ПРИРОДА

Январь

2003


© О.П. Ваньшина, М.А. Пузик

Сокровища Дарвиновского музея

О.П. Ваньшина, М.А. Пузик
Государственный Дарвиновский музей
Москва

Библиотека Дарвиновского музея насчитывает около 30 тыс. произведений печати. Почему не просто книг? Потому что в ней есть и папки с гравюрами, и альбомы, и плакаты.

Книжное собрание обеспечивает различные виды деятельности: научный, научно-просветительский, экспозиционный.

Начиная с 1982 г. из общего собрания был выделен фонд “Редкая книга”, в котором более 7 тыс. изданий, и это число постоянно растет. К редким может быть отнесена и современная книга, изданная небольшим тиражом, с владельческими надписями. В музее хранятся в основном книги, отпечатанные начиная с XVI в.

Книжные экспозиции музея вызывают огромный интерес у посетителей. Например, работа Улисса Альдрованди “История змей и драконов”, вышедшая в 1640 г., открыта на странице с гравированным драконом, описанным автором как реально существующее животное.

Книга Яна Сваммердама “Библия природы” по замыслу должна была дополнить саму Библию. Вышла эта работа уже после смерти автора. Иллюстрирована прекрасными рисунками с изображением беспозвоночных животных, в основном моллюсков и насекомых.

Трудно выбрать самое интересное из этого уникального собрания. Есть большие фолианты с раскрашенными от руки гравюрами, есть прижизненные издания классиков биологии: К. Линнея, Ж. Бюффона, Ч. Дарвина (и переводы трудов его деда Эразма Дарвина, естествоиспытателя и поэта). Каждая книга имеет свою историю, отраженную в пометках на полях, владельческих надписях и экслибрисах.

Отдельная тема - языки книг. Самые древние, конечно, на латинском, но есть и на голландском, польском, чешском, китайском, английском, немецком, французском языках.

Формировать коллекцию начал основатель музея А.Ф. Котс [1]. Он покупал книги в России, привозил из заграничных поездок. Надежда Николаевна Ладыгина-Котс, жена Александра Федоровича, собирала литературу по психологии, педагогике, физиологии высшей нервной деятельности и зоопсихологии, причем большая часть книг ее библиотеки издана на европейских языках. Благодаря ее усилиям в музее хранятся редкие издания конца XIX - начала XX в.

Другая часть фонда “Редкая книга” принадлежала меценату и коннозаводчику Алексею Степановичу Хомякову. Для своей библиотеки он подготовил и выпустил два издания: “Систематический каталог библиотеки А.С. Хомякова. Орнитология” (1911) и “Каталог библиотеки А.С. Хомякова в Москве. Энтомология” (1915). В первый включены описания 388 книг, причем отдельно выделены русские и иностранные; введены специальные систематические разделы (орнитология, природоведение, птицеводство и голубиный спорт). Посвященный энтомологии выпуск еще обширнее: “Всего в каталог внесено 689 названий в 1048 томах (из них 737 в переплете), 932 брошюры и тетради, 2 папки с таблицами и 44 отдельных листа”. Судя по этой библиографии, собрание Хомякова отличалось полнотой и включало дорогие редкие книги. Примером могут служить четыре огромные папки (68ґ101 см2), в которых хранятся 435 гравюр, раскрашенных вручную американским анималистом Дж. Дж. Одюбоном. После революции собрание Хомякова было национализировано и в 1919 г. передано в фонды Дарвиновского музея.

В 1968 г. Государственная библиотека им.Ленина передала музею часть своих фондов по естественнонаучной тематике. Среди них собрание сочинений Чарлза Дарвина, “Птицы Америки” Одюбона и много других редких книг. Иногда в дар поступали и целые тематические библиотеки!

В 2001 г. в Дарвиновском музее состоялась выставка, посвященная 450-летию зоологической энциклопедии К. Геснера “История животных”. Хорошая сохранность книг, а в фонде музея имеются все пять томов и два сборника рисунков (“Icones”), говорит о многом. На некоторых экземплярах есть пометки, датируемые XIX в., а это значит, что еще тогда энциклопедия служила учебником по зоологии.

Швейцарский натуралист Конрад Геснер (1516-1565), профессор естествознания и знаток античной философии, был еще лингвистом и библиофилом. В заглавии книги есть посвящение: “Книги Конрада Геснера по истории животных, труд в высокой степени полезный и в равной мере весьма приятный для философов, врачей, грамматиков, поэтов и всех, изучающих различные предметы и языки”. Эта пятитомная энциклопедия начала издаваться в 1551 г., а последний, пятый, том вышел уже после смерти автора. Во времена эпохи Возрождения эта старинная книга с забавными рисунками и текстами была незаменимым пособием для любителей естествознания.

