окружающую территорию дна.

Как показывают многолетние наблюдения, внедрение в природный ландшафт крупных инородных тел и многочисленных металлических обломков, кусков угля, посуды, кафеля и т.д. значительно изменили его. За десятилетия после аварии произошла весьма значительная коррозия металла, площадь покрытия грунта рыжими окислами железа в непосредственной близости от металлических конструкций достигает местами 80%. Вершины намытых течением “барханов” на дне также на 2.0-2.5 см покрыты окислами железа, грунт рядом с корпусом судна - потеками ржавчины. Носовая и кормовая части коррозировали очень сильно. И корпус, и надстройка сплошь усеяны свисающими натеками ржавчины, напоминающими сосульки льда разных размеров - от первых сантиметров до метра и более. При малейшем прикосновении “сосульки” разлетаются в красную пыль. (Эти своеобразные структуры отчасти химического, отчасти микробиологического происхождения в современной англоязычной научной литературе называются “rusticles”. В русскоязычной - пока аналогов нет, поэтому в среде специалистов принято использовать английский термин.) Создается впечатление, что обломки судна постепенно “перетекают” в “rusticles”, которые дорастают до определенного предела, обламываются и падают на грунт, а оставшиеся на корпусе их части продолжают расти дальше, съедая металлические конструкции. Непосредственно под кусками металла образуется восстановленный осадок темно-серого, а иногда - черного цвета с реками ржавчины на дне.

Столь мощное воздействие ржавеющего “Титаника” на окружающую обстановку не могло не сказаться на животном мире. Иногда аппараты “Мир” садились на дно в полумиле от “Титаника”, где еще не было заметно его влияния: редко встречались рыбы, порой - голотурии, или морские огурцы (Holothuroidea), а также сидящие на камнях звезды-бризингиды (Brisingidae). По мере приближения к судну и его металлическим частям и количество животных, и число их видов начинали резко возрастать. Только во время одного из погружений, маршрут которого у дна составил 1700 м, было встречено 28 видов животных, в том числе четыре вида рыб. Три вида беспозвоночных животных (бичевидные восьмилучевые кораллы - горгонарии, галатеидный крабоид Munidopsis и белая офиура) могут быть охарактеризованы как массовые, на маршруте они встречались в 0.5-3 м друг от друга. Каждый из них по-своему реагирует на присутствие инородных предметов. Бичевидная горгонария селится исключительно на обломках судна или кусках угля, вырастая до трехметровой высоты и, как правило, имеет от одного до семи отростков. Для сравнения заметим, что вдали от обломков “Титаника”, в фоновой зоне, где горгонарии обычно селятся на карбонатных осадках, они достигают в высоту не более четырех сантиметров и имеют вид палочек, торчащих из субстрата. Рак Munidopsis в фоновой зоне довольно малочислен, в районе кораблекрушения встречается практически на любом крупном обломке, одиночно или парами. Белая офиура, напротив, предпочитает естественный ландшафт, а на участках дна, припорошенных окислами железа, отсутствует.

Остальных животных также можно условно поделить на две категории по привязанности к субстрату: одни (девять видов) явно избегают селиться на обломках судна, другие (12 видов) - явно тяготеют к ним. Первую группу составляют бесскелетные одиночные полипы отряда Ceriantharia, брюхоногие моллюски (Gastropoda), паразитические и свободно живущие веслоногие рачки (Copepoda), раки-отшельники (Anomura), морские лилии (Crinoidea), крупные фиолетовые голотурии, морские звезды Astropectinidae. Эти животные не отмечены на обломках корабля и избегают осадка, покрытого окислами железа. Ко второй категории относятся прежде всего животные, ведущие сидячий образ жизни, - некоторые виды стеклянных губок (Hyalospongia), актиний, или морских анемонов (Actiniaria), горгонарий (Gorgonaria), сидячих многощетинковых червей (Polychaeta), усоногих раков (Cirripedia), асцидий. Очень характерны в этом отношении морские звезды-бризингиды. Эпифауна охотно заселяет многие антропогенные субстраты, свободные от ржавчины: стеклянная губка и полихеты-серпулиды были отмечены на поверхности котла из нержавеющей стали, стеклянные губки - на фаянсовых и кафельных обломках. На валунах ледового разноса, в стороне от “Титаника”, отмечались многочисленные обрастатели: крупные бичевидные горгонарии, белые губки и однажды - морское перо. Кроме того, бичевидные горгонарии росли и на фарфоровых предметах, выпавших с корабля.

Непосредственно на корпусе “Титаника” встречены только мунидопсисы, бичевидные горгонарии и актинии. На поверхностях, покрытых ржавчиной, крупная эпифауна обычно отсутствует. Однако на фрагменте леерного ограждения, поднятого во время 46-го рейса канадскими исследователями специально для изучения натеков ржавчины, мы обнаружили мелких гидроидов и очень маленький экземпляр усоногого рака подотряда Verrucomorpha.

