Вера Игнатьевна Мухина АВТОБИОГРАФИЯ
Я родилась 19 нюня 1889 года в Риге. Отец мой происходил из купеческой семьи города Рославля Смоленской губернии. Мухины издавна занимались пеньковым делом и через Ригу отправляли пеньку за границу. У деда моего, Козьмы Игнатьевича Мухина, семья была большая: мой отец был тринадцатый. Ребенком я застала в живых уже немного теток и дядей. Сейчас я последняя из этой ветви рода Мухиных.
Вероятно, мои художественные наклонности перешли ко мне от моего отца, которого я помню склоненным над чертежами машин. В молодости он любил копировать марины Айвазовского, с чего в живописи начала и я, живя в Феодосии, в Крыму 1. Там я училась в гимназии и впервые начала рисовать. Мой первый учитель рисования, В.Н. Трегубов, давал мне рисовать с натуры, а перейдя к живописи, принес небольшую картинку Айвазовского, с чего и начались мои живописные попытки. Переехав после смерти отца в Курск, я продолжала брать домашние уроки рисования и живописи по воскресеньям и тут в первый раз приступила к портрету, написав с натуры горничную Анюту. Почему-то я сейчас вспоминаю этот портрет с удовольствием, может быть, как мое первое преодоление трудностей новой задачи. Даже сейчас мне кажется, что он был неплох. Все живописные портреты, которые мне приходилось впоследствии в школе К.Ф. Юона 2, так не радовали. По приезде и Москву я поступила в вышеупомянутую школу, где пробыла два года, Посещала школу усердно.
![]()
Мухина - гимназистка. Курск. 1906 г.
Постепенно у меня появилось тяготение к объемной форме, я стала мечтать о скульптуре, но ее в школе на Арбате не преподавали. Узнав что в Афанасьевском есть студия, где можно полепить, я отправилась туда. Студия принадлежала некоей Н.А. Синицыной 3, фанатически преданной искусству ваяния и за небольшую плату за место, глину и станок дававшей возможность лепить. Так я начала заниматься скульптурой.
В конце 1911 года я перешла в мастерскую И.И. Машкова 4, желая испробовать в рисунке иные ощущения и иные пути. Работать мне пришлось недолго: 2 января 1912 года я выбыла из строя почти на целый год, изрядно поранив себе лицо в одной спортивной катастрофе, которой, в конце концов, и должна быть благодарна, так как она определила мой дальнейший путь. Желая хоть чем-либо порадовать меня после этого тяжелого инцидента, мои опекуны (родителей к тому времени у меня уже не было) разрешили мне поездку за границу. Я уехала вместе с художницей М.П. Киселевой, которая тоже отправлялась в Париж работать по живописи.
Приехав во Францию и встретив там мою товарку по студии Синицыной С.Ф. Розенталь 5, которая уж с год работала в Париже, я поступила в частную Academie de la Grande Chaumiere, где консультировал Бурдель 6, один из наиболее талантливых скульпторов Франции того времени. Майоль 7, Деспио 8 и Бурдель - вот та скульптурная троица, которая делила между собой симпатии парижских художников. Для меня этот выбор руководителя (даже не скажу "выбор", тут была скорее просто случайность) я считаю удачным. Бурдель был настоящим монументалистом, правда, довольно эклектичным в выборе своих тем. Но надо сказать, что тема как таковая, так многозначащая в нашем искусстве, для французского искусства перед войной 1914 года значила очень мало.
Это был расцвет формалистического французского течения. Пройдя эпоху импрессионизма - обогатив свою красочную палитру, но совершенно растворив ощущение объемной формы, живопись бросилась на поиски пространственного ощущения. Перспективное пространственное построение казалось слишком "умственным" и математичным, и появился новый пространственный метод, который я осмелюсь назвать "кулисным" ощущением пространства. Упоение новыми понятиями о форме имело свою обратную сторону: тема и предмет как таковой совершенно перестали волновать художников; хуже того - интерес к ним считался даже ненужным, просто дурным тоном. Художник мог отныне всю свою жизнь писать только скрипку, вазу с фруктами, все равно что, но так, чтобы сделано это было мастерски. И, нужно быть справедливым, некоторые художники достигли живописного мастерства, но образ - "душа" предмета - никого не интересовал, и обаяние цвета залило живопись, затопив все ее остальные качества.