Тома выглядят необычно: размером 41ґ25 см2 и толщиной 12 см. Переплет обтянут светлой телячьей кожей с выдавленным на ней орнаментом. Имелись и застежки, но от них сохранились только крепления на верхней крышке. Прекрасно сделаны гравюры. Однако часть животных рисовалась явно не с натуры, а по словесному описанию. Например, жираф изображен с длинными рогами, а у носорога есть еще рог на спине. Очень интересны гравюры, посвященные морским животным. Геснер стремился к максимально полному охвату и привел изображения и описания мифических существ (дракона, базилиска, морского монаха и др.).

К первому тому энциклопедии приложен указатель еврейской, греческой, римской и другой использованной литературы. И это неудивительно. Геснер был настоящим полиглотом, неплохо знал европейские языки и несколько восточных и мог прочесть любой труд в подлиннике. Кроме того, он многое самостоятельно наблюдал, изучал и собрал целую коллекцию: чучела и скелеты животных, описания и рисунки путешественников, видевших диковинных зверей. Широтой интересов и любознательностью Геснер напоминал Плиния Старшего. Подобно этому римлянину, он тоже был убежден, что чем больше старинных книг накоплено человечеством, тем большими знаниями оно обладает. Геснера даже называли “Плинием эпохи Возрождения”.

Энциклопедия Геснера занимает четыре с половиной тысячи страниц и иллюстрирована тысячью рисунков, сделанных либо самим автором, либо заимствованных у П. Белона, Г. Рондле, А. Дюрера. Рисунки были настолько удачными, что позже их издавали отдельно.

Это была первая энциклопедия по зоологии. Описания животных в каждом томе располагались в алфавитном порядке. Известные Геснеру систематические группы были запутаны и противоречивы, и пользоваться ими было очень трудно. Отказавшись от классификации, Геснер все-таки распределил всех животных по группам.

Единорог.

В первом томе речь идет о млекопитающих, второй посвящен яйцекладущим животным, в третьем описываются птицы, четвертый занят водоплавающими, главным образом рыбами, а в пятом даются характеристики различных насекомых и иных беспозвоночных.

Геснер придавал огромное значение стройности изложения и для описания использовал строгий план.

А. Название животного на разных языках.

В. Родина и распространение. Описание внешних и внутренних частей тела.

С. Общебиологические данные: связь со средой обитания, жизнедеятельность и болезни, питание, спаривание, деторождение, воспитание потомства, способы передвижения.

D. Психическая жизнь животных: чувства, ум, инстинкты и нравы.

E, F, G. Роль животных в жизни людей: сельское хозяйство и охота, воспитание и дрессировка, поклонение животным и т.п.

H. Различные изречения, поговорки, символы, эмблемы, басни, мифы, чудеса и т.п. [2].

Изложив в нескольких словах какой-либо факт, Геснер указывает имя писателя, у которого вычитал, либо заимствовал его. Некоторые рисунки сопровождаются ремаркой: автор не берет на себя ответственности за их точность.

Желание охватить все доступные на тот момент знания по зоологии привело к тому, что наряду со сведениями о реальных животных в энциклопедии появились и описания сказочных существ. Часть из них - рассказы шарлатанов, стремящихся сыграть на обывательской жажде сенсации. Пример базилиска, сфабрикованного из ската, приводит в своей “Истории животных” Геснер. Он знал, как ловко описывают всяких морских чудовищ, и далеко не все услышанное поместил в свои записи.

“Аптекари и другие бродяги придают телу скатов различный вид, смотря по желанию <…>. Я видел у нас одного бродягу, который показывал ската под видом базилиска”. Вот такой отзыв дал Геснер в своей книге о некоторых чудовищах.

Он разоблачил и знаменитого венецианского дракона, под именем Лионей прогремевшего на всю Европу. Это было редкостное чудовище: закрученный хвост, две могучие лапы с когтистыми пальцами, покрытыми шерстью, и семь голов на длинных шеях. Дракона оценили в 6 тыс. дукатов и, как говорят, он был куплен самим французским королем [3].

Венецианский дракон Лионей.

Часто необыкновенные черты придавали животным, которых видели издали, сквозь толщу воды. Среди моряков ходили легенды о громадных спрутах, нападающих на корабли. Ламантины, дюгони и дельфины породили рассказы о морских монахах и епископах, нереидах и русалках.

Не стоит искать в трудах Геснера строго научных данных. Его энциклопедией пользовались все, кто владел латынью. Она была для них тем, чем в наши дни стали всем известные книги А.Брема, с той лишь разницей, что других работ по зоологии тогда было мало.
 

Литература

1. Удальцова В.А. Ремесло или искусство // Природа. 2002. №4. С.92-96.

2. Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина: Очерки по истории биологии. М.; Л., 1936.

3. Плавильщиков Н.Н. Гомункулус: Очерки из истории биологии. М., 1971.
 




Декабрь 2002