На носовой части “Титаника” отмечены шесть видов животных-обрастателей. На борту, на чистых пятнах металла, местами сохранившихся среди сплошного ковра натеков ржавчины, в метре-полутора от грунта, росли крупная и мелкая актинии и серая кустистая горгонария Chrysogorgia agassizi. На самих же натеках никаких обрастателей не отмечено. Кроме того, на отдельной косо торчащей трубе, на шлюпочной палубе, была обнаружена небольшая колючая мшанка. В разных местах носовой части “Титаника” растут крупные (около метра длиной) бичевидные горгонарии. На самом форштевне “Титаника”, в полутора-двух метрах от его вершины, поселилась крупная глубоководная асцидия на длинном тонком стебельке. На верхнем леере, над форштевнем погибшего судна, сидит красивая колония Ch.agassizi. Неоднократные посещения “Титаника” в течение 10 лет дали уникальную возможность оценить по архивным фотографиям и видеозаписям скорость роста этого глубоководного коралла [1]. Ранее такие данные для абиссальных сидячих животных получены не были.

В 46-м рейсе при работах с американским дистанционно управляемым аппаратом внутри корпуса “Титаника” (в помещении одного из салонов) были сняты на видеопленку червеобразные голотурии Chiridotidae, использующие для укрытия остатки деревянной мебели.

“Бисмарк”

Крупнейший немецкий линкор “Бисмарк” был потоплен английским флотом и авиацией 27 апреля 1941 г. и ныне покоится на глубине 4670 м в 400 милях от побережья Франции (48°07'с.ш. 16°08'з.д.) [2]. Останки корабля были обнаружены в 1989 г. экспедицией Роберта Балларда на судне “Star Hercules” с помощью буксируемой платформы “Арго”, оборудованной локатором бокового обзора, теле- и фотокамерами. Тогда были сделаны снимки и видеозаписи, определено положение корабля на грунте.

Во время нашей последней экспедиции район кораблекрушения “Бисмарка” впервые обследовался с использованием глубоководных обитаемых аппаратов “Мир”. Несмотря на то что координаты нахождения “Бисмарка” были известны (их предоставил нам Баллард), поиск останков корабля на дне занял более пяти часов. Расхождение в координатах составило 1400 м, что обусловлено, по-видимому, погрешностями в определении координат в 1989 г. Поиск был затруднен еще и тем, что рельеф дна довольно сложный: корабль лежит на склоне холма в каньоне, его нелегко обнаружить с помощью локаторов, которыми оборудован “Мир”.

Корпус “Бисмарка” представляет собой единое целое, от него только отломилась часть кормы. В отличие от “Титаника” на нем почти нет ржавчины, сохранилась даже серая краска. И это неудивительно, ведь корпус “Бисмарка” сделан из высокопрочной легированной крупповской стали. Корабль лежит на ровном киле и частично погружен в донный ил. Правый борт, обращенный к склону, на две трети находится под осадком, левый - практически свободен от осадка. При ударе о грунт со стороны левого борта образовался глубокий ров шириной около пяти метров, а затем вал, вниз по склону пошел мощный оползень. Все четыре башни с орудиями главного калибра (380 мм), боевая рубка, дымовые трубы и ангары гидросамолетов отсутствуют. Вместе с тем орудия среднего калибра (150 и 105 мм) находятся в хорошем состоянии. Из животных-обрастателей, использующих для прикрепления корпус и детали конструкции “Бисмарка”, наиболее многочисленны довольно крупные актинии с белым телом и розоватыми щупальцами, достигающие 15-20 см в высоту и 25 см в диаметре наружного венчика щупальцев. Пищей для этих глубоководных хищников служат мелкие планктонные животные. В составе обрастателей отмечены также мелкие горгонарии по меньшей мере двух видов, достигающие 20 см в высоту: гидроидные полипы, полихеты-серпулиды. Встречаются и звезды-бризингиды в характерных “ловчих” позах. Стремясь попасть в зону наиболее сильных течений, эти животные сидят на выступающих деталях - например, корабельных кнехтах.

В отличие от бортов деревянная палуба “Бисмарка” не заселена,
лишь слева сидит белый крабоид Munidopsis.

Распределение животных на корпусе “Бисмарка” очень неравномерно. Наибольшая плотность обрастателей, питающихся взвесью из потока воды, наблюдается в носовой части корабля, в районе форштевня, на орудийных стволах, на острых гранях конструкций, т.е. там, где придонные течения создают условия для локальной концентрации пищевых частиц [3]. Напротив, плоские участки (остатки палубного покрытия) практически лишены обрастателей. Из активно подвижных животных на корпусе корабля довольно многочисленны белые крабоиды Munidopsis (сем. Galatheidae). Этих всеядных ракообразных привлекает сюда, по-видимому, повышенное по сравнению с окружающими районами количество потенциальной пищи, которой могут стать отмершие обрастатели.