Со скульптурой дело обстояло еще тяжелее. Нельзя утерять объем в скульптуре, это значит перестать быть скульптором: "звучание" трехмерной формы в пространстве есть сущность этого искусства. Обаяние цвета скульптуре, к сожалению, не свойственно. Отсутствие проблемы цвета, утеря образа, этой души искусства ваяния, не способствовали ее расцвету. Столпы пластики того времени - Бурдель, Майоль, Деспио - каждый нашли свою отдушину в это время. Майоль - в мастерском штудировании и обобщении по преимуществу женского торса, Деспио в портретировании. Бурдель же пытался больше подойти к образу как таковому, но почти все его произведения имеют антикизированный привкус. В последние годы в работах Бурделя появилось сухое "стилизаторство".
Талантливые скульпторы формалистического периода - Лоранс 9, Цадкин 10, Лифшиц, отдавая дань своему времени, игнорировали образ и брали предмет лишь для переработки его в отвлеченную форму и для выявления материала - дерева, бронзы, камня. Делали они это мастерски: материал в их руках обретал свое полное звучание. Вот та атмосфера, в которую попало мое несформировавшееся "я". Желание все познать, уметь "ощутить" со всех сторон заставили меня пытаться работать во многих направлениях. Это оказалось очень полезным: легче отрицать что-либо, имея о нем настоящее представление. Не могу не отметить имевшее на меня большое влияние содружество с Любовью Сергеевной Поповой, художницей очень страстной, всегда с большим энтузиазмом откликавшейся на все новое. Среди рифов и мелей формалистического искусства она была талантливым гидом. В конце моего пребывания в Париже я пришла к убеждению, что для меня образ в искусстве - его "душа" и смысл. Разбор формалистических тенденций в период моего парижского житья был для меня прекрасной школой и лабораторным путем, но убедившись, что они уводят меня все дальше от образа, больше всего меня трогавшего, я ушла от этих течений, сказав "спасибо за науку".
![]()
Вера Мухина и Иза Бурмейстер. Париж. 1913 г.
Произведения прошлого, наполнявшие музеи Парижа, усердно мною посещаемые, развили способность видения. В первых числах апреля 1914 года вместе с Л.С. Поповой и Изой Бурмейстер, моей спутницей в ученье и в жизни в Париже зимой 1913/14 года, я уехала в Италию. Нам удалось побывать но многих городах, самым южным был Пестум, там приоткрылась завеса Древней Греции. Сейчас я сознаю, какое счастье было видеть довоенную, дофашистскую Италию. Я видела ее мало, всего 2 месяца; это недостаточно и для изучения одного города, но и такое поверхностное восприятие искусства Италии оставило неизгладимое впечатление и помогло разобраться во многом.
Война 1914 года прервала все возможности дальнейшего учения за границей. Захваченная общим желанием чем-либо помочь родине в тяжелую минуту, я прошла курс сестер милосердия и проработала в лазаретах до середины 1918 года.
К 1919 году относится большая работа над памятником русскому просветителю Н.И. Новикову. Это задание возникло в процессе осуществления плана монументальной пропаганды, возникшего по инициативе В.И. Ленина. В эпоху гражданской войны, когда в Москве трудно было работать по скульптуре из-за холода, я принялась за графические работы. По инициативе Я. Тугендхольда, всегда очень отзывчивого к нуждам художников, я получила работу в журнале "Красная нива". Немало было сделано в это время кооперативных плакатов, этикеток для конфект и для консервных банок. Тем не менее скульптурную проектную работу я не бросала. За эти годы до 1926 года участвовала в нескольких конкурсах по памятникам.
Впервые выставилась в 1926 году на первой скульптурной выставке в Историческом музее а. С тех пор участвовала почти на всех выставках, на которых экспонировалась скульптура, вплоть до 1943 года. Из наиболее крупных работ за это время можно назвать "Крестьянку" (1927), исполненную к 10-летию Октября, за которую я получила первую премию и заграничную поездку, "Ветер", проект Фонтана национальностей у Кропоткинских ворот, проект памятника М. Пешкову, декоративную группу "Хлеб", проект памятника А.М. Горькому (с архитектором С.А. Замковым) и 3-метровую его фигуру, статую советского павильона на Парижской выставке, проект памятника Челюскинцам (с архитектором А.В. Власовым), много портретов.
![]()
Ветер. 1927 г.
Постройка Парижской группы, созданной по заказу правительства, была событием не только для меня, но и для всей советской скульптуры вообще. Осуществление статуи небывалых масштабов из нового, никогда не употребляющегося материала - нержавеющей стали - было большой смелостью. Сроки были даны небывало короткие: на модель - один месяц, на исполнение в необходимых размерах (23 метра) - 3 месяца. Отсюда понятно то огромное напряжение, с которым работалась данная статуя. Но не только сроки диктовали это; сознание политической важности достойно представить : международной выставке нио своей страны вдохновляло работников. Нужна была большая изворотливость инженерного ума. большая гибкость бригады скульпторов, чтобы справиться с этой новой задачей. Можно смело сказать, что опыт этой работы положил начало новой отрасли инженереи и искусства - статуестроению. За работу над Парижской группой я была награждена в 1938 году орденом Трудового Красного Знамени. Мне жаль, что группы для Москворецкого моста остались неосуществленными и никак не использованными, мне кажется, что они могли бы прозвучать очень сильно.
![]()
Хлеб. Эскиз скульптуры для Москворецкого моста. 1938-1939 гг.
Так подошел 1941 год. Волна небывалой войны выплеснула из недр народа таких героев, изобразить которых художник может считать для себя честью. Портретирование стало для художников душевной необходимостью и творческой радостью. Портреты, собранные сейчас в залах Третьяковской галереи, являются попыткой показать индивидуальное разнообразие героического русского человека; одни портреты удались больше, другие меньше.
В проекте памятника защите Севастополя (с архитектором В.В. Лебедевым) мне хотелось передать ощущение стойкости и спайки героев, боровшихся до последних сил за этот чудесный город. Это - первая фиксация задуманного, нуждающаяся еще в длительной проработке и многих высказываниях, первое нащупывание активности подобной интерпретации этой волнующей темы. В военное время, в 1942 году, мне было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств.
Сейчас художнику трудно оградить себя от массы осаждающих его образов. Эта выставка - только незначительный результат очень глубоких волнующих переживаний.
![]()
Партизанка. 1943 г.
Примечания
1. Мухина жила в Феодосии в 1891 - 1904 годах. Работы этого периода "Морской пейзаж с пароходом" (1902), "Горный пейзаж с саклей" (1903) и "Натюрморт с фруктами" (1903) находятся в ГРМ.
2. Юон, Константин Федорович (1875-1958) - живописец, график, театральный художник; в 1900-1917 годах вместе с И.О. Дудиным основал в Москве художественную школу, известную под названием "Студия Юона".
3. Синицына, Нина Антоновна - скульптор-самоучка
4. Машков, Илья Иванович (1881 - 1944) -живописец; совместно с А.Н. Михайловским преподавал в Москве в собственной студии живописи и рисунка (1902-1917).
5. Розенталь, Софья Филипповна - скульптор; училась вместе с Мухиной в Париже у Э.-А. Бурделя (1912-1914); впоследствии жила и работала в США.
6. Бурдель, Эмиль-Антуан (1861 - 1929) - французский скульптор, живописец и график; преподавал (с 1900) в Свободной школе в Париже, основанной совместно с О. Роденом и Ж. Дебуа в частной школе Гранд Шомьер (1909-1919).
7. Майоль, Аристид (1861 - 1944) - французский скульптор, гравер, литограф.
8. Деспио, Шарль (1874 - 1946) - французский скульптор.
9. Лоранс, Анри (1885 - 1954) - французский скульптор.
10. Цадкин, Осип (1890 - 1967) - французский скульптор.