Деревянная шхуна

В 1999 г., во время поисков космической капсулы “Либерти Белл” (затонувшей в Саргассовом море в 1961 г. после второго американского пилотируемого полета в космос), с помощью локатора бокового обзора американской поисковой экспедицией был обнаружен на дне океана объект с параметрами, соответствующими небольшому судну длиной около 30 м. Космическая капсула была обнаружена и поднята, а найденный корабль привлек внимание археологов и историков.

В составе экспедиции 46-го рейса работала группа археологов из Института морской археологии (штат Флорида) во главе с профессором Д.Синклером. Работы проводились в 200 км к северо-востоку от островов Гранд-Багама и Абако из группы Багамских о-вов (27°35'с.ш., 75°45'з.д.). Несмотря на то что координаты объекта были определены по данным спутниковой навигации в 1999 г., поиск занял практически все первое погружение двух аппаратов “Мир”. Поиск осуществлялся в условиях сложного рельефа - комплекса протяженных гряд, сложенных осадочными породами, высотой до 20 м и расстояниями между их гребнями 150-200 м. Направление гряд, образованных донными течениями, широтное - с запада на восток. Объект найден по небольшому металлическому стержню, лежащему на гребне одной из гряд. Сам же объект лежал у основания южного склона гряды на глубине более 4700 м и оказался остатками деревянной шхуны длиной около 25 м. Судя по найденным на шхуне монетам, самая ранняя из которых датируется 1808 г., затонула она в начале XIX в.

На шхуне, видимо, перевозили кокосы, которые довольно неплохо сохранились за те без малого 200 лет, что они пролежали на морском дне. Ядра многих из них обнажились, скорлупа оказалась расколота и повреждена древоточцами. Интересно, что в ядрах кокосов сохранились даже остатки съедобной мякоти, превратившиеся в липкую белую массу с неприятным сладковатым запахом, слои грубых волокон околоплодника (мезокарпия) отчетливо пахли сероводородом. Во время просмотра видеозаписей на некоторых кокосах были замечены коричневые трубки, особенно многочисленные на поврежденных орехах. В одном месте трубки торчали из проломленного ядра, как букет цветов из вазы. Один из орехов был взят на исследование. Кожистые полупрозрачные трубки буквально обвивали орех, они крепились к остаткам кожуры, прорастали сквозь волокна околоплодника. К сожалению, все эти трубки оказались пусты - обитатели давно погибли, поэтому идентифицировать их было невозможно. По внешнему же виду и размерам они весьма напоминают трубки вестиментифер (Vestimentifera) - своеобразных бескишечных беспозвоночных, питающихся за счет хемосинтезирующих бактерий, которые содержатся в их тканях. Животные этой группы обитают в районах гидротермальных источников, холодных углеводородных высачиваний и в других биотопах, где избыток сероводорода создает условия для бактериального хемосинтеза. Известны находки вестиментифер на останках крупных млекопитающих (китов) и на затонувшем судне, перевозившем бобы [4]. Несомненное сходство ситуаций (кокосовые орехи не менее богаты питательными веществами, чем бобы, и при разложении дают не меньше сероводорода) позволяет предположить, что мы имеем дело с аналогичным случаем.

Многочисленны на шхуне и другие обитатели, использующие обломки корабля в качестве твердого субстрата. В основном это - неподвижные сестонофаги, использующие в пищу придонную взвесь. Они особенно многочисленны на сохранившихся кромках бортов и на выступающих вверх остатках шпангоутов. Поселившиеся здесь фильтраторы находятся, очевидно, в наиболее выгодном положении, попадая в более сильный поток воды. Именно поэтому остатки шхуны выглядят своеобразным оазисом на фоне окружающего пустынного ландшафта. Судя по наблюдениям из аппарата и сделанным видеозаписям, поверхность осадка вокруг довольно безжизненна и несет редкие следы биотурбации в виде холмиков выбросов и нор роющих организмов.

Эта шхуна, по свидетельству американских археологов, - самое “глубоководное” деревянное судно, найденное и обследованное за всю историю поисковых операций.

Литература

1. Виноградов Г.М. Как быстро растут глубоководные кораллы? // Природа. 1999. №6. С.85-86.

2. Линейный корабль “Bismarck” / Сост. Н.И.Печуконис, Ю.В.Давыдов. СПб., 1994.

3. Галкин С.В. О методике исследования донных сообществ подводных поднятий // Проблемы современной океанологии. М., 1987. С.110-113.

4. Dando P.R., Southward A.J., Southward E.C. et al. // Nature. 1992. V.356. P.667.
 




VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!
Январь 2002